О РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ АКТЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ "О ПРИНЦИПАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА". Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 20.04.94 96-I ГД

  О РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ АКТЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ
      ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
 "О ПРИНЦИПАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                          20 апреля 1994 г.

                              N 96-I ГД

                             (ЭЗ 94-19)

     Государственная дума Федерального собрания  Российской  Федерации
постановляет:

     1. Одобрить рекомендательный законодательный акт Межпарламентской
ассамблеи государств - участников Содружества  Независимых  Государств
"О принципах  экологической  безопасности  в государствах Содружества"
(прилагается).
     Предложить комитетам Государственной думы учитывать указанный ре-
комендательный законодательный акт при подготовке законопроектов.
     2. Направить  настоящее постановление в Совет Федерации Федераль-
ного Собрания Российской Федерации.

                            Председатель Государственной думы
                            Федерального собрания Российской Федерации
                                                           И.П. Рыбкин

                               (* * *)

                                                ПРИНЯТ
                                                постановлением
                                                Межпарламентской
                                                ассамблеи государств -
                                                участников Содружества
                                                Независимых Государств

                                                г. Санкт-Петербург,
                                                29 декабря 1992 года

                 РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ
 "О ПРИНЦИПАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА"

     Настоящий рекомендательный законодательный акт является актом для
ориентации согласованной законодательной деятельности в области эколо-
гической безопасности  государств - участников Содружества Независимых
Государств *.
--------------
     * В дальнейшем - Государство.

     Рекомендательный законодательный акт  о  принципах  экологической
безопасности имеет  целью  предотвращение угроз экологической безопас-
ности населения, общества и природной среды на территории государств -
участников Содружества Независимых Государств.
     Экологическая безопасность в современных условиях рассматривается
как неотъемлемая и важная часть безопасности личности,  общества и Го-
сударства.

             СТАТЬЯ 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Экологическая безопасность - состояние защищенности личности, об-
щества и  Государства от последствий антропогенного воздействия на ок-
ружающую природную среду, а также стихийных бедствий и катастроф.
     Угрозу экологической безопасности может представлять деятельность
физических и юридических лиц,  а также других государств,  связанная с
преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую природ-
ную среду, а также стихийные природные процессы и явления.

             СТАТЬЯ 2. ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Основными объектами экологической безопасности являются:
     личность с  ее правом на здоровую и благоприятную для жизни окру-
жающую природную среду;
     общество с  его материальными и духовными ценностями,  зависящими
от экологического состояния страны;
     природные ресурсы и природная среда как основа устойчивого разви-
тия общества и благополучия будущих поколений.

      СТАТЬЯ 3. СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Основным субъектом обеспечения экологической безопасности являет-
ся Государство, осуществляющее свои функции в этой области через орга-
ны национальной законодательной, исполнительной и судебной власти.
     Субъектами обеспечения  экологической безопасности являются также
юридические и физические лица,  в том числе  граждане,  организации  и
объединения, обладающие  правами и обязанностями по обеспечению эколо-
гической безопасности в соответствии с национальным  законодательством
Государства.

          СТАТЬЯ 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
            ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Основными принципами обеспечения Государством экологической безо-
пасности являются:
     приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в
целом,  общечеловеческих  ценностей  перед любыми другими сферами дея-
тельности;
     суверенитет Государства над природными ресурсами;
     непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции  Го-
сударства;
     взаимная консультация заинтересованных  государств  в  ситуациях,
развитие которых  создает или может создавать угрозу экологической бе-
зопасности;
     согласование государственного механизма возмещения ущерба;
     неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансгранич-
ным загрязнением (загрязнитель платит);
     солидарная ответственность за причиненный  вред  государствами  -
участниками;
     платность природопользования;
     согласование экологической политики государств;
     согласование законодательной политики государств в области  обес-
печения экологической безопасности;
     взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупрежде-
нии экологического бедствия;
     широкое участие в международной деятельности в  области  экологи-
ческой безопасности;
     разрешительный порядок осуществления  производственной  и  другой
деятельности, способной  создавать  угрозу  экологической безопасности
населения или территории;
     обязательность государственной экологической и санитарно-эпидеми-
ологической экспертизы всех проектов  строительства,  реконструкции  и
производства любой продукции;
     государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды  оби-
тания человека;
     организация системы государственного  обеспечения  экологического
мониторинга состояния окружающей природной среды;
     обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности
граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической безопаснос-
ти;
     гласность планов  осуществления деятельности,  способной угрожать
экологической безопасности населения, общества или природной среды.

             СТАТЬЯ 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
                      ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Законодательными основами  обеспечения экологической безопасности
являются Конституция Государства  и  национальное  законодательство  в
сфере экологической безопасности, международные договоры и соглашения,
заключенные или признанные Государством.

     СТАТЬЯ 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Рекомендуется создание государственной системы экологической  бе-
зопасности, которая может включать:
     парламентский (законодательный) орган по проблемам экологии и ох-
раны окружающей среды;
     в пределах компетенции президентские структуры, правительственные
ведомства и  органы  государственного  контроля и надзора по проблемам
безопасности, экологии и охраны окружающей  среды,  рационального  ис-
пользования природных ресурсов;
     иные, специально на то уполномоченные органы, на которые возложе-
ны обязанности по обеспечению экологической безопасности.

     СТАТЬЯ 7. РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
                УГРОЖАЮЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Рекомендуется, чтобы деятельность,  представляющая или  способная
представлять угрозу экологической безопасности, осуществлялась по раз-
решениям, выдаваемым специально уполномоченными органами в области ок-
ружающей природной среды в порядке, устанавливаемом национальным зако-
нодательством Государства.
     Органы исполнительной  власти Государства и местного самоуправле-
ния организуют участие населения в определении условий разрешения дан-
ной деятельности с учетом требований экологической безопасности.
     Нарушение порядка,  определяющего процесс  выдачи  разрешений  на
осуществление деятельности, лицом, запрашивающим разрешение, или орга-
ном, выдающим разрешение, влечет за собой признание разрешения недейс-
твительным с момента выдачи. Произведенные затраты при этом не компен-
сируются, а нанесенный ущерб возмещается в судебном порядке.
     Выданное разрешение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции
специально уполномоченного органа,  а также в судебном порядке.  Отказ
от выдачи  разрешения или отмена ранее выданного разрешения могут быть
обжалованы только в судебном порядке.

      СТАТЬЯ 8. ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Юридические и физические лица,  осуществляющие хозяйственную  или
иную деятельность,  представляющую угрозу экологической  безопасности,
независимо от  форм  собственности  обязаны  представлять в специально
уполномоченные органы государственной системы  экологической  безопас-
ности Государства сведения о безопасности, включающие:
     информацию о предприятии и используемых  технологических  процес-
сах, характере  и  масштабах  использования и утилизации вовлекаемых в
производство или образующихся в процессе производства опасных  веществ
и воздействия на население и окружающую природную среду;
     оценку воздействия на окружающую природную  среду  осуществляемой
или предполагаемой деятельности;
     перечень мер по обеспечению экологически безопасного функциониро-
вания предприятия;
     сведения о возможных авариях и их экологических последствиях;
     план действий персонала предприятия в аварийных ситуациях.
     Сведения о безопасности служат основанием для  выдачи  разрешения
на осуществление деятельности,  представляющей или способной представ-
лять опасность для экологической безопасности.
     Перечень видов деятельности, осуществляемой на основании разреше-
ний, определяется национальным законодательством Государства.

           СТАТЬЯ 9. ОГРАНИЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Хозяйственная или  иная деятельность юридических и физических лиц
может быть ограничена или приостановлена в случае возникновения угрозы
экологической безопасности компетентными органами Государства.
     Вопросы возмещения ущерба,  нанесенного  субъектам  хозяйственной
деятельности в  результате ограничения или приостановки их деятельнос-
ти, решаются в судебном порядке.

                   СТАТЬЯ 10. ОТКРЫТОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
                    ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Информация об  опасных последствиях антропогенного воздействия на
окружающую природную среду,  а также прогнозы стихийных бедствий и ка-
тастроф являются  общедоступными  и не могут быть засекречены органами
государственного управления.
     Сведения о  безопасности  и влиянии хозяйственной и иной деятель-
ности, продукции на состояние окружающей природной  среды  и  здоровье
население, а  также  о  безопасности условий труда не могут составлять
коммерческую тайну вне зависимости от форм собственности.

      СТАТЬЯ 11. ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     В целях обеспечения экологической безопасности общественным  объ-
единениям и гражданам рекомендуется предоставлять право:
     бесплатного получения в органах государственной власти и управле-
ния полных  и  достоверных  сведений  о состоянии окружающей природной
среды и мерах по обеспечению экологической безопасности;
     беспрепятственного сбора информации о влиянии деятельности предп-
риятий и организаций на состояние окружающей природной среды;
     опротестовывать в  судебном порядке решения органов государствен-
ной власти, угрожающие экологической безопасности, в том числе о выда-
че разрешений на деятельность;
     выступать в суде в качестве истца в процессах об угрозе  экологи-
ческой безопасности, в том числе о выдаче разрешений на деятельность;
     осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательст-
ва в  области  охраны окружающей природной среды и экологической безо-
пасности.

              СТАТЬЯ 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
                 ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

     Должностные лица  органов государственного управления могут нести
дисциплинарную, административную,  имущественную и  уголовную  ответс-
твенность за  действия  или бездействие,  повлекшие за собой нарушение
экологической безопасности, в том числе:
     за выдачу разрешений на деятельность,  представляющую угрозу эко-
логической безопасности;
     за дезинформацию или сокрытие информации о наличии угроз экологи-
ческой безопасности;
     за препятствование  или неоказание содействия деятельности специ-
ально уполномоченных органов экологической безопасности.

             СТАТЬЯ 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ
               ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Юридические и  физические лица,  осуществляющие хозяйственную или
иную деятельность,  представляющую угрозу экологической  безопасности,
могут нести  административную,  имущественную  ответственность за пра-
вильность информации,  указанной в сведениях об экологической безопас-
ности.

                  СТАТЬЯ 14. ЗАЩИТА ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ
                      ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     С целью защиты населения и окружающей природной среды  от  транс-
граничных воздействий, угрожающих их экологической безопасности, орга-
ны системы государственной экологической безопасности осуществляют:
     меры, необходимые  для  предотвращения угрозы экологической безо-
пасности от источников, расположенных за пределами границ Государства;
     участие в  создании и функционировании международной системы эко-
логической безопасности и предотвращения экологического терроризма.

            СТАТЬЯ 15. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УЩЕРБА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
                      БЕЗОПАСНОСТИ ДРУГИХ СТРАН

     Государственная система  экологической  безопасности обеспечивает
все необходимые меры для предотвращения ущерба населению и  окружающей
природной среде  других  государств от трансграничного воздействия ис-
точников экологической опасности,  находящихся на территории Государс-
тва.

      СТАТЬЯ 16. УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
           КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ

     Государственные органы обеспечивают  участие национальных  сил  и
средств в  предотвращении  и  ликвидации последствий экологических ка-
тастроф и стихийных бедствий,  произошедших в других странах,  в соот-
ветствии с  международными соглашениями или по просьбе соответствующих
стран.

             СТАТЬЯ 17. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ
                ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Если международным  договором,  заключенным  или признанным Госу-
дарством, установлены более строгие правила обеспечения  международной
экологической безопасности,  то применяются правила международного до-
говора.