О РЕКЛАМЕ, ОПАСНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЯ СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ 5 мая 1994 г. N 1 (РГ 94-90) Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российс- кой Федерации рассмотрела вопрос о распространении средствами массовой информации рекламы, опасной для жизни и здоровья. Она проанализировала публикации рекламы алкогольных напитков в марте - апреле 1994 г. в газетах "Экстра-М", "Экспресс-реклама", "Московский комсомолец", "Коммерсант", "Коммерсант-daily", "Деловой мир", "Центр Plus", "Российская газета", "Комсомольская правда" и дру- гих изданиях, ознакомилась с информацией о рекламе алкогольных напит- ков и табачных изделий на телевидении - телекомпании НТВ, телерадио- компания "Москва", телерадиокомпания Санкт-Петербург-5-й канал", ВГТРК, 1-й канал "Останкино". Судебная палата заслушала экспертное заключение группы специалис- тов во главе с Малеиной М.Н., представителя Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических струк- тур Фонареву Н.Е., представителя Минздрава РФ Ткаченко Г.Б., предста- вителей средств массовой информации Пиляцкина Б.А. ("Известия"), Под- зигуна И.М. ("Останкино"), Политковскую А.С. ("Общая газета"), Гречки- ну Л.В. ("Московский комсомолец"), Некрасова Ю.М. ("Деловой мир"), Алибегова Р.И. ("Открытое радио"), Шекелева А.О. (МТК "Москва") и дру- гих. Судебная палата установила: В средствах массовой информации широкое распространение получила реклама алкогольных напитков и табачных изделий, прямо запрещенная ч. 2 ст. 19 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан". Средства, получаемые от такой рекламы, редакции печатных изданий, те- лерадиокомпании обращают в свой доход. Кроме того, средствами массовой информации не всегда выполняется ч. 4 статьи 7 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг", которая запрещает рекламу продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не имеющей сертификата соответствия. Не всегда выполняется также требование ч. 8 статьи 43 Основ зако- нодательства РФ "Об охране здоровья граждан", запрещающий пропаганду методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном законом порядке. Средствами массовой информации рекламируются также всевозможные цели- тели, экстрасенсы, колдуны и прочие лица, объявляющие себя специалис- тами по лечению нетрадиционными методами, но не имеющими соответствую- щих разрешений. Минздрав РФ фактически устранился от контроля за по- добными лицами и рекламой их незаконной деятельности. В судебном заседании представителями средств массовой информации, допустившими нарушение ч. 2 ст. 19 Основ законодательства РФ "Об охра- не здоровья граждан" (реклама алкогольных напитков и табачных изде- лий), высказывались различные соображения в обоснование сложившейся практики распространения запрещенной, ненадлежащей рекламы. Эти соображения сводились к следующему: тяжелое финансовое поло- жение у многих конкретных средств массовой информации, прежде всего телерадиокомпаний; простой запрет рекламы, тогда как надо было бы ус- тановить всего лишь ограничения подобной рекламы и разрешать ее с оп- ределенного времени, например, как в "Останкино" с 23 часов; смещение рекламы и коммерческих объявлений (информации); отсутствие Закона РФ "О рекламе"; отсутствие ответственности за нарушение ч. 2 статьи 19 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" и т.п. Судебная палата не может согласится с подобной аргументацией. Приоритетным остается охрана здоровья граждан России, которая и закреплена в действующем законе. Недопустимым является принятие ве- домственных нормативных актов, противоречащих закону, "подправляющих" закон. Рекламу вполне можно отличать от простых объявлений о продаже алкоголя, табачных изделий, т.к. она характеризуется популяризацией, восхвалением качеств и доступности продукта, побуждением к его потреб- лению и иными приемами и способами. В российском законодательстве существуют правовые средства, ис- пользование которых могло бы поставить заслон наиболее очевидным слу- чаям распространения запрещенной рекламы. Это, в частности, применение статьи 49 ГК РФ, устанавливающей, что при определенных условиях могут быть взысканы в доход государства все полученные средства по сделке признанной недействительной, поскольку она совершена с целью, против- ной интересам общества. В судебном заседании представитель Минздрава РФ Ткаченко Г.Б. привела многочисленные данные, свидетельствующие о том, сколь тревож- ной стала проблема курения в стране, насколько увеличилась смертность по этой причине, насколько увеличилось число курящих подростков, жен- щин, в том числе беременных и т.п. Судебная палата особо констатирует, что значительно возросла в средствах массовой информации России реклама иностранных алкогольных и табачных изделий, в то время как такая же реклама в странах-изготови- телях не производятся. Тем самым иностранные производители алкогольных и табачных изделий с помощью рекламы, прежде всего в средствах массо- вой информации, перемещают в Россию рынок сбыта своей продукции, нес- мотря на действующее законодательство об охране здоровья граждан Рос- сии. Судебная палата с учетом всего вышеизложенного, руководствуясь статьями 20 и 21 Положения о Судебной палате, рекомендует: 1. Расценивать распространение рекламы алкогольных напитков и та- бачных изделий в средствах массовой информации, какими бы причинами это ни вызывалось, как нарушение ч. 2 статьи 19 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан". 2. Обратить внимание средств массовой информации на то, что исхо- дя из ч. 4 статьи 7 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" средства массовой информации обязаны при заключении договора о рекламе продукции, подлежащей обязательной сертификации, проверять наличие у рекламодателя сертификата соответствия. При отсутствии сертификата со- ответствия договор о рекламе продукции, подлежащей обязательной серти- фикации, заключаться не должен. 3. Учитывать, что в соответствии с ч. 8 статьи 43 Основ законода- тельства РФ "Об охране здоровья граждан" до оформления результатов проверочных испытаний методов профилактики, диагностики, лечения и ле- карственных препаратов средства массовой информации могут сообщать только о фактах проведения экспериментов, исследований, не сопровождая эти сведения выводами о прогрессивности эффективности, уникальности и других предполагаемых достоинствах новых методов медицины и лекарс- твенных препаратов (т.е. не рекламируя их). Не допускать рекламирования деятельности лиц, объявляющих себя специалистами по нетрадиционным методам лечения целителей, экстрасен- сов, колдунов, фей и т.п.), не имеющих разрешений на занятия подобной деятельностью, выданных в установленном порядке. 4. Обратить внимание Минздрава РФ, органов прокуратуры на неис- пользование правовых средств, в частности статьи 49 ГК РФ, предусмат- ривающей взыскание в доход государства средств, полученных от сделок, совершенных с целью противной интересам государства и общества для устранения нарушений ч. 2 статьи 19 Основ законодательства РФ "Об ох- ране здоровья граждан". 5. Рассмотреть предложения, высказанные в судебном заседании представителями средств массовой информации, при подготовке законопро- екта "О рекламе", при совершенствовании законодательства в области ох- раны здоровья граждан. Считать целесообразным ускорить подготовку За- кона РФ "О рекламе". Судебная палата решила всю информацию о выявленных случаях нару- шений законодательства об охране здоровья граждан направить в Минздрав РФ для принятия конкретных мер к нарушителям. Председатель Судебной палаты А.В.Венгеров |