ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ, ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 14 МАРТА 1994 Г. N ВГ-6-01/84 (Д) Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для практического использования в работе Временные Рекомендации по проверке деятельности банков, исчисления и уплаты налога на доходы. Настоящие Рекомендации не являются нормативным актом и предназначены для использования при проверках налогообложения банков за 1992-1993 годы. Передача их другим структурам управления, а также банкам, предприятиям, хозяйственным организациям и другим юридическим лицам и их опубликование категорически запрещается. В данных Рекомендациях использованы нормативные акты по состоянию на 01.01.94. В целях совершенствования настоящих Рекомендаций, свои замечания и предложения по ним следует направлять Управлению налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц. Государственный советник налоговой службы 1 ранга В.В.Гусев ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проверке деятельности банков, исчисления и уплаты налога на доходы Настоящие Временные рекомендации разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяют основные направления контроля налоговыми органами правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы банков. I. Банковская система 1.1. Правовую основу банковского дела составляют Закон РСФСР от 02.12.90 N 385-1 "О банках и банковской деятельности", Закон РСФСР от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", другие законодательные и подзаконные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность. 1.2. Банк-коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому, в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком Российской Федерации (Банком России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. Отдельные банковские операции на основании лицензии Центрального Банка России могут выполнять учреждения, не являющиеся банками (другие кредитные учреждения). 1.3. В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" Банк России, Банк внешней торговли Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций, образуют банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития) в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами. 1.4. В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" банки могут производить следующие банковские операции и сделки: а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по согласованию с заемщиком; б) осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков корреспондентов и их кассовое обслуживание; в) открывать и вести счета клиентов и банков - корреспондентов, в том числе иностранных; г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка; д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы) осуществлять иные операции с ними; е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме; ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг); з) покупать у советских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах; и) покупать и продавать в России и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них; к) привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой; л) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции; м) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции. Все операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии. Банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. 1.5. Банки действуют на основании своих уставов, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав банка и его местонахождение (почтовый адрес); перечень банковских операций, осуществляемых банком; размер уставного капитала, резервного, страхового и иных фондов, образуемых банком; указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе; данные об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. Уставы банков подготавливаются в соответствии с рекомендациями Банка России и могут включать иные, не противоречащие актам законодательства положения, связанные с особенностями деятельности банков. Банки обязаны уведомлять Банк России о всех изменениях, вносимых в Устав. Коммерческие банки могут создавать филиалы, представительства и дочерние банки, деятельность которых регулируется действующим законодательством, а также подзаконными актами, в частности письмом Банка России от 18.06.91 г. N 15/949. II. Контроль за соблюдением установленного порядка создания и деятельности коммерческих банков 2.1. Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица с момента регистрации его устава в Банке России и включения в общереспубликанскую книгу регистрации банков. Регистрации в исполнительном комитете районного, районного в городе, городского Совета народных депутатов коммерческие банки не подлежат, так как действие Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в части регистрации банков на них не распространяется. Учредителями и другими участниками коммерческих банков могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Уставный капитал формируется из средств не менее трех участников банка. В соответствии со статьей 10 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" запрещено использование для формирования уставного капитала банка средств Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций, специализированных общественных фондов (в т.ч. благотворительных) их структурных подразделений и нехозрасчетных предприятий и организаций, а также заемных средств, и привлечение средств предприятий и организаций, не являющихся учредителями банков. В частности не допускается формирование уставного капитала за счет кредитов банков. 2.2. Банки осуществляют свою деятельность на основе лицензии на совершение банковских операций (перечень банковских операций и сделок приведен в ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности"), выдаваемой Банком России в порядке, определенном ст. 11, 12, 13 названного Закона, а также письмом Банка России от 01.10.91 N 11 "О порядке регистрации и лицензирования коммерческих банков", изданным в дополнение к Методическим указаниям "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР", утвержденных Банком России 13.12.91. 2.3. В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о ликвидации банка по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий, осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством. III. Законность и правильность совершения операций в иностранной валюте 3.1. Порядок осуществления операций в иностранной валюте регулируют следующие нормативные акты: письмо Госбанка СССР от 24.05.91 N 352 "О регулировании валютных операций на территории СССР"; письмо Госбанка СССР от 06.06.91 N 362, дополнение к письму N 352; письмо Госбанка СССР от 06.12.91 N 368 "Об учете операций с иностранной валютой и по иностранным операциям"; телеграмма Центрального Банка Российской Федерации от 21.01.92 N 19-92 (схема 7) о распространении вышеуказанных положений на территории РФ; инструкция Банка России от 16.07.93 N 44 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации" и схеме 7 к ней от 20.03.93 N 50-93; инструкция Банка России от 16.04.92 N 4 "О порядке продажи иностранной валюты за рубли юридическим лицам - нерезидентам на цели содержания их представительств на территории Российской Федерации; инструкция Банка России от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиям, объединениям, организациям части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, с учетом изменений и дополнений от 15.09.92 N 17; телеграмма Росцентробанк от 19.05.93 г. N 83-93; телеграмма Росцентробанка от 27.06.92 г. N 162-92; письмо Росцентробанка от 20.01.93 г. N 28 "О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации; инструкции Банка России от 20.01.93 N 11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту"; письмо Банка России от 15.09.92 г. N 17; телеграмма Банка России от 31.12.92 г. N 286-92; телеграмма Росцентробанка от 25.03.93 г. N 49-93; телеграмма Росцентробанка от 25.03.93 г. N 50-93; телеграмма Росцентробанка от 25.03.93 N 51-93; телеграмма Росцентробанка от 30.03.93 N 53-93; письмо Департамента иностранных операций от 21.04.93 N 19-4-12/1037; Положение "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты уполномоченными банками" (письмо Банка России от 19.04.93 N 13, ГТК РФ от 14.04.93 N 01-20/3371); инструкция Банка России от 28.05.93 N 15 "О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"; указания Банка России от 10.08.92 г. "О порядке переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса в иностранной валюте" (приложение к письму Банка России от 10.08.92 N 15); письмо Банка России от 28.06.93 N 41 "Об отмене обязательной продажи 30% валютной выручки в валютный резерв Банка России"; 3.2. При проведении проверок правильности совершения и учета операций с иностранной валютой и иностранных операций анализируется учетная информация раздела Y баланса "Иностранная валюта и расчеты по иностранным операциям". В синтетическом учете эти операции отражаются на счетах: 060, 061, 070, 071, 072, 073, 074, 075, 076, 078. Учет обязательств клиентов и банков ведется на внебалансовом счете N 9925, документов и ценностей, принятых и отосланных на инкассо NN 9936, 9937, обеспечение по счетам иностранных корреспондентов N 9938, платежных и других документов NN 9939, 9940. Комиссионные вознаграждения за проведение валютных операций торгового и неторгового характера или выплаты, производимые в установленных случаях, учитываются на счетах NN 960 и 970. Суммы курсовой разницы относятся на счета NN 960, 970, а по счету N 078 на те счета, с которых было переведено покрытие при открытии аккредитивов. 3.3. В ходе проверки банков возможны выявления нарушений в виде: зачисления экспортной выручки на текущий счет экспортера, минуя транзитный счет; несвоевременного извещения предприятия-экспортера о поступлении на его транзитный счет экспортной валютной выручки; несвоевременного списания 40 и 10 процентов валютной выручки (на период с 01.01. по 01.07.92 г.) или 30 и 20 процентов (на период с 01.07.92 по 01.05.93 годы г. с транзитных валютных счетов клиента при представлении предприятием платежного поручения в течение 14 дней с даты направления предприятию извещения банка о поступлении валютных средств. В случае, если экспортная валютная выручка зачислена на транзитный счет, то начиная с 1 июля 1993 г. 50% этой выручки продается на внутреннем валютном рынке. При выявлении неправильности или несвоевременности осуществления расчетов в ходе проверок, проводимых главными территориальными управлениями самостоятельно или совместно с налоговыми органами, с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, устанавливаемых статьей 24 Устава Банка России. IY. Контроль за соблюдением сроков представления банками балансов, отчетов и других документов, необходимых для исчисления налога на доходы банков 4.1. В соответствии с указанием Банка России от 25.06.91 N 15-2-1/971 коммерческие (кооперативные) банки, не имеющие в своем составе филиалы, обязаны представлять региональным управлениям Банка России и их расчетно-кассовым центрам баланс на 1 число месяца в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным. Банки, имеющие в своем составе филиалы, представляют баланс не позднее 4 числа месяца, следующего за отчетным. Кроме балансов коммерческие (кооперативные) банки представляют также квартальные оборотные ведомости не позднее 3 числа первого месяца следующего квартала. Банки, имеющие в своем составе филиалы, представляют оборотные ведомости 6 числа первого месяца следующего квартала. К оборотным ведомостям должны прилагаться ведомости остатков по счетам "Прочие дебиторы и кредиторы", а также перечни предприятий, организаций, объединений, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда коммерческого банка, с указанием дат и сумм фактически внесенных и заявленных ими паевых взносов. Учитывая наличие значительного числа филиалов у Акционерного инвестиционно-коммерческого промышленно-строительного банка (Промстройбанка) и Российского республиканского сельскохозяйственного банка (Россельхозбанка), этим банкам установлены индивидуальные сроки представления квартальных сводных балансов, соответственно, не позднее 6 и 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Указанные сроки представления отчетности подтверждены письмом Банка России, направленным в адрес Государственной налоговой службы России от 29.04.92 N 15-2-1/386. Коммерческие банки, имеющие в своем составе филиалы, представительства и отделения, самостоятельно устанавливают им сроки представления отчетов. 4.2. Начиная с 1 октября 1992 г., в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации от 22.09.92 N 209-92 и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.09.92 N ВГ-6-07/305 коммерческие банки, не имеющие в своем составе филиалы (представительства), представляют полный комплект квартальной бухгалтерской отчетности государственным налоговым инспекциям 10 числа месяца следующего за отчетным периодом, а коммерческие банки, имеющие в своем составе филиалы (представительства) - 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Комплект годовой бухгалтерской отчетности представляется всеми коммерческими банками государственным налоговым инспекциям в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. В соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 29.01.93 N 18-0-7/121 "О порядке составления и представления бухгалтерского годового отчета за 1992 год коммерческими банками" годовой бухгалтерский отчет составляется в следующем объеме: баланс (форма N 1); отчет о прибылях и убытках (форма N 2); приложение к балансу (форма N 3); справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (форма N 5); отчет о хищениях и просчетах (форма N 113); сводный статистический отчет по труду (форма N 1-Т). Краткая пояснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету. При проверке годового (1992 г.) бухгалтерского баланса необходимо иметь в виду следующее: на 1 января года не должно быть остатков по счетам NN 110, 120, 815, 902, 960, 970, 971; остаток по счету N 050 "Драгоценные металлы" может иметь место только у коммерческих банков, имеющих лицензию Банка России на совершение операций с драгоценными металлами. При наличии остатка по этому счету в отсутствие лицензии на совершение операций с драгоценными металлами в объяснительной записке следует указать причины образования остатка и тот период, в течение которого производятся операции с драгоценными металлами; остаток по балансовому счету N 161 должен быть либо дебетовым, либо кредитовым, поскольку у коммерческих и кооперативных банков сальдо по этому счету определяется в целом по сводному балансу. Сумма остатка по счету N 161 подлежит сверке с данными расчетно-кассового центра, в котором открыт этот счет. При наличии расхождений в записке приводятся объяснения; при создании резерва под обесценение ценных бумаг и отражении его на счете N 344 необходимо руководствоваться указаниями Банка России от 06.01.93 г. N 27; в сводном балансе банка с учетом заключительных оборотов остатки по счету N 890 "Расчеты между учреждениями, подведомственными одному банку" должны быть равны по активу и по пассиву. Аналогичное распространяется и на балансовый счет N 893 "Расчеты между учреждениями одного банка по перераспределению ресурсов". В случае расхождений в записке должно быть дано объяснение: по счету N 980 " Прибыли и убытки отчетного года" может быть только один остаток по кредиту - прибыль, либо по дебету - убыток, поскольку у банков, имеющих филиалы, даже при убыточности отдельных из них, результаты деятельности определяются в целом по сводному балансу; сальдо счета N 980 "Прибыли и убытки отчетного года" должно соответствовать результату счета N 980, отраженному в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка" и, как правило, - счету N 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банков" и общей сумме распределенной прибыли, отраженной по строке 015 формы N 3 "Использование прибыли". При проверке отчетности по прибыли и убыткам (форма N 2) необходимо обратить внимание на правильность определения результатов деятельности банка и отражения их в указанной форме. Результаты счета N 980 "прибыль" или "убыток" определяются как разница между суммами по счетам 96 и 97 (кроме 971), суммой по счету 971 (включая расходы на оплату труда) и строкой "Итого списано в убыток" (символ 999). Расходы на содержание аппарата управления банка, в том числе и расходы на оплату труда, должны учитываться и отражаться на активном балансовом счете N 971 "Расходы на содержание аппарата управления", что предусмотрено Указаниями Госбанка СССР по применению Плана счетов бухгалтерского учета в банках от 18.11.87 N 1027 (часть III). С изменением порядка налогообложения банков порядок определения балансовой прибыли банка не изменился, о чем сообщено главным управлениям письмом Банка России от 14.05.92 N 15-1-3/102. Заполнение справки, предусмотренной формой N 2, обязательно. Сумма по строке 2 справки определяется путем вычитания из результатов счета N 980 "Прибыль или убыток" суммы по счету N 969 "Штрафы, пени, неустойки полученные" (сторона 110 формы 2) и прибавления суммы по счету N 979 "Штрафы, пени, неустойки уплаченные" (строка 219 формы N 2) и суммы по строке 999 "Итого списано в убыток". При проведении проверки следует по объяснительной записке к годовому отчету проанализировать расшифровки основных сумм дебиторской задолженности по счету N 904, обратив внимание на длительность долгов. Y. Контроль постановки учета объектов налогообложения и правильности исчисления налога на доходы банка 5.1. Доходы, расходы и результаты деятельности коммерческих банков в бухгалтерском учете отражаются соответственно на счетах 960 "Операционные и разные расходы", 970 "Операционные и разные расходы, 971 "Расходы на содержание аппарата управления" и 980 "Прибыли и убытки". В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 2025-1 "О налогообложении доходов банков" объектом налогообложения банков являются доходы банка,а с 1 января 1993 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 22.12.92 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость, включая: а) начисленные и полученные проценты по ссудам; б) полученную плату за кредитные ресурсы; в) комиссионные и иные сборы по акредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям; г) комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям. Под гарантийными операциями следует понимать выдачу поручительства, гарантии и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме; д) комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и учреждениям по ведению счетов, а также за информационные, консультационные, экспертные, трастовые и другие услуги; е) доходы от валютных операций, связанных с продажей наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и вкладах; ж) доходы от лизинговых операций, связанных с предоставлением в аренду движимого и недвижимого имущества на длительный срок, а также от сдачи в наем заранее приобретенного имущества на определенный срок для удовлетворения временных потребностей арендатора и других; з) доходы от операций по страхованию валютных и кредитных рисков; и) доходы от факторинговых операций, связанных с приобретением права требования на поставку товаров и оказанием услуг, принятием риска исполнения таких требований и инкассирование их, а также выполнением этих операций с дополнительным контролем за движением товаров; к) доходы от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах, связанные с продажей и сдачей в аренду другим предприятиям права на проведение торгово-посреднических операций, а также от размещения и управления ценными бумагами, валюты, драгоценных металлов и камней, а также изделий из них и иных оказанных услуг; л) платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка. В состав доходов включаются суммы телеграфных расходов, возмещаемые банкам клиентами, а также взимаемые с физических лиц по переводным, аккредитивным и прочим телеграммам; м) проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению к отчетному) годы, и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы; н) плата за услуги, оказанные населению; о) платежи за инкассацию; п) доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг; р) средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка, определяемые в виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенные на индекс инфляции в установленном порядке. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам. При реализации или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу предусмотренные законодательством, облагаемый налогом доход увеличивается на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов, в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции. с) денежные средства, материальные и нематериальные активы, средства фондов экономического стимулирования предприятий (организаций) и товары народного потребления, передаваемые банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит; т) прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок, иной хозяйственной деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы, неустойки. 5.2. Доходы, полученные банками в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получения дохода. 5.3. При проверке правильности формирования доходной части следует обратить внимание на следующие особенности отражения на счетах отдельных объектов налогообложения: 5.3.1. Согласно Положению о порядке начисления процентов и отражения их по счетам бухгалтерского учета, утвержденных письмом Госбанка СССР от 22 января 1991 года N 338, проценты исчисляются в размере и сроки, предусмотренные договором, но не реже одного раза в квартал. Начисление и взыскание процентов авансом, в момент выдачи кредита, не допускается. Начисленные проценты должны быть проведены по балансу учреждения банка в том же периоде, за которой они начислены. Если по каким-либо причинам проценты по операциям истекшего года не были начислены, они начисляются и проводятся заключительными оборотами в установленные сроки. Проценты, начисленные по ссудам, взыскиваются соответственно с расчетного, текущего счетов, и в этой же сумме относятся на соответствующий лицевой счет балансового счета N 960. При отсутствии средств на счетах клиентов сумма задолженности и начисленных процентов относится в дебет счета N 620 "Кредиты, не погашенные в срок" (счет просроченных ссуд) и кредит счета N 943 "Доходы будущих периодов". При поступлении средств на счета для списания сумм начисленных процентов дебетуется расчетный счет плательщика и кредитуется счет N 620. Одновременно сумма начисленных процентов списывается со счета N 943 и относится в кредит балансового счета N 960. До зачисления на счет 960 сумм начисленных процентов в доход банка не включаются. Начисленные проценты по кредитам, выданным заемщику, не имеющему расчетного счета в данном учреждении банка, относятся в дебет сч. 904 "Дебиторы и кредиторы" и кредит счета 943. При поступлении документов по уплате процентов сумма проводится по дебету сч. 840 "Ответные межфилиальные обороты текущего года" или корреспондентского счета и относится в кредит счета 904. Одновременно проводится списание начисленных процентов по дебету счета 943 и зачисление на соответствующий лицевой счет балансового счета 960. До зачисления сумм уплаченных процентов в доход банка не включается. В ходе проверки следует установить, имеют ли место случаи зачисления полученных процентов по просроченным ссудам в специальные фонды банка. 5.3.2. Доходы от лизинговых операций. На балансовом счете 924 учитывается стоимость приобретенных банком машин, оборудования, транспортных и других средств для сдачи в аренду по лизинговому соглашению. По дебету счета проводятся суммы стоимости приобретенных машин, транспортных и других средств, и по кредиту отражаются суммы стоимости машин, оборудования, транспортных и других средств по их выбытии (покупке арендатором по остаточной стоимости), списании с баланса либо реализации. 5.3.3. Доходы от факторинговых операций. Торгово-комиссионные (факторинговые) операции осуществляются на основании договоров, заключенных с поставщиками в соответствии с указанием Госбанка СССР от 12.12.89 N 252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права на получение платежа по платежным требованиям за выставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги" за счет собственных средств банка- посредника (фонды, прибыль) и в пределах лимита кредитования, установленного учреждению банка. Факторинговые операции не могут производиться по платежным требованиям, предъявленным бюджетным организациям, убыточным и низкорентабельным предприятиям, а также к счетам по финансированию капитальных вложений. Для отражения в учете факторинговых операций открывается счет N 907 "Расчеты банка по факторинговым операциям" (активно-пассивный). По дебету счета N 907 проводятся суммы платежных требований, перечисленных банком-посредником по торгово-комиссионным операциям на счета поставщиков, по кредиту счета учитываются суммы оплаченных покупателями платежных требований. Дебетовое сальдо по счету 907 не должно превышать суммы собственных средств в пределах лимита кредитования, установленного учреждению банка. Для учета сумм платежных документов банком-посредником открывается внебалансовый счет 9928 "Расчетные документы по факторинговым операциям", по приходу которого проводятся полностью суммы платежных документов, подлежащих оплате поставщику, а в расход списываются суммы, полностью оплаченные плательщиками по платежным документам. 5.3.4. Дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим банку. Учет наличия и движения приобретенных банком ценных бумаг ведется в соответствии с правилами, изложенными в пункте 3 письма Госбанка СССР от 14.03.91 N 341 "Порядок ведения бухгалтерского учета ценных бумаг и некоторых операций в коммерческих, кооперативных банках, образованных на акционерных и паевых началах", с учетом внесенных изменений и дополнений. В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 Закона Российской Федерации от 16.07.92 г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", введенного в действие с 01.01.92 доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других банков и предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам облагаются налогом у источника по ставке 2 Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков". Следует иметь в виду, что статьей 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено взимание налога с доходов по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также с доходов от долевого участия в других предприятиях у источника этих доходов по ставке 15 процентов. При проверке правильности исчисления и уплаты налога на операции с ценными бумагами следует руководствоваться инструкцией Банка России от 21.10.92 N 8, утвержденной письмом Банка России от 21.10.92 N 19. 5.4. При определении расходов банка следует проверить правильность уменьшения доходов банка на величину отчислений, определенную пунктом 6 раздела III инструкции Государственной налоговой службы России от 07.04.92 N 10 "О порядке налогообложения доходов банка". 5.4.1. Определить соответствие расчета налогооблагаемой базы положениям указанной инструкции. Расчет налогооблагаемой базы осуществляется путем уменьшения суммы доходов на суммы: а) причитающиеся к уплате в бюджет в виде налога на имущество, земельного и целевых налогов на покрытие затрат на финансирование строительства, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" к целевым налогам относятся налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств; б) платежей, вносимых в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также других обязательных платежей; в) начисленных и уплаченных процентов по вкладам до востребования (расчетным и текущим счетам), срочным вкладам (депозитам), а по межбанковским кредитам (в том числе и по овердрафту) в пределах ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 3 пункта (в редакции изменений и дополнений от 29.01.93 N 2, вводится в действие с 1 января 1993 г.). В 1992 г. начисленные и уплаченные проценты по указанным вкладам и кредитам (в том числе и по овердрафту) уменьшали налогооблагаемую базу в полной сумме; г) уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения в пределах, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации; д) расходов, связанных с осуществлением валютных операций по покупке наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и вкладах; е) процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет и возврат процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые (по отношению к отчетному) годы; ж) амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода, по нормам, утвержденным в установленном порядке; з) износа нематериальных активов (в том числе стоимость брокерского места), начисленные по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности банка. Норма износа нематериальных активов, срок полезного использования которых невозможно определить, устанавливается в расчете на десять лет, но не превышает срока деятельности банка. При этом банки с иностранными инвестициями и филиалы банков-нерезидентов производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и начисление суммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленным для российских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР, межреспубликанскими договорами Российской Федерации и действующим законодательством; и) расходов по аренде основных фондов в размере амортизационных отчислений на полное восстановление, а нематериальных активов (в том числе брокерского места), в размере стоимости суммы начисленного износа; к) расходов на эксплуатацию зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих банку, в том числе на плату за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану и ремонт. При этом расходы на оплату труда не учитываются. С 1 января 1993 г. указанную норму следует применять в редакции изменений и дополнений от 29.01.93 N 2, внесенных в Закон Российской Федерации "О налогообложении доходов банков" и разъяснений, доведенных письмом Росгосналогслужбы от 13.07.93г. N ВГ-4-01/101н; л) операционных, канцелярских, почтово-телеграфных, по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также платы другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услуги вычислительных центров; м) расходов, включаемых банками в состав затрат (кроме расходов на оплату труда) до 01.02.92 на основании Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР, утвержденных Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР 30 ноября 1990 г. N ВГ-7-Д; 01-17/2616; 17-24/10-69 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Минэкономики СССР, Минфином СССР и Госкомстатом СССР 20 августа 1991г. N ВГ-139/3-23 и доведенных письмом Минфина СССР от 6 сентября 1991 г. N 51), а с 01.07.92 - Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552. 5.4.2. От налогообложения освобождаются следующие доходы: а) проценты по кредитам, предоставленным Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и Банку внешней торговли Российской Федерации или под их гарантии; б) проценты и дивиденды, полученные по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг. При исчислении налога на доход, определенный в соответствии с пунктами 4-7 Инструкции N 10, при фактически произведенных затратах и расходах уменьшается на суммы: а) отчислений в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротства - по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов; (в редакции изменений и дополнений от 29 января 1993 г. N 2, вводится в действие с 1 января 1993 г.); б) затрат, осуществляемых в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами на содержание находящихся на балансе банков объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры и спорта, учреждений образования, жилищного фонда, а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержании перечисленных объектов. Затраты банков при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения; в) взносов, направляемых на благотворительные цели, в экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта в сумме, но превышающей одного процента налогооблагаемого дохода, исчисленного в соответствии с пп. 407 Инструкции N 10 (в редакции Изменений и дополнений от 27.08.92г. N 1, введена в действие с 01.01.92г.). Указанные в настоящем подпункте фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства от банков, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств; г) затрат на техническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. Эта льгота применяется к банкам, осуществляющим мероприятия по развитию собственной основной деятельности, а также на строительство и реконструкцию принадлежащих им объектов социальной инфраструктуры при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При определении понятия "техническое перевооружение" следует руководствоваться письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 06.09.93 N НП-4-01/137н "О некоторых вопросах налогообложения банков и от страховой деятельности", зарегистрированным Минюстом России (регистрационный номер от 17.09.93 N 344). При определении состава объектов, относящихся к объектам социальной инфраструктуры, следует руководствоваться инструкцией Госкомстата СССР от 26.07.91 N 133 "Основные положения о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству" (в редакции изменений и дополнений от 29.01.93 N 2, введена в действие с 01.01.93). Для банков, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождается от уплаты налога в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством) в редакции изменений и дополнений от 29.01.93 N 2, введены в действие с 01.01.93). Выше перечисленные налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов. При проверке правильности формирования фонда страхования от банкротства и фонда страхования депозитов следует иметь ввиду, что балансовая прибыль у банка отражается на балансовом счете N 980 "Прибыли и убытки отчетного года" и определяется в виде разницы между данными, отраженными по счету N 96 "Доходы банка" (включая счета второго порядка NN 960, 966, 969) и счету N 97 "Расходы банка" (включая счета второго порядка NN 970, 971, 979), а также сумм, отнесенных непосредственно на счет N 980. Не допускается необоснованное отнесение на расходы: страховых взносов по страхованию кредита, транспортных средств; оплата за курсы, проведение совещаний, семинаров, приобретение подарков; командировочных и представительских расходов сверх установленных норм. На затраты относятся и исключаются из налогооблагаемого дохода командировочные расходы в пределах норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.92 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и от 18.04.92 г. N 262 с учетом последующих изменений, вносимых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации в части норм командировочных расходов. Представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров включаются в расходы банка по нормам и нормативам, определенным Правительством Российской Федерации (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.92 г. N 94). При определении из налогооблагаемой базы суммы уплаченных штрафов, пени и неустоек из налогооблагаемого дохода не исключаются. Расходы банка в связи с взиманием Банком России платы за выдачу лицензий на совершение банковских операций должны производиться за счет собственных средств банка, остающихся у него после уплаты налогов, а с 01.07.92 г. указанные виды затрат уменьшают налогооблагаемую базу в размере износа, исчисленного по нормам, рассчитанным банком, исходя из первоначальной стоимости или срока их полезного использования (но не более срока деятельности банка); неоплаченных расходов по эксплуатации зданий, невыплаченных процентов по депозитам. 5.4.3. Правильность начисления амортизационных отчислений. При исчислении амортизационных отчислений следует руководствоваться письмом Госбанка СССР от 26.09.90 N 324 "Об изменении норм амортизационных отчислений на полное восстановление и неприменении норм амортизации на капитальный ремонт всех видов основных фондов" и Госналогслужбы России от 30.01.92 N ИЛ-6-09/49 "О порядке проведения индексации амортизационных отчислений на предприятиях в 1992 году". 5.5. Правильность применения льгот по налогу на доходы банка, а также налоговых ставок с учетом целенаправленности кредитных ресурсов. 5.5.1. Льготная ставка в размере 20 процентов может быть применена банком при условии осуществления кредитных вложений в размере не менее 50 процентов (от общей суммы кредитных вложений) в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия и организации АПК, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, по перечню, приведенному в пункте 2 письма Госналогслужбы России и Минфина России от 06.09.93 N НП-4-01/137Н, 107. 5.5.2. Зачет уменьшения фактических произведенных затрат и расходов банков на цели и в размерах, определенных пунктом 8 Инструкции Госналогслужбы России от 07.03.92 г. N 10 "О порядке налогообложения доходов банков" должен производиться только при наличии подтверждающих документов о их целевом использовании. YI. Особые условия применения отдельных положений при проверке налогообложения банков 6.1. С 01.01.92 все предприятия и организации Банка России (за исключением Центрального банка), его национальных банков в республиках в составе Российской Федерации, территориальных главных управлений в краях, областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге и входящих в их состав расчетно-кассовых центров уплачивают налог на прибыль в соответствии с действующим законодательством. 6.2. По разъяснению Центрального банка России (письмо N 15/949 от 18.06.91) филиалы коммерческих банков не являются юридическими лицами. Вместе с тем, согласно пункту 1 Инструкции Госналогслужбы России от 07.04.92 г. N 10 "О порядке налогообложения доходов банков" филиалы коммерческих банков, имеющие отдельный баланс и субкорреспондентский счет, являются самостоятельными плательщиками налога на доходы банков и должны предоставлять в налоговую инспекцию по месту нахождения бухгалтерский отчет и расчет налога на доходы. 6.3. В соответствии с телетайпограммой Банка России от 29.12.91 N 216-91 с 01.01.92 г. отменяются все ограничения на установление коммерческими банками процентных ставок по активным и пассивным операциям. 6.4. С 01.01.92 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "О налогообложении доходов банков" при совершении сделки банки не вправе принимать на себя какие-либо обязательства по возмещению расходов других юридических и физических лиц по уплате налогов с полученных в результате таких сделок доходов. 6.5. Приобретение банками машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества для лизинговых операций осуществляется как за счет уставного фонда и других собственных источников, так и за счет привлеченных средств, к которым относятся и кредиты других банков, выданные на эти цели. Уплаченные проценты за кредиты включаются в расходы банка при определении налогооблагаемой базы. 6.6. Компенсация коммерческими банками, дополнительных расходов, связанных с переоценкой денежных средств населения, производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты в бюджет налога. 6.7. Приобретение и аренда брокерских мест на биржах производится за счет дохода, остающегося после уплаты налогов. Стоимость приобретенных брокерских мест относится к нематериальным активам. На расходы банка при определении балансовой прибыли может относиться износ нематериальных активов, который определяется ежемесячно по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования их, но не более срока деятельности банка. В случае, когда невозможно определить срок полезного использования, норма износа устанавливается в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности банка. При выбытии нематериальных активов до полного перенесения их стоимости на затраты банка производится доначисление износа до величины, равной первоначальной (балансовой) стоимости с отнесением на счет прибылей и убытков. Расходы по аренде брокерского места относятся банками на расходы в размере начисленного износа. 6.8. Статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд и использовать неперечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов. Плательщик до наступления срока платежа обязан сдать платежное поручение в обслуживающее его учреждение банка на перечисление платежей, которое исполняется в бесспорном порядке. Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день в соответствии с инструкцией Госбанка СССР N 7. Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). В том случае, если банк нарушил указанные выше требования, следует проверить наличие фактов использования свободных кредитных ресурсов на выдачу кредита в этот период другим предприятиям, продажу или передачу ресурсов другим банкам, кредитным учреждениям. Необходимо обратить особое внимание на исполнение коммерческими банками поручений на перечисление в учреждения Банка России платежей в бюджет, которые должны осуществляться не позднее следующего рабочего дня. Факты задержки перечислений следует проверять по остаткам банковского счета 100, где активы и пассивы должны быть равны. При установлении фактов несвоевременного перечисления платежей в бюджет и подтверждения использования их в качестве кредитных ресурсов следует, исходя из размера выданной ссуды (в пределах задолженности бюджету), времени задержки и процентной ставки определить доход, полученный банком, который подлежит изъятию в Федеральный бюджет. В Федеральный бюджет перечисляется и начисленная пеня. Одновременно руководители этих учреждений привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной оплаты труда. 6.9. При расчете налогооблагаемой базы банков и определение порядка отнесения затрат, связанных с выпуском к обращению ценных бумаг, следует руководствоваться положением письма Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.93 N НП-4-01/196Н, 142 "О некоторых вопросах налогообложения, возникших в связи с использованием ценных бумаг", согласованных с Банком России и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 440 от 22 декабря 1993 г.). Управление налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц |