ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ И КРЕДИТОВАНИИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 21 марта 1994 г. N 220 (Д) В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых на реализацию инвестиционных проектов и программ, Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Утвердить прилагаемое Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 220 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации I. Общие положения 1. Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации (далее именуется - Временное положение) разработано в соответствии с Законами РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", другими законодательными актами Российской Федерации и регулирует финансирование и кредитование строящихся предприятий и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. 2. Инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных фондов в форме капитальных вложений, могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица - граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству. 3. Настоящее Временное положение распространяется на финансирование и кредитование нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий, предпроектных и проектных работ, а также приобретения не требующего монтажа и не входящего в сметы строек оборудования, производственного инвентаря, приспособлений. II. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 4. Прямое государственное регулирование инвестиционной деятель- ности, государственная поддержка инвестиционных строительных проектов осуществляются в основном путем направления финансовых ресурсов на вы- полнение федеральных целевых программ и на другие федеральные госу- дарственные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законода- тельством Российской Федерации. Суммы ассигнований на указанные цели предусматриваются ежегодно в утверждаемых в установленном порядке соответствующих бюджетах и в государственной инвестиционной программе в объемах государственных централизованных капитальных вложений. 5. Государственные централизованные капитальные вложения - инвес- тиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, фи- нансируемые за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российс- кой Федерации и предназначаемые для использования на важнейших направ- лениях экономической политики, обеспечивающих структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непро- изводственного потенциала России, решение социальных и других проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования. 6. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации с участием других федеральных органов исполнительной власти. 7. Формирование в соответствии с государственной инвестиционной программой перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, осуществляется в следующем порядке: а) Министерство экономики Российской Федерации устанавливает и сообщает государственным заказчикам в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, предварительные объемы государственных централизованных капитальных вложений на соответствующий период; б) государственные заказчики представляют в Министерство экономики Российской Федерации в порядке и сроки, устанавливаемые этим Министерством, предложения по инвестиционным проектам, разработанные на основе предварительных объемов государственных централизованных капитальных вложений. В обоснование указанных предложений представляются перечень строек и объектов с соответствующими показателями на весь период строительста с разбивкой по годам, технико-экономические обоснования и расчеты по формам, устанавливаемым Министерством экономики Российской Федерации. Включение в указанный перечень вновь начинаемых строек и объектов допускается при условии, если переходящие стройки и объекты, на которых создаются аналогичные мощности, обеспечены необходимыми объемами капитальных вложений; в) Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Государственного комитета Российской Федерации по промышленной политике рассматривает представленные государственными заказчиками предложения по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимает решение о включении их в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Отбор строек и объектов для включения в перечень производится на конкурсной основе; г) принятые Министерством экономики Российской Федерации решения о включении вновь начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд являются основанием, в соответствии с которым государственные заказчики определяют заказчиков (застройщиков) по строительству данных объектов и организуют проведение подрядных торгов; д) Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации на основании сообщений государственных заказчиков о результатах подрядых торгов и заключенных на их основе государственных контрактов (договоров подряда) уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их финансирования по каждым вновь начинаемым стройке и объекту, включенным в перечень, на весь период строительства с распределением по годам. Включение вновь начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд с распределением объемов капитальных вложений по годам на весь период строительства является государстенной гарантией непрерывности их финансирования до завершения строительства в установленные сроки. По переходящим стройкам с учетом хода строительства и степени готовности объектов и пусковых комплексов при необходимости вносятся уточнения в объемы капитальных вложений. 8. Министерство экономики Российской Федерации в 10-дневный срок после утверждения в установленном порядке перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд направляет его Министерству финансов Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации и доводит соответствующие данные до государственных заказчиков и иных юридических лиц, которым выделяются государственные централизованные капитальные вложения, а последние в 10-дневный после получения указанных данных срок сообщают их заказчикам (застройщикам), соответствующим подрядным организациям и финансирующим банкам. III. Финансирование и кредитование капитальных вложений 9. Капитальные вложения могут финансироваться за счет: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и других средств); заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (облигационных займов и других средств); привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц); финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке; средств внебюджетных фондов; средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации; средств иностранных инвесторов. Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. 10. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств. 11. Для открытия финансирования государственных централизоанных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предосталяемых на безвозвратной основе, государственные заказчики предоставляют в Министерство финансов Российской Федерации выписки из утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов с указанием объемов государственных централизованных капитальных вложений и государственные контракты (договоры подряда) по строительству объектов для федеральных государственных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов Российской Федерации путем перечисления средств в течение одного месяца после утверждения в установленном порядке объемов государственных централизованных капитальных вложений и перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд. Авансовые выплаты при открытии финансирования осуществляются в пределах плановых назначений и регулируются с учетом фактически произведенных зарат. По поручению федеральных органов исполнительной власти - госу- дарственных заказчиков открытие финансирования государственных центра- лизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, может осуществляться входящим в систему этих органов департаментам, межотраслевым государственным объединениям, концернам, ассоциациям, корпорациям, акционерным общест- вам, предприятиям. Государственные заказчики перечисляют средства федерального бюд- жета, предоставляемые на безвозвратной основе для финансирования госу- дарственных централизованных капитальных вложений, заказчикам (заст- ройщикам) в пределах сообщенных им Министерством финансов Российской Федерации объемов финансирования государственных централизованных ка- питальных вложений. Для оформления финансирования государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предостав- ляемых на безвозвратной основе, заказчики (застройщики) представляют банкам, осуществляющим операции по финансированию, следующие докумен- ты: титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам; государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы; сводные сметные расчеты стоимости строительства; заключения государственной вневедомственной экспертизы и госу- дарственной экологической экспертизы по проектной документации; уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам. 12. Федеральные органы исполнительной власти - государственные заказчики ежемесячно представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию об использовании средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной основе для финансирования государс- твенных централизованных капитальных вложений. 13. Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Министерству финансов Российской Федерации в пре- делах кредитов, выдаваемых Центральным банком Российской Федерации в установленном действующим законодательством порядке. Министерство финансов Российской Федерации направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответс- твии с заключенными с этими банками договорами. Перечень коммерческих банков, осуществляющих операции по финанси- рованию заемщиков (застройщиков), определяется Правительственной ко- миссией по вопросам кредитной политики по представлению Министерства финансов Российской Федерации с учетом мнения Центрального банка Рос- сийской Федерации и министерств и ведомств Российской Федерации. Полученные коммерческими банками от Министерства финансов Рос- сийской Федерации средства федерального бюджета на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложе- ний предоставляются заемщикам (застройщикам) на основе договоров. При заключении договоров на получение указанных средств заемщики (застрой- щики) представляют в банки выписки из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, государственные контракты (договоры подряда), расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на проектную мощность, расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним, заключения государственной вневедомствен- ной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации и документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и возвратность средств. Общий срок пользования средствами федерального бюджета, предос- тавленными на возвратной основе, и дата начала возврата их заемщиками (застройщиками) устанавливаются в договорах с учетом продолжительности строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производс- тв на проектную мощность. Полученные коммерческими банками средства федерального бюджета, предоставленные на возвратной основе, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конверти- руемой валюты, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера. 14. Средства федерального бюджета на возвратной основе предостав- ляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудо- вания, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмот- ренных залоговым законодательством Российской Федерации. 15. Возврат заемщиками (застройщиками) средств федерального бюд- жета, предоставляемых на возвратной основе, производится в сроки, пре- дусмотренные заключенными договорами. Министерство финансов Российской Федерации возвращает кредит Центральному банку Российской Федерации в сроки, определяемые законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенными договорами. Выплата заемщиками (застройщиками) процентов за пользование указанными средствами начинается с даты начала возврата этих средств. Министерство финансов Российской Федерации выплачивает проценты за пользование кредитом Центрального банка Российской Федерации с момента образования задолженности. Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, не может превышать размера ставки, установленной в договоре между Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. 16. Условия долгосрочных договоров между государством (представ- ляемым Министерством финансов Российской Федерации), банками и заемщи- ками (застройщиками) определяются на весь срок действия договора. В случае если после их заключения законодательством введены условия, ухудшающие положение партнеров, в договоры могут быть внесены измене- ния. 17. Банки, осуществляющие операции по финансированию: проводят проверку представленных заказчиком (застройщиком) документов, сверяют их с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд и при соответствии открывают (продол- жают) финансирование строительства; в случае если источником финансирования являются средства феде- рального бюджета, предоставляемые на возвратной основе, анализируют расчеты сроков возврата средств и процентов по ним и заключают с заем- щиком (застройщиком) договор по установленной форме. При неподтвержде- нии реальности возврата заемщиком (застройщиком) средств и процентов по ним в установленные сроки, а также при задержке заемщиком (застрой- щиком) по его вине оформления договора сообщают об этом Министерству финансов Российской Федерации; финансируют стройки только при наличии положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологи- ческой экспертизы по проектной документации. 18. Финансирование и кредитование строительства объектов смешан- ного инвестирования за счет средств федерального бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических и физических лиц осуществляются в порядке, установленном настоящим Временным положени- ем, с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов. 19. Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка произво- дится по договоренности сторон. 20. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в бан- ки для финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморас- четов между участниками инвестиционного процесса за выполненные под- рядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг. Формы оплаты определяются договорами (контрактами). IV. Расчеты в капитальном строительстве 21. Банки осуществляют расчеты между заказчиками (застройщиками), подрядными организациями и другими участниками инвестиционного процес- са за выполненные работы, поставленные материальные и энергетические ресурсы и оказанные услуги, а также другие расчеты в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации. Государственный контракт (договор подряда), заключенный на весь период строительства, является основным документом для расчетов между заказчиком (застройщиком) и подрядной организацией. Договоры (контракты), заключенные другими участниками инвестици- онного процесса, являются основными документами для взаиморасчетов между ними. 22. Заказчики (застройщики) оплачивают счета подрядных организа- ций за выполненные подрядные работы и по прочим затратам, а также мо- гут производить предварительную оплату за поставляемые материалы, конструкции, энергоресурсы, услуги транспорта и оборудование. Форма оплаты определяется государственными контрактами (договора- ми подряда). При поставке заказчиком (застройщиком) материалов и изделий рас- четы между заказчиком (застройщиком) и подрядными организациями за пе- редаваемые материальные ценности производятся через банк по мере их отпуска или путем зачета взаимной задолженности. Расчеты подрядных организаций с комплектующими организациями или предприятиями-поставщиками за сборные конструкции, изделия и материалы производятся в порядке, предусмотренном в договоре (контракте) на их поставку. 23. В случае консервации или временного прекращения строительст- ва, осуществляемого на основании государственного контракта (договора подряда), и отказа заказчика (застройщика) от дальнейшего финансирова- ния стройки или объекта он компенсирует затраты другим участникам строительства, если иное не предусмотрено государственным контрактом (договором подряда). |