О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЗАЧЕСТВУ. Постановление. Правительство РФ. 22.04.94 355

    
                 О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
                       ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЗАЧЕСТВУ
    
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    
                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
    
                           22 апреля 1994 г.
    
                                 N 355
    
                              (РГ 94-89)
    
    В целях реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных
народов",Указов Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по
реализации Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в от-
ношении казачества",от 15 марта 1993 г. N 341 "О реформировании во-
енных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо-
Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества" Пра-
вительство РФ постановляет:
    
    1. Одобрить Основные положения концепции государственной полити-
ки по отношению к казачеству (прилагаются).
    
    2. Министерству РФ по делам национальностей и региональной поли-
тике:
    
    доработать в соответствии с прилагаемыми Основными положениями
Комплексную государственную программу поэтапного экономического и
культурного возрождения казачества и до 1 июня 1994 г. представить
ее для утверждения в Правительство РФ;
    
    до 1 июня 1994 г. подготовить для внесения в установленном по-
рядке на рассмотрение Государственной Думы проект закона РФ о каза-
честве;
    
    до 1 июня 1994 г. подготовить проект постановления Правительства
РФ об оказании государственной помощи казакам,расселяющимся в приг-
раничных районах,и в отношении предоставления льгот этой категории
лиц подготовить предложения по разработке соответствующих законода-
тельных актов для внесения их на рассмотрение Государственной Думы и
Правительства РФ;
    
    совместно с Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству
до 1 июля 1994 г. подготовить проект положения о порядке предостав-
ления земельных участков казачьим обществам;
    
    организовать практическую работу по реализации решений о госу-
дарственной поддержке казачества;
    
    организовать и обеспечить ведение с 1 июля 1994 г. государствен-
ного регистра казачьих обществ на территории РФ;
    
    организовать оказание необходимой помощи и содействия представи-
телям казачества в организации и проведении не позднее 1 октября
1994 г. Всероссийского (объединительного) казачьего круга.
    
    3. Министерству иностранных дел РФ,Министерству РФ по сотрудни-
честву с государствами - участниками СНГ и Министерству РФ по делам
национальностей и региональной политике проработать и представить до
1 июня 1994 г. в Правительство РФ предложения по урегулированию отно-
шений РФ с государствами - участниками СНГ и другими государствами -
бывшими республиками СССР по вопросам казачества.
    
    4. Министерству обороны РФ,Министерству внутренних дел РФ и Фе-
деральной пограничной службе - Главному командованию Пограничных
войск РФ до 1 июля 1994 г. разработать и утвердить нормативные ак-
ты,регламентирующие прохождение представителями казачества службы в
Вооруженных Силах,в пограничных и иных войсках РФ,их участие в охра-
не государственной границы и общественного порядка.
    
    5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Заместителя Председателя Правительства РФ Шахрая С.М.
    
                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                  КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
                       ПО ОТНОШЕНИЮ К КАЗАЧЕСТВУ
    
    Движение за возрождение российского казачества,подвергшегося
репрессиям в годы советской власти,приобрело широкий размах в 80-е
годы.С принятием Закона РФ "О реабилитации репрессированных народов"
и ряда указов Президента РФ по реализации данного Закона движение
приняло организованный характер и переросло рамки общественного дви-
жения.Однако отсутствие механизма реализации указанных законодатель-
ных актов и ясно сформулированной государственной политики по отно-
шению к казачеству не позволяли придать движению за возрождение ка-
зачества целенаправленный,конструктивный характер.Раздробленность
казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме
возрождения казачества затрудняли эту работу.
    Вместе с тем требовалось время для осознания роли казачества и
его места в государственной системе РФ в новых исторических условиях.
    
                 1. Возрождение государственной службы
                              казачества
    
    Казачество большую часть своей истории было связано с государст-
венной службой,и именно в период своей государственной службы каза-
чество приобрело те черты,которые характеризуют его как специфичес-
кую часть российского народа.Сочетание службы государству и специфи-
ческого военно-земледельческого уклада жизни явилось предпосылкой
становления традиционных форм государственной службы казачества,до-
казавшей свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий.
    Возрождение традиционной для России государственной службы каза-
чества является одним из элементов становления новой российской го-
сударственности,укрепления ее безопасности.
    Государственная служба казачества не является единственной проб-
лемой возрождения казачества.Но Правительство исходит из того,что
культура,традиции,обычаи казачества складывались под воздействием
государственной службы и особого уклада жизни.Поэтому без восстанов-
ления традиционного государственного статуса казачества невозможно
возрождение казачества в целом.
    Признание государством необходимости возрождения государственной
службы казачества является основанием для различных форм государст-
венной поддержки казачества,предоставления гарантий,финансовых,мате-
риальных и иных льгот,развития казачьего самоуправления и использо-
вания элементов государственного управления в отношении казачьих
территориальных объединений.
    
           2.Виды и формы государственной службы казачества
    
    Учитывая исторические традиции и современные потребности госу-
дарства,Правительство считает,что на первом этапе возрождения каза-
чества с учетом мобилизационных и экономических возможностей целесо-
образно определить следующие виды государственной службы казачества:
    
    служба в вооруженных силах РФ;
    
    служба по охране государственной границы;
    
    таможенная служба;
    
    служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России;
    
    служба по охране общественного порядка;
    
    охранная служба по сопровождению грузов и объектов государствен-
ного и важного народнохозяйственного значения;
    
    егерская и иная природоохранная служба.
    
    В дальнейшем,при наличии соответствующих возможностей и потреб-
ностей государства,получат развитие и иные традиционные для казачес-
тва виды государственной службы.
    Формы несения службы в государственных военных формированиях мо-
гут быть следующие:
    
    прохождение военной службы в воинских частях,формируемых из чле-
нов казачьих общин;
    
    служба в профессиональном резерве;
    
    пребывание в запасе.
    
    Особенности формирования казачьих частей,в которых периодически
проходит службу все взрослое мужское население в призывном возрас-
те,позволяют значительно расширить призывной контингент и во многом
решить проблему комплектования частей.
    Служба в составе кадровых частей,периодически призываемых из ре-
зерва,а также постоянная служба в составе частей,находящихся в ре-
зерве,позволит в достаточно короткий срок создать условия для пере-
хода к профессиональной военной службе.
    Совместное проживание и труд казаков,систематическая совместная
вневойсковая подготовка в составе резервных подразделений,формирова-
ние естественного (хуторского) товарищества позволят в значительной
мере избавиться от существующих недостатков армейской службы.
    
               3. Сочетание государственного управления
                           и самоуправления
    
    Управление казачьими частями,находящимися на действительной
службе в составе министерств и ведомств РФ,осуществляется по линии
соответствующих федеральных министерств и ведомств и через создавае-
мые в них специальные структурные подразделения.
    Взаимодействие государства с казачьими территориальными объеди-
нениями осуществляется органом государственного управления через на-
казных атаманов,назначаемых в установленном законодательством поряд-
ке.При разработке проекта соответствующего законодательного акта ре-
комендуется рассмотреть примерную схему взаимодействия государства с
казачьими территориальными объединениями (прилагается).
    Казачье самоуправление осуществляется в форме атаманского прав-
ления в хуторах и станицах.При этом выборный атаман и создаваемые им
органы руководят делами казачьей общины,не подменяя органов местного
самоуправления и не затрагивая права неказачьего населения.
    В хуторах и станицах,где казачество составляет большинство насе-
ления,в соответствии с действующим законодательством возможно совме-
щение органов местного самоуправления и атаманского правления,пос-
кольку население правомочно самостоятельно определять структуру ор-
ганов местного самоуправления.
    Для более полного сочетания государственного управления и ка-
зачьего самоуправления и повышения оперативности управления в проме-
жуточных звеньях (округа,отделы) возможна выборность атаманов,их
назначаемость либо сочетание выборности и назначаемости (избрание
атамана на казачьем круге с последующим утверждением его Президентом
РФ).
    Таким образом достигается триединство государственного управле-
ния,атаманского казачьего самоуправления и общегражданского местного
самоуправления.
    
               4. Территориальные объединения казачества
    
    В интересах государственной службы и обеспечения интересов каза-
чества необходимо восстановление традиционных казачьих территориаль-
ных объединений - "войско",округ,отдел.Их основная задача - обеспе-
чение мобилизационной работы,вневойсковой подготовки,взаимодействия
с органами государственной власти,организация хозяйственной деятель-
ности казачьих общин,защита прав казачества.При этом территориальные
объединения казачества не являются административно-территориальными
образованиями,не подменяют органов государственной власти и местного
самоуправления.
    При образовании территориальных объединений необходимо также
учитывать конфигурацию существующих военных округов,что позволит
создать наиболее эффективную и жизнеспособную систему управления,ор-
ганизовать взаимодействие с органами государственной власти субъек-
тов РФ и военными округами.
    Переход казачества от общественных объединений к государственной
службе требует полного государственного учета мобилизационных и эко-
номических возможностей казачьих объединений.Вместо регистрации Мин-
юстом Росиии аморфных казачьих объединений в качестве общественных
организаций необходимо ввести государственную регистрацию территори-
альных объединений казачества (ведение специального государственного
регистра).
    Правительство РФ исходит также из того,что казачество историчес-
ки имеет многонациональные корни.В составе казачьих войск проходили
службу более 40 национальностей.Сбалансированная политика,опирающая-
ся на лучшие традиции казачества,привлечение к государственной служ-
бе представителей казачества из лиц различных национальностей могут
стать важным фактором межэтнической стабильности в различных регио-
нах России.
    
                  5. Отношения члена казачьей общины
                       с государством и общиной
    
    Первичное территориальное объединение казаков (казачья община)
обеспечивает подготовку каждого члена общины к несению службы,подго-
товку,своевременное и качественное отправление обязанностей государ-
ственной службы.В свою очередь,член казачьей общины ответственен как
перед государством,так и перед общиной,в которую он входит.
    Таким образом,для того,чтобы иметь права и нести обязанности,вы-
текающие из конкретного вида государственной службы казачества,граж-
данин должен быть членом казачьей общины.
    Отношения с государством казак оформляет уже будучи членом ка-
зачьей общины при призыве первый раз на воинскую службу или вступле-
нии в должность по иному виду государственной службы путем подписа-
ния контракта и принятия специальной присяги.
    
               6. Особенности казачьего землепользования
    
    Для восстановления традиционного уклада жизни казачества,обеспе-
чивающнго сочетание государственной службы с решением вопросов жиз-
необеспечения казачьих общин,необходимо создание условий для восста-
новления традиционного казачьего общинного землепользования с учетом
новых исторических условий.
    С этой целью в местах традиционного проживания казачества,а также
в местах размещения новых казачьих поселений часть земель должна
быть выведена в фонд государственного земельного резерва,не подлежа-
щего приватизации или продаже в частную собственность.Из этого фонда
казачьи общины наделяются землей,включая общинный резерв для населе-
ния новых казачьих общин.Член казачьей общины наделяется государст-
венной землей,передаваемой ему в пожизненное наследуемое владение и
пользование,в зависимости от исполнения им и его наследниками госу-
дарственной службы.
    Общинное землепользование казачества определяется спецификой го-
сударственной службы казаков,при которой часть казаков периодически
призывается на государственную службу с отрывом от места постоянного
проживания и на общину возлагается обязанность обрабатывать землю
занятых на государственной службе казаков.Кроме того,община может
брать на себя обязательства по частичному обеспечению продовольстви-
ем воинских частей,формируемых из членов данной казачьей общины.
    
          7. Отношение к общественным объединениям казачества
    
    Настоящая концепция не означает огосударствления казачества.Пра-
вительство сознает,что наряду с государственными структурами могут и
будут существовать общественные объединения казачества.Их статус,а
соответственно и взаимоотношения с государством будут определяться
законодательством об общественных объединениях.
    В период перехода к традиционной государственной службе казачес-
тва его общественные объединения призваны сыграть значительную
роль.В связи с этим Правительство считает необходимым содействовать
проведению Всероссийского круга казаков,призванного объединить все
казачьи общественные объединения и рекомендовать для представления
Президенту РФ кандидатуру Верховного атамана казачества России.
    
                            ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
                      ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА
              С КАЗАЧЬИМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
    
    1. При Правительстве РФ образуется Главное управление (комитет)
по делам казачества в качестве федерального органа государственного
управления.
    Главное управление (комитет) возглавляет по должности Верховный
атаман казачества России.
    2. Верховный атаман казачества России назначается указом Прези-
дента РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
    Кандидатуру Верховного атамана рекомендует Всероссийский круг
казаков.
    В случае несогласия Президента с кандидатурой Верховного атамана
он предлагает кругу выдвинуть другую кандидатуру.Если согласие не
достигнуто и после повторного выдвижения,то Президент вправе назна-
чить исполняющего обязанности Верховного атамана сроком на 1 год.
    3. При Президенте РФ образуется Совет атаманов в качестве сове-
щательного (консультативного) органа.
    4. Войсковые атаманы назначаются Президентом РФ по представлению
Верховного атамана после рассмотрения кандидатур на войсковом ка-
зачьем круге.
    Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президен-
том РФ по представлению Верховного атамана после рассмотрения канди-
датур на соответствующем казачьем круге.
    По рекомендации казачьего круга атаманами территориальных отде-
лов могут назначаться главы (заместители) администраций соответству-
ющих административно-территориальных образований.
    Атаманы казачьих общин станиц (хуторов) избираются на станичном
(хуторском) казачьем круге.
5. Территориальные казачьи объединения ("войско",округ,отдел)
подлежат внесению в государственный регистр казачьих обществ с ука-
занием входящих в них станичных и хуторских казачьих общин.
    6. Территориальные объединения казачества не являются админист-
ративно-территориальными единицами и не подменяют органы государст-
венной власти.