О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЗАЧЕСТВУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 22 апреля 1994 г. N 355 (РГ 94-89) В целях реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов",Указов Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в от- ношении казачества",от 15 марта 1993 г. N 341 "О реформировании во- енных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо- Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества" Пра- вительство РФ постановляет: 1. Одобрить Основные положения концепции государственной полити- ки по отношению к казачеству (прилагаются). 2. Министерству РФ по делам национальностей и региональной поли- тике: доработать в соответствии с прилагаемыми Основными положениями Комплексную государственную программу поэтапного экономического и культурного возрождения казачества и до 1 июня 1994 г. представить ее для утверждения в Правительство РФ; до 1 июня 1994 г. подготовить для внесения в установленном по- рядке на рассмотрение Государственной Думы проект закона РФ о каза- честве; до 1 июня 1994 г. подготовить проект постановления Правительства РФ об оказании государственной помощи казакам,расселяющимся в приг- раничных районах,и в отношении предоставления льгот этой категории лиц подготовить предложения по разработке соответствующих законода- тельных актов для внесения их на рассмотрение Государственной Думы и Правительства РФ; совместно с Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству до 1 июля 1994 г. подготовить проект положения о порядке предостав- ления земельных участков казачьим обществам; организовать практическую работу по реализации решений о госу- дарственной поддержке казачества; организовать и обеспечить ведение с 1 июля 1994 г. государствен- ного регистра казачьих обществ на территории РФ; организовать оказание необходимой помощи и содействия представи- телям казачества в организации и проведении не позднее 1 октября 1994 г. Всероссийского (объединительного) казачьего круга. 3. Министерству иностранных дел РФ,Министерству РФ по сотрудни- честву с государствами - участниками СНГ и Министерству РФ по делам национальностей и региональной политике проработать и представить до 1 июня 1994 г. в Правительство РФ предложения по урегулированию отно- шений РФ с государствами - участниками СНГ и другими государствами - бывшими республиками СССР по вопросам казачества. 4. Министерству обороны РФ,Министерству внутренних дел РФ и Фе- деральной пограничной службе - Главному командованию Пограничных войск РФ до 1 июля 1994 г. разработать и утвердить нормативные ак- ты,регламентирующие прохождение представителями казачества службы в Вооруженных Силах,в пограничных и иных войсках РФ,их участие в охра- не государственной границы и общественного порядка. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства РФ Шахрая С.М. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЗАЧЕСТВУ Движение за возрождение российского казачества,подвергшегося репрессиям в годы советской власти,приобрело широкий размах в 80-е годы.С принятием Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента РФ по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного дви- жения.Однако отсутствие механизма реализации указанных законодатель- ных актов и ясно сформулированной государственной политики по отно- шению к казачеству не позволяли придать движению за возрождение ка- зачества целенаправленный,конструктивный характер.Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Вместе с тем требовалось время для осознания роли казачества и его места в государственной системе РФ в новых исторических условиях. 1. Возрождение государственной службы казачества Казачество большую часть своей истории было связано с государст- венной службой,и именно в период своей государственной службы каза- чество приобрело те черты,которые характеризуют его как специфичес- кую часть российского народа.Сочетание службы государству и специфи- ческого военно-земледельческого уклада жизни явилось предпосылкой становления традиционных форм государственной службы казачества,до- казавшей свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий. Возрождение традиционной для России государственной службы каза- чества является одним из элементов становления новой российской го- сударственности,укрепления ее безопасности. Государственная служба казачества не является единственной проб- лемой возрождения казачества.Но Правительство исходит из того,что культура,традиции,обычаи казачества складывались под воздействием государственной службы и особого уклада жизни.Поэтому без восстанов- ления традиционного государственного статуса казачества невозможно возрождение казачества в целом. Признание государством необходимости возрождения государственной службы казачества является основанием для различных форм государст- венной поддержки казачества,предоставления гарантий,финансовых,мате- риальных и иных льгот,развития казачьего самоуправления и использо- вания элементов государственного управления в отношении казачьих территориальных объединений. 2.Виды и формы государственной службы казачества Учитывая исторические традиции и современные потребности госу- дарства,Правительство считает,что на первом этапе возрождения каза- чества с учетом мобилизационных и экономических возможностей целесо- образно определить следующие виды государственной службы казачества: служба в вооруженных силах РФ; служба по охране государственной границы; таможенная служба; служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России; служба по охране общественного порядка; охранная служба по сопровождению грузов и объектов государствен- ного и важного народнохозяйственного значения; егерская и иная природоохранная служба. В дальнейшем,при наличии соответствующих возможностей и потреб- ностей государства,получат развитие и иные традиционные для казачес- тва виды государственной службы. Формы несения службы в государственных военных формированиях мо- гут быть следующие: прохождение военной службы в воинских частях,формируемых из чле- нов казачьих общин; служба в профессиональном резерве; пребывание в запасе. Особенности формирования казачьих частей,в которых периодически проходит службу все взрослое мужское население в призывном возрас- те,позволяют значительно расширить призывной контингент и во многом решить проблему комплектования частей. Служба в составе кадровых частей,периодически призываемых из ре- зерва,а также постоянная служба в составе частей,находящихся в ре- зерве,позволит в достаточно короткий срок создать условия для пере- хода к профессиональной военной службе. Совместное проживание и труд казаков,систематическая совместная вневойсковая подготовка в составе резервных подразделений,формирова- ние естественного (хуторского) товарищества позволят в значительной мере избавиться от существующих недостатков армейской службы. 3. Сочетание государственного управления и самоуправления Управление казачьими частями,находящимися на действительной службе в составе министерств и ведомств РФ,осуществляется по линии соответствующих федеральных министерств и ведомств и через создавае- мые в них специальные структурные подразделения. Взаимодействие государства с казачьими территориальными объеди- нениями осуществляется органом государственного управления через на- казных атаманов,назначаемых в установленном законодательством поряд- ке.При разработке проекта соответствующего законодательного акта ре- комендуется рассмотреть примерную схему взаимодействия государства с казачьими территориальными объединениями (прилагается). Казачье самоуправление осуществляется в форме атаманского прав- ления в хуторах и станицах.При этом выборный атаман и создаваемые им органы руководят делами казачьей общины,не подменяя органов местного самоуправления и не затрагивая права неказачьего населения. В хуторах и станицах,где казачество составляет большинство насе- ления,в соответствии с действующим законодательством возможно совме- щение органов местного самоуправления и атаманского правления,пос- кольку население правомочно самостоятельно определять структуру ор- ганов местного самоуправления. Для более полного сочетания государственного управления и ка- зачьего самоуправления и повышения оперативности управления в проме- жуточных звеньях (округа,отделы) возможна выборность атаманов,их назначаемость либо сочетание выборности и назначаемости (избрание атамана на казачьем круге с последующим утверждением его Президентом РФ). Таким образом достигается триединство государственного управле- ния,атаманского казачьего самоуправления и общегражданского местного самоуправления. 4. Территориальные объединения казачества В интересах государственной службы и обеспечения интересов каза- чества необходимо восстановление традиционных казачьих территориаль- ных объединений - "войско",округ,отдел.Их основная задача - обеспе- чение мобилизационной работы,вневойсковой подготовки,взаимодействия с органами государственной власти,организация хозяйственной деятель- ности казачьих общин,защита прав казачества.При этом территориальные объединения казачества не являются административно-территориальными образованиями,не подменяют органов государственной власти и местного самоуправления. При образовании территориальных объединений необходимо также учитывать конфигурацию существующих военных округов,что позволит создать наиболее эффективную и жизнеспособную систему управления,ор- ганизовать взаимодействие с органами государственной власти субъек- тов РФ и военными округами. Переход казачества от общественных объединений к государственной службе требует полного государственного учета мобилизационных и эко- номических возможностей казачьих объединений.Вместо регистрации Мин- юстом Росиии аморфных казачьих объединений в качестве общественных организаций необходимо ввести государственную регистрацию территори- альных объединений казачества (ведение специального государственного регистра). Правительство РФ исходит также из того,что казачество историчес- ки имеет многонациональные корни.В составе казачьих войск проходили службу более 40 национальностей.Сбалансированная политика,опирающая- ся на лучшие традиции казачества,привлечение к государственной служ- бе представителей казачества из лиц различных национальностей могут стать важным фактором межэтнической стабильности в различных регио- нах России. 5. Отношения члена казачьей общины с государством и общиной Первичное территориальное объединение казаков (казачья община) обеспечивает подготовку каждого члена общины к несению службы,подго- товку,своевременное и качественное отправление обязанностей государ- ственной службы.В свою очередь,член казачьей общины ответственен как перед государством,так и перед общиной,в которую он входит. Таким образом,для того,чтобы иметь права и нести обязанности,вы- текающие из конкретного вида государственной службы казачества,граж- данин должен быть членом казачьей общины. Отношения с государством казак оформляет уже будучи членом ка- зачьей общины при призыве первый раз на воинскую службу или вступле- нии в должность по иному виду государственной службы путем подписа- ния контракта и принятия специальной присяги. 6. Особенности казачьего землепользования Для восстановления традиционного уклада жизни казачества,обеспе- чивающнго сочетание государственной службы с решением вопросов жиз- необеспечения казачьих общин,необходимо создание условий для восста- новления традиционного казачьего общинного землепользования с учетом новых исторических условий. С этой целью в местах традиционного проживания казачества,а также в местах размещения новых казачьих поселений часть земель должна быть выведена в фонд государственного земельного резерва,не подлежа- щего приватизации или продаже в частную собственность.Из этого фонда казачьи общины наделяются землей,включая общинный резерв для населе- ния новых казачьих общин.Член казачьей общины наделяется государст- венной землей,передаваемой ему в пожизненное наследуемое владение и пользование,в зависимости от исполнения им и его наследниками госу- дарственной службы. Общинное землепользование казачества определяется спецификой го- сударственной службы казаков,при которой часть казаков периодически призывается на государственную службу с отрывом от места постоянного проживания и на общину возлагается обязанность обрабатывать землю занятых на государственной службе казаков.Кроме того,община может брать на себя обязательства по частичному обеспечению продовольстви- ем воинских частей,формируемых из членов данной казачьей общины. 7. Отношение к общественным объединениям казачества Настоящая концепция не означает огосударствления казачества.Пра- вительство сознает,что наряду с государственными структурами могут и будут существовать общественные объединения казачества.Их статус,а соответственно и взаимоотношения с государством будут определяться законодательством об общественных объединениях. В период перехода к традиционной государственной службе казачес- тва его общественные объединения призваны сыграть значительную роль.В связи с этим Правительство считает необходимым содействовать проведению Всероссийского круга казаков,призванного объединить все казачьи общественные объединения и рекомендовать для представления Президенту РФ кандидатуру Верховного атамана казачества России. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С КАЗАЧЬИМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ 1. При Правительстве РФ образуется Главное управление (комитет) по делам казачества в качестве федерального органа государственного управления. Главное управление (комитет) возглавляет по должности Верховный атаман казачества России. 2. Верховный атаман казачества России назначается указом Прези- дента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Кандидатуру Верховного атамана рекомендует Всероссийский круг казаков. В случае несогласия Президента с кандидатурой Верховного атамана он предлагает кругу выдвинуть другую кандидатуру.Если согласие не достигнуто и после повторного выдвижения,то Президент вправе назна- чить исполняющего обязанности Верховного атамана сроком на 1 год. 3. При Президенте РФ образуется Совет атаманов в качестве сове- щательного (консультативного) органа. 4. Войсковые атаманы назначаются Президентом РФ по представлению Верховного атамана после рассмотрения кандидатур на войсковом ка- зачьем круге. Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президен- том РФ по представлению Верховного атамана после рассмотрения канди- датур на соответствующем казачьем круге. По рекомендации казачьего круга атаманами территориальных отде- лов могут назначаться главы (заместители) администраций соответству- ющих административно-территориальных образований. Атаманы казачьих общин станиц (хуторов) избираются на станичном (хуторском) казачьем круге. 5. Территориальные казачьи объединения ("войско",округ,отдел) подлежат внесению в государственный регистр казачьих обществ с ука- занием входящих в них станичных и хуторских казачьих общин. 6. Территориальные объединения казачества не являются админист- ративно-территориальными единицами и не подменяют органы государст- венной власти. |