О КРИЗИСЕ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ МАШИНОСТРОЕНИИ. Постановление. Совет Федерации Федерального собрания РФ. 02.06.94 133-I СФ

                                                                         
                        О КРИЗИСЕ ПРОИЗВОДСТВА                           
                        В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ                            
                            МАШИНОСТРОЕНИИ                                
                                                                             
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                                 
                                                                           
                     СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО                          
                             СОБРАНИЯ  РФ                                 
                                                                          
                            2 июня 1994 г.                                 
                                                                              
                              N 133-I СФ                                
                                                                           
                             (РГ 94-115)                                   
                                                                           
     19 мая  1994 года Комитетом Совета Федерации по аграрной политике     
при участии депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Рос-     
сийской  Федерации,  представителей Министерства сельского хозяйства и     
продовольствия Российской Федерации,  Комитета Российской Федерации по     
машиностроению,  ученых Российской академии сельскохозяйственных наук,     
директоров предприятий сельскохозяйственного машиностроения  проведены     
парламентские  слушания по вопросу о кризисе производства в сельскохо-        
зяйственном машиностроении.                                                 
     Участники  парламентских слушаний отметили,  что производство ма-      
шин  и оборудования  на предприятиях сельскохозяйственного машиностро-     
ения за  1993 год снизилась на  33 процента,  а за четыре месяца  1994      
года произведено всего 19 процентов тракторов и  8-10  процентов сель-      
скохозяйственных  машин по отношению  к соответствующему периоду  1993      
года.                                                                       
     По сравнению  с  1985  годом производство тракторов сократилось в     
2,8 раза,  зерноуборочных комбайнов - в 3,4 раза,  плугов - в 3  раза,     
сеялок, культиваторов, косилок, машин для внесения в почву минеральных      
удобрений - в 5,9 раза.                                                     
     Неоплаченные долги  сельскохозяйственных потребителей за получен-     
ную технику,  отсутствие механизма получения оборотных средств в усло-     
виях инфляции,  разрыв хозяйственных связей с предприятиями, находящи-      
мися на территории государств - бывших  республик  СССР,  установление        
высоких ставок налогов и пошлин,  кризис неплатежей и отсутствие меха-       
низма взаиморасчетов с государствами - участниками Содружества Незави-       
симых Государств,  а также сокращение объемов инвестиций привели к на-      
чалу разрушения производственного и научно -  технического  потенциала     
отрасли.                                                                    
     В январе - апреле 1994 года не работала треть  предприятий  сель-      
скохозяйственного машиностроения, десятки предприятий работали по сок-     
ращенному графику.                                                          
     Прекращено производство  целого ряда сельскохозяйственных машин и     
оборудования,  в том числе машин для уборки льна в АО "Бежецксельмаш",    
рисоуборочных  и  кормоуборочных  машин в АО "Дальсельмаш",  машин для     
внесения в почву минеральных удобрений в АО "Башсельмаш".                    
     За 1990-1993 годы парк основных сельскохозяйственных машин на се-      
ле сократился на 25-30 процентов и составил в 1993 году 50-60  процен-     
тов от нормативного уровня. В результате проведение сельскохозяйствен-      
ных работ существенно затягивается, а объемы их резко сокращаются. Это      
привело  к снижению урожайности и увеличению потерь сельскохозяйствен-      
ной продукции.                                                             
     Дебиторская задолжность  предприятиям сельскохозяйственного маши-       
ностроения за поставленные технику и запасные части на 15 мая 1994 го-    
да составила 405 млрд. рублей.                                              
     В связи с отсутствием финансовых средств объем работ по  созданию     
новой сельскохозяйственной техники сократился в 15 раз. Это приведет к      
отставанию России в создании  новой  сельскохозяйственной  техники  от     
развитых стран более чем на два поколения.                                
     Для выхода из кризисного состояния  Министерством  сельского  хо-       
зяйства  и  продовольствия  Российской Федерации совместно с Комитетом     
Российской Федерации по машиностроению,  другими заинтересованными ми-      
нистерствами  и  ведомствами  подготовлен проект федеральной программы      
машиностроения для агропромышленного комплекса России, который одобрен       
Президиумом  Совета  Министров  -  Правительства  Российской Федерации      
(протокол заседания N 19 от 10 июня 1993 года).  Однако до  настоящего       
времени  указанная  федеральная программа не утверждена Правительством      
Российской Федерации.                                                      
     Исходя из  вышеизложенного  Совет  Федерации оценивает положение,     
сложившееся в сельскохозяйственном машиностроении,  как чрезвычайное и     
постановляет:                                                              
     1. Предложить Правительству Российской Федерации:                     
     утвердить федеральную  программу  машиностроения для  агропромыш-     
ленного комплекса  России и обеспечить ее финансирование  с июня  1994       
года,а также осуществить финансирование следующих государственных про-        
грамм:                                                                     
     программы "Фермер" (постановление Правительства Российской  Феде-       
рации от 16 ноября 1992 года N 930);                                       
     Государственной комплексной  программы  повышения плодородия почв     
России (постановление Правительства Российской Федерации от 17  ноября       
1992 года N 879);                                                          
     программы по производству и переработке сои (постановление Совета     
Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года       
N 146);                                                                     
     программы по  производству техники по выращиванию и уборке сахар-      
ной свеклы (постановление Совета Министров - Правительства  Российской      
Федерации от 26 июня 1993 года N 596);                                        
     Межгосударственной программы обеспечения сельского хозяйства зер-      
ноуборочной техникой в 1993-1995 годах (решение Совета глав правитель-        
ств государств - участников Содружества Независимых Государств  от  27      
сентября 1993 года);                                                       
     рассмотреть вопрос о создании федеральной государственно - акцио-       
нерной корпорации по производственно-техническому обеспечению агропро-     
мышленного комплекса;                                                      
     разработать и  реализовать  механизм финансирования сельского хо-      
зяйства Российской Федерации, создав необходимые экономические условия      
для  развития агропромышленного комплекса за счет оптимального соотно-       
шения цен на машиностроительную и  сельскохозяйственную  продукцию,  а       
также за счет дотирования сельского хозяйства из федерального бюджета,      
обеспечив при этом платежеспособный спрос в соответствии с необходимой        
потребностью в сельскохозяйственной технике и запасных частях;              
     восстановить льготное кредитование сельского хозяйства (не  более     
28  процентов  годовых)  с возмещением разницы в процентных ставках за     
счет прибыли Центрального банка Российской Федерации;                       
     разработать порядок  продажи тракторов,  комбайнов и другой доро-       
гостоящей сельскохозяйственной техники потребителям в рассрочку или по       
беспроцентному кредиту на пять-семь лет;                                    
     выделять ежегодно в течение трех лет Министерству  сельского  хо-      
зяйства  и  продовольствия  Российской Федерации необходимую бюджетную      
ссуду или целевой льготный кредит сроком на пять лет с началом погаше-        
ния после третьего года на создание фондов лизинговых операций, сезон-        
ных запасов сельскохозяйственной техники, запасных частей и приобрете-     
ние других материально-технических средств;                                 
     выделить предприятиям  сельскохозяйственного  машиностроения  для      
возобновления  производства и обеспечения бесперебойной поставки сель-      
скохозяйственной техники и запасных частей к  началу  уборочных  работ      
1994 года бюджетную ссуду во втором и в третьем кварталах в объеме 250      
млрд.  рублей и  обеспечить  погашение  задолжности  агропромышленного       
комплекса России и государств - участников Содружества Независимых Го-      
сударств за поставленную технику, запасные части и комплектующие изде-    
лия;                                                                        
     распространить на предприятия сельскохозяйственного  машинострое-     
ния  тарифы  на электрическую энергию,  предусмотренные для сельскохо-     
зяйственных потребителей постановлением Правительства Российской Феде-     
рации от 22 апреля 1994 года N 352.                                          
     2. Поручить Комитету Совета Федераций по аграрной  политике  сов-      
местно с Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам и Комите-      
том Государственной Думы по промышленности, строительству и транспорту        
и энергетике до 1 июля 1994 года подготовить предложения по восстанов-       
лению действия статей 2-4, 8, 9, 14, 17-20 Закона Российской Федерации      
"О  зерне",  отмененных  Президентом Российской Федерации Указом от 21       
декабря 1993 года N 2232,  предусматривающих возмещение производителям       
зерна  50  процентов затрат на приобретение зерноуборочных комбайнов и      
техники для обработки зерна, а так же предложения по льготному налого-     
обложению для производителей сельскохозяйственной техники.                  
     3. Предложить Министерству финансов Российской  Федерации,  Цент-      
ральному банку Российской Федерации выдавать государствам - участникам     
Содружества Независимых Государств технически связанные кредиты, обес-     
печивающие реализацию сельскохозяйственной техники.                        
                                                                           
                Заместитель Председателя Совета Федерации                   
                Федерального Собрания Российской Федерации                 
                                        Р. Г. Абдулатипов