О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЯ. Постановление. Правительство Москвы. 19.04.94 352

        О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
          В ГОРОДЕ МОСКВЕ МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И
                            ПИКЕТИРОВАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          19 апреля 1994 г.

                                N 352

                              (ДА 94-11)


     В целях содействия реализации принятого 23 февраля 1994 г.  Госу-
дарственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации  Меморан-
дума "О  согласии",  руководствуясь требованиями п.3 ст.17 Конституции
Российской Федерации о недопустимости нарушений прав и  свобод  других
лиц, в  том числе и при осуществлении конституционного права на прове-
дение митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту
- массовых  акций),  исходя  из особых условий города Москвы - столицы
Российской Федерации и необходимости более рационального и планомерно-
го использования  средств налогоплательщиков,  включая их расходование
на обеспечение правопорядка, правительство Москвы постановляет:
     1. Принять  к  сведению  совместное  указание  Прокуратуры и ГУВД
г. Москвы "О действиях прокуратуры и милиции при организации и  прове-
дении массовых мероприятий", направленное на обеспечение прав и свобод
граждан, общественного порядка,  бесперебойного функционирования  всех
служб жизнеобеспечения  города и достижения неотвратимости установлен-
ной законодательством  административной  и  уголовной  ответственности
лиц, виновных  в  нарушении  порядка организации и проведения массовых
акций (приложение).
     2. Управлению  юстиции  предусматривать  во взаимодействии с ГУВД
г. Москвы организацию работы судей в выходные дни с целью оперативного
рассмотрения дел об административных правонарушениях,  совершаемых при
проведении массовых акций.
     3. Установить,  что  наряду с правительством Москвы,  принимающим
постановления по уведомлениям о массовых акциях с количеством участни-
ков свыше 5 тыс.  человек, распоряжения по уведомлениям о массовых ак-
циях с количеством участников до 5 тыс. человек, принимают, не перепо-
ручая этот вопрос своим заместителям, только префекты административных
округов либо лица, исполняющие их обязанности.
     Соответствующим решением  о рассмотрении уведомления (постановле-
нием правительства Москвы,  распоряжением  префекта  административного
округа) на период проведения массовой акции, в зависимости от ее масш-
табов и других обстоятельств для обеспечения на месте координационного
взаимодействия с организаторами, более оперативного  контроля и приня-
тия необходимых  мер,   назначается   ответственный   (уполномоченный)
представитель от  соответствующего  органа  исполнительной власти (как
правило, заместитель руководителя этого органа власти) либо  создается
(образуется) оперативный штаб,  включающий уполномоченных представите-
лей соответствующих органов исполнительной власти,  органов внутренних
дел, прокуратуры и других заинтересованных органов и организаций,  ко-
торые принимают участие в работе штаба и действуют в  соответствии  со
своими полномочиями и должностными обязанностями.
     Ответственный (уполномоченный) представитель органа  исполнитель-
ной власти, находясь на месте проведения массовой акции:
     - определяет ее соответствие заявленным в уведомлении целям и по-
рядку проведения,  согласованному  либо определенному органом исполни-
тельной власти;
     - об установлении указанного несоответствия предупреждает органи-
заторов и участников массой акции,  а при возникновении опасности  для
жизни и  здоровья  граждан,  нарушении общественного порядка принимает
решение о прекращении массовой акции,  которая должна быть  прекращена
по его требованию об этом;
     - в случае неисполнения этого требования предупреждает  организа-
торов и участников массовой акции об ответственности, после чего орга-
ны внутренних дел принимают иные предусмотренные законом меры к  прек-
ращению массовой акции.
     4. Префектам административных округов г. Москвы.
     4.1. Впредь, до принятия федерального закона о регулировании пра-
воотношений, связанных с массовыми акциями, при решении вопросов о них
строго руководствоваться  Конституцией  Российской Федерации,  Указами
Президента России от 25 февраля 1992 г. N 524 "О порядке организации и
проведения митингов,  уличных шествий,  демонстраций и пикетирования",
от 29 июля 1992 г. N 806 "О мерах по сохранению Государственного исто-
рико-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", от 24 мая 1993
г. N 765 "Об утверждении Временного положения  о  порядке  уведомления
органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных
шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных от-
крытых общественных местах города", распоряжением Президента России от
28 апреля 1993 г. N 300-рп и принимаемым в соответствии с ними настоя-
щим постановлением.
     4.2. До вынесения решения по уведомлениям о массовой акции прини-
мать возможные меры,  направленные на решение обуславливающей конкрет-
ную массовую акцию проблемы и, как это внедрено в практику мэрии Моск-
вы, максимальное,  совместно  с органами внутренних дел и прокуратуры,
согласование с организаторами массовых акций условий и гарантий соблю-
дения установленного порядка их проведения.
     4.3. О принимаемых по уведомлениям о массовых акциях распоряжени-
ях с  приложением копий распоряжений и уведомлений информировать Госу-
дарственно-правовое управление мэрии,  прокуратуру и ГУВД г.  МОсквы в
день принятия  распоряжения  и  на  следующий  день  после  проведения
массовых акций представлять в эти органы информацию с указанием  имев-
ших место при их проведении правонарушений и принятых по ним мерах.
     Не позднее чем за 3 дня информировать о проведении  массовых  ак-
ций, адресованных по своим целям к конкретным государственным органам,
дипломатическим представительствам и иным организациям,  эти органы  и
организации.
     5. Определить для проведения массовых акций с количеством  участ-
ников свыше 5 тыс.  человек, как наиболее приемлемые, следующие терри-
тории и маршруты движения:
     Театральная площадь,  площадки у главных входов в ЦПКиО им. Горь-
кого и Всероссийского выставочного центра,  площадка N 1 в Лужниках, в
Измайлово и Сокольниках.
     Суворовская площадь - улицы  Советской  Армии  -  Шереметьевская-
Звездный бульвар  -  площадка у главного входа во Всероссийский выста-
вочный центр;  Калужская площадь - ул. Крымский вал - площадка у глав-
ного входа в ЦПКиО им.  Горького: Калужская площадь - ул. Крымский вал
- набережная Москвы-реки - площадка N 1 в Лужниках.
     Москомархитектуре совместно  с ГУВД г.  Москвы в 2-недельный срок
подготовить планы-схемы этих площадей и маршрутов движений с обозначе-
нием на них зданий,  сооружений, памятников и их охранных зон, направ-
лений движения общественного и личного транспорта и расположение оста-
новок и станций метро.
     6. Префектам административных округов города в месячный срок:
     6.1. Совместно  с  окружными  управлениями  внутренних дел и ГУВД
г. Москвы определить места для проведения массовых акций с количеством
участников до 1 и 5 тыс.  человек.  При этом учесть,  что эти места не
должны, в частности, находиться в вблизи от линий электропередач и га-
зопроводов высокого напряжения и давления, теплотрасс большого диамет-
ра, особо взрыво- и пожароопасных объектов, строящихся объектов, в жи-
лом секторе и непосредственно прилегать к зданиям,  занимаемым высшими
органами законодательной, исполнительной и судебной властей Российской
Федерации.
     6.2. По согласованию с Москомархитектурой и ГУВД г.  Москвы  про-
вести необходимое  оборудование выделяемых под проведение массовых ак-
ций мест.
     6.3. Представить  премьеру правительства Москвы докладные записки
о выполнении пп. 6.1 и 6.2 настоящего постановления.
     7. Государственно-правовому управлению мэрии Москвы:
     7.1. Совместно с Департаментом финансов и ГУВД г. Москвы в случае
необходимости подготавливать  иски  о возмещении материального ущерба,
причиняемого нарушениями установленного  порядка  проведения  массовых
акций, включая случаи перерасхода средств городского бюджета,  связан-
ного с обеспечением, согласно нормативам МВД Российской Федерации, об-
щественного порядка при проведении массовый акций, количество участни-
ков которых не совпало с заявленным организаторами  в  уведомлении  об
акции на тысячу и более человек.
     7.2. Совместно с отделом по работе с правоохранительными органами
не реже  чем  раз в полугодие обобщать представляемую в соответствии с
п. 4.3 настоящего постановления информацию,  а также другие  данные  о
массовых акциях,  о выводах, предложениях и рекомендациях, о требуемых
мерах информировать мэра Москвы и префектов  административных  округов
города.
     8. Пресс-центру мэрии:
     8.1 Опубликовать в средствах массовой информации настоящее поста-
новление.
     8.2 По  согласованию  с Государственно-правовым управлением мэрии
обеспечивать освещение в средствах массовой информации мер,  принимае-
мых правоохранительными  органами  к нарушителям порядка организации и
проведения массовых акций.
     9. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
премьера правительства Москвы.

                              Премьер правительства Москвы Ю.М. Лужков


                              Приложение
                 к постановлению правительства Москвы
                      от 19 апреля 1994 г. N 352

                               УКАЗАНИЕ
          о действиях прокуратуры и милиции при организации
                  и проведении массовых мероприятий

     В Москве продолжается проведение массовых мероприятий, организуе-
мых различными партиями,  движениями,  инициативными  группами.  Соби-
раться мирно,  без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,
шествия и  пикетирования  является  правом  граждан,   гарантированным
Конституцией.
     В целях безусловного соблюдения прав и свобод личности, обеспече-
ния общественного  порядка и надлежащего функционирования служб жизне-
деятельности города во время массовых акций, своевременного пресечения
нарушений законности и обоснованного привлечения к ответственности на-
рушителей порядка организации и проведения публичных  мероприятий  на-
чальникам подразделений органов внутренних дел, межрайонным прокурорам
предлагается руководствоваться следующими рекомендациями.
     При рассмотрении  исполнительными органами власти уведомлений ор-
ганизаторов митингов,  демонстраций и т.д. в случае возникновения раз-
ногласий по времени и месту их проведения принимать участие в согласи-
тельных совещаниях по выработке возможных вариантов  решения.  Органам
внутренних дел своевременно информировать, а прокурорам незамедлитель-
но принимать меры реагирования на бесспорно необоснованные постановле-
ния исполнительной власти об отказе в рассмотрении уведомлений. В иных
случаях незамедлительно разъяснять заинтересованным сторонам их  право
обжалования отказа  в  вышестоящий орган исполнительной власти или на-
родный суд.
     Исходя из конкретных обстоятельств, для руководства подразделени-
ями милиции,  обеспечивающими охрану общественного  порядка  во  время
проведения массовых  мероприятий,  и  взаимодействия  с организаторами
назначается ответственный от органов  внутренних  дел  либо  создается
оперативный штаб, в который могут входить представители органов испол-
нительной власти и прокуратуры.
     Наряды милиции  докладывают в оперативный штаб о фактах нарушения
общественного порядка,  задерживают и документируют  о  противоправных
действиях, доставляют нарушителей в ближайший отдел или в другие пред-
назначенные для этих целей помещения. Штаб информирует организаторов о
причинах задержания  указанных лиц и требуют от них принять меры к на-
ведению порядка.
     Основаниями недопущения  или  прекращения митинга,  шествия,  де-
монстрации, пикетирования являются:
     - распоряжение  главы  уполномоченного  органа власти об отказе в
принятии уведомления  о  проведении  мероприятия,  принятого  в  соот-
ветствии с законом;
     - создание угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также
имуществу юридических и физических лиц;
     - указание ответственного (уполномоченного)  представителя от со-
ответствующего органа исполнительной власти о прекращении мероприятия,
если  оно проводится с нарушением условий,  указанных в уведомлении  о
его проведении;
     - совершение организаторами или участниками мероприятия действий,
запрещенных законодательством.
     При наступлении указанных оснований начальник штаба  (ответствен-
ный от  органов  внутренних дел) с помощью звукоусилительной установки
информирует организаторов и участников о принятом  решении  прекратить
мероприятие с обоснованием причин,  устанавливает время для его выпол-
нения. Обращается непосредственно к участникам мероприятия, если орга-
низаторами это требование не выполняется,  устанавливает время для вы-
полнения повторного указания.
     Штаб организует  документирование допущенных со стороны организа-
торов нарушений и действий нарядов по прекращению массового  мероприя-
тия, предупреждает организаторов о выставлении заслонов, цепочек наря-
дов, о решении и времени начала применения силы,  специальных средств,
информирует о  путях эвакуации граждан (работающих и закрытых станциях
метро, маршрутах общественного транспорта и т.д.)
     При осложнении оперативной обстановки (массовых беспорядках) штаб
принимает меры к задержанию активных участников,  организаторов, доку-
ментирует с использованием технических средств действия нарядов и пра-
вонарушителей.
     Данные о задержанных обобщаются штабом, списки лиц представляются
в прокуратуру для осуществления надзора за административным и  уголов-
ным производством.
     Применение физической силы и специальных средств для  прекращения
массовых мероприятий  допускается  только  в  случаях  совершения  его
участниками действий в отношении нарядов, обеспечивающих правопорядок,
для пресечения  групповых  нарушений  общественного порядка,  массовых
беспорядков и действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприя-
тий, учреждений  и  организаций,  а также для освобождения захваченных
зданий, помещений,  сооружений, транспортных средств, земельных участ-
ков.
     Наряды милиции рассредотачивают участников запрещенного массового
мероприятия и задерживают лиц,  нарушающих общественный порядок, выяв-
ляют очевидцев  противоправных  действий.  Решение  о  количестве  за-
действуемых нарядов,  создании  оперативного  штаба для управления ими
принимается руководителем органа внутренних дел, исходя из оценки опе-
ративной обстановки (количества участников, агрессивности их намерений
и поведения и т.п.).
     В материалах  о  правонарушениях должны найти отражение следующие
обстоятельства:
     - общие сведения о проходившем массовом мероприятии;
     - месте, времени и способе совершения правонарушения;
     - сведения  о личности правонарушителей и очевидцев,  в том числе
сотрудников милиции;
     - сведения о характере и размере вреда, причиненного правонаруши-
телями.
     К материалам в установленном законом порядке должны быть приобще-
ны вещественные доказательства, показания очевидцев.
     Для документирования  могут применяться киносъемка,  видеосъемка,
звукозапись, визуальные наблюдения с последующим отражением  результа-
тов в документах (рапорты, протоколы).
     При фиксации правонарушений необходимо одновременно  документиро-
вать поведение организаторов мероприятия.
     В случае задержания нарушителей в момент совершения ими противоп-
равных действий  или непосредственно после их совершения немедленно по
правилам и в порядке, предусмотренном ст.ст. 243, 244 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях производится личный досмотр задержан-
ных и их вещей,  изъятие предметов и документов,  имеющих значение для
принятия решения по существу.
     При невозможности задержания нарушителей на  месте  и  отсутствии
сведений о них в составленных документах необходимо отразить их приме-
ты, по возможности сфотографировать. От правонарушителей и очевидцев в
установленном порядке должны быть истребованы объяснения.
     На основании собранных материалов действиям нарушителей необходи-
мо дать  юридическую оценку и составить протокол в соответствии с тре-
бованием ст.ст.  234, 235 Кодекса РСФСР об административных правонару-
шениях. Квалификация действий нарушителей порядка организации и прове-
дения массовых мероприятий зависит от субъекта. Так, при нарушении по-
рядка организаторами  мероприятия либо повторном нарушении участниками
в течение года после наложения административного взыскания за такое же
нарушение -  действия  нарушителей  должны  квалифицироваться  по ч. 2
ст. 166-1 КоАП.
     Лица, совершившие правонарушение, предусмотренное ст. 166-1 КоАП,
могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей. Задержанным
в обязательном порядке должны быть разъяснены их права,  предусмотрен-
ные ст. 247 КоАП.
     При наличии  в действиях нарушителей признаков преступления необ-
ходимо решать вопрос о возбуждении уголовного дела,  при  повторном  в
течение года после наложения административного взыскания нарушении по-
рядка организации и проведения массовых мероприятий  его  организаторы
должны привлекаться к уголовной ответственности по ст.200-1 УК.