О КРИЗИСЕ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ МАШИНОСТРОЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 2 июня 1994 г. N 133-I СФ (РГ 94-115) 19 мая 1994 года Комитетом Совета Федерации по аграрной политике при участии депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос- сийской Федерации, представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по машиностроению, ученых Российской академии сельскохозяйственных наук, директоров предприятий сельскохозяйственного машиностроения проведены парламентские слушания по вопросу о кризисе производства в сельскохо- зяйственном машиностроении. Участники парламентских слушаний отметили, что производство ма- шин и оборудования на предприятиях сельскохозяйственного машиностро- ения за 1993 год снизилась на 33 процента, а за четыре месяца 1994 года произведено всего 19 процентов тракторов и 8-10 процентов сель- скохозяйственных машин по отношению к соответствующему периоду 1993 года. По сравнению с 1985 годом производство тракторов сократилось в 2,8 раза, зерноуборочных комбайнов - в 3,4 раза, плугов - в 3 раза, сеялок, культиваторов, косилок, машин для внесения в почву минеральных удобрений - в 5,9 раза. Неоплаченные долги сельскохозяйственных потребителей за получен- ную технику, отсутствие механизма получения оборотных средств в усло- виях инфляции, разрыв хозяйственных связей с предприятиями, находящи- мися на территории государств - бывших республик СССР, установление высоких ставок налогов и пошлин, кризис неплатежей и отсутствие меха- низма взаиморасчетов с государствами - участниками Содружества Незави- симых Государств, а также сокращение объемов инвестиций привели к на- чалу разрушения производственного и научно - технического потенциала отрасли. В январе - апреле 1994 года не работала треть предприятий сель- скохозяйственного машиностроения, десятки предприятий работали по сок- ращенному графику. Прекращено производство целого ряда сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе машин для уборки льна в АО "Бежецксельмаш", рисоуборочных и кормоуборочных машин в АО "Дальсельмаш", машин для внесения в почву минеральных удобрений в АО "Башсельмаш". За 1990-1993 годы парк основных сельскохозяйственных машин на се- ле сократился на 25-30 процентов и составил в 1993 году 50-60 процен- тов от нормативного уровня. В результате проведение сельскохозяйствен- ных работ существенно затягивается, а объемы их резко сокращаются. Это привело к снижению урожайности и увеличению потерь сельскохозяйствен- ной продукции. Дебиторская задолжность предприятиям сельскохозяйственного маши- ностроения за поставленные технику и запасные части на 15 мая 1994 го- да составила 405 млрд. рублей. В связи с отсутствием финансовых средств объем работ по созданию новой сельскохозяйственной техники сократился в 15 раз. Это приведет к отставанию России в создании новой сельскохозяйственной техники от развитых стран более чем на два поколения. Для выхода из кризисного состояния Министерством сельского хо- зяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по машиностроению, другими заинтересованными ми- нистерствами и ведомствами подготовлен проект федеральной программы машиностроения для агропромышленного комплекса России, который одобрен Президиумом Совета Министров - Правительства Российской Федерации (протокол заседания N 19 от 10 июня 1993 года). Однако до настоящего времени указанная федеральная программа не утверждена Правительством Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного Совет Федерации оценивает положение, сложившееся в сельскохозяйственном машиностроении, как чрезвычайное и постановляет: 1. Предложить Правительству Российской Федерации: утвердить федеральную программу машиностроения для агропромыш- ленного комплекса России и обеспечить ее финансирование с июня 1994 года,а также осуществить финансирование следующих государственных про- грамм: программы "Фермер" (постановление Правительства Российской Феде- рации от 16 ноября 1992 года N 930); Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России (постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 года N 879); программы по производству и переработке сои (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 146); программы по производству техники по выращиванию и уборке сахар- ной свеклы (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 596); Межгосударственной программы обеспечения сельского хозяйства зер- ноуборочной техникой в 1993-1995 годах (решение Совета глав правитель- ств государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 сентября 1993 года); рассмотреть вопрос о создании федеральной государственно - акцио- нерной корпорации по производственно-техническому обеспечению агропро- мышленного комплекса; разработать и реализовать механизм финансирования сельского хо- зяйства Российской Федерации, создав необходимые экономические условия для развития агропромышленного комплекса за счет оптимального соотно- шения цен на машиностроительную и сельскохозяйственную продукцию, а также за счет дотирования сельского хозяйства из федерального бюджета, обеспечив при этом платежеспособный спрос в соответствии с необходимой потребностью в сельскохозяйственной технике и запасных частях; восстановить льготное кредитование сельского хозяйства (не более 28 процентов годовых) с возмещением разницы в процентных ставках за счет прибыли Центрального банка Российской Федерации; разработать порядок продажи тракторов, комбайнов и другой доро- гостоящей сельскохозяйственной техники потребителям в рассрочку или по беспроцентному кредиту на пять-семь лет; выделять ежегодно в течение трех лет Министерству сельского хо- зяйства и продовольствия Российской Федерации необходимую бюджетную ссуду или целевой льготный кредит сроком на пять лет с началом погаше- ния после третьего года на создание фондов лизинговых операций, сезон- ных запасов сельскохозяйственной техники, запасных частей и приобрете- ние других материально-технических средств; выделить предприятиям сельскохозяйственного машиностроения для возобновления производства и обеспечения бесперебойной поставки сель- скохозяйственной техники и запасных частей к началу уборочных работ 1994 года бюджетную ссуду во втором и в третьем кварталах в объеме 250 млрд. рублей и обеспечить погашение задолжности агропромышленного комплекса России и государств - участников Содружества Независимых Го- сударств за поставленную технику, запасные части и комплектующие изде- лия; распространить на предприятия сельскохозяйственного машинострое- ния тарифы на электрическую энергию, предусмотренные для сельскохо- зяйственных потребителей постановлением Правительства Российской Феде- рации от 22 апреля 1994 года N 352. 2. Поручить Комитету Совета Федераций по аграрной политике сов- местно с Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам и Комите- том Государственной Думы по промышленности, строительству и транспорту и энергетике до 1 июля 1994 года подготовить предложения по восстанов- лению действия статей 2-4, 8, 9, 14, 17-20 Закона Российской Федерации "О зерне", отмененных Президентом Российской Федерации Указом от 21 декабря 1993 года N 2232, предусматривающих возмещение производителям зерна 50 процентов затрат на приобретение зерноуборочных комбайнов и техники для обработки зерна, а так же предложения по льготному налого- обложению для производителей сельскохозяйственной техники. 3. Предложить Министерству финансов Российской Федерации, Цент- ральному банку Российской Федерации выдавать государствам - участникам Содружества Независимых Государств технически связанные кредиты, обес- печивающие реализацию сельскохозяйственной техники. Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Г. Абдулатипов |