О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ СОГЛАШЕНИЕ 15 АПРЕЛЯ 1994 Г. (ЭЖ 94 -21) Государства - участники настоящего Сшглашения в лице Правительств, именуемых в дальнейшем Стороны, подтверждая свою приверженность целям и принципам учредительных документов о создании Сотружества Независимых Государств, желая развивать дружественные отношения, в том числе и посредничеством сотрудничества в области таможенного дела, стремясь путем сотрудничества таможенных служб способствовать развитию и ускорению пассажирского и грузового сообщения между Сторонами, имея в виду, что таможенные правонарушения наносят ущерб экономическим интересам Сторон, убежденные в том, что соблюдение таможенного законодательства и борьбы с таможенными правонарушениями могут более успешно осуществляться при сотрудничестве таможенных служб Сторон, согласились о нижеследующем: Статья 1 Определения Для целей настоящего Соглашения применяемые термины означают: "таможенное законодательство" - совокупность правовых норм Сторон, регулирующих порядок ввоза, вывоза и транзита товаров, ручной клади и багажа пассажиров, валютных и других ценностей, международных почтовых отправлений, взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, представления льгот, установления запретов и ограничений, а также контроля за перемещением товаров через таможенные границы Сторон; "таможенные службы" - центральные таможенные органы Сторон; "таможенное правонарушение" - нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства; "лицо" - физическое или юридическое лицо; "наркотические средства" - вещества, включенные ООН в списки Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с последующими изменениями и дополнениями; "психотропные вещества" - вещества, включенные ООН в списки Конвенции о психотропных веществах 1971 годас последующими изменениями. Статья 2 Сфера применения Соглашения На основании настоящего Соглашения таможенные службы в рамках своей компетенции и с соблюденем законодательства Сторон будут сотрудничать в целях: а) совершенствования пассажирского и грузового сообщения между Сторонами; б) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот; в) предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений. Статья 3 Упрощение таможенных формальностей 1. Таможенные службы: а) принимают по взаимному согласованию необходимые меры по упрощению таможенногооформления; б) признают таможенные обеспечения друг друга (пломбы, оттиски печатей, штампы) таможенные документы друг друга, а при необходимости накладывают собственные таможенные обеспечения на перемещаемые товары. 2. Товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основания полагать, что их ввоз, вывоз и транзит запрещены в соответствии с законодатетельством Сторон, либо имеет место таможенное правонарушение. Статья 4 Представление свидетельств 1. Таможенные службы представляют друг другу по запросу свидетельства, подтверждающие, что товары которые вывезены с территории одной Стороны, ввозятся на территорию другой Стороны на законных основаниях. В свидетельствах указываются вид и результаты таможенных процедур, в соответствии с которыми оформлялись товары. Это касается также тех случаев, когда товары реэкспортруются с территории другой Стороны. 2. Таможенные службы представляют друг другу по запросу сведения о том, что представленные подчиненными им таможенными органами свидетельства или другие документы являются подлинными и содержат все необходимые данные. Статья 5 Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1. Таможенные службы с целью активизации действий по предупреждению, расследованию и пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ без предварительного запроса и возможно короткий срок сообщают друг другу сведения: а) о лицах, о которых известно, что они занимаются незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ или подозреваются в этом; б) о транспортных средствах, включая контейнеры, и почтовых отправлениях, о которых известно, что они используются для незаконного оборота наркотических и психотропных веществ или вызывают подозрение в таком использовании. 2. Таможенные службы без преварительногоьзапроса информируют друг друга о применяемых способах незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также о новых методах контроля за ними. 3.Полученные любой из Сторон в соответствии с пункиами 1 и 2 настоящей статьи сведения, сообщения и документы могут передаваться ее правоохранительным и другим государственным органам, занимающимся борьбой с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 4. На основании законодательства Сторон и по взаимному согласованию таможенные службы используют при необходимости метод контролируемых поставок наркотических средств психотропных веществ с целью выявления лиц, причастных к их незаконному обороту. Решения об использовании метода контролируемых поставок принимаются Сторонами отдельно в каждом конкретном случае и могут при необходимости учитывать финансовые договоренности Сторон. 5. Стороны могут распространить сферу действия настоящего Соглашения и на вещества, которые применяются для производства наркотических средств и психотропных веществ. Статья 6 Передача сведений 1. Таможенные службы передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или заверенных копий, находящиеся в их распоряжении сведения: а) об обстоятельствах, связанных с взиманием таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применением таможенных льгот; б) о совершении или готовящихся действиях, которые противоречат таможенному законодательству запрашивающей Стороны. 2. Таможенные службы в возможно короткий срок сообщают друг другу, в том числе без предварительного запроса, сведения о возможных таможенных правонарушениях, в борьбе с которыми существует особая заинтересованность Сторон. Это в первую очередь касается таможенных правонарушений при перемещении: а) товаров, которые могут представлять угрозу для окружающей природной среды или здоровья населения; б) оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрывных устройств; в) предметов, представляющих значительную историческую, художественную, культурную или археологическую ценность; г) товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Сторон обложению высокими таможенными пошлинами или налогами; д) товаров, имеющих особо важное значение и включенных в перечни, согласованные между таможенными службами, которые подвергаются нетарифным ограничениям или подлежат обложению высокими таможенными пошлинами или налогами. Статья 7 Передача документов 1. Таможенные службы обмениваются между собой в течении трех месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения копиями действующих законодатательных и иных нормативных актов по таможенным вопросам и в дальнейшем будут незамедлительно информировать друг другу обо всех измменениях и дополнениях таможенного законодательства. 2. Таможенная служба одной Стороны по запросу таможенной службы другой Стороны передает копию решений административных органов по вопросам применения таможенного законодательства. 3. В запросах о передаче документов в соответствии с настоящей статьей в отличие от требований, предусмотренного подпунктом "д" пункта 2 статьи 11 настоящего Соглашения, существо лела может не описываться. 4. Получение документов подтверждается запрашивающей таможенной службой с указанием даты получения. Статья 8 Обмен опытом и оказание помощи 1. Таможенные службы обмениваются информамацией: а) об опыте своей деятельности и применении технических вспомогательных средств; б) о новых средствах и способах совершения таможенных правонарушений; в) по другим таможенным вопросам, представляющим интерес для всех Сторон. 2. Таможенные службы оказывают друг другу помощь в области таможенного дела, включая: а) обен сотрудниками в случаях, представляющих взаимный интерес, с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми таможенными службами; б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сотрудников; в) обмен экспертами по таможенным вопросам; г) обмен пофессиональными, научными и техническими сведениями, касающихся таможенных вопросов. Статья 9 Расследования 1. По запрсу таможенной службы одной Стороны таможенная служба другой Стороны проводит проверку или расследование по вопросам, предусмотренным пунктами "б" и "в" статьи 2 настоящего Соглашения. Результаты проверки или расследования сообщаются запрашивающей таможенной службе в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 6 настоящего Соглашения. 2. Проверка или расследование проводится в соответствии с законодательство, действующим на таможенной территории запрашиваемой Стороны. Запрашиваемая таможенная служба проводит проверку или расследование, действуя от своего имени. 3. Запрашваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при проверке или расследовании. Статья 10 Эксперты и свидетели В случае, если судебные или административные органы одной Стороны в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями обращаются с соответствующим запрсом, то таможенная служба другой Стороны может уполномочить своих сотрудников выступить в качестве свидетелей или экспертов в таких судебных или административных разбирательствах. Эти сотрудники дают показания или заключения по фактам, установленным ими во время исполнения служебных обязанностей. В запросе об участии в судебном или административном разбирательстве должно быть указано, по какому делу и в каком качестве должен выступать сотрудник запрашиваемой таможенной службы. Статья 11 Форма исодержание запроса 1. Запрос, предусмотренный пунктом 1 статьи 9 настоящего Соглашения, направляется в письменной форме. Необходимые для выполнения запрса документы должны прилагаться в подлинниках, официально заверенных копиях или фотокопиях. 2. Запрос должен содержать следующие данные: а) таможенный орган, интересы которого лежат в основе запрса; б) вид процедуры; в) фамилии, адреса и другие данные об участниках прцедуры; г) предмет и причина запроса; д) краткое описание существа дела и его юридическая квалификация. Статья 12 Выполнение запроса 1. Таможенные службы оказывают друг другу содествие в выполнении запросов в соответствии с законодательством Сторон и в пределах своей компетенции. 2. В выполнении запроса отказывается, если его выполнение может нанести ущерб суверенитету, безопасности, противоречит законодательству или международным обязательствам запрашивающей Стороны. 3. Об отказе в содействии в выполнении запроса, а также о причинах отказа запрашивающая таможенная служба незамедлительно уведомляется в письменной форме. Статья 13 Документы 1. Передача по запросу подлинных документов осуществляется в тех случаях, когда официально заверенных копий или фотокопий этих документов недостаточно. 2. Подлинные документы должны быть возвращены запрашиваемой таможенной службе в возможно короткий срок. 3. При пременении положений настоящей статьи не должны ущемляться права и законные интересы запрашиваемой Стороны или государства, не являющегося участником настоящегго Соглашения. Статья 14 Использование полученных сведений Таможенные службы могут использовать как доказательства полученные в соответствии с настоящим Соглашением сведения и документы в своих протоколах, сообщениях и иных материалах, при проведении проверок или расследований, в судебных или административных разбирательствах в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями. Оценка этих сведений и документов, а также возможность и порядок их использования в судебных разбирательствах определяются в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны. Статья 15 Возмещение расходов 1. Запрашивающая таможенная служба возмещает запрашиваемой таможенной службе расходы, которые были произведены при выполнении запрса в соответствии с настоящим Соглашением по оплате труда экспертов и переводчиков, не работающих в запрашиваемой таможенной службе. 2. Возмещение расходов, связанных с исполнением положений статьи 8 настоящего Соглашения, может быть предметом отдельных договоренностей между таможенными службами Сторон. Статья 16 Исполнение соглашений 1. ПРедусмотренное настоящим соглашением сотрудничество осуществляется непосредственно между таможенными службами. 2. Таможенные службы издают в рамках своей компетенции необходимые для исполнения настоящего Соглашения нормативные акты. 3. В целях исполнения настоящего Соглашения таможенные службы обеспечат взаимное представительство при этих службах, установят необходимые связи между подчиненными им таможенными органами, а также могут осуществлять совместный таможенный контроль. Статья 17 Заключительные положения 1. Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств, принятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами. 2. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. 3. Настоящее Соглашение заключается на пять лет и будет автоматически продлеваться на следующие пятилетние периоды. Каждая сторона может заявить о выходе из настоящего Соглашения, уведомив об этом в письменной форме не менее чем за 6 месяцев депозитария настоящего Соглашения, который рассылает такое заявление всем Сторонам. 4. Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства при согласии Сторон. Совершено в городе Москве 15 апреля 1994 года в одном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию. |