ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ И КРЕДИТОВАНИИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 21.03.94 220

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ И
        КРЕДИТОВАНИИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           21 марта 1994 г.

                                N 220

                                 (Д)



     В  целях   повышения   эффективности   использования   финансовых
ресурсов,  направляемых   на  реализацию   инвестиционных  проектов  и
программ, Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     Утвердить прилагаемое  Временное  положение  о  финансировании  и
кредитовании  капитального   строительства  на  территории  Российской
Федерации.

     Председатель Правительства Российской Федерации
     В.Черномырдин

     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 21 марта 1994 г. N 220

                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
      о финансировании и кредитовании капитального строительства
                  на территории Российской Федерации

     I. Общие положения
     1.  Временное   положение   о   финансировании   и   кредитовании
капитального строительства  на территории  Российской Федерации (далее
именуется - Временное положение) разработано в соответствии с Законами
РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об основах бюджетного
устройства и  бюджетного процесса  в РСФСР",  "О банках  и  банковской
деятельности в  РСФСР",  другими  законодательными  актами  Российской
Федерации  и   регулирует  финансирование  и  кредитование  строящихся
предприятий и  объектов, включенных  в перечень  строек и объектов для
федеральных государственных нужд.
     2. Инвесторами,  осуществляющими вложение  собственных, заемных и
привлеченных средств  в создание  и воспроизводство  основных фондов в
форме капитальных вложений, могут быть:
     органы, уполномоченные  управлять государственным и муниципальным
имуществом или имущественными правами;
     организации  и   предприятия,  предпринимательские   объединения,
общественные  организации   и  другие   юридические  лица   всех  форм
собственности;
     международные организации, иностранные юридические лица;
     физические лица  - граждане  Российской Федерации  и  иностранные
граждане.
     Заказчиками (застройщиками)  могут быть  инвесторы, а  также иные
физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять
реализацию инвестиционных проектов по строительству.
     3.   Настоящее    Временное   положение    распространяется    на
финансирование  и   кредитование  нового   строительства,  расширения,
реконструкции, технического  перевооружения  действующих  предприятий,
предпроектных и  проектных работ,  а также  приобретения не требующего
монтажа и  не входящего в сметы строек оборудования, производственного
инвентаря, приспособлений.

     II. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
     4. Прямое  государственное  регулирование инвестиционной деятель-
ности,  государственная поддержка инвестиционных строительных проектов
осуществляются в основном путем направления финансовых ресурсов на вы-
полнение федеральных целевых программ и на  другие  федеральные  госу-
дарственные нужды,  определяемые в порядке,  устанавливаемом законода-
тельством Российской Федерации.
     Суммы ассигнований на указанные цели предусматриваются ежегодно в
утверждаемых в  установленном порядке  соответствующих  бюджетах  и  в
государственной инвестиционной  программе  в  объемах  государственных
централизованных капитальных вложений.
     5. Государственные централизованные капитальные вложения - инвес-
тиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, фи-
нансируемые  за счет средств федерального бюджета,  предоставляемых на
безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российс-
кой Федерации и предназначаемые для использования на важнейших направ-
лениях экономической политики,  обеспечивающих структурную перестройку
народного хозяйства,  сохранение и развитие производственного и непро-
изводственного потенциала России, решение социальных и других проблем,
которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования.
     6.   Приоритетные    направления,    для    которых    необходима
государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет
средств федерального  бюджета,  определяются  Министерством  экономики
Российской Федерации  и Министерством  финансов Российской Федерации с
участием других федеральных органов исполнительной власти.
     7. Формирование  в соответствии  с государственной инвестиционной
программой перечня  строек и  объектов для федеральных государственных
нужд, подлежащих  финансированию с  привлечением средств  федерального
бюджета,  предоставляемых   на  безвозвратной   и  возвратной  основе,
осуществляется в следующем порядке:
     а) Министерство  экономики Российской  Федерации устанавливает  и
сообщает   государственным    заказчикам   в    сроки,    определяемые
Правительством   Российской    Федерации,    предварительные    объемы
государственных    централизованных     капитальных    вложений     на
соответствующий период;
     б)  государственные   заказчики   представляют   в   Министерство
экономики Российской Федерации в порядке и сроки, устанавливаемые этим
Министерством, предложения  по инвестиционным  проектам, разработанные
на основе  предварительных  объемов  государственных  централизованных
капитальных вложений.
     В  обоснование   указанных  предложений  представляются  перечень
строек и  объектов с  соответствующими  показателями  на  весь  период
строительста с разбивкой по годам, технико-экономические обоснования и
расчеты по  формам, устанавливаемым Министерством экономики Российской
Федерации. Включение  в указанный  перечень вновь  начинаемых строек и
объектов допускается  при условии, если переходящие стройки и объекты,
на которых  создаются аналогичные  мощности,  обеспечены  необходимыми
объемами капитальных вложений;
     в)  Министерство   экономики  Российской   Федерации  с  участием
Министерства финансов  Российской Федерации, Государственного комитета
Российской  Федерации   по  вопросам  архитектуры  и  строительства  и
Государственного  комитета   Российской  Федерации   по   промышленной
политике  рассматривает  представленные  государственными  заказчиками
предложения по  вновь  начинаемым  стройкам  и  объектам  и  принимает
решение о  включении их  в перечень  строек и объектов для федеральных
государственных нужд. Отбор строек и объектов для включения в перечень
производится на конкурсной основе;
     г) принятые  Министерством экономики Российской Федерации решения
о включении  вновь начинаемых  строек и  объектов в  перечень строек и
объектов для  федеральных государственных  нужд являются основанием, в
соответствии с которым государственные заказчики определяют заказчиков
(застройщиков)  по   строительству  данных   объектов   и   организуют
проведение подрядных торгов;
     д) Министерство  экономики Российской  Федерации  и  Министерство
финансов Российской  Федерации на  основании сообщений государственных
заказчиков о  результатах подрядых  торгов и  заключенных на их основе
государственных  контрактов   (договоров  подряда)   уточняют   объемы
капитальных вложений,  размеры и источники их финансирования по каждым
вновь начинаемым  стройке и  объекту, включенным  в перечень,  на весь
период строительства с распределением по годам.
     Включение вновь  начинаемых строек и объектов в перечень строек и
объектов для федеральных государственных нужд с распределением объемов
капитальных вложений  по годам  на весь  период строительства является
государстенной гарантией непрерывности их финансирования до завершения
строительства в установленные сроки.
     По переходящим  стройкам с  учетом хода  строительства и  степени
готовности объектов  и пусковых  комплексов при необходимости вносятся
уточнения в объемы капитальных вложений.
     8. Министерство  экономики Российской Федерации в 10-дневный срок
после утверждения  в установленном  порядке перечня  строек и объектов
для  федеральных  государственных  нужд  направляет  его  Министерству
финансов  Российской   Федерации  и   Центральному  банку   Российской
Федерации  и   доводит  соответствующие   данные  до   государственных
заказчиков и  иных юридических лиц, которым выделяются государственные
централизованные капитальные  вложения, а последние в 10-дневный после
получения указанных данных срок сообщают их заказчикам (застройщикам),
соответствующим подрядным организациям и финансирующим банкам.

     III. Финансирование и кредитование капитальных вложений
     9. Капитальные вложения могут финансироваться за счет:
     собственных финансовых ресурсов  и  внутрихозяйственных  резервов
инвестора (прибыли,  амортизационных отчислений, денежных накоплений и
сбережений граждан и юридических лиц,  средств, выплачиваемых органами
страхования в виде возмещения потерь от аварий,  стихийных бедствий, и
других средств);
     заемных финансовых  средств инвесторов  или переданных им средств
(облигационных займов и других средств);
     привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от
продажи акций,  паевых и  иных взносов  членов  трудовых  коллективов,
граждан, юридических лиц);
     финансовых  средств,   централизуемых   объединениями   (союзами)
предприятий в установленном порядке;
     средств внебюджетных фондов;
     средств федерального  бюджета, предоставляемых на безвозвратной и
возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     средств иностранных инвесторов.
     Финансирование капитальных  вложений по стройкам и объектам может
осуществляться  как   за  счет   одного,  так  и  за  счет  нескольких
источников.
     10. Финансирование  государственных централизованных  капитальных
вложений за  счет средств  федерального  бюджета,  предоставляемых  на
безвозвратной основе,  осуществляется в  соответствии  с  утвержденным
перечнем строек  и объектов  для федеральных  государственных нужд при
отсутствии других  источников или  в порядке государственной поддержки
строительства приоритетных  объектов производственного  назначения при
максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.
     11. Для  открытия финансирования  государственных централизоанных
капитальных   вложений   за   счет   средств   федерального   бюджета,
предосталяемых  на  безвозвратной  основе,  государственные  заказчики
предоставляют в  Министерство финансов Российской Федерации выписки из
утвержденного в  установленном порядке  перечня строек  и  объектов  с
указанием   объемов   государственных   централизованных   капитальных
вложений   и   государственные   контракты   (договоры   подряда)   по
строительству объектов для федеральных государственных нужд.
     Открытие финансирования  государственным заказчикам  производится
Министерством финансов Российской Федерации путем перечисления средств
в течение  одного месяца  после утверждения  в  установленном  порядке
объемов  государственных   централизованных  капитальных   вложений  и
перечня  строек  и  объектов  для  федеральных  государственных  нужд.
Авансовые  выплаты   при  открытии   финансирования  осуществляются  в
пределах  плановых  назначений  и  регулируются  с  учетом  фактически
произведенных зарат.
     По поручению федеральных органов исполнительной  власти  -  госу-
дарственных заказчиков открытие финансирования государственных центра-
лизованных капитальных вложений за счет средств федерального  бюджета,
предоставляемых на безвозвратной основе, может осуществляться входящим
в систему этих органов  департаментам,  межотраслевым  государственным
объединениям, концернам, ассоциациям, корпорациям, акционерным общест-
вам, предприятиям.
     Государственные заказчики  перечисляют средства федерального бюд-
жета, предоставляемые на безвозвратной основе для финансирования госу-
дарственных  централизованных капитальных вложений,  заказчикам (заст-
ройщикам) в пределах сообщенных им Министерством  финансов  Российской
Федерации  объемов финансирования государственных централизованных ка-
питальных вложений.
     Для оформления  финансирования  государственных  централизованных
капитальных вложений за счет средств федерального бюджета,  предостав-
ляемых  на безвозвратной основе,  заказчики (застройщики) представляют
банкам,  осуществляющим операции по финансированию, следующие докумен-
ты:
     титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;
     государственные  контракты  (договоры  подряда)  на  весь  период
строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;
     сводные сметные расчеты стоимости строительства;
     заключения государственной вневедомственной  экспертизы  и  госу-
дарственной экологической экспертизы по проектной документации;
     уточненные объемы  капитальных вложений  и  строительно-монтажных
работ по переходящим стройкам.
     12. Федеральные органы исполнительной  власти  -  государственные
заказчики  ежемесячно  представляют в Министерство финансов Российской
Федерации информацию об использовании  средств  федерального  бюджета,
предоставленных  на  безвозвратной основе для финансирования государс-
твенных централизованных капитальных вложений.
     13. Средства федерального бюджета,  предоставляемые на возвратной
основе для финансирования государственных централизованных капитальных
вложений, выделяются Министерству финансов Российской Федерации в пре-
делах кредитов,  выдаваемых Центральным банком Российской Федерации  в
установленном действующим законодательством порядке.
     Министерство финансов Российской Федерации  направляет  указанные
средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответс-
твии с заключенными с этими банками договорами.
     Перечень коммерческих банков, осуществляющих операции по финанси-
рованию заемщиков (застройщиков),  определяется Правительственной  ко-
миссией  по  вопросам кредитной политики по представлению Министерства
финансов Российской Федерации с учетом мнения Центрального банка  Рос-
сийской Федерации и министерств и ведомств Российской Федерации.
     Полученные коммерческими банками от  Министерства  финансов  Рос-
сийской  Федерации  средства федерального бюджета на возвратной основе
для финансирования государственных централизованных капитальных вложе-
ний предоставляются заемщикам (застройщикам) на основе договоров.  При
заключении договоров на получение указанных средств заемщики (застрой-
щики)  представляют  в  банки выписки из перечня строек и объектов для
федеральных государственных нужд,  государственные контракты (договоры
подряда),  расчеты,  обосновывающие  сроки выхода введенных в действие
производств на проектную мощность,  расчеты сроков  возврата  выданных
средств и процентов по ним,  заключения государственной вневедомствен-
ной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной
документации  и документы,  подтверждающие платежеспособность заемщика
(застройщика) и возвратность средств.
     Общий срок  пользования средствами федерального бюджета,  предос-
тавленными на возвратной основе,  и дата начала возврата их заемщиками
(застройщиками) устанавливаются в договорах с учетом продолжительности
строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производс-
тв на проектную мощность.
     Полученные коммерческими банками средства  федерального  бюджета,
предоставленные на возвратной основе,  должны использоваться строго по
назначению и не могут зачисляться на депозитные счета,  использоваться
для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конверти-
руемой валюты, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера.
     14. Средства федерального бюджета на возвратной основе предостав-
ляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудо-
вания, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и
другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмот-
ренных залоговым законодательством Российской Федерации.
     15. Возврат заемщиками (застройщиками) средств федерального  бюд-
жета, предоставляемых на возвратной основе, производится в сроки, пре-
дусмотренные заключенными договорами. Министерство финансов Российской
Федерации  возвращает кредит Центральному банку Российской Федерации в
сроки, определяемые законодательством Российской Федерации.
     Проценты  за   пользование   средствами   федерального   бюджета,
предоставляемыми  на   возвратной  основе,   начисляются  с   даты  их
предоставления  в  соответствии  с  заключенными  договорами.  Выплата
заемщиками  (застройщиками)   процентов  за   пользование   указанными
средствами  начинается   с  даты   начала   возврата   этих   средств.
Министерство финансов  Российской Федерации  выплачивает  проценты  за
пользование кредитом Центрального банка Российской Федерации с момента
образования задолженности.
     Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета,
предоставляемыми на возвратной  основе,  не  может  превышать  размера
ставки,  установленной  в договоре между Центральным банком Российской
Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
     16. Условия  долгосрочных договоров между государством (представ-
ляемым Министерством финансов Российской Федерации), банками и заемщи-
ками  (застройщиками)  определяются на весь срок действия договора.  В
случае если после их  заключения  законодательством  введены  условия,
ухудшающие положение партнеров,  в договоры могут быть внесены измене-
ния.
     17. Банки,  осуществляющие  операции по финансированию:  проводят
     проверку представленных заказчиком (застройщиком)
документов, сверяют  их  с утвержденным перечнем строек и объектов для
федеральных государственных нужд и при соответствии открывают (продол-
жают) финансирование строительства;
     в случае если источником финансирования являются  средства  феде-
рального  бюджета,  предоставляемые на возвратной основе,  анализируют
расчеты сроков возврата средств и процентов по ним и заключают с заем-
щиком (застройщиком) договор по установленной форме. При неподтвержде-
нии реальности возврата заемщиком (застройщиком) средств  и  процентов
по ним в установленные сроки, а также при задержке заемщиком (застрой-
щиком) по его вине оформления договора сообщают об  этом  Министерству
финансов Российской Федерации;
     финансируют стройки только при наличии  положительных  заключений
государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологи-
ческой экспертизы по проектной документации.
     18. Финансирование  и кредитование строительства объектов смешан-
ного инвестирования за счет средств федерального бюджета,  собственных
средств организаций, предприятий и других юридических и физических лиц
осуществляются в порядке,  установленном настоящим Временным положени-
ем,  с  соблюдением  пропорций  расходования  бюджетных ассигнований и
собственных средств в течение всего периода строительства объектов.
     19. Финансирование   капитальных  вложений  за  счет  собственных
средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка произво-
дится по договоренности сторон.
     20. Договаривающиеся стороны  самостоятельно  определяют  порядок
внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в бан-
ки для финансирования капитальных вложений,  кредитования и взаиморас-
четов  между  участниками инвестиционного процесса за выполненные под-
рядные работы и поставку оборудования,  материальных и  энергетических
ресурсов, оказание услуг.
     Формы оплаты определяются договорами (контрактами).

     IV. Расчеты в капитальном  строительстве
     21. Банки осуществляют расчеты между заказчиками (застройщиками),
подрядными организациями и другими участниками инвестиционного процес-
са за выполненные работы,  поставленные материальные и  энергетические
ресурсы  и  оказанные услуги,  а также другие расчеты в соответствии с
Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"  и  другими
законодательными актами Российской Федерации.
     Государственный контракт (договор подряда),  заключенный на  весь
период строительства,  является основным документом для расчетов между
заказчиком (застройщиком) и подрядной организацией.
     Договоры (контракты),  заключенные другими участниками инвестици-
онного процесса,  являются основными  документами  для  взаиморасчетов
между ними.
     22. Заказчики (застройщики) оплачивают счета подрядных  организа-
ций за выполненные подрядные работы и по прочим затратам,  а также мо-
гут производить  предварительную  оплату  за  поставляемые  материалы,
конструкции, энергоресурсы, услуги транспорта и оборудование.
     Форма оплаты определяется государственными контрактами (договора-
ми подряда).
     При поставке заказчиком (застройщиком) материалов и изделий  рас-
четы между заказчиком (застройщиком) и подрядными организациями за пе-
редаваемые материальные ценности производятся через банк  по  мере  их
отпуска или путем зачета взаимной задолженности.
     Расчеты подрядных организаций с комплектующими организациями  или
предприятиями-поставщиками за сборные конструкции, изделия и материалы
производятся в порядке,  предусмотренном в договоре (контракте) на  их
поставку.
     23. В случае консервации или временного прекращения  строительст-
ва,  осуществляемого на основании государственного контракта (договора
подряда), и отказа заказчика (застройщика) от дальнейшего финансирова-
ния  стройки  или  объекта  он  компенсирует затраты другим участникам
строительства,  если иное не предусмотрено государственным  контрактом
(договором подряда).