О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ. Постановление. Правительство Москвы. 19.04.94 323-ПП

                 О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          19 апреля 1994 г.

                                N 323

                                 (Д)


     Во исполнение постановления правительства Москвы от 09.03.93 г. N
207 "О Московской городской народной дружине" для дальнейшего развития
ее деятельности правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить  Временное положение о Московской городской народной
дружине (приложение 1).
     2. Департаменту  финансов  выделить Московской городской народной
дружине в 1994 г. средства на приобретение средств защиты, оргтехники,
снаряжения, оборудования  и  автотранспорта (приложение 2,  не печата-
ется), а также предусмотреть  расходы,  связанные  с  эксплуатацией  и
обслуживанием помещения и автотранспорта городского штаба.
     3. Департаменту транспорта и связи во II квартале 1994 г. принять
меры:
     - по обеспечению  городского  штаба  и  административных  округов
средствами телефонной и радиосвязи, в том числе факсимильной связью;
     - обслуживанию и  ремонту  автотранспорта,  снабжению  его  горю-
че-смазочными материалами и запасными частями.
     4. Главснабу выделить по  заявке  Московской  городской  народной
дружины для обеспечения ее деятельности 13 легковых автомобилей, необ-
ходимые средства вычислительной и множительной техники (3 ПК IBР РС АТ
386 и один множительный аппарат типа "XEROX" напольного типа).
     5. Начальнику ГУВД г.Москвы,  начальнику штаба по делам ГО  и  ЧС
г.Москвы организовать обучение городского оперативного отряда и опера-
тивных  отрядов  административных округов по  действиям в чрезвычайных
ситуациях.
     6. Московскому  городскому  штабу  народной  дружины  проработать
вопросы взаимодействия  с  Федеральной  службой  контрразведки  РФ  по
г.Москве и Московской области,  штабом по делам ГО и ЧС г.Москвы и во-
енным комендантом г.Москвы на случай возникновения чрезвычайных обсто-
ятельств в городе.
     7. Финансово-хозяйственному  управлению  закрепить  автотранспорт
городского штаба народной дружины за автохозяйством ФХУ мэрии.
     8. Префекту Центрального административного округа обеспечить сто-
янку 4 автомашин городского штаба народной дружины по адресу: Староко-
нюшенный пер., 10/10, стр. 8.
     9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя премьера правительства Москвы Бакирова Э.А.

                               Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков


                                                  Приложение 1
                                         к постановлению правительства
                                                     Москвы
                                              от 19.04.94 г. N 323

                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
               о Московской городской народной дружине

                      Раздел I. Общие положения

     Статья 1. Московская городская народная дружина

     1. Московская городская народная дружина - система  государствен-
ных организаций и общественных формирований г.Москвы, созданная в  це-
лях привлечения граждан к охране общественного порядка и борьбе с пра-
вонарушениями, оказания помощи федеральным и городским  органам  госу-
дарственной власти и управления при возникновении чрезвычайных  ситуа-
ций.
     2. Московская городская народная дружина в лице ее органа  управ-
ления -  Московского  городского  штаба  народной  дружины имеет права
юридического лица с самостоятельным балансом, правом открытия счетов в
банках, ведения финансово-хозяйственной деятельности,  направленной на
решение стоящих перед ней задач. Московская городская народная дружина
имеет печать  с изображением герба г.Москвы,  штампы и бланки со своим
наименованием.

     Статья 2. Задачи и функции Московской городской народной дружины

     1. Основными задачами Московской городской народной дружины явля-
ются:
     - оказание содействия правоохранительным и  иным  государственным
органам и  организациям  в их деятельности по охране общественного по-
рядка, предупреждению и пресечению правонарушений,  обеспечению личной
и имущественной безопасности граждан;
     - воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в общест-
ве атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.
     2. Выполняя возложенные на нее задачи Московская городская народ-
ная дружина:
     - участвует в  охране  общественного  порядка,  предупреждении  и
пресечении правонарушений;
     - проводит  профилактическую  воспитательную  работу  с   лицами,
склонными к  совершению правонарушений,  принимает участие в работе по
предупреждению безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолет-
них;
     - участвует в мероприятиях  по  обеспечению  имущественной  безо-
пасности граждан, сохранности собственности юридических лиц;
     - участвует в обеспечении безопасности движения транспорта и  пе-
шеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
     - участвует в проведении мероприятий по охране и защите природных
богатств и окружающей среды;
     - оказывает помощь государственным и правоохранительным органам в
выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций,  обеспечении
правового режима чрезвычайного положения;
     - обобщает и анализирует информацию о состоянии правопорядка, до-
водит ее до сведения  органов  государственной  власти  и  управления,
вносит предложения  по  укреплению  правопорядка,  устранению причин и
условий6 способствующих совершению правонарушений.

     Статья 3. Принципы  деятельности  Московской  городской  народной
дружины

     1. Деятельность  Московской  городской народной дружины и ее под-
разделений (далее по тексту - народных дружин или дружин)  осуществля-
ется на основе принципов законности, гуманизма, уважения пав человека,
гласности, комплектования на добровольной основе.
     2. Народные  дружины  решают  стоящие перед ними задачи под руко-
водством правительства Москвы,  местных органов исполнительной  власти
во взаимодействии с правоохранительными и иными государственными орга-
нами и организациями,  трудовыми коллективами, общественными объедине-
ниями граждан.

     Статья 4.  Правовая  основа деятельности Московской городской на-
родной дружины

     Правовую основу деятельности Московской городской народной дружи-
ны составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные
правовые акты Российской Федерации,  нормативные акты  Московской  го-
родской Думы,  правительства  Москвы,  местных  органов исполнительной
власти, изданные в пределах их полномочий, а также настоящее Положение.

     Статья 5. Формы и методы работы народных дружин

     Московская городская народная дружина и ее подразделения осущест-
вляют свою деятельность путем:
     - патрулирования и выставления постов на улицах,  площадях,  в  п
арках и  других общественных местах,  проведения рейдов по выявлению и
пресечению правонарушений;
     - проведения профилактической работы с лицами,  допускающими пра-
вонарушения, воспитательной работы с несовершеннолетними  правонаруши-
телями, бесед  с их родителями и близкими родственниками,  разъяснения
гражданам норм действующего законодательства;
     - оформления  материалов  на правонарушителей,  рассмотрения этих
материалов с участием нарушителей и руководителей предприятий,  учреж-
дений и организаций, где они работают, направление материалов о право-
нарушениях органам (должностным лицам), уполномоченным решать вопрос об
ответственности правонарушителей;
     - использования средств массовой информации в целях  профилактики
правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;
     - приема и регистрации заявлений,  сообщений и иной информации  о
правонарушениях и  событиях,  угрожающих  личной  и общественной безо-
пасности, выявления обстоятельств,  способствующих совершению правона-
рушений, информирования  правоохранительных и иных государственных ор-
ганов и организаций,  принятия в пределах своих прав мер по устранению
данных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;
     - использования иных форм и методов,  не противоречащих действую-
щему законодательству РФ.

       Раздел II. Организация и структура Московской городской
                           народной дружины

     Статья 6. Структура Московской городской народной дружины

     1. Московская городская народная дружина строится  по  территори-
ально-производственному признаку и представляет собой систему, объеди-
ненную единым руководством и структурой.
     2. Низовыми  структурными подразделниями Московской городской на-
родной дружины являются:
     - народные дружины,  создаваемые в трудовых коллективах предприя-
тий, учреждений, организаций, независимо от их  ведомственной  принад-
лежности и форм собственности, их структурных подразделений;
     - народные дружины, создаваемые при органах общественного самоуп-
равления по месту жительства граждан.
     3. Народные дружины,  перечисленные в п.2 настоящей статьи,  соз-
данные и  работающие на территории одного или нескольких муниципальных
округов (территориальных управлений),  объединяются в народную дружину
муниципального округа  (территориального управления) либо в региональ-
ную народную дружину.
     4. Народные дружины муниципальных округов (территориальных управ-
лений), региональные дружины, созданные на территории административно-
го округа, объединяются в народную дружину административного округа.
     5. Народные дружины административных  округов  являюся  основными
структурными подразделениями Московской городской народной дружины.
     Народные дружины административных округов в лице их  органов  уп-
равления (штабов)  наделяются  правами  юридического лица на основании
настоящего Положения.
     6. Для  организации работы народных дружин по борьбе с отдельными
видами правонарушений,  оказания содействия правоохранительным и  иным
государственным органам и организациям в выполнении этих задач по  ре-
шению соответствующих штабов дружины в  составе  Московской  городской
народной дружины, народных дружин  административных  округов создаются
специализированные дружины.
     Специализированные дружины,  создаваемые при Московском городском
штабе народной дружины, в лице своих органов управления (штабов) могут
наделяться правами юридического лица на основании настоящего Положения.
     7. Для обеспечения безопасности граждан в  особых  условиях  (при
осложнении оперативной обстановки в связи с ростом преступности и пра-
вонарушений, стихийных бедствий и  других  чрезвычайных  обстоятельст-
вах), обеспечения  общественного  порядка на массовых мероприятиях,  а
также для выполнения специальных задач по охране правопорядка по реше-
нию соответствующих штабов дружин могут создаваться оперативные отряды.
     8. Порядок формирования и организации деятельности  специализиро-
ванных дружин и оперативных отрядов регламентируется настоящим Положе-
нием, а также положениями об этих подразделениях,  утверждаемыми соот-
ветствующими штабами народной дружины в установленном порядке.

     Статья 7. Порядок создания народных дружин

     1. Народные  дружины создаются решением вышестоящего штаба народ-
ных дружин.  Решения о создании народных дружин административных окру-
гов, региональных дружин и дружин муниципальных округов (территориаль-
ных управлений) принимаются по согласованию с соответствующими органа-
ми исполнительной власти, а дружин, перечисленных в п.2 ст.6 настояще-
го Положения - по согласованию с трудовыми  коллективами  предприятий,
учреждений, организаций или органов общественного самоуправления.
     2. Вновь созданные народные дружины регистрируются  в  Московском
городском штабе народной дружины.
     3. Не допускаются создание и деятельность народных дружин при по-
литических партиях (движениях) и их органах.

     Статья 8. Прием в народную дружину

     1. В народную дружину принимаются на добровольной основе граждане
России, проживающие или работающие в  г.Москве,  достигшие  18-летнего
возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической
подготовке и состоянию здоровья выполнять поставленные перед  дружиной
задачи.
     2. Прием в народную дружину производится в индивидуальном порядке
на основании личного заявления вступающего. Решение о приеме в дружину
принимает штаб  дружины.  Вступившему  в  народную  дружину  вручается
удостоверение дружинника  установленного  образца,  другая символика и
атрибутика дружины.
     Не могут быть приняты в народную дружину граждане,  имеющие, либо
имевшие судимость за совершение умышленного преступления.
     3. Для приема в народную дружину решениями соответствующих штабов
народных дружин может устанавливаться кандидатский стаж  продолжитель-
ностью до 3 месяцев.

     Статья 9. Правовая и специальная подготовка дружинников

     1. Народные дружинники в обязательном порядке проходят правовую и
специальную подготовку,  в ходе которой изучают действующее  законода-
тельство, нормативные акты, регламентирующие охрану правопорядка, фор-
мы и методы работы народных дружин по предупреждению и пресечению пра-
вонарушений, овладевают приемами самозащиты, использования специальных
и технических средств, оказания доврачебной помощи.
     2. Формы обучения различных категорий дружинников,  учебные планы
и программы разрабатывают и утверждают  совместно  Главное  управление
внутренних дел г.Москвы и Московский городской штаб народной дружины.
     3. К проведению занятий с дружинниками привлекаются  руководители
и должностные лица правоохранительных органов, преподаватели и научные
работники учебных заведений МВД России, юридических вузов, руководите-
ли народных дружин, члены Всероссийского общества "Знание".
     4. Для занятий используются  помещения, материально-техническая и
учебная база органов внутренних дел г.Москвы, местных органов исполни-
тельной власти, предприятий, учреждений, организаций и органов общест-
венного самоуправления.

     Статья 10. Аттестация личного состава дружин и их перерегистрация

     В целях повышения эффективности работы дружин,  укрепления их ка-
чественного состава,  усиления контроля за подготовкой  дружинников  и
выполнением ими  своих  обязанностей  в  Московской городской народной
дружине регулярно проводится аттестация личного состава и  перерегист-
рация дружин.
     Порядок и сроки проведения аттестации и перерегистрации определя-
ются Московским городским штабом народной дружины.

     Статья 11. Прекращение работы в народной дружине

     1. Дружинник,  обратившийся  с  заявлением о прекращении работы в
народной дружине, отчисляется из ее состава решением штаба дружины.
     2. Дружинник,  недобросовестно  относящийся к своим обязанностям,
допустивший грубые нарушения законности или проступки, несовместимые с
пребыванием в народной дружине, либо не прошедший аттестацию, исключа-
ется из ее состава решением штаба дружины.
     3. При  отчислении  из  народной  дружины  дружинник обязан сдать
удостоверение дружинника,  форменную одежду,  символику  и  атрибутику
дружины, а также другое имущество, полученное им в пользование в связи
с работой в дружине, в порядке, определяемом Московским городским шта-
бом народной дружины.
     Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества  в
этом случае производится в порядке, установленном нормами гражданского
законодательства.

     Статья 12. Прекращение деятельности (ликвидация) народных дружин

     1. Прекращение деятельности (ликвидация) народной  дружины  адми-
нистративного, муниципального  округа  (территориального  управления),
предприятия, учреждения, организации либо органа общественного самоуп-
равления осуществляется по решению вышестоящего штаба народной дружины
по одному из следующих оснований:
     - упразднение  административно-территориального образования, лик-
видация предприятия, учреждения, организации либо органа общественного
самоуправления, при которых была создана дружина;
     - по результатам перерегистрации;
     - в  случае,  когда  деятельность  дружины вошла в противоречие с
действующим законодательством и устранение этих противоречий невозмож-
но иными средствами.
     2. Прекращение деятельности (ликвидация) Московской городской на-
родной дружины осуществляется по постановлению правительства Москвы.
     3. Одновременно с принятием решения  о  прекращении  деятельности
дружины, имеющей права юридического лица, создается ликвидационная ко-
миссия и определяется порядок ликвидации.
     4. Оставшиеся  после  погашения  всех  обязательств ликвидируемой
дружины административного округа свободные денежные средства, имущест-
во и  материальные  ценности передаются в распоряжение Московского го-
родского штаба народной дружины, а при ликвидации Московской городской
народной дружины - в распоряжение правительства Москвы.

     Статья 13. Приостановление деятельности народной дружины

     Деятельность народной  дружины может быть приостановлены по реше-
нию соответствующего органа  исполнительной  власти  или  вышестоящего
штаба народной дружины до устранения выявленных нарушений действующего
законодательства.

        Раздел III. Форменная одежда, символика и документация
                Московской городской народной дружины

     Статья 14.  Единая  форменная  одежда  и символика Московской го-
родской народной дружины

     1. Московская городская народная дружина имеет единую форму одеж-
ды и символику установленного образца. К элементам  символики Московс-
кой городской народной дружины относятся: нарукавная повязка (шеврон),
нагрудный знак (жетон) дружинника.
     2. Образцы форменной одежды и символики Московской городской  на-
родной дружины утверждает правительство Москвы.
     3. Московский городской штаб народной дружины может устанавливать
образцы дополнительной символики народных дружин.
     4. Нормы и порядок  обеспечения  народных  дружинников  форменной
одеждой и   элементами   символики  и  их  использования  определяются
Московским городским штабом народной дружины.
     5. Не допускается использование в работе народных дружин символи-
ки, отличной от утвержденной.
     6. Ношение  форменной одежды и использование символики Московской
городской народной дружины лицами, не являющимися дружинниками, влечет
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 15. Удостоверение дружинника

     Удостоверения Московской городской народной дружины утвержденного
правительством Москвы образца имеют единую нумерацию и являются  доку-
ментами строгой  отчетности.  Порядок их оформления,  учета,  выдачи и
изъятия определяется Московским городским штабом народной дружины.

     Статья 16. Документация народных дружин

     В Московской городской народной дружине вводится единая служебная
документация. Порядок планирования и учета работы дружинников, органи-
зация делопроизводства, формы и сроки хранения документации устанавли-
ваются Московским городским штабом народной дружины.

         Раздел IV. Руководство деятельностью народных дружин
                и их взаимодействие с государственными
                    и правоохранительными органами

     Статья 17. Полномочия органов государственной власти и управления
по руководству народными дружинами

     1. Московская городская Дума, правительство Москвы, местные орга-
ны исполнительной власти организуют и направляют деятельность народных
дружин по выполнению поставленных перед ними задач и в пределах  своих
полномочий;
     - принимают или согласовывают решения о  создании  и  упразднении
штабов народных дружин,  назначают или согласовывают назначение их ру-
ководителей;
     - определяют источники, размеры и порядок финансирования деятель-
ности народных дружин и их органов управления (штабов), решают вопросы
материально-технического обеспечения народных дружин;
     - принимают меры  к  укреплению  дружин,  организуют  их  взаимо-
действие с государственными и правоохранительными органами, заслушива-
ют отчеты руководителей дружин,  обеспечивают соблюдение законности  в
деятельности дружин;
     - утверждают образцы форменной одежды, символику и атрибутику на-
родных дружин.
     2. Органы государственной власти и управления г.Москвы и их долж-
ностные лица в пределах своих полномочий обязаны оказывать необходимое
содействие народным дружинам в выполнении возложенных на них задач.

     Статья 18. Органы управления народных дружин

     1. Руководство деятельностью Московской городской народной дружи-
ны осуществляет Московский городской штаб народной дружины, возглавля-
емый начальников штаба.  Начальник Московского городского штаба народ-
ной дружины  назначается  на должность и освобождается от нее решением
правительства Москвы.
     2. Руководство  деятельностью  народной дружины административного
округа осуществляет штаб народной  дружины  административного  округа,
возглавляемый начальником штаба.  Начальник штаба народной дружины ад-
министративного округа назначается на должность и освобождается от нее
Московским городским штабом народной дружины по согласованию с префек-
турой округа.
     3. Руководство региональными народными дружинами,  народными дру-
жинами муниципальных округов (территориальных управлений), а также на-
родными дружинами предприятий,  учреждений,  организаций и органов об-
щественного самоуправления осуществляют командиры народных дружин.
     Командиры региональных  народных дружин,  народных дружин муници-
пальных округов (территориальных управлений) назначаются на  должность
и освобождаются от нее Московским городским штабом народной дружины по
представлению штаба народной дружины административного округа  и  сог-
ласованию с префектурой округа.
     Командиры народных дружин предприятий,  учреждений, организаций и
органов общественного  самоуправления назначаются на должность и осво-
бождаются от обязанностей штабом народных дружин административного ок-
руга.
     4. Штабы (командиры) народных дружин в пределах своих полномочий:
     - организуют деятельность дружин в соответствии с действующим за-
конодательством, решениями органов государственной власти  и  управле-
ния, вышестоящих  штабов  дружин,  обеспечивают  постоянную готовность
дружин к выполнению стоящих перед ними задач;
     - принимают  решения  о приеме в народную дружину и отчислении из
ее состава, осуществляют централизованный учет дружинников;
     - осуществляют планирование работы дружин, закрепление их за объ-
ектами и маршрутами, утверждают расчеты  использования  сил  дружин  и
графики дежурств, инструктируют дружинников и контролируют их работу;
     - организуют взаимодействие дружин с правоохранительными и  иными
государственными органами,  осуществляют постоянный контроль за соблю-
дением законности в деятельности дружин;
     - рассматривают  составленные дружинниками материалы о правонару-
шениях и направляют их на рассмотрение органов (должностных лиц), упо-
лномоченных решать вопросы об ответственности правонарушителей;
     - организуют и проводят обучение дружинников формам и методам ра-
боты по охране правопорядка и борьбе с правонарушениями, их правовую и
специальную физическую подготовку:
     - обобщают  информацию о состоянии правопорядка,  анализируют ре-
зультаты работы дружинников,  вносят в государственные и  правоохрани-
тельные органы и организации предложения по вопросам устранения причин
и условий,  способствующих совершению правонарушений,  а также  совер-
шенствования работы  дружин,  улучшения  их материально-технического и
финансового обеспечения;
     - ходатайствуют  перед государственными и правоохранительными ор-
ганами о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обя-
занностей;
     - принимают решения, обязательные для исполнения подчиненными на-
родными дружинами и дружинниками;
     - осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, направленную
на обеспечение работы дружин.
     5. Для выполнения отдельных задач по руководству народными дружи-
нами и  организации их работы в структуре штабов народных дружин могут
создаваться функциональные отделы и подразделения. Порядок их создания
и организация работы определяются Московским городским штабом народной
дружины.

     Статья 19. Аппарат управления штабов народных дружин

     1. Для осуществления повседневной работы по управлению  народными
дружинами и организации их взаимодействия с правоохранительными и ины-
ми государственными органами вводятся штатные должности работников ап-
парата управления штаба Московской городской народной дружины,  штабов
дружин административных округов, командиров региональных народных дру-
жин и дружин муниципальных округов (территориальных управлений).
     2. Схему должностных окладов,  объем и  источники  финансирования
аппарата управления  Московской  городской народной дружины определяет
правительство Москвы.
     3. Структура  аппарата управления Московской  городской  народной
дружины и штатное расписание определяется Московским  городским штабом
народной дружины  самостоятельно  в пределах выделяемых правительством
Москвы средств.
     4. Работники  аппарата  управления  Московской городской народной
дружины имеют право на медицинское,  санаторно-курортное и иное  соци-
ально-бытовое обслуживание,  включая жилищное,  по нормам и в порядке,
действующем в системе соответствующих органов исполнительной власти.
     5. Работники  аппарата  управления  Московской городской народной
дружины являются народными дружинниками.
     6. Должностные  обязанности,  права  и ответственность работников
аппарата управления штабов народных дружин определяются настоящим  По-
ложением, а  также нормативными документами и должностными инструкция-
ми, утверждаемыми Московским городским штабом народной дружины в уста-
новленном порядке.
     7. Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппара-
та управления штабов народных дружин может осуществляться дружинниками
на общественных началах, а также на договорной и иной возмездной осно-
ве.

     Статья 20.  Взаимодействие правоохранительных органов с народными
дружинами

     1. Правоохранительные органы  г.Москвы  оказывают  всемерное  со-
действие и  поддержку  Московской городской народной дружине и ее под-
разделениям в выполнении возложенных на них задач, предоставляют необ-
ходимую для деятельности дружин информацию о правонарушениях, проводят
работу по правовому обучению и воспитанию дружинников,  оказывают  по-
мощь в  обеспечении их методическими пособиями и юридической литерату-
рой, участвуют в работе штабов народных дружин,  поощряют  в  пределах
своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране правопоряд-
ка, рассматривают поступающие от штабов народных  дружин  материалы  р
правонарушениях и  принимают по ним решения в соответствии с законода-
тельством.
     2. Главное  управление  внутренних дел г.Москвы и подчиненные ему
органы и подразделения:
     - обеспечивают повседневное взаимодействие с народными дружинами,
способствуют активному вовлечению дружин в мероприятия по  обеспечению
общественного порядка;
     - проводят инструктажи дружинников, ознакомление их с оперативной
обстановкой, обучают  членов народных дружин формам и методам борьбы с
правонарушениями, установленным правилам применения  физической  силы,
специальных и технических средств;
     - оказывают дружинам практическую помощь в планировании  и  учете
их работы, осуществляют непосредственное руководство работой дружинни-
ков на объектах и маршрутах патрулирования при  проведении  совместных
мероприятий;
     - при необходимости предоставляют в пользование народным дружинам
на период дежурства автотранспорт, специальные средства и средства ра-
диосвязи;
     - оплачивают  работу  дружинников,  привлекаемых  для совместного
патрулирования с сотрудниками милиции и участия в других  мероприятиях
органов внутренних дел, за счет денежного содержания сотрудников орга-
нов внутренних дел, должности которых не укомплектованы.

          Раздел V. Обязанности и права народных дружинников

     Статья 21. Обязанности народных дружинников

     Народный дружинник независимо от местонахождения и времени обязан:
     - в  своей деятельности по обеспечению правопорядка строго соблю-
дать требования действующего законодательства,  проявлять корректность
и выдержку в обращении с гражданами,  не допускать необоснованного ог-
раничения их гражданских прав и свобод;
     - оказывать содействие работникам правоохранительных и иных госу-
дарственных органов в предупреждении и пресечении правонарушений;
     - оказывать помощь,  в том числе доврачебную,  гражданам, постра-
давшим от  преступлений,  административных  правонарушений, несчастных
случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном
для их жизни;
     - в случае обращения к нему граждан с заявлением о событиях,  уг-
рожающих личной или  общественной  безопасности,  либо  в  случае  не-
посредственного обнаружения дружинником таких событий,  принять меры к
спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию
правонарушителей, охране  места происшествия и сообщить об этом в бли-
жайшим орган милиции;
     - постоянно совершенствовать свои правовые знания,  методы борьбы
с правонарушениями, физическую подготовку4
     - не  допускать разглашения ставших ему известными в связи с осу-
ществлением деятельности по охране правопорядка сведений,  относящихся
к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если исполнение пра-
вововых обязанностей не требует иного, а также оперативной и иной кон-
фиденциальной информации;
     - добросовестно работать на порученном участке деятельности  дру-
жины, выполнять решения и указания командиров и штабов дружин,  распо-
ряжения старшего наряда,  а при совместном несении дежурства с сотруд-
никами правоохранительных органов - их указания и распоряжения;
     - находясь на дежурстве, иметь при себе удостоверение дружинника,
другие необходимые элементы символики и атрибутики дружины,  при обра-
щении к гражданам или должностным лицам представляться и предъявлять о
их требованию удостоверение (жетон) дружинника.
     
     Статья 22. Права народных дружинников
     
     Для обеспечения  выполнения стоящих перед народными дружинами за-
дач дружинникам при исполнении возложенных на них обязанностей по  ох-
ране правопорядка предоставляется право:
     - требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного
порядка и  прекращения  правонарушения  либо действий,  препятствующих
осуществлению полномочий народного дружинника,  пресекать преступления
и иные правонарушения;
     - требовать от нарушителей предъявления паспорта или других доку-
ментов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление лич-
ности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения
или причастности к нему;
     - составлять в отсутствие работников милиции и иных  уполномочен-
ных на это лиц протокол об административном правонарушении, причинении
имущественного или иного ущерба гражданам или юридическим лицам, полу-
чать у  граждан и должностных лиц необходимые объяснения с последующей
передачей материалов о правонарушении командиру (в штаб)  дружины  для
направления органам (должностным лицам),  уполномоченным рассматривать
дело о правонарушении;
     - доставлять в органы милиции или штаб народной дружины лиц,  со-
вершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, ког-
да исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личнос-
ти правонарушителя и составления протокола, если нет  возможности  со-
ставить его  на месте нарушения. При этом время нахождения  доставлен-
ного лица в штабе дружины не должно превышать 1 часа;
     - при  пресечении правонарушений изымать у правонарушителей пред-
меты, являющиеся орудием, средством или непосредственным объектом пра-
вонарушения, документы, имеющие явные признаки подделки, а также вещи,
предметы и вещества,  изъятые из гражданского оборота,  находящиеся  у
граждан без  специального  разрешения,  с последующей незамедлительной
передачей их органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать
дело о правонарушении;
     - входит беспрепятственно на территорию и в помещения, занимаемые
предприятиями, учреждениями   и   организациями,  независимо  от  форм
собственности (кроме мест,  где распоряжениями органов государственной
власти и управления установлен специальный пропускной режим), в другие
общественные места при преследовании скрывающегося правонарушителя ли-
бо в целях пресечения возникших там правонарушений, угрожающих общест-
венному порядку и безопасности граждан, а также с согласия администра-
ции этих  мест для выполнения обязанностей по охране общественного по-
рядка;
     - отдавать распоряжения о порядке движения транспортных средств и
пешеходов; в случае  нарушения  правил  дорожного  движения  или  иных
действующих на  транспорте  правил  останавливать  механические и иные
транспортные средства, проверять у водителей документы на право владе-
ния, пользования, распоряжения и управления ими, а также регистрацион-
ные документы на транспортное средство,  лицензионную карточку  и  до-
кументы на перевозимый груз; осматривать транспортные средства и пере-
возимые грузы с участием  водителей  или  лиц,  сопровождающих  грузы;
отстранять от управления транспортными средствами и доставлять в орга-
ны милиции водителей,  в отношении которых имеются достаточные основа-
ния полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не име-
ющих документов, предусмотренных правилами дорожного движения;
     - производить  по  решению  начальника  органа внутренних дел или
иных уполномоченных на это лиц оцепление (блокирование) участков мест-
ности, отдельных строений и других объектов,  запрещение или ограниче-
ние движения транспорта и пешеходов,  осуществлять пропускной режим на
объектах при действиях в условиях правового режима чрезвычайного поло-
жения, пресечении массовых беспорядков и групповых  нарушений  общест-
венного порядка,  ликвидации последствий стихийных бедствий,  аварий и
катастроф, эпидемий и эпизоотий,  других чрезвычайных обстоятельств, а
также при проведении массовых мероприятий;
     - использовать транспортные средства  предприятий,  учреждений  и
организаций, независимо  от форм собственности, общественных объедине-
ний или  граждан  (кроме   средств,   принадлежащих   дипломатическим,
консульским и иным представительствам иностранных государств, междуна-
родным организациям,  и транспортных средств специального  назначения)
для доставления  в лечебные учреждения граждан,  нуждающихся в срочной
медицинской помощи;
     - пользоваться  бесплатно для связи с органами милиции или штабом
дружины телефонами и иными средствами связи,  принадлежащими предприя-
тиями, учреждениям  и  организациям,  независимо от форм собственности
(за исключением имеющих дипломатический иммунитет) и общественным объ-
единениям;
     - пользоваться правом бесплатного проезда по предъявлении удосто-
верения дружинника  всеми  видами  городского общественного транспорта
(кроме такси),  также в пригородных поездах и на речных судах  местно-
го сообщения в пределах границ города, на территориях, административно
подчиненных г.Москве,  и при следовании для обеспечения  общественного
порядка в зонах отдыха,  закрепленных за административно-территориаль-
ными структурами г.Москвы;
     - применять  к правонарушителям по основаниям и в порядке,  уста-
новленным действующими законодательными и нормативными  актами,  физи-
ческую силу и специальные средства.
     
           Раздел VI. Гарантия правовой и социальной защиты
                         народных дружинников
     
     Статья 23. Обязательность исполнения законных требований народно-
го дружинника
     
     1. Законные  требования народного дружинника обязательны для ис-
полнения гражданами и должностным лицами РФ,  иностранными гражданами
и лицами без гражданства.
     2. Неисполнение  законных  требований  народного   дружинника   и
действия, препятствующие  исполнению возложенных на него обязанностей,
влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
     
     Статья 24.  Необходимая оборона и крайняя необходимость  примени-
тельно к деятельности дружинника
     
     На деятельность  народных  дружинников распространяется законода-
тельство РФ о необходимой обороне при крайней необходимости.
     
     Статья 25. Недопустимость вмешательства в действия народного дру-
жинника, посягательства на его жизнь, здоровье и достоинство
     
     1. Народный  дружинник при исполнении возложенных на него обязан-
ностей руководствуется только законом и находится  под  защитой  госу-
дарства.
     2. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дру-
жинника, кроме  лиц,  прямо уполномоченных на то настоящим Положением.
Никто не имеет права принуждать дружинника исполнять обязанности,  ко-
торые не возложены действующим законодательством и настоящим Положени-
ем на народные дружины.
     При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник
обязан руководствоваться законом.
     3. Посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дру-
жинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка
влечет уголовную ответственность, установленную законодательством РФ.
     
     Статья 26. Показания народного дружинника
     
     В соответствии с действующим законодательством показания народно-
го дружинника по делу о преступлении или административном правонаруше-
нии оцениваются наравне с иными доказательствами,  полученными в уста-
новленном законом порядке.
     
     Статья 27. Гарантии социальной защиты народных дружинников
     
     1. Государственные гарантии социальной защиты народных  дружинни-
ков установлены законодательством РФ.
     2. В случае временной  нетрудоспособности  народного  дружинника,
наступившей в связи с выполнением им обязанностей по охране обществен-
ного порядка,  ему выплачивается  пособие  повременной  нетрудоспособ-
ности, независимо от стажа работы, в размере 100% заработка.
     3. В случае постоянной или  длительной  потери  трудоспособности,
связанной с увечьем,  полученным при исполнении обязанностей по охране
общественного порядка,  дружиннику назначается пенсия в размере, уста-
новленном для   рабочих   и   служащих,   потерявших  трудоспособность
вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
     4. Члены семьи дружинника,  погибшего либо умершего в течение од-
ного года с момента получения увечья, ранения или контузии при  испол-
нении обязанностей  по  охране  общественного порядка,  имеют право на
пенсию по случаю потери кормильца в размере,  установленном для  семей
рабочих и служащих,  умерших от трудового увечья или профессионального
заболевания.
     5. Ущерб,  причиненный народному дружиннику в связи с выполнением
им обязанностей по охране общественного порядка,  возмещается в полном
объеме из средств бюджета г.Москвы с последующим взысканием этой суммы
с виновных лиц.
     6. Органы  государственной власти и управления г.Москвы и его ад-
министративно-территориальных единиц могут  устанавливать  и  дополни-
тельные, не предусмотренные настоящим Положением,  гарантии социальной
защиты народных дружинников.
     
     Статья 28. Обеспечение правового статуса, гарантий правовой и со-
циальной защиты дружинников и ответственность за их несоблюдение
     
     1. Правовой статус и государственные гарантии правовой и социаль-
ной защиты,  предоставленные народным дружинам  действующим  законода-
тельством и настоящим Положением, не распространяются на иные предпри-
ятия, учреждения, организации, общественные объединения  и  формирова-
ния, привлекаемые к работе по охране правопорядка, но  не  входящие  в
систему народных дружин,  а также на работников этих предприятий,  уч-
реждений, организаций, членов общественных объединений и  формирований
и иных граждан, не являющихся народными дружинниками.
     2. В  случае несоблюдения государственных гарантий правовой и со-
циальной защиты дружинников виновные в этом должностные лица несут от-
ветственность, установленную законодательством РФ.
     
           Раздел VII. Оплаты работы народных дружинников.
                      Меры поощрения и взыскания
     
     Статья 29. Оплата работы народных дружинников
     
     1. Народные дружинники выполняют возложенные на  них  обязанности
преимущественно в  свободное  от основной работы время как на возмезд-
ной, так и на безвозмездной основе.
     2. При  привлечении  дружинников к мероприятиям по охране общест-
венного порядка и борьбе с правонарушениями,  проводимым  совместно  с
органами милиции или по их заданию, дежурства дружинников могут  опла-
чиваться за счет  средств  денежного  содержания  сотрудников  органов
внутренних дел, должности которых не укомплектованы, в порядке,  опре-
деляемом Министерством внутренних дел РФ.
     3. Оплата  дежурств  народных  дружинников может производиться из
собственных средств штабов народных дружин.
     4. Оплата  труда  освобожденных руководителей дружин предприятий,
учреждений и организаций,  органов  общественного  самоуправления  или
доплата за  исполнение  этих обязанностей производятся за счет средств
этих предприятий,  учреждений и организаций или органов  общественного
самоуправления.
     5. Для участия в мероприятиях  по  обеспечению  правового  режима
чрезвычайного положения,  ликвидации  последствий  стихийных бедствий,
аварий и катастроф,  эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоя-
тельств, а  также для обеспечения общественного порядка а массовых ме-
роприятиях народные дружинники могут освобождаться от основной  работы
с сохранением среднего заработка в порядке,  определяемом в каждом от-
дельном случае решениями  Правительства  РФ,  органов  государственной
власти и управления г.Москвы, принятыми в пределах их полномочий.
     
     Статья 30. Меры поощрения народных дружинников
     
     1. Для  поощрения  народных  дружинников,  активно  участвующих в
борьбе с правонарушениями, органы государственной власти и управления,
правоохранительные органы,  руководители предприятий, учреждений и ор-
ганизаций и их трудовые коллективы,  органы общественного самоуправле-
ния, штабы  народных дружин в пределах своих полномочий применяют сле-
дующие формы морального и материального поощрения:
     - награждение ценным подарком или денежной премией;
     - награждение Почетной грамотой;
     - награждение знаком "Отличный дружинник";
     - предоставление очередного отпуска в удобное для дружинника время;
     - предоставление  дополнительного оплачиваемого отпуска сроком до
трех дней в календарном году;
     - предоставление  бесплатной или льготной путевки для лечения или
отдыха.
     2. Органы  государственной власти и управления г.Москвы и его ад-
министративно-территориальных единиц, администрации  предприятий,  уч-
реждений и  организаций, органы общественного самоуправления могут са-
мостоятельно устанавливать иные формы поощрения дружинников, исходя из
местных условий и возможностей.
     3. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка,  прояв-
ленные при  этом мужество и героизм народные дружинники представляются
к награждению государственными наградами Российской Федерации.
     
     Статья 31. Меры взыскания, применяемые в народным дружинникам
     
     1. К дружинникам,  недобросовестно относящимся  к  своим  обязан-
ностям, допускающим  нарушения  дисциплины  и  действующего  законода-
тельства, штабами (командирами) дружин могут применяться следующие ви-
ды взысканий:
     - замечание;
     - выговор;
     - строгий выговор;
     - исключение из народной дружины.
     2. До решения вопроса о наложении взыскания дружинник может  быть
отстранен от  работы в народной дружине ее штабом (командиром),  а  от
отдельного дежурства - руководителем наряда дружинников с  последующим
докладом штабу (командиру) дружины.
     3. В случае грубого нарушения дисциплины,  действующего законода-
тельства, недобросовестного отношения к своим обязанностям,  серьезных
упущений в организации работы дружины полномочия командира  или  иного
руководителя народной  дружины  могут  быть приостановлены вышестоящим
штабом народной дружины до решения вопроса об освобождении его от  за-
нимаемой должности (общественных обязанностей) или о наложении взыска-
ния.
     
     Статья 32.  Меры стимулирования предприятий, учреждений и органи-
заций, оказывающих помощь народным дружинам
     
     Предприятиям, учреждениям  и  организациям,  независимо  от  форм
собственности и  ведомственной  принадлежности,  оказывающим  народным
дружинам существенную  организационную,  материально-техническую и фи-
нансовую помощь,  могут быть предоставлены льготы по налогообложению в
местный бюджет в порядке,  устанавливаемом действующим законодательст-
вом и постановлениями Правительства РФ.
     Решения о предоставлении налоговых льгот принимает Московская го-
родская Дума по представлению Московского  городского  штаба  народной
дружины.
     
        Раздел VIII. Финансирование и материально-техническое
                     обеспечение народных дружин
     
     Статья 33. Финансирование народных дружин
     
     1. Финансирование Московской городской народной дружины  осущест-
вляется из бюджета г.Москвы,  а также за счет средств,  поступающих от
министерств, ведомств,  предприятий, учреждений и организаций, общест-
венных объединений, внебюджетных целевых фондов и иных поступлений, не
противоречащих законодательству.
     Указанные средства направляются на финансирование расходов на со-
держание и ремонт помещений Московского городского и  окружных  штабов
народных дружин,  штабов специализированных дружин и оперативных отря-
дов, приобретение или аренду необходимого автотранспорта,  организацию
правового и специального обучения, оплату труда и материальное поощре-
ние дружинников,  обеспечение их социальных  гарантий  и  компенсаций,
оказание дружинникам материальной помощи,  изготовление или приобрете-
ние форменной одежды,  символики, атрибутики и документации Московской
городской народной дружины.
     2. Содержание аппарата управления штабов народных дружин осущест-
вляется за счет средств бюджета г.Москвы.
     3. Финансирование деятельности народных дружин  предприятий,  уч-
реждений и организаций,  органов общественного самоуправления произво-
дится а счет собственных средств указанных трудовых коллективов и  ор-
ганов общественного самоуправления.
     4. Собственные  денежные  средства  народных   дружин,   денежные
средства, направляемые  на финансирование деятельности народных дружин
предприятиями, учреждениями, организациями, органами общественного са-
моуправления  или поступающие из целевых фондов и других не противоре-
чащих законодательству источников, налогами и сборами не облагаются.
     
     Статья 34. Материально-техническое обеспечение народных дружин
     
     1. Материально-техническое обеспечение народных  дружин  осущест-
вляется за счет средств, выделяемых на финансирование народных дружин.
     2. Комитет по управлению имуществом  г.Москвы,  префектуры  адми-
нистративных округов  обеспечивают  Московский городской штаб народной
дружины, штабы народных дружин административных округов, специализиро-
ванных дружин  и  оперативных отрядов,  региональные народные дружины,
народные дружины муниципальных  округов  (территориальных  управлений)
необходимыми помещениями, оборудованием, средствами транспорта и связи.
     3. Здания строения и помещения,  занимаемые штабами народных дру-
жин, являются  муниципальной  собственностью,  безвозмездно передаются
штабам народных дружин в оперативное управление и не подлежат  изъятию
без предоставления равнозначного помещения в установленном порядке.
     Отраслевые департаменты правительства Москвы, префектуры админис-
тративных округов обеспечивают техническую эксплуатацию, энергоснабже-
ние, капитальный и текущий ремонт помещений штабов народных дружин.
     5. Главснаб правительства Москвы обеспечивает размещение заказов,
выделение необходимых  ресурсов  и  изготовление   форменной   одежды,
удостоверений и  бланков  документации  Московской  городской народной
дружины, а также выделение мебели,  оргтехники, других средств матери-
ально-технического обеспечения по заявкам штабов Московского городско-
го штаба народной дружины.
     6. Предприятия,  учреждения  и организации,  органы общественного
самоуправления обеспечивают созданные в них народные дружины необходи-
мыми помещениями, средствами связи, оборудованием и инвентарем.
     7. Обеспечение специализированных народных дружин на  транспорте,
других крупных объектах помещениями непосредственно на объектах их ра-
боты, средствами связи,  мебелью,  оборудованием и инвентарем, а также
необходимыми техническими  и  специальными  средствами  осуществляется
соответствующими подразделениями министерств,  ведомств Российской Фе-
дерации, хозяйственными органами и их подразделениями, в интересах ко-
торых осуществляют свою деятельность дружины.
     8. Имущество народных дружин,  а также имущество предприятий, уч-
реждений, организаций и органов общественного самоуправления,  переда-
ваемое народным  дружинам безвозмездно в полное хозяйственное ведение,
оперативное управление или на иных условиях  для  обеспечения  стоящих
перед дружинами задач, освобождается от налогообложения.
     9. Органы Министерства связи РФ выделяют Московской городской на-
родной дружине специальные каналы радиосвязи.
     
            Раздел IX. Гарантии законности в деятельности
                           народных дружин
     
     Статья 35. Контроль за деятельностью народных дружин
     
     1. Контроль за деятельностью Московской городской народной дружи-
ны и   ее  подразделений  осуществляют  соответствующие  органы  госу-
дарственной власти и управления г.МОсквы м его  административно-терри-
ториальных единиц.
     2. Контроль за финансовой деятельностью  штабов  народных  дружин
как юридических лиц осуществляют финансовые и налоговые органы г.Моск-
вы в соответствии с законодательством.
     
     Статья 36.  Прокурорский надзор за соблюдением законности в  дея-
тельности народных дружин
     
     Надзор за  соблюдением  законности в деятельности народных дружин
осуществляют органы прокуратуры в соответствии с действующим законода-
тельством.
     
     Статья 37. Ответственность народных дружинников
     
     1. За противоправные действия или бездействие народные дружинники
несут установленную законом ответственность.
     2. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и орга-
низациям народным дружинником,  подлежит возмещению  в  порядке,  пре-
дусмотренном гражданским законодательством.