О КРИЗИСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 25.03.94 77-I ГД

               О КРИЗИСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                           25 марта 1994 г.
                              N 77-I ГД

                              (РГ 94-60)


     В условиях  общего  кризиса  в  стране,  сопровождающегося резким
сокращением масштабов государственной  поддержки  науки,  значительным
уменьшением   объемов   бюджетного  финансирования  фундаментальных  и
приоритетных прикладных исследований в научных учреждениях  Российской
академии  наук  (РАН),  отраслевых академий,  министерств,  ведомств и
вузах, сложилась ситуация, граничащая с катастрофой.
     Из науки  ушли в иные сферы деятельности,  уехали за рубеж многие
высококвалифицированные  учены  и  талантливая  молодежь.  Закрываются
лаборатории  и  сокращаются  исследования по приоритетным направлениям
математики,  физики, химии, биологии, экологии, наук о Земле и по ряду
направлений   гуманитарных   наук.   Значительно   уменьшились  объемы
исследований  по  созданию  новой  техники  и   технологий,   масштабы
строительства  институтов  и  оснащения их оборудованием,  приборами и
реактивами.  Заработная плата ученых - докторов и кандидатов наук -  в
настоящее  время  существенно  ниже  среднего  ее  уровня  по  стране.
Создавшаяся в науке ситуация грозит  непоправимыми  последствиями  для
государства,    вызывает   повышенную   социальную   напряженность   в
коллективах научных учреждений и высших учебных  заведений  и  требует
принятия неотложных мер.
     Учитывая приоритетность    науки    в   обеспечении   устойчивого
экономического  развития   страны   и   дальнейшем   формировании   ее
экономического   потенциала   и  в  целях  выхода  науки  из  кризиса,
Государственная  Дума  Федерального  Собрания   Российской   Федерации
постановляет:
     1. Предложить   Правительству  Российской  Федерации  рассмотреть
вопросы:
     об обеспечении  сохранения  и развития научного потенциала страны
на основе приоритетного финансирования фундаментальных и перспективных
прикладных  исследований  за  счет  увеличения  расходов бюджетов всех
уровней на эти цели путем соответствующего  расширения  доходной  базы
федерального  бюджета  прежде  всего  за  счет  сокращения расходов на
содержание государственного аппарата и масштаба субвенций территориям,
обеспечив  покрытие многократно возросших расходов на электроэнергию и
коммунальные  услуги,  повышение  уровня  заработной   платы   ученых,
укрепление  материально-технической  базы  науки,  закупку специальной
литературы за рубежом, содержание и развитие научных библиотек;
     о включении   затрат  на  проведение  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) в  состав  затрат,  включаемых  в
себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме.
     2. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке
провести   парламентские   слушания  с  участием  представителей  РАН,
отраслевых академий,  министерств,  ведомств и  вузов  страны,  союзов
ученых  и  других  общественных  объединений  о положении в российской
науке,  программе реформирования  системы  организации  и  координации
научных  исследований  в  стране,  об  источниках,  способах и объемах
финансирования научных исследований.
     3. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке
и Комитету Государственной Думы по экономической политике  подготовить
и представить в 1994 году на рассмотрение Государственной Думы проекты
федеральных  законов  о  науке  и   научно-технической   политике,   о
Российской академии наук и их научных учреждениях.
     4. При рассмотрении федерального  бюджета  на  1994  год  считать
недопустимым  передачу  расходов по финансированию высшего образования
бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  до  проведения  аттестации
высших  учебных  заведений  и предусмотреть в 1994 году финансирование
системы высшего образования за счет средств федерального бюджета.
     5. Предложить Правительству Российской Федерации создать комиссию
с   привлечением    специалистов    Контрольно-бюджетного    комитета,
аудиторских  фирм,  представителей  научных  коллективов  для  анализа
эффективности  расходования  средств  федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов  Российской  Федерации,  Министерством  науки  и технической
политики Российской Федерации,  Государственным  комитетом  Российской
Федерации  по  высшему образованию,  Российским фондом фундаментальных
исследований, Российским фондом технологического развития, отраслевыми
бюджетными фондами на цели НИОКР,  поддержание научных организаций,  а
результаты  работы  комиссии  и   предложения   по   совершенствованию
механизма    финансирования    науки    направить    на   рассмотрение
Государственной Думы к 15 мая 1994 года.
     6. Признать   целесообразным   предоставление   налоговых   льгот
научным,  проектным,  конструкторским,  образовательным учреждениям, а
также  иным  организациям  в  части  затрат  на  финансирование НИОКР,
техническое перевооружение, модернизацию и обновление производств.
     Комитету Государственной Думы по экономической политике, Комитету
Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету
Государственной  Думы  по  образованию,  культуре  и науке подготовить
необходимые законодательные предложения.
     7. Считать  недопустимым  изъятие  основных  фондов  и  имущества
научно-исследовательских организаций,  а также  изменение  профиля  их
деятельности в ходе и в результате приватизации.
     Комитету Государственной Думы по  собственности,  приватизации  и
хозяйственной  деятельности совместно с Комитетом Государственной Думы
по образованию, культуре и науке внести соответствующие предложения на
рассмотрение Государственной Думы.
     8. Предложить Правительству Российской Федерации:
     рассмотреть вопрос    о    создании    специального   фонда   для
финансирования  расходов  по  патентованию  за  рубежом  отечественных
разработок и открытий;
     разработать программу   государственной   поддержки   продвижения
отечественных  разработок,  научно-технических и образовательных услуг
на мировых рынках.
     9. Признать  необходимым  осуществление государственного контроля
за экспортом результатов НИОКР.
     Комитету Государственной  Думы  по образованию,  культуре и науке
совместно с Комитетом Государственной Думы по  экономической  политике
провести анализ форм, методов и экономической эффективности заключения
институтами,  отдельными научными коллективами и учеными контрактов на
проведение  исследований  и  разработок  по  зарубежным  программам  и
заказам, продажу за рубеж оригинальных научных результатов, "ноу-хау",
уникальных   изобретений  и  конструкций.  Разработать  законопроекты,
регламентирующие  экспорт  научно-технических  услуг  и  разработок  в
направлении,   не   допускающем  демпинговую  распродажу  накопленного
научно-технического  потенциала  и  обеспечивающем   соблюдение   прав
авторов на интеллектуальную собственность.
     10. Предложить  Правительству  Российской  Федерации  разработать
программу  мер  по  сохранению  кадрового  потенциала  науки,  а также
поддержки наукоградов (научных городков).

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                           И.П. РЫБКИН