18 августа 1994 г. N 44 (Д) Происходящие в Российской Федерации преобразования, направленные на формирование правового государства, становление правосудия, основанного на общепризнанных демократических принципах, требуют принципиально нового подхода к определению места и роли прокурора в судебном процессе. Осуществление правосудия на началах состязательности и равноправия сторон, что является одним из важнейших направлений судебной реформы, не только предполагает поддержание прокурором государственного обвинения практически по каждому направленному в суд уголовному делу, но и возлагает не него обязанность доказывания предъявленного подсудимому обвинения. От активности и профессиональной подготовленности государственного обвинителя в решающей степени зависит полнота исследования представленных в суд доказательств, правильное разрешение дела. Необходимо преодолеть свойственную еще некоторым прокурорам недооценку значения квалифицированного поддержания государственного обвинения, исходить из того, что вся работа по раскрытию и расследованию преступления может дать практические результаты в деле борьбы с преступностью лишь при условии, если процесс завершится постановлением законного, обоснованного и справедливого приговора. Исключение из закона требования к прокурору осуществлять надзор за исполнением закона непосредственно в судебном разбирательстве ни в коей мере не означает, что прокурор может безразлично относиться к допускаемым нарушениям. В рамках состязательного процесса государственный обвинитель, оставаясь представителем органа, на который возложен надзор за законностью, обязан не только сам соблюдать закон, но и в пределах прав, предоставленных ему уголовно-процессуальным кодексом, реагировать на любое его нарушение, а если оно не устранено и постановлено неправосудное решение, - своевременно принести протест. В этих условиях особое значение приобретает повышение ответственности руководителей прокуратур за надлежащую организацию работы прокуроров в суде, обеспечение четкого контроля со стороны соответствующих отраслевых управлений и отделов. В целях реализации задач, стоящих перед прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел в условиях судебной реформы, приказываю: 1. Прокурорам республик, краев, областей, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, городов и районов, соответствующим военным, транспортным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. 2. Обеспечить в переходный период реализации основных положений судебной реформы поддержание государственного обвинения по всем делам, рассматриваемым судом присяжных, по делам об организованной преступности, бандитизме, умышленных убийствах, взяточничестве, контрабанде и других опасных преступлениях, по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также в тех случаях, когда в силу важности или сложности дела прокурор сам сочтет необходимым поддержать обвинение либо его участие признает обязательным суд. По остальным делам обвинение поддерживать исходя из реальной возможности обеспечить качественное участие обвинителя в судебном процессе. 3. Руководителям прокуратур назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем чтобы они имели возможность всесторонне подготовиться к участию в процессе. При этом необходимо учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. Там, где это возможно с учетом состава работников, осуществлять специализацию государственных обвинителей, с тем чтобы по особо сложным делам, по которым методика поддержания обвинения отличается существенными особенностями, выступали прокуроры, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Для участия в рассмотрении дел республиканскими, краевыми (областными) судами назначать прокуроров, как правило, из числа работников республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур, в первую очередь - работников отделов государственных обвинителей. 4. Считать недопустимым оказание какого-либо давления на прокурора, поддерживающего обвинение в суде. Строго соблюдать принцип процессуальной самостоятельности государственного обвинителя, который не связан выводами обвинительного заключения и должен основывать свои предложения суду на результатах исследования обстоятельств дела в судебном заседании, руководствуясь требованиями закона и внутренним убеждением. При этом активное отстаивание им своей позиции должно сочетаться с объективностью и беспристрастностью. 5. Государственным обвинителям, представляя суду свои предложения по вопросу назначения наказания, руководствоваться требованиями закона о дифференцированном подходе к ответственности правонарушителя в зависимости от его личности, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, а также обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность виновного. Во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о назначении дополнительных наказаний, о возмещении причиненного преступлением ущерба. В ходе судебного заседания, выполняя свои процессуальные функции, реагировать на любые нарушения закона, ущемляющие права участников процесса, путем заявления соответствующих ходатайств, высказывания мнения по возникающим вопросам. 6. При осуществлении надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений по уголовным делам исходить из того, что наиболее эффективной формой устранения допущенных судами ошибок и нарушений закона является опротестование в кассационном порядке каждого незаконного или необоснованного приговора, определения и постановления суда. Участвовать в суде, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке, обеспечивая при этом тщательное их изучение с учетом доводов, содержащихся в жалобах и протестах. Правом принесения в вышестоящий суд кассационного или частного протеста обязан воспользоваться, в первую очередь, прокурор, поддерживающий государственное обвинение. Если обвинитель этого не сделал либо дело было рассмотрено без участия прокурора, такой протест в пределах компетенции должен принести прокурор или его заместитель. Прокурор, принесший кассационный или частный протест, может лично поддержать его в суде кассационной инстанции. Если автор протеста не воспользовался такой возможностью, то прокурор, которому поручается участие в суде кассационной инстанции, не связан доводами протеста и дает заключение, руководствуясь требованиями закона и внутренним убеждением. 7. При оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом исходить из его реального вклада в исследование обстоятельств дела, проявленных при этом активности и профессионального мастерства, объективности позиции и влияния на законность и обоснованность принятого по делу судебного решения. Организовать дело таким образом, чтобы оценка деятельности прокурора служила стимулом к выполнению им закона, своего служебного и нравственного долга. 8. Проверку жалоб, поданных на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов, проводить, как правило, с истребованием уголовных дел и составлением мотивированных заключений с учетом их существенных доводов. О принятом решении своевременно извещать заявителей. Ответ на жалобы должен быть аргументированным. При отказе в удовлетворении жалобы разъяснять заявителю порядок дальнейшего обжалования. Решения об отказе в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах принимать руководителям этих прокуратур. Незаконные судебные постановления опротестовывать в порядке надзора либо входить с представлением к вышестоящему прокурору, имеющему право принесения протеста. 9. Управлению по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам, отраслевым управлениям и отделам регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений, работу по рассмотрению и разъяснению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов, используя результаты анализа для повышения качества поддержания государственного обвинения и предварительного следствия. Обратить особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь - не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях: разработать четкую систему профессиональной учебы; повысить уровень учебно-методических мероприятий, привлекая к участию в их проведении опытных практических работников и ученых - юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику проведение деловых игр и других нетрадиционных форм обучения; развивать и поощрять творческую активность и потребность в самообразовании и самосовершенствовании; поднять роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за повышение квалификации государственных обвинителей и осуществление контроля за их подготовкой к участию в судебных заседаниях. 10. Управлению по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно совершенствовать организацию руководства нижестоящими прокуратурами и контроля за их деятельностью. Регулярно анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, своевременно выявлять тенденции ее изменения и вырабатывать соответствующие рекомендации. Совместно с Институтом проблем укрепления законности и правопорядка, исходя из потребностей практики, систематически разрабатывать пособия и рекомендации для прокуроров, выступающих в судах по уголовным делам. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Славгородского М.Д. Приказ направить прокурорам республик, краев, областей, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам. |