ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 5 июня 1994 г. N 625 (СЗРФ 94-8) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Положение о Государственной санитар- но-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о Сани- тарно-эпидемиологическом нормировании. 2. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзо- ра Российской Федерации привести ведомственные нормативные акты в со- ответствие с утвержденными пунктом 1 настоящего постановления положе- ниями. 3. Считать утратившими силу Положение о Государственной санитар- но-эпидемиологической службе РСФСР и Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденные постановлением Сове- та Министров РСФСР от 1 июля 1991 N 375 "О Государственной санитар- но-эпидемиологической службе РСФСР". Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин (* * *) УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой систему органов, предприятий и учрежде- ний, действующую в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека. Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации является обеспечение санитарно-эпидемиоло- гического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвида- ция опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здо- ровье. 2. Органы, предприятия и учреждения Государственной санитар- но-эпидемиологической службы Российской Федерации (далее именуются - организации Службы) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Пра- вительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. В систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации входят: Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России); центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автоном- ной области, автономных округах, районах и городах, на транспорте (водном и воздушном); научно-исследовательские учреждения; дезинфекционные станции; другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических пре- паратов. 4. Госкомсанэпиднадзор России руководит организациями Службы че- рез центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автоном- ной области, автономных округах, на транспорте (водном и воздушном) и непосредственно подчиненными ему предприятиями и учреждениями. Госкомсанэпиднадзору России непосредственно подчиняются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на транспорте (водном и воздушном), научно-иссле- довательские учреждения и организации, а также предприятия по произ- водству медицинских иммунобиологических препаратов. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 5. Организации Службы являются юридическими лицами, имеют самос- тоятельную смету расходов, расчетные счета в учреждениях банков, печа- ти со своим наименованием, владеют федеральной собственностью, находя- щейся в их распоряжении, на праве оперативного управления. 6. Создание, реорганизация и ликвидация организаций Службы осу- ществляются вышестоящими органами в установленном порядке. 7. Структура, численность и штатные расписания организаций Службы утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда оплаты труда работников. 8. Руководство организациями Службы, на которые возложены функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляет- ся: председателем Госкомсанэпиднадзора России - главным государствен- ным санитарным врачом Российской Федерации; главными врачами центров государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора - главными государственными санитарными врачами по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автоном- ной области, автономным округам, городами районам, на транспорте (вод- ном и воздушном). На заместителей председателя, начальников управлений Госкомсанэ- пиднадзора России и заместителей главных врачей центров государствен- ного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющих функции го- сударственного санитарно-эпидемиологического надзора, возлагаются обя- занности заместителей главных государственных санитарных врачей соот- ветствующего уровня. 9. Председатель Госкомсанэпиднадзора России назначается на долж- ность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации, а руководители организаций Службы назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке подчи- ненности. На должности председателя, его заместителей и начальников управ- лений Госкомсанэпиднадзора России, главных врачей, заместителей глав- ных врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического над- зора, осуществляющих функции государственного санитарно-эпидемиологи- ческого надзора, назначаются лица, окончившие высшие медицинские учеб- ные заведения и получившие звание врача, имеющие практический опыт ра- боты в организациях Службы, являющиеся специалистами в области гигиены и эпидемиологии, а также отвечающие требованиям квалификационных ха- рактеристик должностных лиц, утверждаемых Госкомсанэпиднадзором Рос- сии. Указанные должностные лица не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой дея- тельности. 10. При Госкомсанэпиднадзоре России, центрах государственного са- нитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на транспорте (водном и воздушном) в целях коллегиального рассмотрения вопросов развития, управления и совершенствования деятельности органи- заций Службы, ее материально-технического и финансового обеспечения создаются советы главных государственных санитарных врачей, действую- щие в соответствии с положением, утверждаемым Госкомсанэпиднадзором России. 11. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российс- кой Федерации выполняет следующие основные функции: 1) подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитар- но-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений ор- ганами государственной власти Российской Федерации, органами государс- твенной власти субъектов Российской Федерации и органами местного са- моуправления; 2) разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидеми- ологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам ох- раны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека; 3) разрабатывает и утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы; 4) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический над- зор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, в том числе: а) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья насе- ления в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиени- ческий мониторинг); б) выявление и установление причин, факторов и условий возникно- вения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других массовых заболеваний людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обита- ния человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологичес- ких расследований (установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека); в) принятие в пределах своей компетенции обязательных для выпол- нения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами мест- ного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, орга- низациями и учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и граж- данами решений по проведению гигиенических и противоэпидемических ме- роприятий; г) контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, в частности, при: размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство; планировке и застройке населенных пунктов; проектирова- нии, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также вводе их в эксплуатацию; разработке, постановке на производство, промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубе- жом; выборе водоисточников, используемых для централизованного и де- централизованного водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха на- селения, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водопользования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для пить- евых, хозяйственных и производственных целей; осуществлении мероприятий по охране от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении сани- тарно-защитных зон промышленных предприятий; сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации про- изводственных и бытовых отходов; эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зданий, поме- щений, сооружений, оборудования и транспортных средств; выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизи- рующих и неионизирующих излучений; проведении государственной регистрации потенциально опасных хими- ческих и биологических веществ, государственной регистрации и сертифи- кации новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекцион- ных средств, а также осуществлении государственного контроля за их ка- чеством; проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекцион- ных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связан- ных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здо- ровье; осуществлении мероприятий по санитарной охране территории и ле- чебных местностей; д) выдачу по результатам контроля заключения (гигиенического сер- тификата) по: проектам норм проектирования, генеральным планам городов, проек- там районной планировки и застройки населенных пунктов, размещения объектов промышленности; выбору земельных участков под строительство; технико-экономическим обоснованиям, проектам строительства, реконс- трукции и модернизации объектов и их пусковых комплексов, зданий, соо- ружений, транспортных средств и вводу их в эксплуатацию; проектам нормативной и технологической документации на новую про- дукцию, в том числе на товары народного потребления и пищевые продук- ты; проектам зон санитарной охраны источников питьевого водоснабже- ния, прибрежных районов морей, округов санитарной охраны курортов, месторождений минеральных вод и лечебных грязей, санитарно-защитных зон предприятий; условиям специального водопользования, проектам нормативов выбро- сов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов водоемы; условиям производства, применения, хранения, транспортировки и захоронения радиоактивных веществ и других источников ионизирующих из- лучений, а также применения источников электромагнитных излучений; перечням (спискам) и регламентам применения средств защиты расте- ний; программам, методикам и режимам воспитания, обучения и профессио- нальной подготовки граждан; е) применение мер административного принуждения при выявлении са- нитарных правонарушений, а также передачу дел о привлечении лиц, со- вершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответс- твенности; ж) ведение государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, на основании регистрации случаев таких забо- леваний в учреждениях здравоохранения и результатов санитарно-эпидеми- ологических расследований, а также данных, характеризующих санитар- но-эпидемиологическую обстановку; представление в установленном поряд- ке государственной отчетности по этим направлениям; 5) организует и проводит санитарно-гигиеническую и эпидемиологи- ческую экспертизу и представляет по ее результатам заключения. Сани- тарно-гигиеническая и эпидемиологическая экспертиза с представлением заключений проводится при рассмотрении предпроектной, проектной, нор- мативной и эксплуатационной документации, разработанной с частичными отступлениями от требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также по проектным решениям, на которые отсутствуют ука- занные правила, нормы, нормативы, и осуществляется организациями Служ- бы на платной основе; 6) предоставляет органам государственной власти Российской Феде- рации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественными объединениям, предприя- тиям, учреждения, организациям и гражданам информацию о состоянии здо- ровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нор- мативных актах санитарного законодательства Российской Федерации; 7) координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений в организации и проведении производственного и общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, вы- полнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и осущест- вляет методическое руководство по этим вопросам; 8) осуществляет методическое руководство работой по гигиеническо- му воспитанию и образованию граждан, участвует в пропаганде гигиени- ческих знаний; 9) проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его оби- тания. 12. К должностным лицам и специалистам организаций Службы, на ко- торых распространяются права, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 12 и 13 статьи 38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", относятся заведующие отделами (отделениями), санитарные врачи, врачи-эпидемиологи, врачи-дезинфекционисты и их помощники, а пунктами 2 и 13 - врачи-лаборанты, врачи-бактериологи, врачи-вирусоло- ги, инженеры, техники, фельдшера-лаборанты и лаборанты. 13. Организации Службы, органы и учреждения здравоохранения осу- ществляют постоянное взаимодействие в пределах своей компетенции по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия насе- ления и профилактики заболеваний человека: разрабатывают целевые комплексные программы профилактических и оздоровительных мероприятий по важнейшим проблемам охраны здоровья на- селения и принимают совместные решения по этим вопросам; изучают состояние здоровья населения, демографическую ситуацию в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания; организуют работу по профилактике инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей. 14. Финансирование организаций Службы, в том числе их расходов на развитие материально-технической базы, капитальное строительство, ре- конструкцию, реализацию социальных программ для трудовых коллективов, а также эксплуатационных расходов, осуществляется за счет средств фе- дерального бюджета и выделяется в нем отдельной строкой. Дополнительными источниками финансирования деятельности организа- ций Службы могут быть внебюджетные средства, образуемые за счет: части средств из фондов обязательного медицинского страхования, направляемых на финансирование санитарно-профилактических мероприятий по перечню, утверждаемому Федеральным фондом обязательного медицинско- го страхования и Госкомсанэпиднадзором России; части средств из экологических фондов, направляемых на выполнение работ по профилактике заболеваний людей, связанных с неблагополучной экологической обстановкой, в соответствии с положениями об указанных фондах; средств, получаемых от общественных объединений, предприятий, уч- реждений, организаций и граждан в порядке возмещения понесенных затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей в порядке, уста- новленном Правительством Российской Федерации; средств, поступающих за выполнение организациями Службы платных медицинских работ и услуг по договорам с хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных медицинских работ и услуг, которые могут оказываться организациями Службы в соответствии с их компетенцией, ут- верждается Госкомсанэпиднадзором России; средств от издательской деятельности Госкомсанэпиднадзора России; добровольных взносов и пожертвований общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и граждан. 15. Материально-техническое обеспечение организаций Службы осу- ществляется в порядке поставок для государственных нужд, установленном законодательством Российской Федерации, а также за счет собственных средств организаций Службы. 16. Подготовку врачей и средних медицинских работников для орга- низаций Службы проводят высшие и средние медицинские образовательные учреждения на основании ежегодного заказа Госкомсанэпиднадзором Рос- сии, а также на основании контрактов между организациями Службы и со- ответствующими образовательными учреждениями. Переподготовка специалистов организаций Службы проводится не реже одного раза в пять лет на базах учреждений последипломного образова- ния. Для аттестации специалистов Службы при Госкомсанэпиднадзоре Рос- сии, центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения создаются аттестационные комиссии, действующие в соответствии с положением, ут- верждаемым Госкомсанэпиднадзором России. (* * *) УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ 1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование яв- ляется одной из основных функций Государственной санитарно-эпидемиоло- гической службы Российской Федерации и направлено на разработку научно обоснованных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического бла- гополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания чело- века для его здоровья. 2. Главная задача государственного санитарно-эпидемиологического нормирования состоит в установлении санитарных правил, норм и гигие- нических нормативов, являющихся составной частью основ обеспечения са- нитарно-эпидемиологического благополучия населения и обязательных для выполнения на всей территории Российской Федерации органами государс- твенной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, об- щественными объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и граж- данами. 3. К нормативным актам, предусмотренным настоящим Положением, от- носятся: санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпиде- мические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического бла- гополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельные допус- тимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидеми- ологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья; санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных са- нитарных правил, норм и гигиенических нормативов. 4. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее именуются - санитарные правила): регулируют деятельность предприятий, организаций, учреждений, от- дельных отраслей народного хозяйства по вопросам обеспечения санитар- но-эпидемиологического благополучия населения; предъявляют гигиенические требования к планировке и застройке на- селенных пунктов, к проектированию, строительству и вводу в эксплуата- цию объектов; устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безо- пасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды (атмосферного воздуха, вод и почвы). 5. На территории Российской Федерации действуют федеральные са- нитарные правила. В отдельной республике, крае, области, городе федерального значе- ния, автономной области и автономном округе могут действовать санитар- ные правила, установленные для соответствующих территорий субъектов Российской Федерации. Санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации являются временными нормативными актами и вводятся в следующих случа- ях: при отсутствии федеральных санитарных правил по отдельным вопро- сам санитарно-эпидемиологического нормирования; при необходимости внесения отдельных изменений и уточнений в фе- деральные санитарные правила, в том числе для их ужесточения, в зави- симости и с учетом особенностей складывающейся гигиенической, эпидеми- ологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на конкретной территории. 6. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, пра- вила охраны труда и другие нормативные акты, распорядительные, техни- ческие, инструктивные, методические, а также иные официальные докумен- ты по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды обитания человека для его здоровья, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, ор- ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законода- тельству Российской Федерации и действующим санитарным правилам. Действие нормативных актов, противоречащих санитарному законода- тельству Российской Федерации, препятствующих и ограничивающих приме- нение действующих санитарных, приостанавливается, а сами акты подлежат отмене издавшими их юридическими лицами или вышестоящими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек- тов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поста- новлению главного государственного санитарного врача соответствующего уровня или его заместителя, либо по протесту прокурора, либо по реше- нию суда. 7. На Государственный комитет санитарно-эпидемиологического над- зора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) возлагаются полномочия по ведению государственной системы санитарно-эпидемиологи- ческого нормирования, предусматривающие: организацию разработки, утверждение, введение в действие, опубли- кование и пересмотр санитарных правил; аккредитацию организаций - разработчиков санитарных правил; систематизацию санитарных правил, унификацию требований к их сос- тавлению и оформлению; организацию разработки единых методических подходов и методик исследовательских работ по научному обоснованию санитарных правил; контроль и экспертизу научных разработок в области государствен- ного санитарно-эпидемиологического нормирования; организацию и контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения. 8. Организациями - разработчиками санитарных правил могут являть- ся научно-исследовательские учреждения, высшие образовательные учреж- дения, а также организации Службы, аккредитованные Госкомсанэпиднадзо- ром России в установленном им порядке. К разработке санитарных правил могут привлекаться временные твор- ческие коллективы. 9. Федеральные санитарные правила разрабатываются на основании заказа для государственных нужд, ежегодно формируемого Госкомсанэпид- надзором России, на конкурсной основе, а также в порядке инициативных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной влас- ти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ор- ганов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и граждан по договорам с организациями-разработчиками. Финансирование и материально-техническое обеспечение работ по разработке санитарных правил осуществляются за счет средств Госкомса- нэпиднадзора России, а также иных источников, не запрещенных законода- тельством Российской Федерации. 10. Разработка санитарных правил включает в себя: проведение на основе современных достижений отечественной и миро- вой науки и практики комплексных гигиенических, эпидемиологических, медико-биологических, социологических, статистических и других видов исследований; изучение состояния здоровья населения и среды обитания человека; выполнение социологического и экономического прогнозов внедрения санитарных правил; анализ международного опыта нормирования по изучаемой проблеме; обоснование предложений по срокам введения в действие санитарных правил, а также обоснование их действия. 11. Проект санитарных правил и все материалы по их обоснованию (научные отчеты, результаты исследований) представляются организаци- ей-разработчиком в Комиссию по государственному санитарно-эпидемиоло- гическому нормированию при Госкомсанэпиднадзоре России. Комиссией организуется экспертиза проектов санитарных правил, проводится рассмотрение ее результатов и подготавливаются рекомендации по утверждению и введению в действие проектов нормативных актов для Госкомсанэпиднадзора России (по федеральным санитарным правилам) или для центров санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, кра- ях, областях, городах федерального значения, автономной области и ав- тономных округах (по санитарным правилам на территориях субъектов Рос- сийской Федерации). 12. Федеральные санитарные правила утверждаются и вводятся в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России, а санитарные пра- вила на территориях субъектов Российской Федерации - постановлением соответствующего главного государственного санитарного врача. Федеральные санитарные правила вступают в силу с момента их опуб- ликования, если иные условия не оговорены соответствующим постановле- нием о порядке их введения в действие. 13. Федеральные санитарные правила вводятся на срок пять лет, са- нитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации - на срок один год. Действие указанных нормативных актов не может быть продлено более чем на два срока. В период действия санитарных правил в них могут быть внесены из- менения, уточнения и дополнения на основании новых научных исследова- ний и практических данных в порядке, установленном в пунктах 11 и 12 настоящего Положения. 14. Утвержденные федеральные санитарные правила, периодические информационные бюллетени, а также сборники санитарных правил выпуска- ются Госкомсанэпиднадзором России, а санитарные правила на территориях субъектов Российской Федерации - соответствующими центрами государс- твенного санитарно-эпидемиологического надзора и распространяются че- рез торговую сеть. |