Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994 ГОД ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 6 мая 1994 г. N 474 (Д) В целях определения основных задач социальной политики на 1994 год, разработки и осуществления конкретных мер по их решению Прави- тельство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Основные направления социальной политики Правитель- ства Российской Федерации на 1994 год и Перечень важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год, подготовленные Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации совместно с другими минис- терствами и ведомствами, федеральными органами исполнительной власти, а также с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (прилагаются). 2. Федеральным органам исполнительной власти: руководствоваться Основными направлениями социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год при подготовке меропри- ятий по повышению денежных доходов населения, адресной социальной под- держке наиболее нуждающихся граждан, развитию отраслей социальной сфе- ры, а также при разработке и реализации соответствующих федеральных и отраслевых программ; своевременно осуществлять разработку нормативных документов, пре- дусмотренных Перечнем важнейших правовых и экономических мер по реше- нию социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российс- кой Федерации при разработке социальных мероприятий и программ на ре- гиональном уровне ориентироваться на Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год и Перечень важнейших правовых и экономических мер по решению социальных проблем населения, поддержке социально-культурной сферы на 1994 год, предус- матривать приоритетное выделение материальных и финансовых ресурсов на указанные цели. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 474 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год I. Итоги 1993 года и оценка ситуации В 1993 году ситуация в социальной сфере оставалась достаточно сложной, что в определяющей мере обусловливалось продолжающимся паде- нием производства товаров (услуг), сокращением бюджетных возможностей и, как следствие, недостатком финансовых ресурсов на поддержание соци- альных гарантий населения и материально-технического обеспечения здра- воохранения, образования, культуры и других социально-культурных от- раслей. Вместе с тем в социальной сфере проявились новые элементы, прису- щие рыночным экономическим отношениям: преодоление всеобщего дефицита на потребительском рынке и посте- пенное его наполнение; некоторое изменение структуры доходов экономически активных граж- дан, связанное не только с трудом, но и с капиталом (дивидендами по акциям, паям и т.д.); появление значительной дифференциации в доходах населения и зара- ботной плате работников по отраслям и регионам; высвобождение части рабочей силы и активизация процессов ее пере- распределения на рынке труда; развитие системы социального партнерства взамен административного регулирования вопросов труда; начало процесса формирования рынка жилья, медицинских, образова- тельных и культурных услуг. Население постепенно адаптируется к рыночным условиям, использует различные дополнительные источники получения доходов, включая поступ- ления из личных подсобных хозяйств, самодеятельного предпринимательст- ва и других форм, происходит адекватное экономической ситуации в стра- не изменение уровня жизни. С учетом конкретной экономической обстановки Правительством Рос- сийской Федерации принимались меры по сохранению реального содержания доходов населения путем индексации заработков, пенсий, стипендий и по- собий, проводились мероприятия помощи малоимущим. Усилилось влияние региональных органов управления на осуществле- ние социальной политики. В большинстве регионов разработаны и реализу- ются программы: социальной защиты и поддержки тех слоев населения, ко- торые в силу объективных причин находятся в тяжелом материальном поло- жении; обеспечения медицинской помощью; развития образования, культуры и искусства, жилищного строительства и др. Вместе с тем общая ситуация продолжает оставаться напряженной. В течение 1993 года доходы семей с детьми и пенсионеров, работников бюд- жетных организаций отставали от изменения потребительских цен. Увеличивается материальное расслоение общества. Разрыв в уровне доходов 10 процентов наиболее обеспеченных и 10 процентов наименее обеспеченных достиг 11 раз против 7,5-8 раз в конце 1992 года. Возрастает дифференциация номинальных доходов на региональном уровне. Однако уровень номинальных денежных доходов из-за различий в потребительских ценах далеко не всегда отражает уровень жизни в регио- нах. Так, население Магаданской области, имеющее самые высокие номи- нальные доходы, по величине реальных доходов оказывается лишь на 8 месте. Постепенно усложняется ситуация на рынке труда. В большинстве от- раслей народного хозяйства снижение объемов производства пока не при- вело к значительному высвобождению персонала, а в некоторых отраслях численность занятых даже увеличилась. Уровень безработицы в течение 1993 года составлял примерно 1 процент численности трудоспособного на- селения. Фактическое высвобождение работников оказалось меньше, чем прогнозировалось. Однако в ряде районов безработица уже стала ощутимой и достигала 7-11 процентов. Это относится прежде всего к трудоизбыточным регионам, закрытым административно-территориальным образованиям, городам и по- селкам, где на одном-двух предприятиях занято практически все трудос- пособное население. При существенном спаде производства во многих отраслях накаплива- ется скрытая и частичная безработица. В 1993 году на предприятиях и в организациях в режиме неполной занятости трудилось почти 4 млн. чело- век (5,3 процента активного населения). В число работников, охваченных скрытой безработицей, входят преимущественно представители рабочих массовых профессий отраслей материального производства (станочники, слесари, текстильщики, швейники, строители, транспортники). Это связа- но с тем, что инфляционные процессы, дотационное финансирование и низ- кая цена рабочей силы сдерживают реальное высвобождение работников, а медленное реформирование сферы материального производства дает возмож- ность самостоятельного трудоустройства на базе прежних профессиональ- ных знаний значительному числу уволившихся. Как и в прежние годы, 80 процентов увольнений было обусловлено обычными причинами, присущими текучести кадров. В течение 1993 года имело место сокращение числа зарегистрирован- ных безработных и обратившихся в службу занятости граждан, ищущих ра- боту. Однако к концу года число таких лиц стало возрастать. Продолжается начавшееся в прежние годы ухудшение демографической обстановки. Депопуляция охватывает все большее количество территорий, усиливается процесс старения населения, увеличивается смертность детей и мужчин трудоспособного возраста. В целом положение в социальной сфере характеризуется наличием как положительных, так и негативных тенденций. Это требует корректировки социальной политики на всех уровнях - местном, региональном и феде- ральном, в соответствии со складывающимся экономическим положением страны. II. Основные цели и приоритеты социальной политики Правительство Российской Федерации исходит из того, что результа- тивная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общест- венно-политической ситуации. В этой связи основной целью социальной политики на 1994 год долж- на стать стабилизация уровня жизни граждан Российской Федерации с пос- ледующим его повышением по мере развития экономики. Такая постановка оправдывает затянувшееся ожидание экономических и социальных результа- тов реформы. Для обеспечения конституционных социальных гарантий населения Российской Федерации и с учетом складывающейся экономической ситуации основными целями социальной политики Правительства Российской Федера- ции в 1994 году являются: создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества обеспечивать высокопроизводительным и эффективным трудом свое благосостояние и благополучие всего общества; поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан; усиление адресности социальной поддержки, в первую очередь, сла- бозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующие годы и сокращения масштабов бедности; обеспечение основных социальных гарантий в области доходов насе- ления и сохранение минимальных, не ниже действующих, гарантий меди- цинского и социального обслуживания, образования и культурного разви- тия; стабилизация положения в жилищной сфере, формирование системы поддержки слабозащищенных слоев населения в части содержания и приоб- ретения (строительства) жилья; сдерживание массовой безработицы; адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов. Основные пути реформирования экономики и социальных преобразова- ний определены программой Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 192 "О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год". Для реализации поставленных целей в 1994 году сосредоточиваются усилия на следующих приоритетных направлениях социальной политики: предотвращение снижения реальных денежных доходов населения. Предусматривается обеспечить сохранение и по возможности посте- пенное (по мере экономической стабилизации) улучшение соотношений меж- ду минимальными размерами оплаты труда, пенсий, уровнем стипендий и пособий и величиной прожиточного минимума; обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и матери- альных возможностей трех основных групп населения - наемных работни- ков, предпринимателей и нетрудоспособных граждан. Наемным работникам требуется создавать экономические, социальные и правовые условия для результативного труда, соответствующего уровня материального вознаграждения, широкого участия в прибылях предприятий путем приобретения акций и других ценных бумаг. В отношении предпринимателей принимаются меры, направленные на стимулирование их деятельности по вложению капитала в развитие эффек- тивного, прибыльного производства товаров и услуг и другой общественно полезной деятельности. Нетрудоспособным гражданам определяются нормы социального обеспе- чения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни; реформирование социальной сферы (здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, жилищного хозяйства). Не должно допускаться сокращение уровня обслуживания, объема и качества предоставляемых услуг в учреждениях здравоохранения, социаль- ного обеспечения, образования и культуры при дальнейшем расширении коммерческих и страховых начал в предоставлении социальных услуг. Увеличение объема платных услуг в этой сфере потребует существен- ных изменений в политике доходов, с тем чтобы соответствующие расходы были компенсированы населению через повышение оплаты труда, пенсий и других социальных выплат, а также компенсации и субсидии; усиление воздействия со стороны государства на занятость населе- ния и активизация работы по переподготовке кадров. Осуществляется комплекс мер по социальной поддержке высвобождае- мых работников. В 1994 году не исключается применение особых мер, нап- равленных на содержание массового высвобождения работников прежде все- го в регионах, где масштабы безработицы превысят допустимые уровни. Развивается система профессиональной подготовки и переподготовки преимущественно на производстве с максимальным использованием сущест- вующей сети учреждений профессионально-технического и высшего образо- вания. III. Общие вопросы политики доходов населения Политика Правительства Российской Федерации в области доходов на- селения направлена на решение следующих основных задач: обеспечение социально и экономически обоснованного уровня дохо- дов. При этом Правительство Российской Федерации исходит из необходи- мости опережающего, по сравнению с другими видами доходов, роста опла- ты труда как главного источника благосостояния граждан и стимула к эф- фективной трудовой деятельности, активизации экономического поведения людей; обеспечение в связи с ростом потребительских цен повышения мини- мальных доходов на основе различных форм индексации размеров минималь- ных государственных социальных гарантий; систематический пересмотр ставок и окладов работников в бюджетных отраслях в увязке с ростом потребительских цен, динамикой заработной платы во внебюджетном секторе экономики и с учетом финансовых возмож- ностей государства; повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в ре- гулировании доходов по секторам экономики, отраслям, категориям работ- ников, регионам страны; развитие различных форм социального страхования; содействие общественному признанию доходов от собственности и предпринимательской деятельности, создание экономических и правовых механизмов, стимулирующих использование этих доходов для приобретения государственных ценных бумаг, инвестирования и кредитования социально значимых программ; продолжение постепенной компенсации частных сбережений граждан в учреждениях Сбербанка России, ликвидированных либерализацией цен. Исходя из складывающейся ситуации по доходам отдельных групп на- селения и необходимости защиты интересов социально уязвимых слоев на- селения намечается усовершенствовать систему налогового регулирования доходов физических лиц. Предполагается начиная с 1995 года изменить действующую шкалу ставок подоходного налога, увеличив прогрессию ста- вок налога для лиц с крупными и особо крупными доходами, изменить по- рядок определения налогооблагаемой базы при получении некоторых видов доходов. Намечается также усовершенствовать порядок налогообложения недвижимого имущества физических лиц. IV. Политика в сфере труда и трудовых отношений Реформирование в сфере труда и трудовых отношений предусматрива- ется осуществить на правовой базе, отвечающей изменившимся экономичес- ким условиям. Будут внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Рос- сийской Федерации проекты Трудового кодекса Российской Федерации, иных законопроектов, направленных на обеспечение прав и гарантий работников наемного труда, включая нормативные акты о порядке разрешения коллек- тивных трудовых споров и конфликтов, о правовой инспекции труда, о го- сударственном социальном страховании и ряд других. Для отслеживания процессов, происходящих в социально-трудовой сфере на предприятиях различных форм собственности, выявления небла- гоприятных ситуаций, учета взаимосвязей экономических, социальных, психологических и других факторов труда, прогнозирования тенденций и процессов в этой области и выработки на этой основе оптимальных управ- ленческих решений принимаются меры по организации мониторинга социаль- но-трудовой сферы. 1. Политика оплаты труда Реформирование оплаты труда ориентируется на решение следующих наиболее актуальных проблем: обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда. При- нятие решений, обусловливающих повышение ответственности работодателей за соблюдение законодательных гарантий в сфере оплаты, режимов и усло- вий труда; укрепление связи оплаты труда работников предприятий внебюджетно- го сектора экономики с ростом прибыли и инвестиционной активностью, усиление контроля за выдачей средств на потребление. Ослабление нало- говой нагрузки на предприятия, обеспечивающие прирост прибыли за счет повышения эффективности производства и увеличение средств, направляе- мых на инвестиционные программы. Этим предприятиям намечается предос- тавить возможность увеличивать расходы на оплату труда работников. Предотвращение расходования на оплату труда работников выручки от про- дажи основных фондов, амортизационных отчислений, арендной платы, средств целевых кредитов; совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы. Прора- ботка Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в части уточнения ее основных параметров и условий применения, исходя из накопленного опыта; упорядочение оплаты труда руководителей государственных предприя- тий. Принимаются меры к установлению оплаты в форме оклада, определяе- мого собственником предприятия, и переменной части, зависящей от ре- зультатов хозяйственно-финансовой деятельности. 2. Социальное партнерство Принятие решений в социально-трудовой сфере требует должностной опоры на социальных партнеров-предпринимателей трудящихся и работода- телей. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительст- вом Российской Федерации на 1994 год сделан акцент на стабилизацию экономики и стимулирование производства, решение социальных проблем работников и всего населения страны, разработку и дополнение действую- щих законодательных норм в сфере трудовых отношений, обеспечение при- нятых сторонами решений по социально-экономическим вопросам после об- суждения на Российской трехсторонней комиссии. Предусматривается уточнить статус трехсторонних комиссий, повы- сить действенность их работы, определить механизм учета конструктивных предложений социальных партнеров при подготовке нормативных актов, ре- гулирующих трудовые отношения. 3. Охрана труда и социальное страхование В этой сфере сложилось крайне неблагополучное положение. Предпри- ятия сокращают (а в частном секторе нередко вообще не выделяют) средс- тва на обеспечение безопасных условий труда. Затянулось формирование государственных органов по управлению охраной труда, обеспечению над- зорных и контрольных функций. В этой связи в кратчайшие сроки предстоит решить ряд организаци- онных вопросов, утвердить положение о государственной инспекции надзо- ра и контроля, положение о статусе государственного инспектора по ох- ране труда, положение о порядке сертификации на соответствие требова- ниям безопасных условий труда, определить источники финансирования ра- бот в этой области, а также разработать экономический механизм воз- действия на предприятия, имеющие недостатки в профилактике и обеспече- нии безопасных условий труда. Требуется разработка целевой программы охраны труда, мер по обес- печению законных прав и интересов работников в области охраны труда и совершенствованию системы предоставления им компенсаций и льгот по ус- ловиям труда, пересмотр действующих стандартов, норм и правил по охра- не труда, принятие мер по усилению защиты интересов работников, пост- радавших на производстве. Намечается совершенствовать систему социального страхования тру- дящихся, с тем чтобы обеспечить социальные гарантии граждан, работаю- щих по найму на всех хозяйственных субъектах независимо от форм собс- твенности, постепенно развивать формы социального страхования на дого- ворной основе, ускорить ведение персонифицированного учета плательщи- ков страховых взносов. 4. Защиты трудовых прав граждан Появление предприятий и организаций новых форм собственности, ос- лабление воздействия государственных органов управления и профессио- нальных союзов на руководителей предприятий и предпринимателей вызыва- ют необходимость создания действенной системы контроля за соблюдением трудовых прав наемных работников. Для защиты трудовых прав граждан предусматривается укрепить структуру правовых инспекций труда. Намечается завершить формирование системы органов по разрешению коллективных трудовых конфликтов. Главными задачами этих органов явля- ются: посредничество при урегулировании трудовых конфликтов, проверка полномочности представителей конфликтующих сторон и правомерности выд- вигаемых ими требований, выявление и содействие устранению причин воз- никновения конфликтов, участие в подготовке законодательной и норма- тивной базы в целях создания механизма досудебного рассмотрения споров и урегулирования разногласий. V. Политика занятости при структурной перестройке Структурная перестройка экономики, конверсионные процессы, раз- вертывание приватизации, реорганизация и ликвидация неэффективных, убыточных предприятий, включение механизмов банкротства, сокращение Вооруженных Сил могут привести к нарастанию масштабов высвобождения работников. Безработица в первую очередь людей, которые в силу естественных причин менее конкурентоспособны на рынке труда. К ним относятся моло- дежь, женщины, военнослужащие, сокращаемые из Вооруженных Сил, инвали- ды и вынужденные мигранты. Обеспечить всех трудоспособных граждан работой в прежней сфере деятельности и по имеющейся профессии в короткий временной период весьма трудно. Особенностью текущего периода является гибкая финансово-кредит- ная, институционная, структурная политика Правительства Российской Фе- дерации, направленная на содержание обвальной, массовой безработицы. Предусматривается проведение упреждающих мер по предотвращению массо- вой безработицы, усиление социальной защиты трудовых прав граждан, расширение возможностей занятости социально уязвимых слоев населения в условиях резко возрастающей конкуренции на рынке труда. В 1994 году намечено: разработать и утвердить федеральную программу содействия занятос- ти; усовершенствовать механизм реагирования на федеральном и регио- нальном уровнях на предстоящее массовое высвобождение работающих (ре- гиональное регулирование процессов высвобождения работников; организа- ция переговорных процессов на предприятиях, реорганизуемых и ликвиди- руемых в ходе банкротства, конверсии, приватизации; принятие программ, регулирующих внутриотраслевое движение рабочей силы); определить меры по сохранению занятости работающих в части обес- печения гарантии занятости работающих на предприятии при смене собс- твенника; при приватизации и банкротстве предприятий и т.п.; разработать специальные программы содействия занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, включая квотирование рабо- чих мест, предоставление в рамках средств Государственного фонда заня- тости населения Российской Федерации возможных компенсаций издержек работодателям по организации специальных рабочих мест для инвалидов и ученических рабочих мест для молодежи, введение субсидированной заня- тости; принять дополнительные меры по поддержке доходов граждан, находя- щихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, работаю- щих неполный рабочий день, выплате стипендий и пособий на период обу- чения и адаптации к новому рабочему месту. Предусматривается разработка мер, обеспечивающих изменение струк- туры занятости, прежде всего в пользу сферы услуг, поддержку и разви- тие малого (в том числе семейного) предпринимательства (вопросы финан- сирования, технической поддержки, консультационного и информационного обслуживания, помощи в подготовке кадров), переподготовку персонала и адаптацию работников к новым рабочим местам в условиях структурной пе- рестройки экономики, содействие занятости специалистов в условиях кон- версии и сокращения объемов научных исследований. Оказывается содейс- твие созданию предприятиями и органами исполнительной власти Ассоциа- ции развития персонала, деятельность которой направляется на развитие системы организации труда, производства, управления и переобучения кадров в условиях рыночной экономики. Наряду с этим должна быть предусмотрена возможность увеличения доли средств Государственного фонда занятости населения Российской Фе- дерации, концентрируемых на федеральном уровне, для перераспределения в пользу тех субъектов Федерации, где ситуация с безработицей достигла или приближается к критической отметке. VI. Миграционная политика Целями политики Правительства Российской Федерации в области миг- рации являются: оказание помощи вынужденным мигрантам, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, регулирование процессов внеш- ней трудовой миграции. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвраще- ния стихийного развития миграционных процессов принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, введению системы иммиграционного контроля, пресечению незаконных действий в этой сфере, организации медико-эпидемиологического контроля состояния здоровья лиц, въезжающих в страну, и иные действия. 1. Вынужденная миграция Действия Правительства Российской Федерации в отношении вынужден- ных мигрантов исходят из гуманных принципов, необходимости соблюдения прав человека, экономических интересов и возможностей государства, стимулирования социально-экономического развития малозаселенных и перспективных регионов России. Помощь вынужденным мигрантам предпола- гается оказывать по следующим направлениям: содействие в расселении и обустройстве; обеспечение занятости трудоспособных мигрантов, при необходимости переобучение новым профессиям; социальная защита нетрудоспособных граждан. Государственная поддержка вынужденных мигрантов в 1994 году нап- равлена на финансовую помощь территориям компактного расселения миг- рантов для создания социальной инфраструктуры и повышение размеров беспроцентной долговременной ссуды вынужденным мигрантам на строитель- ство и приобретение жилья. Предполагается также расширить сеть пунктов первичного приема, центров временного размещения вынужденных мигрантов и решить вопросы по созданию условий для обеспечения их занятости. Намечается активизировать работу по обмену (компенсации) жилой площади между Россией и государствами, из которых выезжают мигранты, а также создать переселенцам условия для самообеспечения и самостоятель- ного решения проблем своего обустройства. Для решения проблем занятости вынужденных мигрантов усиливается взаимодействие Федеральной миграционной службы Российской Федерации с органами государственной службы занятости населения и органами местно- го самоуправления с тем, чтобы обеспечить вновь прибывшим гражданам равные с местным населением возможности для устройства на работу или организации собственного дела. Продолжается проведение более четкой линии в решении социальных вопросов вынужденных переселенцев из государств - республик бывшего Союза ССР при заключении межправительственных соглашений, хозяйствен- ных и экономических межгосударственных договоров. Это касается выплат компенсации за оставляемое имущество, беспошлинного вывоза личного имущества и т.п. 2. Защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция Предусматривается принять максимально возможные меры по защите социальных прав и интересов россиян в государствах, бывших республика- ми Союза ССР, на основе заключения межгосударственных соглашений. Намечается рассмотреть комплекс вопросов политического, юридичес- кого и организационного характера, связанных с содействием реализации прав граждан России по осуществлению профессиональной деятельности за рубежом. Прежде всего, по созданию надежной системы социальной защиты россиян в период их работы за рубежом и по возвращении в Россию, а также формированию механизма обеспечения законодательных прав граждан в части выезда на работу за границу. Принимаются меры по упорядочению трудовой миграции в Россию, прекращению нелегального привлечения иностранной рабочей силы в целях приоритетного заполнения вакантных рабочих мест российскими кадрами. В 1994 году завершится процесс лицензирования всех организаций, занимающихся вопросами внешней трудовой миграции, а также будет разра- ботана система контроля за их деятельностью. VII. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп насе- ления будет проводиться по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь. Действия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления намечено направить на за- щиту материального положения престарелых граждан, оказание денежной и натуральной помощи семьям с детьми и малообеспеченным группам населе- ния, укрепление системы социального обслуживания семей с высокой ижди- венческой нагрузкой, пожилых и инвалидов. 1. Пенсионное обеспечение В связи с тем, что действующее пенсионное законодательство несо- вершенно и не приспособлено к современным условиям, намечается рефор- мировать его в направлении создания надежной системы социального обес- печения граждан с учетом трудового вклада и изменения стоимости жизни. В целях устранения неоправданных различий в размерах трудовых пенсий в зависимости от года их назначения на первом этапе в соответс- твии с Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2121 "О повышении ранее назначенных трудовых пенсий" осуществляется корректировка заработков, из которых исчислены пенсии. В дальнейшем предусматривается: совершенствовать механизм осовременивания заработка для исчисле- ния и перерасчета пенсий, позволяющий более объективно учесть трудовой вклад каждого работника; продолжить реализацию мер по повышению пенсий в связи с ростом цен на потребительские товары (услуги) и средний заработной платы в стране, имея в виду сочетать периодические индексации с компенсацион- ными выплатами; обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма индивидуального учета трудового вклада работающих граждан, стимулирующего заинтересованность активной части населения в "зарабатывании" пенсии; содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью выплаты дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников. 2. Социальные пособия семьям с детьми и малообеспеченным гражданам Предполагается принять меры по укреплению системы пособий, вклю- чающей в себя два уровня - федеральный и региональный, на каждом из которых будут решаться специфические, но взаимосвязанные задачи. На федеральном уровне особое внимание уделяется совершенствованию системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей. Взамен ранее выплачиваемых 14 видов социальных пособий и компен- сационных выплат на детей в соответствии с Указом Президента Российс- кой Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2122 "О совершенствовании систе- мы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" принимаются необходимые меры по организации выплат единого ежемесячного (семейного) пособия на со- держание ребенка до 16 лет (учащихся общеобразовательных учреждений - до окончания ими обучения). При этом сохраняются пособия по беремен- ности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за больным ребен- ком, а также пособие, выплачиваемое в период отпуска по уходу за ре- бенком до достижения им возраста полутора лет работающим, обучающимся с отрывом от производства, проходящим службу по контракту матерям. Размеры большинства пособий установлены в процентном отношении к минимальной оплате труда. В дальнейшем предусматривается определить более объективную базу, позволяющую учесть особенности проживания этой категории граждан. На региональном уровне наряду с федеральной системой социальных пособий семьям с детьми рекомендуется оказывать им и другим нуждающим- ся группам населения дополнительную денежную помощь в виде пособия по малообеспеченности и в натуральной форме. Систему денежной и натуральной помощи применительно к местным ус- ловиям необходимо увязать с уровнем нуждаемости, размером регионально- го прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографичес- кой ситуацией в регионе. Помощь по малообеспеченности особо нуждающим- ся целесообразно выплачивать в основном по заявительной форме. 3. Социальное обслуживание населения Наряду с мерами по совершенствованию систем пенсионного обеспече- ния и пособий семьям с детьми осуществляется работа по формированию сети специализированных социальных учреждений для обслуживания населе- ния, нуждающегося в государственной социальной поддержке. Важнейшей задачей предстоящего периода является дальнейшее разви- тие системы учреждений социального обслуживания. Подходы к решению этих вопросов различны в зависимости от потребностей соответствующих групп населения. Для улучшения социального обслуживания семей с детьми намечается развивать территориальные социальные службы и специализированные цент- ры социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, специали- зированные учреждения для безнадзорных детей и несовершеннолетних пра- вонарушителей и др. Для пожилых людей предусматривается развитие форм обслуживания на дому работниками отделений социальной помощи, организованных при отде- лах социальной защиты населения, центрах социального обслуживания, до- мах-интернатах для престарелых и инвалидов. Для малообеспеченных пенсионеров, проживающих отдельно от родс- твенников, актуальное значение приобретают различные виды натуральной помощи, прежде всего через предоставление бесплатного питания. Однако имеющаяся сеть учреждений социального обслуживания не пол- ностью отвечает потребности в них. Поэтому первоочередной задачей в этой области является обеспечение учреждений социального обслуживания необходимой материально-технической базы - помещениями, транспортом и т.п. В нынешних условиях резко обострились проблемы инвалидов, которые оказались одной из наименее социально защищенных категорий населения. Прежде всего это касается вопросов занятости. Численность работающих инвалидов в большинстве территорий продолжает сокращаться, в том числе на специализированных предприятиях, использующих труд инвалидов. В сложившейся ситуации возрастает необходимость проведения мер по организации профессиональной и социально-трудовой реабилитации инвали- дов, укреплению материально-технической базы учебных заведений для этой категории населения. VIII. Основные направления развития отраслей социальной сферы Итоги 1993 года показали, что трудности с финансированием здраво- охранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы приводят к неблагоприятным социальным последствиям. Учитывая, что размеры бюджетов всех уровней (федеральный, субъек- тов Российской Федерации, местные) в сопоставимых ценовых условиях не возрастают, а численность работников отраслей социальной сферы не сок- ращается, что является объективным обстоятельством, в 1994-1995 годах предстоит искать решения, позволяющие обеспечить гарантированный объем социальных услуг населению. В их числе: более экономный порядок расхо- дования государственных средств, рационализация сети учреждений этих отраслей, частичная оплата услуг потребителями сверх гарантированного минимума. 1. Охрана здоровья населения Правительство Российской Федерации продолжит реформирование здра- воохранения на основе следующих ключевых принципов: разумная децентрализация управления; создание рынка медицинских услуг; введение многоканальности финансирования в системе охраны здо- ровья населения, финансирование лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг; внедрение экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинской продукции и услуг с целью усиления заин- тересованности и ответственности в охране здоровья граждан; обеспечение права свободы выбора гражданами медицинского учрежде- ния и лечащего врача. Одним из основных механизмов реформы здравоохранения является введение обязательного медицинского страхования для всего населения России, гарантирующего получение медицинской помощи в объеме базовой программы. При этом первоочередной задачей является эффективное ис- пользование имеющихся ресурсов и изыскание новых источников финансиро- вания. Предстоит провести лицензирование учреждений здравоохранения для определения видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Финансовая устойчивость системы обеспечивается за счет финансиро- вания из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, целевых отчислений предприятий в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также привлечения средств населения и внебюджетных источников. Продолжится структурная перестройка отрасли с переориентацией системы здравоохранения на оказание населению первичной медико-сани- тарной помощи для обеспечения профилактики и лечения заболеваний. Бу- дет осуществляться переход к оказанию медицинской помощи по принципу семейного врача, врача общей практики. Предстоит дальнейшее совершенствование сети больничных учрежде- ний, создание стационаров различной интенсивности лечения (больниц, реабилитации, сестринского ухода и других), современных диагностичес- ких центров, призванных оказывать консультативные услуги. Одним из приоритетов в деятельности органов исполнительной власти является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия насе- ления. На первом месте стоит задача усиления работы по профилактике и ликвидации вспышек особо опасных и острых инфекционных заболеваний (холера, чума, сибирская язва, дифтерия, дизентерия, гепатит и другие). Соответствующими органами федеральной исполнительной власти сов- местно с органами исполнительной власти на местах проводится комплекс дополнительных организационных и административных мер по наведению са- нитарно-гигиенического и экологического порядка в населенных пунктах. Острыми проблемами обеспечения санитарно-эпидемиологического бла- гополучия населения в 1994 году остается снабжение доброкачественной питьевой водой и продуктами питания, удовлетворяющими санитарно-гигие- ническим требованиям, оздоровление среды обитания в населенных пунктах и приведение рабочих мест в соответствие с требованиями санитарного законодательства. В 1994 году продолжится осуществление комплекса мероприятий, нап- равленных на оздоровление окружающей среды и улучшение качества оказа- ния медицинской помощи населению, проживающему в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию (районов чернобыльской катаст- рофы, Алтайского края, Челябинской области и др.), участникам ликвида- ции аварии на Чернобыльской АЭС и гражданам из подразделений особого риска. Намечается также повысить эффективность мер по профилактике, ран- нему выявлению и лечению заболеваний и функциональных расстройств у лиц, подвергшихся радиационному воздействию; создать банки дозиметри- ческих, медицинских и эпидемиологических данных для текущего и после- дующего медицинского анализа последствий радиационных катастроф. Накопившиеся проблемы воздействия на здоровье человека неблагоп- риятных факторов окружающей среды требуют разработки экономического механизма, предусматривающего заинтересованность предприятий и работа- ющих на них в сохранении здоровья населения. Осуществляется государственная поддержка мероприятий, направлен- ных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды и условий жизнедеятельности. Для улучшения лекарственного обеспечения населения в 1994 году предусматривается обеспечить финансирование закупок в первую очередь жизненно важных лекарственных средств за счет федерального, региональ- ных и местных бюджетов, средств фондов обязательного медицинского страхования. Предпринимаются меры к тому, чтобы не допустить дальнейшего ухуд- шения лекарственного обеспечения населения. Будут приняты конкретные меры по реализации решений Правительства Российской Федерации о бесп- латном и льготном обеспечении лекарственными средствами некоторых ка- тегорий населения. Налаживается контроль за использованием централизованно выделяе- мых бюджетных средств: валютных - на закупку лекарств и инвестиционные кредиты для стро- ительства объектов медицинской промышленности; средств, предусматриваемых на строительство новых производств по выпуску лекарственных препаратов и изделий медицинской техники; финансовых средств бюджета, предназначенных для оплаты лекарств учреждениями здравоохранения и льготных рецептов. В 1994 году предстоит более активно использовать задолженность других стран России для закупки лекарственных средств и изделий меди- цинского назначения. Продолжится работа по расширению производственной базы отечест- венной фармацевтической промышленности. 2. Физическая культура и спорт Государственная политика в области физической культуры и спорта будет проводиться исходя из следующих приоритетных направлений: разви- тие детско-юношеского спорта, активизация физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольников и учащейся молодежи, физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с отклонением в развитии и инвалидов средс- твами физической культуры и спорта. Одним из перспективных направлений явится создание физкультур- но-оздоровительной и спортивной инфраструктуры на базе рекреационных земель. При этом достигается сочетание оздоровительного эффекта эколо- гически чистой природной среды и стремления людей к активному отдыху. В 1994 году необходимо осуществить работы по выделению рекреационных земель, защите их от загрязнения и от застроек хозяйственными и про- мышленными объектами. Региональная политика в области физической культуры и спорта ос- новывается на природно-климатических и культурно-исторических особен- ностях конкретных регионов и направляется на поддержку новаций и твор- чества, на поиск самобытных оригинальных форм организации физкультур- но-оздоровительной и спортивной работы с населением. 3. Образование В сфере образования предпринимаются меры по обеспечению гарантий на получение бесплатного и общедоступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального обра- зования; бесплатного, на конкурсной основе, среднего и высшего профес- сионального образования; общедоступного дошкольного образования. Важ- ным направлением работы останется обеспечение каждого обучающегося в общеобразовательном учреждении бесплатным комплектом учебников, разра- ботка стратегии перехода к региональным программам издания и распрост- ранения учебных книг. Реализация прав обучающихся и родителей на образование по выбору осуществляется путем рационализации сети образовательных учреждений, разнообразием основных и дополнительных образовательных программ, рас- ширением рынка образовательных услуг населению. Совершенствование системы социальной защиты обучающихся и воспи- танников направляется на дальнейшее развитие адресности. Приоритетным направлением остается социальная поддержка на всех ступенях общего и профессионального образования: детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей; детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей; детей с отклонениями в развитии и де- тей-инвалидов; детей из экологически и климатически неблагоприятных территорий; одаренных детей. Предусматривается дальнейшее реформирование структуры образова- ния, обновление его содержания, форм и методов управления, ориентиро- ванных на повышение социальной значимости образования, его качества за счет развития многоуровневой подготовки, открытия новых специальнос- тей, гуманизации образовательных программ, повышения самостоятельности образовательных учреждений. Сохранение основных фондов учреждений образования, совершенство- вание их экономического обеспечения будет проходить не только за счет средств государственного бюджета, но и за счет привлечения дополни- тельных источников финансирования, перехода на многоканальную модель экономического обеспечения образования. Рассматриваются вопросы предоставления образовательным учреждени- ям средств на возвратной основе; освобождения образовательных учрежде- ний от налогов, платежей и пошлин при выполнении ими уставной образо- вательной деятельности; возможности предоставления налоговых льгот ин- весторам и спонсорам образования; финансирования учреждений и органи- заций образования и образовательных программ. 4. Наука В 1993 году социальное положение работников отечественной науки было сложным. Заработная плата научных сотрудников в целом оказалась ниже, чем у специалистов в других отраслях. Резко уменьшились масштабы научной деятельности, сократилась численность занятых в науке и науч- ном обслуживании. В 1994 году намечается перейти к более устойчивой и дифференциро- ванной научно-технической политике на адекватной правовой основе. Предусматривается принять федеральные законы "О научно-техничес- кой политике" и "О научной организации", которые создадут базовые ус- ловия для решения социальных вопросов науки в комплексе с другими проблемами. Имеется потребность в корректировке и дополнении ряда действующих нормативно-правовых актов с тем, чтобы полнее учесть инте- ресы социальной защиты научных сотрудников в ходе структурной перест- ройки, санации неперспективных бюджетных научно-технических организа- ций, трансформации части конкурентоспособных научных структур в сеть государственных научных центров, приватизации и акционирования учреж- дений науки. Предстоит дифференцировать и усилить адресность выделения бюджетных ресурсов на социальную поддержку науки в зависимости от осо- бенностей протекания структурного кризиса в закрытых городах, "городах науки", столичных и провинциальных научных центрах, в прикладных и фундаментальных секторах сферы НИОКР. В проводимой научно-технической политике Правительство Российской Федерации усилит поддержку инновационной деятельности в сфере НИОКР, уделив особое внимание проектам негосударственных фондов, общественных организаций, предпринимательских структур, направленным на создание социальной инфраструктуры научного и инновационного бизнеса. Будет уделяться значительное внимание проблемам подготовки, пере- подготовки и перепрофилирования кадров науки. Значительную роль в обеспечении занятости научных кадров призваны сыграть внебюджетные фонды финансирования обще- и межотраслевых НИОКР, формируемые за счет отчислений, включаемых в себестоимость продукции. Предстоит также осуществить программу мер по регулированию интел- лектуальной миграции, целью которой является сведение к минимуму ущер- ба обществу от отъезда за рубеж научно-технической и творческой интел- лигенции. 5. Культура Политика Правительства Российской Федерации в области культуры в 1994 году будет направлена на обеспечение выполнения Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Федеральной государственной программы сохранения и развития культуры и искусства на 1993-1995 годы. В этой связи предусмотрены и осуществляются меры по: сохранению и использованию историко-культурного наследия, под- держке классических видов художественной культуры; содействию возрождения и развития национальных культур всех наро- дов и этнических групп Российской Федерации; достижению должного взаимодействия с республиканскими и террито- риальными органами культуры в совместной работе по сохранению и разви- тию национальных культур народов России на основе расширения форм конструктивного взаимодействия с субъектами Федерации; содействию возрождения и развития российской провинциальной куль- туры; воссозданию и укреплению культурных связей с зарубежными страна- ми, развитию форм взаимоотношений и поддержки русских националь- но-культурных обществ в государствах - республиках бывшего Союза ССР; поддержке инноваций, обеспечивающих разнообразие форм и видов культурной деятельности, рост культурного потенциала общества. Намечено создать эффективный механизм включения культуры в эконо- мическую систему для использования уникального культурного потенциала России в экономических интересах общества через сочетание форм турист- ской и культурной деятельности, развитие бизнеса, ориентированного на развитие культурно-коммерческой сфере, с последующим использованием доходов на поддержание бесприбыльных секторов. Предстоит разработать новые механизмы финансирования культуры с учетом изменения принципов формирования федерального, региональных и местных бюджетов; создать условия для более широкого применения нетра- диционных форм поддержки отечественной культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия должной нормативной и законодательной базы, несовершенства налоговой системы, замедленных темпов структурных преобразований в социально-культурной сфере. 6. Жилищная сфера Реализация основных принципов жилищной политики, сформулированных в Государственной целевой программе "Жилище", направлена на решение следующих основных задач: преодоление имевшегося по сравнению с ранними периодами начала экономического реформирования спада в жилищном строительстве; изменение структуры жилищного строительства и жилищного фонда по источникам финансирования и формам собственности; законодательное установление полноценной частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, формирование рынка жилья. В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных ус- луг" предполагается поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубы- точного функционирования при сохранении государственных дотаций на жилье и коммунальные услуги для отдельных низкодоходных групп населе- ния. Намечаются меры по стимулированию инвестиционной деятельности в жилищной сфере и привлечению средств населения на эти цели. Рекоменду- ется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об- разовать региональные и местные фонды развития жилищного строительст- ва, средства которых направлять на строительство жилья социального ис- пользования, развитие производственной базы домостроения, обеспечение районов жилой застройки объектами инженерно-транспортной инфраструкту- ры, выплату компенсаций (субсидий) малоимущим и некоторым другим груп- пам населения для оплаты строительства, приобретения и содержания жилья. Ключевой проблемой в области жилищного строительства остается создание необходимых условий для увеличения ввода жилья за счет средств населения. Для этого используются различные формы государс- твенной поддержки. Предстоит обеспечить реализацию решений Правительства Российской Федерации о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. В 1994 году предусматриваются меры по развитию целевых фамильных накопительных жилищных счетов, создание Федерального агентства по ипо- течному жилищному кредитованию, принятие Положения о жилищных креди- тах, упорядочение процесса передачи жилья в муниципальную собствен- Страницы: 1 2 |