О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 29.06.94 31

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           29 июня 1994 г.
                                 N 31
     
                                 (Д)


     Кардинальное улучшение всей работы по предупреждению и пресечению
преступных   проявлений,   обуздание    агрессивной,    насильственной
преступности,  защита  граждан,  общества  и государства от преступных
посягательств являются важнейшей задачей правоохранительных органов.
     Преступность угрожает       основным       устоям      российской
государственности и конституционной законности, безопасности граждан.
     В последнее   время  внимание  органов  прокуратуры  к  важнейшим
проблемам борьбы с преступностью и ее предупреждения  было  ослаблено.
Многие   прокуроры  утратили  правильные  ориентиры,  нацеленность  на
достижение   конкретных   результатов    в    пресечении    преступных
посягательств,  на неотвратимости наказания. Не используются в должной
мере  возможности  по  координации   деятельности   правоохранительных
органов на основных направлениях борьбы с преступностью.
     Не достигнуто  необходимого  единства   и   взаимодействия   всех
отраслей надзора. Материалы прокурорских проверок, уголовных дел слабо
используются в предупредительных целях.  Нет должной системы в надзоре
за  законностью  в  деятельности  контролирующих органов,  налоговых и
таможенных служб.
     Неудовлетворительно ведется борьба с коррупцией, преступлениями в
экономике, особенно в банковско-финансовой сфере и внешнеэкономической
деятельности.
     Недостает последовательности  в   надзоре   за   регистрацией   и
рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях,  требовательности
к руководителям оперативно-розыскных служб,  следственного аппарата за
соблюдением законности в работе по выявлению, раскрытию, расследованию
и  предупреждению  преступлений,  принципиальности   реагирования   на
допущенные  нарушения  при  проведении  задержаний,  арестов  граждан,
осмотров, обысков и других процессуальных действий.
     Следственный аппарат прокуратуры еще не вносит ощутимого вклада в
расследование дел об организованной преступности,  бандитизме и других
тяжких преступлениях.
     Участие прокуроров  в  рассмотрении  в   судах   уголовных   дел,
поддержание  государственного обвинения не всегда активно используется
для достижения целей и задач правосудия,  индивидуализации  наказания,
применения  всей  силы  закона к опасным преступникам,  опротестования
незаконных и необоснованных приговоров.
     Требует усиления  надзора за соблюдением законов в местах лишения
свободы,  где допускается немало грубых  нарушений  режима  содержания
осужденных.
     В целях  решительного   повышения   действенности   прокурорского
надзора приказываю:
     1. Заместителям  Генерального  прокурора  Российской   Федерации,
начальникам  управлений и отделов Генеральной прокуратуры,  прокурорам
субъектов  Федерации,  городов  и   районов,   военным,   транспортным
прокурорам,    прокурорам   специализированных   прокуратур   нацелить
деятельность органов прокуратуры на  реализацию  Постановления  Совета
Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации от 8 апреля 1994
года и Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с
преступностью на 1994 - 1995 годы.
     Исходить из того, что борьба с преступностью и ее предупреждение,
координация деятельности правоохранительных органов является важнейшим
направлением  в   работе   прокуратуры.   На   решении   этой   задачи
сконцентрировать  внимание  всех  отраслей  прокурорского  надзора,  в
полной мере используя предоставленные законом средства и полномочия.
     Основные усилия    сосредоточить    на    мерах   по   борьбе   с
организованной,  корыстно-насильственной  преступностью,   коррупцией,
бандитизмом, обеспечении общественного порядка и безопасности граждан,
закрытии каналов хищнического растаскивания  национального  достояния,
стратегических и сырьевых ресурсов.
     2. Глубоко анализировать состояние преступности,  изменения в  ее
характере,  структуре  и  динамике.  Вытекающие  из  анализа  проблемы
организации борьбы с  преступностью,  совершенствования  прокурорского
надзора  регулярно обсуждать на коллегиях прокуратур,  координационных
совещаниях   руководителей   правоохранительных   органов,   принимать
своевременные и энергичные меры противодействия негативным процессам.
     Регионы, где складывается наиболее напряженное  положение  дел  с
преступностью,  держать под контролем, оказывать практическую помощь в
организации работы.
     3. Неослабное   внимание  уделять  обеспечению  своевременного  и
полного раскрытия преступлений с тем,  чтобы принимались исчерпывающие
меры   к  выявлению  и  изобличению  виновных.  Остро  реагировать  на
бездеятельность в установлении и розыске преступников,  необоснованные
решения о приостановлении и прекращении уголовных дел.
     В каждой прокуратуре обеспечить систему действенного  надзора  за
законностью   разрешения   заявлений   и  сообщений  о  преступлениях.
Добиваться, чтобы каждое заявление было зарегистрировано и проверено в
установленном законом порядке.
     Законность разрешения  заявлений  и   сообщений   о   совершенных
преступлениях проверять не реже одного раза в месяц.
     4. Осуществляя   надзор   за    полнотой,    всесторонностью    и
объективностью  расследования,  соблюдением процессуальных требований,
прав и законных интересов  граждан,  особенно  жертв  преступлений,  в
необходимых   случаях  оказывать  следователям  помощь  в  организации
расследования,  взаимодействия с органами дознания,  в сборе и  оценке
доказательств,   лично  участвовать  в  производстве  наиболее  важных
следственных действий,  давать письменные указания и контролировать их
исполнение.
     Прокурорам лично  выезжать  на  места  происшествий  по  делам  о
бандитских  налетах,  террористических  актах,  массовых  беспорядках,
убийствах   при   отягчающих   обстоятельствах.   Принимать   меры   к
оперативному   и   квалифицированному   проведению   всех  необходимых
первоначальных следственных действий.
     Дела о преступлениях этих категорий, а также о наиболее серьезных
преступлениях,  совершенных организованными  преступными  группами,  о
взяточничестве   ответственных   должностных  лиц  держать  на  особом
контроле.   Строго   соблюдать   установленный   порядок   направления
вышестоящим  прокурорам  спецдонесений о наиболее серьезных преступных
проявлениях.
     Повысить роль  следственного  аппарата  прокуратуры  в  борьбе  с
опасными  преступлениями.  Наиболее  актуальные   дела   принимать   к
производству Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов Федерации.
     Поощрять следователей,  проявивших  инициативу,  оперативность  и
профессиональное  мастерство  при  раскрытии  и  расследовании  тяжких
преступлений.
     5. В  организации  надзора  за законностью в оперативно-розыскной
деятельности основной  упор  делать  на  то,  чтобы  она  обеспечивала
выполнение   своей  главной  задачи  -  предупреждение,  своевременное
выявление,    пресечение    и    раскрытие     преступлений,     чтобы
оперативно-розыскные  мероприятия  находили  практическую реализацию и
активно проводились в ходе всего следствия,  чтобы  установленные  при
проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  факты  должным  образом
фиксировались и могли быть использованы  в  качестве  доказательств  в
соответствии с процессуальным законом.
     6. Управлению по надзору за  исполнением  законов  и  законностью
правовых  актов,  управлению  по  надзору  за  исполнением  законов на
транспорте,  второму управлению,  Главному управлению  по  надзору  за
исполнением законов в Вооруженных Силах,  прокурорам республик, краев,
областей усилить профилактическую направленность надзорных проверок  и
опротестования  незаконных правовых актов.  Основное внимание обратить
на предупреждение и выявление злоупотреблений в ходе  приватизации,  в
банковской   и   внешнеэкономической   деятельности,   при  исполнении
налогового законодательства.
     Совместно с    МВД,   ФСК,   Департаментом   налоговой   полиции,
Государственным таможенным комитетом,  а также Контрольным управлением
Президента  Российской  Федерации  и  другими контролирующими органами
разработать  порядок  передачи  в  следственные  органы  и  в   органы
прокуратуры  материалов  о  злоупотреблениях и других правонарушениях,
содержащих признаки преступлений.  Обеспечить своевременное и законное
разрешение каждого такого материала.  По сигналам о наиболее серьезных
нарушениях законности проводить совместные проверки.
     В целях  более глубокого выявления и устранения причин и условий,
способствовавших   преступной   деятельности,   активно   использовать
материалы  предварительного  следствия,  а также рассмотренных в судах
уголовных, гражданских и арбитражных дел.
     7. Особое   внимание  обращать  на  строгое  выполнение  законов,
определяющих    особенности    предупреждения    преступности    среди
несовершеннолетних,  расследования  и  судебного рассмотрения дел этой
категории.  Принимать исчерпывающие меры  к  охране  прав  подростков,
вытекающих  из  действующего  законодательства и международно-правовых
норм,   выявлению   и   устранению    обстоятельств,    способствующих
преступлениям.
     8. Руководителям   прокуратур   обеспечивать   высокий    уровень
поддержания государственного обвинения в судах. В обязательном порядке
поддерживать государственное  обвинение  по  делам  об  организованной
преступности,   бандитизме,   умышленных   убийствах,  взяточничестве,
контрабанде и других опасных  преступлениях  с  тем,  чтобы  лица,  их
совершившие,  несли  строгое  наказание.  В  случаях,  предусмотренных
законом,  вносить  предложения   о   назначении   дополнительных   мер
наказания. По наиболее актуальным делам поддерживать обвинение лично.
     Обеспечить опротестование каждого незаконного  и  необоснованного
судебного постановления.
     Выводы, вытекающие из результатов рассмотрения в судах  уголовных
дел,  использовать для повышения качества следствия, совершенствования
прокурорско-следственной практики.
     9. При проверках соблюдения законности в следственных изоляторах,
изоляторах   временного   содержания,   в   местах   лишения   свободы
своевременно  и  принципиально  реагировать  на  нарушения законности,
режима содержания задержанных,  арестованных и осужденных, в том числе
на  послабления  опасным  преступникам.  Особое  внимание  обращать на
соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и
членов преступных группировок.
     10. НИИ проблем укрепления  законности  и  правопорядка,  учебным
заведениям Генеральной прокуратуры решительно повысить уровень научных
исследований по вопросам борьбы с преступностью и ее предупреждения, а
также работы по переподготовке кадров.
     Подчинить научно-исследовательскую  и  учебную   работу   решению
практических задач, проводить ее в тесной взаимосвязи с управлениями и
отделами  Генеральной  прокуратуры,  прокуратурами  республик,  краев,
областей.
     11. Заместителям Генерального прокурора, руководителям управлений
и  отделов  Генеральной  прокуратуры,  прокурорам субъектов Федерации,
военным,  транспортным   прокурорам,   прокурорам   специализированных
прокуратур   обеспечивать   конкретность   руководства   деятельностью
подчиненных,  добиваться четкой и слаженной работы всего  оперативного
состава  прокуратур,  направляя  их усилия на решение наиболее острых,
злободневных  проблем  борьбы  с   преступностью,   усилить   контроль
исполнения, спрос и ответственность за порученное дело.
     12. Всем прокурорам установить  деловые  контакты  со  средствами
массовой   информации.   Систематически   и  оперативно  информировать
общественность через печать,  радио,  телевидение о мерах, принимаемых
прокуратурой  по  борьбе с преступностью,  результатах расследования и
судебного  рассмотрения  дел  о   бандитизме,   коррупции   и   других
преступлениях,   представляющих   общественный   интерес,  а  также  о
выявляемых  нарушениях  законности  в  ходе   прокурорских   проверок.
Объективно  вскрывать причины негативных явлений и показывать реальные
меры по их устранению.
     13. Прокурорам   субъектов   Федерации,   военным,   транспортным
прокурорам,  прокурорам  специализированных  прокуратур   сообщать   в
Генеральную   прокуратуру  о  ходе  выполнения  настоящего  Приказа  в
докладных записках по итогам года.
     14. Положения  ранее  изданных  приказов  и указаний Генерального
прокурора Российской Федерации,  противоречащие настоящему Приказу, не
применяются.
     Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.