О КРИЗИСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 25 марта 1994 г. N 77-I ГД (РГ 94-60) В условиях общего кризиса в стране, сопровождающегося резким сокращением масштабов государственной поддержки науки, значительным уменьшением объемов бюджетного финансирования фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в научных учреждениях Российской академии наук (РАН), отраслевых академий, министерств, ведомств и вузах, сложилась ситуация, граничащая с катастрофой. Из науки ушли в иные сферы деятельности, уехали за рубеж многие высококвалифицированные учены и талантливая молодежь. Закрываются лаборатории и сокращаются исследования по приоритетным направлениям математики, физики, химии, биологии, экологии, наук о Земле и по ряду направлений гуманитарных наук. Значительно уменьшились объемы исследований по созданию новой техники и технологий, масштабы строительства институтов и оснащения их оборудованием, приборами и реактивами. Заработная плата ученых - докторов и кандидатов наук - в настоящее время существенно ниже среднего ее уровня по стране. Создавшаяся в науке ситуация грозит непоправимыми последствиями для государства, вызывает повышенную социальную напряженность в коллективах научных учреждений и высших учебных заведений и требует принятия неотложных мер. Учитывая приоритетность науки в обеспечении устойчивого экономического развития страны и дальнейшем формировании ее экономического потенциала и в целях выхода науки из кризиса, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы: об обеспечении сохранения и развития научного потенциала страны на основе приоритетного финансирования фундаментальных и перспективных прикладных исследований за счет увеличения расходов бюджетов всех уровней на эти цели путем соответствующего расширения доходной базы федерального бюджета прежде всего за счет сокращения расходов на содержание государственного аппарата и масштаба субвенций территориям, обеспечив покрытие многократно возросших расходов на электроэнергию и коммунальные услуги, повышение уровня заработной платы ученых, укрепление материально-технической базы науки, закупку специальной литературы за рубежом, содержание и развитие научных библиотек; о включении затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме. 2. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке провести парламентские слушания с участием представителей РАН, отраслевых академий, министерств, ведомств и вузов страны, союзов ученых и других общественных объединений о положении в российской науке, программе реформирования системы организации и координации научных исследований в стране, об источниках, способах и объемах финансирования научных исследований. 3. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке и Комитету Государственной Думы по экономической политике подготовить и представить в 1994 году на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов о науке и научно-технической политике, о Российской академии наук и их научных учреждениях. 4. При рассмотрении федерального бюджета на 1994 год считать недопустимым передачу расходов по финансированию высшего образования бюджетам субъектов Российской Федерации до проведения аттестации высших учебных заведений и предусмотреть в 1994 году финансирование системы высшего образования за счет средств федерального бюджета. 5. Предложить Правительству Российской Федерации создать комиссию с привлечением специалистов Контрольно-бюджетного комитета, аудиторских фирм, представителей научных коллективов для анализа эффективности расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, Министерством науки и технической политики Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским фондом технологического развития, отраслевыми бюджетными фондами на цели НИОКР, поддержание научных организаций, а результаты работы комиссии и предложения по совершенствованию механизма финансирования науки направить на рассмотрение Государственной Думы к 15 мая 1994 года. 6. Признать целесообразным предоставление налоговых льгот научным, проектным, конструкторским, образовательным учреждениям, а также иным организациям в части затрат на финансирование НИОКР, техническое перевооружение, модернизацию и обновление производств. Комитету Государственной Думы по экономической политике, Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке подготовить необходимые законодательные предложения. 7. Считать недопустимым изъятие основных фондов и имущества научно-исследовательских организаций, а также изменение профиля их деятельности в ходе и в результате приватизации. Комитету Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию, культуре и науке внести соответствующие предложения на рассмотрение Государственной Думы. 8. Предложить Правительству Российской Федерации: рассмотреть вопрос о создании специального фонда для финансирования расходов по патентованию за рубежом отечественных разработок и открытий; разработать программу государственной поддержки продвижения отечественных разработок, научно-технических и образовательных услуг на мировых рынках. 9. Признать необходимым осуществление государственного контроля за экспортом результатов НИОКР. Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике провести анализ форм, методов и экономической эффективности заключения институтами, отдельными научными коллективами и учеными контрактов на проведение исследований и разработок по зарубежным программам и заказам, продажу за рубеж оригинальных научных результатов, "ноу-хау", уникальных изобретений и конструкций. Разработать законопроекты, регламентирующие экспорт научно-технических услуг и разработок в направлении, не допускающем демпинговую распродажу накопленного научно-технического потенциала и обеспечивающем соблюдение прав авторов на интеллектуальную собственность. 10. Предложить Правительству Российской Федерации разработать программу мер по сохранению кадрового потенциала науки, а также поддержки наукоградов (научных городков). Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П. РЫБКИН |