О РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ АКТЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ "О ПРИНЦИПАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 20 апреля 1994 г. N 96-I ГД (ЭЗ 94-19) Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества" (прилагается). Предложить комитетам Государственной думы учитывать указанный ре- комендательный законодательный акт при подготовке законопроектов. 2. Направить настоящее постановление в Совет Федерации Федераль- ного Собрания Российской Федерации. Председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации И.П. Рыбкин (* * *) ПРИНЯТ постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств г. Санкт-Петербург, 29 декабря 1992 года РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ "О ПРИНЦИПАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА" Настоящий рекомендательный законодательный акт является актом для ориентации согласованной законодательной деятельности в области эколо- гической безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств *. -------------- * В дальнейшем - Государство. Рекомендательный законодательный акт о принципах экологической безопасности имеет целью предотвращение угроз экологической безопас- ности населения, общества и природной среды на территории государств - участников Содружества Независимых Государств. Экологическая безопасность в современных условиях рассматривается как неотъемлемая и важная часть безопасности личности, общества и Го- сударства. СТАТЬЯ 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Экологическая безопасность - состояние защищенности личности, об- щества и Государства от последствий антропогенного воздействия на ок- ружающую природную среду, а также стихийных бедствий и катастроф. Угрозу экологической безопасности может представлять деятельность физических и юридических лиц, а также других государств, связанная с преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую природ- ную среду, а также стихийные природные процессы и явления. СТАТЬЯ 2. ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Основными объектами экологической безопасности являются: личность с ее правом на здоровую и благоприятную для жизни окру- жающую природную среду; общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния страны; природные ресурсы и природная среда как основа устойчивого разви- тия общества и благополучия будущих поколений. СТАТЬЯ 3. СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Основным субъектом обеспечения экологической безопасности являет- ся Государство, осуществляющее свои функции в этой области через орга- ны национальной законодательной, исполнительной и судебной власти. Субъектами обеспечения экологической безопасности являются также юридические и физические лица, в том числе граждане, организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по обеспечению эколо- гической безопасности в соответствии с национальным законодательством Государства. СТАТЬЯ 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Основными принципами обеспечения Государством экологической безо- пасности являются: приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, общечеловеческих ценностей перед любыми другими сферами дея- тельности; суверенитет Государства над природными ресурсами; непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции Го- сударства; взаимная консультация заинтересованных государств в ситуациях, развитие которых создает или может создавать угрозу экологической бе- зопасности; согласование государственного механизма возмещения ущерба; неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансгранич- ным загрязнением (загрязнитель платит); солидарная ответственность за причиненный вред государствами - участниками; платность природопользования; согласование экологической политики государств; согласование законодательной политики государств в области обес- печения экологической безопасности; взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупрежде- нии экологического бедствия; широкое участие в международной деятельности в области экологи- ческой безопасности; разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способной создавать угрозу экологической безопасности населения или территории; обязательность государственной экологической и санитарно-эпидеми- ологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции; государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды оби- тания человека; организация системы государственного обеспечения экологического мониторинга состояния окружающей природной среды; обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической безопаснос- ти; гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды. СТАТЬЯ 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Законодательными основами обеспечения экологической безопасности являются Конституция Государства и национальное законодательство в сфере экологической безопасности, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Государством. СТАТЬЯ 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Рекомендуется создание государственной системы экологической бе- зопасности, которая может включать: парламентский (законодательный) орган по проблемам экологии и ох- раны окружающей среды; в пределах компетенции президентские структуры, правительственные ведомства и органы государственного контроля и надзора по проблемам безопасности, экологии и охраны окружающей среды, рационального ис- пользования природных ресурсов; иные, специально на то уполномоченные органы, на которые возложе- ны обязанности по обеспечению экологической безопасности. СТАТЬЯ 7. РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УГРОЖАЮЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Рекомендуется, чтобы деятельность, представляющая или способная представлять угрозу экологической безопасности, осуществлялась по раз- решениям, выдаваемым специально уполномоченными органами в области ок- ружающей природной среды в порядке, устанавливаемом национальным зако- нодательством Государства. Органы исполнительной власти Государства и местного самоуправле- ния организуют участие населения в определении условий разрешения дан- ной деятельности с учетом требований экологической безопасности. Нарушение порядка, определяющего процесс выдачи разрешений на осуществление деятельности, лицом, запрашивающим разрешение, или орга- ном, выдающим разрешение, влечет за собой признание разрешения недейс- твительным с момента выдачи. Произведенные затраты при этом не компен- сируются, а нанесенный ущерб возмещается в судебном порядке. Выданное разрешение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции специально уполномоченного органа, а также в судебном порядке. Отказ от выдачи разрешения или отмена ранее выданного разрешения могут быть обжалованы только в судебном порядке. СТАТЬЯ 8. ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности, независимо от форм собственности обязаны представлять в специально уполномоченные органы государственной системы экологической безопас- ности Государства сведения о безопасности, включающие: информацию о предприятии и используемых технологических процес- сах, характере и масштабах использования и утилизации вовлекаемых в производство или образующихся в процессе производства опасных веществ и воздействия на население и окружающую природную среду; оценку воздействия на окружающую природную среду осуществляемой или предполагаемой деятельности; перечень мер по обеспечению экологически безопасного функциониро- вания предприятия; сведения о возможных авариях и их экологических последствиях; план действий персонала предприятия в аварийных ситуациях. Сведения о безопасности служат основанием для выдачи разрешения на осуществление деятельности, представляющей или способной представ- лять опасность для экологической безопасности. Перечень видов деятельности, осуществляемой на основании разреше- ний, определяется национальным законодательством Государства. СТАТЬЯ 9. ОГРАНИЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Хозяйственная или иная деятельность юридических и физических лиц может быть ограничена или приостановлена в случае возникновения угрозы экологической безопасности компетентными органами Государства. Вопросы возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности в результате ограничения или приостановки их деятельнос- ти, решаются в судебном порядке. СТАТЬЯ 10. ОТКРЫТОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информация об опасных последствиях антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также прогнозы стихийных бедствий и ка- тастроф являются общедоступными и не могут быть засекречены органами государственного управления. Сведения о безопасности и влиянии хозяйственной и иной деятель- ности, продукции на состояние окружающей природной среды и здоровье население, а также о безопасности условий труда не могут составлять коммерческую тайну вне зависимости от форм собственности. СТАТЬЯ 11. ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В целях обеспечения экологической безопасности общественным объ- единениям и гражданам рекомендуется предоставлять право: бесплатного получения в органах государственной власти и управле- ния полных и достоверных сведений о состоянии окружающей природной среды и мерах по обеспечению экологической безопасности; беспрепятственного сбора информации о влиянии деятельности предп- риятий и организаций на состояние окружающей природной среды; опротестовывать в судебном порядке решения органов государствен- ной власти, угрожающие экологической безопасности, в том числе о выда- че разрешений на деятельность; выступать в суде в качестве истца в процессах об угрозе экологи- ческой безопасности, в том числе о выдаче разрешений на деятельность; осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательст- ва в области охраны окружающей природной среды и экологической безо- пасности. СТАТЬЯ 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Должностные лица органов государственного управления могут нести дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответс- твенность за действия или бездействие, повлекшие за собой нарушение экологической безопасности, в том числе: за выдачу разрешений на деятельность, представляющую угрозу эко- логической безопасности; за дезинформацию или сокрытие информации о наличии угроз экологи- ческой безопасности; за препятствование или неоказание содействия деятельности специ- ально уполномоченных органов экологической безопасности. СТАТЬЯ 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности, могут нести административную, имущественную ответственность за пра- вильность информации, указанной в сведениях об экологической безопас- ности. СТАТЬЯ 14. ЗАЩИТА ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С целью защиты населения и окружающей природной среды от транс- граничных воздействий, угрожающих их экологической безопасности, орга- ны системы государственной экологической безопасности осуществляют: меры, необходимые для предотвращения угрозы экологической безо- пасности от источников, расположенных за пределами границ Государства; участие в создании и функционировании международной системы эко- логической безопасности и предотвращения экологического терроризма. СТАТЬЯ 15. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УЩЕРБА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДРУГИХ СТРАН Государственная система экологической безопасности обеспечивает все необходимые меры для предотвращения ущерба населению и окружающей природной среде других государств от трансграничного воздействия ис- точников экологической опасности, находящихся на территории Государс- тва. СТАТЬЯ 16. УЧАСТИЕ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ Государственные органы обеспечивают участие национальных сил и средств в предотвращении и ликвидации последствий экологических ка- тастроф и стихийных бедствий, произошедших в других странах, в соот- ветствии с международными соглашениями или по просьбе соответствующих стран. СТАТЬЯ 17. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Если международным договором, заключенным или признанным Госу- дарством, установлены более строгие правила обеспечения международной экологической безопасности, то применяются правила международного до- говора. |