Страницы: 1 2 профилактических прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также по эпидпоказаниям Снабжение необходимым 1996-1997 -"- количеством вакцин лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих прививочную работу Организация закупки современных 1996-1997 -"- противопаразитарных средств Развертывание на территориях 1996-1997 -"- размещения наибольшего количества детей мигрантов двух пунктов по выпуску кисломолочного бифидум-бактерина, способствующего нормализации состояния микрофлоры кишечника и иммунного статуса организма взрослого и ребенка Организация детского отделения 1996-1997 ФМС России на 150 мест в центре медико - Госкомсанэпиднадзор психологической реабилитации и России оздоровления "Ватутинки" Минсоцзащиты России Московской области Минздравмедпром России VI. Социальная поддержка семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей Создание и функционирование 1996-1997 ФМС России служб социально-психологической органы исполнительной реабилитации детей власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Предоставление единовременной 1996-1997 ФМС России помощи продуктами питания на Минобразование сумму, равную 1-2-кратному России минимальному размеру оплаты труда, Минсельхозпрод а также комплектом одежды и обуви России по сезону особо нуждающимся Роскомторг семьям беженцев и вынужденных органы исполнительной переселенцев с несовершеннолетними власти субъектов детьми Российской Федерации (по согласованию) Предоставление единовременной 1996-1997 ФМС России финансовой помощи на приобретение Минсоцзащиты России зимней одежды и обуви особо органы исполнительной нуждающимся семьям беженцев и власти субъектов вынужденных переселенцев в рай Российской Федерации районах Крайнего Севера и (по согласованию) приравненных к ним местностях Организация для детей из особо 1996-1997 Минобразование нуждающихся семей беженцев и России вынужденных переселенцев Роскомторг бесплатного питания (обеды и органы исполнительной завтраки) в общеобразовательных и власти субъектов профессиональных учебных заведениях, Российской Федерации молочных кухнях (по согласованию) Первоочередное предоставление 1996-1997 Минобразование мест в детских дошкольных России учреждениях особо нуждающимся органы исполнительной семьям беженцев и вынужденных власти субъектов переселенцев Российской Федерации (по согласованию) Предоставление единовременной 1996-1997 ФМС России материальной помощи на каждого органы исполнительной ребенка школьного возраста к власти субъектов началу учебного года по Российской Федерации утвержденным нормативам особо (по согласованию) нуждающимся семьям беженцев и вынужденных переселенцев, имеющим несовершеннолетних детей Организация на базе дома отдыха 1996-1997 Минсоцзащиты России "Чайковский" отдыха семей ФМС России беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми VII. Нормативно-правовое обеспечение программы Разработка предложений по 1996 ФМС России подготовке нормативного акта о Минсоцзащиты России предоставлении льгот и компенсаций Минобразование семьям беженцев и вынужденных России переселенцев на содержание и Минздравмедпром воспитание детей России Подготовка предложений о 1996 ФМС России дополнениях и изменениях действующего Минсоцзащиты России законодательства в части защиты Минобразование прав детей из семей беженцев и России вынужденных переселенцев. Минюст России Обеспечение необходимых гарантий для детей семей беженцев и вынужденных переселенцев в осуществлении ими всех прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации для детей России Определение порядка перевода 1996 Минобразование учащихся, имеющих статус России беженцев и вынужденных переселенцев, Госкомвуз России из высших и средних специальных совет директоров учебных заведений, в которых они техникумов ранее обучались, в образовательные совет ректоров учреждения России на те же вузов или родственные специальности ФМС России Минфин России Минэкономики России Разработка порядка оказания 1996 Минздравмедпром бесплатной медицинской помощи России семьям беженцев и вынужденных органы исполнительной переселенцев до получения власти субъектов страхового медицинского полиса Российской Федерации (по согласованию) Разработка положения о 1996 ФМС России социально-психологической Минсоцзащиты России реабилитации детей, находящихся в Минздравмедпром центрах временного размещения России Минобразование России Подготовка предложений о 1996 ФМС России распространении действия Минобразование постановления Правительства России Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на детей, прибывших без родителей и размещенных организованно VIII. Научно-методическое обеспечение Разработка методики диагностики 1996 Минобразование готовности детей к различным России ступеням образования Минздравмедпром России Разработка специальных 1996-1997 Минобразование образовательных комплексов России языковой подготовки: дидактический материал по обучению русскому языку (учитывающий возрастные возможности детей) корректировочные курсы русского языка для детей разного уровня подготовки (11-15 лет) учебник для учащихся нулевого цикла "Русский язык. Начальный этап обучения" (11-15 лет) практическая методика "Русский язык как неродной" Разработка дополнительных 1996-1997 Минобразование учебных комплектов для детей со России значительными различиями в уровне социальной ориентации, культуры и национальных традиций по отношению к детскому населению принимающей территории Разработка программ деятельности 1996-1997 Минобразование центров социально-психологической России реабилитации и адаптации, Минсоцзащиты тренинга межкультурного общения России и профилактика асоциального поведения детей семей беженцев и вынужденных переселенцев Разработка программ по 1996-1997 -"- психологической реабилитации и социальной адаптации детей, прибывших без родителей или лишившихся родителей в межнациональных и военных конфликтах IX. Кадровое обеспечение Организация обучения специалистов 1996-1997 Минобразование из числа сотрудников центров России временного размещения, центров Минсоцзащиты России социально-психологической Минздравмедпром помощи семьям беженцев и России вынужденных переселенцев в местах их компактного поселения, внедрение программ социально-психологической адаптации и тренинга межкультурного общения Разработка 1996-1997 Минобразование программно-методического России обеспечения психолого-педагогической подготовки групп добровольцев, участвующих в оказании экстренной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация стажировок и обмена 1996-1997 ФМС России опытом специалистов в области Минобразование образования, России социально-психологической Минсоцзащиты России реабилитации и охраны прав семей МИД России беженцев и вынужденных переселенцев X. Информационное обеспечение программы Организация ежегодного издания 1996-1997 Минобразование справочно-информационных России материалов об Минсоцзащиты России организационно-педагогических и Роскомпечать социальных инновациях в работе с детьми семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация освещения хода 1996-1997 ФМС России реализации программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" Проведение конференций, 1996-1997 ФМС России семинаров, в том числе и Минсоцзащиты России международных, по проблемам детей МЧС России семей беженцев и вынужденных Минобразование переселенцев России Минздравмедпром России МВД России Госкомсанэпиднадзор России Миннац России Организация выступлений по 1996-1997 ФМС России проблемам детей семей беженцев и Минсоцзащиты России вынужденных переселенцев в МЧС России средствах массовой информации Минобразование России Минздравмедпром России Госкомсанэпиднадзор России МИД России МВД России Миннац России Издание памяток, буклетов, 1996-1997 Роскомпечать информационных листков для семей Минобразование беженцев и вынужденных России переселенцев по вопросам оказания Минздравмедпром социально-психологической, России педагогической и медицинской помощи их детям продолжение _______________________________________________________________________ Мероприятия | Стоимость (млр.руб) |____________________________________ | всего | в том числе | |__________________________ | | 1996 | 1997 | | год | год __________________________________|_________|_________|________________ I. Статистический учет и организационное обеспечение программы Разработка и введение 0,035 0,03 0,005 статистической отчетности о детях семей беженцев и вынужденных переселенцев (по категориям) Создание единого банка данных 0,037 0,032 0,005 оздоровительных лагерей, детских санаториев и профилакториев, школ-интернатов, общежитий вузов, техникумов и ПТУ, детских дошкольных учреждений на территории России, которые могут быть использованы для временного размещения эвакуированных детей Подготовка предложений о - - - создании специального фонда помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев для привлечения средств предприятий, организаций и отдельных граждан _______________________________________________________________________ Итого по разделу I 0,072 0,062 0,01 II. Мероприятия, направленные на защиту, эвакуацию и размещение детей в условиях межнациональных и военных конфликтов Разработка оптимальных аварийных 0,015 0,015 - продуктовых пайков и норм материального обеспечения детей в экстремальных ситуациях Разработка плана мероприятий по 0,015 0,015 - эвакуации детей из зон межнациональных и военных конфликтов по следующим направлениям: организация вывоза детей организация бригад необходимого при эвакуации детей персонала разработка норм продовольственного, материального, санитарного, медицинского, психолого-педагогического обеспечения, необходимого при эвакуации детей организация временного размещения эвакуированных детей организация розыска родителей эвакуированных детей _______________________________________________________________________ Итого по разделу II 0,03 0,03 - III. Мероприятия по обустройству детей, прибывших без родителей из зон межнациональных и военных конфликтов Обеспечение размещения детей, - - - прибывших без родителей, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, интернатах для детей-сирот, социальных приютах для детей и подростков, специализированных учреждениях для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, и других детских учреждениях (по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) Создание регулярно обновляемого 0,057 0,032 0,025 федерального и региональных банков данных о детях, прибывших без родителей Организация выявления семей, - - - способных временно принять детей, потерявших родителей в межнациональных и военных конфликтах, и оказание этим семьям необходимой поддержки Организация поиска родителей, - - - родных и близких детей, прибывших без родителей Организация медицинского 1,0 0,5 0,5 обследования и необходимого лечения детей, прибывших без родителей, а также проведение в случае необходимости судебно-медицинской экспертизы в целях установления возраста Организация на базе санатория 19,244 15,67 3,574 "Кавказ" (г. Кисловодск) центра временного размещения и восстановительного лечения на 300 мест для детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, том числе детей, прибывших без родителей _______________________________________________________________________ Итого по разделу III 20,301 16,202 4,099 IV. Мероприятия, проводимые в отношении детей, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и центрах временного размещения лиц, ищущих убежища Разработка новых санитарных 0,002 0,002 - правил и норм содержания, организации режима дня и питания для детей разных возрастных групп Разработка рационов питания и 0,04 0,04 - меню, обеспечивающих все физиологические потребности детей при минимальных финансовых затратах на питание с учетом возраста и состояния здоровья Обеспечение детям, кормящим 11,0 5,5 5,5 матерям и беременным женщинам, находящимся в центрах временного размещения, дополнительного питания Проведение в центрах временного 4,7 3,0 1,7 размещения работы по социальной реабилитации детей (организация детских комнат для игр и занятий, производственных мастерских, спортивных залов и обеспечение их необходимым инвентарем и оборудованием) Обеспечение пребывания детей, 0,776 0,388 0,388 находящихся в центрах временного размещения, в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в том числе: школьное питание, предоставление учебников и учебных принадлежностей, приобретение школьной одежды, обуви, спортивных костюмов, транспортные расходы по доставке детей в детские дошкольные и образовательные учреждения Включение в штат центров 0,12 0,06 0,06 временного размещения социального педагога, медицинской сестры. Специальное медицинское обслуживание детей на договорной основе Закупка 200 обучающих компьютеров 1,2 0,6 0,6 с синтезатором голоса для оснащения центров временного размещения и подготовка методических разработок для обучающих программ Обеспечение методическими 0,78 0,39 0,39 пособиями и оснащение оборудованием лингвистических кабинетов для обучения детей русскому языку в 13 центрах временного размещения Организация театрально-концертного 0,9 0,45 0,45 обслуживания детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в центрах временного размещения _______________________________________________________________________ Итого по разделу IV 19,518 10,43 9,088 V. Медицинское обслуживание и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Проведение углубленных медицинских 0,1 0,05 0,05 осмотров, бактериологических обследований и обязательной иммунизации детей семей беженцев и вынужденных переселенцев Определение и ежегодное уточнение 0,001 0,0005 0,0005 территорий предполагаемого размещения детей мигрантов с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки Определение иммунологического 0,144 0,072 0,072 статуса детей мигрантов на основе лабораторных исследований напряженности иммунитета у детей с неизвестным прививочным анамнезом Определение инфекционных 0,001 0,0005 0,0005 заболеваний, характерных для территорий, из которых прибыли дети мигрантов, для разработки индивидуального календаря прививок Проведение анализа заболеваемости 0,068 0,034 0,034 микстинфекциями/инвазиями в целях разработки и внедрения современных методов клинико-инструментальной и лабораторной диагностики, выдача рекомендаций Определение эпизоотии на 0,068 0,034 0,034 территориях предполагаемого размещения детей мигрантов в целях их иммунизации от природно-очаговых заболеваний, характерных для данных территорий Проведение оценки восприимчивости 0,068 0,034 0,034 территорий и возможности распространения паразитозов в центрах сосредоточения мигрантов, выехавших из эндемичных зон (бывшие республики Средней Азии, Закавказья, государства Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Азии) Проведение энтомологического 0,068 0,034 0,034 обследования территорий с наибольшей концентрацией детей мигрантов Организация государственного 0,11 0,055 0,055 санитарно-эпидемиологического надзора за условиями размещения и проживания детей мигрантов Осуществление комплекса мер по 0,021 0,015 0,006 предупреждению завоза и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также детского населения принимающих территорий Выявление лиц с малярийной 0,1 0,05 0,05 инфекцией и кишечными протозоозами, проведение необходимых противоэпидемических мероприятий и лечения Осуществление контроля за 0,17 0,085 0,085 организацией и проведением профилактических прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также по эпидпоказаниям Снабжение необходимым количеством - - - вакцин лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих прививочную работу Организация закупки современных 0,14 0,07 0,07 противопаразитарных средств Развертывание на территориях 0,12 0,06 0,06 размещения наибольшего количества детей мигрантов двух пунктов по выпуску кисломолочного бифидум-бактерина, способствующего нормализации состояния микрофлоры кишечника и иммунного статуса организма взрослого и ребенка Организация детского отделения 11,73 8,198 5,532 на 150 мест в центре медико-психологической реабилитации и оздоровления "Ватутинки" Московской области _______________________________________________________________________ Итого по разделу V 12,909 8,792 4,117 VI. Социальная поддержка семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей Создание и функционирование 8,0 5,0 3,0 служб социально-психологической реабилитации детей Предоставление единовременной 8,5 4,0 4,5 помощи продуктами питания на сумму, равную 1-2-кратному минимальному размеру оплаты труда, а также комплектом одежды и обуви по сезону особо нуждающимся семьям беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми Предоставление единовременной 8,4 3,0 5,4 финансовой помощи на приобретение зимней одежды и обуви особо нуждающимся семьям беженцев и вынужденных переселенцев в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Организация для детей из особо 60,8 25,5 35,3 нуждающихся семей беженцев и вынужденных переселенцев бесплатного питания (обеды и завтраки) в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, молочных кухнях Первоочередное предоставление - - - мест в детских дошкольных учреждениях особо нуждающимся семьям беженцев и вынужденных переселенцев Предоставление единовременной 5,2 1,8 3,4 материальной помощи на каждого ребенка школьного возраста к началу учебного года по утвержденным нормативам особо нуждающимся семьям беженцев и вынужденных переселенцев, имеющим несовершеннолетних детей Организация на базе дома отдыха 1,04 0,52 0,52 "Чайковский" отдыха семей беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми _______________________________________________________________________ Итого по разделу VI 91,94 39,82 52,12 VII. Нормативно-правовое обеспечение программы Разработка предложений по - - - подготовке нормативного акта о предоставлении льгот и компенсаций семьям беженцев и вынужденных переселенцев на содержание и воспитание детей Подготовка предложений о - - - дополнениях и изменениях действующего законодательства в части защиты прав детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Обеспечение необходимых гарантий для детей семей беженцев и вынужденных переселенцев в осуществлении ими всех прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации для детей России Определение порядка перевода - - - учащихся, имеющих статус беженцев и вынужденных переселенцев, из высших и средних специальных учебных заведений, в которых они ранее обучались, в образовательные учреждения России на те же или родственные специальности Разработка порядка оказания - - - бесплатной медицинской помощи семьям беженцев и вынужденных переселенцев до получения страхового медицинского полиса Разработка положения о - - - социально-психологической реабилитации детей, находящихся в центрах временного размещения Подготовка предложений о - - - распространении действия постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на детей, прибывших без родителей и размещенных организованно _______________________________________________________________________ Итого по разделу VII - - - VIII. Научно-методическое обеспечение Разработка методики диагностики - - - готовности детей к различным ступеням образования Разработка специальных образовательных комплексов языковой подготовки: дидактический материал по 0,015 0,01 0,005 обучению русскому языку (учитывающий возрастные возможности детей) корректировочные курсы 0,05 0,03 0,02 русского языка для детей разного уровня подготовки (11-15 лет) учебник для учащихся нулевого 0,015 0,01 0,005 цикла "Русский язык. Начальный этап обучения" (11-15 лет) практическая методика "Русский 0,015 0,015 - язык как неродной" Разработка дополнительных 0,05 0,025 0,025 учебных комплектов для детей со значительными различиями в уровне социальной ориентации, культуры и национальных традиций по отношению к детскому населению принимающей территории Разработка программ деятельности 0,09 0,045 0,045 центров социально-психологической реабилитации и адаптации, тренинга межкультурного общения и профилактика асоциального поведения детей семей беженцев и вынужденных переселенцев Разработка программ по 0,05 0,025 0,025 психологической реабилитации и социальной адаптации детей, прибывших без родителей или лишившихся родителей в межнациональных и военных конфликтах _______________________________________________________________________ Итого по разделу VIII 0,285 0,160 0,125 IX. Кадровое обеспечение Организация обучения специалистов 0,06 0,03 0,03 из числа сотрудников центров временного размещения, центров социально-психологической помощи семьям беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного поселения, внедрение программ социально-психологической адаптации и тренинга межкультурного общения Разработка программно-методического 0,02 0,02 - обеспечения психолого-педагогической подготовки групп добровольцев, участвующих в оказании экстренной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация стажировок и обмена 0,2 0,1 0,1 опытом специалистов в области образования, социально-психологической реабилитации и охраны прав семей беженцев и вынужденных переселенцев _______________________________________________________________________ Итого по разделу IX 0,28 0,15 0,13 X. Информационное обеспечение программы Организация ежегодного издания 0,02 0,01 0,01 справочно-информационных материалов об организационно-педагогических и социальных инновациях в работе с детьми семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация освещения хода - - - реализации программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" Проведение конференций, семинаров, 0,2 0,1 0,1 в том числе и международных, по проблемам детей семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация выступлений по 0,04 0,02 0,02 проблемам детей семей беженцев и вынужденных переселенцев в средствах массовой информации Издание памяток, буклетов, 0,01 0,005 0,005 информационных листков для семей беженцев и вынужденных переселенцев по вопросам оказания социально-психологической, педагогической и медицинской помощи их детям _______________________________________________________________________ Итого по разделу X 0,27 0,135 0,135 ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 145,605 75,331 70,274 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1996-1997 годы Наименование программы Безопасное материнство Наименование, дата и номер Указ Президента Российской решения о разработке программы Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1173 "О федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы" Государственный заказчик Минздравмедпром России программы Основные разработчики программы Минздравмедпром России Минсоцзащиты России Госкомсанэпиднадзор России Российская ассоциация "Планирование семьи" Цель и задачи программы, разработка дополнительных мер важнейшие целевые показатели государственной поддержки семьи, материнства и детства улучшение системы подготовки медицинских кадров совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи проведение специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных мероприятий Минздравмедпром России программы Минсоцзащиты России Российская академия медицинских наук Госкомсанэпиднадзор России Российская ассоциация "Планирование семьи" Объем и источники финансирования 26,35 млрд. рублей из средств программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 1,91 млрд. рублей (в ценах 1996 года) 31,4 млрд. рублей на 1996 год из Фонда социального страхования Российской Федерации Ожидаемые конечные результаты совершенствование организации и реализации программы качества акушерско-гинекологической помощи укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений снижение материнской смертности на 15 процентов Система контроля за исполнением Минздравмедпром России программы совместно с Минэкономики России, Мифином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности. В структуре населения Российской Федерации женщины составляют более 53 процентов. Среди них большая часть - 36 млн., или 45,7 процента от числа женского населения, находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15-49 лет), то есть способна к воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. Снижение покупательной способности населения, сокращение производства основных продуктов питания привели к ухудшению структуры питания населения, и прежде всего беременных женщин, среди которых у 57 процентов отмечается дефицит фолиевой кислоты, у 59 процентов - витамина В2, у 61 процента - аскорбиновой кислоты. Неудовлетворительное состояние питания женщин обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей. Распространенность анемии беременных возросла по сравнению с 1985 годом в 4,5 раза. В 1,5 раза увеличилась заболеваемость органов кровообращения, в 2,3 раза - органов мочеполовой системы, в 1,9 раза - заболеваемость токсикозами беременности. Другим важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике в неблагоприятных условиях работают 3,6 млн. женщин, а 285 тысяч трудятся в особо тяжелых условиях. Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в Российской Федерации в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень и не имеет тенденции к снижению. Ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом две трети случаев смерти предотвратимы. Одним из важных условий безопасного материнства является эффективная организация акушерско-гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий. Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, а ее материально-техническое оснащение не отвечает современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. В стране имеется дефицит специальной литературы по формированию здорового образа жизни, семейному воспитанию, планированию семьи. Слабо развита сеть консультативных учреждений, занимающихся подготовкой молодежи к семейной жизни. Актуальность этой проблемы требует принятия комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, оформленных в виде федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1996-1997 годы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основная цель программы - создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин, снижения послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации. Программа предусматривает решение следующих задач: разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения в законодательство Российской Федерации, касающееся государственных льгот, гарантий, пособий, дополнений и изменений, направленных на обеспечение здорового образа жизни, безопасных условий труда; улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, повышения их квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе; совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий; проведение специальных научных исследований в области акушерства; разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни; укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Меры государственной поддержки безопасного материнства Предусматривается увеличение числа льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам и др.). Даются рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по улучшению положения и состояния здоровья беременных женщин, созданию школ для подготовки к семейной жизни, молодежных центров планирования семьи и другие рекомендации. Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров Планируется осуществить переход на новую систему обучения врачей акушеров-гинекологов с углубленной клинической подготовкой в последипломном периоде; создать серию учебных видеофильмов по технике основных акушерских и гинекологических операций; организовать подготовку акушерок с высшим образованием на базе четырех вузов страны. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи Предлагается разработать федеральные стандарты качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов, в послеродовом периоде, гинекологической помощи детям и подросткам; разработать и внедрить автоматизированную систему слежения за состоянием здоровья беременных с оценкой степени риска акушерской и перинатальной патологии. Будет продолжено оснащение родовспомогательных учреждений современной медицинской аппаратурой, лекарственными средствами. Основные направления научных исследований в области акушерства и гинекологии Предполагается разработать тактику ведения беременных с тяжелыми осложнениями в процессе беременности и родов (токсикозы, кровотечения, инфекции, преждевременные роды); научно обоснованные критерии качества и эффективности оказания акушерской помощи; технологии по реабилитации девочек-подростков в послеродовом и послеабортном периодах, а также женщин, перенесших осложненные роды. Обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин Намечаются разработка образовательных программ для населения по проблеме здоровья женщин и безопасного материнства на основе ведущих факторов, влияющих на уровень материнской заболеваемости и смертности; создание теле- и радиопрограмм для населения по проблемам формирования здоровья семьи, подготовки к рождению ребенка, безопасных родов, грудного вскармливания, информационно-образовательных материалов (памятки, буклеты, брошюры, видеофильмы, справочные материалы по вопросам льгот и социальных гарантий); создание видеофильмов для медицинских работников. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: укрепить систему государственных мер, способствующих безопасному материнству; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в родовспомогательных учреждениях; обеспечить высокий уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска, ввести стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери; снизить уровень материнской смертности на 15 процентов, а в отдельных регионах на 30 процентов, в том числе от внематочной беременности на 30 процентов, токсикозов беременности на 10 процентов, гнойно-септических заболеваний на 15 процентов. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1996-1997 годы _______________________________________________________________________ Мероприятия | Сроки | Исполнители | исполнения | | (годы) | | | | | | | ________________________________|_____________|________________________ I. Меры государственной поддержки безопасного материнства Увеличение размера 1996 Минздравмедпром единовременного пособия женщинам, России вставшим на учет в ранние сроки Фонд социального беременности (до 12 недель), до страхования Российской размера минимальной заработной Федерации платы и предоставление отпуска по Минсоцзащиты России беременности и родам при Минюст России многоплодии с 28 недель беременности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации Разработка проекта федерального 1996 Минздравмедпром закона о внесении в Кодекс России законов о труде Российской Минтруд России Федерации изменений, касающихся Минсоцзащиты России предоставления беременным Минюст России женщинам возможности медицинского Федерация независимых обследования в рабочее время с профсоюзов России сохранением заработной платы по основному месту работы (до 12 недель беременности - 1 день, с 12-й по 20-ю неделю - 2 дня, с 20-й по 30-ю неделю - 3 дня) Разработка программы и 1996-1997 Минздравмедпром организация на базе высших учебных России заведений Минздравмедпрома Минсоцзащиты России России, Минсоцзащиты России, Госкомвуз России Госкомвуза России подготовки специалистов по социальной работе для акушерско-гинекологических учреждений Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить беременным женщинам 1996-1997 органы исполнительной и кормящим матерям возможность власти субъектов приобретения продуктов и Российской Федерации витаминных препаратов в соответствии с рекомендациями, утвержденными Минздравмедпромом России предусмотреть бесплатную 1996-1997 -"- выдачу медикаментов в женских консультациях беременным женщинам для профилактики и лечения анемии в соответствии с рекомендациями Минздравмедпрома России компенсировать транспортные 1996-1997 -"- расходы беременным женщинам, направляемым на консультации, лечение в специализированные медицинские учреждения (центры, клиники) других городов в пределах Российской Федерации предусмотреть обеспечение 1996-1997 органы исполнительной женщин из малообеспеченных власти субъектов семей при выписке из родильного Российской Федерации дома бесплатными комплектами для новорожденных детей по перечню предметов, рекомендованных Минздравмедпромом России создать на базе учреждений 1996-1997 органы исполнительной системы образования и власти субъектов здравоохранения школы для Российской Федерации подготовки учащихся к семейной Минздравмедпром жизни России Минобразование России организовать центры для 1996-1997 органы исполнительной беременных, находящихся в власти субъектов трудных социально-бытовых Российской Федерации условиях, с целью проведения Минсоцзащиты медицинской и социально-трудовой России реабилитации организовать молодежные центры 1996-1997 органы исполнительной планирования семьи в шести власти субъектов городах Российской Федерации Российской (Миасс, Орск, Самара, Федерации Ставрополь, Тула, Улан-Удэ) Минздравмедпром России Российская ассоциация "Планирование семьи" II. Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров Осуществление с 1996/97 учебного 1996-1997 Минздравмедпром года перехода на новую систему России обучения врачей Госкомвуз России акушеров-гинекологов с углубленной клинической подготовкой в последипломном периоде Создание серии учебных 1996-1997 Минздравмедпром видеофильмов о технике основных России акушерских и гинекологических операций для врачей (10 фильмов) Организация подготовки акушерок 1996-1997 Минздравмедпром с высшим образованием на базе России Санкт-Петербургской Госкомвуз России государственной медицинской Российская академия академии, Курского медицинских наук государственного медицинского университета, Московской государственной медицинской академии имени И.М. Сеченова, Оренбургской государственной медицинской академии Рекомендовать органам 1996-1997 органы исполнительной исполнительной власти субъектов власти субъектов Российской Федерации внедрить Российской компьютерный тестовый контроль Федерации при проведении аттестации врачей акушеров-гинекологов по методике, утвержденной Минздравмедпромом России III. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи Совершенствование системы наблюдения за беременными, в этих целях: пересмотр сроков и кратности 1996 Минздравмедпром посещений беременных в России зависимости от состояния здоровья, Российская академия наличия акушерской и медицинских наук экстрагенитальной патологии, показания к госпитализации и сроков пребывания в стационаре, порядка проведения реабилитационных мероприятий пересмотр учетно-отчетной 1996-1997 Минздравмедпром документации России Госкомстат России разработка и внедрение 1996-1997 -"- автоматизированной системы слежения за состоянием здоровья беременных с оценкой степени риска акушерской и перинатальной патологии Рекомендовать органам 1996-1997 исполнительной власти субъектов Воссоздать перинатальные центры: органы исполнительной за счет нового строительства власти субъектов (Красноярский край, Российской Федерации Белгородская, Оренбургская, Читинская области, г. Москва) за счет организации на базе существующих учреждений детства и родовспоможения (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Владимирская, Липецкая, Московская, Мурманская, Омская, Пермская, Псковская, Челябинская области) провести лицензирование 1996-1997 -"- родовспомогательных учреждений оснастить родовспомогательные 1996-1997 -"- учреждения медицинской аппаратурой для использования современных медицинских технологий (эндоскопическое оборудование, аппаратура искусственной вентиляции легких, фетальные мониторы) обеспечить родовспомогательные 1996-1997 -"- учреждения наборами и реактивами для определения свертывающей системы крови, ввести в штат родильных домов (отделений) дожности лаборантов для обеспечения круглосуточной работы по определению свертывающей системы крови организовать и оснастить 1996-1997 органы исполнительной выездные специализированные власти субъектов бригады при областных родильных Российской Федерации домах, клинических больницах, профильных Минздравмедпром научно-исследовательских России институтах для оказания неотложной медицинской помощи беременным и роженицам усовершенствовать систему 1996-1997 -"- психопрофилактической подготовки беременных к родам (ввести в штат родовспомогательных учреждений должности психологов, организовать их подготовку) привлекать средства 1996-1997 Федеральный фонд Федерального фонда обязательного обязательного медицинского страхования для медицинского обеспечения учреждений страхования родовспоможения и детства лекарственными средствами, медицинским оборудованием и медицинской техникой IV. Основные направления научных исследований в области акушерства и гинекологии Изучение эпидемиологии 1996-1997 Минздравмедпром материнской заболеваемости и России смертности. Влияние на здоровье Российская академия женщин факторов окружающей среды медицинских наук Госкомсанэпиднадзор России Разработка средств профилактики 1996-1997 Минздравмедпром и лечения основных видов России патологии беременности и родов, Российская академия плода и новорожденного медицинских наук Госкомсанэпиднадзор России Совершенствование 1996-1997 Минздравмедпром профилактического наблюдения России беременных групп высокого риска Разработка тактики ведения 1996-1997 -"- беременных с тяжелыми осложнениями в процессе беременности (токсикозы, кровотечения, инфекции, преждевременные роды) Разработка научно обоснованных 1996-1997 Минздравмедпром критериев качества и России эффективности оказания акушерской Российская академия помощи медицинских наук Разработка технологий по 1996-1997 -"- реабилитации девочек-подростков в послеродовом и послеабортном периодах, а также женщин, перенесших осложненные роды V. Обеспечение информированности населения по вопросам безопасности материнства и здоровья женщин Разработка образовательных 1996-1997 Минздравмедпром программ для населения по вопросам России здоровья женщин и безопасного Российская академия материнства на основе главных медицинских наук факторов, влияющих на уровень Госкомсанэпиднадзор материнской заболеваемости и России смертности Российская ассоциация "Планирование семьи" Подготовка пакетов 1996-1997 Минздравмедпром информационно-образовательных России материалов для населения и Российская академия средств массовой информации по медицинских наук различным аспектам формирования Госкомсанэпиднадзор здоровья семьи (памятки, буклеты, России плакаты, фильмы, видеофильмы, видеоклипы, справочный материал по вопросам льгот и социальных гарантий) Организация постоянной рубрики 1996-1997 Минздравмедпром "Здоровье - в каждую семью" на России телевидении, радиовещании и в Госкомсанэпиднадзор печати с привлечением России специалистов в области акушерства ФСТР России и гинекологии, педиатрии, Роскомпечать андрологии, традиционной медицины для освещения вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни, семьи, рождением и воспитанием здорового потомства Подготовка методических 1996-1997 Минздравмедпром материалов для медицинских, России педагогических и социальных Госкомсанэпиднадзор работников по вопросам здорового России образа жизни, сохранения Российская ассоциация репродуктивного здоровья, "Планирование семьи" сексуальной культуры для просветительской работы с населением Привлечение общественных и 1996-1997 Минздравмедпром частных организаций (ассоциаций, России фондов, акционерных обществ) к Госкомсанэпиднадзор участию в реализации программы России безопасного материнства Российская академия медицинских наук _______________________________________________________________________ Мероприятия | Стоимость (млр.руб) |____________________________________ | всего | в том числе | |__________________________ | | 1996 | 1997 | | год | год __________________________________|_________|_________|________________ I. Меры государственной поддержки безопасного материнства Увеличение размера единовременного 31,4 31,4 - пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), до размера минимальной заработной платы и предоставление отпуска по беременности и родам при многоплодии с 28 недель беременности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации Разработка проекта федерального - - - закона о внесении в Кодекс законов о труде Российской Федерации изменений, касающихся предоставления беременным женщинам возможности медицинского обследования в рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы (до 12 недель беременности - 1 день, с 12-й по 20-ю неделю - 2 дня, с 20-й по 30-ю неделю - 3 дня) Разработка программы и организация - - - на базе высших учебных заведений Минздравмедпрома России, Минсоцзащиты России, Госкомвуза России подготовки специалистов по социальной работе для акушерско-гинекологических учреждений Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить беременным женщинам - - - и кормящим матерям возможность приобретения продуктов и витаминных препаратов в соответствии с рекомендациями, утвержденными Минздравмедпромом России предусмотреть бесплатную - - - выдачу медикаментов в женских консультациях беременным женщинам для профилактики и лечения анемии в соответствии с рекомендациями Минздравмедпрома России компенсировать транспортные - - - расходы беременным женщинам, направляемым на консультации, лечение в специализированные медицинские учреждения (центры, клиники) других городов в пределах Российской Федерации предусмотреть обеспечение - - - женщин из малообеспеченных семей при выписке из родильного дома бесплатными комплектами для новорожденных детей по перечню предметов, рекомендованных Минздравмедпромом России создать на базе учреждений - - - системы образования и здравоохранения школы для подготовки учащихся к семейной жизни организовать центры для - - - беременных, находящихся в трудных социально-бытовых условиях, с целью проведения медицинской и социально-трудовой реабилитации организовать молодежные центры - - - планирования семьи в шести городах Российской Федерации (Миасс, Орск, Самара, Ставрополь, Тула, Улан-Удэ) _______________________________________________________________________ Итого по разделу I 31,4 31,4 - II. Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров Осуществление с 1996/97 учебного 11,9 - 11,9 года перехода на новую систему обучения врачей акушеров-гинекологов с углубленной клинической подготовкой в последипломном периоде Создание серии учебных 0,26 0,13 0,13 видеофильмов о технике основных акушерских и гинекологических операций для врачей (10 фильмов) Организация подготовки акушерок 0,65 - 0,65 с высшим образованием на базе Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, Курского государственного медицинского университета, Московской государственной медицинской академии имени И.М. Сеченова, Оренбургской государственной медицинской академии Рекомендовать органам исполнительной - - - власти субъектов Российской Федерации внедрить компьютерный тестовый контроль при проведении аттестации врачей акушеров-гинекологов по методике, утвержденной Минздравмедпромом России _______________________________________________________________________ Итого по разделу II 12,81 0,13 12,68 III. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи Совершенствование системы наблюдения за беременными, в этих целях: пересмотр сроков и кратности - - - посещений беременных в зависимости от состояния здоровья, наличия акушерской и экстрагенитальной патологии, показания к госпитализации и сроков пребывания в стационаре, порядка проведения реабилитационных мероприятий пересмотр учетно-отчетной - - - документации разработка и внедрение 0,22 0,17 0,05 автоматизированной системы слежения за состоянием здоровья беременных с оценкой степени риска акушерской и перинатальной патологии Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать перинатальные центры: - - - за счет нового строительства (Красноярский край, Белгородская, Оренбургская, Читинская области, г. Москва) за счет организации на базе существующих учреждений детства и родовспоможения (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Владимирская, Липецкая, Московская, Мурманская, Омская, Пермская, Псковская, Челябинская области) провести лицензирование - - - родовспомогательных учреждений оснастить родовспомогательные - - - учреждения медицинской аппаратурой для использования современных медицинских технологий (эндоскопическое оборудование, аппаратура искусственной вентиляции легких, фетальные мониторы) обеспечить родовспомогательные - - - учреждения наборами и реактивами для определения свертывающей системы крови, ввести в штат родильных домов (отделений) дожности лаборантов для обеспечения круглосуточной работы по определению свертывающей системы крови организовать и оснастить - - - выездные специализированные бригады при областных родильных домах, клинических больницах, профильных научно-исследовательских институтах для оказания неотложной медицинской помощи беременным и роженицам усовершенствовать систему - - - психопрофилактической подготовки беременных к родам (ввести в штат родовспомогательных учреждений должности психологов, организовать их подготовку) привлекать средства Федерального - - - фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения учреждений родовспоможения и детства лекарственными средствами, медицинским оборудованием и медицинской техникой _______________________________________________________________________ Итого по разделу III 0,22 0,17 0,05 IV. Основные направления научных исследований в области акушерства и гинекологии Изучение эпидемиологии материнской 0,4 0,2 0,2 заболеваемости и смертности. Влияние на здоровье женщин факторов окружающей среды Разработка средств профилактики 9,4 0,4 9,0 и лечения основных видов патологии беременности и родов, плода и новорожденного Совершенствование профилактического 0,8 0,2 0,6 наблюдения беременных групп высокого риска Разработка тактики ведения 1,7 0,4 1,3 беременных с тяжелыми осложнениями в процессе беременности (токсикозы, кровотечения, инфекции, преждевременные роды) Разработка научно обоснованных 0,2 - 0,2 критериев качества и эффективности оказания акушерской помощи Разработка технологий по 0,32 0,25 0,07 реабилитации девочек-подростков в послеродовом и послеабортном периодах, а также женщин, перенесших осложненные роды _______________________________________________________________________ Итого по разделу IV 12,82 1,45 11,37 V. Обеспечение информированности населения по вопросам безопасности материнства и здоровья женщин Разработка образовательных - - - программ для населения по вопросам здоровья женщин и безопасного материнства на основе главных факторов, влияющих на уровень материнской заболеваемости и смертности Подготовка пакетов 0,15 0,05 0,1 информационно-образовательных материалов для населения и средств массовой информации по различным аспектам формирования здоровья семьи (памятки, буклеты, плакаты, фильмы, видеофильмы, видеоклипы, справочный материал по вопросам льгот и социальных гарантий) Организация постоянной рубрики 0,07 0,02 0,05 "Здоровье - в каждую семью" на телевидении, радиовещании и в печати с привлечением специалистов в области акушерства и гинекологии, педиатрии, андрологии, традиционной медицины для освещения вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни, семьи, рождением и воспитанием здорового потомства Подготовка методических 0,28 0,09 0,19 материалов для медицинских, педагогических и социальных работников по вопросам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья, сексуальной культуры для просветительской работы с населением Привлечение общественных и - - - частных организаций (ассоциаций, фондов, акционерных обществ) к участию в реализации программы безопасного материнства _______________________________________________________________________ Итого по разделу V 0,5 0,16 0,34 ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 57,75 33,31 24,44 Страницы: 1 2 |