ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ. Постановление. Правительство РФ. 05.06.94 625

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-
      ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ
     О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            5 июня 1994 г.

                                N 625

                             (СЗРФ 94-8)

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемые  Положение  о  Государственной санитар-
но-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о  Сани-
тарно-эпидемиологическом нормировании.
     2. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзо-
ра Российской  Федерации привести ведомственные нормативные акты в со-
ответствие с утвержденными пунктом 1 настоящего постановления  положе-
ниями.
     3. Считать утратившими силу Положение о Государственной  санитар-
но-эпидемиологической службе  РСФСР  и Положение о порядке разработки,
утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских
и местных санитарных правил,  а также о порядке действия на территории
РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденные постановлением Сове-
та Министров  РСФСР  от  1 июля 1991 N 375 "О Государственной санитар-
но-эпидемиологической службе РСФСР".

                       Председатель Правительства Российской Федерации
                                                        В. Черномырдин

                               (* * *)

                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                               от 5 июня 1994 г.
                                                     N 625

                              ПОЛОЖЕНИЕ
        О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской
Федерации представляет  собой систему органов,  предприятий и учрежде-
ний, действующую  в  целях  обеспечения  санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и профилактики заболеваний человека.
     Главной задачей   Государственной    санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации является обеспечение санитарно-эпидемиоло-
гического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвида-
ция опасного  и  вредного  влияния среды обитания человека на его здо-
ровье.
     2. Органы,  предприятия  и  учреждения  Государственной  санитар-
но-эпидемиологической службы Российской Федерации (далее  именуются  -
организации Службы)  в своей деятельности руководствуются Конституцией
Российской Федерации,  федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Пра-
вительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     3. В  систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации входят:
      Государственный комитет   санитарно-эпидемиологического  надзора
Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России);
     центры государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора в
республиках, краях,  областях, городах федерального значения, автоном-
ной области,  автономных  округах,  районах  и городах,  на транспорте
(водном и воздушном);
     научно-исследовательские учреждения;
     дезинфекционные станции;
     другие санитарно-профилактические  учреждения  и  организации,  а
также предприятия по производству медицинских иммунобиологических пре-
паратов.
     4. Госкомсанэпиднадзор России руководит организациями Службы  че-
рез  центры  государственного  санитарно-эпидемиологического надзора в
республиках,  краях, областях, городах федерального значения, автоном-
ной области,  автономных округах, на транспорте (водном и воздушном) и
непосредственно подчиненными ему предприятиями и учреждениями.
     Госкомсанэпиднадзору России  непосредственно  подчиняются  центры
государственного  санитарно-эпидемиологического надзора в республиках,
краях,  областях,  городах федерального значения,  автономной области,
автономных округах,  на транспорте (водном и воздушном), научно-иссле-
довательские учреждения и организации,  а также предприятия по  произ-
водству медицинских иммунобиологических препаратов.
     Центры государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора в
районах и городах подчиняются соответствующим центрам государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в республиках,  краях, областях,
городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
     Дезинфекционные станции  находятся  в  подчинении соответствующих
центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
     5. Организации Службы являются юридическими лицами,  имеют самос-
тоятельную смету расходов, расчетные счета в учреждениях банков, печа-
ти со своим наименованием, владеют федеральной собственностью, находя-
щейся в их распоряжении, на праве оперативного управления.
     6. Создание,  реорганизация  и ликвидация организаций Службы осу-
ществляются вышестоящими органами в установленном порядке.
     7. Структура, численность и штатные расписания организаций Службы
утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда  оплаты
труда работников.
     8. Руководство организациями Службы, на которые возложены функции
государственного санитарно-эпидемиологического надзора,  осуществляет-
ся:
     председателем Госкомсанэпиднадзора России - главным государствен-
ным санитарным врачом Российской Федерации;
     главными врачами центров государственного санитарно-эпидемиологи-
ческого надзора - главными  государственными  санитарными  врачами  по
республикам,  краям, областям, городам федерального значения, автоном-
ной области, автономным округам, городами районам, на транспорте (вод-
ном и воздушном).
     На заместителей председателя,  начальников управлений Госкомсанэ-
пиднадзора России  и заместителей главных врачей центров государствен-
ного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющих функции го-
сударственного санитарно-эпидемиологического надзора, возлагаются обя-
занности заместителей главных государственных санитарных врачей  соот-
ветствующего уровня.
     9. Председатель Госкомсанэпиднадзора России назначается на  долж-
ность и  освобождается  от должности Президентом Российской Федерации,
его заместители назначаются на должность и освобождаются от  должности
Правительством Российской Федерации, а руководители организаций Службы
назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке подчи-
ненности.
     На должности председателя,  его заместителей и начальников управ-
лений Госкомсанэпиднадзора России,  главных врачей, заместителей глав-
ных врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического над-
зора, осуществляющих  функции государственного санитарно-эпидемиологи-
ческого надзора, назначаются лица, окончившие высшие медицинские учеб-
ные заведения и получившие звание врача, имеющие практический опыт ра-
боты в организациях Службы, являющиеся специалистами в области гигиены
и эпидемиологии,  а  также отвечающие требованиям квалификационных ха-
рактеристик должностных лиц,  утверждаемых Госкомсанэпиднадзором  Рос-
сии.
     Указанные должностные лица не вправе заниматься иной оплачиваемой
деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой дея-
тельности.
     10. При Госкомсанэпиднадзоре России, центрах государственного са-
нитарно-эпидемиологического надзора в  республиках,  краях,  областях,
городах федерального значения, автономной области, автономных округах,
на транспорте (водном и воздушном) в целях коллегиального рассмотрения
вопросов развития, управления и совершенствования деятельности органи-
заций Службы,  ее материально-технического и  финансового  обеспечения
создаются советы главных государственных санитарных врачей,  действую-
щие в соответствии с  положением,  утверждаемым  Госкомсанэпиднадзором
России.
     11. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба  Российс-
кой Федерации выполняет следующие основные функции:
     1) подготавливает предложения по  вопросам  обеспечения  санитар-
но-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений ор-
ганами государственной власти Российской Федерации, органами государс-
твенной  власти субъектов Российской Федерации и органами местного са-
моуправления;
     2) разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидеми-
ологического благополучия населения,  а также предложения  к  проектам
федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам ох-
раны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды
обитания человека;
     3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке  санитарные
правила, нормы и гигиенические нормативы;
     4) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический над-
зор за  соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации,
в том числе:
     а) наблюдение,  оценку и прогнозирование состояния здоровья насе-
ления в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиени-
ческий мониторинг);
     б) выявление и установление причин,  факторов и условий возникно-
вения и распространения инфекционных,  паразитарных,  профессиональных
заболеваний, пищевых отравлений,  а также других массовых  заболеваний
людей, связанных  с воздействием неблагоприятных факторов среды обита-
ния человека,  путем проведения специальных санитарно-эпидемиологичес-
ких расследований  (установление  причинно-следственных  связей  между
состоянием здоровья и средой обитания человека);
     в) принятие  в пределах своей компетенции обязательных для выпол-
нения органами государственной власти Российской  Федерации,  органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами мест-
ного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, орга-
низациями  и учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо
от их подчиненности и форм собственности,  должностными лицами и граж-
данами  решений по проведению гигиенических и противоэпидемических ме-
роприятий;
     г) контроль  за  выполнением гигиенических и противоэпидемических
мероприятий,  санитарных правил,  норм и гигиенических  нормативов,  в
частности, при:
     размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под
строительство; планировке и застройке населенных пунктов; проектирова-
нии, строительстве,  реконструкции,  модернизации предприятий, зданий,
сооружений, инженерных сетей и транспортных средств,  а также вводе их
в эксплуатацию;
     разработке, постановке  на  производство,  промышленном  выпуске,
применении и использовании продукции,  в том числе закупаемой за рубе-
жом;
     выборе водоисточников,  используемых для централизованного и  де-
централизованного водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха на-
селения, а также в лечебных целях;  установлении зон санитарной охраны
источников водопользования  населения  и  осуществлении мероприятий по
охране водоемов от загрязнения;  обеспечении населения водой для пить-
евых, хозяйственных и производственных целей;
     осуществлении мероприятий по охране от  загрязнения  атмосферного
воздуха, воздуха  рабочей  зоны  производственных и других помещений в
местах постоянного и временного пребывания людей;  установлении  сани-
тарно-защитных зон промышленных предприятий;
     сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации про-
изводственных и бытовых отходов;
     эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зданий, поме-
щений, сооружений, оборудования и транспортных средств;
     выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизи-
рующих и неионизирующих излучений;
     проведении государственной регистрации потенциально опасных хими-
ческих и биологических веществ, государственной регистрации и сертифи-
кации новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекцион-
ных средств, а также осуществлении государственного контроля за их ка-
чеством;
     проведении мероприятий  по предупреждению и ликвидации инфекцион-
ных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей,  связан-
ных с  неблагоприятным  влиянием  среды  обитания человека на его здо-
ровье;
     осуществлении мероприятий  по  санитарной охране территории и ле-
чебных местностей;
     д) выдачу по результатам контроля заключения (гигиенического сер-
тификата) по:
     проектам норм проектирования,  генеральным планам городов, проек-
там районной планировки и  застройки  населенных  пунктов,  размещения
объектов промышленности;  выбору земельных участков под строительство;
технико-экономическим обоснованиям,  проектам  строительства,  реконс-
трукции и модернизации объектов и их пусковых комплексов, зданий, соо-
ружений, транспортных средств и вводу их в эксплуатацию;
     проектам нормативной и технологической документации на новую про-
дукцию,  в том числе на товары народного потребления и пищевые продук-
ты;
     проектам зон  санитарной  охраны источников питьевого водоснабже-
ния, прибрежных районов морей,  округов  санитарной  охраны  курортов,
месторождений минеральных  вод  и лечебных грязей,  санитарно-защитных
зон предприятий;
     условиям специального водопользования, проектам нормативов выбро-
сов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов водоемы;
     условиям производства,  применения,  хранения,  транспортировки и
захоронения радиоактивных веществ и других источников ионизирующих из-
лучений, а также применения источников электромагнитных излучений;
     перечням (спискам) и регламентам применения средств защиты расте-
ний;
     программам, методикам и режимам воспитания, обучения и профессио-
нальной подготовки граждан;
     е) применение мер административного принуждения при выявлении са-
нитарных правонарушений,  а также передачу дел о привлечении лиц,  со-
вершивших такие правонарушения,  к дисциплинарной и уголовной  ответс-
твенности;
     ж) ведение  государственного  учета  инфекционных,  паразитарных,
профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и
отравлений людей,  связанных с воздействием  неблагоприятных  факторов
среды обитания человека,  на основании регистрации случаев таких забо-
леваний в учреждениях здравоохранения и результатов санитарно-эпидеми-
ологических расследований,  а  также данных,  характеризующих санитар-
но-эпидемиологическую обстановку; представление в установленном поряд-
ке государственной отчетности по этим направлениям;
     5) организует и проводит санитарно-гигиеническую и  эпидемиологи-
ческую экспертизу  и представляет по ее результатам заключения.  Сани-
тарно-гигиеническая и эпидемиологическая экспертиза  с  представлением
заключений проводится при рассмотрении предпроектной,  проектной, нор-
мативной и эксплуатационной документации,  разработанной с  частичными
отступлениями от требований  санитарных  норм,  правил и гигиенических
нормативов, а также по проектным решениям, на которые отсутствуют ука-
занные правила, нормы, нормативы, и осуществляется организациями Служ-
бы на платной основе;
     6) предоставляет  органам государственной власти Российской Феде-
рации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации,
органам местного самоуправления, общественными объединениям, предприя-
тиям, учреждения, организациям и гражданам информацию о состоянии здо-
ровья населения в связи со средой обитания человека,  действующих нор-
мативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;
     7) координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений
в организации и проведении производственного и общественного  контроля
за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, вы-
полнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и  осущест-
вляет методическое руководство по этим вопросам;
     8) осуществляет методическое руководство работой по гигиеническо-
му воспитанию  и образованию граждан,  участвует в пропаганде гигиени-
ческих знаний;
     9) проводит  научные  исследования  в  области изучения состояния
здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его оби-
тания.
     12. К должностным лицам и специалистам организаций Службы, на ко-
торых распространяются права,  предусмотренные пунктами 2,  3, 5, 12 и
13 статьи 38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", относятся  заведующие  отделами (отделениями),  санитарные
врачи, врачи-эпидемиологи,  врачи-дезинфекционисты и их  помощники,  а
пунктами 2 и 13 - врачи-лаборанты, врачи-бактериологи, врачи-вирусоло-
ги, инженеры, техники, фельдшера-лаборанты и лаборанты.
     13. Организации Службы,  органы и учреждения здравоохранения осу-
ществляют постоянное взаимодействие в пределах  своей  компетенции  по
вопросам обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия насе-
ления и профилактики заболеваний человека:
     разрабатывают целевые  комплексные  программы  профилактических и
оздоровительных мероприятий по важнейшим проблемам охраны здоровья на-
селения и принимают совместные решения по этим вопросам;
     изучают состояние здоровья населения,  демографическую ситуацию в
связи с  воздействием  на  человека неблагоприятных факторов среды его
обитания;
     организуют работу  по  профилактике  инфекционных,  паразитарных,
профессиональных и массовых неинфекционных  заболеваний  и  отравлений
людей.
     14. Финансирование организаций Службы, в том числе их расходов на
развитие материально-технической базы,  капитальное строительство, ре-
конструкцию, реализацию социальных программ для трудовых  коллективов,
а также эксплуатационных расходов,  осуществляется за счет средств фе-
дерального бюджета и выделяется в нем отдельной строкой.
     Дополнительными источниками финансирования деятельности организа-
ций Службы могут быть внебюджетные средства, образуемые за счет:
     части средств  из  фондов обязательного медицинского страхования,
направляемых на финансирование санитарно-профилактических  мероприятий
по перечню, утверждаемому Федеральным фондом обязательного медицинско-
го страхования и Госкомсанэпиднадзором России;
     части средств из экологических фондов, направляемых на выполнение
работ по профилактике заболеваний людей,  связанных с  неблагополучной
экологической обстановкой,  в  соответствии с положениями об указанных
фондах;
     средств, получаемых от общественных объединений, предприятий, уч-
реждений, организаций и граждан в порядке возмещения понесенных затрат
на проведение  гигиенических  и  противоэпидемических  мероприятий при
возникновении массовых заболеваний и отравлений людей в порядке, уста-
новленном Правительством Российской Федерации;
     средств, поступающих за выполнение организациями  Службы  платных
медицинских работ  и  услуг по договорам с хозяйствующими субъектами и
населением. Перечень платных медицинских работ и услуг,  которые могут
оказываться организациями Службы в соответствии с их компетенцией, ут-
верждается Госкомсанэпиднадзором России;
     средств от издательской деятельности Госкомсанэпиднадзора России;
     добровольных взносов и  пожертвований  общественных  объединений,
предприятий, учреждений, организаций и граждан.
     15. Материально-техническое обеспечение организаций  Службы  осу-
ществляется в порядке поставок для государственных нужд, установленном
законодательством Российской Федерации,  а также за  счет  собственных
средств организаций Службы.
     16. Подготовку врачей и средних медицинских работников для  орга-
низаций Службы  проводят  высшие и средние медицинские образовательные
учреждения на основании ежегодного заказа  Госкомсанэпиднадзором  Рос-
сии, а  также на основании контрактов между организациями Службы и со-
ответствующими образовательными учреждениями.
     Переподготовка специалистов организаций Службы проводится не реже
одного раза в пять лет на базах учреждений  последипломного  образова-
ния.
     Для аттестации специалистов Службы при Госкомсанэпиднадзоре  Рос-
сии,  центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
республиках,  краях, областях, городах федерального значения создаются
аттестационные комиссии,  действующие в соответствии с положением, ут-
верждаемым Госкомсанэпиднадзором России.

                               (* * *)

                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                               от 5 июня 1994 г.
                                                     N 625

                              ПОЛОЖЕНИЕ
     О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ

     1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование  яв-
ляется одной из основных функций Государственной санитарно-эпидемиоло-
гической службы Российской Федерации и направлено на разработку научно
обоснованных критериев  обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-
гополучия населения,  безопасности и безвредности среды обитания чело-
века для его здоровья.
     2. Главная задача государственного  санитарно-эпидемиологического
нормирования состоит  в установлении санитарных правил,  норм и гигие-
нических нормативов, являющихся составной частью основ обеспечения са-
нитарно-эпидемиологического благополучия  населения и обязательных для
выполнения на всей территории Российской Федерации органами  государс-
твенной власти  Российской Федерации,  органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, об-
щественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями
независимо от форм собственности,  а также должностными лицами и граж-
данами.
     3. К нормативным актам, предусмотренным настоящим Положением, от-
носятся:
     санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпиде-
мические требования  по обеспечению санитарно-эпидемиологического бла-
гополучия населения,  профилактики заболеваний человека, благоприятных
условий его проживания,  труда,  быта,  отдыха,  обучения и питания, а
также сохранения и укрепления его здоровья;
     санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельные допус-
тимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его
организм;
     гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидеми-
ологические критерии  безопасности  и  безвредности отдельных факторов
среды обитания человека для его здоровья;
     санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных са-
нитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
     4. Санитарные  правила,  нормы  и  гигиенические нормативы (далее
именуются - санитарные правила):
     регулируют деятельность предприятий, организаций, учреждений, от-
дельных отраслей народного хозяйства по вопросам обеспечения  санитар-
но-эпидемиологического благополучия населения;
     предъявляют гигиенические требования к планировке и застройке на-
селенных пунктов, к проектированию, строительству и вводу в эксплуата-
цию объектов;
     устанавливают гигиенические  и  эпидемиологические критерии безо-
пасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых
продуктов и  питьевой  воды,  товаров народного потребления и объектов
окружающей природной среды (атмосферного воздуха, вод и почвы).
     5. На  территории  Российской Федерации действуют федеральные са-
нитарные правила.
     В отдельной республике, крае, области, городе федерального значе-
ния, автономной области и автономном округе могут действовать санитар-
ные  правила,  установленные  для соответствующих территорий субъектов
Российской Федерации.
     Санитарные правила  на территориях субъектов Российской Федерации
являются временными нормативными актами и вводятся в следующих  случа-
ях:
     при отсутствии федеральных санитарных правил по отдельным  вопро-
сам санитарно-эпидемиологического нормирования;
     при необходимости внесения отдельных изменений и уточнений в  фе-
деральные санитарные правила,  в том числе для их ужесточения, в зави-
симости и с учетом особенностей складывающейся гигиенической, эпидеми-
ологической, экологической  обстановки  и состояния здоровья населения
на конкретной территории.
     6. Государственные стандарты,  строительные нормы и правила, пра-
вила охраны труда и другие нормативные акты,  распорядительные, техни-
ческие, инструктивные, методические, а также иные официальные докумен-
ты по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия
населения, безопасности и безвредности среды обитания человека для его
здоровья, издаваемые федеральными органами исполнительной власти,  ор-
ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законода-
тельству Российской Федерации и действующим санитарным правилам.
     Действие нормативных актов,  противоречащих санитарному законода-
тельству Российской Федерации,  препятствующих и ограничивающих приме-
нение действующих санитарных, приостанавливается, а сами акты подлежат
отмене издавшими  их юридическими лицами или вышестоящими федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек-
тов Российской  Федерации,  органами местного самоуправления по поста-
новлению главного государственного санитарного врача  соответствующего
уровня или его заместителя,  либо по протесту прокурора, либо по реше-
нию суда.
     7. На  Государственный комитет санитарно-эпидемиологического над-
зора Российской  Федерации  (Госкомсанэпиднадзор  России)  возлагаются
полномочия по  ведению государственной системы санитарно-эпидемиологи-
ческого нормирования, предусматривающие:
     организацию разработки, утверждение, введение в действие, опубли-
кование и пересмотр санитарных правил;
     аккредитацию организаций - разработчиков санитарных правил;
     систематизацию санитарных правил, унификацию требований к их сос-
тавлению и оформлению;
     организацию разработки единых  методических  подходов  и  методик
исследовательских работ по научному обоснованию санитарных правил;
     контроль и  экспертизу научных разработок в области государствен-
ного санитарно-эпидемиологического нормирования;
     организацию и контроль за внедрением санитарных правил,  изучение
и обобщение практики их применения.
     8. Организациями - разработчиками санитарных правил могут являть-
ся научно-исследовательские учреждения,  высшие образовательные учреж-
дения, а также организации Службы, аккредитованные Госкомсанэпиднадзо-
ром России в установленном им порядке.
     К разработке санитарных правил могут привлекаться временные твор-
ческие коллективы.
     9. Федеральные санитарные правила  разрабатываются  на  основании
заказа для государственных нужд,  ежегодно формируемого Госкомсанэпид-
надзором России,  на конкурсной основе, а также в порядке инициативных
предложений заинтересованных  федеральных органов исполнительной влас-
ти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  ор-
ганов местного самоуправления,  предприятий, организаций, учреждений и
граждан по договорам с организациями-разработчиками.
     Финансирование и  материально-техническое  обеспечение  работ  по
разработке санитарных правил осуществляются за счет средств  Госкомса-
нэпиднадзора России, а также иных источников, не запрещенных законода-
тельством Российской Федерации.
     10. Разработка санитарных правил включает в себя:
     проведение на основе современных достижений отечественной и миро-
вой науки  и  практики комплексных гигиенических,  эпидемиологических,
медико-биологических, социологических,  статистических и других  видов
исследований;
     изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека;
     выполнение социологического  и экономического прогнозов внедрения
санитарных правил;
     анализ международного опыта нормирования по изучаемой проблеме;
     обоснование предложений по срокам введения в действие  санитарных
правил, а также обоснование их действия.
     11. Проект санитарных правил и все материалы  по  их  обоснованию
(научные отчеты,  результаты  исследований) представляются организаци-
ей-разработчиком в Комиссию по государственному  санитарно-эпидемиоло-
гическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России.
     Комиссией организуется  экспертиза  проектов  санитарных  правил,
проводится рассмотрение ее результатов и подготавливаются рекомендации
по утверждению и введению в действие проектов  нормативных  актов  для
Госкомсанэпиднадзора  России  (по федеральным санитарным правилам) или
для центров санитарно-эпидемиологического надзора в республиках,  кра-
ях,  областях, городах федерального значения, автономной области и ав-
тономных округах (по санитарным правилам на территориях субъектов Рос-
сийской Федерации).
     12. Федеральные санитарные  правила  утверждаются  и  вводятся  в
действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России, а санитарные пра-
вила на территориях субъектов Российской  Федерации  -  постановлением
соответствующего главного государственного санитарного врача.
     Федеральные санитарные правила вступают в силу с момента их опуб-
ликования, если  иные условия не оговорены соответствующим постановле-
нием о порядке их введения в действие.
     13. Федеральные санитарные правила вводятся на срок пять лет, са-
нитарные правила на территориях субъектов Российской  Федерации  -  на
срок один  год.  Действие  указанных  нормативных  актов не может быть
продлено более чем на два срока.
     В период  действия санитарных правил в них могут быть внесены из-
менения, уточнения и дополнения на основании новых научных  исследова-
ний и  практических данных в порядке,  установленном в пунктах 11 и 12
настоящего Положения.
     14. Утвержденные  федеральные  санитарные правила,  периодические
информационные бюллетени,  а также сборники санитарных правил выпуска-
ются Госкомсанэпиднадзором России, а санитарные правила на территориях
субъектов Российской Федерации - соответствующими  центрами  государс-
твенного санитарно-эпидемиологического  надзора и распространяются че-
рез торговую сеть.