Страницы: 1 2 О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" (ЧАСТЬ 2) УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 18 августа 1994 г. N 1696 (Д) IV. Развитие традиционной этнической культуры Открытие на базе Тюменского 0,2 0,1 0,1 института культуры и искусств подготовительного отделения для малочисленных народов Севера Оснащение социально-культурных 0,3 0,1 0,2 комплексов "Школа - центр культуры, просвещения и спорта" и "Дом семейного досуга" в населенных пунктах Ненецкого автономного округа: Чиже, Кие, Пылимце, Волонге, Варнеке, на о. Вайгач Создание на базе окружного 0,2 0,1 0,1 сельскохозяйственного техникума пос. Дудинки отделения "Культура коренных народов Севера" Открытие класса баргана для 0,01 0,01 - обучения детей в Таймырском окружном центре народного творчества Организация базовых учебных 0,06 0,025 0,035 мастерских в Эвенкийском автономном округе по обучению детей традиционным видам национального декоративно-прикладного искусства кетов, эвенков, якутов Открытие детских студий северных 0,03 0,015 0,015 народных ремесел в пос. Пушном, ст. Лопарской, с. Краснощелье Мурманской области Поддержка деятельности детских 2,0 0,9 1,1 школ национальных промыслов, фольклорных отделений детских школ искусств, детских этнокультурных центров, центров народных художественных промыслов для обучения детей традиционным видам декоративно-прикладного искусства во всех северных регионах Проведение межрегиональных 0,06 0,03 0,03 конкурсов детских школ искусств в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Проведение детских конкурсов по 0,005 0,005 - истории и технологии искусства северных народов в Мурманской области Проведение межрегиональной 0,05 0,025 0,025 выставки детского творчества в Республике Алтай Проведение детского 0,08 0,03 0,05 межрегионального фольклорного фестиваля "Зарниа Силькан" ("Золотой колокольчик") в с. Кочево Коми-Пермяцкого автономного округа Проведение Всероссийского 2,0 0,8 1,2 фестиваля-эстафеты детского народного творчества Севера и Дальнего Востока "Вслед за солнцем" в регионах Севера и завершение фестиваля в г. Москве Проведение межрегионального 0,08 0,04 0,04 фестиваля детского творчества "Колыбельная" в Республике Тыва Организация базовой художественной 0,1 0,05 0,05 галереи творчества детей Севера в Республике Коми Оказание поддержки Межрегиональной 0,1 0,05 0,05 школе народной культуры детей Севера в г. Владивостоке Оказание поддержки детскому 0,08 0,04 0,04 креативному лагерю "Дети Севера" в г. Хабаровске Издание учебной, методической 0,08 0,04 0,04 и художественной литературы для детей о культуре народов Севера __________________________________________________________________ Итого по разделу IV 5,435 2,36 3,075 V. Развитие физической культуры и спорта Поддержка работы базовых 1,0 0,5 0,5 детско-юношеских спортивных школ (отделений) по национальным видам спорта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Разработка программ поддержки 0,9 0,45 0,45 массовой физической культуры и проведения детских соревнований, в том числе по национальным видам спорта Проведение Международной детской 0,15 0,04 0,11 Сибириады в Республике Алтай __________________________________________________________________ Итого по разделу V 2,05 0,99 1,06 VI. Организационные мероприятия Проведение итоговых 0,14 0,07 0,07 научно-практических конференций по проблемам реализаци и федеральной целевой программы "Дети Севера" __________________________________________________________________ Итого по разделу VI 0,14 0,07 0,07 VII. Обеспечение ввода в действие объектов здравоохранения, культуры, образования и спорта Строительство и реконструкция 50,0 33,2 16,8 учреждений здравоохранения, культуры, образования __________________________________________________________________ Итого по разделу VII 50,0 33,2 16,8 (Примечание). Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений. Годовые объемы финансирования по этому разделу уточняются государственным заказчиком программы с Минэкономики России с учетом имеющихся возможностей федерального бюджета на соответствующий год. ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ: 83,185 48,5 34,685 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" на 1996-1997 годы Наименование программы Дети Чернобыля Наименование, дата и номер Указ Президента Российской Федерации решения о разработке программы от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик МЧС России программы Основной разработчик программы МЧС России Цель и задачи программы, дооснащение лечебно-диагностической важнейшие целевые показатели аппаратурой медицинских учреждений, программы оказывающих медицинскую помощь детям и беременным женщинам оказание консультативной и лечебной помощи детям (в том числе за рубежом) организация и оснащение передвижных лечебно-диагностических формирований приобретение медикаментов: L-тироксина для назначения его детям с увеличенной щитовидной железой, антианемических препаратов для де- тей и беременных женщин повышение квалификации медицинских работников, педагогов, психологов проведение профилактических мероприятий по снижению стоматологических заболеваний у детей функционирование Федерального детского научно-практического центра противо-радиационной защиты дооборудование детских молочных кухонь в целях выпуска бифидумсодержащей продукции для детей производство продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами организация дополнительного питания детей в республиканских и местных санаториях улучшение материально-технической базы детских домов-интернатов для детей-инвалидов, проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению психолого-педагогическое обследование детей дооснащение центров службы социально-психологической и педагогической помощи, создание новых центров дооснащение действующих и создание новых "школ здоровья" внедрение новых образовательных технологий проведение научно-исследовательских работ по медицинским, социально-психологическим и педагогическим аспектам улучшение состояния здоровья детей и беременных женщин, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС улучшение содержания детей-инвалидов, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в детских домах-интернатах улучшение психического здоровья и социального самочувствия детей, подвергшихся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных МЧС России мероприятий программы Минздравмедпром России Минобразование России Минсоцзащиты России Минсельхозпрод России Госкомсанэпиднадзор России Объемы и источники 365,082 млрд.рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 165,450 млрд.рублей (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные результаты снижение воздействия на детей и реализации программы беременных женщин неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы улучшение медицинской помощи обеспечение правовой, психологической и социальной защиты Система контроля за МЧС России совместно с Минэкономики исполнением программы России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению экологической среды 14 административных территорий России, на которых проживают более 600 тыс. детей. Опасность радиационного облучения заключается не только в возможном влиянии на здоровье самого ребенка, но и на его потомство. Чернобыльская катастрофа отрицательно отразилась также на эмоционально-психологическом и социально-нравственном самочувствии детей. За 9-летний период, прошедший после аварии на Чернобыльской АЭС, произошли существенные изменения в эколого-экономическом статусе территорий Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию. Приняты меры по оздоровлению территорий, загрязненных радионуклидами, сохранению здоровья населения. Введены в действие Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и дополнения к нему. В целях медико-социальной и психологической защиты детей Российской Федерации, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, реализуется программа "Дети Чернобыля". За четыре года действия программы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, начато и продолжается дооснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием детских и родильных отделений центральных районных больниц, областных детских больниц и родильных домов, отделений восстановительного лечения детей и женщин во всех центральных больницах загрязненных радионуклидами районов, детских диагностических центров. Созданы и продолжают дооснащаться диспансерные отделения, медико-генетические лаборатории, передвижные лечебно-диагностические формирования. Уделяется большое внимание проблеме диспансеризации детей - более широкое привлечение к осмотру детей специалистов, улучшение качества медицинских осмотров, что в свою очередь привело к повышению выявляемости патологии. Создан и продолжает функционировать Республиканский детский научно-практический центр противорадиационной защиты. Ежегодно в этом центре проходят обследование и лечение 350-400 детей и 150-200 матерей - в стационаре и 3-4 тыс. детей - в поликлинике. На базе центра проходят комплексное обследование и дети, с установленной причинной связью имеющейся патологии с воздействием радиации. На территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, в общеобразовательных учреждениях созданы 11 "школ здоровья", коллективы которых работают в рамках единого протокола совместных действий педагога, психолога и медика. Функционируют 48 центров службы социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и учителям. Создано и оснащено медоборудованием 11 республиканских центров по оздоровлению детей, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Ежегодно в них получают санаторное лечение более 15 тыс. детей из подвергшихся радиационному загрязнению территорий, постоянно выделяются дотации на дополнительное питание детей в этих центрах. Продолжаются реконструкция, обеспечение медицинским и спортивным оборудованием, мебелью, медикаментами пяти домов-интернатов для детей-инвалидов, расположенных на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Постоянно уделяется внимание повышению квалификации медицинских, педагогических работников, психологов и социологов. Однако проблемы, порожденные аварией на Чернобыльской АЭС, до настоящего времени полностью не решены. В настоящее время наибольшую актуальность приобретают медицинские последствия аварии в силу протяженного во времени характера облучения в малых дозах широким спектром радионуклидов, значительного вклада внутреннего облучения из-за потребления загрязненных радионуклидами продуктов питания, воздействия радиоактивного йода на щитовидную железу в средних дозах в острый период аварии на фоне йодной эндемии. На подвергшихся радиационному загрязнению территориях, продолжается рост общей и первичной заболеваемости детей, эндокринной патологии, врожденных аномалий развития; заболеваемость детей злокачественными новообразованиями значительно превышает среднероссийский показатель. Отмечается дальнейшее снижение рождаемости. Дети, пережившие аварию на Чернобыльской АЭС, требуют особого к себе внимания в силу того, что большая их часть продолжает жить в условиях воздействия малых доз радиации; эффекты же радиационного облучения зависят от продолжительности воздействия радиации. Все это вызывает необходимость внесения изменений и дополнений в ранее разработанную программу, продления ее действия на 1996-1997 годы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является снижение воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы на здоровье детей и обеспечение им психологической, социальной и правовой защиты на основе комплексного решения проблем медицинской и психологической реабилитации, а также сохранение здоровья беременных женщин, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Программа предусматривает решение следующих задач: коррекция структуры существующей сети лечебно-профилактических учреждений в целях обеспечения детского населения всеми видами специализированной медицинской помощи; проведение целевой специализированной диспансеризации детского населения; дооснащение медицинских учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, современным медицинским оборудованием; дальнейшее развитие центров реабилитации и восстановительного лечения, местных детских санаториев для реабилитации и круглогодичного оздоровления детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению; развитие психологической службы, включающей единую сеть специализированных кабинетов медицинской, социальной и психологической помощи детям и семье; обеспечение детей, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, гарантированным питанием, в том числе продуктами с повышенными лечебно-профилактическими свойствами; дальнейшее укрепление материально-технической базы домов-интернатов для детей-инвалидов, расположенных на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению; проведение научных исследований по медицинским, медико-психологическим и педагогическим проблемам реабилитации детей, подвергшихся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Оказание медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Предусматриваются дооснащение современной лечебно-диагностической аппаратурой медицинских учреждений, приобретение лекарственных средств и препаратов, организация лечения за рубежом. Обеспечение гарантированным питанием детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Предполагается наладить выпуск продуктов питания с повышенными лечебно-профилактическими свойствами. Оздоровительное и восстановительное лечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Намечается организация дополнительного питания детей, находящихся в санаториях. Медико-социальное обеспечение детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в детских домах-интернатах Предусматривается дооснащение детских домов-интернатов современным медицинским оборудованием, средствами малой механизации. Оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Планируется реализация мер по созданию новых центров службы социально-психологической и педагогической помощи детям, дооснащению существующих центров, общеобразовательных учреждений, внедрению новых образовательных технологий. Научное обеспечение реализации программы Намечается осуществление медико-социального обеспечения реализации программы по двум аспектам: медицинскому и социально-психологическому, что позволит научно прогнозировать состояние здоровья групп детского населения, исследовать влияние радиационного фактора в развитии наследственных заболеваний и врожденных аномалий, социально-психологических последствий аварии, диагностировать состояние здоровья и отклонения в развитии детей. Капитальное строительство Предусматриваются строительство и реконструкция детских лечебно-профилактических учреждений (санаториев, больниц, реабилитационных центров и других учреждений) и учреждений родовспоможения в 15 субъектах Российской Федерации. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит добиться снижения воздействия на детей и беременных женщин неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, улучшить качество медицинской помощи, обеспечить психологическую и социальную защиту детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" на 1996-1997 годы __________________________________________________________________ Мероприятия | Сроки | Исполнители | исполнения | | (годы) | | | | | | | ________________________________|_______________|_________________ I. Оказание медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Дооснащение современной лечебно - 1996-1997 Минздравмедпром диагностической аппаратурой России медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и беременным женщинам Оказание консультативной и 1996-1997 -"- специализированной помощи детям на разных уровнях Организация и оснащение 1996-1997 -"- передвижных лечебно-диагностических формирований Приобретение L-тироксина для 1996-1997 -"- назначения его детям с увеличенной щитовидной железой Централизованное приобретение 1996-1997 Минздравмедпром антианемических препаратов для России детей и беременных женщин Проведение профилактических 1996-1997 -"- мероприятий по снижению стоматологических заболеваний у детей Повышение квалификации 1996-1997 -"- медицинских работников по вопросам радиационной медицины и актуальным проблема педиатрии Ежегодное издание методической, 1996-1997 -"- статистической литературы и других видов информации Функционирование 1996-1997 -"- Республиканского детского научно-практического центра противорадиационной защиты (оснащение медицинским оборудованием, приобретение медикаментов, дополнительное питание детей) Лечение за рубежом детей (в 1996-1997 Минздравмедпром соответствии с медицинскими России показаниями) с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности с радиационным воздействием, включая транспортные расходы II. Обеспечение гарантированным питанием детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Дооборудование детских молочных 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор кухонь, молочных комбинатов в России целях выпуска бифидумсодержащей продукции для детей Производство продуктов питания 1996-1997 Минсельхозпрод с повышенными России лечебно-профилактическими свойствами для детей районов Брянской области, подвергшихся радиационному загрязнению III. Оздоровительное и восстановительное лечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Организация дополнительного 1996-1997 Минздравмедпром питания детей, находящихся на России лечении в республиканских санаториях Организация дополнительного 1996-1997 -"- питания детей в местных санаториях IV. Медико-социальное обеспечение детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в детских домах-интернатах Дооснащение детских 1996-1997 Минсоцзащиты домов-интернатов современным России медицинским оборудованием, средствами малой механизации, мебелью, технологическим, бытовым и спортивно-реабилитационным оборудованием, автотранспортом V. Оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Психолого-педагогическое 1996-1997 Минобразование обследование детей из территорий, России подвергшихся радиационному загрязнению Создание новых центров службы 1996-1997 Минобразование социально-психологической и России педагогической помощи детям, их Минздравмедпром родителям и учителям, фильмов России для радиоэкологического и социально-психологического просвещения Дооснащение существующих центров 1996-1997 Минобразование службы социально-психологической России и педагогической помощи специальным оборудованием Дооснащение общеобразовательных 1996-1997 -"- учреждений в целях создания на их базе новых "школ здоровья" Дооснащение действующих "школ 1996-1997 -"- здоровья", в том числе системами оздоровления, средствами физической культуры Внедрение новых образовательных 1996-1997 Минобразование технологий России Подготовка и переподготовка 1996-1997 -"- кадров для работы с детьми из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению Дооснащение медицинским 1996-1997 Минобразование оборудованием детских домов, России расположенных на территориях, Минздравмедпром подвергшихся радиационному России загрязнению Переоснащение дидактическими и 1996-1997 Минобразование техническими средствами обучения России дошкольных и школьных образовательных учреждений, профессионально-технических училищ Информационное обеспечение 1996-1997 -"- программы - издание инструктивных документов, рекомендаций, ведение банка данных VI. Научное обеспечение реализации программы Медицинские аспекты Мониторинг демографических и 1996-1997 МЧС России эпидемиологических процессов на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению Научное прогнозирование состояния 1996-1997 -"- здоровья репрезентативных групп детского населения, получивших радиационное воздействие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: с известной дозовой нагрузкой на щитовидную железу по йоду - 131 облученных внутриутробно (1986 г.) эвакуированных из 30-километровой зоны отчуждения детей, родившихся от родителей - ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС Разработка и внедрение системы 1996-1997 МЧС России методов коррекции риска возникновения патологии щитовидной железы, в том числе рака щитовидной железы и других злокачественных новообразований, у детей, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС Исследование радиационного 1996-1997 -"- фактора в развитии наследственных заболеваний и врожденных аномалий развития и внедрение системы генетического мониторинга врожденных аномалий развития Исследование распространенности 1996-1997 -"- и причинной структуры инвалидности детского возраста в связи с воздействием радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС Исследование распространенности 1996-1997 -"- и разработка мер профилактики патологических желтух новорожденных неясного генеза (феномен "желтые дети") на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению Разработка новых видов и 1996-1997 МЧС России технологий витаминизированных продуктов питания с повышенными лечебно-профилактическими свойствами, в том числе радиопротектоными, для детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению Социально-психологические и педагогические аспекты Исследование 1996-1997 МЧС России социально-психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС Диагностика состояний здоровья и 1996-1997 -"- отклонений в развитии детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению, и их готовности к различным ступеням образования Разработка новых технологий 1996-1997 -"- образования на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению VII. Капитальное строительство Строительство и реконструкция 1996-1997 МЧС России детских лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения продолжение __________________________________________________________________ Мероприятия | Стоимость (млр.руб) |_______________________________ | всего | в том числе | |_____________________ | | 1996 | 1997 | | год | год __________________________________|_________|_________|___________ Дооснащение современной 22,56 5,81 16,75 лечебно-диагностической аппаратурой медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и беременным женщинам Оказание консультативной и 0,21 0,10 0,11 специализированной помощи детям на разных уровнях Организация и оснащение 3,18 0,65 2,53 передвижных лечебно-диагностических формирований Приобретение L-тироксина для 3,62 0,87 2,75 назначения его детям с увеличенной щитовидной железой Централизованное приобретение 4,23 1,18 3,05 антианемических препаратов для детей и беременных женщин Проведение профилактических 0,22 0,11 0,11 мероприятий по снижению стоматологических заболеваний у детей Повышение квалификации 0,15 0,08 0,07 медицинских работников по вопросам радиационной медицины и актуальным проблема педиатрии Ежегодное издание методической, 0,02 0,01 0,01 статистической литературы и других видов информации Функционирование Республиканского 4,24 2,12 2,12 детского научно-практического центра противорадиационной защиты (оснащение медицинским оборудованием, приобретение медикаментов, дополнительное питание детей) Лечение за рубежом детей (в 0,53 0,27 0,26 соответствии с медицинскими показаниями) с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности с радиационным воздействием, включая транспортные расходы __________________________________________________________________ Итого по разделу I 38,96 11,20 27,76 II. Обеспечение гарантированным питанием детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Дооборудование детских молочных 1,60 0,60 1,00 кухонь, молочных комбинатов в целях выпуска бифидумсодержащей продукции для детей Производство продуктов питания 4,16 2,08 2,08 с повышенными лечебно-профилактическими свойствами для детей районов Брянской области, подвергшихся радиационному загрязнению __________________________________________________________________ Итого по разделу II 5,76 2,68 3,08 III. Оздоровительное и восстановительное лечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Организация дополнительного 1,58 0,79 0,79 питания детей, находящихся на лечении в республиканских санаториях Организация дополнительного 2,63 1,31 1,32 питания детей в местных санаториях __________________________________________________________________ Итого по разделу III 4,21 2,10 2,11 IV. Медико-социальное обеспечение детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в детских домах-интернатах Дооснащение детских домов-интернатов 6,50 2,50 4,00 современным медицинским оборудованием, средствами малой механизации, мебелью, технологическим, бытовым и спортивно-реабилитационным оборудованием, автотранспортом __________________________________________________________________ Итого по разделу IV 6,50 2,50 4,00 V. Оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Психолого-педагогическое 0,70 0,15 0,55 обследование детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению Создание новых центров службы 1,72 0,10 1,62 социально-психологической и педагогической помощи детям, их родителям и учителям, фильмов для радиоэкологического и социально-психологического просвещения Дооснащение существующих центров 0,52 0,20 0,32 службы социально-психологической и педагогической помощи специальным оборудованием Дооснащение общеобразовательных 1,50 0,30 1,20 учреждений в целях создания на их базе новых "школ здоровья" Дооснащение действующих "школ 0,72 0,36 0,36 здоровья", в том числе системами оздоровления, средствами физической культуры Внедрение новых образовательных 0,30 0,15 0,15 технологий Подготовка и переподготовка 6,0 1,28 4,72 кадров для работы с детьми из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению Дооснащение медицинским 2,50 0,50 2,00 оборудованием детских домов, расположенных на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению Переоснащение дидактическими и 2,78 0,42 2,36 техническими средствами обучения дошкольных и школьных образовательных учреждений, профессионально-технических училищ Информационное обеспечение 1,05 0,53 0,52 программы - издание инструктивных документов, рекомендаций, ведение банка данных __________________________________________________________________ Итого по разделу V 17,79 3,99 13,80 VI. Научное обеспечение реализации программы Медицинские аспекты Мониторинг демографических и 0,17 0,07 0,10 эпидемиологических процессов на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению Научное прогнозирование состояния 0,14 0,06 0,08 здоровья репрезентативных групп детского населения, получивших радиационное воздействие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: с известной дозовой нагрузкой на щитовидную железу по йоду - 131 облученных внутриутробно (1986 г.) эвакуированных из 30-километровой зоны отчуждения детей, родившихся от родителей - ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС Разработка и внедрение системы 0,24 0,12 0,12 методов коррекции риска возникновения патологии щитовидной железы, в том числе рака щитовидной железы и других злокачественных новообразований, у детей, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС Исследование радиационного 0,22 0,09 0,13 фактора в развитии наследственных заболеваний и врожденных аномалий развития и внедрение системы генетического мониторинга врожденных аномалий развития Исследование распространенности 0,07 0,03 0,04 и причинной структуры инвалидности детского возраста в связи с воздействием радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС Исследование распространенности 0,12 0,05 0,07 и разработка мер профилактики патологических желтух новорожденных неясного генеза (феномен "желтые дети") на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению Разработка новых видов и 0,10 0,05 0,05 технологий витаминизированных продуктов питания с повышенными лечебно-профилактическими свойствами, в том числе радиопротектоными, для детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению Социально-психологические и педагогические аспекты Исследование 0,04 0,02 0,02 социально-психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС Диагностика состояний здоровья и 0,28 0,11 0,17 отклонений в развитии детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению, и их готовности к различным ступеням образования Разработка новых технологий 0,20 0,08 0,12 образования на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению __________________________________________________________________ Итого по разделу VI 1,58 0,68 0,90 __________________________________________________________________ Итого по разделам I-VI 74,80 23,15 51,65 VII. Капитальное строительство Строительство и реконструкция 290,28 142,30 147,98 детских лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения __________________________________________________________________ Итого по разделу VII 290,28 142,30 147,98 (Примечание). Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений. Годовые объемы финансирования по этому разделу уточняются государственным заказчиком программы с Минэкономики России с учетом имеющихся возможностей федерального бюджета на соответствующий год. __________________________________________________________________ ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 365,08 165,45 199,63 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Планирование семьи" на 1996-1997 годы Наименование программы Планирование семьи Наименование, дата и номер Указ Президента Российской Федерации решения о разработке от 18 августа 1994 г. N 1696 "О программы президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Минздравмедпром России программы Основные разработчики Минздравмедпром России программы Минсоцзащиты России Российская ассоциация "Планирование семьи" Цель и задачи программы, развитие службы планирования семьи, важнейшие целевые подготовка и повышение квалификации показатели программы кадров обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения производство и закупка средств контрацепции Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных Минздравмедпром России мероприятий программы Минобразование России Госкомсанэпиднадзор России Российская академия медицинских наук Минсоцзащиты России Российская ассоциация "Планирование семьи" Минздрав Удмуртской Республики Объемы и источники 66,775 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 25,86 млрд. рублей (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные создание и укрепление службы планирования результаты реализации семьи в Российской Федерации программы внедрение системы подготовки специалистов по планированию семьи внедрение системы полового воспитания и образования подростков и молодежи снижение числа абортов на 30 процентов снижение материнской смертности после абортов Система контроля за Минздравмедпром России совместно с исполнением программы Минэкономики России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 90 центров планирования семьи и репродукции. Создан центр планирования семьи и репродукции Минздравмедпрома России. Территориальные центры планирования семьи и репродукции обеспечиваются информационно-методическими материалами (брошюры, буклеты, плакаты, видеопродукция). Для центров приобретена оргтехника, закуплены ультразвуковые аппараты "Шимадзу" со специальными датчиками, операционные лапароскопы. Начато регулярное проведение теле- и радиопередач по вопросам планирования семьи и половому воспитанию подростков и молодежи. Для бесплатного использования контрацептивов подростками и женщинами групп риска Минздравмедпромом России осуществляется централизованная закупка гормональных контрацептивов, финансируются разработки отечественных средств предупреждения нежелательной беременности. На базе учреждений здравоохранения Удмуртской Республики проводится отработка территориальной модели организации службы планирования семьи. Минздравмедпромом России совместно с Минобразованием России проводится работа по пересмотру системы подготовки студентов педагогических вузов и институтов повышения квалификации, работников образовательных учреждений по вопросам полового воспитания детей и подростков. Начато проведение эксперимента в общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования по программе "Что ты знаешь о себе?". В результате проводимых мероприятий наметилась устойчивая тенденция к снижению абортов в Российской Федерации, снизилось число криминальных абортов, а также количество абортов по медицинским показаниям в поздние сроки беременности. Произошло уменьшение числа женщин, умерших после всех видов абортов. Охват женщин гормональной контрацепцией остался на уровне 3 процентов. Планирование семьи, по определению Всемирной организации здравоохранения, включает в себя предупреждение нежелательной беременности, выбор времени деторождения в зависимости от возраста, состояния здоровья родителей, рождение только желанных детей. Особенностью ситуации, характеризующей состояние планирования семьи в Российской Федерации, по-прежнему остается высокая распространенность абортов на фоне ухудшающегося состояния здоровья женщин, снижения числа браков и роста разводов. Аборт остается основным методом регуляции рождаемости. Ежегодно производится около 3 млн. абортов. В структуре материнской смертности аборты составляют одну треть, а среди причин перинатальных потерь - ведущее место (65 процентов). Одной из причин высокой распространенности абортов является преобладание во многих регионах России традиционных малоэффективных средств контрацепции, что до настоящего времени связано с негативным отношением населения и части медицинских работников к современным способам контрацепции, отсутствием налаженной системы полового воспитания и сексуального образования подростков и молодежи, несовершенством информационного обеспечения населения в области планирования семьи, недостаточным выбором средств контрацепции. Существующая система полового воспитания и образования не привели к повышению уровня знаний подрастающего поколения в области сексуального и репродуктивного поведения. Недостаточно используются для этих целей средства массовой информации. Сложившаяся ситуация с высокой частотой искусственных абортов, отрицательно влияющих на здоровье матери и будущего ребенка, обусловливает необходимость пристального внимания к проблеме планирования семьи с позиции повышения ответственности семьи к профилактике нежелательной беременности, воспитания ответственного родительства. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости укрепления государственной службы планирования семьи, интеграции усилий медицинских и социальных работников, органов народного образования, средств массовой информации, негосударственных учреждений, продолжения работы по созданию сети центров планирования семьи во всех регионах России. Назрела необходимость создания системы, обеспечивающей население знаниями в вопросах планирования семьи, разработки и внедрения эффективной системы обучения подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений, повышения ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является формирование у населения потребности в реализации права на планирование семьи, создание условий регулирования рождаемости надежными и безопасными методами и средствами контрацепции, сохранение продуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей. Программа предусматривает решение следующих задач: развитие службы планирования семьи, поддержание государственных и общественных структур планирования семьи. Обеспечение управления и создание правовой основы деятельности этой службы; укрепление информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах сексуального и репродуктивного поведения, широкого использования средств контрацепции; внедрение эффективной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, консультирование по вопросам полового воспитания, планирования семьи, профилактики заболеваний, передающихся половым путем; формирование сексуальной культуры в обществе начиная с детского возраста в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; совершенствование подготовки кадров медицинских, педагогических и социальных работников высшего и среднего звена для работы в учреждениях службы планирования семьи, улучшение системы повышения их квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе; обеспечение потребности населения в различных средствах и методах контрацепции, совершенствование медицинских технологий планирования семьи; проведение специальных научных исследований в области планирования семьи. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Организация службы планирования семьи Предусматриваются мероприятия по поддержке функционирующих центров планирования семьи и репродукции в административных территориях Российской Федерации, дооснащению их необходимым оборудованием и аппаратурой, созданию и оснащению новых центров в регионах и городах, до сих пор их не имеющих. В целях более эффективного внедрения современных методов контрацепции необходимо продолжить проведение медико-социальных и гигиенических научных исследований на конкурсной основе. Для успешного внедрения программы полового воспитания необходимы совершенствование начатого эксперимента в общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования по программе "Что ты знаешь о себе?", разработка системы мероприятий, направленных на предотвращение неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на формирование репродуктивной функции подростков. Подготовка и повышение квалификации кадров Предусматриваются методическое обеспечение системы подготовки врачей, педагогов, средних медицинских и социальных работников по вопросам планирования семьи (разработка и издание учебных и наглядных пособий, муляжей, методической литературы, в том числе переводной), апробация и внедрение новой системы сексуального образования подростков в условиях общеобразовательных учреждений. Обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения Предполагаются создание регулярных теле- и радиопрограмм по проблеме планирования семьи, телерубрик в популярных телепередачах, подготовка и распространение видеофильмов, видеоклипов для различных групп населения, издание и распространение полиграфической продукции по планированию семьи (буклеты, брошюры, плакаты, листовки), организация и проведение республиканских и региональных мероприятий по вопросам планирования семьи. Закупка и разработка средств контрацепции Предусматриваются приобретение средств контрацепции для бесплатного обеспечения подростков и женщин групп риска, приспособлений для обратимой стерилизации, а также поддержка разработок отечественных контрацептивных средств. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: создать и укрепить службу планирования семьи в Российской Федерации; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования специалистов, проводящих работу по планированию семьи; внедрить эффективную систему подготовки подростков и молодежи по вопросам полового воспитания и образования, планирования семьи, сексуального и репродуктивного поведения, использования надежных и безопасных средств предупреждения нежелательной беременности; снизить число абортов на 30 процентов; снизить материнскую смертность от абортов во всех регионах России на 20 процентов. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Планирование семьи" на 1996-1997 годы I. Организация службы планирования семьи Финансирование деятельности 1996-1997 Минздравмедпром Центра планирования семьи и России репродукции Развитие и поддержка 1996-1997 Минздравмедпром деятельности региональных центров России планирования (дооснащение органы исполнительной оборудованием действующих 90 власти субъектов центров, оснащение вновь созданных Российской Федерации центров планирования семьи и (по согласованию) репродукции) Разработка программы и 1996-1997 Минздравмедпром организация семинаров по проблеме России планирования семьи для работников Минздрав Удмуртской органов исполнительной Республики власти субъектов Российской Федерации Проведение 1996-1997 Минздравмедпром медико-социологических и России гигиенических исследований в Российская академия области контрацептивного поведения медицинских наук населения и профилактики Госкомсанэпиднадзор непланируемой беременности, охраны России репродуктивного здоровья женщин II. Подготовка и повышение квалификации кадров Апробация учебных программ по 1996-1997 Минобразование сексуальному образованию учащихся России средних школ на экспериментальных Минздравмедпром территориях. Разработка России методических пособий для учащихся и педагогов. Создание учебнонаглядных пособий, видеофильмов для учащихся Реализация проекта по 1996-1997 -"- сексуальному образованию подростков в условиях общеобразовательных школ Проведение научно-практической 1996-1997 -"- конференции по вопросам сексуального воспитания и репродуктивного здоровья молодежи III. Обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения Создание теле- и радиопрограмм 1996-1997 Минздравмедпром по проблемам семьи, подготовка России видеопродукции по этой проблеме, Российская ассоциация издание специальной литературы "Планирование для различных групп населения семьи" Организация республиканских и 1996-1997 Минздравмедпром региональных семинаров для России журналистов по вопросам Минсоцзащиты России планирования семьи и сексуальной культуры IV. Закупка и разработка средств контрацепции Закупка контрацептивов для 1996-1997 Минздравмедпром бесплатного обеспечения России подростков и женщин групп риска (3-3,5 млн. упаковок в год) Поддержка разработок 1996-1997 -"- отечественных контрацептивных средств Закупка приспособлений для 1996-1997 -"- обратимой стерилизации Закупка операционных 1996-1997 -"- лапароскопов для центров планирования семьи и репродукции (в 1996 году - 15, в 1997 году - 25 штук) Закупка гистероскопов (в 1996 1996-1997 -"- году - 25, в 1997 году - 39 штук) продолжение __________________________________________________________________ Мероприятия | Стоимость (млр.руб) |_______________________________ | всего | в том числе | |_____________________ | | 1996 | 1997 | | год | год __________________________________|_________|_________|___________ I. Организация службы планирования семьи Финансирование деятельности 0,86 0,43 0,43 Центра планирования семьи и репродукции Развитие и поддержка деятельности 6,48 2,68 3,80 региональных центров планирования (дооснащение оборудованием действующих 90 центров, оснащение вновь созданных центров планирования семьи и репродукции) Разработка программы и организация 0,15 - 0,15 семинаров по проблеме планирования семьи для работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Проведение медико-социологических 2,0 0,5 1,5 и гигиенических исследований в области контрацептивного поведения населения и профилактики непланируемой беременности, охраны репродуктивного здоровья женщин __________________________________________________________________ Итого по разделу I 9,49 3,61 5,88 II. Подготовка и повышение квалификации кадров Апробация учебных программ по 0,83 0,27 0,56 сексуальному образованию учащихся средних школ на экспериментальных территориях. Разработка методических пособий для учащихся и педагогов. Создание учебнонаглядных пособий, видеофильмов для учащихся Реализация проекта по сексуальному 0,24 0,12 0,12 образованию подростков в условиях общеобразовательных школ Проведение научно-практической 0,2 - 0,2 конференции по вопросам сексуального воспитания и репродуктивного здоровья молодежи __________________________________________________________________ Итого по разделу II 1,27 0,39 0,88 III. Обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения Создание теле- и радиопрограмм 18,34 8,74 9,6 по проблемам семьи, подготовка видеопродукции по этой проблеме, издание специальной литературы для различных групп населения Организация республиканских и 0,11 - 0,11 региональных семинаров для журналистов по вопросам планирования семьи и сексуальной культуры __________________________________________________________________ Итого по разделу III 18,45 8,74 9,71 IV. Закупка и разработка средств контрацепции Закупка контрацептивов для 24,6 8,2 16,4 бесплатного обеспечения подростков и женщин групп риска (3-3,5 млн. упаковок в год) Поддержка разработок отечественных 0,94 0,42 0,52 контрацептивных средств Закупка приспособлений для 0,025 - 0,025 обратимой стерилизации Закупка операционных лапароскопов 9,7 3,6 6,1 для центров планирования семьи и репродукции (в 1996 году - 15, в 1997 году - 25 штук) Закупка гистероскопов (в 1996 2,3 0,9 1,4 году - 25, в 1997 году - 39 штук) __________________________________________________________________ Итого по разделу IV 37,565 13,12 24,445 ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 66,775 25,86 40,915 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания" на 1996-1997 годы Наименование программы Развитие индустрии детского питания Наименование, дата и Указ Президента Российской Федерации номер решения о от 18 августа 1994 г. N 1696 разработке программы "О президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Минсельхозпрод России программы Основные разработчики Минсельхозпрод России, программы Минздравмедпром России, Российская академия сельскохозяйственных наук Цель и задачи программы, создание материально-технической важнейшие целевые базы по производству специальных показатели продуктов питания для детей раннего возраста и повышение уровня обеспечения населения этими продуктами Сроки и этапы реализации 1996-1997 годы программы (подпрограмм) Перечень подпрограмм научно-техническая подпрограмма "Детское питание" Исполнители подпрограмм и Минсельхозпрод России, основных мероприятий Минздравмедпром России, программы Минфин России, Минэкономики России, МВЭС России, Минсоцзащиты России, Госстандарт России, Роскомторг, Госкомсанэпиднадзор России, Миннауки России, Роскомрыболовство, Минатом России, Госкомоборонпром России, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия наук Объемы и источники 658,6 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 244,37 млрд. рублей (в ценах 1996 года) предусматривается привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, собственных и заемных средств предприятий, зарубежных кредитов, банковских кредитов, частных инвесторов и других внебюджетных источников Ожидаемые конечные создание материально-технической базы результаты реализации современного промышленного производства программы продуктов для детского питания с использованием отечественного оборудования, сырья и материалов, стабилизация работы действующих предприятий, обновление ассортимента, повышение качества специальных продуктов для детей раннего Страницы: 1 2 |