ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 23.04.94 375

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ
             ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         23 апреля 1994 года

                                N 375

                              (РГ 94-91)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве охраны окружаю-
щей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
     2. Установить,  что финансирование Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации осуществляется за счет
средств федерального бюджета,  а его территориальных  органов  как  за
счет средств федерального бюджета,  так и иных источников финансирова-
ния, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     3. Признать утратившим силу Положение о Министерстве охраны окру-
жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от  18  декабря
1992 года  N 996 "Об утверждении Положения о Министерстве охраны окру-
жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" (Собрание  ак-
тов Президента и Правительства Российской Федерации,  1993,  N 3,  ст.
172).

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                В.ЧЕРНОМЫРДИН


                              ПОЛОЖЕНИЕ

                О МИНИСТЕРСТВЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
              И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Рос-
сийской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом ис-
полнительной власти, осуществляющим государственное управление и коор-
динацию деятельности в области охраны окружающей среды,  регулирования
природопользования, обеспечения экологической безопасности, и наряду с
органами исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  несет
ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.
Минприроды России при регулировании природопользования согласовывает и
утверждает нормы  и правила использования природных ресурсов,  а также
правила ведения хозяйственной и иной  деятельности,  оказывающей  воз-
действие на окружающую  природную среду.
     2. Для реализации своих полномочий Минприроды России создает тер-
риториальные органы в субъектах Российской Федерации, специализирован-
ные территориальные инспекции и другие органы и организации.
     3. Территориальные  органы  Минприроды  России  вправе  создавать
местные природоохранные органы по согласованию с соответствующими  ор-
ганами местного самоуправления.
     4. Минприроды России и его территориальные органы являются специ-
ально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды.
     5. Территориальные органы Минприроды России создаются,  реоргани-
зуются и ликвидируются Минприроды России по  согласованию  с  органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если иное не пре-
дусмотрено действующим законодательством.
     Минприроды России по согласованию с органами исполнительной влас-
ти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региона  опре-
деляет численность аппарата, структуру, штаты и фонд оплаты труда тер-
риториальных органов.
     6. Территориальные  органы Минприроды России действуют на основа-
нии положений о них, утверждаемых Минприроды России и соответствующими
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  и осу-
ществляют свою деятельность под контролем Минприроды России, а по воп-
росам, входящим  в  компетенцию  субъектов  Российской Федерации - под
контролем соответствующих органов исполнительной власти.
     7. Минприроды России в своей деятельности руководствуется Консти-
туцией Российской Федерации,  законами Российской Федерации, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и рас-
поряжениями Правительства Российской Федерации,  а также настоящим По-
ложением.
     8. Минприроды России и его  территориальные  органы  осуществляют
свою деятельность  во  взаимодействии  с другими федеральными органами
исполнительной власти,  органами исполнительной власти субъектов  Рос-
сийской Федерации, правоохранительными органами, органами местного са-
моуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями
и организациями, гражданами.
     9. Основными задачами Минприроды России являются:
     комплексное управление  области охраны окружающей природной среды
в Российской Федерации,  проведение единой научно-технической политики
по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
     координация деятельности министерств,  ведомств, предприятий, уч-
реждений и  организаций  в области охраны окружающей среды и природных
ресурсов;
     оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую
среду, а также состояния и использования природных ресурсов;
     формирование нормативно-методической  базы в области охраны окру-
жающей среды,  регулирования природопользования,  обеспечения экологи-
ческой безопасности;
     организация единой государственной системы экологического монито-
ринга;
     организация и проведение государственной экологической экспертизы;
     организация и  осуществление  государственного контроля в области
охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за
соблюдением норм экологической безопасности;
     обеспечение населения экологической информацией;
     организация природно-заповедного дела,  управление природно-запо-
ведным фондом Российской Федерации,  ведение Красной книги  Российской
Федерации;
     реализация обязательств  Российской  Федерации,   вытекающих   из
членства России в международных организациях и участия в международных
договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществле-
ние международного сотрудничества в этой области;
     развитие и эффективное использование материально-технической базы
территориальных органов и подведомственных организаций Министерства.
     10. В соответствии с основными задачами Минприроды России:
     разрабатывает предложения  по основным направлениям государствен-
ной экологической политики,  совместно со  специально  уполномоченными
государственными органами  Российской Федерации в области охраны окру-
жающей природной среды организует разработку и реализацию  федеральных
и межгосударственных  программ по охране окружающей среды и рациональ-
ному использованию природных ресурсов,  участвует в прогнозировании  и
подготовке программ социально-экономического развития;
     подготавливает предложения по совершенствованию  законодательства
Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Министерс-
тва;
     организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннули-
рование) лицензий и разрешений на:
     комплексное природопользование  с  учетом  заключений  специально
уполномоченных органов по охране и использованию отдельных видов  при-
родных ресурсов;
     складирование, размещение и захоронение промышленных отходов (ма-
териалов, веществ);
     выбросы, сбросы загрязняющих веществ  (включая  радиоактивные)  в
окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую
среду и потребление атмосферного воздуха для производственных  нужд  в
случаях, когда это может привести к изменениям состояния атмосферы;
     добывание, сбор,  продажу,  скупку, обмен, пересылку, содержание,
хранение, вывоз  за  границу  и ввоз в страну биологических коллекций,
биологических объектов,  в том числе относящихся к  видам  животных  и
растений, занесенных  в Красную книгу Российской Федерации,  видов жи-
вотных и растений,  подпадающих под действие международных договоров и
конвенций, а также их продуктов, частей и дериватов;
     осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами)
природоохранного назначения;
     согласовывает или утверждает по согласованию  с  соответствующими
специально уполномоченными, государственными органами Российской Феде-
рации в области охраны окружающей природной среды нормы (нормативы)  и
правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (кво-
ты) на их изъятие;
     подготавливает предложения   по   формированию   и  использованию
средств внебюджетных экологических фондов;
     осуществляет научное  обеспечение  подведомственных предприятий и
организаций и координацию работ, связанных с решением проблем в облас-
ти охраны окружающей среды,  регулирования природопользования и соблю-
дения норм экологической безопасности,  выявлением  и  предотвращением
отрицательных экологических последствий;
     организует учет и оценку  природно-ресурсного  потенциала,  ведет
учет объектов, загрязняющих окружающую среду;
     во взаимодействии с другими специально уполномоченными  государс-
твенными органами  Российской  Федерации  в  области охраны окружающей
природной среды ведет комплексный  территориальный  кадастр  природных
ресурсов;
     организует и ведет государственный регистр опасных отходов (в том
числе радиоактивных);
     обеспечивает создание и функционирование экологических информаци-
онных систем; организует сбор, хранение, обработку, анализ и распрост-
ранение информации по проблемам охраны окружающей  среды  и  природных
ресурсов, ведет совместно с соответствующими органами управления банки
данных об окружающей среде,  природных ресурсах и их использовании, об
инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технических, техно-
логических и организационно-экономических решениях;
     совместно с  Госкомстатом  России  и  участием  других специально
уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны  окружаю-
щей среды  разрабатывает  порядок и формы статистической отчетности по
вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов;
     организует совместно с другими министерствами и ведомствами рабо-
ту по нормативному и метрологическому  обеспечению,  стандартизации  и
сертификации в области охраны окружающей среды, регулирования природо-
пользования, обеспечения экологической безопасности;
     организует разработку, согласовывает или утверждает по согласова-
нию с другими  специально  уполномоченными  государственными  органами
Российской Федерации  в области охраны окружающей природной среды нор-
мативы качества окружающей среды, нормы (нормативы) воздействия на ок-
ружающую среду,  размещение отходов; ведет регистрацию, организует из-
дание и распространение  государственных  природоохранных  нормативных
документов;
     обеспечивает совместно с  другими  министерствами  и  ведомствами
разработку экологических  требований  для  учета  их в государственных
стандартах, ведомственных инструктивно-методических и  нормативно-тех-
нических документах;
     обеспечивает нормативно-правовую основу экологической паспортиза-
ции хозяйственных  объектов,  осуществляет  контроль  за этой деятель-
ностью;
     осуществляет общее руководство созданием и функционированием еди-
ной государственной системы экологического мониторинга;
     организует и осуществляет государственную экологическую эксперти-
зу предплановых,  предпроектных и проектных материалов по  объектам  и
мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федера-
ции, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также эко-
логических обоснований лицензий и сертификатов;
     организует и осуществляет государственный экологический контроль;
     обеспечивает во  взаимодействии со специально уполномоченными го-
сударственными органами охрану окружающей среды,  регулирование приро-
допользования, соблюдение норм экологической безопасности в территори-
альных водах,  морской экономической зоне и на континентальном  шельфе
Российской Федерации;
     участвует в организации системы всеобщего  непрерывного  экологи-
ческого воспитания,  образования и просвещения, ведет работу по пропа-
ганде знаний в области охраны окружающей среды;
     координирует в  пределах  своей  компетенции  деятельность других
специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды и их территориальных орга-
нов, в том числе по вопросам;
     учета, оценки  и  ведения кадастров отдельных видов природных ре-
сурсов;
     разработки и  утверждения  инструктивно-методической документации
по установлению и взиманию платы за пользование природными  ресурсами,
определению и компенсации ущерба,  наносимого нерациональным использо-
ванием природных ресурсов;
     экологического мониторинга;
     осуществления государственного контроля за использованием и охра-
ной земель,  недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха
(в том числе за осуществлением мер по предотвращению истощения  озоно-
вого слоя атмосферы),  лесов и иной растительности,  животного мира (в
том числе рыбных запасов),  природных ресурсов континентального шельфа
и морской  экономической зоны Российской Федерации,  а также по другим
вопросам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
     лицензирования в  области  проведения  наблюдений за загрязнением
окружающей среды;
     организует подготовку  ежегодного государственного доклада о сос-
тоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;
     управляет государственными природными заповедниками и иными особо
охраняемыми территориями, находящимися в его ведении; осуществляет ме-
ры по  развитию  единой системы особо охраняемых природных территорий,
сохранению биологического разнообразия, редких и находящихся под угро-
зой исчезновения видов животных и растений,  уникальных природных объ-
ектов и комплексов;
     ведет Красную книгу Российской Федерации и обеспечивает представ-
ление материалов для Красной книги Международного союза охраны природы
и природных ресурсов;  согласовывает создание другими министерствами и
ведомствами особо охраняемых природных территорий;
     организует совместно с другими федеральными органами исполнитель-
ной власти выполнение обязательств,  вытекающих из членства  России  в
международных организациях  и  ее участия в международных договорах по
охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляет международ-
ное сотрудничество в этой области,  изучает, обобщает и распространяет
зарубежный опыт в данной области; согласовывает в установленном поряд-
ке международные  договоры  по вопросам охраны окружающей среды и при-
родных ресурсов;
     организует переподготовку  и  повышение  квалификации  кадров для
системы Минприроды России;
     в  установленном порядке разрабатывает и утверждает порядок ноше-
ния форменной одежды для своих сотрудников;
     в пределах  предоставленных  полномочий  осуществляет  управление
подведомственными органами и организациями,  осуществляет контроль  за
их деятельностью,  в  том числе за целевым использованием финансовых и
материальных ресурсов;
     обеспечивает развитие   и  эффективное  использование  материаль-
но-технической базы организаций Министерства.
     11. Минприроды России,  его территориальные органы и их должност-
ные лица в пределах своей компетенции имеют право:
     утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические до-
кументы (правила) в области  охраны  окружающей  среды,  регулирования
природопользования, обеспечения экологической безопасности;
     запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных ор-
ганов исполнительной власти,  их территориальных органов, предприятий,
учреждений и организаций информацию,  необходимую для выполнения задач
в области  охраны окружающей среды,  регулирования природопользования,
обеспечения норм экологической безопасности;
     заслушивать отчеты руководителей предприятий,  учреждений и орга-
низаций по вопросам соблюдения экологических требований  законодатель-
ства Российской Федерации,  выполнения планов и программ осуществления
природоохранных мероприятий;
     беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации (в
том числе в установленном порядке  режимные),  охраняемые  территории,
другие объекты независимо от их ведомственной принадлежности, располо-
женные и осуществляющие свою деятельность на территории России, в тер-
риториальных водах на континентальном шельфе и в морской экономической
зоне Российской Федерации,  составлять по результатам их проверок акты
и протоколы,  давать  обязательные предписания по устранению нарушений
требований законодательства в области охраны окружающей  среды  и  ис-
пользования природных ресурсов;
     ограничивать или приостанавливать в  установленном  порядке  дея-
тельность предприятий  или  иных объектов независимо от форм собствен-
ности и подчинения,  если их эксплуатация осуществляется с  нарушением
требований природоохранительного законодательства, лицензий на исполь-
зование природных ресурсов,  с превышением лимитов выбросов и  сбросов
загрязняющих веществ,  а также давать предписания о прекращении финан-
сирования таких работ;
     в порядке,  предусмотренном  законодательством Российской Федера-
ции, рассматривать дела об административных нарушениях в области охра-
ны окружающей среды и использования природных ресурсов;
     в установленном порядке аннулировать или  давать  предписания  об
аннулировании лицензий  (разрешений)  на пользование отдельными видами
природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них;
     вносить предложения  об изъятии в установленном порядке земельных
участков при использовании их способами, приводящими к развитию эрозии
и деградации земель, химическому, биологическому и радиоактивному заг-
рязнению, а также о запрещении использования загрязненных и деградиро-
ванных земель;
     запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых вы-
полнено с нарушением экологических норм и правил;  во взаимодействии с
другими специально уполномоченными органами останавливать  и  осматри-
вать российские и иностранные суда и другие плавучие средства для про-
верки фактов нарушения требований природоохранительного  законодатель-
ства и задерживать их до решения вопроса о компенсации ущерба в случае
установления нарушения;
     во взаимодействии  с  другими специально уполномоченными органами
проверять транспортные средства и запрещать их эксплуатацию  в  случае
нарушения ими экологических норм и правил;
     запрещать ввоз на территорию Российской Федерации,  а также тран-
зит (дальнейшую  транспортировку)  экологически  опасных грузов (изде-
лий), сырьевых ресурсов,  осуществляемые  с  нарушением  экологических
норм и правил;
     взыскивать в установленном порядке задолженность по  платежам  за
загрязнение окружающей  среды  и  другие  отрицательные воздействия на
нее;
     предъявлять иски  о  возмещении вреда,  причиненного в результате
нарушения природоохранительного законодательства;
     утверждать уставы подведомственных учреждений и организаций в со-
ответствии с типовым уставом, утверждаемым Госкомимуществом России;
     назначать на  должность  и освобождать от должности руководителей
подведомственных учреждений и организаций,  заключать, изменять и рас-
торгать контракты  с  этими  руководителями  в порядке,  установленном
действующим законодательством;
     публиковать либо  передавать для публикации информацию о качестве
окружающей среды и другие данные,  имеющие прямое отношение к экологи-
ческой безопасности населения.
     12. Решения Минприроды России и его  территориальных  органов  по
вопросам, отнесенным  к их компетенции,  обязательны для органов госу-
дарственного управления, юридических и физических лиц.
     Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
     13. Минприроды России возглавляет Министр,  назначаемый Президен-
том Российской Федерации.
     Министр охраны окружающей среды и природных  ресурсов  Российской
Федерации:
     осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на  ос-
нове единоначалия  и  несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Министерство задач, утверждает в пределах установленных
численности работников  центрального  аппарата  и  фонда  оплаты труда
структуру, штатное расписание и положения о подразделениях центрально-
го аппарата;
     издает приказы, указания, инструкции, обязательные для исполнения
работниками Министерства и подведомственных органов, организаций и уч-
реждений;
     назначает на должность и освобождает от должности по согласованию
с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации руко-
водителей территориальных органов Минприроды России.
     14. В Минприроды России образуется коллегия  в  составе  Министра
(председатель), его  заместителей по должности,  руководителей главных
управлений, управления и отделов Министерства, ведущих ученых и специ-
алистов.
     Персональный состав коллегии утверждается Правительством Российс-
кой Федерации (кроме лиц, входящих в нее по должности).
     Коллегия рассматривает основные вопросы  деятельности  Министерс-
тва, подведомственных учреждений, организаций и предприятий, результа-
ты проверок исполнения принятых решений,  вопросы международного  сот-
рудничества, подбора,  расстановки,  обучения  и использования кадров,
заслушивает руководителей органов управления и других должностных  лиц
по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
     15. В Минприроды России создаются:
     научно-технический совет из ученых,  высококвалифицированных спе-
циалистов, а также представителей научных, инженерных обществ и других
организаций;
     совет государственной экологической экспертизы.
     Персональный состав указанных советов и положения о них утвержда-
ются Министром.
     16. Минприроды России является юридическим лицом, имеет расчетный
и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государствен-
ного герба Российской Федерации и со своим наименованием.