О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ БЕНЗИН АВТОМОБИЛЬНЫЙ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 09.10.96 ВЗ-6-03/709

          О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ
          ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ БЕНЗИН АВТОМОБИЛЬНЫЙ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ
                          9 октября 1996 г.
                            N ВЗ-6-03/709

               ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ
                          9 октября 1996 г.
                              N ЮЧ-2477

                              (ЭЖ 96-44)



     В соответствии   с   пунктом   6  "Национального  плана  проверок
налогоплательщиков   Государственной   налоговой   службы   Российской
Федерации  на  1996  год",  утвержденного  Госналогслужбой  Российской
Федерации по согласованию  с  Федеральной  службой  налоговой  полиции
Российской Федерации 12.02.96, необходимо осуществить в октябре-ноябре
1996 г.  совместные проверки предприятий и  организаций,  производящих
бензин  автомобильный,  по вопросу правильности и полноты исчисления и
своевременности уплаты акцизов.
     Государственная налоговая    служба    Российской   Федерации   и
Федеральная служба налоговой полиции Российской  Федерации  направляют
программу проверки указанных предприятий и организаций.
     Информацию о  результатах  проверок   и   выявленных   нарушениях
представьте   в   Госналогслужбу   Российской   Федерации  (Управление
методологии  косвенных  налогов)  и  в  Федеральную  службу  налоговой
полиции Российской Федерации к 15 ноября текущего года.

     Заместитель руководителя Государственной
     налоговой службы Российской Федерации
     В. Зверховский

     И. о. первого заместителя директора Федеральной
     службы налоговой полиции Российской Федерации
     Ю. Чичелов


            Программа проверки исчисления и уплаты акцизов
          предприятиями, производящими бензин автомобильный

     Проверка проводится  в  соответствии  с  пунктом 6 "Национального
плана проверок  налогоплательщиков  Государственной  налоговой  службы
Российской  Федерации  на  1996  год",  утвержденного  Госналогслужбой
Российской Федерации по согласованию с Федеральной  службой  налоговой
полиции Российской Федерации 12.02.96, которым поручено организовать в
октябре-ноябре   текущего   года   проверку   всех    предприятий    -
производителей  бензина  автомобильного  (в  том  числе осуществляющих
переработку  или   доработку   готового   бензина),   находящихся   на
подведомственной  территории,  по  вопросу  правильности  исчисления и
уплаты акцизов в бюджет за 1995 год и 9 месяцев 1996 года.
     При проведении  проверки  следует  обратить  особое  внимание  на
следующие вопросы.
     1. Правильность  применения  ставок  на  бензин автомобильный при
исчислении суммы акциза, подлежащей внесению в бюджет.
     При проверке   этого   вопроса   следует  иметь  в  виду,  что  в
соответствии с пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от  22
декабря 1993 г.  N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях  бюджетов  различных  уровней"  бензин  автомобильный
облагается  акцизами.  Причем согласно Федеральному закону "О внесении
изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" от 7 марта 1996 г.
N 23-ФЗ бензин автомобильный сохранен в перечне подакцизных товаров.
     Ставка акциза на бензин автомобильный в размере 10 процентов была
утверждена  постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 31
марта 1994 г. N 273, введена с момента его опубликования в "Российской
газете"  (13  апреля  1994  г.)  и действовала по 27 марта 1995 г.  Со
вступлением в силу с момента опубликования постановления Правительства
Российской  Федерации  от  22  марта  1995  г.  N  279 (опубликовано в
"Российской  газете"  28  марта  1995  г.)  на  бензин  автомобильный,
отгруженный с 28 марта 1995 г., применяется ставка акциза в размере 20
процентов. При этом согласно Федеральному закону "О внесении изменений
в Закон Российской Федерации "Об акцизах" от
     7 марта 1996 г.  N 23-ФЗ ставка акциза на бензин автомобильный  в
размере 20 процентов действует до настоящего времени.
     2. Правильность  исчисления  акциза  на   автомобильный   бензин,
выработанный из давальческого сырья (нефти).
     В соответствии с п.  20 Указа Президента Российской Федерации  от
22.12.93  N  2270  "О  некоторых  изменениях  в  налогообложении  и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней",  имеющего  силу  закона,
плательщиками   акцизов   по  подакцизным  товарам,  изготовленным  из
давальческого сырья,  с  1  января  1994  г.  являются  предприятия  и
организации,  производящие  подакцизные  товары.  Это  положение нашло
отражение  в  Федеральном  законе  "О  внесении  изменений   в   Закон
Российской  Федерации  "Об  акцизах"  от  7 марта 1996 г.  N 23-ФЗ,  в
соответствии с которым плательщиками акцизов по  подакцизным  товарам,
производимым на территории Российской Федерации,  включая выработанные
из  давальческого  сырья,  являются  производящие  их  предприятия   и
организации.
     При этом объектом обложения акцизом у  предприятий,  производящих
подакцизные  товары  из  давальческого сырья,  является стоимость этих
товаров,  определяемая исходя из  применяемых  на  данном  предприятии
максимальных отпускных цен с учетом акциза по установленным ставкам на
аналогичные  товары  собственного  производства  на  момент   передачи
(отгрузки)  готовых товаров,  а при их отсутствии - исходя из рыночных
цен, сложившихся на такие же или аналогичные товары в данном регионе в
предыдущем отчетном периоде.
     Поэтому при   расчетах   между   предприятием   -   изготовителем
подакцизного  товара  (автомобильного  бензина) из давальческого сырья
(сырой нефти) и предприятием - собственником этого сырья  к  стоимости
работы  по изготовлению бензина добавляется сумма акциза,  исчисленная
исходя из вышеназванного объекта обложения.
     При определении   рыночных   цен   следует   ориентироваться   на
информацию территориальных органов статистики  по  месту  производства
данного  товара,  которые  ведут  наблюдение за ценами отдельных видов
подакцизных товаров.
     Аналогично определяется  объект налогообложения в случае расчетов
с предприятием - изготовителем  автомобильного  бензина  путем  обмена
(бартера) товарами (продукцией) или путем взаимозачетов.
     При этом следует иметь в виду,  что при  условии  обеспечения  на
предприятии  -  производителе автомобильного бензина раздельного учета
по  каждой   марке   бензина,   изготовленного   из   собственного   и
давальческого  сырья,  разрешается  определять  облагаемый  оборот  по
конкретным маркам  бензина,  произведенного  из  давальческого  сырья,
исходя из применяемых на предприятии максимальных отпускных цен на эти
конкретные марки бензина  за  истекшие  10  дней,  предшествующие  дню
отгрузки этого бензина потребителю.
     Одновременно следует обратить особое  внимание  на  то,  что  при
уплате  акциза  по автомобильному бензину сумма акциза,  уплаченная по
нефти (минеральному сырью), в зачет не принимается.
     3. В  ходе  проверки  особое  внимание  следует  уделить  вопросу
обоснованности применения льготы при экспорте автомобильного бензина.
     В соответствии  с  Федеральным  законом  Российской  Федерации "О
внесении изменений  в  Закон  Российской  Федерации  "Об  акцизах"  от
07.03.96  N  23-ФЗ  акцизы  не  уплачиваются  по  подакцизным товарам,
вывозимым за пределы территории Российской Федерации  (за  исключением
подакцизных  товаров,  вывозимых в государства - участники Содружества
Независимых Государств,  а  также  подакцизных  товаров,  вывозимых  в
порядке товарообмена).
     Следует иметь в виду, что у предприятий, поставлявших подакцизные
товары  на  экспорт  до  выхода  Инструкции  Госналогслужбы Российской
Федерации "О порядке исчисления и уплаты акцизов" от 15  августа  1996
г. N 43, для обоснования предоставления льготы по налогообложению этих
товаров необходимо проверить наличие грузовой таможенной декларации со
штампом   "выпуск   разрешен"  и  товаросопроводительные  документы  с
отметкой пограничной таможни о пересечении грузом границы России.
     С выходом     вышеуказанной     Инструкции,    зарегистрированной
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  15.08.96  N  1148,  для
обоснования    льгот   по   налогообложению   экспортируемых   товаров
налогоплательщиком в налоговые органы в  обязательном  порядке  должны
быть представлены следующие документы:
     - контракт (копия контракта,  заверенная в установленном порядке)
российского  юридического  лица  - налогоплательщика или с иностранным
партнером на поставку подакцизных товаров;
     - платежные  документы и выписка из банка,  подтверждающие оплату
иностранным партнером экспортируемых подакцизных товаров;
     - грузовая  таможенная декларация с отметками таможенного органа,
производившего таможенное  оформление  товара,  а  также  пограничного
таможенного органа о фактическом вывозе товара с территории Российской
Федерации (за  исключением  вывоза  товара  через  границу  Российской
Федерации  с  государством - участником Таможенного союза,  на котором
таможенный контроль отменен);
     - товаросопроводительные  документы,  подтверждающие  поступление
товаров в страну назначения;
     - при   вывозе   товара  через  границу  Российской  Федерации  с
государством - участником Таможенного  союза,  на  котором  таможенный
контроль  отменен,  кроме  грузовой  таможенной декларации с отметками
таможенного органа,  производившего таможенное  оформление  товара,  -
подтверждение  пограничного таможенного органа государства - участника
Таможенного союза о фактическом вывозе товара в третьи страны.
     Предприятия, которым  предоставляется  льгота  по налогообложению
экспортируемых товаров, должны обеспечить раздельный учет производства
и реализации таких товаров.
     При этом  следует  иметь  в  виду,  что  в  случае   производства
предприятием  -  производителем  автомобильного  бензина  на принципах
давальческого  сырья  и   последующей   его   отправке   собственником
давальческого  сырья  на  экспорт  льгота  предприятию - производителю
автомобильного бензина не предоставляется,  так как  в  данном  случае
хозяйственные  отношения  осуществляются  между  двумя  хозяйствующими
субъектами на территории Российской Федерации.
     4. В   материалах   проверок  также  необходимо  осветить  вопрос
образования и  погашения  недоимки.  Следует  показать  ее  размеры  и
динамику за проверяемый период,  причины образования недоимки, а также
какой   удельный   вес   в   расчетах   предприятия   -   изготовителя
автомобильного  бензина  с  покупателями  занимают  расчеты  на основе
бартера или взаимозачетов.
     Кроме того,   необходимо  показать  удельный  вес  экспортируемой
продукции и продукции, изготовленной на принципах давальческого сырья,
в общем объеме производства автомобильного бензина.
     Обобщенную информацию  по  результатам  проверок   и   выявленных
нарушений с выводами и предложениями о внесении изменений и дополнений
в налоговое законодательство и в Инструкцию Госналогслужбы  Российской
Федерации  "О  порядке исчисления и уплаты акцизов" от 15 августа 1996
г.  N 43 представьте в Госналогслужбу Российской Федерации (Управление
методологии  косвенных  налогов)  и  в  Федеральную  службу  налоговой
полиции Российской Федерации к 15 ноября текущего года.

     Начальник Управления
     методологии косвенных налогов
     Б. Минаев