ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ ПИСЬМО 20 мая 1994 г. N НП-6-02/172 (Д) Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, гг. Москве и Санкт-Петербургу В соответствии с решением коллегии от 28.12.92 (протокол N 46, пункт 1.4) Госналогслужба России направляет обобщенный материал по характерным нарушениям налогоплательщиками налогового законодательства по плате за землю. Налоговыми органами Российской Федерации в 1993 г. и I квартале 1994 г. принимались определенные меры по совершенствованию и усилению контроля за соблюдением налогоплательщиками действующего налогового законодательства, обеспечению ими правильного исчисления и своевременного перечисления в бюджет земельного налога. Принятые меры позволили налоговым органам обеспечить постоянное наращивание поступления налогов. В прошлом году обеспечено поступление земельного налога, предусмотренного в бюджете Российской Федерации. В 1993 году налоговыми органами России было проведено 453052 документальных и камеральных проверки правильности исчисления земельного налога юридическими лицами, из них на 123582 предприятиях, в учреждениях и организациях были произведены документальные проверки (30,5% от общего числа юридических лиц плательщиков этого налога). В ходе этих проверок нарушения налогового законодательства были выявлены у 59517 юридических лиц (14,7% к общему числу плательщиков земельного налога), которым были дополнительно начислены платежи в бюджет и применены финансовые санкции в сумме 26,9 млрд.руб., из них в ходе документальных проверок - 4,1 млрд.рублей. Анализ отчета формы 2Н и проверки, произведенные Госналогслужбой России, свидетельствуют о наличии отдельных недостатков в контрольной работе отдельных государственных налоговых инспекций. К ним относится необеспечение проведения камеральных проверок расчетов по земельному налогу налоговыми инспекторами при приеме их от юридических лиц, недостаточный охват налогоплательщиков документальными проверками и в ряде случаев низкое качество этих проверок, непринятие должных мер к нарушителям налогового законодательства, неполный учет плательщиков земельного налога и объектов обложения. Так, проверками, произведенными Госналогслужбой России, в Псковской области доначислен земельный налог с учетом штрафных санкций за 1992-1993 гг. в сумме 4,1 млн.руб. по ТОО "Псковгорводоканал" за занижение земельной площади, в Ханты-Мансийском автономном округе засчет неучтенных налогоплательщиков (лесхозы, ГРЭС, предприятия железной дороги) и засчет неправильного применения ставок земельного налога доначислен земельный налог и штрафные санкции за 1992-1993 гг. в сумме 116 млн.руб., территориальными налоговыми органами г. Москвы не было обеспечено получение расчетов по земельному налогу от отделений Московской железной дороги за 1992-1993 гг., в результате доначислен этот налог и штрафные санкции за эти годы в сумме 2,4 млрд.рублей. Аналогично, Ярославскому отделению Северной железной дороги в ходе проверки Госналогслужбой России доначислен земельный налог и штрафные санкции за 1992-1993 гг. в сумме 31,4 млн.рублей. Материалы, представленные в Госналогслужбу России налоговыми инспекциями, также свидетельствуют о наличии значительного количества нарушений налогоплательщиками налогового законодательства по плате за землю. Так, проверками, произведенными налоговой инспекцией по Тамбовской области, доначислен земельный налог и штрафные санкции в сумме 2,7 млн.руб. по производственной базе АО "Тамбовполимермаш" за занижение земельной площади, в Тверской области при составлении расчета земельного налога на 1992-1993 гг. производственное объединение механических предприятий "Тверское" в перечень объектов налогообложения не включило земли, отведенные под строительство ремонтно-монтажного завода, в результате доначислен земельный налог за 1992-1993 гг. в сумме 3,5 млн.руб., в Вологодской области за счет занижения земельной площади промышленной территории и жилого фонда Вологодского завода лесного машиностроения и за счет неправильного применения ставок земельного налога доначислен налог и штрафные санкции за 1992-1993 гг. в сумме 2,9 млн.руб., в Липецкой области не были включены земельные участки, подлежащие налогообложению по АО "Новолипецкий металлургический комбинат", в результате доначислен налог и штрафные санкции в сумме 3,2 млн.рублей. Госналогинспекцией по Саратовской области за несвоевременное представление расчетов и уплаты земельного налога Саратовскому отделению Приволжской железной дороги за 1992-1993 гг. применены штрафные санкции на сумму 73,7 млн.руб., по Смоленской области доначислен налог и штрафные санкции в сумме 32,3 млн.руб. по предприятию Смоленского завода радиодеталей, АК "Тулачермет" не представляла расчеты по плате за землю за вновь выделенные земли под строительство объектов, в результате госналогинспекцией по Тульской области доначислен земельный налог за 1992-1993 гг. в сумме 35,5 млн.рублей. Проверками, произведенными налоговыми инспекциями Московской области по гг. Красногорску, Ивантеевке, Можайску, Серпухову и другим, доначислен земельный налог и штрафные санкции по предприятиям и организациям на общую сумму 162 млн.рублей. Нарушения допущены, в основном, за счет неправильного применения повышающего коэффициента, занижения земельной площади предприятиями, несвоевременного представления расчетов, в отдельные расчеты по земельному налогу не включались площади, занимаемые дорогами, подъездными путями, производственными постройками, жилым фондом предприятий. Госналогслужба России, информируя о характерных нарушениях налогоплательщиками налогового законодательства по итогам работы за 1993 год и I квартал 1994 года, считает необходимым в целях снижения количества нарушений и с учетом значительного роста поступления земельного налога в бюджет в текущем году, рекомендовать республиканским, областным, краевым и окружным госналогинспекциям усилить контроль за работой нижестоящих инспекций на этом участке, оказывать им методологическую и практическую помощь в организации и осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением налогов на землю. Государственный советник налоговой службы 1 ранга Н.В.Попов |