О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ). Постановление. Правительство РФ. 09.03.94 191

        О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
        И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
             (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРВООЧЕРДНЫЕ МЕРЫ)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           9 марта 1994 г.

                                N 191

                                 (Д)


     В целях  реализации Программы  Совета Министров  -  Правительства
Российской  Федерации   на  1993   -  1995  годы  "Развитие  реформ  и
стабилизация  российской  экономики",  создания  необходимых  правовых
организационных и  экономических условий  для развития  конкуренции на
рынках Российской  Федерации Правительство Российской Федерации   пос-
тановляет:
     1.    Утвердить     прилагаемую     Государственную     программу
демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской
Федерации  (основные   направления  и   первоочередные  меры),   далее
именуемую Государственной программой.
     2.   Реализацию    Государственной   программы    возложить    на
Государственный  комитет   Российской  Федерации   по  антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур, его территориальные
управления,  органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации.
     3. В  целях  обеспечения  согласованности  мер,  направленных  на
демонополизацию экономики  и развитие конкуренции на рынках Российской
Федерации, координации  деятельности министерств,  других  федеральных
органов  исполнительной   власти  и   органов  исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы
образовать Межведомственную комиссию по конкурентной политике.
     Утвердить прилагаемое  Положение о  Межведомственной комиссии  по
конкурентной политике.
     Утвердить председателем Межведомственной комиссии по конкурентной
политике Первого  заместителя  Председателя  Правительства  Российской
Федерации Сосковца О.Н., поручив ему в 2-недельный срок сформировать и
представить на  утверждение Правительства  Российской Федерации состав
указанной Комиссии.
     Возложить    организационно-техническое     обеспечение    работы
Межведомственной комиссии  по конкурентной политике на Государственный
комитет Российской  Федерации по  антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур.
     4.  Министерству   экономики  Российской  Федерации  совместно  с
Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по  антимонопольной
политике и  поддержке новых  экономических  структур,  Государственным
комитетом   Российской   Федерации   по   управлению   государственным
имуществом до  1 мая  1994 г. разработать методические рекомендации по
краткосрочному   и    долгосрочному   прогнозированию    экономических
последствий  проведения   на   отраслевом   и   региональном   уровнях
специальных  мероприятий,  направленных  на  развитие  конкуренции  на
рынках Российской Федерации.
     5. Государственному  комитету Российской  Федерации по статистике
совместно с  Центральным банком  Российской  Федерации,  Министерством
финансов Российской  Федерации, Государственным  комитетом  Российской
Федерации по  антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур до  1 мая  1994 г.  разработать формы и порядок представления
статистической отчетности  о развитии конкуренции на рынках Российской
Федерации.
     6. Органам  исполнительной власти  субъектов Российской Федерации
осуществить в  I квартале  1994 г. корректировку региональных программ
демонополизации в соответствии с Государственной программой.
     7.   Государственному    комитету   Российской    Федерации    по
антимонопольной политике  и  поддержке  новых  экономических  структур
ежегодно представлять  в Правительство  Российской Федерации  отчет  о
развитии конкуренции на рынках Российской Федерации.
     8.  Министерству   финансов  Российской   Федерации  совместно  с
Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по  антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур в I квартале 1994 г.
рассмотреть  вопрос  о  финансировании  в  1994  году  мероприятий  по
созданию  нормативно-методического,   информационного,   кадрового   и
технического  обеспечения   Государственной  программы   и  проведению
экспертизы осуществляемых в ее рамках проектов.
     9. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при
формировании  проектов  федерального  бюджета  необходимые  финансовые
ресурсы для реализации Государственной программы.

     Председатель Правительства Российской Федерации
     В.Черномырдин


     1. Общие положения
     Государственная программа  демонополизации экономики  и  развития
конкуренции на  рынках Российской  Федерации (основные  направления  и
первоочередные  меры),  далее  именуемая  Государственной  программой,
устанавливает цели,  приоритеты и  место демонополизации  экономики  и
развития, конкуренции  в общей  государственной политике экономических
реформ, этапы  и методы  формирования и  развития конкурентной  среды,
задания  и   мероприятия  по   демонополизации  экономики  и  развитию
конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также
ограничения в этой области.
     Целью  государственной   политики  демонополизации   экономики  и
развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение
эффективности   общественного   производства   на   основе   рыночного
регулирования экономических процессов.
     Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции
на рынках  Российской Федерации  в 1994 - 1995 годах является снижение
концентрации производства  и создание необходимых условий для развития
конкуренции на  рынках Российской  Федерации по  приоритетным  группам
товаров (работ, услуг).
     Реализация этой задачи предусматривает:
     анализ сложившихся  товарных рынков, поведения на них предприятий
и различных  их объединений,  не  являющихся  субъектами  естественной
монополии;
     формирование необходимых организационно-экономических предпосылок
для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;
     установление и поддержание единого экономического пространства на
территории Российской Федерации;
     создание  системы   государственного  контроля   и  регулирования
деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
     создание  правовых  и  организационно-экономических  условий  для
включения рыночных  механизмов оптимизации товаропотоков, формирования
цен и  тарифов на  социально значимые  товары и  услуги, отнесенные  к
сфере временной монополии;
     учет  структуры   рынка  при  приватизации  предприятий  в  целях
повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
     развитие предпринимательства.
     Демонополизация  экономики   и  развитие  конкуренции  на  рынках
Российской  Федерации   взаимосвязаны  с   финансовой   стабилизацией,
антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной
политикой.  Положения   Государственной  программы   используются  при
формировании  других   федеральных  программ,  в  том  числе  программ
структурной перестройки  и развития  экономики в  целом и отдельных ее
секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.
     Прямая защита  конкурентной среды  и хозяйствующих  субъектов  от
монополистической  деятельности  осуществляется  на  основании  Закона
Российской Федерации  "О конкуренции  и ограничении  монополистической
деятельности на  товарных рынках"  и не  является предметом  настоящей
Государственной программы.
     Процесс  формирования   и  развития   конкурентной  среды  рынков
рассчитан  на   долгосрочную  перспективу   с   ежегодным   уточнением
приоритетов.
     Отраслевые  программы   демонополизации  экономики   и   развития
конкуренции являются  неотъемлемой частью  Государственной  программы.
Они включают  в себя  анализ структуры  товарных рынков  по  продукции
отрасли,   уровня   и   форм   проявления   отраслевого   монополизма,
обоснованные предложения  по перечню субъектов естественной монополии,
планы демонополизации  экономики  и  развития  конкуренции  на  рынках
временных  монополий  на  федеральном  уровне.  Планы  демонополизации
экономики  и  развития  конкуренции  на  рынках  временных  монополий,
имеющих  географические   границы  рынка   в   пределах   национально-
государственных   и    административно-территориальных    образований,
согласовываются с  органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в  части мероприятий,  затрагивающих экономические  интересы
национально-государственных     и      административно-территориальных
образований.
     Региональные  программы   демонополизации  экономики  и  развития
конкуренции входят в состав программ социально-экономического развития
региона  и  являются  их  неотъемлемой  частью.  Они  включают  анализ
структуры  товарных   рынков,  обоснованные   предложения  по  перечню
субъектов естественной  монополии, планы  демонополизации  и  развития
конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе
региональных программ  формируются предложения  по  демонополизации  и
развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.
     Процесс  демонополизации  экономики  и  развития  конкуренции  на
рынках  Российской  Федерации  предусматривает  учет  следующих  общих
требований:
     ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интере-
сов потребителей;
     комплексность решения  задач  демонополизации,   приватизации   и
структурной перестройки экономики;
     дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом со-
циальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особеннос-
тей;
     взаимосвязанность  решения  проблем  демонополизации  и  развития
конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
     учет факторов  интеграции российской  экономики в мировую систему
хозяйства, открытости  товарных рынков для международной конкуренции в
сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
     мониторинг изменения  структуры рынка  и соответствия программно-
реализационного механизма  демонополизации и  развития конкуренции его
структуре;
     обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
     Не  подлежат   демонополизации  в   течение  пяти  лет  временные
монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения
патентов, лицензионного  оборудования, считая  с момента  приобретения
лицензии, патента или регистрации изобретения.
     Государственная  программа   не   включает   в   число   мер   по
демонополизации установление государственного контроля и регулирование
цен временных  монополий. При установлении монопольно высоких (низких)
цен пресечение  этого злоупотребления осуществляется в соответствии со
статьей 5  Закона Российской  Федерации "О  конкуренции и  ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
     Для  целей   Государственной  программы   используются  следующие
понятия:
     товарный рынок - рынок по каждому  товару,  виду  работы,  услуги
(далее  именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых това-
ров;
     взаимозаменяемые товары  -  товары,  близкие  по  потребительским
свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности;
     границы рынка  товарные  -  набор (перечень) взаимозаменяемых для
удовлетворения конкретной потребности товаров;
     географические границы рынка - сфера обращения товара и его заме-
нителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей
в приобретении товара на соответствующих территориях и отсутствия этих
возможностей за их пределами (под соответствующими территориями наряду
с национальногосударственными и административно-территориальными обра-
зованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные террито-
рии, находящиеся в пределах границ этих образований);
     демонополизация - снижение концентрации  производства  товаров  и
создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рын-
ках;
     естественная монополия  - монополия,  при которой создание конку-
рентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции  на
данный  рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически
неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса;
     государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с
законодательством Российской Федерации,  определяющим товарные границы
монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и
регулирования его деятельности,  а также  компетенцию  контролирующего
органа;
     временная монополия - монополия в условиях временного  отсутствия
конкуренции;
     группа предприятий - совокупность хозяйствующих субъектов,  имею-
щих отношения,  основанные на прямом или косвенном имущественном конт-
роле одного хозяйствующего субъекта над другим  (другими)  посредством
обладания контрольным пакетом акций (паев,  долей) в уставном капитале
либо оказания  решающего  воздействия  на  принимаемые  решения  иными
средствами.  Применительно  к целям демонополизации группа предприятий
рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
     2.  Приоритеты  политики  демонополизации  экономики  и  развития
конкуренции на рынках Российской Федерации на 1994 - 1995 годы
     На   ближайший   период   определяются   следующие   приоритетные
направления политики  демонополизации экономики и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации:
     создание нормативно-правовой и организационной базы государствен-
ного  контроля  и  регулирования деятельности субъектов естественной и
государственной монополий;
     осуществление первоочередных  мероприятий  по демонополизации хо-
зяйственных комплексов:  торгового,  строительного,  связи, транспорт-
но-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;
     осуществление государственного  контроля  за  ходом  приватизации
государственных  и   муниципальных  предприятий   в  целях  соблюдения
антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных
структур, не относящихся к естественной монополии;
     устранение  экономических   и   административных   барьеров   для
свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской
Федерации;
     снижение финансово-экономических,   организационных   и  правовых
барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур *);
     __________________________
     *) Под  финансово-экономическими,  организационными  и  правовыми
барьерами  понимаются  обычно безвозвратные издержки при организации и
осуществлении производства,  разного рода ограничения при инвестирова-
нии проектов и предоставлении кредитов, аренде помещений, землепользо-
вании,  доступе к источникам сырья, технологиям, рынкам сбыта, коммер-
ческой информации.
     _____________________________
     пропаганда политики  демонополизации  экономики и развития конку-
ренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализа-
ции антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер
экономики.
     3. Политика  демонополизации экономики  и развития конкуренции на
рынках Российской  Федерации в  условиях  интеграционных  процессов  в
промышленности
     Закон  Российской   Федерации  "О   конкуренции   и   ограничении
монополистической деятельности  на  товарных  рынках"  предусматривает
отсутствие  противодействия  структурам,  доминирующим  на  российском
рынке, если:
     их  деятельность   экономически  оправдана,   отвечает  интересам
потребителей и не приводит к сужению конкурентной среды рынка;
     они не злоупотребляют доминирующим положением на российском рынке
и не допускают монополистических действий,  квалифицированных статьями
Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении  монополисти-
ческой деятельности на товарных рынках".
     Поэтому при  определении целесообразности  создания  промышленных
или финансово-промышленных  групп, действующих  на российских  рынках,
должно учитываться  прогнозируемое вероятное  воздействие деятельности
группы на состояние конкуренции.
     При этом необходимо соблюдать следующие условия:
     во избежание  злоупотребления доминирующим положением не допуска-
ется приобретение крупными  промышленными  или  финансовопромышленными
группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение
доступа на них иным хозяйствующим субъектам, в том числе иностранным;
     промышленная или финансово-промышленная группа не должна включать
в себя  фирмы-поставщики  или  фирмы-потребители,  если  они  занимают
доминирующее положение на соответствующих рынках;
     при создании  промышленных или  финансово-промышленных  групп  на
принципах экспортных картелей не должны объединяться фирмы, являющиеся
конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких фирм
в  группу   приведет  к   значительному  затруднению  или  ограничению
конкуренции на внутреннем рынке.
     4. Организационное  и  кадровое обеспечение Государственной прог-
раммы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках  Рос-
сийской Федерации
     Осуществление мер по демонополизации экономики и развитию  конку-
ренции  на  рынках Российской Федерации предусматривает создание соот-
ветствующего  организационного  механизма  реализации  Государственной
программы.
     Реализация Государственной программы возлагается на Государствен-
ный  комитет  Российской  Федерации по антимонопольной политике и под-
держке новых экономических структур и его территориальные  управления,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Координацию  действий  министерств,  других  федеральных  органов
исполнительной  власти   и  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской   Федерации   по   реализации   Государственной   программы
осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике.
     На региональном  уровне по  решению органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации могут создаваться региональные комиссии
по конкурентной политике.
     Для обеспечения  реализации Государственной  программы необходимо
осуществлять меры  по формированию позитивного общественного мнения по
проблемам демонополизации  экономики и  развития конкуренции на рынках
Российской Федерации и работе органов, на которые возложена реализация
Государственной программы.
     Пропагандистская поддержка Государственной программы предусматри-
вает:
     проведение регулярных консультаций антимонопольных органов с  об-
ществами защиты прав потребителей,  союзами предпринимателей,  промыш-
ленников, профсоюзными и другими общественными организациями;
     ознакомление с Государственной программой и антимонопольным зако-
нодательством представителей министерств,  других федеральных  органов
исполнительной  власти  и органов исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, профсою-
зов и населения;
     распространение в средствах  массовой  информации  материалов  по
вопросам  демонополизации  экономики  и развития конкуренции на рынках
Российской Федерации.
     Подготовка и  переподготовка  кадров  в  области  демонополизации
предусматривает:
     изучение потребности  в кадрах  и разработку  учебных программ по
направлениям  демонополизации  экономики  и  развития  конкуренции  на
рынках Российской Федерации;
     подготовку комплектов  учебных и  методических пособий, перевод и
адаптацию иностранных материалов по вопросам демонополизации экономики
и развития конкуренции на рынках Российской Федерации;
     организацию подготовки,  переподготовки и  повышения квалификации
работников органов,  на которые  возложена реализация  Государственной
программы;
     формирование и развитие соответствующих центров  подготовки  кад-
ров,  организацию на их базе консультационной службы по вопросам демо-
нополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской  Фе-
дерации.
     5. Информационное и техническое обеспечение Государственной прог-
раммы  демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Рос-
сийской Федерации
     Антимонопольное регулирование,  демонополизация и развитие конку-
ренции на рынках Российской Федерации требуют информации об уровне мо-
нополизации  рынков  и  о  монопольных  действиях на них хозяйствующих
субъектов.
     С этой целью должна быть создана информационно-справочная система
антимонопольного регулирования,  демонополизации экономики и  развития
конкуренции на рынках Российской Федерации.
     Для реализации этой задачи необходимо:
     упорядочить существующую  систему  статистической отчетности Гос-
комстата России с целью обеспечения комплексного представления  инфор-
мации о реформировании экономики,  расширения использования выборочных
методов сбора информации о хозяйствующих субъектах всех  организацион-
но-правовых реформ собственности,  действующих на товарных рынках, оп-
ределения порядка получения и передачи в органы,  на которые возложена
реализация Государственной программы, информации о деятельности на то-
варных рынках хозяйствующих субъектов;
     интегрировать информационные  ресурсы  министерств,  других феде-
ральных органов исполнительной власти и органов исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации,  упростить процедуры обмена информаци-
ей, организовать взаимодействие органов, на которые возложена реализа-
ция Государственной программы,  с организациями -держателями соответс-
твующей информации,  обеспечить использование существующих и  создание
новых  баз  и  банков данных для анализа количественных и качественных
показателей товарных рынков;
     создать программное  обеспечение для  предлагаемой информационно-
справочной системы  и автоматизированные  рабочие  места  для  решения
задач и  реализации проектов демонополизации и развития конкуренции на
рынках Российской Федерации.
     6. Финансовое обеспечение Государственной программы демонополиза-
ции экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации
     Источниками финансирования  мероприятий  и  работ  по  реализации
Государственной  программы,  разработке,  корректировке  и  реализации
осуществляемых  в   рамках  Государственной   программы  отраслевых  и
региональных программ демонополизации и развития конкуренции  являются
средства федерального бюджета,  бюджетов национально-государственных и
административно-территориальных образований  Российской  Федерации,  а
также средства,  получаемые от приватизации государственного и муници-
пального имущества,  соответствующие внебюджетные фонды,  добровольные
отчисления предприятий, учреждений и организаций.
     При этом мероприятия и работы по информационному обеспечению реа-
лизации Государственной программы,  проведению соответствующих целевых
исследований,  подготовке законодательных актов и нормативнометодичес-
ких  материалов,  организационно-техническому обеспечению органов,  на
которые возложена реализация Государственной программы, подготовке со-
ответствующих специалистов, контролю за ходом реализации финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета,  выделяемых  не-
посредственно  Государственному комитету Российской Федерации по анти-
монопольной политике и поддержке новых экономических структур.
     Финансирование мероприятий и работ по разработке, корректировке и
реализации региональных  программ демонополизации экономики и развития
конкуренции производится  за счет  бюджетов соответствующих  субъектов
Российской   Федерации   и   средств,   получаемых   от   приватизации
государственного и муниципального имущества.
     Финансирование разработки,  корректировки и реализации отраслевых
программ демонополизации и развития  конкуренции  выполняется  преиму-
щественно  за  счет соответствующих внебюджетных фондов,  добровольных
отчислений предприятий, учреждений и организаций.
     Диверсификация и разукрупнение предприятий,  учреждений и органи-
заций с целью создания конкурирующих структур осуществляются и  финан-
сируются,  как правило, в рамках программ структурной перестройки эко-
номики и конверсии.
     Для стимулирования   инициативного   разукрупнения  хозяйствующих
субъектов могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в за-
конодательном порядке.
     ____________________
     Конкретизация положений  Государственной программы,  изложенных в
разделах 1 - 6,  важнейшие работы и мероприятия по ее реализации,  ос-
новные задачи демонополизации экономики и развития конкуренции на рын-
ках Российской Федерации,  а также общие методы решения этих задач да-
ются в приложениях N 1 - 5 к Государственной программе.

                           Финансовый рынок
     Контроль  за  созданием  финансово-промышленных  групп.
     Контроль пакетов приобретаемых акций,  паев,  долей участия в ус-
тавном капитале хозяйствующих субъектов.
     Доля банков  и других  финансовых субъектов в составе учредителей
финансово-промышленных групп.  Доля хозяйствующих  субъектов в составе
учредителей финансово-промышленных  групп. Информация  о  приобретении
акций,  паев,   долей  в  уставном  капитале  хозяйствующих  субъектов
юридическими, физическими лицами, финансовыми субъектами. Информация о
деятельности  коммерческих   банков,  фондовых   бирж,  инвестиционных
фондов, чековых аукционов, субъектов страхового рынка
     Госкомимущество России,  Минфин России,  ГКАП России, межбиржевые
информационные структуры  фондовых бирж,  инвестиционные  фонды,  Банк
России, Госкомстат  России,  регистрационные  службы  местных  органов
власти, чековые аукционы, страховые компании
     Развитие предпринимательства
     Мониторинг  деятельности   малых   предприятий.   Наблюдение   за
деятельностью   фондов    поддержки   предпринимательства.   Поддержка
инфраструктуры малого  бизнеса. Развитие  учебной базы  для подготовки
предпринимателей
     Количество малых  предприятий по отраслям, численность занятых на
предприятиях, их  средняя заработная  плата. Объемы выпускаемой малыми
предприятиями  продукции  и  ее  доля  в  общем  объеме  производства.
Перечень фондов  поддержки предпринимательства, объемы, формы, условия
финансовой поддержки малого бизнеса, источники средств, направления их
использования. Перечень  и  сроки  выполнения  региональных  программ,
реализуемых    с     привлечением     средств     фондов     поддержки
предпринимательства.  Сведения   об  инфраструктуре   малого  бизнеса,
деятельности учебных структур, готовящих кадры предпринимателей
     Госкомстат  России,  Минэкономики  России,  Минфин  России,  ГКАП
России, информационные  службы органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
     
                                                         Приложение N2
                           к Государственной программе демонополизации
                            экономики и развития конкуренции на рынках
                          Российской  Федерации  (основные направления
                                                и первоочередные меры)

                           План мероприятий
       по реализации целей и задач демонополизации экономики и
         развития конкуренции на рынках Российской Федерации
                         на 1994 - 1995 годы
     N п/п
     Содержание и направление работ
     Срок исполнения
     Ответственный исполнитель или разработчик проекта
     1. Разработка  правового  обеспечения  работ  по  демонополизации
экономики и развитию конкуренции на рынках Российской Федерации
     1.1.   Законопроект    "О   монополиях",   определяющий   порядок
государственного контроля  и регулирования  субъектов  естественной  и
других видов монополий на федеральном и местном уровнях
     март 1994 г.
     ГКАП России,  Российский центр приватизации, Минэкономики России,
Госкомимущество  России,  РЦЭР,  Госкомпром  России,  Госкомоборонпром
России, Минтопэнерго России
     1.2.   Законопроект    "Об   организованных   товарных   рынках",
определяющий  правовые   основы  торгового  посредничества  и  порядок
осуществления торгов  в виде  аукционов, ярмарок,  тендерных сделок, а
также биржевой торговли
     декабрь 1994 г.
     ГКАП  России,   Минэкономики   России,   РЦЭР,   заинтересованные
министерства и ведомства
     1.3. Законопроект  "О  слияниях  и  концентрации  производства  и
капитала",    определяющий    контролируемые    уровни    концентрации
производства и  капитала, достигнутые  путем слияния,  а также систему
антимонопольных запретов в целях предупреждения монополизации рынков
     июнь 1994 г.
     ГКАП России,  Российский центр  приватизации, Госкомпром  России,
Госкомоборонпром России, заинтересованные министерства и ведомства
     1.4. Законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"Об   иностранных   инвестициях   в   РСФСР",   отражающий   изменение
государственного статуса  и  системы  государственной  власти  России,
расширяющий правовые  гарантии защиты  иностранных инвестиций  в целях
развития конкурентной среды внутреннего рынка России
     апрель 1994 г.
     МВЭС России,  РЦЭР,  Минэкономики  России,  Минтопэнерго  России,
Госкомоборонпром России, ГКАП России, Минфин России
     1.5. Законопроект "О концессиях",  определяющий условия и порядок
их создания на территории Российской Федерации в целях развития эконо-
мики  и  конкурентной среды рынка апрель 1994 г.  Минэкономики России,
МВЭС России, РЦЭР, Госкомпром России, Минтопэнерго России, ГКАП России
     1.6. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в  законода-
тельство Российской Федерации по налогообложению" в целях стимулирова-
ния процессов демонополизации экономики Российской Федерации и  разви-
тия конкуренции на товарных рынках
     март 1994 г.
     Минфин России,  Госналогслужба России,  Минэкономики России, ГКАП
России, заинтересованные министерства и ведомства
     2. Корректировка  программ демонополизации и развития конкуренции
на рынках продукции хозяйственных комплексов в соответствии с  положе-
ниями  Государственной  программы демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Российской  Федерации  (основные  направления  и
первоочередные меры)
     2.1. Торговля
     апрель 1994 г.
     Роскомторг, ГКАП России,  Госкомимущество России,  Минфин России,
Госстандарт  России,  Минсельхозпрод России,  МВЭС России,  Госкомстат
России
     2.2. Транспортно-дорожный хозяйственный комплекс
     апрель 1994 г.
     Минтранс России  (Департамент воздушного транспорта,  Департамент
морского транспорта, Департамент речного транспорта, Департамент авто-
мобильного транспорта,  Федеральный дорожный департамент),  Госкомиму-
щество России, ГКАП России, предприятия авиационного транспорта
     2.3. Строительный хозяйственный комплекс
     апрель 1994 г.
     Госстрой  России,   Минэкономики   России,   Госкомcтат   России,
Госкомимущество России, ГКАП России
     2.4. Хозяйственный комплекс "Связь"
     апрель 1994 г.
     Минсвязи России,  Минэкономики России,  Госкомоборонпром  России,
Госкомимущество России, ГКАП России
     3.  Разработка  программ  демонополизации  экономики  и  развития
конкуренции в  отраслях, не  определенных как приоритетные направления
политики демонополизации  экономики   и развития конкуренции на рынках
Российской Федерации на 1994 - 1995 гг.
     в соответствии с действующими нормативными актами
     Госкомпром   России,    МПС   России,    Минсельхозпрод   России,
Минтопэнерго России,  Госкомоборонпром России, Роскомнедра, Роскоммаш,
Роскомметаллургия,          Роскомводхоз,           Роскомрыболовство,
Роскомхимнефтепром, Рослесхоз, Роскомпечать, ФСТР России, КМФТ России,
Минздравмедпром России, Минкультуры России, ГКАП России
     4.   Разработка    программы    демонополизации    внешнеторговых
объединений и  создание режима  равного доступа  на внешние  рынки для
предприятий-экспортеров в целях повышения эффективности экспорта
     апрель 1994 г.
     МВЭС России,  заинтересованные  министерства  и  ведомства,  ГКАП
России
     5. Разработка программы демонополизации кредитно-финансовой сферы
     апрель 1994 г.
     Банк России, Минфин России, Комиссия по ценным бумагам и фондовым
биржам при  Президенте Российской Федерации, ГКАП России, Минэкономики
России
     6. Разработка  региональных программ  демонополизации экономики и
развития конкуренции  в  соответствии  с  положениями  Государственной
программы и систем информационного обеспечения местных товарных рынков
     апрель 1994 г.
     Органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
территориальные управления ГКАП России
     7. Экспертиза  проектов федеральных,  отраслевых  и  региональных
программ  по  структурной  перестройке  экономики,  включая  программы
разгосударствления,   приватизации,    демонополизации   и    развития
конкуренции
     постоянно
     Межведомственная комиссия по конкурентной политике, ГКАП России и
его территориальные органы
     8. Проведение мероприятий по разукрупнению ассоциаций, концернов,
других объединений, препятствующих развитию конкуренции на федеральном
товарном рынке
     1994 г.
     ГКАП России  и его  территориальные органы, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства
     9.  Проведение   мероприятий,  направленных   на  демонополизацию
экономики и  развитие конкуренции  в рамках  отраслевых и региональных
программ
     в соответствии с планами-графиками работ
     ГКАП  России   и  его   территориальные  органы,  местные  органы
исполнительной власти, министерства и ведомства
     10. Развитие предпринимательства
     постоянно
     Минэкономики России, ГКАП России, министерства и ведомства
     11.  Организационное   и  кадровое   обеспечение  Государственной
программы
     постоянно
     11.1 Подготовка  программ специализированных  учебных  курсов  по
антимонопольной  политике,   демонополизации  экономики   и   развитию
конкуренции для  использования в качестве базовых на различных уровнях
системы обучения и переподготовки кадров
     1994 г.
     Минобразование России, ГКАП России, министерства и ведомства
     11.2 Проведение  научно-познавательных, информационных  и учебных
программ  на   радио  и   телевидении,  подготовка   серии  статей   в
периодической печати,  брошюр по проблемам демонополизации экономики и
развития конкуренции
     постоянно
     ГКАП России, Роскомпечать, ФСТР России, министерства и ведомства
     12.  Информационное  и  техническое  обеспечение  Государственной
программы
     12.1  Разработка   технического  проекта   на   создание   единой
государственной  информационной   системы   наблюдения,   контроля   и
регулирования товарных рынков на федеральном и региональном уровнях
     апрель 1994 г.
     Госкомстат   России,    Минэкономики   России,    ГКАП    России,
Госкомимущество России, Госстандарт России, Роскомторг, Минфин России,
заинтересованные министерства и ведомства
     12.2  Внедрение  единой  государственной  информационной  системы
наблюдения, контроля  и регулирования товарных рынков на федеральном и
региональных уровнях
     1994 г.
     Госкомстат   России,    Минэкономики   России,    ГКАП    России,
Госкомимущество России, Госстандарт России, Роскомторг, Минфин России,
заинтересованные министерства и ведомства
     12.3  Разработка   технического  проекта  единой  государственной
информационной системы наблюдения, контроля и регулирования финансовых
рынков на федеральном  и региональном уровнях
     апрель 1994 г.
     Минфин  России,   Банк  России,   ГКАП  России,  заинтересованные
министерства и ведомства
     13.  Внедрение   единой  государственной  информационной  системы
наблюдения, контроля  и регулирования финансовых рынков на федеральном
и региональных уровнях
     1994 г.
     Минфин России,  Банк России,  Минэкономики России,  ГКАП  России,
заинтересованные министерства и ведомства
     14. Контроль за ходом реализации Государственной программы
     постоянно
     Межведомственная комиссия по конкурентной политике, ГКАП России и
его территориальные  органы, органы  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации

                                                        Приложение N 3
                           к Государственной программе демонополизации
                            экономики и развития конкуренции на рынках
                            Российской Федерации (основные направления
                                                и первоочередные меры)

                           Типовой перечень
           задач демонополизации и развития конкуренции на
                товарном рынке с устойчивой структурой

     Типовой перечень  задач демонополизации и развития конкуренции на
товарном рынке  с устойчивой  структурой используется для формирования
отраслевых  и   региональных  программ   демонополизации  экономики  и
развития конкуренции. Он базируется на анализе соответствующего рынка,
положениях  Государственной   программы  демонополизации  экономики  и
развития конкуренции  на рынках  Российской Федерации, исходит из цели
создания условий  для  развития  конкуренции  на  конкретном  товарном
рынке.
     I. Общие признаки наличия конкурентной среды на товарном рынке
     1. На  рынке должны  действовать  имущественно  и  организационно
независимые  поставщики   товаров  в   количестве,   достаточном   для
возникновения   конкуренции   между   ними.   Независимые   поставщики
рассматриваемого товара  могут быть независимыми производителями этого
товара  или   продавцами  товара   независимых   производителей,   или
независимыми  продавцами   товара  одного  производителя  при  условии
отсутствия   вертикального    соглашения    между    поставщиками    и
производителями, ограничивающего  свободу в установлении цен и объемов
поставок. Количество  поставщиков на  рынке, достаточное  для создания
конкурентной среды,  зависит от  вида товара,  характера потребления и
уровня спроса.  Поэтому задача создания конкурентной среды для каждого
товара требует своего особого реализационного механизма.
     2. На  рынке должны  действовать  имущественно  и  организационно
независимые  покупатели   товаров  в   количестве,   достаточном   для
конкуренции   между    ними   и    формирования   некоторого    уровня
платежеспособного спроса.  Независимые покупатели могут быть конечными
потребителями  того   или  иного  товара  либо  посредниками  при  его
реализации.  Для   осуществления  реальной  независимости  посредников
необходимо,  чтобы   они  поставляли   свой   товар   имущественно   и
организационно независимым  потребителям.  Количество  покупателей  на
рынке, достаточное  для создания  конкурентной среды,  зависит от вида
товара, характера его потребления и уровня спроса.
     3. Для  обеспечения эффективной  конкуренции  на  рассматриваемом
рынке экономические размеры предприятий должны быть сопоставимы*.
     4.   Конкурентная    среда   рынка   поддерживается   отсутствием
экономических и  других препятствий  в доступе  к  сырью,  материалам,
комплектующим изделиям,  капиталам,  трудовым  ресурсам,  технологиям,
информационному обеспечению  рыночных отношений, барьеров для входа на
рынок  в   виде  территориальных,  правовых,  имущественных  и  других
экономических ограничений.
     5. Конкурентный  рынок характеризуется  независимым экономическим
поведением  поставщиков   и  потребителей   (отсутствием  сговоров   и
горизонтальных соглашений).
     II.  Требования   к  показателям,  характеризующим  экономическую
ситуацию на конкурентном товарном рынке**
     6. Общее  количество поставщиков  продукции  на  данный  товарный
рынок должно  отвечать требованиям конкуренции. Минимально необходимое
количество поставщиков  для создания  конкурентной  среды  может  быть
задано исходя  из характеристик  продукции,  емкости  рынка  и  других
показателей. В случае если фактическое количество поставщиков на рынке
меньше  нормативного,   мероприятия  по   его  демонополизации  должны
включать увеличение числа поставщиков.
     7. Все  поставщики продукции  на данный  товарный рынок  с  целью
эффективной конкуренции  и во  избежание злоупотреблений  доминирующим
положением должны  быть в  определенной мере  соизмеримыми по  объемам
поставок  на  данный  товарный  рынок  в  натуральном  измерении.  Это
требование  не  относится  к  рынкам  в  период  изменения  структуры,
например благодаря  расширению объема  поставок  или  поставкам  новой
продукции  в   результате  совершенствования   организации   и   (или)
технологии производства.
     III.  Типовой   перечень   задач   демонополизации   и   развития
конкуренции на товарном рынке
     8. Типовой  перечень задач демонополизации и развития конкуренции
на товарном рынке включает в себя:
     а) формирование  предложений по  составу естественных монополий с
учетом возможности и экономической эффективности создания конкурентной
среды на  рассматриваемом товарном  рынке, в  том  числе  путем  ввоза
продукции. Включение  естественных  монополий  в  систему  наблюдения,
контроля и регулирования деятельности на законодательной основе;
     б) определение  товарных приоритетов  и этапов  демонополизации и
развития  конкуренции   на  товарных  рынках  временных  монополий  на
федеральном  и  региональных  уровнях  на  основе  анализа  объемов  и
структуры  потребления   продукции  и  распределения  уровней  (групп)
потребления продукции по степени приоритетности;
     в) определение  географических границ товарных рынков, отнесенных
к  товарным   приоритетам  соответствующего  этапа  демонополизации  и
развития конкуренции;
     г) оценку  фактической структуры  товарного  рынка,  показателей,
характеризующих экономическую  ситуацию на выделенных товарных рынках,
и  фиксацию   их  как  базовых.  Эта  работа  производится  с  помощью
информационно-справочной   системы   антимонопольного   регулирования,
демонополизации экономики  и развития  конкуренции на  товарном рынке.
Фактическая структура  товарного рынка  и показатели,  характеризующие
экономическую ситуацию  на нем,  подлежат  регулярной  публикации.  По
результатам  анализа   фактической   структуры   товарного   рынка   и
экономической ситуации  на нем осуществляется выбор нормативного числа
поставщиков на  рассматриваемом товарном рынке и принимается решение о
достаточности числа поставщиков продукции на данный товарный рынок или
необходимости их увеличения. В качестве поставщика продукции на данный
товарный  рынок   может  быть  квалифицирован  хозяйствующий  субъект,
прошедший регистрацию  в соответствующем  органе исполнительной власти
или имеющий лицензию на поставку продукции на рассматриваемый товарный
рынок,  при  условии,  что  имущество  его  не  контролируется  другим
хозяйствующим субъектом,  поставляющим  продукцию  на  этот  рынок.  В
противном случае оба хозяйствующих субъекта должны рассматриваться как
один поставщик.  Принимается также  решение об  отсутствии или наличии
доминирования  хозяйствующих  субъектов  на  рассматриваемом  товарном
рынке  и   необходимости  (или  отсутствии  необходимости)  проведения
мероприятий по изменению структуры этого рынка;
     д) формирование  перечня подзадач  этапа демонополизации  данного
регионального или  федерального товарных  рынков, состав  и содержание
которых   определяется    необходимостью   стимулирования    изменения
монопольной структуры этих рынков на конкурентную;
     е)  разработку   мероприятий  по   демонополизации   и   развитию
конкуренции  на   выделенных  товарных  рынках,  которые  должны  быть
согласованы по времени и могут включать последовательно:
     увеличение числа  поставщиков и  объема поставок  продукции путем
импорта продукции из-за рубежа или иного региона;
     снижение барьеров для входа на рынок;
     ликвидацию межрегиональных барьеров для товарообмена;
     приватизацию  и   выделение  самостоятельных  предприятий  из  их
объединений;
     создание  юридических   лиц  на  базе  структурных  подразделений
действующих предприятий  при условии сохранения основного производства
и наличия спроса на эту продукцию;
     развитие предпринимательства  и создание  малых  предприятий  для
насыщения рынков  конечной продукцией  этих предприятий  или  создания
конкурентной среды по технологическим переделам;
     включение продукции монопольных предприятий в рыночные системы ее
реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных;
     реализацию продукции путем организации торгов, аукционов;
     широкое информирование  покупателей о  ценах на  товары в  других
регионах.

                                                        Приложение N 4
                           к Государственной программе демонополизации
                            экономики и развития конкуренции на рынках
                            Российской Федерации (основные направления
                                                и первоочередные меры)

     Общие методы увеличения количества поставщиков на товарном рынке
     Общие методы увеличения количества поставщиков на товарном рынке 
     Условия  применимости   общих   методов   увеличения   количества
поставщиков на товарном рынке
     1. Импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего
и дальнего зарубежья     При   дефиците    или   высоком    спросе   и
недостаточной конкуренции на внутреннем рынке
          При низких таможенных барьерах на ввоз товаров
          Наличие        нормативно-правового,         экономического,
информационного обеспечения импорта
     2.   Выделение   самостоятельных   хозяйствующих   субъектов   из
объединений предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию 
     Наличие возможности  технологического, организационного  и  (или)
территориального обособления предприятий
          При возможности  разграничения сфер деятельности предприятий
в рамках товарной специализации
          Наличие        нормативно-правового,         экономического,
информационного обеспечения  доступа к ресурсам, в том числе кредитам,
и рынкам сбыта
     3.   Выделение   самостоятельных   хозяйствующих   субъектов   из
объединений предприятий,  производящих  невзаимозаменяемую  продукцию,
выделение отдельных участков, цехов по инициативе трудового коллектива
в  процессе   приватизации  либо   путем  принудительного   разделения
хозяйствующих субъектов  При       возможности       технологического,
организационного и  (или)  территориального  обособления  предприятий,
структурных подразделений, структурных единиц     Возможность
разграничения  сфер  деятельности  предприятий  структурных  единиц  в
рамках товарной специализации
          Если такое выделение способствует развитию конкуренции
          Наличие        нормативно-правового,         экономического,
информационного обеспечения  доступа к ресурсам, в том числе кредитам,
и рынкам сбыта для обособляющихся хозяйствующих субъектов
     4. Развитие  предпринимательства в целях демонополизации рынков в
соответствии  с  приоритетами  политики  демонополизации  экономики  и
развития конкуренции на рынках Российской Федерации    Наличие
платежеспособного спроса на продукцию
          При проведении селективной экономической политики (налоговые
льготы, дотации,  льготное кредитование  на период  становления  малых
предприятий)
     5. Создание конкурирующих производств путем нового строительства 
В случае  экономической целесообразности нового строительства, наличия
производственных ресурсов и инвесторов
     6. Диверсификация (перепрофилирование) и конверсия     Если
предприятия не имеют сбыта продукции
     7. Снижение  правовых, организационных  и экономических барьеров,
препятствующих вхождению новых хозяйствующих субъектов на рынок, в том
числе мировой

                                                        Приложение N 5
                           к Государственной программе демонополизации
                            экономики и развития конкуренции на рынках
                            Российской Федерации (основные направления
                                                и первоочередные меры)

     Общие методы увеличения количества покупателей на товарном рынке
     Общие методы увеличения числа покупателей на товарном рынке
     Условия применимости общих методов увеличения числа покупателей
     на товарном рынке
     1. Выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов-потребителей
из  объединений  предприятий,  выделение  отдельных  участков,  цехов-
потребителей  рассматриваемой   продукции  по   инициативе   трудового
коллектива  в   процессе  приватизации   либо  путем   принудительного
разделения хозяйствующих субъектов Возможность       технологического,
организационного и  (или)  территориального  обособления  предприятий,
структурных подразделений,  структурных единиц потребителей однотипной
продукции,  а   также  разграничения   сфер  деятельности  предприятий
структурных  подразделений,   структурных  единиц  в  рамках  товарной
специализации
          Наличие     нормативно-правового,      экономического      и
информационного обеспечения  доступа к ресурсам, в том числе кредитам,
и рынкам сбыта для обособляющихся хозяйствующих субъектов
     2. Выделение самостоятельных независимых каналов товародвижения  
Возможность  организационного  и  (или)  территориального  обособления
товаропроводящих путей
          Наличие     нормативно-правового,      экономического      и
организационного  обеспечения   доступа  к   коммерческой  информации,
изготовителям и  рынкам сбыта  продукции  (работ,  услуг),  финансовым
ресурсам
     3. Реализация  продукции путем  продажи в гласной публичной форме
(аукционы, биржевые, ярмарочные, оптовые и прочие торги)

     Утверждено
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 9 марта 1994 г. N 191

                          П О Л О Ж Е Н И Е
         о Межведомственной комиссии по конкурентной политике

     1. Межведомственная  комиссия  по  конкурентной  политике  (далее
именуется -  Комиссия) является  органом,  осуществляющим  координацию
деятельности министерств,  других федеральных  органов  исполнительной
власти и  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
по реализации  Государственной программы  демонополизации экономики  и
развития  конкуренции   на  рынках   Российской  Федерации   (основные
направления и  первоочередные меры),  далее именуемой  Государственной
программой.
     2. В  своей деятельности  Комиссия  руководствуется  Конституцией
Российской  Федерации,   законами  Российской   Федерации,  указами  и
распоряжениями  Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и
распоряжениями  Правительства   Российской   Федерации   и   настоящим
Положением.
     3. Основными задачами Комиссии являются:
     предварительное  рассмотрение   представляемых  в   Правительство
Российской Федерации  отраслевых программ  демонополизации экономики и
развития конкуренции  на  рынках  Российской  Федерации  и  подготовка
заключений по ним;
     участие  в   подготовке   проектов   законодательных   и   других
нормативных  актов,   направленных  на   демонополизацию  экономики  и
развитие конкуренции на рынках Российской Федерации;
     координация работ,  направленных на  демонополизацию экономики  и
развитие конкуренции на рынках Российской Федерации;
     подготовка  прогнозных   оценок   последствий   реализации   мер,
направленных на  демонополизацию экономики  и развитие  конкуренции на
рынках Российской Федерации;
     контроль за  выполнением Государственной  программы, отраслевых и
региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации;
     информирование Правительства  Российской Федерации  о  реализации
Государственной программы;
     изучение и  распространение положительного  опыта формирования  и
развития конкурентной среды рынков Российской Федерации.
     4. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:
     анализирует ход  реализации Государственной программы, отраслевых
и  региональных   программ  демонополизации   экономики   и   развития
конкуренции  на  рынках  Российской  Федерации,  обобщает  предложения
министерств,  других   федеральных  органов   исполнительной   власти,
промышленных, предпринимательских,  финансовых  и  научных  кругов  по
важнейшим вопросам конкурентной политики;
     вносит  в   Правительство  Российской  Федерации  предложения  по
развитию предпринимательства с целью демонополизации рынков Российской
Федерации;
     организует и  осуществляет экспертизу  проектов законодательных и
других  нормативных   актов,  затрагивающих   вопросы  демонополизации
экономики и  развития конкуренции  на рынках  Российской Федерации,  а
также федеральных  структурных,  инвестиционных,  экспортно-импортных,
финансовых проектов и программ;
     анализирует  состояние   рынков  Российской   Федерации  с  целью
подготовки предложений по развитию конкуренции;
     создает при  необходимости  временные  рабочие  группы  из  числа
членов Комиссии и привлеченных специалистов для выполнения возложенных
на нее задач;
     осуществляет     сотрудничество      с     деловыми      кругами,
предпринимательскими объединениями  и союзами  Российской Федерации  и
зарубежных стран;
     получает в установленном порядке проекты законодательных и других
нормативных актов, справочные и информационные материалы.
     5.  Состав   Комиссии  и   председатель   Комиссии   утверждаются
Правительством Российской Федерации.
     6. Председатель Комиссии:
     руководит деятельностью Комиссии;
     может привлекать  к работе  Комиссии специалистов  министерств  и
других федеральных  органов  исполнительной  власти,  ведущих  ученых,
руководителей  предприятий  и  организаций  Российской  Федерации,  их
объединений,  представителей  деловых  кругов  зарубежных  государств,
международных неправительственных организаций;
     отчитывается  о   деятельности  Комиссии   перед   Правительством
Российской Федерации.
     7. Члены  Комиссии участвуют  в ее  заседаниях с правом решающего
голоса, могут  возглавлять образуемые  Комиссией рабочие группы, имеют
право вносить  на рассмотрение  Комиссии предложения и рекомендации по
вопросам, относящимся к ее компетенции.
     8. Заседания  Комиссии проводятся  по мере  необходимости, но  не
реже одного  раза в  квартал, и  считаются правомочными,  если на  них
присутствуют более 50 процентов членов Комиссии.
     9. Заседания  Комиссии оформляются  протоколом. Решения считаются
принятыми, если  за них  проголосовало  большинство  членов  Комиссии,
присутствующих на заседании.
     Члены Комиссии участвуют в ее работе без права замены.
     Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим на
заседании.
     Протоколы и  иная информация о деятельности Комиссии доводятся до
сведения членов Комиссии и других заинтересованных лиц.
     10.  Принимаемые  Комиссией  в  соответствии  с  ее  компетенцией
решения являются  обязательными для  министерств,  других  федеральных
органов  исполнительной   власти  и   органов  исполнительной   власти
субъектов Российской  Федерации, представители которых входят в состав
Комиссии, а также подведомственных им предприятий и организаций.
     По   вопросам,   требующим   решения   Правительства   Российской
Федерации, Комиссия вносит соответствующие предложения.
     
     *) Экономические  размеры предприятий,  конкурирующих  на  рынке,
зависят  от  затрат  производства,  уровня  спроса,  географических  и
товарных границ  рынка и  измеряются, как  правило,  годовым  оборотом
капитала, объемами производства или поставок.
     
     **) Эти  требования  определяют  ориентиры  в  процессе  принятия
решений о  демонополизации и  выборе методов  демонополизации рынков с
устойчивой структурой.  Конкретные рынки  диктуют свои  индивидуальные
условия развития конкуренции.