О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 19 апреля 1994 г. N 352 (ДА 94-11) В целях содействия реализации принятого 23 февраля 1994 г. Госу- дарственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Меморан- дума "О согласии", руководствуясь требованиями п.3 ст.17 Конституции Российской Федерации о недопустимости нарушений прав и свобод других лиц, в том числе и при осуществлении конституционного права на прове- дение митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту - массовых акций), исходя из особых условий города Москвы - столицы Российской Федерации и необходимости более рационального и планомерно- го использования средств налогоплательщиков, включая их расходование на обеспечение правопорядка, правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению совместное указание Прокуратуры и ГУВД г. Москвы "О действиях прокуратуры и милиции при организации и прове- дении массовых мероприятий", направленное на обеспечение прав и свобод граждан, общественного порядка, бесперебойного функционирования всех служб жизнеобеспечения города и достижения неотвратимости установлен- ной законодательством административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении порядка организации и проведения массовых акций (приложение). 2. Управлению юстиции предусматривать во взаимодействии с ГУВД г. Москвы организацию работы судей в выходные дни с целью оперативного рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых при проведении массовых акций. 3. Установить, что наряду с правительством Москвы, принимающим постановления по уведомлениям о массовых акциях с количеством участни- ков свыше 5 тыс. человек, распоряжения по уведомлениям о массовых ак- циях с количеством участников до 5 тыс. человек, принимают, не перепо- ручая этот вопрос своим заместителям, только префекты административных округов либо лица, исполняющие их обязанности. Соответствующим решением о рассмотрении уведомления (постановле- нием правительства Москвы, распоряжением префекта административного округа) на период проведения массовой акции, в зависимости от ее масш- табов и других обстоятельств для обеспечения на месте координационного взаимодействия с организаторами, более оперативного контроля и приня- тия необходимых мер, назначается ответственный (уполномоченный) представитель от соответствующего органа исполнительной власти (как правило, заместитель руководителя этого органа власти) либо создается (образуется) оперативный штаб, включающий уполномоченных представите- лей соответствующих органов исполнительной власти, органов внутренних дел, прокуратуры и других заинтересованных органов и организаций, ко- торые принимают участие в работе штаба и действуют в соответствии со своими полномочиями и должностными обязанностями. Ответственный (уполномоченный) представитель органа исполнитель- ной власти, находясь на месте проведения массовой акции: - определяет ее соответствие заявленным в уведомлении целям и по- рядку проведения, согласованному либо определенному органом исполни- тельной власти; - об установлении указанного несоответствия предупреждает органи- заторов и участников массой акции, а при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, нарушении общественного порядка принимает решение о прекращении массовой акции, которая должна быть прекращена по его требованию об этом; - в случае неисполнения этого требования предупреждает организа- торов и участников массовой акции об ответственности, после чего орга- ны внутренних дел принимают иные предусмотренные законом меры к прек- ращению массовой акции. 4. Префектам административных округов г. Москвы. 4.1. Впредь, до принятия федерального закона о регулировании пра- воотношений, связанных с массовыми акциями, при решении вопросов о них строго руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Указами Президента России от 25 февраля 1992 г. N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования", от 29 июля 1992 г. N 806 "О мерах по сохранению Государственного исто- рико-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", от 24 мая 1993 г. N 765 "Об утверждении Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных от- крытых общественных местах города", распоряжением Президента России от 28 апреля 1993 г. N 300-рп и принимаемым в соответствии с ними настоя- щим постановлением. 4.2. До вынесения решения по уведомлениям о массовой акции прини- мать возможные меры, направленные на решение обуславливающей конкрет- ную массовую акцию проблемы и, как это внедрено в практику мэрии Моск- вы, максимальное, совместно с органами внутренних дел и прокуратуры, согласование с организаторами массовых акций условий и гарантий соблю- дения установленного порядка их проведения. 4.3. О принимаемых по уведомлениям о массовых акциях распоряжени- ях с приложением копий распоряжений и уведомлений информировать Госу- дарственно-правовое управление мэрии, прокуратуру и ГУВД г. МОсквы в день принятия распоряжения и на следующий день после проведения массовых акций представлять в эти органы информацию с указанием имев- ших место при их проведении правонарушений и принятых по ним мерах. Не позднее чем за 3 дня информировать о проведении массовых ак- ций, адресованных по своим целям к конкретным государственным органам, дипломатическим представительствам и иным организациям, эти органы и организации. 5. Определить для проведения массовых акций с количеством участ- ников свыше 5 тыс. человек, как наиболее приемлемые, следующие терри- тории и маршруты движения: Театральная площадь, площадки у главных входов в ЦПКиО им. Горь- кого и Всероссийского выставочного центра, площадка N 1 в Лужниках, в Измайлово и Сокольниках. Суворовская площадь - улицы Советской Армии - Шереметьевская- Звездный бульвар - площадка у главного входа во Всероссийский выста- вочный центр; Калужская площадь - ул. Крымский вал - площадка у глав- ного входа в ЦПКиО им. Горького: Калужская площадь - ул. Крымский вал - набережная Москвы-реки - площадка N 1 в Лужниках. Москомархитектуре совместно с ГУВД г. Москвы в 2-недельный срок подготовить планы-схемы этих площадей и маршрутов движений с обозначе- нием на них зданий, сооружений, памятников и их охранных зон, направ- лений движения общественного и личного транспорта и расположение оста- новок и станций метро. 6. Префектам административных округов города в месячный срок: 6.1. Совместно с окружными управлениями внутренних дел и ГУВД г. Москвы определить места для проведения массовых акций с количеством участников до 1 и 5 тыс. человек. При этом учесть, что эти места не должны, в частности, находиться в вблизи от линий электропередач и га- зопроводов высокого напряжения и давления, теплотрасс большого диамет- ра, особо взрыво- и пожароопасных объектов, строящихся объектов, в жи- лом секторе и непосредственно прилегать к зданиям, занимаемым высшими органами законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации. 6.2. По согласованию с Москомархитектурой и ГУВД г. Москвы про- вести необходимое оборудование выделяемых под проведение массовых ак- ций мест. 6.3. Представить премьеру правительства Москвы докладные записки о выполнении пп. 6.1 и 6.2 настоящего постановления. 7. Государственно-правовому управлению мэрии Москвы: 7.1. Совместно с Департаментом финансов и ГУВД г. Москвы в случае необходимости подготавливать иски о возмещении материального ущерба, причиняемого нарушениями установленного порядка проведения массовых акций, включая случаи перерасхода средств городского бюджета, связан- ного с обеспечением, согласно нормативам МВД Российской Федерации, об- щественного порядка при проведении массовый акций, количество участни- ков которых не совпало с заявленным организаторами в уведомлении об акции на тысячу и более человек. 7.2. Совместно с отделом по работе с правоохранительными органами не реже чем раз в полугодие обобщать представляемую в соответствии с п. 4.3 настоящего постановления информацию, а также другие данные о массовых акциях, о выводах, предложениях и рекомендациях, о требуемых мерах информировать мэра Москвы и префектов административных округов города. 8. Пресс-центру мэрии: 8.1 Опубликовать в средствах массовой информации настоящее поста- новление. 8.2 По согласованию с Государственно-правовым управлением мэрии обеспечивать освещение в средствах массовой информации мер, принимае- мых правоохранительными органами к нарушителям порядка организации и проведения массовых акций. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на премьера правительства Москвы. Премьер правительства Москвы Ю.М. Лужков Приложение к постановлению правительства Москвы от 19 апреля 1994 г. N 352 УКАЗАНИЕ о действиях прокуратуры и милиции при организации и проведении массовых мероприятий В Москве продолжается проведение массовых мероприятий, организуе- мых различными партиями, движениями, инициативными группами. Соби- раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования является правом граждан, гарантированным Конституцией. В целях безусловного соблюдения прав и свобод личности, обеспече- ния общественного порядка и надлежащего функционирования служб жизне- деятельности города во время массовых акций, своевременного пресечения нарушений законности и обоснованного привлечения к ответственности на- рушителей порядка организации и проведения публичных мероприятий на- чальникам подразделений органов внутренних дел, межрайонным прокурорам предлагается руководствоваться следующими рекомендациями. При рассмотрении исполнительными органами власти уведомлений ор- ганизаторов митингов, демонстраций и т.д. в случае возникновения раз- ногласий по времени и месту их проведения принимать участие в согласи- тельных совещаниях по выработке возможных вариантов решения. Органам внутренних дел своевременно информировать, а прокурорам незамедлитель- но принимать меры реагирования на бесспорно необоснованные постановле- ния исполнительной власти об отказе в рассмотрении уведомлений. В иных случаях незамедлительно разъяснять заинтересованным сторонам их право обжалования отказа в вышестоящий орган исполнительной власти или на- родный суд. Исходя из конкретных обстоятельств, для руководства подразделени- ями милиции, обеспечивающими охрану общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, и взаимодействия с организаторами назначается ответственный от органов внутренних дел либо создается оперативный штаб, в который могут входить представители органов испол- нительной власти и прокуратуры. Наряды милиции докладывают в оперативный штаб о фактах нарушения общественного порядка, задерживают и документируют о противоправных действиях, доставляют нарушителей в ближайший отдел или в другие пред- назначенные для этих целей помещения. Штаб информирует организаторов о причинах задержания указанных лиц и требуют от них принять меры к на- ведению порядка. Основаниями недопущения или прекращения митинга, шествия, де- монстрации, пикетирования являются: - распоряжение главы уполномоченного органа власти об отказе в принятии уведомления о проведении мероприятия, принятого в соот- ветствии с законом; - создание угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также имуществу юридических и физических лиц; - указание ответственного (уполномоченного) представителя от со- ответствующего органа исполнительной власти о прекращении мероприятия, если оно проводится с нарушением условий, указанных в уведомлении о его проведении; - совершение организаторами или участниками мероприятия действий, запрещенных законодательством. При наступлении указанных оснований начальник штаба (ответствен- ный от органов внутренних дел) с помощью звукоусилительной установки информирует организаторов и участников о принятом решении прекратить мероприятие с обоснованием причин, устанавливает время для его выпол- нения. Обращается непосредственно к участникам мероприятия, если орга- низаторами это требование не выполняется, устанавливает время для вы- полнения повторного указания. Штаб организует документирование допущенных со стороны организа- торов нарушений и действий нарядов по прекращению массового мероприя- тия, предупреждает организаторов о выставлении заслонов, цепочек наря- дов, о решении и времени начала применения силы, специальных средств, информирует о путях эвакуации граждан (работающих и закрытых станциях метро, маршрутах общественного транспорта и т.д.) При осложнении оперативной обстановки (массовых беспорядках) штаб принимает меры к задержанию активных участников, организаторов, доку- ментирует с использованием технических средств действия нарядов и пра- вонарушителей. Данные о задержанных обобщаются штабом, списки лиц представляются в прокуратуру для осуществления надзора за административным и уголов- ным производством. Применение физической силы и специальных средств для прекращения массовых мероприятий допускается только в случаях совершения его участниками действий в отношении нарядов, обеспечивающих правопорядок, для пресечения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприя- тий, учреждений и организаций, а также для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участ- ков. Наряды милиции рассредотачивают участников запрещенного массового мероприятия и задерживают лиц, нарушающих общественный порядок, выяв- ляют очевидцев противоправных действий. Решение о количестве за- действуемых нарядов, создании оперативного штаба для управления ими принимается руководителем органа внутренних дел, исходя из оценки опе- ративной обстановки (количества участников, агрессивности их намерений и поведения и т.п.). В материалах о правонарушениях должны найти отражение следующие обстоятельства: - общие сведения о проходившем массовом мероприятии; - месте, времени и способе совершения правонарушения; - сведения о личности правонарушителей и очевидцев, в том числе сотрудников милиции; - сведения о характере и размере вреда, причиненного правонаруши- телями. К материалам в установленном законом порядке должны быть приобще- ны вещественные доказательства, показания очевидцев. Для документирования могут применяться киносъемка, видеосъемка, звукозапись, визуальные наблюдения с последующим отражением результа- тов в документах (рапорты, протоколы). При фиксации правонарушений необходимо одновременно документиро- вать поведение организаторов мероприятия. В случае задержания нарушителей в момент совершения ими противоп- равных действий или непосредственно после их совершения немедленно по правилам и в порядке, предусмотренном ст.ст. 243, 244 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях производится личный досмотр задержан- ных и их вещей, изъятие предметов и документов, имеющих значение для принятия решения по существу. При невозможности задержания нарушителей на месте и отсутствии сведений о них в составленных документах необходимо отразить их приме- ты, по возможности сфотографировать. От правонарушителей и очевидцев в установленном порядке должны быть истребованы объяснения. На основании собранных материалов действиям нарушителей необходи- мо дать юридическую оценку и составить протокол в соответствии с тре- бованием ст.ст. 234, 235 Кодекса РСФСР об административных правонару- шениях. Квалификация действий нарушителей порядка организации и прове- дения массовых мероприятий зависит от субъекта. Так, при нарушении по- рядка организаторами мероприятия либо повторном нарушении участниками в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение - действия нарушителей должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 166-1 КоАП. Лица, совершившие правонарушение, предусмотренное ст. 166-1 КоАП, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей. Задержанным в обязательном порядке должны быть разъяснены их права, предусмотрен- ные ст. 247 КоАП. При наличии в действиях нарушителей признаков преступления необ- ходимо решать вопрос о возбуждении уголовного дела, при повторном в течение года после наложения административного взыскания нарушении по- рядка организации и проведения массовых мероприятий его организаторы должны привлекаться к уголовной ответственности по ст.200-1 УК. |