О РЕКЛАМЕ, ОПАСНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Рекомендации. Судебная палата по информационным спорам. 05.05.94 1

      О РЕКЛАМЕ, ОПАСНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ
                    СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

                             РЕКОМЕНДАЦИЯ

      СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

                            5 мая 1994 г.

                                 N 1

                              (РГ 94-90)


     Судебная палата по информационным спорам при Президенте  Российс-
кой Федерации рассмотрела вопрос о распространении средствами массовой
информации рекламы, опасной для жизни и здоровья.
     Она проанализировала  публикации  рекламы  алкогольных напитков в
марте - апреле  1994  г.  в  газетах  "Экстра-М",  "Экспресс-реклама",
"Московский комсомолец",  "Коммерсант",  "Коммерсант-daily",  "Деловой
мир", "Центр Plus", "Российская газета", "Комсомольская правда" и дру-
гих изданиях,  ознакомилась с информацией о рекламе алкогольных напит-
ков и табачных изделий на телевидении - телекомпании  НТВ,  телерадио-
компания   "Москва",   телерадиокомпания  Санкт-Петербург-5-й  канал",
ВГТРК, 1-й канал "Останкино".
     Судебная палата заслушала экспертное заключение группы специалис-
тов во главе с Малеиной М.Н.,  представителя Государственного комитета
РФ по  антимонопольной политике и поддержке новых экономических струк-
тур Фонареву Н.Е.,  представителя Минздрава РФ Ткаченко Г.Б., предста-
вителей средств массовой информации Пиляцкина Б.А.  ("Известия"), Под-
зигуна И.М. ("Останкино"), Политковскую А.С. ("Общая газета"), Гречки-
ну  Л.В.  ("Московский комсомолец"),  Некрасова Ю.М.  ("Деловой мир"),
Алибегова Р.И. ("Открытое радио"), Шекелева А.О. (МТК "Москва") и дру-
гих.
     Судебная палата установила:
     В средствах  массовой информации широкое распространение получила
реклама алкогольных напитков и табачных изделий,  прямо запрещенная ч.
2 ст.  19  Основ  законодательства  РФ  "Об  охране здоровья граждан".
Средства, получаемые от такой рекламы,  редакции печатных изданий, те-
лерадиокомпании обращают в свой доход.
     Кроме того,  средствами массовой информации не всегда выполняется
ч. 4  статьи  7 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг",  которая
запрещает рекламу продукции,  подлежащей обязательной сертификации, но
не имеющей сертификата соответствия.
     Не всегда выполняется также требование ч. 8 статьи 43 Основ зако-
нодательства РФ  "Об охране здоровья граждан",  запрещающий пропаганду
методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не
прошедших проверочных   испытаний  в  установленном  законом  порядке.
Средствами массовой информации рекламируются также всевозможные  цели-
тели, экстрасенсы,  колдуны и прочие лица, объявляющие себя специалис-
тами по лечению нетрадиционными методами, но не имеющими соответствую-
щих разрешений.  Минздрав  РФ фактически устранился от контроля за по-
добными лицами и рекламой их незаконной деятельности.
     В судебном заседании представителями средств массовой информации,
допустившими нарушение ч. 2 ст. 19 Основ законодательства РФ "Об охра-
не здоровья  граждан"  (реклама  алкогольных напитков и табачных изде-
лий), высказывались различные соображения  в  обоснование  сложившейся
практики распространения запрещенной, ненадлежащей рекламы.
     Эти соображения сводились к следующему:  тяжелое финансовое поло-
жение у  многих  конкретных средств массовой информации,  прежде всего
телерадиокомпаний; простой запрет рекламы,  тогда как надо было бы ус-
тановить всего  лишь ограничения подобной рекламы и разрешать ее с оп-
ределенного времени,  например, как в "Останкино" с 23 часов; смещение
рекламы и  коммерческих объявлений (информации);  отсутствие Закона РФ
"О рекламе";  отсутствие ответственности за нарушение ч.  2 статьи  19
Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" и т.п.
     Судебная палата не может согласится с подобной аргументацией.
     Приоритетным остается  охрана здоровья граждан России,  которая и
закреплена в действующем законе.  Недопустимым является  принятие  ве-
домственных нормативных актов,  противоречащих закону, "подправляющих"
закон. Рекламу вполне можно отличать от простых объявлений  о  продаже
алкоголя, табачных изделий,  т.к.  она характеризуется популяризацией,
восхвалением качеств и доступности продукта, побуждением к его потреб-
лению и иными приемами и способами.
     В российском законодательстве существуют правовые  средства,  ис-
пользование которых  могло бы поставить заслон наиболее очевидным слу-
чаям распространения запрещенной рекламы. Это, в частности, применение
статьи 49 ГК РФ,  устанавливающей, что при определенных условиях могут
быть взысканы в доход государства все полученные  средства  по  сделке
признанной недействительной,  поскольку она совершена с целью, против-
ной интересам общества.
     В судебном  заседании  представитель  Минздрава  РФ Ткаченко Г.Б.
привела многочисленные данные,  свидетельствующие о том, сколь тревож-
ной стала проблема курения в стране,  насколько увеличилась смертность
по этой причине,  насколько увеличилось число курящих подростков, жен-
щин, в том числе беременных и т.п.
     Судебная палата особо констатирует,  что значительно  возросла  в
средствах массовой информации России реклама иностранных алкогольных и
табачных изделий,  в то время как такая же реклама в странах-изготови-
телях не производятся. Тем самым иностранные производители алкогольных
и табачных изделий с помощью рекламы,  прежде всего в средствах массо-
вой информации,  перемещают в Россию рынок сбыта своей продукции, нес-
мотря на действующее законодательство об охране здоровья граждан  Рос-
сии.
     Судебная палата с учетом  всего  вышеизложенного,  руководствуясь
статьями 20 и 21 Положения о Судебной палате, рекомендует:
     1. Расценивать распространение рекламы алкогольных напитков и та-
бачных изделий  в  средствах массовой информации,  какими бы причинами
это ни вызывалось, как нарушение ч. 2 статьи 19 Основ законодательства
РФ "Об охране здоровья граждан".
     2. Обратить внимание средств массовой информации на то, что исхо-
дя из  ч.  4  статьи  7  Закона  РФ "О сертификации продукции и услуг"
средства массовой информации обязаны при заключении договора о рекламе
продукции, подлежащей  обязательной сертификации,  проверять наличие у
рекламодателя сертификата соответствия. При отсутствии сертификата со-
ответствия договор о рекламе продукции, подлежащей обязательной серти-
фикации, заключаться не должен.
     3. Учитывать, что в соответствии с ч. 8 статьи 43 Основ законода-
тельства РФ "Об охране здоровья  граждан"  до  оформления  результатов
проверочных испытаний методов профилактики, диагностики, лечения и ле-
карственных препаратов средства  массовой  информации  могут  сообщать
только о фактах проведения экспериментов, исследований, не сопровождая
эти сведения выводами о прогрессивности эффективности,  уникальности и
других  предполагаемых  достоинствах  новых методов медицины и лекарс-
твенных препаратов (т.е. не рекламируя их).
     Не допускать  рекламирования  деятельности лиц,  объявляющих себя
специалистами по нетрадиционным методам лечения целителей,  экстрасен-
сов, колдунов,  фей и т.п.), не имеющих разрешений на занятия подобной
деятельностью, выданных в установленном порядке.
     4. Обратить  внимание Минздрава РФ,  органов прокуратуры на неис-
пользование правовых средств,  в частности статьи 49 ГК РФ, предусмат-
ривающей взыскание в доход государства средств,  полученных от сделок,
совершенных с целью противной интересам  государства  и  общества  для
устранения нарушений ч.  2 статьи 19 Основ законодательства РФ "Об ох-
ране здоровья граждан".
     5. Рассмотреть  предложения,  высказанные  в  судебном  заседании
представителями средств массовой информации, при подготовке законопро-
екта "О рекламе", при совершенствовании законодательства в области ох-
раны здоровья граждан.  Считать целесообразным ускорить подготовку За-
кона РФ "О рекламе".
     Судебная палата решила всю информацию о выявленных случаях  нару-
шений законодательства об охране здоровья граждан направить в Минздрав
РФ для принятия конкретных мер к нарушителям.

     Председатель
     Судебной палаты                                А.В.Венгеров