ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 11 апреля 1994 года N 312 (РГ 94-72) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Положение о Министерстве Российской Федерации по де- лам национальностей и региональной политике (прилагается). 2. Разрешить Министерству Российской Федерации по делам нацио- нальностей и региональной политике наряду с другими подразделениями иметь в составе центрального аппарата следующие департаменты: по делам национальностей; по делам депортированных и репрессированных народов; по делам российских немцев; по международному сотрудничеству и делам этнических россиян; по взаимодействию с субъектами Российской Федерации; по федеральным и региональным программам; по проблемам самоуправления; по делам казачества; анализа, прогноза и оперативного реагирования; научного обеспечения национальной и региональной политики; правовой; по бюджетно-финансовым и инвестиционным проблемам регионов. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике I. Общие положения 1. Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике (Миннац России) является федеральным органом ис- полнительной власти, разрабатывающим и осуществляющим государственную политику федерализма, совершенствования национально-государственного и административно-территориального устройства, развития местного самоуп- равления, государственную национальную политику, государственную реги- ональную политику, а также государственную социально-экономическую по- литику развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местнос- тей (далее именуются - районы Севера). 2. В своей деятельности Миннац России руководствуется Конституци- ей Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Прези- дента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Прави- тельства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Миннац России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и с об- щественными организациями. 4. Миннац России создает в установленном порядке территориальные органы и региональные структуры - подразделения Миннаца России. 5. Миннац России является юридическим лицом, имеет свой расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государс- твенного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы. 6. Расходы на содержание центрального аппарата Миннаца России осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти. 7. Местонахождение Миннаца России - г. Москва. II. Основные задачи Миннаца России 8. В области реализации политики федерализма, совершенствования национально-государственного и административно-территориального уст- ройства Российской Федерации, развития местного самоуправления основ- ными задачами Миннаца России являются: разработка концепции федерализма, а также программ совершенство- вания национально-государственного и административно-территориального устройства Российской Федерации, развитие местного самоуправления; участие совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разра- ботке механизмов разграничения полномочий между ними; разработка предложений по совершенствованию национально-государс- твенного и административно-территориального устройства Российской Фе- дерации, развитию форм национально-культурной автономии; подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления с учетом национальных и территориальных особен- ностей регионов; разработка механизмов организации и обеспечения конституционных гарантий местного самоуправления; подготовка предложений и участие в реализации государственных программ по возрождению российского казачества; информирование Президента Российской Федерации, Федерального Соб- рания и Правительства Российской Федерации, заинтересованных минис- терств и ведомств о ходе реализации политики федерализма, о состоянии межнациональных отношений в Российской Федерации, ее отдельных регио- нах, о прогнозах развития межнациональных отношений и представление своих предложений по этим вопросам. 9. В области разработки и осуществления государственной нацио- нальной политики Российской Федерации основными задачами Миннаца Рос- сии являются: разработка концепции государственной национальной политики Рос- сийской Федерации; оказание методической помощи органам федеральной исполнительной власти и органам власти республик в составе Российской Федерации, кра- ев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в организации и проведении работы в области регулиро- вания национальных отношений; осуществление в пределах своей компетенции и во взаимодействии с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации мер по предупреждению и разрешению возникновения межэтнических и межрегио- нальных противоречий; принятие в случае возникновения конфликтных ситуаций в межнацио- нальных отношениях по поручению Президента и Правительства Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти республик в сос- таве Российской Федерации, краев, областей, автономной области, авто- номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга мер по стабилизации обстановки; координация деятельности министерств и ведомств, органов государственной власти и местного самоуправления в районах возникнове- ния конфликтных ситуаций; взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федера- ции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами с целью защиты гражданских прав этнических россиян, проживающих за рубежом, содействие обеспечению их равноправия во всех сферах социальной жизни; осуществление совместно с Министерством иностранных дел Российс- кой Федерации связи с зарубежными культурными, национальными, религи- озными и другими общественными формированиями соотечественников, со- действие в установлении и развитии связей Российской Федерации с соо- течественниками за рубежом; определение основных направлений научных исследований в области национальной политики и межнациональных отношений, взаимодействие с организациями и научными учреждениями в России и за рубежом с целью обмена опытом в области научных основ национальной политики; оказание содействия этническим общинам в создании культурных центров, обществ, землячеств, других общественных объединений; разработка предложений по решению проблем малочисленных народов и национальных меньшинств; подготовка рекомендаций и осуществление совместно м соответствую- щими министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти рес- публик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной об- ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга организа- ционных мероприятий по реализации политики в области реабилитации реп- рессированных и депортированных народов, а также участие в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев. 10. В области государственной региональной политики Российской Федерации основными задачами Миннаца России являются: разработка концепции государственной региональной политики Рос- сийской Федерации; проведение систематического объективного и гласного анализа реги- ональной ситуации в Российской Федерации и на ее отдельных территориях; разработка конкретных мер, обеспечивающих минимизацию негативных последствий неоправданной территориальной дезинтеграции; поддержка местных инициатив, обеспечивающих максимальное исполь- зование внутрирегиональных возможностей для стабилизации социаль- но-экономической ситуации, рыночных преобразований и социальной защиты населения; разработка мер по селективной государственной поддержке регионов с наиболее сложными социально-экономическими и экологическими условия- ми; разработка предложений по совершенствованию региональных бюджет- но-налоговых систем, а также отношений региональных органов власти с хозяйствующими субъектами по вопросам землепользования, природопользо- вания и иным вопросам взаимодействия; разработка механизмов учета региональных особенностей при прове- дении экономической реформы, в том числе в процессах структурной пе- рестройки экономики, а равно в процессах приватизации, формирования земельного рынка, развития фермерства и других областях государствен- ного управления; разработка механизмов учета региональных особенностей при прове- дении политики социальной защиты населения, государственной политики труда и занятости, государственной социальной политики; взаимодействие с добровольными объединениями (ассоциациями) эко- номического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного са- моуправления по вопросам разработки и реализации государственной реги- ональной политики; решение специфических проблем крупных и малых городов, депрессив- ных районов и населенных пунктов при промышленных предприятиях, закры- тых административно-территориальных образований; создание механизмов правового, финансового, организационного и информационного обеспечения в соответствии с задачами, принципами и содержанием государственной региональной политики Российской Федерации; обеспечение координации научных исследований по проблемам разра- ботки и реализации региональной политики, а также финансирование этих работ за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на разви- тие науки. 11. В области разработки и осуществления государственной социаль- но-экономической политики развития районов Севера основными задачами Миннаца являются: разработка концепции государственной социально-экономической по- литики развития районов Севера; разработка предложений по защите мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, возрождению и раз- витию традиционных форм их хозяйствования и природопользования, созда- нию системы охраняемых территорий и заповедников; координация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предпри- ятий и организаций по поставкам продукции (товаров) в районы Севера, а также по подготовке рекомендаций Банку России о распределении кредит- ных ресурсов для закупок и завоза продукции (товаров) в указанные ре- гионы; обеспечение координации научно-исследовательских и опытно-конс- трукторских работ по проблемам развития районов Севера и финансирова- ние указанных работ за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на развитие науки, содействие внедрению достижений науки и техники в северных регионах; разработка предложений по развитию Северного морского пути; организация экспертизы проектов освоения и развития районов Севе- ра, включая вопросы размещения и строительства крупных народнохозяйс- твенных объектов; разработка с участием заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций государственной программы строительства на территории России жилья для граждан, выезжающих из районов Севера, участие в ее реализации за счет выделяемых Миннацу России государс- твенных капитальных вложений в пределах средств, предусмотренных в фе- деральном бюджете. III. Основные функции Миннаца России 12. Для решения основных задач по разработке и осуществлению го- сударственной политики федерализма, совершенствования национально-го- сударственного и административно-территориального устройства, развития местного самоуправления, государственной национальной политики Рос- сийской Федерации, государственной региональной политики Российской Федерации, государственной социально-экономической политики развития районов Севера Миннац России выполняет следующие функции: осуществляет регулярный сбор оперативной информации о состоянии и динамике социально-экономических и общественно-политических процессов в регионах, тенденциях развития межнациональных отношений, проводит на основе ее анализа разработку соответствующих материалов, прогнозов и предложений; обобщает практику применения законодательства по вопросам, отне- сенным к сфере ведения Миннаца России, и вносит в установленном поряд- ке предложения по совершенствованию действующего законодательства, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов по этим вопросам и вносит их в Правительство Российской Федерации. По поруче- нию Правительства Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов законодательных актов, решений Президента Российской Федера- ции и Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в ком- петенцию Миннаца России. Участвует в установленном порядке в подготов- ке проектов межгосударственных, межрегиональных договоров и иных сог- лашений по вопросам своей компетенции; совместно с Минэкономики России, Минфином России, Госкомимущест- вом Российской Федерации разрабатывает региональные аспекты развития экономики, подготавливает предложения по размещению производительных сил, в том числе важнейших объектов федеральной собственности, опреде- ляет совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга особенности проведения эко- номической реформы в этих регионах, формы и объемы селективной госу- дарственной поддержки отдельных регионов, в том числе регионов эколо- гических бедствий и других регионов с особыми условиями развития; участвует в установленном порядке в формировании отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета; участвует в подготовке ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о положении в стране, об основных нап- равлениях внутренней и внешней политики государства; подготавливает государственный доклад о ситуации в регионах Рос- сийской Федерации и тенденциях ее развития; выступает в установленном порядке в качестве государственного за- казчика и осуществляет с участием министерств, ведомств, органов ис- полнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга разработку федеральных целевых программ по вопросам, порученным Миннацу России; определяет совместно с Минфином России централизованные финансовые и другие ресурсы, необходимые для реализа- ции этих программ; разрабатывает совместно с Минфином России предложения по регио- нальным аспектам финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валют- но-кредитной политики; в установленном порядке участвует в определении размера федераль- ных субсидий и субвенций, выделяемых субъектам Российской Федерации; принимает участие в разработке мер по стимулированию инвестицион- ной активности, привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формированию перечня проектов, осуществляемых за счет федерального бюджета; участвует в формировании федеральной социальной политики, включая развитие потребительского рынка, структуру потребления и доходов насе- ления, определение форм государственной поддержки отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов, занятости, рынка рабочей силы, создания рабочих мест и переквалифика- ции работников; подготавливает предложения по совершенствованию региональной по- литики, проведению организационного переселения части населения их экстремальных по природно-климатическим условиям и депрессивных райо- нов в более благоприятные для жизни районы России; осуществляет взаимодействие с политическими партиями и движения- ми, религиозными, правозащитными и другими общественными объединениями по вопросам, относящимся к компетенции Миннаца России; по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Рос- сийской Федерации проводит переговоры, подписывает межправительствен- ные соглашения и выступает с официальными заявлениями по вопросам реа- лизации Федеративного договора, национальной и региональной политики, межнациональных отношений, социально-экономического развития районов Севера и иным вопросам, отнесенным к компетенции Миннаца России; разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ве- домствами предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей, в том числе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, взаимовыгодному торго- вому и экономическому сотрудничеству с ними, осуществлению совместных проектов и программ на основе прямых контактов субъектов Федерации с зарубежными государствами; участвует вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке предложений по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в том числе по экономическим согла- шениям с государствами - участниками Содружества Независимых Госу- дарств, подготавливает совместно с заинтересованными министерствами и ве- домствами предложения по механизму регулирования внешнеэкономической деятельности, вносит предложения об установлении региональных квот экспортных поставок стратегических видов сырья и продукции; участвует в разработке направлений использования централизованных валютных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платеж- ного баланса, участвует в работе по привлечению и использованию в эко- номике России иностранных кредитных ресурсов, а также в формировании товарного наполнения кредитов, получаемых под правительственные гаран- тии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин; участвует в определении ресурсных возможностей осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, объемов федеральных валютных поступлений; вносит в Министерство иностранных дел Российской Федерации пред- ложения по формированию состава соответствующих служб посольств и дру- гих дипломатических представительств за рубежом; в установленном порядке создает исследовательские учреждения и экспертные группы по вопросам своей компетенции, организует фундамен- тальные и прикладные исследования по проблемам национальной политики и федеративных отношений, а также создает соответствующие аналитические и информационно-справочные системы, выпускает информационные бюллетени и иные информационно-аналитические издания; в целях всестороннего освещения проблем развития федерализма, со- вершенствования национально-государственного и административно-терри- ториального устройства Российской Федерации развития местного самоуп- равления, региональной и национальной политики поддерживает постоянные контакты с представителями средств массовой информации, учреждает в установленном порядке средства массовой информации. IV. Основные права Миннаца России 13. Для решения поставленных перед Миннацем России задач и выпол- нения возложенных на него функций Министерство наделяется следующими правами: координировать работу федеральных министерств и ведомств по воп- росам, входящим в его компетенцию; запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, учреждений и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию; принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, документы нормативного характера, обязательные для исполнения федеральными орга- нами исполнительной власти и органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предп- риятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. В необходимых случаях решения при- нимаются Миннацем России совместно или по согласованию с другими орга- нами исполнительной власти; разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции; выступать в установленном порядке в качестве государственного за- казчика по федеральным целевым программам, рассматривать предложения субъектов Федерации о выделении им дотаций, субвенций и других бюджет- ных и внебюджетных средств и принимать совместно с Минфином России со- ответствующие решения; участвовать в установленном порядке в разработке, рассмотрении и согласовании вопросов социально-экономического развития страны, входя- щих в компетенцию других органов государственного управления; подготавливать совместно с Минэкономики России и Минфином России предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятель- ности, осуществляемой за счет внебюджетных фондов; участвовать в установленном порядке в согласовании вопросов эко- номического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными страна- ми, торгово-экономическими союзами, международными экономическими и финансовыми организациями; определять в пределах средств, выделяемых на научные исследова- ния, перечень важнейших работ в сфере своей деятельности, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компе- тенцию, Российскую академию наук, научно-исследовательские организации и другие организации и учреждения, а также ученых и других специалис- тов, участвовать в распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели; организовывать проведение экспертиз целевых проектов и программ, имеющих важное народнохозяйственное межрегиональное и региональное значение, и подготавливать предложения Правительству Российской Феде- рации о целесообразности реализации этих проектов и программ; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, о привлечении специалистов других органов исполни- тельной власти предприятий, организаций и учреждений; создавать в установленном порядке в республиках в составе Рос- сийской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных ок- ругах, городах Москве и Санкт-Петербурге территориальные и региональ- ные структурные подразделения Миннаца России. V. Организация деятельности Миннаца России 14. Миннац России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предс- тавлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр Российской Федерации по делам национальностей и регио- нальной политике несет персональную ответственность за выполнение воз- ложенных на Миннац России задач и осуществление им своих функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобожда- емых от должности по его представлению Правительством Российской Феде- рации, и распределяет обязанности между ними. Министр: руководит деятельностью министерства; вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Рос- сийской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию министерства; устанавливает обязанности заместителей Министерства и руководите- лей структурных подразделений министерства; издает совместные нормативные документы с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; утверждает структуру центрального аппарата министерства в преде- лах, установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности его работников, штатное расписание центрального аппарата, положения о его структурных подразделениях, а также смету расходов на содержание центрального аппарата министерства и его терри- ториальных органов и региональных структурных подразделений в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований; назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата министерства, утверждает положения (уставы) о подведомственных организациях и учреждениях; представляет в установленном порядке особо отличившихся работни- ков к присвоению почетных званий и награждению государственными награ- дами Российской Федерации. Министр вправе делегировать отдельные предоставленные ему полно- мочия подчиненным должностным лицам, кроме прав, относящихся исключи- тельно к компетенции Министра. 15. В Миннаце России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности и руководящих работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут входить представители других министерств и ведомств, предприятий, ор- ганизаций и учреждений, отдельные ученые и специалисты. Члены коллегии Миннаца России утверждаются Правительством Рос- сийской Федерации. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы дея- тельности Миннаца России. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра. В заседаниях коллегии в необходимых случаях участвуют руководите- ли органов государственной власти предприятий, организаций и учрежде- ний, ученые и специалисты, имеющие непосредственное отношение к обсуж- даемым вопросам. 16. Для рассмотрения базовых проблем федерализма, совершенствова- ния национально-государственного и административно-территориального устройства, местного самоуправления, национальных отношений, регио- нальной политики, а также социально-экономического развития северных регионов Миннац России может образовывать консультативные органы с включением в их состав представителей министерств и ведомств предприя- тий, организаций и учреждений. 17. Миннац России в установленном порядке издает и учреждает жур- налы и другие печатные издания. |