ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ. Постановление. Правительство РФ. 11.04.94 312

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И
                        РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         11 апреля 1994 года

                                N 312

                              (РГ 94-72)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить Положение о Министерстве Российской Федерации по де-
лам национальностей и региональной политике (прилагается).
     2. Разрешить Министерству Российской Федерации  по  делам  нацио-
нальностей и  региональной  политике  наряду с другими подразделениями
иметь в составе центрального аппарата следующие департаменты:
     по делам национальностей;
     по делам депортированных и репрессированных народов;
     по делам российских немцев;
     по международному сотрудничеству и делам этнических россиян;
     по взаимодействию с субъектами Российской Федерации;
     по федеральным и региональным программам;
     по проблемам самоуправления;
     по делам казачества;
     анализа, прогноза и оперативного реагирования;
     научного обеспечения национальной и региональной политики;
     правовой;
     по бюджетно-финансовым и инвестиционным проблемам регионов.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                В.ЧЕРНОМЫРДИН

                              ПОЛОЖЕНИЕ

             о Министерстве Российской Федерации по делам
               национальностей и региональной политике

                          I. Общие положения

     1. Министерство Российской Федерации по делам  национальностей  и
региональной политике (Миннац России) является федеральным органом ис-
полнительной власти,  разрабатывающим и осуществляющим государственную
политику федерализма, совершенствования национально-государственного и
административно-территориального устройства, развития местного самоуп-
равления, государственную национальную политику, государственную реги-
ональную политику, а также государственную социально-экономическую по-
литику развития  районов Крайнего Севера и приравненных к ним местнос-
тей (далее именуются - районы Севера).
     2. В своей деятельности Миннац России руководствуется Конституци-
ей Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Прези-
дента Российской  Федерации,  постановлениями  и распоряжениями Прави-
тельства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     3. Миннац России осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти
республик в составе Российской Федерации,  краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и с об-
щественными организациями.
     4. Миннац России создает в установленном порядке  территориальные
органы и региональные структуры - подразделения Миннаца России.
     5. Миннац России является юридическим лицом, имеет свой расчетный
и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государс-
твенного герба Российской Федерации и со своим наименованием,  а также
соответствующие печати и штампы.
     6. Расходы на содержание  центрального  аппарата  Миннаца  России
осуществляются за  счет средств федерального бюджета,  направляемых на
содержание федеральных органов исполнительной власти.
     7. Местонахождение Миннаца России - г. Москва.

                  II. Основные задачи Миннаца России

     8. В  области реализации политики федерализма,  совершенствования
национально-государственного и  административно-территориального  уст-
ройства Российской Федерации,  развития местного самоуправления основ-
ными задачами Миннаца России являются:
     разработка концепции федерализма,  а также программ совершенство-
вания национально-государственного и  административно-территориального
устройства Российской Федерации, развитие местного самоуправления;
     участие совместно с федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разра-
ботке механизмов разграничения полномочий между ними;
     разработка предложений по совершенствованию национально-государс-
твенного и административно-территориального устройства Российской  Фе-
дерации, развитию форм национально-культурной автономии;
     подготовка предложений по реализации государственной  политики  в
области самоуправления с учетом национальных и территориальных особен-
ностей регионов;
     разработка механизмов  организации  и обеспечения конституционных
гарантий местного самоуправления;
     подготовка предложений  и  участие  в  реализации государственных
программ по возрождению российского казачества;
     информирование Президента Российской Федерации, Федерального Соб-
рания и Правительства Российской  Федерации,  заинтересованных  минис-
терств и ведомств о ходе реализации политики федерализма,  о состоянии
межнациональных отношений в Российской Федерации,  ее отдельных регио-
нах, о  прогнозах  развития  межнациональных отношений и представление
своих предложений по этим вопросам.
     9. В  области  разработки  и осуществления государственной нацио-
нальной политики Российской Федерации основными задачами Миннаца  Рос-
сии являются:
     разработка концепции государственной национальной  политики  Рос-
сийской Федерации;
     оказание методической помощи органам  федеральной  исполнительной
власти и органам власти республик в составе Российской Федерации, кра-
ев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга в организации и проведении работы в области регулиро-
вания национальных отношений;
     осуществление в  пределах своей компетенции и во взаимодействии с
соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации мер
по предупреждению и разрешению возникновения межэтнических и межрегио-
нальных противоречий;
     принятие в  случае возникновения конфликтных ситуаций в межнацио-
нальных отношениях по поручению Президента и Правительства  Российской
Федерации совместно  с органами исполнительной власти республик в сос-
таве Российской Федерации,  краев, областей, автономной области, авто-
номных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга мер по стабилизации
обстановки; координация деятельности министерств и  ведомств,  органов
государственной власти и местного самоуправления в районах возникнове-
ния конфликтных ситуаций;
     взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федера-
ции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами  с  целью
защиты гражданских  прав  этнических россиян,  проживающих за рубежом,
содействие обеспечению их равноправия во всех сферах социальной жизни;
     осуществление совместно  с Министерством иностранных дел Российс-
кой Федерации связи с зарубежными культурными,  национальными, религи-
озными и  другими общественными формированиями соотечественников,  со-
действие в установлении и развитии связей Российской Федерации с  соо-
течественниками за рубежом;
     определение основных направлений научных исследований  в  области
национальной политики  и  межнациональных отношений,  взаимодействие с
организациями и научными учреждениями в России и за  рубежом  с  целью
обмена опытом в области научных основ национальной политики;
     оказание содействия  этническим  общинам  в  создании  культурных
центров, обществ, землячеств, других общественных объединений;
     разработка предложений по решению проблем малочисленных народов и
национальных меньшинств;
     подготовка рекомендаций и осуществление совместно м соответствую-
щими министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти рес-
публик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной об-
ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга организа-
ционных мероприятий по реализации политики в области реабилитации реп-
рессированных и  депортированных  народов,  а  также участие в решении
проблем беженцев и вынужденных переселенцев.
     10. В  области  государственной  региональной политики Российской
Федерации основными задачами Миннаца России являются:
     разработка концепции  государственной  региональной политики Рос-
сийской Федерации;
     проведение систематического объективного и гласного анализа реги-
ональной ситуации в Российской Федерации и на ее отдельных территориях;
     разработка конкретных мер,  обеспечивающих минимизацию негативных
последствий неоправданной территориальной дезинтеграции;
     поддержка местных инициатив,  обеспечивающих максимальное исполь-
зование внутрирегиональных  возможностей  для  стабилизации   социаль-
но-экономической ситуации, рыночных преобразований и социальной защиты
населения;
     разработка мер  по селективной государственной поддержке регионов
с наиболее сложными социально-экономическими и экологическими условия-
ми;
     разработка предложений по совершенствованию региональных  бюджет-
но-налоговых систем,  а  также отношений региональных органов власти с
хозяйствующими субъектами по вопросам землепользования, природопользо-
вания и иным вопросам взаимодействия;
     разработка механизмов учета региональных особенностей при  прове-
дении экономической  реформы,  в том числе в процессах структурной пе-
рестройки экономики,  а равно в процессах  приватизации,  формирования
земельного рынка,  развития фермерства и других областях государствен-
ного управления;
     разработка механизмов  учета региональных особенностей при прове-
дении политики социальной защиты населения,  государственной  политики
труда и занятости, государственной социальной политики;
     взаимодействие с добровольными объединениями (ассоциациями)  эко-
номического взаимодействия  субъектов Федерации и органов местного са-
моуправления по вопросам разработки и реализации государственной реги-
ональной политики;
     решение специфических проблем крупных и малых городов, депрессив-
ных районов и населенных пунктов при промышленных предприятиях, закры-
тых административно-территориальных образований;
     создание механизмов  правового,  финансового,  организационного и
информационного обеспечения в соответствии с  задачами,  принципами  и
содержанием государственной региональной политики Российской Федерации;
     обеспечение координации научных исследований по проблемам  разра-
ботки и реализации региональной политики,  а также финансирование этих
работ за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на разви-
тие науки.
     11. В области разработки и осуществления государственной социаль-
но-экономической политики  развития  районов Севера основными задачами
Миннаца являются:
     разработка концепции  государственной социально-экономической по-
литики развития районов Севера;
     разработка предложений  по защите мест проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов Севера, возрождению и раз-
витию традиционных форм их хозяйствования и природопользования, созда-
нию системы охраняемых территорий и заповедников;
     координация работы  федеральных  органов  исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предпри-
ятий и организаций по поставкам продукции (товаров) в районы Севера, а
также по подготовке рекомендаций Банку России о распределении  кредит-
ных ресурсов  для закупок и завоза продукции (товаров) в указанные ре-
гионы;
     обеспечение координации  научно-исследовательских  и опытно-конс-
трукторских работ по проблемам развития районов Севера и  финансирова-
ние указанных  работ  за  счет средств,  предусмотренных в федеральном
бюджете на развитие науки,  содействие внедрению  достижений  науки  и
техники в северных регионах;
     разработка предложений по развитию Северного морского пути;
     организация экспертизы проектов освоения и развития районов Севе-
ра, включая вопросы размещения и строительства крупных  народнохозяйс-
твенных объектов;
     разработка с участием заинтересованных  министерств  и  ведомств,
предприятий и  организаций  государственной программы строительства на
территории России жилья для граждан,  выезжающих  из  районов  Севера,
участие в  ее  реализации  за счет выделяемых Миннацу России государс-
твенных капитальных вложений в пределах средств, предусмотренных в фе-
деральном бюджете.

                 III. Основные функции Миннаца России

     12. Для  решения основных задач по разработке и осуществлению го-
сударственной политики федерализма,  совершенствования национально-го-
сударственного и административно-территориального устройства, развития
местного самоуправления,  государственной национальной  политики  Рос-
сийской Федерации,  государственной  региональной  политики Российской
Федерации, государственной социально-экономической  политики  развития
районов Севера Миннац России выполняет следующие функции:
     осуществляет регулярный сбор оперативной информации о состоянии и
динамике социально-экономических  и общественно-политических процессов
в регионах, тенденциях развития межнациональных отношений, проводит на
основе ее  анализа разработку соответствующих материалов,  прогнозов и
предложений;
     обобщает практику применения законодательства по вопросам,  отне-
сенным к сфере ведения Миннаца России, и вносит в установленном поряд-
ке предложения  по  совершенствованию  действующего  законодательства,
разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов по этим
вопросам и вносит их в Правительство Российской Федерации.  По поруче-
нию Правительства Российской Федерации принимает участие в  подготовке
проектов законодательных актов,  решений Президента Российской Федера-
ции и Правительства Российской Федерации по вопросам,  входящим в ком-
петенцию Миннаца России. Участвует в установленном порядке в подготов-
ке проектов межгосударственных,  межрегиональных договоров и иных сог-
лашений по вопросам своей компетенции;
     совместно с Минэкономики России,  Минфином России, Госкомимущест-
вом Российской  Федерации  разрабатывает региональные аспекты развития
экономики, подготавливает предложения по  размещению  производительных
сил, в том числе важнейших объектов федеральной собственности, опреде-
ляет совместно с органами исполнительной власти  республик  в  составе
Российской Федерации,  краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга особенности проведения эко-
номической реформы  в этих регионах,  формы и объемы селективной госу-
дарственной поддержки отдельных регионов,  в том числе регионов эколо-
гических бедствий и других регионов с особыми условиями развития;
     участвует в установленном порядке в формировании отдельных статей
доходов и расходов федерального бюджета;
     участвует в подготовке ежегодного послания Президента  Российской
Федерации Федеральному Собранию о положении в стране, об основных нап-
равлениях внутренней и внешней политики государства;
     подготавливает государственный  доклад о ситуации в регионах Рос-
сийской Федерации и тенденциях ее развития;
     выступает в установленном порядке в качестве государственного за-
казчика и осуществляет с участием министерств,  ведомств,  органов ис-
полнительной власти  республик в составе Российской Федерации,  краев,
областей, автономной области,  автономных округов,  городов  Москвы  и
Санкт-Петербурга разработку  федеральных целевых программ по вопросам,
порученным Миннацу России;  определяет  совместно  с  Минфином  России
централизованные финансовые и другие ресурсы, необходимые для реализа-
ции этих программ;
     разрабатывает совместно  с  Минфином России предложения по регио-
нальным аспектам финансовой,  налоговой,  кредитно-денежной  и  валют-
но-кредитной политики;
     в установленном порядке участвует в определении размера федераль-
ных субсидий и субвенций, выделяемых субъектам Российской Федерации;
     принимает участие в разработке мер по стимулированию инвестицион-
ной активности,  привлечению  и  регулированию иностранных инвестиций,
формированию перечня проектов,  осуществляемых  за  счет  федерального
бюджета;
     участвует в формировании федеральной социальной политики, включая
развитие потребительского рынка, структуру потребления и доходов насе-
ления, определение форм государственной поддержки отраслей  социальной
сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов,
занятости, рынка рабочей силы,  создания рабочих мест и переквалифика-
ции работников;
     подготавливает предложения по совершенствованию региональной  по-
литики, проведению  организационного  переселения  части  населения их
экстремальных по природно-климатическим условиям и депрессивных  райо-
нов в более благоприятные для жизни районы России;
     осуществляет взаимодействие с политическими партиями и  движения-
ми, религиозными, правозащитными и другими общественными объединениями
по вопросам, относящимся к компетенции Миннаца России;
     по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Рос-
сийской Федерации проводит переговоры,  подписывает межправительствен-
ные соглашения и выступает с официальными заявлениями по вопросам реа-
лизации Федеративного договора,  национальной и региональной политики,
межнациональных отношений,  социально-экономического  развития районов
Севера и иным вопросам, отнесенным к компетенции Миннаца России;
     разрабатывает совместно  с заинтересованными министерствами и ве-
домствами предложения по  формированию  внешнеэкономической  политики,
развитию внешнеэкономических  связей,  в  том  числе с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств, взаимовыгодному торго-
вому и экономическому сотрудничеству с ними,  осуществлению совместных
проектов и программ на основе прямых контактов субъектов  Федерации  с
зарубежными государствами;
     участвует вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами
в разработке  предложений по заключению межправительственных договоров
по вопросам экономических связей,  в том числе по экономическим согла-
шениям с  государствами  -  участниками  Содружества Независимых Госу-
дарств,
     подготавливает совместно с заинтересованными министерствами и ве-
домствами предложения по механизму  регулирования  внешнеэкономической
деятельности, вносит  предложения  об  установлении  региональных квот
экспортных поставок стратегических видов сырья и продукции;
     участвует в разработке направлений использования централизованных
валютных ресурсов,  валютно-кредитной политики, в формировании платеж-
ного баланса, участвует в работе по привлечению и использованию в эко-
номике России иностранных кредитных ресурсов,  а также в  формировании
товарного наполнения кредитов, получаемых под правительственные гаран-
тии, вносит предложения о размерах экспортных и  импортных  тарифов  и
пошлин;
     участвует в  определении  ресурсных  возможностей   осуществления
внешнеэкономических операций  по важнейшим товарам и услугам,  объемов
федеральных валютных поступлений;
     вносит в  Министерство иностранных дел Российской Федерации пред-
ложения по формированию состава соответствующих служб посольств и дру-
гих дипломатических представительств за рубежом;
     в установленном порядке создает  исследовательские  учреждения  и
экспертные группы по вопросам своей компетенции,  организует фундамен-
тальные и прикладные исследования по проблемам национальной политики и
федеративных отношений,  а также создает соответствующие аналитические
и информационно-справочные системы, выпускает информационные бюллетени
и иные информационно-аналитические издания;
     в целях всестороннего освещения проблем развития федерализма, со-
вершенствования национально-государственного  и административно-терри-
ториального устройства Российской Федерации развития местного  самоуп-
равления, региональной и национальной политики поддерживает постоянные
контакты с представителями средств массовой  информации,  учреждает  в
установленном порядке средства массовой информации.

                  IV. Основные права Миннаца России

     13. Для решения поставленных перед Миннацем России задач и выпол-
нения возложенных на него функций Министерство  наделяется  следующими
правами:
     координировать работу федеральных министерств и ведомств по  воп-
росам, входящим в его компетенцию;
     запрашивать и  получать  от  федеральных  органов  исполнительной
власти и  органов исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, краев,  областей,  автономной области,  автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, учреждений и организаций материалы,
необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
     принимать по  вопросам,  отнесенным к его компетенции,  документы
нормативного характера, обязательные для исполнения федеральными орга-
нами исполнительной  власти и органами исполнительной власти республик
в составе Российской Федерации,  краев,  областей, автономной области,
автономных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предп-
риятиями, организациями и учреждениями независимо от их  ведомственной
подчиненности и форм собственности. В необходимых случаях решения при-
нимаются Миннацем России совместно или по согласованию с другими орга-
нами исполнительной власти;
     разрабатывать методические материалы и рекомендации по  вопросам,
отнесенным к его компетенции;
     выступать в установленном порядке в качестве государственного за-
казчика по  федеральным целевым программам,  рассматривать предложения
субъектов Федерации о выделении им дотаций, субвенций и других бюджет-
ных и внебюджетных средств и принимать совместно с Минфином России со-
ответствующие решения;
     участвовать в установленном порядке в разработке,  рассмотрении и
согласовании вопросов социально-экономического развития страны, входя-
щих в компетенцию других органов государственного управления;
     подготавливать совместно с Минэкономики России и Минфином  России
предложения по  регулированию  инвестиционной и инновационной деятель-
ности, осуществляемой за счет внебюджетных фондов;
     участвовать в  установленном порядке в согласовании вопросов эко-
номического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными  страна-
ми, торгово-экономическими  союзами,  международными  экономическими и
финансовыми организациями;
     определять в  пределах средств,  выделяемых на научные исследова-
ния, перечень важнейших работ в сфере своей деятельности, привлекать в
установленном порядке  для разработки вопросов,  входящих в его компе-
тенцию, Российскую академию наук, научно-исследовательские организации
и другие организации и учреждения,  а также ученых и других специалис-
тов, участвовать в распределении финансовых ресурсов,  направляемых на
эти цели;
     организовывать проведение экспертиз целевых проектов и  программ,
имеющих важное  народнохозяйственное  межрегиональное  и  региональное
значение, и подготавливать предложения Правительству Российской  Феде-
рации о целесообразности реализации этих проектов и программ;
     созывать в установленном порядке совещания по вопросам,  входящим
в его компетенцию,  о привлечении специалистов других органов исполни-
тельной власти предприятий, организаций и учреждений;
     создавать в  установленном  порядке  в республиках в составе Рос-
сийской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных ок-
ругах, городах  Москве и Санкт-Петербурге территориальные и региональ-
ные структурные подразделения Миннаца России.

              V. Организация деятельности Миннаца России

     14. Миннац России возглавляет Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от  должности Президентом Российской Федерации по предс-
тавлению Председателя Правительства Российской Федерации.
     Министр Российской  Федерации  по  делам национальностей и регио-
нальной политике несет персональную ответственность за выполнение воз-
ложенных на Миннац России задач и осуществление им своих функций.
     Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобожда-
емых от должности по его представлению Правительством Российской Феде-
рации, и распределяет обязанности между ними.
     Министр:
     руководит деятельностью министерства;
     вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Рос-
сийской Федерации проекты нормативных актов по  вопросам,  входящим  в
компетенцию министерства;
     устанавливает обязанности заместителей Министерства и руководите-
лей структурных подразделений министерства;
     издает совместные нормативные документы с  руководителями  других
федеральных органов исполнительной власти;
     утверждает структуру центрального аппарата министерства в  преде-
лах, установленных  Правительством  Российской  Федерации фонда оплаты
труда и численности его работников,  штатное  расписание  центрального
аппарата, положения  о  его структурных подразделениях,  а также смету
расходов на содержание центрального аппарата министерства и его терри-
ториальных органов и региональных структурных подразделений в пределах
утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
     назначает на  должность  и  освобождает  от  должности работников
центрального аппарата министерства,  утверждает положения  (уставы)  о
подведомственных организациях и учреждениях;
     представляет в установленном порядке особо отличившихся  работни-
ков к присвоению почетных званий и награждению государственными награ-
дами Российской Федерации.
     Министр вправе  делегировать отдельные предоставленные ему полно-
мочия подчиненным должностным лицам,  кроме прав, относящихся исключи-
тельно к компетенции Министра.
     15. В Миннаце  России  образуется  коллегия  в  составе  Министра
(председатель коллегии),  его  заместителей по должности и руководящих
работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут
входить представители других министерств и ведомств,  предприятий, ор-
ганизаций и учреждений, отдельные ученые и специалисты.
     Члены коллегии  Миннаца  России  утверждаются Правительством Рос-
сийской Федерации.
     Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы дея-
тельности Миннаца России.  Решения коллегии оформляются протоколами  и
проводятся в жизнь приказами Министра.
     В заседаниях коллегии в необходимых случаях участвуют руководите-
ли органов государственной власти предприятий,  организаций и учрежде-
ний, ученые и специалисты, имеющие непосредственное отношение к обсуж-
даемым вопросам.
     16. Для рассмотрения базовых проблем федерализма, совершенствова-
ния национально-государственного   и  административно-территориального
устройства, местного самоуправления,  национальных  отношений,  регио-
нальной политики,  а  также социально-экономического развития северных
регионов Миннац России может  образовывать  консультативные  органы  с
включением в их состав представителей министерств и ведомств предприя-
тий, организаций и учреждений.
     17. Миннац России в установленном порядке издает и учреждает жур-
налы и другие печатные издания.