О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 8 апреля 1994 г. N 288 (ЭЖ 94-9) В I квартале т.г. ситуация в городе крайне осложнилась. Фактичес- кое поступление доходов существенно отстает от прогнозных оценок. Это вызвано сокращением объемов производства промышленности и соответс- твенно размеров налогооблагаемой базы, расширением перечня налоговых льгот, предоставляемых федеральным законодательством, наличием непога- шенной задолженности федерального бюджета по регулирующим источникам. Одновременно выросла дотационность жилищно-коммунального хозяйс- тва, пассажирского транспорта, других отраслей в связи с ростом цен на энергоносители, некомпенсируемым повышением тарифов на услуги населе- нию. В складывающейся критической ситуации департаменты, комитеты, главные управления и управления правительства Москвы, префектуры адми- нистративных округов неудовлетворительно выполняют задания постановле- ния правительства Москвы от 4 января 1994 года N 10 по привлечению до- полнительных финансовых ресурсов для реализации утвержденной программы социально-экономического развития. Несмотря на предоставленные права и полномочия, установленные правительством Москвы, конкретные задания, отраслевыми и территориаль- ными органами управления до настоящего времени не создана действенная система привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. Крайне низка эффективность земельных конкурсов, конкурсов (тор- гов) объектов незавершенного строительства, недвижимости, не использу- ются механизмы акционирования и целевого использования амортизационных отчислений. Из предложенных первоначально Департаментом строительства к про- даже в 1993 году 223 объектов "недостроя" продан лишь 21. Значительная часть объектов снята с торгов по инициативе префектур. Медленно ведут поставку документации и организацию продажи Москомимущество и Фонд имущества. Нет реальных позитивных сдвигов в организации арендных пла- тежей. Департамент потребительского рынка и услуг, префектуры админист- ративных округов до настоящего времени не сформировали перечень строя- щихся и намечаемых к строительству объектов, предназначенных для про- дажи в 1994 году. Департамент инженерного обеспечения не выполняет порученную ему правительством роль инвестора, не стал реальным распорядителем и конт- ролером за использованием бюджетных средств, выделенных на ремонт жи- лищного строительства, инженерных систем и дорог. В условиях крайне напряженного финансового положения продолжаются нарушения установленного порядка расходования бюджетных средств, от- сутствует действенный контроль за обоснованностью определения стоимос- ти и фактическими объемами предъявляемых к оплате в рамках городского заказа работ. В Северо-Восточном округе по статье "Капитальный ремонт дорог и объектов внешнего благоустройства" уже в январе т.г. израсходовано в несколько раз больше средств, чем было предусмотрено бюджетом за весь квартал. Факты перерасхода бюджетных средств имеют место и в других префектурах. В ряде случаев неоправдано завышаются договорные цены на работы, выполненные в рамках городского заказа, что приводит к необоснованно большой разнице средней заработной платы в отраслях городского хозяйс- тва. Внесенные администрацией Москвы в городскую Думу предложения об установлении новых налогов, а также изменении ставок ряда налогов в соответствии с российским законодательством позволяет привлечь в го- родской бюджет в 1994 году дополнительные доходы в сумме около трех трлн. рублей. Более 1 трлн. рублей намечено привлечь на финансирование программы правительства Москвы из внебюджетных фондов. Однако это не решает полностью проблему финансирования программы развития городского хозяйства и социальной сферы города. В целях гарантированного финансового обеспечения программы соци- ально-экономического развития города правительство Москвы постановля- ет: 1. Обязать отраслевые департаменты, комитеты, главные управления, управления и префектуры административных округов обеспечить дополни- тельных бюджетных и внебюджетных ресурсов, нетрадиционных источников для финансирования программы социального и экономического развития го- рода (приложение 1, 2). Информацию о ходе привлечения средств предс- тавлять ежемесячно ответственным за координацию этой работы в соот- ветствии с п. 2 настоящего постановления. Предупредить руководителей служб правительства Москвы об их пер- сональной ответственности за исполнение заданий по привлечению допол- нительных источников финансирования. 2. Координацию работы ответственных исполнителей по сбору (прив- лечению) средств для реализации городской программы возложить на пер- вого заместителя премьера правительства Москвы К.Э. Буравлева (прило- жение 1), первого заместителя руководителя департамента строительства А.И. Воронина (приложение 2). 3. Подтвердить, что задание программы правительства Москвы выпол- няются как за счет средств бюджета и централизованных правительством финансовых источников (городской заказ), так и за счет привлеченных департаментом и префектурами средств (отраслевой территориальный за- каз). Запретить Департаменту финансов производить оплату работ, предъ- являемыми отраслевыми департаментами и префектурами - городскими ин- весторами, если размеры платежей превышают установленные городским за- казом. Поручить Департаменту инженерного обеспечения разработку квар- тальных объемов работ по городскому заказу и соответствующих лимитов финансирования по административным округам на ремонт и эксплуатацию жилищного и коммунального хозяйства. 4. Утвердить состав комиссии при правительстве Москвы по контролю за соблюдением бюджетных пропорций (приложение 3). Поручить комиссии: - обеспечить контроль за соблюдением бюджетных пропорций, уста- новленных городской Думой; - организацию проверки законности отнесения городскими инвестора- ми расходов к определенным статьям бюджета; - организацию проверки обоснованности определения договорной цены на работу, выполняемую по городскому заказу; - принимать решение об отказе в оплате работ за счет средств бюд- жета и централизованных ресурсов, если затраты на эти работы превышают установленную норму или выполнялись по завышенной договорной цене. 5. Поручить префектам административных округов, руководителям от- раслевых департаментов, комитетов, управлений (городским инвесторам): 5.1. Принять исчерпывающие меры по реализации установленных пра- вительством Москвы заданий по территориально-отраслевым заказам на 1994 год. 5.2. В месячный срок завершить инвентаризацию имеющихся финансо- вых ресурсов и возможностей, утвердить задание по привлечению дополни- тельных инвестиций и обеспечить заключение контрактов с исполнителями работ. При необходимости внести предложения в департаменты экономичес- кой политики и перспективного развития о корректировке намеченных программ. Поручить департаментам, комитетам и управлениям правительства Москвы, префектурам административных округов создать отраслевые (тер- риториальные) комиссии по проверке законности отнесения расходов по статьям финансирования. 5.3. Установить строгий контроль за обоснованностью расходования средств путем введения системы выборочных контрольных проверок, ежеме- сячного регулирования тарифов на работы и услуги по городскому заказу в соответствии с предельными величинами, устанавливаемыми правительст- вом Москвы. 5.4. При заключении контрактов (договоров) на реализацию городс- кого заказа предусмотреть: - соблюдение нормативно-технологических (сезонных) сроков выпол- нения работ; - равномерное выполнение работ и ввод мощностей в действие; - разработку директивных сетевых графиков производства работ; - ритмичное освоение выделяемых финансовых ресурсов в пределах установленных лимитов. 6. С целью укрепления финансовой дисциплины при выполнении го- родского заказа: 6.1. Установить, что в ходе исполнения контрактов (договоров) на реализацию городского, территориального и отраслевого заказов: - заказчик (инжиниринговая фирма) обеспечивает заключение догово- ра (контракта) с исполнителем на соответствующий год, предусматриваю- щего завершение работ (этапа работ) или ввод объекта в эксплуатацию строго в соответствии со сроками, установленными программами (титуль- ными списками) правительства Москвы. Перенос сроков по договору в те- чение года допускается по инициативе заказчика и согласованию с под- рядчиком (исполнителем) только в порядке исключения и оформляется рас- поряжениями первых заместителей премьера правительства Москвы - руко- водителями комплексов; - в тех случаях, когда заказчик не обеспечивает финансирование в согласованных в контракте (договоре) объемах и в согласованные сроки, подрядчик (исполнитель) имеет право после письменного уведомления за- казчика привлекать краткосрочные кредиты банков, причем обязанность погашения суммы кредита и процентов за пользование им лежит на заказ- чике; - в тех случаях, когда подрядчик (исполнитель) не выполнил работу (объемы, этапы, ввод мощностей) в установленные контрактом (договором) сроки заказчик оплачивает работы, выполненные после срока по ценам, действовавшим в договорные сроки; - если городской инвестор (или привлеченные им организации) в ре- зультате контрольных проверок установили, что заказчик оплатил работы по завышенным ценам (против предельных цен городского заказа, установ- ленных правительством Москвы) или оплатил невыполненные объемы работ, то эти суммы подлежат удержанию (перезачету) из объемов финансирования следующего периода или взыскания в установленном порядке. Городскому инвестору разрешается направить на оплату услуг по контрольной провер- ке до 5% о суммы выявленного завышения; - перевыполнение установленных объемов городского заказа может производиться уполномоченными инвесторами, заказчиками только при изыскании дополнительных гарантированных источников финансирования. 6.2. Поручить департаментам финансов, экономической политики и перспективного развития Москвы в месячный срок подготовить положение о порядке проведения контрольных проверок на объектах (работах) городс- кого заказа и удержания сумм завышения. 6.3. Департаменту финансов при подготовке к утверждению бюджетных показателей на II квартал и последующие периоды предусмотреть формиро- вание целевого фонда для покрытия расходов заказчиков, оплату процен- тов за пользование кредитами из-за несвоевременного финансирования го- родского заказа. 7. Проведение единой финансовой политики при формировании и вы- полнении городского заказа: 7.1. Создать при правительстве Москвы во II квартале 1994 года межведомственную комиссию во главе с первым заместителем правительства Москвы Б.В. Никольским для ежемесячного регулирования коэффициентов пересчета стоимости работ, тарифов и услуг жилищно-коммунального, бы- тового и транспортного хозяйства города, а также работ по эксплуатации и благоустройству территории, исходя из предельного уровня рентабель- ности - 25%. 7.2. Распространить с 1 апреля 1994 года применение коэффициентов пересчета стоимости проектных, строительно-монтажных и ремонтных ра- бот, определяемых Межведомственной комиссией при правительстве Москвы по переходу на новые сметные нормы и цены, на все виды капитального ремонта, выполняемого по городскому заказу. 7.3. Установить, что превышение расходов по отношению к базовой стоимости работ или услуг, вызванное особой сложностью работ или усло- виями их производства, допускается только с разрешения правительства Москвы или руководителей комплексов городского хозяйства и перспектив- ного развития города. 7.4. Межведомственным комиссиям при определении тарифов, цен на работы и услуги по городскому заказу обратить внимание на необходи- мость пропорционального повышения заработной платы в различных отрас- лях городского хозяйства. 8. Департаментам транспорта и связи, инженерного обеспечения, строительства, промышленности совместно с Москомимуществом до 1 мая е.г. заключить договоры (соглашения) с предприятиями городской собс- твенности и подчинения, в первую очередь с предприятиями, датируемыми бюджетом, об условиях использования собственности и предоставления до- таций. Предусмотреть в этих договорах централизацию амортизационных от- числений или иной порядок их аккумулирования и использования исключи- тельно на цели обновления фондов. 9. Установить, что во втором полугодии т.г. бюджетное датирование отраслей городского хозяйства (транспорта, жилищного и коммунального хозяйства) производится в виде частичного возмещения конкретных расхо- дов - по материальным затратам, фонду потребления, формированию фонда амортизационных отчислений. Соответствующим отраслевым департаментам не позднее 20 апреля т.г. представить Департаменту финансов предложения по реализации ука- занной схемы целевого финансирования. 10. Предупредить префектов административных округов, что расходо- вание бюджетных средств должно производиться строго в пределах утвер- жденной суммы, а "переброска" средств с одной статьи на другую запре- щается. Поручить префектам административных округов совместно с Департа- ментам финансов в течение месяца провести учебу должностных лиц, от- ветственных за расходование выделенных средств и соблюдение бюджетных пропорций. Департаменту финансов представлять правительству информацию о всех выявленных нарушениях расхода бюджетных средств и предложения о наказании виновных. Запретить Департаменту финансов производить оплату из бюджета не- целевых работ, а также целевых расходов сверх утвержденной в бюджете суммы. 11. Для сокращения сроков и повышения эффективности работы по продаже объектов незавершенного строительства: 11.1. Установить, что продажа объектов незавершенного строитель- ства, финансирующихся за счет централизованно консолидируемых средств, производится фондом имущества по решению конкурсной комиссии без пред- варительного согласования с префектурами административных округов; 11.2. Поручить Москомимуществу разработку необходимой конкурсной документации (лотов) на объекты незавершенного строительства для пос- ледующей реализации через фонд имущества в установленном порядке. Привлекать к разработке документации специализированные фирмы с опла- той их работы на договорной основе за счет отчислений от выручки на торгах (аукционах). 11.3. Установить, что средства, вырученные от продажи объектов незавершенного строительства после расчетов в установленном порядке с организаторами торгов, конкурсов и аукционов, а также средства предп- риятий и организаций, передаваемые правительству Москвы в порядке до- левого участия в строительстве, подлежат перечислению на счет Департа- мента строительства целевым назначением для реализации городского за- каза по инвестиционной программе правительства Москвы. 12. Москомзему совместно с префектурами административных округов и Государственной налоговой инспекцией завершить до 1 июля т.г. инвен- таризацию земельных участков, занятых под автомобильные стоянки и ин- дивидуальные гаражи, заключить с землепользователями в установленном порядке договоры аренды. 13. Поручить Департаменту строительства - городскому инвестору - консолидацию финансовых ресурсов по заказчикам инвестиционной програм- мы правительства Москвы (включая бюджетные ресурсы и субвенции из бюд- жета Российской Федерации), оперативное регулирование оплаты выполнен- ных работ и контроль за правильностью расходования средств в пределах установленных бюджетных показателей и заданий по городскому заказу. Предложения по организации указанной работы внести в правительст- во Москвы в двухнедельный срок. 14. Департаментам экономической политики и перспективного разви- тия Москвы до 15 мая 1994 года внести предложения по уточнению показа- телей программы Москвы на 1994 год с учетом фактического поступления налоговых платежей и выполнения заданий по привлечению дополнительных финансовых ресурсов. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы К.Э. Буравлева. Премьер правительства Москвы Ю.М. Лужков |