О ЗАЯВЛЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНГУШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ РЕШЕНИЕ СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ 15 июня 1994 г. N 17 (Д) В заявлении от 18 марта 1994 г., подписанном заместителем представителя Президента Российской Федерации в Ингушской Республике А.Мальсаговым, ставится вопрос о необъективном, по мнению заявителя, освещении Российским телевидением событий в зоне действия режима чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики. Так, 16 марта 1994 г. в вечернем выпуске программы "Вести" прозвучала информация о заседании Совета Федерации, рассматривавшем ситуацию в зоне конфликта. Комментируя итоги обсуждения, ведущая программы исказила, по мнению А.Мальсагова, позицию ингушской стороны в вопросе о введении в Пригородном районе федерального правления. Также вызвал нарекания заявителя факт представления слова для комментария в качестве лица, "независимого в своих суждениях", С.В.Хетагурову, заместителю Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, по мнению А.Мальсагова, не соответствует действительности информация журналиста И.Толобовой о русскоязычных беженцах из Ингушетии, продолжающих прибывать в Осетию. Рассмотрев заявление представительства Президента Российской Федерации в Ингушской Республике, изучив предоставленные ВГТРК текстовые и видеоматериалы, относящиеся к упомянутому выпуску программы "Вести", выслушав представителя постпредства Ингушской Республики М.М.Угурчиева, представителей ВГТРК Е.В.Дмитриеву и А.Ю.Нехорошева, Судебная палата установила: Заседание Совета Федерации 16 марта 1994 г. было закрытым. В этой связи не представляется возможным ни подтвердить, ни опровергнуть утверждение журналиста Т.Алдошиной о том, что "доклад комиссии, работавшей в зоне, не устраивает ни ингушскую, ни северо-осетинскую стороны". Видимо, в этом случае, не располагая полной информацией, журналисту следовало либо воздержаться от столь категоричного суждения, либо аргументировать его, дав слово, наравне с Президентом Северной Осетии, кому-либо из руководителей или депутатов Республики Ингушетия. Имея в виду значимость любых нюансов в освещении такой деликатной темы, как осетино-ингушские отношения, вряд ли можно признать удачным решением журналиста дать слово для "независимого комментария" С.В.Хетагурову, в недавнем прошлом Председателю Совета Министров Северной Осетии. Что касается фразы из репортажа И.Толобовой: "В Северную Осетию... хлынул поток семей, преимущественно казачьих, из станиц Чечни и Ингушетии", то ее также сложно оценить однозначно. По данным Федеральной миграционной службы России, с 1 июля 1992 г. по 1 мая 1994 г. из Ингушетии в Северную Осетию прибыло 216 семей, или 683 вынужденных переселенца (а не беженца, как ошибочно называет их журналист). Причем национальная принадлежность вынужденных переселенцев органами ФМС не регистрируется. Можно ли в данном случае говорить о "потоке семей преимущественно казачьих", - вопрос журналистской интерпретации. Вероятно, И.Толобова могла найти более точные определения, привести данные статистики, указать источник информации. Судебная палата считает, что освещение государственным телевидением аспектов межнациональных отношений, тем более перешедших в фазу вооруженного противостояния, требует особого, в высшей степени взвешенного подхода. Ибо цена журналистской ошибки здесь особенно высока. Судебная палата полагает необходимым и целесообразным поддержание информационного паритета при освещении событий в зоне действия режима чрезвычайного положения. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктами 4, 8, 10 Положения о Судебной палате, Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации решила: 1. Обратить внимание Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (Попцов О.М., Нехорошев А.Ю.) на необходимость усиления редакторского контроля, повышения ответственности журналистов при подготовке информационных материалов, связанных с событиями в зоне действия режима чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики. 2. Предложить руководству ВГТРК и уполномоченным органам Ингушской Республики форсировать организацию корпункта Российского телевидения на территории Ингушетии, использовать иные способы взаимодействия с целью установления информационного баланса в освещении событий в зоне конфликта. 3. Одобрить конструктивные предложения по урегулированию информационного спора, высказанные представителями сторон в ходе судебного заседания. Председатель Судебной палаты А.Б.Венгеров |