О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ НА 1993 ГОД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МОСКВИЧЕЙ ЖИЛЬЕМ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ, ВВОДИМОЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПО ЗАДАНИЯМ 1994 ГОДА. Постановление. Правительство Москвы. 22.03.94 226-ПП

        О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ НА 1993 ГОД
                   ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МОСКВИЧЕЙ ЖИЛЬЕМ
         И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ,
            ВВОДИМОЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПО ЗАДАНИЯМ 1994 ГОДА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           22 марта 1994 г.

                                N 226

                                 (Д)

     Правительство Москвы отмечает, что принятая на 1993 год программа
строительства жилья в целом выполнена,  построено 3,0 млн. кв. м общей
площади жилых домов, однако на территории города построено на 200 тыс.
кв. м меньше, чем в 1992 году.
     Несмотря на  то,  что жилищное строительство в 1993 году осущест-
влялось в условиях продолжающегося экономического кризиса,  правитель-
ству  Москвы  удалось  решить  определенные  социальные задачи в части
обеспечения москвичей жильем.  За минувший год улучшили свои  жилищные
условия около 57,4 тыс.  москвичей (примерно 146,8 тыс. человек), пол-
ностью выполнены обязательства,  взятые на год,  по обеспечению жильем
учителей, врачей, работников правоохранительных органов.
     Практика финансирования  строительства  муниципального  жилья  за
счет продажи части площади на аукционах и конкурсах дала возможность в
1993 году сохранить на уровне 1 млн.  кв. м объемы строительства муни-
ципального жилья.
     Однако жилищная проблема в  городе  продолжает  оставаться  очень
острой.
     Количество очередников по месту жительства составляет  около  200
тыс. семей, или 700 тыс. человек, из них 37% - очередники льготных ка-
тегорий.
     Кроме того,  около  9  тыс.  семей подлежат переселению из ветхих
строений, домов,  подлежащих капитальному  ремонту;  для  освобождения
строительных площадок.  Наиболее  острой эта проблема продолжает оста-
ваться в Центральном административном округе.
      В целях стабилизации работы предприятий и организаций, обеспечи-
вающих жизнедеятельность города в новых экономических условиях, прави-
тельством Москвы  принят  ряд  постановлений о мерах социальной защиты
работников данной сферы, которые, в частности, предусматривают необхо-
димость целевого  строительства  и выделения муниципальной площади для
обеспечения работников этих предприятий,  нуждающихся в улучшении  жи-
лищных условий.
     Возложенные на правительство обязательства,  связанные с выполне-
нием городом столичных функций,  делают необходимым строительство пло-
щади и для этих целей.
     При этом  эффективность свободной продажи жилой площади в районах
массовой застройки в 1994 г.  значительно снизится,  так как в течение
года в  12,5  раза  выросли фактические затраты на строительство жилых
домов промышленных серий при росте цен на аукционах лишь в 4 раза.
      Объективно складывающаяся  финансовая  ситуация  и необходимость
решения жилищной проблемы в  условиях  резкого  превышения  спроса  на
жилье над  объемами  строительства в городе требуют изменить подходы к
планированию в сфере реализации жилой площади и перейти к формированию
структурных показателей городского заказа в части жилищного строитель-
ства и основных пропорций реализации введенной  в  эксплуатацию  жилой
площади.
     Постановлением правительства Москвы от 04.01.94 N 10 "О  прогнозе
социально-экономического развития  Москвы в 1994 году и основных пока-
зателях развития городского  хозяйства"  утверждены  объемы  жилищного
строительства на 1994 год - 3 млн. кв. м общей площади.
     Реально осознавая все сложности в части финансирования  жилищного
строительства, приоритетной задачей на 1994 год,  стоящей перед прави-
тельством Москвы,  остается строительство жилых домов для москвичей  -
очередников префектур, предприятий и организаций городского хозяйства,
бюджетных организаций федерального подчинения.  Для этих целей в теку-
щем году должно быть построено 3000 тыс.  кв. м, в том числе 1300 тыс.
кв. м муниципального жилья,  что на 30 % больше по сравнению с прошлым
годом, и 340 тыс. кв. м в домах ЖСК.
     При этом остается актуальной задача  рационального  использования
муниципальной площади, направление ее на решение наиболее острых соци-
альных задач.
     В условиях,  когда темпы роста фактических затрат в строительстве
превышают темпы роста цен на аукционах,  особого внимания требуют воп-
росы организации действенного учета средств, привлекаемых к инвестиро-
ванию жилищного строительства и контроля за их расходованием, создания
экономических противозатратных механизмов, внедрение новых серий жилых
домов, учитывающих различные требования, предъявляемые к муниципально-
му и коммерческому жилью.
     В целях продолжения осуществления жилищной реформы в условиях пе-
реходного к  рынку  экономического периода правительство Москвы поста-
новляет:
     1. Признать необходимым строительство в 1994 году не менее 3 млн.
кв. м общей площади жилых домов, в том числе:
     - 1,3 млн. кв. м муниципального жилья;
     - 0,34 млн. кв. м домов ЖСК.
     2. Утвердить на 1994 год:
     - структуру жилищного  строительства в целом, в том числе на тер-
ритории города;
     - структуру строительства муниципальной жилой  площади,  осущест-
вляемого за счет консолидируемых средств,  привлеченных правительством
Москвы, предназначенной  для  бесплатного  предоставления  очередникам
по месту  жительства  через префектуры,  очередникам предприятий через
учреждения бюджетных отраслей городского хозяйства,  а также бюджетные
организации федерального подчинения.
     3. Согласиться с предложенными Департаментом муниципального жилья
основными пропорциями  реализации  в 1994 году площади в жилых домах -
новостройках, после капитального ремонта и реконструкции, площади, ос-
вобождающейся за выбытием граждан.
     4. Утвердить "Порядок и условия реализации жилой площади Департа-
ментом муниципального  жилья в г.  Москве в домах-новостройках,  после
капитального ремонта и реконструкции".
     5. Установить,  что в 1994 году префектурами административных ок-
ругов,  предприятиями и организациями в  первую  очередь  должны  быть
улучшены жилищные условия:
     - инвалидов,  участников Великой Отечественной войны и семей  по-
гибших в Великую Отечественную войну;
     - демобилизованных офицеров;
     - очередников льготных категорий, не обеспеченных в 1993 году;
     - очередников префектур,  срок постановки на учет которых - до  1
июля 1982 года;
     - очередников предприятий и организаций городского хозяйства.
     6. Считать одним из основных направлений в реализации жилья пере-
селение граждан из домов,  подлежащих реконструкции и капитальному ре-
монту.
     7. Утвердить перечень предприятий и организаций,  которым в  1994
году дается  право приобретать жилую площадь для обеспечения очередни-
ков префектур и предприятий по ценам ниже рыночных, в пределах объемов
площади, предусмотренной  приложением 11 для этих целей (не публикует-
ся. Ред.).
     8. Департаменту муниципального жилья (Сапрыкин П.В.):
     8.1. Осуществить реализацию муниципального жилья в соответствии с
основными пропорциями его направлений (п. 2) с учетом  приоритетов (п.
3).
     8.2. Обеспечить  формирование домов жилищно-строительных коопера-
тивов (ЖСК) в объемах 500 тыс. кв. м, предусмотренных в соответствии с
постановлением  правительства от 12.10.93 N 917 "О строительстве и фи-
нансировании жилищно-строительных кооперативов в г.  Москве", из граж-
дан очередников по месту жительства на госплощадь, работников предпри-
ятий сферы городского хозяйства и организаций федерального подчинения.
     8.3. Утвердить  до 01.04.94 перечень объектов первоочередного го-
родского переселения.
     8.4. Организовать продажу  в 1994 г.  жилой площади и привлечение
средств организаций и граждан с целью обеспечения финансирования стро-
ительства муниципального жилья.
     8.5. Усилить контроль за использованием префектурами  администра-
тивных округов жилой площади,  в том числе освобождающейся за выбытием
граждан.
     8.6. Разработать и представить совместно с Департаментом инженер-
ного обеспечения (Матросов А.С.) и Департаментом перспективного разви-
тия г.  Москвы  (Росляк Ю.В.) до 01.05.94 на утверждение правительства
Москвы "Положение о порядке использования жилой площади,  направляемой
организациям городского хозяйства,  осуществляющим эксплуатацию и обс-
луживание жилого фонда".
     8.7. Внести до 01.04.94 в правительство Москвы предложения по от-
мене распорядительных документов, касающихся всех видов  переселений и
утративших актуальность.
     9. Департаменту Муниципального жилья (Сапрыкин П.В.) совместно  с
Департаментом перспективного развития г. Москвы (Росляк Ю.В.) и Депар-
таментом строительства (Ресин В.И.) в целях гарантированного обеспече-
ния финансирования  строительства муниципального жилья и получения до-
полнительных средств на строительство городского заказа:
     9.1. Определить  в месячный срок объемы жилой площади в домах по-
вышенной комфортности,  включенных в программу строительства 1994 года
и будущих лет, для ее реализации на аукционах.
     9.2. Направить на аукционную продажу жилую площадь,  изымаемую  в
соответствии с совместным постановлением правительства Москвы и Депар-
тамента строительства от 27.01.94  N  78-1  у  министерств,  ведомств,
предприятий и организаций, не подтверждающих реальными источниками фи-
нансирования строительство жилых домов,  закрепленных и строящихся ми-
нистерствами, ведомствами,  предприятиями и организациями по собствен-
ным титулам.
     10. Поручить  Департаменту  муниципального жилья (Сапрыкин П.В.),
Департаменту экономической политики (Жаров В.А.),  Департаменту финан-
сов (Коростелев Ю.В.),  Департаменту перспективного развития г. Москвы
(Росляк Ю.В.),  Департаменту строительства (Ресин В.И.),  Департаменту
инженерного обеспечения (Матросов А.С.) в двухмесячный срок со дня вы-
хода нормативно-методических материалов,  разрабатываемых Госкомитетом
Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой
России) и Министерством финансов Российской Федерации,  подготовить  и
представить на утверждение необходимые нормативные документы во испол-
нение постановления Совета Министров - Правительства Российской  Феде-
рации от  10.12.93  N  1278 и Указа Президента Российской Федерации от
24.12.93 N 2281.
     11. Префектурам административных округов:
     11.1. Утвердить до 1 апреля 1994 года программы реализации  жилой
площади в 1994 году на территориях округов.
     11.2. Перенести в план обеспечения жилой площади на 1994 год оче-
редников префектур, отказавшихся по различным причинам от предложенно-
го им в 1993 году жилья.
     11.3. Обеспечить  совместно с заказчиками и Департаментом муници-
пального жилья переселение жителей из домов,  подлежащих  комплексному
капитальному ремонту  и  реконструкции,  а также из сносимых под новое
жилищное строительство, в сроки, утвержденные графиком переселения.
     11.4. Составить  для  переселения  граждан  из домов,  подлежащих
комплексному капитальному ремонту и реконструкции,  до 1  апреля  1994
года согласованные с Департаментом муниципального жилья графики волно-
вого переселения жителей с указанием адресов вновь вводимого и реконс-
труируемого жилья, необходимого для высвобождения каждого строения.
     11.5. Направить при формировании жилищно- строительных кооперати-
вов до 50% жилой площади для очередников префектур, подлежащих обеспе-
чению муниципальным жильем в 1994 году.
     11.6. Принять  совместно с ГУВД и эксплуатирующими жилой фонд ор-
ганизациями меры по сокращению сроков заселения освобождающейся за вы-
бытием граждан муниципальной жилой площади.
     11.7. Выделить до 01.06.94 земельные участки  для  нового  строи-
тельства либо  жилые дома,  подлежащие реконструкции,  для организации
совместно с Департаментом муниципального жилья кондоминиумов  (товари-
ществ собственников недвижимости в жилищной сфере) из граждан, нуждаю-
щихся в улучшении жилищных условий,  с целью  осуществления  работ  за
счет средств,  привлеченных по схеме ипотечного кредитования,  и собс-
твенных средств.
     12. Одобрить  практику  строительства жилых домов за счет средств
инвесторов, привлекаемых префектурами административных округов,  и ус-
тановить, что  после расчетов с инвесторами и подрядчиками остаток жи-
лой площади реализуется:  50% - соответствующей префектурой, 50% - Де-
партаментом муниципального жилья на общегородские нужды,  кроме случа-
ев, предусматривающих иные условия использования этой площади в  соот-
ветствии с постановлениями и распоряжениями правительства Москвы.
     13. Департаменту строительства (Ресин В.И.) совместно с  Департа-
ментом муниципального жилья (Сапрыкин П.В.) до 01.04.94 представить на
утверждение "Положение об осуществлении достроя жилых домов, строящих-
ся по городскому заказу".
     14. Перенести сроки исполнения распорядительных документов по от-
селению граждан из строений,  подлежащих сносу,  реконструкции и капи-
тальному ремонту и по другим причинам,  и не обеспеченных  площадью  в
1994 году, на 1995 - 1996 гг.
     15. Считать программу улучшения жилищных условий москвичей,  при-
нятую на 1993 год, в основном выполненной; постановление правительства
от 11.05.93 N 441 "О реализации заданий Программы правительства Москвы
на 1992  год  по  обеспечению москвичей жильем и основных направлениях
использования жилой площади,  вводимой в эксплуатацию в 1993  году"  с
контроля снять.
     16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя премьера правительства Москвы Коробченко В.А., ми-
нистра правительства Москвы Сапрыкина П.В.  (в целом) и членов  прави-
тельства по принадлежности.

                                          Премьер правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков

                               (* * *)

              ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ
            ДЕПАРТАМЕНТОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ В Г. МОСКВЕ
           В ДОМАХ-НОВОСТРОЙКАХ, ПОСЛЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
                           И РЕКОНСТРУКЦИИ

           ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
                      от 22 марта 1994 г. N 226

     Реализация жилой площади в г.  Москве осуществляется предприятиям
и организациям,  зарегистрированным в г.  Москве,  а также гражданам -
жителям г. Москвы.

     1. ПЕРЕДАЧА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ

     Муниципальное жилье - это жилье,  бесплатно предоставляемое моск-
вичам префектурами,  предприятиями и организациями  в  соответствии  с
"Правилами учета  граждан,  нуждающихся  в  улучшении жилищных условий
...", а также ежегодно утверждаемой Программой реализации жилой площа-
ди в г. Москве, и заселяемое по договору найма путем получения ордера.
     Муниципальное жилье предоставляется:
     - очередникам префектур административных округов;
     - очередникам бюджетных организаций городского хозяйства;
     - гражданам, переселяемым из ветхих и аварийных строений;
     - гражданам,  переселяемым в связи с освобождением  площадок  под
строительство;
     - работникам организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов
и нуждающихся в улучшении жилищных условий;
     - очередникам предприятий и организаций  городского  хозяйства  и
бюджетных организаций  федерального подчинения с привлечением денежных
средств этих организаций.
     Передача муниципальной  жилой  площади по взаиморасчетам возможна
только при условии возврата долга или в долг за  жилье  и  направления
этой площади на очередника.

     2. ПЕРЕДАЧА ЖИЛЬЯ,  СТРОЯЩЕГОСЯ ПО ГОРОДСКОМУ ЗАКАЗУ, С ПРИВЛЕЧЕ-
НИЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН

     Правительство Москвы может передавать жилую  площадь,  строящуюся
по  городскому  заказу  с привлечением денежных средств предприятиям и
организациям г. Москвы:
     - за дострой жилых домов;
     - в счет погашения задолженности правительства  Москвы  по  ранее
привлеченным средствам;
     - по взаиморасчетам за жилье;
     - по постановлениям правительства Москвы, предусматривающим выде-
ление жилой площади с привлечением средств предприятий и организаций.
     Жилая площадь  передается при этом для предоставления нуждающимся
в улучшении жилищных условий работникам-очередникам в  соответствии  с
"Правилами учета граждан ...".
     Жилая площадь может предоставляться указанным работникам предпри-
ятий (по усмотрению администрации,  совета трудового коллектива предп-
риятия или организации и т.п.) бесплатно либо с полным  или  частичным
возмещением денежных средств, затраченных предприятием или организаци-
ей на приобретение данного жилья.
     Объем и сроки передачи жилой площади определяются комиссией, соз-
данной при Департаменте муниципального жилья в соответствии с  утверж-
денной правительством  Москвы  Программой  реализации жилой площади на
текущий год.
     Правительство Москвы  может  передавать  жилую площадь гражданам,
являющимся очередниками на государственную или кооперативную  площадь,
за привлеченные правительством Москвы их денежные средства.
     Стоимость указанного жилья, передаваемого предприятиям, организа-
циям и гражданам,  определяется исходя из средней стоимости строитель-
ства, складывающейся на момент передачи площади с учетом установленных
коэффициентов.
     Денежные средства граждан,  являющихся очередниками на  государс-
твенную или кооперативную площадь,  могут быть привлечены правительст-
вом Москвы как до начала строительства (формирование ЖСК), так и после
сдачи дома в эксплуатацию.
     Указанная площадь предназначена  для заселения по ордерам гражда-
нами, внесшими денежные средства.
     Жилые дома для жилищно-строительных кооперативов  формируются  на
основании действующего  в  настоящее  время положения о жилищно-строи-
тельной кооперации.  Члены - пайщики ЖСК вносят не менее 30  процентов
от сметной  стоимости  дома.  Последующее финансирование строительства
жилых домов ЖСК в размере 70 процентов осуществляется за счет  привле-
чения членами-пайщиками  банковского  кредита  или собственных средств
граждан, с учетом принимаемых правительством Москвы  постановлений  по
данному вопросу.
     Департамент муниципального  жилья  правительства Москвы  передает
площадь предприятиям и организациям, внесшим денежные средства, распо-
ряжением о передаче жилой площади для заселения ее очередниками -  ра-
ботниками предприятий и организаций, а также префектурам соответствую-
щих административных округов для предоставления жилой площади  очеред-
никам префектур, внесшим денежные средства (статья передачи в распоря-
жении - за привлечение денежных средств).

     3. ПЕРЕДАЧА В СОБСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

     Жилая площадь,  продаваемая с аукционов,  передается в  собствен-
ность юридическим и физическим лицам.
     Передача жилой площади в собственность физическим  и  юридическим
лицам осуществляется организациям и предприятиям, зарегистрированным в
г. Москве, а также гражданам - жителям г. Москвы и Московской области.
     Объем, сроки  продажи,  начальная стоимость продажи жилой площади
на аукционах определяются на конкурсной основе.
     Продажа жилой  площади  гражданам  и  организациям осуществляется
заключением договора купли-продажи после проведения Департаментом  му-
ниципального жилья  аукционов и конкурсов в соответствии с действующим
законодательством.
     Правительство Москвы  в  соответствии с распоряжением премьера от
20.03.92 г.  N 661-РП может осуществлять продажу жилой площади в домах
ЖСК гражданам  -  жителям Москвы и Московской области путем заключения
договора купли-продажи после проведения аукционов по продаже квартир в
домах ЖСК.