ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РФ 3 ИЮНЯ 1994 Г. N 67 (Д) Утверждено приказом ГКАП Российской Федерации от "3" июня 1994г. N 67 Настоящие Методические рекомендации предназначены для ока- зания антимонопольным органам практической помощи в определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на соответствую- щем товарном рынке, применяемого в законодательных и нормативных актах. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Для целей реализации Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на то- варных рынках" (далее Закон). под доминирующим положением пони- мается исключительное положение хозяйствующего субъекта* на рын- ке определенного товара**, дающее ему возможность оказывать ре- шающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на ры- нок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предприни- мательской деятельности. 1.2. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может явиться результатом как внешних,так и внутренних факторов,в т.ч: - государственной политики, включая дифференцированную сис- тему налогов, предоставление субсидий и других льгот; - слияний, присоединений, а также ликвидации; - производственной или научно-технической стратегии, в том числе внедрения нововведений; - деятельности хозяйствующего субъекта по устранению конку- рентов с рынка неконкурентными методами; - соглашений между хозяйствующими субъектами (явных, тайных); - других факторов. 1.3. Обладание доминирующим положением является _необходимым _условием . для квалификации противоправности действий (соглаше- ний, согласованных действий) хозяйствующего субъекта (хозяйству- ющих субъектов), нарушающих требования ст. 5,6,18,19 Закона. 1.4. _Достаточным условием . для квалификации действий (без- действия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее по- ложение как противоправных, является факт злоупотребления доми- нирующим положением. ------------------------------ *) Для настоящих методических рекомендаций группа хозяйс- твующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, будет рассматриваться как один хозяйствующий субъект. **) Под рынком определенного товара (товарным рынком) пони- мается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, или вза- имозаменяемых товаров***) на территории Российской Федерации или ее части, определенной исходя из экономической возможности поку- пателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутс- твия этой возможности за ее пределами. ***) Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые мо- гут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, условиям куп- ли-продажи и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в про- цессе потребления (производства). Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются все формы использования хозяйствующим субъектом или группой хозяйс- твующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, домини- рующего положения, ограничивающие конкуренцию и/или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным. 1.5. Необходимость в установлении доминирующего положения возникает при: а) осуществлении предварительного государственного контроля: - за созданием, слиянием и присоединением добровольных объе- динений предприятий, а также преобразованием в указанные объеди- нения органов управления или хозяйствующих субъектов; - за слиянием, присоединением и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий; - за реорганизацией (выделение, разделение) федеральных предприятий, не предусматривающих изменение их формы собствен- ности; - за созданием, слиянием и присоединением акционерных об- ществ и товариществ с ограниченной ответственностью, за исключе- нием случаев, предусмотренных п.7 ст.17 Закона; - за созданием, слиянием и присоединением других товариществ и объединений, в которых участвуют юридические лица; - за увеличением уставного капитала акционерного общества и товарищества сверх установленной ГКАП России предельной величи- ны; - за соблюдением антимонопольного законодательства при при- обретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйс- твующих субъектов; - за соблюдением антимонопольного законодательства при при- ватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе при выделении структурных подразделений из состава госу- дарственных предприятий и их преобразовании в самостоятельные предприятия в процессе приватизации; - за созданием холдинговых компаний в соответствии с дейс- твующим законодательством и контроля за их функционированием; - за созданием финансово-промышленных групп; б) при рассмотрении вопросов о: - нарушении антимонопольного законодательства; - принудительном разделении хозяйствующих субъектов; в) при проведении специальных исследований товарных рынков с целью разработки рекомендаций по их возможной демонополизации и созданию конкурентной среды. г) в других случаях, предусмотренных действующими законода- тельными и нормативными актами. 1.6. Установление наличия доминирующего положения хозяйству- ющего субъекта входит в компетенцию антимонопольных органов в соответствии с их полномочиями. 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ИЛИ ГРУППЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 2.1. Основные этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара. Основными этапами являются: 1. Установление конкретной продукции, работ и услуг хозяйс- твующего субъекта, которые могут быть квалифицированы как товар (товары) и получение количественной ( в натуральном или стои- мостном измерении) информации об объемах товаров, поставляемых хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок; 2. Определение продуктовых и географических границ рынка то- вара (рынков товаров), производимого (производимых) хозяйствую- щим субъектом и получение количественной (соответственно в нату- ральном или стоимостном измерении) информации о его (их) объеме (объемах). Последовательность процедуры по определению товарного рынка приведена в разделах II-IV "Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков", утвержденных при- казом ГКАП России от 26.10.93 г. N 112. 3. Определение возможностей хозяйствующего субъекта оказы- вать влияние на рынок в плане ограничения конкуренции в ка- ких-либо формах либо ущемления интересов других хозяйствующих субъектов или граждан ( т.е. непосредственное установление нали- чия доминирующего положения хозяйствующими субъектами на рынке определенного товара). 3.1. Основополагающим критерием для установления наличия до- минирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определен- ного товара является доля товарного рынка, принадлежащего хозяйс- твующему субъекту. Антимонопольные органы признают (квалифицируют) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением тех слу- чаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на пре- вышение этой величины его положение на рынке не является домини- рующим.( ГКАП России может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара для квалификации доминирующего положения). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующе- го субъекта, доля которого на рынке определенного товара не пре- вышает 35 процентов. Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% , квалифи- цируется государственными антимонопольными органами как домини- рующее, если оно доказано ими с учетом дополнительных параметров, характеризующих товарный рынок и подтверждающих возможность дейс- твий хозяйствующего субъекта, в основном, независимо от конкурен- тов. Доля товарного рынка, находящаяся внутри пределов 35-65%, принадлежащая в данный момент времени хозяйствующему субъекту, сама по себе не может служить достаточным условием для установле- ния наличия доминирующего положения. Установленный Законом нижний предел доли товарного рынка в 35 процентов служит ситом, для от- сеивания хозяйствующих субъектов с меньшими долями, которые не могут быть доминирующими, и выявления хозяйствующих субъектов с большими долями рынка, которые могут стать предметом дальнейшего анализа. При оценке рыночной структуры для квалификации в качестве до- минирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% вклю- чительно, следует учитывать: - количество фактических конкурентов и относительный размер долей рынка принадлежащих ближайшим конкурентам ( размер доли то- варного рынка, принадлежащего изучаемому хозяйствующему субъекту в сравнении с долями рынка, принадлежащего ближайшему конкурен- ту); - стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как изу- чаемому хозяйственному субъекту, так и его ближайшим конкурентам; - стабильность во времени самого рынка ( статичный или дина- мичный рынок); - наличие потенциальной конкуренции в совокупности с оценкой наличия и величины препятствий для вхождения* конкурентов на ры- нок (барьеров вхождения конкурентов в рассматриваемый рынок); - оценка фактов или потенциальных возможностей изучаемого хо- зяйствующего субъекта выступать "ценовым лидером"**. Вышеприведенный перечень параметров оценки рыночной структу- ры не является исчерпывающим и может быть дополнен при рассмотре- нии конкретных случаев. Вместе с тем, не всегда задача определе- ния доминирующего положения хозяйствующего субъекта требует от антимонопольных органов анализа всех параметров, характеризующих товарные рынок. Перечень изучаемых параметров товарного рынка для оценки до- минирования хозяйствующего субъекта определяется антимонопольны- миорганами в каждом конкретном случае. В основу исследования должно быть положено изучение возмож- ной реакции изучаемого хозяйствующего субъекта на давление кон- курентов и способности хозяйствующего субъекта самого воздейс- твовать на конкуренцию. Определяющим выводом антимонопольных ор- ганов при квалификации положения хозяйствующего субъекта на рын- ке определенного товара как доминирующего является вывод о том, что хозяйствующий субъект может действовать независимо от конку- ------------------------------- * Вхождение в рынок - создание нового (перепрофилирование действующего) хозяйствующего субъекта, для работы на соответству- ющем товарном рынке, или распространение деятельности хозяйствую- щего субъекта, уже существующего вне границ соответствующего рын- ка, на продукцию, поставляемую на рассматриваемый рынок (ввоз, импорт). ** Ценовое лидерство - рыночная ситуация, свойственная олиго- полии***, при которой повышение или понижение цен изучаемым хо- зяйствующим субъектом поддерживается всеми или большинством ком- паний на рынке ( т.е. хозяйствующий субъект действует на рынке независимо от конкурентов). *** Олигополия - это рыночная структура, при которой небольшое число хозяйствующих субъектов контролирует значительную долю рын- ка, а вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен. рентов и способен сдерживать конкуренцию на соответствующем то- варном рынке. 2.2. Определение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. 2.2.1. Доля рынка хозяйствующего субъекта определяется в со- ответствии с разделом 5 Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденных приказом ГКАП Рос- сии от 26.10.93 г. N 112 как процентное отношение реализованного хозяйствующим субъектом третьим лицам товара (продукции, работ, услуг) к объему (сумме) реализации товара на данном рынке всеми продавцами ( объем рынка). При определении доли рынка принимаются во внимание положения п.2.4. настоящих Методических рекомендаций, т.е. в обязательном порядке выявляются все имущественные взаимос- вязи изучаемого хозяйствующего субъекта с хозяйствующими субъек- тами, работающими на тот же товарный рынок, а также совмещения управленческих постов в органах управления хозяйствующих субъек- тов-конкурентов. 2.2.2. На величину показателя доли рынка влияет выбор способа измерения показателей, положенных в основу его определения (т.е. способ измерения количества товара, реализуемого конкретным хо- зяйствующим субъектом, и объема рынка). Указанные показатели могут быть измерены: - в натуральном выражении; - в стоимостном выражении соответственно - стоимостью реали- зованного хозяйствующим субъектом товара ( объем продаж) и стои- мостным выражением объема рынка. В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной потребителям продукции указанные показатели определяются соот- ветственно - объемом поставок продукции хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок ( при этом из показателя объема производства исключаются излишние запасы продукции на складе, продукция, предназначенная для внутренних нужд хозяйствующего субъекта и продукция,вывозимая (экспортируемая) им для продажи за пределами соответствующего товарного рынка*) и общим объемом пос- тавок товара на соответствующий товарный рынок ( т.е. объемом поставок товара на рынок местными товаропроизводителями, включая объем ввоза товара на соответствующий товарный рынок). 2.2.3. Основные критерии выбора способа измерения доли рынка. а) при однородности товаров данного рынка. На рынке однородных товаров его объем и величину реализации (поставок) необходимо оценивать в натуральных показателях. При этом целесообразно осуществлять проверку полученной вели- чины доли рынка, рассчитанной на основе натуральных показателей, с показателем доли рынка, рассчитанным на основе стоимостных по- казателей. Если доли рынка, рассчитанные на основе натуральных показателей, существенно отличаются от долей рынка, рассчитанных на основе стоимостных показателей, то это может означать, что рынки определены неправильно. При кажущейся одинаковости товара (однородности рынка) одни хозяйствующие субъекты могут реализовывать более дорогие и слож- ные варианты товара покупателям, в то время как другие продают дешевые и низкокачественные варианты товара. Возможно, что рынки на эти два типа товара (высококачественный сложный товар и низко- качественный товар) будет отдельными, т.е. потребители не будут заменять товары сложные и высокого качества на низкокачественные товары. Там, где существует значительное расхождение между нату- ральными и стоимостными измерителями доли товарного рынка, работ- ники антимонопольных органов должны вернуться к определению рынка и установить действительно ли потребители рассматривают эти това- ры как заменяемые. б) при неоднородности товаров данного рынка. При неоднородности товаров данного рынка его объем и коли- чество реализованной ( поставленной, произведенной) хозяйствующим субъектом продукции можно также измерять в натуральных показате- лях при наличии условной единицы товара (например: тонна условно- го топлива, условная банка ( для рыбных консервов) и т.п.). В случае отсутствия условной единицы товара на рынке неодно- родных товаров его объем и величину поставок следует оценивать в стоимостном выражении. 2.3. Определение дополнительных критериев товарного рынка, подтверждающих доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65%. Для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйс- твующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65%, последовательно определяется и анализируется: 1. По хозяйствующим субъектам-конкурентам, реально функциони- рующим на товарном рынке, для которого определены продуктовые и географические границы: а) Наличие конкретных хозяйствующих субъектов-конкурентов (продавцов, производителей); б) Их производственные возможности ( мощности и существующая загрузка мощностей) по производству и реализации рассматриваемого продукта (работ, услуг) и его заменителей в сочетании с поставка- ми на конкретный товарный рынок. При этом не следует оставлять без внимания и возможности доу- комплектования существующего оборудования (например, в процессе конверсии предприятий оборонного комплекса, включая использование арендованного оборудования /лизинг/); в) Размер долей рынка, принадлежащих ближайшим конкурентам изучаемого хозяйственного субъекта в сопоставлении с долей рынка, принадлежащей изучаемому хозяйственному субъекту; г) Стабильность во времени долей рынка, принадлежащих как изучаемому хозяйственному субъекту, так и его ближайшим конкурен- там ( в ретроспективе - в последние 2-3 года, в перспективе - 1 год); -------------------------- *) В объем вывоза не включается товар, проданный покупателю на соответствующем товарном рынке, а затем вывезенный им за пре- делы рынка. д) Стабильность во времени самого рынка ( статичный или дина- мичный рынок); е) Возможные реакции конкурентов на антиконкурентное поведе- ние хозяйствующего субъекта; ж) Возможную реакцию хозяйствующего субъекта на давление кон- курентов. Если существуют конкуренты (т.е. предприятия, поставляющие или могущие поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары), и они могут среагировать быстро (как правило до 1-го го- да), ощутимо ( т.е. их возможности по выпуску продукции (работ, услуг) сопоставимы с возможностями исследуемого хозяйствующего субъекта) и без больших затрат на антиконкурентное поведение рассматриваемого хозяйственного субъекта, то вероятнее всего он не сможет удержать доминирующее положение и действовать на расс- матриваемом рынке независимо от конкурентов. Существующие конкуренты смогут быстро среагировать на анти- конкурентное поведение рассматриваемого хозяйствующего субъекта в том случае, если: - они обладают значительными резервными (незагруженными мощ- ностями), сравнимыми с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта таким образом, чтобы привести его к потере значительной части сбыта; - если их мощности могут быть быстро, без существенных затрат и в достаточной степени расширены ; - если их мощности или часть мощностей, работающие на другой товарный рынок, могут быть быстро перепрофилированы на поставку изучаемого продукта (работ, услуг) или его заменителей и эти мощ- ности сравнимы по величине с мощностями рассматриваемого хозяйс- твующего субъекта таким образом, чтобы привести его к потере зна- чительной части сбыта. 2. По хозяйствующим субъектам-потенциальным конкурентам, ко- торые могут войти на товарный рынок, для которого определены про- дуктовые и географические границы: а) выявить потенциальных ( возможных) конкурентов; б) выявить барьеры вхождения потенциальных конкурентов в рассматриваемый рынок и величину возможных расходов на вхождение; в) определить влияние динамичных изменений самого рынка на положение хозяйствующего субъекта. 2.3.1. Барьеры вхождения конкурентов в рассматриваемый рынок и величина расходов на вхождение. 1. Барьеры вхождения в рынок - это любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими на данном товарном рынке хозяйствующими субъек- тами. Если барьеры вхождения в рынок отсутствуют (или они низкие), то хозяйствующий субъект даже с большой долей рынка может не об- ладать способностью воздействовать на конкуренцию (обладать ры- ночной силой). Если другие хозяйствующие субъекты ( потенциальные конкурен- ты) существуют и могут войти в рынок быстро, масштабно ( т.е. их производственные мощности сравнимы с мощностями рассматриваемого хозяйствующего субъекта) и с малыми потерями* , то хозяйствующие субъекты на этом рынке не могут быть доминирующими, т.е. действо- вать антиконкурентно. Стимулом для вхождения в рынок хозяйствующих субъектов в пре- обладающем большинстве случаев является возможность получения вы- сокой прибыли, в частности связанной с ростом цен на рынке. В связи с этим проводимый анализ оценки возможности вхождения в ры- нок новых хозяйствующих субъектов большей частью основывается на предпосылке о росте цен. 1.1. Основные типы барьеров для вхождения в рынки: 1) Исключительные права, льготы или иные привилегии, предос- тавленные региону или отдельному (отдельным) изучаемым хозяйству- ющим субъектам органами власти и управления, в т.ч. связанные с различного рода программами социально-экономического развития( например: Указы Президента, правительственные постановления, ко- торые могут четко ограничить вхождение в рынок, в т.ч. разрешение только одному хозяйствующему субъекту производить определенную продукцию (работы, услуги), налоговые льготы, льготы по осущест- влению экспортно - импортных операций, преимущества в транспорти- ровке товара, льготы, предоставленные региону, отдельным хозяйс- твующим субъектам решениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента, в том числе связанные с различного рода прог- раммами социально-экономического развития, законодательно закреп- ленные льготы, решения органов власти и управления относительно ограничений ввоза или вывоза товара за пределы области, края и т.п.). 2) Закрепленные в законах льготы хозяйствующим субъектам (например, льготы, предоставленные совместным предприятиям на территории России в части освобождения от уплаты экспортно-им- портных пошлин: ст.24 и ст.25 Закона "Об иностранных инвестициях" и т.п.); 3) Решения органов власти и управления относительно ограни- чений ввоза или вывоза товара за пределы области, края как прямо- го, так и косвенного характера ( например: требования санитарного контроля и т.п.; 4) Необходимость получения согласия государственных органов на занятие определенными видами деятельности и временной интер- ---------------------------------- * Потери в данном случае - это расходы хозяйствующего субъек- та на вхождение в рынок, которые не могут быть возвращены при вы- ходе с рынка ( например: расходы на рекламу, расходы на покупку оборудования для производства нового вида продукции (работ, ус- луг), которые не могут быть полностью возвращены в случае переп- рофилирования субъекта или его ликвидации. вал, необходимый для получения этого согласия (например: лицензи- рование и т.п.). 5) Патенты и авторские права ( выдаются как правило на опре- деленный срок и обеспечивают монопольные позиции только на огра- ниченное количество лет). 6) Технологические секреты. 7) Собственность на все предложение какого-либо невоспроизво- димого ресурса. 8) Эксклюзивные долгосрочные соглашения с поставщиками сырья и материалов, приводящие к тому, что вновь входящие в рынок хо- зяйствующие субъекты не смогут их покупать. 9) Возможность потребителей отказаться от услуг традиционного поставщика и переориентироваться на товары других хозяйствующих субъектов (например: разные виды облицовочного кирпича могут быть взаимозаменяемыми в начале строительства, однако, когда дом уже построен замена выпавших кирпичей может производиться только те- ми, которые были использованы в начале строительства. Переход от одного вида облицовочных кирпичей к другому потребовал бы больших затрат, разных переоблицовке всего дома); 10) Барьеры, устанавливаемые на пути международной торговли. К импортным барьерам относятся: - тарифы; - квоты; - прямые ограничения на ввоз; - косвенные ограничения на ввоз (например: требования сани- тарного контроля и т.п.); - условия, выставляемые продавцами (например: требование оп- латы в конвертируемой валюте, права вывоза прибылей, обязательное наличие дистрибъютерской системы, обеспечивающей осуществление технического обслуживания и т.д.) - наличие определенных законодательных и нормативных актов, препятствующих международной торговле, а также отсутствие необхо- димой правовой базы в стране-покупателе, защищающей иностранного партнера или предоставляющей ему национальный режим хозяйствова- ния. В случаях, когда барьеры для проникновения могут существо- вать в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти и управления, снятие таких факторов может позволить другим хозяйствующим субъектам проникнуть на эти рынки. Существуют факторы, которые могут повысить барьеры вхождения в рынок, а именно: наличие жесткой вертикальной интеграции, необ- ходимость развитой дистрибъютерской системы, передовая техноло- гия, зарекомендовавшие себя фирменные наименования, технологичес- кие и финансовые ресурсы и др. К барьерам можно отнести и длительность временного интерва- ла, т.е. периода времени, требуемого для организации производства рассматриваемого товара (длительные сроки организации производс- тва могут служить серьезным препятствием к входу новых субъектов на рынок, многие из которых могут вообще отказаться от этих пла- нов и хозяйствующий субъект - объект анализа на предмет доминиро- вания, будет иметь возможность длительное время оказывать сущест- венное воздействие на рынок). 2. Расходы на вхождение в рынок - это любые затраты, которые должны нести хозяйствующие субъекты, входящие в рынок, но которые не осуществляют уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты. Основные виды расходов на вхождение в рынок: 1) Затраты на реализацию отдельных положений правительствен- ных постановлений по вхождению в рынок, которые могут быть слиш- ком дорогими и длительными по времени (например: затраты на при- обретение лицензий для осуществления определенных видов деятель- ности и т.п.). 2) Расходы на производство и продажу соответствующего товара (финансовые и материальные затраты, которые могут понести хозяй- ствующие субъекты, пытающиеся войти на рассматриваемый рынок, свя- занные в частности с приобретением необходимого оборудования или переналадки действующего, арендой или приобретением зданий, соо- ружений, транспортные расходы на реализацию, условия кредитования и т.п.). 3) Расходы на переключение потенциальных покупателей от поку- пок у действующего на данном рынке хозяйствующего субъекта, к по- купкам у хозяйствующего субъекта, входящего на рынок ( например: рекламные расходы); 4) Расходы на преодоление важности "репутации" для высокока- чественных товаров. Суждение о величине ("низкие" или "высокие")конкретных затрат потенциальных конкурентов на вхождение в рынок выносится на осно- ве сравнения этих затрат с ожидаемым доходом хозяйствующего субъ- екта при вхождении в рынок. Для измерения этих доходов, а также для принятия решения о величине затрат обычно опрашиваются воз- можные конкуренты, приглашаются специалисты-эксперты. Предлагается считать величину расходов на вхождение в рынок очень высокими, если на основании анализа выясняется, что ни один из возможных конкурентов по всей вероятности не войдет на данный товарный рынок с достаточной силой как правило в течение одного года. В таком случае можно считать потенциальных конкурентов от- сутствующими. 2.3.2. Динамичные изменения на рынке и оценка доминиро- вания хозяйствующего субъекта. 1. Проблема доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассматривается как статичная, т.е. анализ на доминирование осуществляется с позиций может ли данный хозяйствующий субъект играть существенную, решающую роль в использовании своего положе- ния при данных обстоятельствах и на данном товарном рынке. Однако, для оценки доминирования важно принимать во внимание изменения рынка. На рынках, подверженных быстрым изменениям, хозяйствующий субъект, обладающий большой долей рынка, может не быть доминирую- щим, поскольку: - он может владеть большой долей рынка только временно (новые конкуренты могут быстро войти в рынок); - сам рынок может быть временным ( последующие усовершенство- вания могут лишить товар потребительского спроса, поскольку спрос перейдет к следующему улучшенному варианту товара). Если лишить хозяйствующих субъектов возможности получать вы- сокие доходы в краткосрочный период доминирования, связанный с введением на рынок нового товара, субъекты могут резко уменьшить вложения в новые исследования и развитие, а сам рынок утратит свою привлекательность для инвестирования. 2. В ряде случаев для анализа возможности входа на рынок но- вых хозяйствующих субъектов весьма полезен бывает исторический анализ рынка, позволяющий установить такие факты как: - имели ли место случаи вхождения в данный рынок новых хо- зяйствующих субъектов особенно после увеличения прибылей и цен (с поправкой на инфляцию) на рассматриваемый товар; - отмечался ли в недавнем прошлом уход с рынка хозяйствующих субъектов после снижения цен (с поправкой на инфляцию), прибыли или в силу других причин, в каком состоянии находится их оборудо- вание и выйдут ли эти хозяйствующие субъекты на рынок вновь в случае увеличения прибылей или изменения других условий; - насколько рынок поддается прогнозу, особенно в части изме- нений структуры производства товара (трудная предсказуемость из- менений в структуре производства может препятствовать вхождению новых хозяйствующих субъектов в рынок). Исследуя возможности вхождения в рынок новых хозяйствующих субъектов необходимо также сравнивать их потенциал с потенциалом рассматриваемого хозяйствующего субъекта (фирмы сильно уступающие рассматриваемому хозяйствующему субъекту, например, в части про- изводственных мощностей, возможностью привлечения финансовых ре- сурсов в ряде случаев не могут оказывать существенного влияния на его поведение, ограничивать его возможность влиять на рынок). 2.4 Оценка доминирования группы хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. 2.4.1. Процедура оценки доминирования группы хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга или связанных меж- ду собой на чисто управленческом уровне путем совмещения управ- ленческих постов таким образом, что ограничивается самостоятель- ность (независимость) хозяйствующих субъектов при функционирова- нии на соответствующем товарном рынке, аналогична процедуре оцен- ки влияния одного хозяйствующего субъекта на рынок. Однако при этом существует ряд моментов, которые требуют дополнительной про- работки и уточнения. 1. При оценке доминирования хозяйствующего субъекта в обяза- тельном порядке определяются все его имущественные взаимосвязи с юридически самостоятельными предприятиями, работающими на тот же товарный рынок, а также любые совмещения управленческих постов ( "переплетение директоратов") в органах управления предприя- тий-конкурентов. Группа хозяйствующих субъектов-конкурентов при оценке на до- минирование рассматривается как одно предприятие ( в значении предпринимательская деятельность на соответствующем товарном рын- ке) в том случае, когда хозяйствующий субъект не свободен опреде- лять свой курс поведения на рынке, поскольку действует под конт- ролем другого хозяйствующего субъекта или когда несколько хозяйс- твующих субъектов-конкурентов действуют под общим контролем и/или управлением третьего хозяйствующего субъекта. Оценка доминирова- ния в этом случае осуществляется антимонопольными органами в це- лях контроля за соблюдением 5 статьи Закона. 2. Общие принципы, устанавливающие порядок признания юриди- ческих лиц, контролирующими имущество друг друга, изложены в Инс- трукции "О порядке контроля за приобретением паев, долей участия товариществ и простых именных акций акционерных обществ и порядке признания лиц, контролирующими имущество друг друга", утвержден- ной Приказом ГКАП России от 18.01.94 г. N 5 зарегистрированным в Минюстерстве России 21 марта 1994 г. N 524. Решающим условием для ква- лификации антимонопольными органами группы хозяйствующих субъек- тов в качестве одного предприятия является условие отсутствия у хозяйствующих субъектов, входящих в группу, достаточной самостоя- тельности для того, чтобы принимать независимые решения по опре- делению поведения на рынке. Доля группы взаимосвязанных хозяйствующих субъектов на товар- ном рынке определяется как сумма долей всех хозяйствующих субъек- тов, контролирующих имущество друг друга или связанных между со- бой на чисто управленческом уровне путем совмещения управленчес- ких постов, на рассматриваемом рынке. 2.4.2. При оценке доминирования группы хозяйствующих субъек- тов-конкурентов в целях соблюдения требований ст.6 Закона, т.е. при достижении соглашений (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих ( либо способных иметь) своим результатом существенное ограничение конкуренции, процедура ана- лиза возможностей влияния группы хозяйствующих субъектов на рынок аналогична процедуре оценки влияния одного хозяйствующего субъек- та на рынок. Вместе с тем существуют ряд моментов, также требую- щих своего уточнения. 1. Ст. 6 Закона запрещает все соглашения, любую согласован- ную деятельность хозяйствующих субъектов-конкурентов, занимающих в совокупности доминирующее положение, а также все решения объ- единений предприятий ( Концернов, Ассоциаций, Корпораций и т.п.), занимающих в совокупности доминирующее положение, которые могут оказать сдерживающее влияние на конкуренцию. При исследовании на предмет доминирования группы хозяйствую- щих субъектов, связанных между собой соглашением (согласованными действиями) как формализованного, так и неформального характера, необходимо оценить круг участников соглашения. Предприятия рассматриваемой группы предприятий должны в этом случае быть абсолютно юридически самостоятельными и независимыми и добровольно принимать меры для ограничения своей коммерческой свободы по отношению к другим сторонам соглашения. К формализованным соглашениям можно отнести формирование ор- ганизационно-правовых структур (акционерных обществ, товариществ, добровольных объединений предприятий) с целью проведения единой научно-технической и экономической политики и координации дея- тельности предприятий-участников (учредителей, акционеров). В рамках подобного хозяйствующего субъекта, т.е. нового юри- дического лица, учрежденного юридически самостоятельными хозяйс- твующими субъектами (предприятиями), облегчается возможность дос- тижения соглашений (согласованных действий), запрещенных ст.6 За- кона. К неформализованным соглашениям (неявным, тайным) можно от- нести использование для согласования действий хозяйствующих субъ- ектов различных форумов и совещаний. 2. Доля группы хозяйствующих субъектов, рассматриваемых в процессе анализа, определяется как сумма долей всех хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении, на рассматриваемом рынке. Таким образом, для определения доминирующего положения хо- зяйствующего субъекта на товарном рынке необходим анализ конку- рентной среды, в которой находится данный хозяйствующий субъект. Если хозяйствующий субъект не испытывает существенного конку- рентного давления и может действовать, в основном, независимо от конкурентов, то такой хозяйствующий субъект является доминирующим. Однако, Законом не запрещается хозяйствующим субъектам зани- мать доминирующее положение. Законом запрещается хозяйствующим субъектам злоупотреблять доминирующим положением на рынке. |