ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧРЕЖЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Постановление. Правительство РФ. 05.06.94 650

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
               НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            5 июня 1994 г.

                                N 650

                             (СЗРФ 94-8)

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об учреждении  началь-
ного профессионального образования.
     2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров  РСФСР
от 23 февраля 1991 г.  N 119 "О временных положениях, регламентирующих
деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки
кадров в  РСФСР" в части утверждения Временного положения о профессио-
нальном учебном заведении в РСФСР.

    Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
                                                           О. Сосковец

                               (* * *)

                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                               от 5 июня 1994 г.
                                                     N 650

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
        ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Учреждение  начального  профессионального образования является
государственным, муниципальным или  негосударственным  образовательным
учреждением и  имеет  целью  подготовку  работников квалифицированного
труда (рабочих и служащих) по всем основным  направлениям  общественно
полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), ут-
верждаемому Правительством Российской Федерации.
     2. Главной  задачей учреждения начального профессионального обра-
зования является создание необходимых условий для удовлетворения  пот-
ребности личности  в  получении начального профессионального образова-
ния, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня ква-
лификации с  возможностью повышения общеобразовательного уровня квали-
фикации с возможностью повышения общеобразовательного  уровня  обучаю-
щихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также уско-
ренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной  ра-
боты или группы работ.
     3. К учреждениям начального профессионального  образования  отно-
сятся:
     профессиональное училище;
     профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального об-
разования;
     учебно-курсовой комбинат (пункт),  учебно-производственный центр,
техническая школа (горно-механическая,  мореходная,  лесотехническая и
др.), вечернее  (сменное)  и другие образовательные учреждения данного
уровня.
     Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехничес-
кое, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ
начального профессионального образования,  обеспечивающих приобретение
обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации
с получением  или без получения среднего (полного) общего образования.
Профессиональное училище является основным типом учреждения начального
профессионального образования,  в котором осуществляется наиболее мас-
совая подготовка квалифицированных рабочих и служащих. На базе профес-
сионального училища  может осуществляться разработка и внедрение пере-
довых методик в области начального  профессионального  образования  по
соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров,  обеспе-
чивающих высокий уровень профессионального  образования  и  профессио-
нальной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.
     Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального об-
разования (технический,  строительный, коммерческий, агролицей и т.п.)
осуществляет реализацию интегрированных образовательных  программ  на-
чального и среднего профессионального образования, обеспечивающих при-
обретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня  квали-
фикации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего про-
фессионального образования. Данный тип учреждения начального професси-
онального образования  является  опорным  центром  развития начального
профессионального образования,  на базе которого могут проводиться на-
учные исследования  по  совершенствованию  содержания образовательного
процесса, учебно-программной документации,  обеспечивающих  подготовку
конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.
     Учебно-курсовой комбинат (пункт),  учебно-производственный центр,
техническая школа (горно-механическая,  мореходная,  лесотехническая и
др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального обра-
зования осуществляют реализацию образовательных программ переподготов-
ки, повышения квалификации рабочих и специалистов,  а также подготовки
рабочих и  специалистов  соответствующего уровня квалификации по уско-
ренной форме обучения.
     4. Учреждение начального профессионального образования по догово-
рам с органами по труду и службам занятости, производственными объеди-
нениями, предприятиями,  учреждениями, фирмами и другими организациями
может осуществлять профессиональную подготовку,  которая  имеет  целью
ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения опре-
деленной работы или группы работ и не сопровождается повышением  обра-
зовательного уровня.
     При учреждении  начального  профессионального  образования  могут
быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки отдельных
лиц за счет их средств или средств объединений,  предприятий, учрежде-
ний, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
     Подготовка, переподготовка,  обучение вторым профессиям и повыше-
ние квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в на-
родном хозяйстве,  и высвобождаемых работников осуществляется по днев-
ной, вечерней  (сменной)  формам  обучения,  с отрывом и без отрыва от
производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивиду-
ального обучения или в рамках экстерната,  положение о котором утверж-
дается федеральным органом управления образованием.
     Профессиональная подготовка может быть получена также в професси-
ональных образовательных образовательных подразделениях производствен-
ного объединения, предприятия, учреждения, фирмы и других организаций,
в которых могут создаваться  условия  для  получения  профессиональной
подготовки лицами, не имеющими основного общего образования.
     5. Учреждение начального профессионального образования  создается
учредителем по собственной инициативе, регистрируется в соответствии с
законодательством Российской Федерации уполномоченными органами  мест-
ного самоуправления в заявительном порядке.  Права юридического лица у
учреждения начального профессионального образования возникают с момен-
та регистрации.
     Статус учредителя (учредителей) определяет  организационно-право-
вую форму образовательного учреждения.
     Учредителями государственного  учреждения  начального  профессио-
нального образования могут быть органы государственной власти и управ-
ления, в том числе государственные органы управления образованием: фе-
деральные (центральные),  ведомственные, республиканские, краевые, об-
ластные, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
     Учредителями муниципального  учреждения начального профессиональ-
ного образования являются органы местного самоуправления.
     Допускается совместное учредительство образовательных учреждений,
основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, субъ-
ектов Российской Федерации,  муниципальной и частной собственности,  а
также собственности общественных объединений (организаций),  иностран-
ных государств, юридических и физических лиц.
     Учредительными документами учреждения начального профессионально-
го образования являются решение о его создании или договор учредителей
и Устав.
     6. Учреждение  начального  профессионального образования получает
право на образовательную деятельность и льготы,  предоставляемые зако-
нодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему государствен-
ным органом управления образованием или по его поручению местным орга-
ном управления образованием лицензии (разрешения),  в которой фиксиру-
ются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучаю-
щихся и срок ее действия.
     7. Лицензия может быть изъята у учреждения начального  профессио-
нального образования  государственным органом,  выдавшим ее,  в случае
нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицензии.
     8. Учреждение  начального  профессионального образования получает
право на выдачу выпускникам документа об образовании  государственного
образца, на  включение  в схему централизованного государственного фи-
нансирования, на пользование печатью установленного образца после  го-
сударственной аккредитации,  подтвержденной свидетельством (вступает в
силу по мере развертывания государственной аттестационной службы).
     9. Аттестация учреждения начального профессионального образования
проводится по его заявлению государственной аттестационной  службой  в
установленном порядке один раз в пять лет.
      Учреждение начального профессионального образования  может  быть
лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
     10. Учреждение  начального  профессионального  образования  может
иметь филиалы, вечерние (сменные) отделения (группы), которые проходят
регистрацию по фактическому месту нахождения, лицензирование, аттеста-
цию и  государственную  аккредитацию в порядке,  установленном Законом
Российской Федерации "Об образовании".
     Филиал учреждения начального профессионального образования созда-
ется образовательным учреждением по  согласованию  с  учредителями,  а
создание  вечерних (сменных) отделений (групп) осуществляется с после-
дующим уведомлением учредителей и внесением  в  установленном  порядке
изменений в свой Устав.
     11. Учреждение начального профессионального образования может по-
лучать общественную аккредитацию в различных российских,  зарубежных и
международных общественных (образовательных),  научных и  промышленных
структурах, что  не  влечет  за собой дополнительных финансовых обяза-
тельств со стороны государства.
     12. Учреждение  начального  профессионального образования в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации  может  образовывать
ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участи-
ем учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития
и совершенствования образования.
     13. Государственное,  муниципальное учреждение начального профес-
сионального образования может быть реорганизовано,  перепрофилировано,
ликвидировано по решению соответствующего органа - учредителя  образо-
вательного учреждения.
     14. Передача государственных учреждений начального профессиональ-
ного образования  федерального  подчинения  в ведение органов местного
самоуправления может осуществляться с согласия последних.
     15. Учреждение  начального профессионального образования разраба-
тывает и утверждает на основе Закона Российской Федерации "Об  образо-
вании" и настоящего Типового положения свой Устав,  в котором в обяза-
тельном порядке указываются:
     наименование, место нахождения (юридический,  фактический адрес),
статус учреждения начального профессионального образования;
     учредитель;
     организационно-правовая форма  учреждения  начального  профессио-
нального образования;
     цели образовательного процесса,  тип и виды реализуемых образова-
тельных программ;
     основные характеристики организации образовательного процесса;
     структура финансовой  и хозяйственной деятельности учреждения на-
чального профессионального образования;
     порядок управления учреждением начального профессионального обра-
зования;
     права и обязанности участников образовательного процесса;
     перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других),
регламентирующих деятельность  учреждения начального профессионального
образования.
     Устав учреждения  начального профессионального образования в час-
ти, определенной законодательством Российской Федерации,  разрабатыва-
ется и принимается по согласованию с учредителем.
     16. В своей деятельности учреждение начального  профессионального
образования руководствуется  действующим  законодательством Российской
Федерации, указами и распоряжениями Президента  Российской  Федерации,
постановлениями и  распоряжениями  Правительства Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления  образованием,  настоящим
Положением и своим Уставом.
     17. Для негосударственного учреждения начального профессионально-
го образования настоящее Положение выполняет функцию примерного.

        2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

     18. Образовательный  процесс  в  учреждении начального профессио-
нального образования строится с  учетом  возрастных  и  индивидуальных
особенностей обучающихся, на принципах демократии и гуманизма.
     19. Содержание образование в учреждении начального профессиональ-
ного образования  должно обеспечивать получение обучающимися профессии
и соответствующей квалификации,  а также содействовать взаимопониманию
и сотрудничеству между людьми,  народами,  различными расовыми, нацио-
нальными, этническими,  религиозными и социальными группами;  способс-
твовать реализации  права  обучающихся  на  свободный выбор взглядов и
убеждений.
     20. Образовательный  процесс  в  учреждении начального профессио-
нального образования должен быть ориентирован на расширение возможнос-
тей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалифи-
кации, специальной, физической и общекультурной подготовки его выпуск-
ников.
     21. Содержание образования и организация образовательного процес-
са в учреждении начального профессионального образования регламентиру-
ется учебными (тематическими) планами, программами, разработанными об-
разовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных
учебных планов,  программ, разработанных на основе государственных об-
разовательных стандартов  и рекомендуемых федеральным органом управле-
ния образованием.
     Образовательный процесс  включает теоретическое обучение,  произ-
водственное обучение, производственную практику, воспитательную работу
с обучающимися.
     22. Учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального  профес-
сионального  образования не должна превышать 36 часов в неделю.  Время
работы на производственной практике не должно превышать  продолжитель-
ности  рабочего времени,  установленного законодательством о труде для
соответствующих категорий работников.  Общая продолжительность каникул
составляет  не  менее  10 недель в год при сроке обучения более одного
года.  Продолжительность уроков по теоретическому и  производственному
обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом об-
разовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохране-
ния. Обучающиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не пре-
дусмотренных учебным планом.
     23. Учреждение начального профессионального образования самостоя-
тельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контро-
ля успеваемости  и промежуточной аттестации,  обеспечивающих получение
обучающимися профессионального образования по профессии  (специальнос-
ти) соответствующего уровня и квалификации.
     24. Производственное обучение осуществляется в  учебно-производс-
твенных мастерских,  лабораториях,  на полигонах, в учебных хозяйствах
учреждений начального профессионального образования,  а также в  цехах
предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других
объектах.
     Производственная практика, как правило, проводится на предприяти-
ях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, для ко-
торых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов,  на са-
мостоятельных рабочих местах и штатных должностях. Порядок организации
практики определяется двусторонним договором.
     Обучающиеся, проходящие производственную практику  и  зачисленные
на рабочие места и должности,  включаются в списочный состав государс-
твенного предприятия или организации,  но не учитываются в их среднес-
писочной численности.
     25. Обучающиеся учреждения начального профессионального образова-
ния объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы.  При
расчете нормативов  бюджетного  финансирования  учреждения  начального
профессионального образования  на одного обучающегося предусматривает-
ся, что количество обучающихся в  группе  на  занятиях  теоретического
обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек.
     В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой наполняе-
мости и  их филиалах допускается по согласованию с соответствующим ор-
ганом управления  образованием  с  привлечением  других   внебюджетных
средств комплектование учебных групп меньшей численности,  но не менее
8-10 человек.
     При финансировании подготовки,  обучения вторым профессиям, пере-
подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов  средствами
заказчиков как в государственных, так и в негосударственных учреждени-
ях начального  профессионального  образования  комплектование  учебных
групп обучающимися численностью не ограничивается.
     Производственное обучение по  всем  профессиям  осуществляется  в
группах по 12-15 человек,  а по профессиям,  связанным с обслуживанием
сложного оборудования, выполнением опасных работ, - 8-10 человек.
     На теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным
дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учебные группы мо-
гут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин определяется местным
органом управления образованием в  рамках  государственного  стандарта
начального профессионального образования.
     26. Освоение профессиональных образовательных программ может осу-
ществляться на ступенчатой основе.  Число ступеней обучения зависит от
конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая
ступень  обучения  имеет профессиональную завершенность и оканчивается
обязательной итоговой аттестацией с присвоением  выпускнику  соответс-
твующей  квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответс-
твующего документа.
     27. Для  всех форм получения профессионального образования в рам-
ках основной профессиональной образовательной программы действует еди-
ный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым
осуществляется аттестация лиц,  завершивших начальное профессиональное
образование.
     28. Прием на обучение в государственные и муниципальные  учрежде-
ния начального профессионального образования осуществляется по заявле-
ниям от поступающих на конкурсной основе в порядке,  установленном уч-
редителем и  Уставом  образовательного  учреждения.  Условия  конкурса
должны гарантировать соблюдение прав граждан в области  профессиональ-
ного образования  и обеспечивать зачисление на обучение лиц,  наиболее
способных и подготовленных к освоению профессии (специальности)  соот-
ветствующего уровня.
     При приеме на обучение образовательное учреждение обязано ознако-
мить поступающего,  его родителей или лиц,  их заменяющих,  с Уставом,
условиями приема и другими документами,  регламентирующими организацию
образовательного процесса.
     Порядок приема в учреждение начального профессионального  образо-
вания в части,  не отрегулированной законодательством Российской Феде-
рации, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
     29. Дисциплина  в учреждении начального профессионального образо-
вания поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обу-
чающихся и педагогов. По отношению к обучающимся не допускаются методы
физического и психологического насилия.
     30. В  учреждении начального профессионального образования обуче-
ние ведется на языке, который определяется учредителем или Уставом об-
разовательного учреждения.
     31. Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), перепод-
готовка и  повышение квалификации в государственном учреждении началь-
ного профессионального образования  осуществляется,  как  правило,  по
профессиям (специальностям) согласно утвержденному Перечню профессий.
     32. Учреждение начального профессионального образования может ре-
ализовывать дополнительные  профессиональные образовательные программы
и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами опреде-
ляющих его статус образовательных программ, а также осуществлять в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации подготовку к воен-
ной службе.
     33. Учреждение начального профессионального образования может,  в
том числе в кооперации с другими образовательными учреждениями, предп-
риятиями, организациями,  фирмами,  создавать учебно-производственные,
учебно-торгово-производственные структуры, которые являются их подраз-
делениями без права юридического лица,  обеспечивающие реализацию про-
фессиональных образовательных  программ.  В процессе производственного
обучения и во внеучебное время обучающиеся могут  оказывать  различные
услуги населению, производить промышленную и сельскохозяйственную про-
дукцию, товары народного потребления.
     34. С  учетом потребностей и возможностей личности профессиональ-
ные образовательные программы могут осваиваться как в профессиональном
образовательном учреждении (с отрывом или без отрыва от производства),
так и в форме самообразования или  экстерната.  Перечень  профессий  и
специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме
экстерната не допускается,  в части федеральной компетенции устанавли-
вается Правительством  Российской Федерации в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
     35. Учреждение начального профессионального образования,  имеющее
государственную аккредитацию и реализующее профессиональные и  общеоб-
разовательные программы,  выдает  выпускникам  (лицам,  прошедшим курс
обучения), прошедшим аттестацию,  документ государственного образца об
уровне образования и квалификации по профессии (специальности),  а вы-
пускникам, прошедшим аттестацию только по  профессии  (специальности),
выдает документ об уровне квалификации, форма которого устанавливается
федеральным органом управления образованием.
     36. Неаккредитованное   негосударственное  учреждение  начального
профессионального образования выдает  по  завершении  обучения  лицам,
прошедшим аттестацию,  документ об уровне квалификации (в соответствии
с лицензией),  заверенный печатью образовательного  учреждения.  Форма
документа определяется самим образовательным учреждением.

  3. ОБУЧАЮЩИЕСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     37. Права и обязанности обучающихся учреждения начального профес-
сионального образования определяются Уставом,  а также индивидуальными
договорами, заключенными образовательным учреждением с обучающимися, и
настоящим Положением.
     38. Обучающиеся  имеют право на получение профессионального обра-
зования в  соответствии  с  государственным  образовательным  стандар-
том, в  том  числе  по  индивидуальным учебным планам и по ускоренному
курсу обучения;  на получение дополнительных, в том числе платных, об-
разовательных услуг;  на участие в управлении образовательным учрежде-
нием; на свободу совести,  информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений.
     Принуждение обучающихся к вступлению в  общественные,  обществен-
но-политические организации, движения и партии, а также принудительное
привлечение их к деятельности в этих организациях не допускается.
     39. Обучающиеся  государственного и муниципального учреждения на-
чального профессионального  образования  обеспечиваются   стипендиями,
местами в  общежитиях,  льготным или бесплатным питанием и проездом на
транспорте, иными видами льгот и материальной помощи учредителем в со-
ответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
     40. В государственном и муниципальном учреждении начального  про-
фессионального образования  для обучающихся,  получающих начальное или
среднее профессиональное  образование  впервые,  обучение   проводится
бесплатно. Обучение детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения ро-
дителей или лиц, их заменяющих, осуществляется на основе полного госу-
дарственного обеспечения.
     41. Привлечение обучающихся учреждения начального  профессиональ-
ного образования без их согласия и согласия родителей или лиц,  их за-
меняющих, к труду,  не предусмотренному профессиональной образователь-
ной подготовкой, запрещается.
     42. Обучающиеся учреждения начального профессионального образова-
ния имеют право перехода в другое образовательное учреждение, реализу-
ющее профессиональную образовательную программу соответствующего уров-
ня, при согласии последнего.
     Обязанности обучающихся,  порядок их перевода на следующий курс и
отчисления из  учреждения начального профессионального образования оп-
ределяются его Уставом.
     43. Учреждение  начального  профессионального образования создает
условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Меди-
цинское обслуживание  обучающихся обеспечивают органы здравоохранения.
Для работы медицинского персонала должны быть предоставлены  помещения
с соответствующими  условиями.  Расписание занятий должно предусматри-
вать перерыв достаточной продолжительности  для  питания  обучающихся.
Для обучающихся  должно быть предусмотрено помещение для приема  пищи.
Инфляционный рост расходов на питание и  охрану  здоровья  обучающихся
полностью компенсируется государством.
     Создание необходимых условий учебы,  труда и  отдыха  обучающимся
возлагается на должностных лиц учреждения начального профессионального
образования в соответствии с законодательством Российской Федерации  и
Уставом.
     44. Выпускники государственного,  муниципального  учреждения  на-
чального профессионального образования,  прошедшие аттестацию на соот-
ветствующий уровень квалификации по профессии (специальности) с  оцен-
кой  "отлично"  и  имеющие по производственному обучению,  специальным
дисциплинам и не менее чем по 75 процентам других  дисциплин  учебного
плана  итоговую  оценку  "отлично",  а по остальным дисциплинам оценку
"хорошо", получают документ об окончании учреждения начального профес-
сионального образования установленного образца с отличием.
     Выпускники, аттестованные на соответствующий уровень квалификации
по профессии, с одновременным получением среднего (полного) общего об-
разования, имеющие полугодовые,  годовые и итоговые оценки "5" по всем
предметам за весь курс обучения и сдавшие выпускные экзамены на оценку
"5", награждаются золотой медалью. Выпускники, получившие соответству-
ющий уровень квалификации и среднее (полное) общее образование,  имею-
щие за время обучения на всех курсах полугодовые, годовые  и  итоговые
оценки "5" и не более чем по двум предметам оценку "4",  получившие на
выпускных экзаменах оценки "5" и не более двух оценок "4", награждают-
ся серебряной медалью.
     Выпускникам учреждения начального профессионального образования в
Российской Федерации,  награжденным  золотой  или серебряной медалями,
вручаются дипломы на бланках особого образца.

           4. ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ
               НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     45. К  инженерно-педагогическим  работникам относятся администра-
ция, преподаватели,  мастера (инструкторы) производственного обучения,
воспитатели и  другие  члены трудового коллектива образовательного уч-
реждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квали-
фикации рабочих  (специалистов),  выполняющие воспитательные функции и
участвующие в организации, проведении и методическом обеспечении обра-
зовательного процесса.
     46. Порядок комплектования персонала учреждения  начального  про-
фессионального образования определяется его Уставом.  На должности пе-
дагогического и инженерно-педагогического персонала могут быть  приня-
ты, как правило,  лица,  имеющие необходимую профессионально-педагоги-
ческую квалификацию,  соответствующую  установленным  квалификационным
требованиям данного профиля и подтвержденную аттестатами, дипломами об
образовании либо документами о повышении специальной производственной,
инженерной (предметной) или психолого-педагогической квалификацией.
     47. К педагогической деятельности не  допускаются  лица,  которым
она запрещена  приговором суда или по медицинским показаниям,  а также
лица, имевшие судимость за определенные  преступления.  Перечни  соот-
ветствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений уста-
навливаются законом.
     48. Требования к инженерно-педагогическим работникам определяются
квалификационными характеристиками,  утвержденными в установленном по-
рядке. Их  деятельность в процессе обучения и воспитания направлена на
качественное освоение обучающимися профессии (специальности), формиро-
вание у  них устойчивых ориентаций на трудовой и здоровый образ жизни,
приобщение их к общечеловеческим ценностям и  идеалам  мира,  свободы,
достоинства личности и равноправия граждан. Отношения работника учреж-
дения начального профессионального образования и администрации регули-
руются контрактом  (трудовым  соглашением) на срок до пяти лет в соот-
ветствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
     49. Инженерно-педагогические работники учреждения начального про-
фессионального образования имеют право:
     на педагогическую инициативу,  свободу выбора в использовании ме-
тодик обучения и воспитания;
     на моральное и материальное стимулирование труда;
     на необходимые условия для реализации своего творческого потенци-
ала в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации ра-
бочих и специалистов;
     участвовать в  управлении  и  решении вопросов развития образова-
тельного учреждения,  а также в работе общественных и трудовых объеди-
нений, организаций;
     пользоваться информационными  фондами,  услугами  учебных,  науч-
но-методических, социально-бытовых,  лечебных  и  других подразделений
образовательного учреждения;
     обжаловать приказы  и  распоряжения  администрации учреждения на-
чального профессионального образования.
     Инженерно-педагогические работники,  реализующие право на индиви-
дуальную трудовую педагогическую деятельность,  не могут  осуществлять
ее по отношению к обучающимся в том же учреждении начального професси-
онального образования.
     50. Инженерно-педагогические  работники в порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации,  пользуются правом на нормиро-
ванный шестичасовой  рабочий день и сокращенную рабочую неделю,  удли-
ненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет до дос-
тижения пенсионного возраста.
     Учебная нагрузка для преподавателей  устанавливается  учреждением
начального профессионального  образования самостоятельно в зависимости
от их квалификации и специфики деятельности и не может быть ниже мини-
мальной.
     Учебная нагрузка ниже минимальной может устанавливаться при усло-
вии письменного согласия преподавателя.
     Инженерно-педагогическим работникам может быть предоставлен  дли-
тельный отпуск сроком  до  одного года не реже чем через каждые 10 лет
непрерывной педагогической работы.  Порядок и  условия  предоставления
такого отпуска в государственном,  муниципальном учреждении начального
профессионального образования определяются учредителем.
     51. Заработная плата,  должностной оклад инженерно-педагогическим
работникам выплачивается за выполнение ими функциональных обязанностей
и работ,  предусмотренных контрактом. Выполнение работником других ра-
бот и обязанностей оплачивается по дополнительному  соглашению,  кроме
случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Феде-
рации.
     52. Инженерно-педагогические работники учреждения начального про-
фессионального образования с целью содействия обеспечению их  книгоиз-
дательской продукцией  и периодическими изданиями выплачивается ежеме-
сячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада
(заработной платы).
     53. На инженерно-педагогических работников учреждения  начального
профессионального образования, удаленного от городских центров и расс-
матриваемого в качестве такового органами государственной власти и уп-
равления,  распространяются льготы, предусмотренные в данной местности
для специалистов сельского хозяйства.
     На работников учебно-производственных,  производственных мастерс-
ких (цехов) и учебных хозяйств учреждения начального профессионального
образования распространяются  льготы  и преимущества,  устанавливаемые
для работников соответствующих производств.
     54. За успехи в учебной,  научно-методической, воспитательной ра-
боте и другой уставной деятельности для  инженерно-педагогических  ра-
ботников  устанавливаются  различные  формы морального и материального
поощрения.
     55. Увольнение инженерно-педагогических работников,  связанное с
сокращением штатов, допускается только после окончания учебного года.

  5. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     56. Общее руководство государственным или муниципальным  учрежде-
нием начального профессионального образования осуществляет Совет,  ко-
торый принимает участие в комплектовании обучающимися и  инженерно-пе-
дагогическими кадрами, в работе аттестационных и ревизионных комиссий,
в рассмотрении расходования средств на содержание образовательного уч-
реждения, рассматривает  все случаи отчисления и перевода в другое об-
разовательное учреждение обучающихся,  осуществляет другие полномочия,
предусмотренные Уставом образовательного учреждения.
     Деятельность Совета должна быть направлена на расширение коллеги-
альных, демократических форм в управлении образовательным учреждением,
развитие инициативы инженерно-педагогических работников.
     Порядок выборов  Совета определяется Уставом образовательного уч-
реждения.
     57. Непосредственное управление учреждением начального профессио-
нального образования осуществляет прошедший соответствующую аттестацию
директор.
     Директор может быть нанят Советом образовательного учреждения  по
контракту; избран коллективом образовательного учреждения, в том числе
с предварительным согласованием кандидатуры с учредителем или последу-
ющим утверждением учредителем;  назначен учредителем с предоставлением
Совету права вето; назначен учредителем или нанят учредителем по конт-
ракту.
     58. Разграничения других полномочий между Советом образовательно-
го учреждения и его директором, порядок приема (найма) директора опре-
деляются Уставом.
     Должностные обязанности директора учреждения начального професси-
онального образования и его филиала не могут исполняться по  совмести-
тельству.
     59. Учреждение начального профессионального образования самостоя-
тельно в организации образовательного процесса,  подборе и расстановке
кадров, научной,  финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пре-
делах, определенных законодательством Российской Федерации,  настоящим
Положением и Уставом образовательного учреждения.
     60. Учреждение  начального профессионального образования осущест-
вляет в пределах своей компетенции материально-техническое обеспечение
и оснащение образовательного процесса в соответствии с государственны-
ми и местными нормативными требованиями, может привлекать для осущест-
вления уставной деятельности дополнительные источники финансовых и ма-
териальных средств,  включая использование банковского кредита,  уста-
навливает структуру   управления,  штатное  расписание,  распределение
должностных обязанностей,  размеры заработной платы за счет внебюджет-
ных финансовых средств с учетом ограничений, установленных федеральны-
ми и местными нормативами,  а также размеры надбавок и доплат к  долж-
ностным окладам и порядок премирования своих работников.
     61. Учреждение начального профессионального образования самостоя-
тельно формирует  контингент обучающихся в пределах оговоренной лицен-
зией квоты,  если иное не предусмотрено  законодательством  Российской
Федерации, осуществляет  образовательный  процесс в соответствии с его
Уставом, лицензией и свидетельством об аккредитации.
     62. Учреждение  начального профессионального образования осущест-
вляет оперативный и бухгалтерский учет.  Представляет статистическую и
бухгалтерскую отчетность в установленные сроки и адреса.  Ежегодно от-
читывается перед учредителем о  финансово-хозяйственной  деятельности,
если такая отчетность предусмотрена в его Уставе.
     63. Учреждение начального профессионального образования несет от-
ветственность за  невыполнение функций,  отнесенных к его компетенции,
реализацию не в полном объеме учебных (тематических)  планов  и  прог-
рамм, качество подготовки,  переподготовки, обучение вторым профессиям
и повышение квалификации рабочих кадров,  жизнь и здоровье обучающихся
и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и сво-
бод обучающихся и работников и иные действия, за которые предусмотрена
ответственность законодательством Российской Федерации.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     64. Финансирование  учреждения начального профессионального обра-
зования осуществляется на основе государственных и местных  нормативов
финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося,  с уче-
том минимального размера выделяемых государством средств на нужды  об-
разования и индексации этих средств в соответствии с темпами инфляции.
     Для малокомплектных сельских учреждений начального профессиональ-
ного образования норматив финансирования определяется с учетом затрат,
не зависящих от количества обучающихся.
     65. Деятельность  учреждения начального профессионального образо-
вания финансируется его учредителем в соответствии с  договором  между
ними. По  соглашению  между  учредителем и образовательным учреждением
последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
     66. Учреждение начального профессионального образования независи-
мо от его организационно-правовой формы может  привлекать  в  порядке,
установленном законодательством  Российской Федерации,  дополнительные
финансовые, в том числе валютные, ресурсы за счет предоставления плат-
ных образовательных услуг,  а также за счет добровольных пожертвований
и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе и зарубеж-
ных.
     67. Привлечение учреждением начального профессионального  образо-
вания дополнительных  средств  не  влечет за собой снижения нормативов
или абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
     68. Финансирование подготовки,  переподготовки и повышения квали-
фикации незанятого населения и высвобождаемых работников осуществляет-
ся за счет средств государственного фонда службы занятости или заинте-
ресованных предприятий, объединений, фирм и других организаций, личных
средств граждан.
     69. Учреждению начального профессионального образования принадле-
жит право собственности на денежные средства,  имущество и другие объ-
екты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в
форме дара,  пожертвования  или по завещанию,  а также доходы от собс-
твенной деятельности и приобретенные на эти доходы  объекты  собствен-
ности.
     70. Вопросы льготного налогообложения деятельности учреждения на-
чального профессионального образования, предусмотренной Уставом (учеб-
но-производственная деятельность, производство продукции, оказание ус-
луг и др.),  а также плата за оборудование, технику, землю и т.п. рег-
ламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
     71. Учреждение  начального  профессионального  образования  может
участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ),  дру-
гих предприятий и учреждений исключительно своей собственностью.
     72. Учреждение начального профессионального образования  отвечает
по своим  обязательствам  находящимися  в  его  распоряжении денежными
средствами и принадлежащей  ему  собственностью.  При  недостаточности
указанных средств  ответственность по его обязательствам несет учреди-
тель в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
     73. При  ликвидации  государственного,  муниципального учреждения
начального профессионального образования денежные  средства  и  другие
объекты собственности,  принадлежащие ему, за вычетом платежей по пок-
рытию обязательств,  направляются на цели развития образования в соот-
ветствии с Уставом образовательного учреждения.
     74. Государственное,  муниципальное учреждение начального профес-
сионального образования  может  быть приватизировано только по решению
учредителя в порядке, установленном законодательством Российской Феде-
рации.

          7. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ  БАЗА УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     75. К учебно-материальной базе учреждения  начального  профессио-
нального образования относятся здания, сооружения, имущественные комп-
лексы (учебные,  жилые,  вспомогательные),  земельные участки, учебные
хозяйства,  учебные полигоны, различное оборудование и оснащение, иму-
щество потребительского,  социального, культурного и иного назначения,
а  также  учебно-наглядные  пособия,  технические  средства  обучения,
электронно-вычислительная техника,  другое имущество учебного назначе-
ния, которое не может быть использовано в целях, противоречащих основ-
ным задачам образовательного процесса.
     76. Для  обеспечения  уставной деятельности учреждения начального
профессионального образования учредитель  закрепляет  за  ним  объекты
права собственности - землю,  здания,  сооружения, имущественные комп-
лексы,  оборудование,  а также иное необходимое имущество потребитель-
ского,  социального,  культурного и другого назначения,  принадлежащие
учредителю или арендуемые им у  другого  собственника.  Объекты  права
собственности,  закрепленные учредителем,  находятся в оперативном уп-
равлении образовательного учреждения.
     77. Учреждение  начального  профессионального образования обязано
обеспечить содержание принадлежащей ему  учебно-материальной  базы  на
уровне требований, определенных соответствующими нормативами.
     78. Учреждение начального профессионального образования несет от-
ветственность перед собственником за сохранность и эффективное исполь-
зование закрепленной за  ним  собственности.  Изъятие  или  отчуждение
собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускает-
ся только по истечении срока договора между собственником и  образова-
тельным учреждением, если другие условия не оговорены договором.
     79. Учреждение начального  профессионального  образования  вправе
выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
     Сдача в аренду имущества,  принадлежащего образовательному учреж-
дению на правах собственности, осуществляется без согласия учредителя,
а имущество,  закрепленное за ним его учредителем, допускается сдавать
в аренду с согласия учредителя и на условиях, определяемых договором о
взаимоотношениях между собственником и образовательным учреждением или
собственником и учредителем.
     80. Развитие учебно-материальной базы учреждения начального  про-
фессионального образования  осуществляется в пределах бюджетных ассиг-
нований и собственных внебюджетных средств.
     81. Учреждение начального профессионального образования при необ-
ходимости пользуется посредническими услугами государственного и муни-
ципального органа  управления образованием для решения вопросов содер-
жания и развития учебно-материальной базы на договорных началах.
     82. Приобретение сырья, материалов, оборудования и других матери-
ально-технических средств как для учебных целей,  так и для производс-
тва промышленной  и сельскохозяйственной продукции,  товаров народного
потребления и для другой уставной деятельности  учреждения  начального
профессионального образования осуществляется за счет средств,  находя-
щихся в его распоряжении.

  8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     83. Учреждение начального профессионального образования  в  уста-
новленном законодательством  порядке  имеет право устанавливать прямые
связи с зарубежными предприятиями,  образовательными учреждениями, ор-
ганизациями и фирмами.
     84. Обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации
граждан иных государств в учреждениях начального профессионального об-
разования Российской Федерации, равно как и граждан Российской Федера-
ции в  зарубежных образовательных учреждениях,  осуществляется в соот-
ветствии с международными договорами Российской Федерации,  а также на
основе прямых договоров, заключаемых в установленном порядке образова-
тельными учреждениями с иными юридическими,  а также физическими лица-
ми.
     85. Учреждение начального профессионального образования может са-
мостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь ва-
лютные счета в банковских и других кредитных  учреждениях  в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     86. Валютные средства,  полученные учреждением начального профес-
сионального образования от внешнеэкономической деятельности, принадле-
жат ему на праве собственности или поступают в его оперативное  управ-
ление и изъятию не подлежат.