ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 23 апреля 1994 года N 375 (РГ 94-91) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве охраны окружаю- щей среды и природных ресурсов Российской Федерации. 2. Установить, что финансирование Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, а его территориальных органов как за счет средств федерального бюджета, так и иных источников финансирова- ния, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3. Признать утратившим силу Положение о Министерстве охраны окру- жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 18 декабря 1992 года N 996 "Об утверждении Положения о Министерстве охраны окру- жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" (Собрание ак- тов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 172). Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Рос- сийской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом ис- полнительной власти, осуществляющим государственное управление и коор- динацию деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, и наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Минприроды России при регулировании природопользования согласовывает и утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, а также правила ведения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воз- действие на окружающую природную среду. 2. Для реализации своих полномочий Минприроды России создает тер- риториальные органы в субъектах Российской Федерации, специализирован- ные территориальные инспекции и другие органы и организации. 3. Территориальные органы Минприроды России вправе создавать местные природоохранные органы по согласованию с соответствующими ор- ганами местного самоуправления. 4. Минприроды России и его территориальные органы являются специ- ально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 5. Территориальные органы Минприроды России создаются, реоргани- зуются и ликвидируются Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если иное не пре- дусмотрено действующим законодательством. Минприроды России по согласованию с органами исполнительной влас- ти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региона опре- деляет численность аппарата, структуру, штаты и фонд оплаты труда тер- риториальных органов. 6. Территориальные органы Минприроды России действуют на основа- нии положений о них, утверждаемых Минприроды России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и осу- ществляют свою деятельность под контролем Минприроды России, а по воп- росам, входящим в компетенцию субъектов Российской Федерации - под контролем соответствующих органов исполнительной власти. 7. Минприроды России в своей деятельности руководствуется Консти- туцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и рас- поряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим По- ложением. 8. Минприроды России и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации, правоохранительными органами, органами местного са- моуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами. 9. Основными задачами Минприроды России являются: комплексное управление области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, уч- реждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов; формирование нормативно-методической базы в области охраны окру- жающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологи- ческой безопасности; организация единой государственной системы экологического монито- ринга; организация и проведение государственной экологической экспертизы; организация и осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности; обеспечение населения экологической информацией; организация природно-заповедного дела, управление природно-запо- ведным фондом Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации; реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществле- ние международного сотрудничества в этой области; развитие и эффективное использование материально-технической базы территориальных органов и подведомственных организаций Министерства. 10. В соответствии с основными задачами Минприроды России: разрабатывает предложения по основным направлениям государствен- ной экологической политики, совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окру- жающей природной среды организует разработку и реализацию федеральных и межгосударственных программ по охране окружающей среды и рациональ- ному использованию природных ресурсов, участвует в прогнозировании и подготовке программ социально-экономического развития; подготавливает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Министерс- тва; организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннули- рование) лицензий и разрешений на: комплексное природопользование с учетом заключений специально уполномоченных органов по охране и использованию отдельных видов при- родных ресурсов; складирование, размещение и захоронение промышленных отходов (ма- териалов, веществ); выбросы, сбросы загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд в случаях, когда это может привести к изменениям состояния атмосферы; добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, видов жи- вотных и растений, подпадающих под действие международных договоров и конвенций, а также их продуктов, частей и дериватов; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения; согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими специально уполномоченными, государственными органами Российской Феде- рации в области охраны окружающей природной среды нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (кво- ты) на их изъятие; подготавливает предложения по формированию и использованию средств внебюджетных экологических фондов; осуществляет научное обеспечение подведомственных предприятий и организаций и координацию работ, связанных с решением проблем в облас- ти охраны окружающей среды, регулирования природопользования и соблю- дения норм экологической безопасности, выявлением и предотвращением отрицательных экологических последствий; организует учет и оценку природно-ресурсного потенциала, ведет учет объектов, загрязняющих окружающую среду; во взаимодействии с другими специально уполномоченными государс- твенными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды ведет комплексный территориальный кадастр природных ресурсов; организует и ведет государственный регистр опасных отходов (в том числе радиоактивных); обеспечивает создание и функционирование экологических информаци- онных систем; организует сбор, хранение, обработку, анализ и распрост- ранение информации по проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов, ведет совместно с соответствующими органами управления банки данных об окружающей среде, природных ресурсах и их использовании, об инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технических, техно- логических и организационно-экономических решениях; совместно с Госкомстатом России и участием других специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружаю- щей среды разрабатывает порядок и формы статистической отчетности по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов; организует совместно с другими министерствами и ведомствами рабо- ту по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды, регулирования природо- пользования, обеспечения экологической безопасности; организует разработку, согласовывает или утверждает по согласова- нию с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды нор- мативы качества окружающей среды, нормы (нормативы) воздействия на ок- ружающую среду, размещение отходов; ведет регистрацию, организует из- дание и распространение государственных природоохранных нормативных документов; обеспечивает совместно с другими министерствами и ведомствами разработку экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-тех- нических документах; обеспечивает нормативно-правовую основу экологической паспортиза- ции хозяйственных объектов, осуществляет контроль за этой деятель- ностью; осуществляет общее руководство созданием и функционированием еди- ной государственной системы экологического мониторинга; организует и осуществляет государственную экологическую эксперти- зу предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федера- ции, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также эко- логических обоснований лицензий и сертификатов; организует и осуществляет государственный экологический контроль; обеспечивает во взаимодействии со специально уполномоченными го- сударственными органами охрану окружающей среды, регулирование приро- допользования, соблюдение норм экологической безопасности в территори- альных водах, морской экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологи- ческого воспитания, образования и просвещения, ведет работу по пропа- ганде знаний в области охраны окружающей среды; координирует в пределах своей компетенции деятельность других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных орга- нов, в том числе по вопросам; учета, оценки и ведения кадастров отдельных видов природных ре- сурсов; разработки и утверждения инструктивно-методической документации по установлению и взиманию платы за пользование природными ресурсами, определению и компенсации ущерба, наносимого нерациональным использо- ванием природных ресурсов; экологического мониторинга; осуществления государственного контроля за использованием и охра- ной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха (в том числе за осуществлением мер по предотвращению истощения озоно- вого слоя атмосферы), лесов и иной растительности, животного мира (в том числе рыбных запасов), природных ресурсов континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, а также по другим вопросам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; лицензирования в области проведения наблюдений за загрязнением окружающей среды; организует подготовку ежегодного государственного доклада о сос- тоянии окружающей природной среды в Российской Федерации; управляет государственными природными заповедниками и иными особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении; осуществляет ме- ры по развитию единой системы особо охраняемых природных территорий, сохранению биологического разнообразия, редких и находящихся под угро- зой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объ- ектов и комплексов; ведет Красную книгу Российской Федерации и обеспечивает представ- ление материалов для Красной книги Международного союза охраны природы и природных ресурсов; согласовывает создание другими министерствами и ведомствами особо охраняемых природных территорий; организует совместно с другими федеральными органами исполнитель- ной власти выполнение обязательств, вытекающих из членства России в международных организациях и ее участия в международных договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляет международ- ное сотрудничество в этой области, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области; согласовывает в установленном поряд- ке международные договоры по вопросам охраны окружающей среды и при- родных ресурсов; организует переподготовку и повышение квалификации кадров для системы Минприроды России; в установленном порядке разрабатывает и утверждает порядок ноше- ния форменной одежды для своих сотрудников; в пределах предоставленных полномочий осуществляет управление подведомственными органами и организациями, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым использованием финансовых и материальных ресурсов; обеспечивает развитие и эффективное использование материаль- но-технической базы организаций Министерства. 11. Минприроды России, его территориальные органы и их должност- ные лица в пределах своей компетенции имеют право: утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические до- кументы (правила) в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности; запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных ор- ганов исполнительной власти, их территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения норм экологической безопасности; заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и орга- низаций по вопросам соблюдения экологических требований законодатель- ства Российской Федерации, выполнения планов и программ осуществления природоохранных мероприятий; беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации (в том числе в установленном порядке режимные), охраняемые территории, другие объекты независимо от их ведомственной принадлежности, располо- женные и осуществляющие свою деятельность на территории России, в тер- риториальных водах на континентальном шельфе и в морской экономической зоне Российской Федерации, составлять по результатам их проверок акты и протоколы, давать обязательные предписания по устранению нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и ис- пользования природных ресурсов; ограничивать или приостанавливать в установленном порядке дея- тельность предприятий или иных объектов независимо от форм собствен- ности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований природоохранительного законодательства, лицензий на исполь- зование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также давать предписания о прекращении финан- сирования таких работ; в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федера- ции, рассматривать дела об административных нарушениях в области охра- ны окружающей среды и использования природных ресурсов; в установленном порядке аннулировать или давать предписания об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них; вносить предложения об изъятии в установленном порядке земельных участков при использовании их способами, приводящими к развитию эрозии и деградации земель, химическому, биологическому и радиоактивному заг- рязнению, а также о запрещении использования загрязненных и деградиро- ванных земель; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых вы- полнено с нарушением экологических норм и правил; во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами останавливать и осматри- вать российские и иностранные суда и другие плавучие средства для про- верки фактов нарушения требований природоохранительного законодатель- ства и задерживать их до решения вопроса о компенсации ущерба в случае установления нарушения; во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами проверять транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения ими экологических норм и правил; запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также тран- зит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изде- лий), сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением экологических норм и правил; взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее; предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства; утверждать уставы подведомственных учреждений и организаций в со- ответствии с типовым уставом, утверждаемым Госкомимуществом России; назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных учреждений и организаций, заключать, изменять и рас- торгать контракты с этими руководителями в порядке, установленном действующим законодательством; публиковать либо передавать для публикации информацию о качестве окружающей среды и другие данные, имеющие прямое отношение к экологи- ческой безопасности населения. 12. Решения Минприроды России и его территориальных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов госу- дарственного управления, юридических и физических лиц. Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке. 13. Минприроды России возглавляет Министр, назначаемый Президен- том Российской Федерации. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации: осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на ос- нове единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и положения о подразделениях центрально- го аппарата; издает приказы, указания, инструкции, обязательные для исполнения работниками Министерства и подведомственных органов, организаций и уч- реждений; назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации руко- водителей территориальных органов Минприроды России. 14. В Минприроды России образуется коллегия в составе Министра (председатель), его заместителей по должности, руководителей главных управлений, управления и отделов Министерства, ведущих ученых и специ- алистов. Персональный состав коллегии утверждается Правительством Российс- кой Федерации (кроме лиц, входящих в нее по должности). Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерс- тва, подведомственных учреждений, организаций и предприятий, результа- ты проверок исполнения принятых решений, вопросы международного сот- рудничества, подбора, расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает руководителей органов управления и других должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Министерства. 15. В Минприроды России создаются: научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных спе- циалистов, а также представителей научных, инженерных обществ и других организаций; совет государственной экологической экспертизы. Персональный состав указанных советов и положения о них утвержда- ются Министром. 16. Минприроды России является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государствен- ного герба Российской Федерации и со своим наименованием. |