О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ С УЧАСТИЕМ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 7 АПРЕЛЯ 1994 Г. N ВП-4-08/46Н (Д) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: 1. Письмом от 25.02.94 N ОЩ-7/ОП-118 "О некоторых вопросах подведомственности споров по искам налогоплательщиков к органам налоговой полиции" разъяснил арбитражным судам вопросы о подведомственности споров по искам налогоплательщиков к органам налоговой полиции. На основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" федеральные органы налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач вправе, в частности, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, а также осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применение соответствующих санкций осуществляется начальником органа налоговой полиции или его заместителем. Кроме того, федеральные органы налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей пользуются правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов. Таким образом, федеральные органы налоговой полиции выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций. Если налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель считает, что утвержденный в установленном порядке акт проверки органа налоговой полиции нарушает его законные права и интересы, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным этого акта. В том случае, когда по такому акту государственной налоговой инспекцией с налогоплательщика произведено списание денежных средств в виде финансовых санкций или по другим основаниям, иск о возврате списанных сумм может быть предъявлен к соответствующему органу налоговой полиции. При признании исковых требований налогоплательщика обоснованными они подлежат удовлетворению. В резолютивной части решения следует указывать о возврате суммы из соответствующего бюджета. Если на имущество хозяйствующего субьекта органом налоговой полиции наложен административный арест, то такой субъект не лишается возможности защиты нарушенного права собственности. Поэтому налогоплательщик - юридическое лицо или предприниматель на основании статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления органа налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество. При рассмотрении иска арбитражный суд должен решить вопрос о законности наложения ареста на имущество и с учетом оценки всех материалов дела принять соответствующее решение. 2. Письмом от 16.11.93 N С-13/ОСЗ-333 (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994 года N 3) разъяснил, что: 2.1. В связи с принятием Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" обязанности по регистрации и контролю за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин возложены статьей 6 Закона на налоговые органы. этой же статьей Закона предусмотрено, что налоговые органы обязаны налагать штрафы на предприятия, а также физические лица, виновные в нарушении Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках. Перечень нарушений, за которые применяются штрафные санкции, и размер штрафов предусмотрены статьей 7 Закона. Налоговые органы в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" взыскивают указанные штрафные санкции с предприятий, учреждений, организаций в беспорном порядке, а с граждан - в судебном. 2.2. Возникающие в связи с применением указанного Закона споры о взыскании налоговыми органами с граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штрафных санкций, о ликвидации предприятий в предусмотренных Законом случаях, о возврате взысканных в беспорном порядке налоговыми органами с предприятий, организаций и учреждений штрафных санкций, а также споры о признании недействительными решений налоговых органов о приостановлении деятельности предприятий, организаций и учреждений, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на счетах в банках, подлежат рассмотрению арбитражными судами согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Примите к руководству указанные разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Государственный советник налоговой службы 1 ранга В.И.Потапов |