О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 19 апреля 1994 г. N 323 (Д) Во исполнение постановления правительства Москвы от 09.03.93 г. N 207 "О Московской городской народной дружине" для дальнейшего развития ее деятельности правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Временное положение о Московской городской народной дружине (приложение 1). 2. Департаменту финансов выделить Московской городской народной дружине в 1994 г. средства на приобретение средств защиты, оргтехники, снаряжения, оборудования и автотранспорта (приложение 2, не печата- ется), а также предусмотреть расходы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием помещения и автотранспорта городского штаба. 3. Департаменту транспорта и связи во II квартале 1994 г. принять меры: - по обеспечению городского штаба и административных округов средствами телефонной и радиосвязи, в том числе факсимильной связью; - обслуживанию и ремонту автотранспорта, снабжению его горю- че-смазочными материалами и запасными частями. 4. Главснабу выделить по заявке Московской городской народной дружины для обеспечения ее деятельности 13 легковых автомобилей, необ- ходимые средства вычислительной и множительной техники (3 ПК IBР РС АТ 386 и один множительный аппарат типа "XEROX" напольного типа). 5. Начальнику ГУВД г.Москвы, начальнику штаба по делам ГО и ЧС г.Москвы организовать обучение городского оперативного отряда и опера- тивных отрядов административных округов по действиям в чрезвычайных ситуациях. 6. Московскому городскому штабу народной дружины проработать вопросы взаимодействия с Федеральной службой контрразведки РФ по г.Москве и Московской области, штабом по делам ГО и ЧС г.Москвы и во- енным комендантом г.Москвы на случай возникновения чрезвычайных обсто- ятельств в городе. 7. Финансово-хозяйственному управлению закрепить автотранспорт городского штаба народной дружины за автохозяйством ФХУ мэрии. 8. Префекту Центрального административного округа обеспечить сто- янку 4 автомашин городского штаба народной дружины по адресу: Староко- нюшенный пер., 10/10, стр. 8. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Бакирова Э.А. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению правительства Москвы от 19.04.94 г. N 323 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о Московской городской народной дружине Раздел I. Общие положения Статья 1. Московская городская народная дружина 1. Московская городская народная дружина - система государствен- ных организаций и общественных формирований г.Москвы, созданная в це- лях привлечения граждан к охране общественного порядка и борьбе с пра- вонарушениями, оказания помощи федеральным и городским органам госу- дарственной власти и управления при возникновении чрезвычайных ситуа- ций. 2. Московская городская народная дружина в лице ее органа управ- ления - Московского городского штаба народной дружины имеет права юридического лица с самостоятельным балансом, правом открытия счетов в банках, ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на решение стоящих перед ней задач. Московская городская народная дружина имеет печать с изображением герба г.Москвы, штампы и бланки со своим наименованием. Статья 2. Задачи и функции Московской городской народной дружины 1. Основными задачами Московской городской народной дружины явля- ются: - оказание содействия правоохранительным и иным государственным органам и организациям в их деятельности по охране общественного по- рядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан; - воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в общест- ве атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям. 2. Выполняя возложенные на нее задачи Московская городская народ- ная дружина: - участвует в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений; - проводит профилактическую воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимает участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолет- них; - участвует в мероприятиях по обеспечению имущественной безо- пасности граждан, сохранности собственности юридических лиц; - участвует в обеспечении безопасности движения транспорта и пе- шеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий; - участвует в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств и окружающей среды; - оказывает помощь государственным и правоохранительным органам в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечении правового режима чрезвычайного положения; - обобщает и анализирует информацию о состоянии правопорядка, до- водит ее до сведения органов государственной власти и управления, вносит предложения по укреплению правопорядка, устранению причин и условий6 способствующих совершению правонарушений. Статья 3. Принципы деятельности Московской городской народной дружины 1. Деятельность Московской городской народной дружины и ее под- разделений (далее по тексту - народных дружин или дружин) осуществля- ется на основе принципов законности, гуманизма, уважения пав человека, гласности, комплектования на добровольной основе. 2. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи под руко- водством правительства Москвы, местных органов исполнительной власти во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными орга- нами и организациями, трудовыми коллективами, общественными объедине- ниями граждан. Статья 4. Правовая основа деятельности Московской городской на- родной дружины Правовую основу деятельности Московской городской народной дружи- ны составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Московской го- родской Думы, правительства Москвы, местных органов исполнительной власти, изданные в пределах их полномочий, а также настоящее Положение. Статья 5. Формы и методы работы народных дружин Московская городская народная дружина и ее подразделения осущест- вляют свою деятельность путем: - патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в п арках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению и пресечению правонарушений; - проведения профилактической работы с лицами, допускающими пра- вонарушения, воспитательной работы с несовершеннолетними правонаруши- телями, бесед с их родителями и близкими родственниками, разъяснения гражданам норм действующего законодательства; - оформления материалов на правонарушителей, рассмотрения этих материалов с участием нарушителей и руководителей предприятий, учреж- дений и организаций, где они работают, направление материалов о право- нарушениях органам (должностным лицам), уполномоченным решать вопрос об ответственности правонарушителей; - использования средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих; - приема и регистрации заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безо- пасности, выявления обстоятельств, способствующих совершению правона- рушений, информирования правоохранительных и иных государственных ор- ганов и организаций, принятия в пределах своих прав мер по устранению данных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений; - использования иных форм и методов, не противоречащих действую- щему законодательству РФ. Раздел II. Организация и структура Московской городской народной дружины Статья 6. Структура Московской городской народной дружины 1. Московская городская народная дружина строится по территори- ально-производственному признаку и представляет собой систему, объеди- ненную единым руководством и структурой. 2. Низовыми структурными подразделниями Московской городской на- родной дружины являются: - народные дружины, создаваемые в трудовых коллективах предприя- тий, учреждений, организаций, независимо от их ведомственной принад- лежности и форм собственности, их структурных подразделений; - народные дружины, создаваемые при органах общественного самоуп- равления по месту жительства граждан. 3. Народные дружины, перечисленные в п.2 настоящей статьи, соз- данные и работающие на территории одного или нескольких муниципальных округов (территориальных управлений), объединяются в народную дружину муниципального округа (территориального управления) либо в региональ- ную народную дружину. 4. Народные дружины муниципальных округов (территориальных управ- лений), региональные дружины, созданные на территории административно- го округа, объединяются в народную дружину административного округа. 5. Народные дружины административных округов являюся основными структурными подразделениями Московской городской народной дружины. Народные дружины административных округов в лице их органов уп- равления (штабов) наделяются правами юридического лица на основании настоящего Положения. 6. Для организации работы народных дружин по борьбе с отдельными видами правонарушений, оказания содействия правоохранительным и иным государственным органам и организациям в выполнении этих задач по ре- шению соответствующих штабов дружины в составе Московской городской народной дружины, народных дружин административных округов создаются специализированные дружины. Специализированные дружины, создаваемые при Московском городском штабе народной дружины, в лице своих органов управления (штабов) могут наделяться правами юридического лица на основании настоящего Положения. 7. Для обеспечения безопасности граждан в особых условиях (при осложнении оперативной обстановки в связи с ростом преступности и пра- вонарушений, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельст- вах), обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, а также для выполнения специальных задач по охране правопорядка по реше- нию соответствующих штабов дружин могут создаваться оперативные отряды. 8. Порядок формирования и организации деятельности специализиро- ванных дружин и оперативных отрядов регламентируется настоящим Положе- нием, а также положениями об этих подразделениях, утверждаемыми соот- ветствующими штабами народной дружины в установленном порядке. Статья 7. Порядок создания народных дружин 1. Народные дружины создаются решением вышестоящего штаба народ- ных дружин. Решения о создании народных дружин административных окру- гов, региональных дружин и дружин муниципальных округов (территориаль- ных управлений) принимаются по согласованию с соответствующими органа- ми исполнительной власти, а дружин, перечисленных в п.2 ст.6 настояще- го Положения - по согласованию с трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций или органов общественного самоуправления. 2. Вновь созданные народные дружины регистрируются в Московском городском штабе народной дружины. 3. Не допускаются создание и деятельность народных дружин при по- литических партиях (движениях) и их органах. Статья 8. Прием в народную дружину 1. В народную дружину принимаются на добровольной основе граждане России, проживающие или работающие в г.Москве, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять поставленные перед дружиной задачи. 2. Прием в народную дружину производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего. Решение о приеме в дружину принимает штаб дружины. Вступившему в народную дружину вручается удостоверение дружинника установленного образца, другая символика и атрибутика дружины. Не могут быть приняты в народную дружину граждане, имеющие, либо имевшие судимость за совершение умышленного преступления. 3. Для приема в народную дружину решениями соответствующих штабов народных дружин может устанавливаться кандидатский стаж продолжитель- ностью до 3 месяцев. Статья 9. Правовая и специальная подготовка дружинников 1. Народные дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законода- тельство, нормативные акты, регламентирующие охрану правопорядка, фор- мы и методы работы народных дружин по предупреждению и пресечению пра- вонарушений, овладевают приемами самозащиты, использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи. 2. Формы обучения различных категорий дружинников, учебные планы и программы разрабатывают и утверждают совместно Главное управление внутренних дел г.Москвы и Московский городской штаб народной дружины. 3. К проведению занятий с дружинниками привлекаются руководители и должностные лица правоохранительных органов, преподаватели и научные работники учебных заведений МВД России, юридических вузов, руководите- ли народных дружин, члены Всероссийского общества "Знание". 4. Для занятий используются помещения, материально-техническая и учебная база органов внутренних дел г.Москвы, местных органов исполни- тельной власти, предприятий, учреждений, организаций и органов общест- венного самоуправления. Статья 10. Аттестация личного состава дружин и их перерегистрация В целях повышения эффективности работы дружин, укрепления их ка- чественного состава, усиления контроля за подготовкой дружинников и выполнением ими своих обязанностей в Московской городской народной дружине регулярно проводится аттестация личного состава и перерегист- рация дружин. Порядок и сроки проведения аттестации и перерегистрации определя- ются Московским городским штабом народной дружины. Статья 11. Прекращение работы в народной дружине 1. Дружинник, обратившийся с заявлением о прекращении работы в народной дружине, отчисляется из ее состава решением штаба дружины. 2. Дружинник, недобросовестно относящийся к своим обязанностям, допустивший грубые нарушения законности или проступки, несовместимые с пребыванием в народной дружине, либо не прошедший аттестацию, исключа- ется из ее состава решением штаба дружины. 3. При отчислении из народной дружины дружинник обязан сдать удостоверение дружинника, форменную одежду, символику и атрибутику дружины, а также другое имущество, полученное им в пользование в связи с работой в дружине, в порядке, определяемом Московским городским шта- бом народной дружины. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества в этом случае производится в порядке, установленном нормами гражданского законодательства. Статья 12. Прекращение деятельности (ликвидация) народных дружин 1. Прекращение деятельности (ликвидация) народной дружины адми- нистративного, муниципального округа (территориального управления), предприятия, учреждения, организации либо органа общественного самоуп- равления осуществляется по решению вышестоящего штаба народной дружины по одному из следующих оснований: - упразднение административно-территориального образования, лик- видация предприятия, учреждения, организации либо органа общественного самоуправления, при которых была создана дружина; - по результатам перерегистрации; - в случае, когда деятельность дружины вошла в противоречие с действующим законодательством и устранение этих противоречий невозмож- но иными средствами. 2. Прекращение деятельности (ликвидация) Московской городской на- родной дружины осуществляется по постановлению правительства Москвы. 3. Одновременно с принятием решения о прекращении деятельности дружины, имеющей права юридического лица, создается ликвидационная ко- миссия и определяется порядок ликвидации. 4. Оставшиеся после погашения всех обязательств ликвидируемой дружины административного округа свободные денежные средства, имущест- во и материальные ценности передаются в распоряжение Московского го- родского штаба народной дружины, а при ликвидации Московской городской народной дружины - в распоряжение правительства Москвы. Статья 13. Приостановление деятельности народной дружины Деятельность народной дружины может быть приостановлены по реше- нию соответствующего органа исполнительной власти или вышестоящего штаба народной дружины до устранения выявленных нарушений действующего законодательства. Раздел III. Форменная одежда, символика и документация Московской городской народной дружины Статья 14. Единая форменная одежда и символика Московской го- родской народной дружины 1. Московская городская народная дружина имеет единую форму одеж- ды и символику установленного образца. К элементам символики Московс- кой городской народной дружины относятся: нарукавная повязка (шеврон), нагрудный знак (жетон) дружинника. 2. Образцы форменной одежды и символики Московской городской на- родной дружины утверждает правительство Москвы. 3. Московский городской штаб народной дружины может устанавливать образцы дополнительной символики народных дружин. 4. Нормы и порядок обеспечения народных дружинников форменной одеждой и элементами символики и их использования определяются Московским городским штабом народной дружины. 5. Не допускается использование в работе народных дружин символи- ки, отличной от утвержденной. 6. Ношение форменной одежды и использование символики Московской городской народной дружины лицами, не являющимися дружинниками, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 15. Удостоверение дружинника Удостоверения Московской городской народной дружины утвержденного правительством Москвы образца имеют единую нумерацию и являются доку- ментами строгой отчетности. Порядок их оформления, учета, выдачи и изъятия определяется Московским городским штабом народной дружины. Статья 16. Документация народных дружин В Московской городской народной дружине вводится единая служебная документация. Порядок планирования и учета работы дружинников, органи- зация делопроизводства, формы и сроки хранения документации устанавли- ваются Московским городским штабом народной дружины. Раздел IV. Руководство деятельностью народных дружин и их взаимодействие с государственными и правоохранительными органами Статья 17. Полномочия органов государственной власти и управления по руководству народными дружинами 1. Московская городская Дума, правительство Москвы, местные орга- ны исполнительной власти организуют и направляют деятельность народных дружин по выполнению поставленных перед ними задач и в пределах своих полномочий; - принимают или согласовывают решения о создании и упразднении штабов народных дружин, назначают или согласовывают назначение их ру- ководителей; - определяют источники, размеры и порядок финансирования деятель- ности народных дружин и их органов управления (штабов), решают вопросы материально-технического обеспечения народных дружин; - принимают меры к укреплению дружин, организуют их взаимо- действие с государственными и правоохранительными органами, заслушива- ют отчеты руководителей дружин, обеспечивают соблюдение законности в деятельности дружин; - утверждают образцы форменной одежды, символику и атрибутику на- родных дружин. 2. Органы государственной власти и управления г.Москвы и их долж- ностные лица в пределах своих полномочий обязаны оказывать необходимое содействие народным дружинам в выполнении возложенных на них задач. Статья 18. Органы управления народных дружин 1. Руководство деятельностью Московской городской народной дружи- ны осуществляет Московский городской штаб народной дружины, возглавля- емый начальников штаба. Начальник Московского городского штаба народ- ной дружины назначается на должность и освобождается от нее решением правительства Москвы. 2. Руководство деятельностью народной дружины административного округа осуществляет штаб народной дружины административного округа, возглавляемый начальником штаба. Начальник штаба народной дружины ад- министративного округа назначается на должность и освобождается от нее Московским городским штабом народной дружины по согласованию с префек- турой округа. 3. Руководство региональными народными дружинами, народными дру- жинами муниципальных округов (территориальных управлений), а также на- родными дружинами предприятий, учреждений, организаций и органов об- щественного самоуправления осуществляют командиры народных дружин. Командиры региональных народных дружин, народных дружин муници- пальных округов (территориальных управлений) назначаются на должность и освобождаются от нее Московским городским штабом народной дружины по представлению штаба народной дружины административного округа и сог- ласованию с префектурой округа. Командиры народных дружин предприятий, учреждений, организаций и органов общественного самоуправления назначаются на должность и осво- бождаются от обязанностей штабом народных дружин административного ок- руга. 4. Штабы (командиры) народных дружин в пределах своих полномочий: - организуют деятельность дружин в соответствии с действующим за- конодательством, решениями органов государственной власти и управле- ния, вышестоящих штабов дружин, обеспечивают постоянную готовность дружин к выполнению стоящих перед ними задач; - принимают решения о приеме в народную дружину и отчислении из ее состава, осуществляют централизованный учет дружинников; - осуществляют планирование работы дружин, закрепление их за объ- ектами и маршрутами, утверждают расчеты использования сил дружин и графики дежурств, инструктируют дружинников и контролируют их работу; - организуют взаимодействие дружин с правоохранительными и иными государственными органами, осуществляют постоянный контроль за соблю- дением законности в деятельности дружин; - рассматривают составленные дружинниками материалы о правонару- шениях и направляют их на рассмотрение органов (должностных лиц), упо- лномоченных решать вопросы об ответственности правонарушителей; - организуют и проводят обучение дружинников формам и методам ра- боты по охране правопорядка и борьбе с правонарушениями, их правовую и специальную физическую подготовку: - обобщают информацию о состоянии правопорядка, анализируют ре- зультаты работы дружинников, вносят в государственные и правоохрани- тельные органы и организации предложения по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совер- шенствования работы дружин, улучшения их материально-технического и финансового обеспечения; - ходатайствуют перед государственными и правоохранительными ор- ганами о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обя- занностей; - принимают решения, обязательные для исполнения подчиненными на- родными дружинами и дружинниками; - осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, направленную на обеспечение работы дружин. 5. Для выполнения отдельных задач по руководству народными дружи- нами и организации их работы в структуре штабов народных дружин могут создаваться функциональные отделы и подразделения. Порядок их создания и организация работы определяются Московским городским штабом народной дружины. Статья 19. Аппарат управления штабов народных дружин 1. Для осуществления повседневной работы по управлению народными дружинами и организации их взаимодействия с правоохранительными и ины- ми государственными органами вводятся штатные должности работников ап- парата управления штаба Московской городской народной дружины, штабов дружин административных округов, командиров региональных народных дру- жин и дружин муниципальных округов (территориальных управлений). 2. Схему должностных окладов, объем и источники финансирования аппарата управления Московской городской народной дружины определяет правительство Москвы. 3. Структура аппарата управления Московской городской народной дружины и штатное расписание определяется Московским городским штабом народной дружины самостоятельно в пределах выделяемых правительством Москвы средств. 4. Работники аппарата управления Московской городской народной дружины имеют право на медицинское, санаторно-курортное и иное соци- ально-бытовое обслуживание, включая жилищное, по нормам и в порядке, действующем в системе соответствующих органов исполнительной власти. 5. Работники аппарата управления Московской городской народной дружины являются народными дружинниками. 6. Должностные обязанности, права и ответственность работников аппарата управления штабов народных дружин определяются настоящим По- ложением, а также нормативными документами и должностными инструкция- ми, утверждаемыми Московским городским штабом народной дружины в уста- новленном порядке. 7. Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппара- та управления штабов народных дружин может осуществляться дружинниками на общественных началах, а также на договорной и иной возмездной осно- ве. Статья 20. Взаимодействие правоохранительных органов с народными дружинами 1. Правоохранительные органы г.Москвы оказывают всемерное со- действие и поддержку Московской городской народной дружине и ее под- разделениям в выполнении возложенных на них задач, предоставляют необ- ходимую для деятельности дружин информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому обучению и воспитанию дружинников, оказывают по- мощь в обеспечении их методическими пособиями и юридической литерату- рой, участвуют в работе штабов народных дружин, поощряют в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране правопоряд- ка, рассматривают поступающие от штабов народных дружин материалы р правонарушениях и принимают по ним решения в соответствии с законода- тельством. 2. Главное управление внутренних дел г.Москвы и подчиненные ему органы и подразделения: - обеспечивают повседневное взаимодействие с народными дружинами, способствуют активному вовлечению дружин в мероприятия по обеспечению общественного порядка; - проводят инструктажи дружинников, ознакомление их с оперативной обстановкой, обучают членов народных дружин формам и методам борьбы с правонарушениями, установленным правилам применения физической силы, специальных и технических средств; - оказывают дружинам практическую помощь в планировании и учете их работы, осуществляют непосредственное руководство работой дружинни- ков на объектах и маршрутах патрулирования при проведении совместных мероприятий; - при необходимости предоставляют в пользование народным дружинам на период дежурства автотранспорт, специальные средства и средства ра- диосвязи; - оплачивают работу дружинников, привлекаемых для совместного патрулирования с сотрудниками милиции и участия в других мероприятиях органов внутренних дел, за счет денежного содержания сотрудников орга- нов внутренних дел, должности которых не укомплектованы. Раздел V. Обязанности и права народных дружинников Статья 21. Обязанности народных дружинников Народный дружинник независимо от местонахождения и времени обязан: - в своей деятельности по обеспечению правопорядка строго соблю- дать требования действующего законодательства, проявлять корректность и выдержку в обращении с гражданами, не допускать необоснованного ог- раничения их гражданских прав и свобод; - оказывать содействие работникам правоохранительных и иных госу- дарственных органов в предупреждении и пресечении правонарушений; - оказывать помощь, в том числе доврачебную, гражданам, постра- давшим от преступлений, административных правонарушений, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни; - в случае обращения к нему граждан с заявлением о событиях, уг- рожающих личной или общественной безопасности, либо в случае не- посредственного обнаружения дружинником таких событий, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей, охране места происшествия и сообщить об этом в бли- жайшим орган милиции; - постоянно совершенствовать свои правовые знания, методы борьбы с правонарушениями, физическую подготовку4 - не допускать разглашения ставших ему известными в связи с осу- ществлением деятельности по охране правопорядка сведений, относящихся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если исполнение пра- вововых обязанностей не требует иного, а также оперативной и иной кон- фиденциальной информации; - добросовестно работать на порученном участке деятельности дру- жины, выполнять решения и указания командиров и штабов дружин, распо- ряжения старшего наряда, а при совместном несении дежурства с сотруд- никами правоохранительных органов - их указания и распоряжения; - находясь на дежурстве, иметь при себе удостоверение дружинника, другие необходимые элементы символики и атрибутики дружины, при обра- щении к гражданам или должностным лицам представляться и предъявлять о их требованию удостоверение (жетон) дружинника. Статья 22. Права народных дружинников Для обеспечения выполнения стоящих перед народными дружинами за- дач дружинникам при исполнении возложенных на них обязанностей по ох- ране правопорядка предоставляется право: - требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушения либо действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника, пресекать преступления и иные правонарушения; - требовать от нарушителей предъявления паспорта или других доку- ментов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление лич- ности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему; - составлять в отсутствие работников милиции и иных уполномочен- ных на это лиц протокол об административном правонарушении, причинении имущественного или иного ущерба гражданам или юридическим лицам, полу- чать у граждан и должностных лиц необходимые объяснения с последующей передачей материалов о правонарушении командиру (в штаб) дружины для направления органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать дело о правонарушении; - доставлять в органы милиции или штаб народной дружины лиц, со- вершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, ког- да исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личнос- ти правонарушителя и составления протокола, если нет возможности со- ставить его на месте нарушения. При этом время нахождения доставлен- ного лица в штабе дружины не должно превышать 1 часа; - при пресечении правонарушений изымать у правонарушителей пред- меты, являющиеся орудием, средством или непосредственным объектом пра- вонарушения, документы, имеющие явные признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, с последующей незамедлительной передачей их органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать дело о правонарушении; - входит беспрепятственно на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности (кроме мест, где распоряжениями органов государственной власти и управления установлен специальный пропускной режим), в другие общественные места при преследовании скрывающегося правонарушителя ли- бо в целях пресечения возникших там правонарушений, угрожающих общест- венному порядку и безопасности граждан, а также с согласия администра- ции этих мест для выполнения обязанностей по охране общественного по- рядка; - отдавать распоряжения о порядке движения транспортных средств и пешеходов; в случае нарушения правил дорожного движения или иных действующих на транспорте правил останавливать механические и иные транспортные средства, проверять у водителей документы на право владе- ния, пользования, распоряжения и управления ими, а также регистрацион- ные документы на транспортное средство, лицензионную карточку и до- кументы на перевозимый груз; осматривать транспортные средства и пере- возимые грузы с участием водителей или лиц, сопровождающих грузы; отстранять от управления транспортными средствами и доставлять в орга- ны милиции водителей, в отношении которых имеются достаточные основа- ния полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не име- ющих документов, предусмотренных правилами дорожного движения; - производить по решению начальника органа внутренних дел или иных уполномоченных на это лиц оцепление (блокирование) участков мест- ности, отдельных строений и других объектов, запрещение или ограниче- ние движения транспорта и пешеходов, осуществлять пропускной режим на объектах при действиях в условиях правового режима чрезвычайного поло- жения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общест- венного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении массовых мероприятий; - использовать транспортные средства предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, общественных объедине- ний или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, междуна- родным организациям, и транспортных средств специального назначения) для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи; - пользоваться бесплатно для связи с органами милиции или штабом дружины телефонами и иными средствами связи, принадлежащими предприя- тиями, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности (за исключением имеющих дипломатический иммунитет) и общественным объ- единениям; - пользоваться правом бесплатного проезда по предъявлении удосто- верения дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси), также в пригородных поездах и на речных судах местно- го сообщения в пределах границ города, на территориях, административно подчиненных г.Москве, и при следовании для обеспечения общественного порядка в зонах отдыха, закрепленных за административно-территориаль- ными структурами г.Москвы; - применять к правонарушителям по основаниям и в порядке, уста- новленным действующими законодательными и нормативными актами, физи- ческую силу и специальные средства. Раздел VI. Гарантия правовой и социальной защиты народных дружинников Статья 23. Обязательность исполнения законных требований народно- го дружинника 1. Законные требования народного дружинника обязательны для ис- полнения гражданами и должностным лицами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства. 2. Неисполнение законных требований народного дружинника и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Статья 24. Необходимая оборона и крайняя необходимость примени- тельно к деятельности дружинника На деятельность народных дружинников распространяется законода- тельство РФ о необходимой обороне при крайней необходимости. Статья 25. Недопустимость вмешательства в действия народного дру- жинника, посягательства на его жизнь, здоровье и достоинство 1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязан- ностей руководствуется только законом и находится под защитой госу- дарства. 2. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дру- жинника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Положением. Никто не имеет права принуждать дружинника исполнять обязанности, ко- торые не возложены действующим законодательством и настоящим Положени- ем на народные дружины. При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом. 3. Посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дру- жинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка влечет уголовную ответственность, установленную законодательством РФ. Статья 26. Показания народного дружинника В соответствии с действующим законодательством показания народно- го дружинника по делу о преступлении или административном правонаруше- нии оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в уста- новленном законом порядке. Статья 27. Гарантии социальной защиты народных дружинников 1. Государственные гарантии социальной защиты народных дружинни- ков установлены законодательством РФ. 2. В случае временной нетрудоспособности народного дружинника, наступившей в связи с выполнением им обязанностей по охране обществен- ного порядка, ему выплачивается пособие повременной нетрудоспособ- ности, независимо от стажа работы, в размере 100% заработка. 3. В случае постоянной или длительной потери трудоспособности, связанной с увечьем, полученным при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, дружиннику назначается пенсия в размере, уста- новленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. 4. Члены семьи дружинника, погибшего либо умершего в течение од- ного года с момента получения увечья, ранения или контузии при испол- нении обязанностей по охране общественного порядка, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца в размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания. 5. Ущерб, причиненный народному дружиннику в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в полном объеме из средств бюджета г.Москвы с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. 6. Органы государственной власти и управления г.Москвы и его ад- министративно-территориальных единиц могут устанавливать и дополни- тельные, не предусмотренные настоящим Положением, гарантии социальной защиты народных дружинников. Статья 28. Обеспечение правового статуса, гарантий правовой и со- циальной защиты дружинников и ответственность за их несоблюдение 1. Правовой статус и государственные гарантии правовой и социаль- ной защиты, предоставленные народным дружинам действующим законода- тельством и настоящим Положением, не распространяются на иные предпри- ятия, учреждения, организации, общественные объединения и формирова- ния, привлекаемые к работе по охране правопорядка, но не входящие в систему народных дружин, а также на работников этих предприятий, уч- реждений, организаций, членов общественных объединений и формирований и иных граждан, не являющихся народными дружинниками. 2. В случае несоблюдения государственных гарантий правовой и со- циальной защиты дружинников виновные в этом должностные лица несут от- ветственность, установленную законодательством РФ. Раздел VII. Оплаты работы народных дружинников. Меры поощрения и взыскания Статья 29. Оплата работы народных дружинников 1. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности преимущественно в свободное от основной работы время как на возмезд- ной, так и на безвозмездной основе. 2. При привлечении дружинников к мероприятиям по охране общест- венного порядка и борьбе с правонарушениями, проводимым совместно с органами милиции или по их заданию, дежурства дружинников могут опла- чиваться за счет средств денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, должности которых не укомплектованы, в порядке, опре- деляемом Министерством внутренних дел РФ. 3. Оплата дежурств народных дружинников может производиться из собственных средств штабов народных дружин. 4. Оплата труда освобожденных руководителей дружин предприятий, учреждений и организаций, органов общественного самоуправления или доплата за исполнение этих обязанностей производятся за счет средств этих предприятий, учреждений и организаций или органов общественного самоуправления. 5. Для участия в мероприятиях по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоя- тельств, а также для обеспечения общественного порядка а массовых ме- роприятиях народные дружинники могут освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка в порядке, определяемом в каждом от- дельном случае решениями Правительства РФ, органов государственной власти и управления г.Москвы, принятыми в пределах их полномочий. Статья 30. Меры поощрения народных дружинников 1. Для поощрения народных дружинников, активно участвующих в борьбе с правонарушениями, органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, руководители предприятий, учреждений и ор- ганизаций и их трудовые коллективы, органы общественного самоуправле- ния, штабы народных дружин в пределах своих полномочий применяют сле- дующие формы морального и материального поощрения: - награждение ценным подарком или денежной премией; - награждение Почетной грамотой; - награждение знаком "Отличный дружинник"; - предоставление очередного отпуска в удобное для дружинника время; - предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска сроком до трех дней в календарном году; - предоставление бесплатной или льготной путевки для лечения или отдыха. 2. Органы государственной власти и управления г.Москвы и его ад- министративно-территориальных единиц, администрации предприятий, уч- реждений и организаций, органы общественного самоуправления могут са- мостоятельно устанавливать иные формы поощрения дружинников, исходя из местных условий и возможностей. 3. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, прояв- ленные при этом мужество и героизм народные дружинники представляются к награждению государственными наградами Российской Федерации. Статья 31. Меры взыскания, применяемые в народным дружинникам 1. К дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязан- ностям, допускающим нарушения дисциплины и действующего законода- тельства, штабами (командирами) дружин могут применяться следующие ви- ды взысканий: - замечание; - выговор; - строгий выговор; - исключение из народной дружины. 2. До решения вопроса о наложении взыскания дружинник может быть отстранен от работы в народной дружине ее штабом (командиром), а от отдельного дежурства - руководителем наряда дружинников с последующим докладом штабу (командиру) дружины. 3. В случае грубого нарушения дисциплины, действующего законода- тельства, недобросовестного отношения к своим обязанностям, серьезных упущений в организации работы дружины полномочия командира или иного руководителя народной дружины могут быть приостановлены вышестоящим штабом народной дружины до решения вопроса об освобождении его от за- нимаемой должности (общественных обязанностей) или о наложении взыска- ния. Статья 32. Меры стимулирования предприятий, учреждений и органи- заций, оказывающих помощь народным дружинам Предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, оказывающим народным дружинам существенную организационную, материально-техническую и фи- нансовую помощь, могут быть предоставлены льготы по налогообложению в местный бюджет в порядке, устанавливаемом действующим законодательст- вом и постановлениями Правительства РФ. Решения о предоставлении налоговых льгот принимает Московская го- родская Дума по представлению Московского городского штаба народной дружины. Раздел VIII. Финансирование и материально-техническое обеспечение народных дружин Статья 33. Финансирование народных дружин 1. Финансирование Московской городской народной дружины осущест- вляется из бюджета г.Москвы, а также за счет средств, поступающих от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, общест- венных объединений, внебюджетных целевых фондов и иных поступлений, не противоречащих законодательству. Указанные средства направляются на финансирование расходов на со- держание и ремонт помещений Московского городского и окружных штабов народных дружин, штабов специализированных дружин и оперативных отря- дов, приобретение или аренду необходимого автотранспорта, организацию правового и специального обучения, оплату труда и материальное поощре- ние дружинников, обеспечение их социальных гарантий и компенсаций, оказание дружинникам материальной помощи, изготовление или приобрете- ние форменной одежды, символики, атрибутики и документации Московской городской народной дружины. 2. Содержание аппарата управления штабов народных дружин осущест- вляется за счет средств бюджета г.Москвы. 3. Финансирование деятельности народных дружин предприятий, уч- реждений и организаций, органов общественного самоуправления произво- дится а счет собственных средств указанных трудовых коллективов и ор- ганов общественного самоуправления. 4. Собственные денежные средства народных дружин, денежные средства, направляемые на финансирование деятельности народных дружин предприятиями, учреждениями, организациями, органами общественного са- моуправления или поступающие из целевых фондов и других не противоре- чащих законодательству источников, налогами и сборами не облагаются. Статья 34. Материально-техническое обеспечение народных дружин 1. Материально-техническое обеспечение народных дружин осущест- вляется за счет средств, выделяемых на финансирование народных дружин. 2. Комитет по управлению имуществом г.Москвы, префектуры адми- нистративных округов обеспечивают Московский городской штаб народной дружины, штабы народных дружин административных округов, специализиро- ванных дружин и оперативных отрядов, региональные народные дружины, народные дружины муниципальных округов (территориальных управлений) необходимыми помещениями, оборудованием, средствами транспорта и связи. 3. Здания строения и помещения, занимаемые штабами народных дру- жин, являются муниципальной собственностью, безвозмездно передаются штабам народных дружин в оперативное управление и не подлежат изъятию без предоставления равнозначного помещения в установленном порядке. Отраслевые департаменты правительства Москвы, префектуры админис- тративных округов обеспечивают техническую эксплуатацию, энергоснабже- ние, капитальный и текущий ремонт помещений штабов народных дружин. 5. Главснаб правительства Москвы обеспечивает размещение заказов, выделение необходимых ресурсов и изготовление форменной одежды, удостоверений и бланков документации Московской городской народной дружины, а также выделение мебели, оргтехники, других средств матери- ально-технического обеспечения по заявкам штабов Московского городско- го штаба народной дружины. 6. Предприятия, учреждения и организации, органы общественного самоуправления обеспечивают созданные в них народные дружины необходи- мыми помещениями, средствами связи, оборудованием и инвентарем. 7. Обеспечение специализированных народных дружин на транспорте, других крупных объектах помещениями непосредственно на объектах их ра- боты, средствами связи, мебелью, оборудованием и инвентарем, а также необходимыми техническими и специальными средствами осуществляется соответствующими подразделениями министерств, ведомств Российской Фе- дерации, хозяйственными органами и их подразделениями, в интересах ко- торых осуществляют свою деятельность дружины. 8. Имущество народных дружин, а также имущество предприятий, уч- реждений, организаций и органов общественного самоуправления, переда- ваемое народным дружинам безвозмездно в полное хозяйственное ведение, оперативное управление или на иных условиях для обеспечения стоящих перед дружинами задач, освобождается от налогообложения. 9. Органы Министерства связи РФ выделяют Московской городской на- родной дружине специальные каналы радиосвязи. Раздел IX. Гарантии законности в деятельности народных дружин Статья 35. Контроль за деятельностью народных дружин 1. Контроль за деятельностью Московской городской народной дружи- ны и ее подразделений осуществляют соответствующие органы госу- дарственной власти и управления г.МОсквы м его административно-терри- ториальных единиц. 2. Контроль за финансовой деятельностью штабов народных дружин как юридических лиц осуществляют финансовые и налоговые органы г.Моск- вы в соответствии с законодательством. Статья 36. Прокурорский надзор за соблюдением законности в дея- тельности народных дружин Надзор за соблюдением законности в деятельности народных дружин осуществляют органы прокуратуры в соответствии с действующим законода- тельством. Статья 37. Ответственность народных дружинников 1. За противоправные действия или бездействие народные дружинники несут установленную законом ответственность. 2. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и орга- низациям народным дружинником, подлежит возмещению в порядке, пре- дусмотренном гражданским законодательством. |