ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 5 марта 1994 года N ВГ-6-14/72 (Д) В целях оказания методической и консультационной помощи налоговым органам в применении законодательства Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической рабо- те Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением мер от- ветственности за нарушения налогового законодательства. Указанные Разъяснения, основанные на законодательных и иных нор- мативных актах, действовавших по состоянию на 1 октября 1993 г. (кроме абзацев 2 и 3 пункта 1 и пункта 33), не являются ведомственным норма- тивным актом, а носят методологический характер. Государственный советник налоговой службы 1 ранга В.В.Гусев Приложение к письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5 марта 1994 г. N ВГ-6-14/72 РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Настоящие Разъяснения разработаны с учетом запросов, поступивших от налоговых органов и заданных на семинарах-совещаниях. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1. Дано ли право руководителям налоговых органов отменять или снижать размер взысканных санкций за нарушения налогового законода- тельства? Руководителям налоговых органов не предоставлено право отменять или снижать размер штрафных санкций, примененных в соответствии с на- логовым законодательством. Согласно пункту 30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимо- отношении бюджетов различных уровней" органам Государственной налого- вой службы Российской Федерации предоставлено право отсрочки и расс- рочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекраще- нию дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты штрафов уста- новлен приказом Госналогслужбы России от 10.02.94 N ВГ-3-14/10. 2. Применяются ли финансовые санкции по результатам проведения вышестоящим налоговым органом комплексных проверок городских (район- ных) инспекций за нарушения налогового законодательства, не выявленные ими ранее? В случаях, когда вышестоящей налоговой инспекцией при проведении комплексной проверки работы городской (районной) госналогинспекции у налогоплательщиков, проверенных ранее данной налоговой инспекцией за тот же ревизуемый период, устанавливаются нарушения налогового законо- дательства, которые не были выявлены ранее, санкции к налогоплатель- щику применяются в том же порядке, что и по результатам проверок (рай- онной) городской налоговой инспекцией. При этом право принимать решение в рамках действующего законода- тельства по результатам проверки в отношении как налогоплательщика, нарушившего налоговое законодательство, так и в отношении должностных лиц налоговой инспекции, не принявших мер по своевременному выявлению нарушений, предоставлено руководителю вышестоящей налоговой инспекции. 3. В каком порядке и какие санкции могут быть применены к предп- риятию по результатам камеральной проверки его отчетов? По результатам проведения камеральных проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков в случае установления фактов нарушения налогового законодательства налоговые органы имеют право применять штрафные санк- ции, предусмотренные ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также частью пятой ст. 9, частями третьей и пятой ст. 21 Закона Российской Федерации "О подоход- ном налоге с физических лиц". Проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков, проводимые в на- логовых органах, осуществляются по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующими инструкциями. По результатам таких прове- рок возможно доначисление налога, а также применение санкций за нару- шения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (например, 10-процентная санкция за несвоевременное представление до- кументов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени за несвоевременное перечисление налогов). По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решение на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих органов. Другие санкции, предусмотренные статьей 13 Закона Российской Фе- дерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", соглас- но статье 19 Положения "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 1991 года N 340, применяются руководителями налоговых органов по актам проверок предприятий, учреждений и организаций. 4. Могут ли быть применены финансовые санкции к предприятию, если у него по лицевому счету имеется переплата по налогу? Наличие переплаты по лицевому счету плательщика, нарушившего на- логовое законодательство, не является основанием для неприменения к нему предусмотренных законом финансовых санкций. 5. При документальных проверках предприятий в 1993 году установ- лены нарушения по налогу на прибыль за 1992 год. В каком порядке при- меняются санкции - по законодательству, действовавшему на момент про- верки, или на момент нарушения? Штрафные санкции за сокрытие (занижение) дохода (прибыли) следует применять по закону, действовавшему во время совершения правонарушения. 6. Какие штрафные санкции могут применяться к предприятиям и их должностным лицам, нарушившим порядок удержания или перечисления в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц? При установлении фактов нарушения порядка перечисления подоходно- го налога в бюджет, установленного ст. 9 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", к нарушителям применяются меры ответственности, предусмотренные частью пятой этой статьи. В соответствии со статьей 21 указанного Закона с предприятий, уч- реждений и организаций, своевременно не удержавших, удержавших не пол- ностью или не перечисливших в бюджет суммы налогов, в бесспорном по- рядке взыскиваются указанные суммы, а также штраф в размере 10 процен- тов этих сумм. Кроме того, за несвоевременное перечисление налога с предприятий взыскивается пеня в размере 0,3 процента за каждый день просрочки. Согласно статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах нало- говой системы в Российской Федерации" руководители предприятий за неп- равильное удержание подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и несвоевременное перечисление удержанных сумм в бюджет, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной ме- сячной оплаты труда. 7. Имеет ли право предприятие, не согласное с решением госнало- гинспекции и действиями ее должностных лиц, обратиться непосредственно с иском в арбитражный суд, не обжаловав предварительно решения и дейс- твия этих лиц в вышестоящий налоговый орган? Предприятие по своему выбору может: в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР "О Государственной на- логовой службе РСФСР" обжаловать решение госналогинспекции в порядке подчиненности в вышестоящие налоговые органы; либо в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона РСФСР "О предп- риятиях и предпринимательской деятельности" (в редакции Закона Рос- сийской Федерации от 24.06.92 N 3119-1) и статьей 22 Арбитражного про- цессуального кодекса Российской Федерации предъявить иск в арбитражный суд о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном по- рядке по решению налоговой инспекции. 8. Налагаются ли по результатам документальной проверки штрафные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об основах на- логовой системы в Российской Федерации", если причиной нарушения нало- гового законодательства послужила небрежность, неопытность или счетная ошибка работника? Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законо- дательства не ставится в зависимость от того, имелся ли в действиях соответствующих работников организации-налогоплательщика умысел или нарушение допущено вследствие их небрежности, недостаточной квалифика- ции и т.п. 9. Можно ли применять санкции, установленные налоговым законода- тельством, к организациям, являющимся сборщиками налогов? Предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с на- логоплательщиков и перечислять их в бюджет, являются сборщиками нало- гов. Сборщики налогов не могут быть привлечены к ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям, перечисленным в статье 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако сборщики налогов несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет конкретных ви- дов налогов в случаях, предусмотренных соответствующими налоговыми за- конами. В частности, статьей 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что предприятия, учреждения и организации, виновные в несвоевременном или неполном удержании суммы налогов с физических лиц или в неперечислении их в бюджет, несут от- ветственность в соответствии с указанной статьей. 10. Каким образом налоговые органы должны привлекать к ответс- твенности предприятия за осуществление торговли без временного патента или торговли винно-водочными изделиями и пивом без лицензии? В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 и пунктом 4 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", размер сбора за право торговли и сбора за право торговли винно-водочными изделиями и пивом определяется районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти. Исполняя решения об ответственности предпринимателя за осуществление торговли без временного патента или торговли винно-водочными изделиями и пивом без лицензии, налоговые ор- ганы должны руководствоваться статьей 49 ГК РСФСР на основании матери- алов, представленных местными органами контроля за торговлей, образо- ванными в соответствии с пунктом 6 статьи 62 Закона Российской Федера- ции "О местном самоуправлении в Российской Федерации". 11. При проверке государственного предприятия по результатам за 1992 год установлено занижение прибыли, в связи с чем к нему были при- менены соответствующие финансовые санкции. После преобразования данно- го государственного предприятия в акционерное общество проводилась повторная проверка, в ходе которой было установлено аналогичное нару- шение по налогу на прибыль за первое полугодие 1993 года. Имеет ли право налоговая инспекция взыскать с акционерного общества как правоп- реемника штраф за нарушение налогового законодательства, совершенное повторно? В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" при преобразовании одного предпри- ятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят только имущест- венные права и обязанности прежнего предприятия, так как налоговые от- ношения не относятся к имущественным, применение штрафных санкций в двойном размере в рассматриваемом случае не является правомерным. СОКРЫТИЕ ИЛИ ЗАНИЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 12. По результатам документальной проверки, проведенной на предп- риятии впервые, выявлено занижение прибыли за 1992 год и 1 квартал 1993 года. Можно ли занижение прибыли за 1 квартал 1993 года считать повторным нарушением и применять соответствующие санкции? Нарушение (сокрытие или занижение прибыли) считается повторным, если налогоплательщик в течение года с момента применения санкции вновь допустил аналогичное нарушение. В данном примере по первому слу- чаю (за 1992 год) санкции ранее применены не были, следовательно, на- рушение в 1 квартале 1993 года не считается повторным. 13. По отчету за год, представленному предприятием в налоговую инспекцию, показан убыток 1000 тыс.руб. Документальной проверкой уста- новлено неправильное отнесение затрат на себестоимость в сумме 1900 тыс. руб.; соответственно прибыль за отчетный год должна составить 900 тыс.руб. В каком размере взыскивается санкция за занижение прибыли? В виде санкции взыскивается сумма заниженной прибыли 900 тыс.руб. и штраф в том же размере. 14. Можно ли считать неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль как сокрытие (занижение) прибыли и применять финансовые санк- ции? Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль не рассматри- вается как сокрытие (занижение) прибыли, в связи с этим финансовые санкции за неправильное исчисление льгот не применяются. В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причи- тающаяся сумма налога (письмо Госналогслужбы Российской Федерации и Минфина Российской Федерации от 01.10.92 N ИЛ-6-01/331 и N 04-01-09). В случае, когда налогоплательщик освобожден от уплаты определен- ного вида налога на конкретный срок, а затем он утратил право на такую льготу в проверяемом периоде и не уплачивает налог с момента утраты льготы, к нему применяются предусмотренные законом санкции в общеуста- новленном порядке (за период с момента прекращения льготы). 15. Предприятие вследствие допущенных ошибок в расчете завысило сумму налога на имущество и соответственно занизило прибыль. Взыскива- ются ли в данной ситуации штрафные санкции за занижение прибыли? Санкции за занижение прибыли в этом случае не применяются, а сум- му завышения начисленного налога на имущество необходимо отнести на увеличение прибыли путем внесения исправительных записей в учете и от- четности. 16. Если по отчету предприятия показан убыток 200 тыс.руб., а по результатам документальной проверки подлежат уменьшению затраты на 200 тыс.руб., как исчисляется размер санкции за занижение прибыли? Финансовый результат в данном случае равен нулю, в связи с этим санкции за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) с налогоплательщика не взыскиваются. 17. В результате проверки предприятия обнаружено занижение балан- совой прибыли, в связи с этим к нему были применены в соответствии с действующим законодательством финансовые санкции. Должно ли предприя- тие одновременно перечислять в бюджет сумму налога с заниженной балан- совой прибыли? В связи с установлением факта занижения балансовой прибыли с на- логоплательщика взыскивается сумма заниженной прибыли и штраф в разме- ре той же суммы. На сумму занижения балансовой прибыли в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Рос- сийской Федерации" и пунктом 35 "Положения о бухгалтерском учете и от- четности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина Рос- сии от 10.03.92 N 10, должны быть внесены изменения в бухгалтерский учет и отчетность. При этом изменения, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после утверждения отчетности), производятся в отчетности, сос- тавляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. 18. С 01.01.93 в состав налогооблагаемой прибыли не входит превы- шение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируе- мой величиной. Применяются ли финансовые санкции в случае искажения этого превышения? Превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной с 01.01.93 стало самостоятельным объектом нало- гообложения и в случае его занижения с 1993 года наступает ответствен- ность налогоплательщика как за иной сокрытый или неучтенный объект на- логообложения, т.е. взыскивается сумма налога и штраф в той же сумме. 19. Какие санкции могут быть применены к налогоплательщику, полу- чившему выручку в результате прямого обмена или реализации товаров по цене ниже себестоимости, но не обсчитавшему выручку для целей налого- обложения исходя из рыночных цен аналогичной продукции? При установлении фактов занижения выручки для целей налогообложе- ния в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, ус- луг) по ценам не выше себестоимости взыскивается сумма налога и штраф в размере той же суммы. 20. За нарушение порядка зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке предприятие было подвергнуто штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте. Указанная выручка не была отражена в бухгалтерском учете. Может ли налоговая инспекция в этом случае одновременно применить к налогоплательщику также санкции за за- нижение прибыли? Взыскание с предприятия штрафа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части выручки и взимания экспортных пошлин" за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномочен- ных банках Российской Федерации не освобождает его от санкций, предус- мотренных налоговым законодательством за занижение прибыли. 21. При проведении документальной проверки многопрофильного предприятия, уплачивающего в бюджет налог на прибыль по различным ставкам (32% и 45%), установлено занижение прибыли по одному виду дея- тельности и завышение суммы прибыли по другому виду. Учитываются ли при наложении санкции за занижение прибыли результаты деятельности в целом по предприятию? В соответствии с пунктом 13 Инструкции N 4 Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 6 марта 1992 года (в редакции изменений и дополнений от 27 августа 1992 года N 2), если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию. При занижении дохода (прибыли) предприятием, имеющим несколько видов деятельности, санкции за занижение объекта налогообложения при- меняются по каждому виду деятельности, по которому допущено нарушение, независимо от финансовых результатов по предприятию в целом. 22. Применяются ли при проверках за 1993 год санкции, предусмот- ренные статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", при выявлении занижения налога с сум- мы превышения фактических расходов на оплату труда к предприятию, ос- вобожденному в соответствии с законодательством от уплаты в бюджет на- лога на прибыль? Санкции за нарушение налогового законодательства в данной ситуа- ции не применяются. Поскольку в 1993 году в соответствии с пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О по- рядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и ор- ганизаций" предприятия, полностью освобожденные от уплаты в бюджет на- лога на прибыль, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, не уплачивали в бюджет налог с суммы превышения этих расходов. 23. Налогоплательщиком допущены нарушения в учете объекта налого- обложения по налогу на имущество предприятий, но данное нарушение не повлекло за собой занижения дохода. Взыскивается ли в этом случае штраф в размере 10 процентов доначисленных сумм налога? В рассматриваемом случае штраф применять не следует, так как сог- ласно пункту 1 "б" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность налогопла- тельщика в виде штрафа в размере 10 процентов доначисленных сумм нало- га за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка предусмот- рена только в тех случаях, когда упомянутые нарушения повлекли за со- бой занижение дохода за проверяемый период. 24. Каков порядок применения 10-процентной санкции за отсутствие учета объекта налогообложения и за ведение учета объекта налогообложе- ния с нарушением установленного порядка по результатам проверок за 1991-1992 годы, проводимых в 1993 году? Измененные санкции, внесенные Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", применяются с момента введения их в действие, т.е. с 1 января 1993 года. Однако, дважды проведенные в течение 1992 года изменения Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Феде- рации" и порядка исчисления 10-процентной санкции за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или за- нижение дохода за проверяемый период, усложнили применение указанной санкции за нарушения, допущенные в 1991-1992 годах и установленные проверками в 1993 году. В этих условиях рекомендуется применять указанную финансовую санкцию в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона РСФСР "О Государс- твенной налоговой службе в РСФСР" в размере 10 процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета при- были (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного по- рядка. САНКЦИИ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГА 25. Каков порядок исчисления штрафа за несвоевременное представ- ление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а так- же для уплаты налога? При применении этой санкции штраф исчисляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об ос- новах налоговой системы в Российской Федерации" - в размере 10 процен- тов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога. Срок упла- ты очередного платежа по отношению к документу, который был несвоевре- менно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конк- ретному виду налога. Размер платежа по очередному сроку следует определять по конкрет- ному виду налога в зависимости от месячных или квартальных платежей с учетом сумм налога, подлежащих доплате по расчету этого вида налога за отчетный период, за который несвоевременно представлены налоговому ор- гану соответствующие документы (бухгалтерские балансы, расчеты по ви- дам налога и др.). Превышение фактических платежей налога против причитающихся бюд- жету по расчету не учитывается. 26. Срок уплаты платежей в бюджет по налогу на прибыль по годово- му отчету за 1992 год - 10 марта 1993 года. Предприятие представило в госналогинспекцию годовую бухгалтерскую отчетность и расчет 4 марта 1993 года. Следует ли применять штраф за несвоевременное представление расчета налога на прибыль? Да, следует, так как расчеты сумм налога на прибыль должны быть представлены налоговым органам в сроки, установленные для представле- ния бухгалтерских отчетов и балансов (для отчетности за 1992 год срок представления - 1 марта 1993 года). 27. Применяется ли 10-процентная финансовая санкция за несвоевре- менное представление платежных поручений в банк на уплату налога в 1992 году за случаи, выявленные при проверках 1993 года? В этих случаях санкция не применяется. О неприменении санкции за несвоевременную сдачу в банк поручения на уплату налога сообщено пись- мом Госналогслужбы Российской Федерации от 03.03.93 N ВГ-6-14/104. 28. Правомерно ли применение 10-процентной санкции за непредстав- ление или несвоевременное представление справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли? Неправомерно (письмо Комиссии Верховного Совета Российской Феде- рации по бюджету, планам, налогам и ценам и Госналогслужбы Российской Федерации от 20.05.93 N 51/1035 и ВГ-4-01/105н). 29. Применяется ли 10-процентная санкция за непредставление рас- чета выручки, полученной в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости, составляемого в соответствии с пунктом 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"? В соответствии с указанным пунктом этот расчет является докумен- том, необходимым для исчисления и уплаты налога, поэтому непредставле- ние или несвоевременное представление в налоговый орган этого расчета влечет наступление ответственности в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". 30. Сводный расчет земельного налога на 1992 год представлен на- логоплательщиком в налоговую инспекцию 20 июля (Инструкцией по приме- нению Закона РСФСР "О плате за землю" установлен срок 1 июля). Соглас- но расчету всего подлежит уплате налога 100 тыс.руб. в следующие сро- ки: до 15 сентября - 60 тыс.руб. и до 15 ноября - 40 тыс.руб. В каком размере взыскивается штраф за несвоевременное представление в налого- вый орган расчета по земельному налогу? Штраф за непредставление или несвоевременное представление в на- логовый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уп- латы налога, взыскивается в размере 10 процентов причитающихся к упла- те по очередному сроку сумм налога. В приведенном случае очередным сроком является 15 сентября, следовательно, сумма штрафа составит 6 тыс.руб. 31. Налогоплательщик представил в налоговый орган бухгалтерский баланс, однако не уплатил налог на имущество предприятий и не предста- вил расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества. Считается ли данный факт сокрытием объекта налогообложения и какие финансовые санк- ции применяются в данном случае к налогоплательщику? В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия. Отражение стоимости имущества предприятия в балансе сви- детельствует о том, что объект налогообложения не сокрыт. При условии достоверно составленного баланса с налогоплательщика взыскивается сумма налога на имущество, причитающаяся к уплате в бюд- жет по сроку платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Кроме того, взыскивается штраф в размере 10 процентов, причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления налога. ПЕНИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ НАЛОГА 32. Относятся ли суммы пени, начисляемые за несвоевременную упла- ту налоговых платежей и сборов, к санкциям за нарушение налогового за- конодательства и как они отражаются в бухгалтерском учете? Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законо- дательства установлена статьей 13 Закона Российской Федерации "Об ос- новах налоговой системы в Российской Федерации", первым пунктом кото- рой определен перечень взыскиваемых финансовых санкций (сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штрафов, пени за задержку уплаты на- лога и других санкций, отражаемых налогоплательщиком по строке 390 "Экономические санкции" формы 2 годового бухгалтерского отчета предп- риятия (письмо Минфина России от 24.06.92 N 48, пункт 3.14. Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия). В соответствии с Инструкцией N 4 Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а отно- сятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то есть должны отражаться по дебету счета 81. 33. В каком порядке и в каком размере начисляется пеня за задерж- ку уплаты налоговых платежей? В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Рос- сийской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федера- ции" пеня взыскивается с налогоплательщика в размере 0,3 процента (0,7 процента с 22.12.93 - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в нало- гообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней") неупла- ченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с уста- новленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если за- коном не предусмотрены иные размеры пени. В случае задержки уплаты налоговых платежей по вине банка или кредитного учреждения с них взыскивается пеня в размере 0,2 процента (0,7 процента - с 22.12.93) в порядке, установленном частью четвертой ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". 34. Взыскивается ли пеня в случае задержки уплаты штрафных санк- ций? Пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций за нарушение нало- гового законодательства не начисляется. 35. Срок уплаты налога 5 октября, акционерное общество уплатило налог 12 октября; 7 и 8 были выходными днями. Исключаются ли выходные дни при подсчете дней просрочки платежа? Нет, не исключаются. Только в случае, если срок, установленный для уплаты налога, совпадает с выходным или праздничным днем, он пе- реносится на следующий рабочий день. 36. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федера- ции о налогах" установлен новый размер пени за каждый день просрочки платежа. Применяется ли ставка пени 0,3% за допущенные в 1992 году случаи задержки платежей? Согласно статьи 4 названного Закона пеня в размере 0,3% неупла- ченной суммы за каждый день просрочки платежа применяется за нарушения сроков, допущенные после 1 января 1993 года. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ШТРАФЫ 37. Как должна действовать налоговая инспекция в случаях отказа виновных должностных лиц от добровольной уплаты начисленных сумм адми- нистративных штрафов? В соответствии со ст. 286 Кодекса РСФСР об административных пра- вонарушениях, а также ст. 338 и главой 39 Гражданского процессуального кодекса РСФСР налоговые органы должны направить в срок не более 3-х месяцев постановление о наложении административного штрафа на долж- ностных и иных физических лиц в районный (городской) народный суд с сопроводительным письмом на имя председателя суда, содержащим просьбу об удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка виновного лица (письмо Госналогслужбы России от 06.04.93 N ЮУ-6-08/132 "О порядке исполнения постановлений налоговых органов о взыскании административных штрафов с должностных лиц предпри- ятий, организаций, учреждений за нарушения налогового законодательст- ва"). 38. Налагается ли штраф на руководителей органов, уполномоченных совершать нотариальные действия, за непредставление либо несвоевремен- ное представление ими в соответствующую налоговую инспекцию докумен- тов, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в по- рядке наследования или дарения? С 1 января 1993 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями, внесенными в нее законами Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и до- полнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" и от 06.03.93 N 4618-1 "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О на- логе на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц") предусмотрено наложение административного штрафа на руководителей вы- шеупомянутых органов в размере пятикратного размера минимальной месяч- ной оплаты труда. 39. В каких размерах налагаются административные штрафы на долж- ностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения налого- вого законодательства? Можно ли при этом руководствоваться Кодексом РСФСР об административных правонарушениях? При наложении административных штрафов на должностных лиц за на- рушения налогового законодательства следует руководствоваться пунктом 12 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", статьями 4, 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой сис- темы в Российской Федерации", статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Закон Российской Федерации от 14.07.92 N 3293-1 "О порядке перес- чета размера штрафов", предусмотренных Кодексом РСФСР "Об администра- тивных правонарушениях", не распространяется на пункт 12 статьи 7 За- кона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР". Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.02.93 N 4549-1 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверж- денным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года" в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" внесены сле- дующие изменения: в пункте 12 статьи 7 слова "от 200 до 500 рублей" заменены словами "от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда", слова "от 250 до 500 рублей" заменены словами "от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда", слова "от 500 до 1000 рублей" заменены словами "от пяти до десяти минимальных размеров оплаты тру- да". Указанный Закон введен в действие со дня его опубликования - 19 марта 1993 г. 40. В каком размере производятся отчисления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы Российской Федерации от суммы взысканных административных штрафов? В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Фе- дерации от 10.07.92 N 3256-1 "О мерах по обеспечению сбора и поступле- ний в республиканский бюджет" и пунктом 12 Временного положения о по- рядке образования и использования централизованного фонда социального развития Госналогслужбы Российской Федерации, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 14.10.92 N ИЛ-3-10/596, отчисления в центра- лизованный фонд социального развития производятся в размере 30 процен- тов от сумм штрафов и других санкций, взысканных за нарушение налого- вого законодательства, в том числе и от административных штрафов. 41. Какими нормами законодательства об административных правона- рушениях следует руководствоваться - действовавшими на момент соверше- ния правонарушения или действующими на момент обнаружения? В соответствии со ст. 9 Кодекса РСФСР об административных право- нарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения правонарушения. 42. Как исчислять размер административного штрафа за нарушения налогового законодательства? При исчислении административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда, следует использовать минимальный размер оплаты труда, существовавший во время совершения правонарушения. 43. Можно ли налагать на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные штрафы за несвоевременное представление платежных поручений на уплату налога? В соответствии с письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 03.03.93 N ВГ-6-14/104 "О порядке применения финансовой санкции" нес- воевременное представление в учреждение банка платежного поручения на уплату налога с 01.01.93 не относится к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Рос- сийской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федера- ции". В связи с этим применять меры административного воздействия к должностным лицам предприятий, учреждений и организаций за несвоевре- менное представление платежных поручений на уплату налогов в учрежде- ния банка не следует. 44. Кто может быть привлечен к административной ответственности - начальник расчетно-кассового центра, допустивший нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в случае открытия счетов Пенсионному фонду Российской Феде- рации и другим фондам, счетов бюджетным организациям и не сообщивший налоговому органу об открытии этих счетов, или начальник главного уп- равления Центрального банка России по соответствующей области? В соответствии со статьями 2 и 8 Временного типового положения о расчетно-кассовых центрах территориальных Главных управлений Централь- ного банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного Советом Директоров Банка России 26.04.91, в расчетно-кассовом центре открыва- ются, переоформляются и закрываются вышеназванные счета, а начальник расчетно-кассового центра несет персональную ответственность за соблю- дение законодательства при выполнении функций, возложенных на расчет- но-кассовый центр. По этой причине за нарушение ст. 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к административ- ной ответственности в виде наложения штрафа в размере пятикратного ус- тановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда может быть привлечен начальник расчетно-кассового центра, а не начальник со- ответствующего территориального главного управления Центрального банка России. Заместитель Руководителя Госналогслужбы России - государственный советник налоговой службы 1 ранга Н.В.Иванов Заместитель начальника Контрольного управления Госналогслужбы России - государственный советник налоговой службы III ранга А.И.Васильков |