РЕКОМЕНДАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ВУЗОВ. Письмо. Государственный комитет РФ по высшему образованию (Госкомвуз России). 18.05.94 24-12-360/17-12

            РЕКОМЕНДАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ
            СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ВУЗОВ
        (СНОСКА 1. РАЗОСЛАНЫ РЕКТОРАМ ВУЗОВ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
   ГОСКОМВУЗУ РОССИИ ПИСЬМОМ ОТ 18 МАЯ 1994 Г. N 24-12-360/17-12.)

                                ПИСЬМО

      ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ
                      ПОЛИТИКИ ГОСКОМВУЗА РОССИИ

                            18 мая 1994 г.

                          N 24-12-360/17-12

                             (БКВШ 94-12)



           О компетенции проректора по международным связям
                      высшего учебного заведения
     Должность проректора  по международным связям вводится ректором с
учетом объема международных связей высшего учебного заведения.
     Проректор по  международным  связям  подчиняется  непосредственно
ректору вуза, который утверждает положение о его правах и обязанностях.
     В компетенцию проректора по международным связям может входить:
     - разработка стратегии международной деятельности вуза, ее интег-
рации в мировую образовательную и научную системы;
     - организация международной деятельности вуза, разработка методов
ее осуществления, подготовка соглашений (программ) и других документов
по реализации задач вуза в области международных связей;
     - координация деятельности подразделений вуза по разработке и вы-
полнению международных соглашений, программ, проектов и договоров;
     - организация выполнения обязательств,  вытекающих из международ-
ных соглашений Российской Федерации и соглашений,  договоров (контрак-
тов) Государственного комитета Российской Федерации по высшему образо-
ванию в части, касающейся вуза;
     - методическое руководство организацией международных научно-тех-
нических связей вуза;
     - организация   повышения   квалификации   научно-педагогического
состава, студентов,  аспирантов вуза по различным аспектам международ-
ной деятельности, включая языковую подготовку, в т.ч. с целью формиро-
вания резерва для реализации программ международного сотрудничества;
     - руководство  и  контроль за работой деканата по работе с иност-
ранными учащимися,  подготовительного факультета для иностранных граж-
дан кафедрой  русского  языка  как иностранного,  других международных
подразделений вуза;
     - разработка  и  осуществление  совместно с деканами основных фа-
культетов, административно-хозяйственными подразделениями вуза мер  по
совершенствованию процесса обучения и улучшению быта граждан иностран-
ных государств;
     - подготовка  соглашений с зарубежными партнерами по опросам вза-
имного признания и эквивалентности документов об образовании;
     - взаимодействие с зарубежными партнерами, международными органи-
зациями за рубежом и внутри страны, посольствами зарубежных государств
по вопросам реализации международных связей вуза;
     - организация приема иностранных делегаций, специалистов, студен-
тов, аспирантов;
     - взаимодействие с государственными органами по вопросам пребыва-
ния иностранных учащихся на территории Российской Федерации;
     - подготовка предложений по перспективному и текущему  финансиро-
ванию международных связей, в том числе с использованием международных
телекоммуникаций;
     - информационное обеспечение международной деятельности вуза, ве-
дение банков данных и представление информации по вопросам международ-
ных связей;
     - подготовка предложений по  порядку  приема  в  вуз  иностранных
граждан, заключение договоров и контрактов с инопартнерами на обучение
иностранных студентов;
     - разработка  и  реализация мер по улучшению начальной подготовки
иностранных граждан, программ и курсов русского языка как иностранного;
     - взаимодействие с совместными предприятиями, другими международ-
ными организациями (структурами), созданными на базе вуза.
     Проректор по международным связям несет ответственность за:
     - выполнение вузом обязательств, вытекающих из международных сог-
лашений Российской   Федерации,   заданий   Государственного  комитета
Российской Федерации по высшему  образованию,  соглашений  (договоров)
вуза с зарубежными партнерами;
     - соблюдение вузом законодательства Российской Федерации,  между-
народно-правовых норм в вопросах реализации международных связей;
     - соответствие подготовки иностранных граждан государственным об-
разовательным стандартам;
     - эффективность,  в том числе экономическую, международных согла-
шений, договоров  и  контрактов  вуза,  включая  контракты по обучению
иностранных граждан;
     - работу  подразделений и служб вуза по обеспечению паспортно-ви-
зового режима,  контролю за выполнением иностранными гражданами правил
внутреннего распорядка и законодательства Российской Федерации;
     - достоверность представляемых вузом  отчетных  и  статистических
сведений по вопросам международной деятельности.

       О деятельности подготовительного факультета (отделения)
                       для иностранных граждан
     1. Подготовительный  факультет  для иностранных граждан,  готовя-
щихся к обучению в высших и средних  специальных  учебных  заведениях,
создается высшими учебными заведениями по решению ученого совета.
     2. Основными задачами подготовительного факультета являются:
     2.1. Подготовка  абитуриентов из числа иностранных граждан (далее
иностранных учащихся) к обучению в высших и средних специальных  учеб-
ных заведениях,  прибывающих  в  Российскую Федерацию в соответствии с
межправительственными соглашениями России с зарубежными странами, сог-
лашениями, протоколами,  планами  сотрудничества  Комитета  с органами
управления образованием зарубежных стран и  другими  организациями,  а
также в соответствии с индивидуальными контрактами (договорами).
     2.2. Разъяснение  иностранным   учащимся   порядка   обучения   в
Российской Федерации  граждан  зарубежных  стран,  правил  проживания,
внутреннего распорядка и передвижения иностранных граждан по  террито-
рии Российской Федерации, контроль за их соблюдением.
     Организацию, в случае необходимости, тестирования вновь прибываю-
щих иностранных  учащихся  в целях определения степени их подготовлен-
ности для обучения на подготовительном факультете.
     2.3. Оформление  документов  и  подготовка  приказов о зачислении
иностранных учащихся,  размещение прибывающих иностранных  учащихся  в
общежитие.
     2.4. Контроль за текущей успеваемостью иностранных учащихся.
     2.5. Взаимодействие с землячествами по вопросам, связанным с обу-
чением, бытовыми условиями и безопасностью иностранных учащихся.
     2.6. Содействие  ознакомлению  иностранных учащихся с культурой и
традициями народов Российской Федерации.
     2.7. Организация   диспансеризации  и  медицинского  обслуживания
иностранных учащихся совместно с соответствующими подразделениями вуза.
     2.8. Учет всего контингента иностранных учащихся, в т.ч. по инди-
видуальным договорам (контрактам), и представление соответствующей ин-
формации в централизованный банк данных (ВЦ МЭИ).
     2.9. Осуществление совместно с подразделениями  вуза  и  органами
охраны правопорядка  мер по защите личной и имущественной безопасности
иностранных учащихся.
     2.10. Подготовка и представление в местные органы внутренних дел,
в необходимых случаях, документов по депортации иностранных учащихся.
     2.11. Организация распределения иностранных учащихся,  окончивших
подготовительный факультет,  по высшим и средним  специальным  учебным
заведениям Российской Федерации и отправка к местам дальнейшего обуче-
ния.
     3. План приема иностранных учащихся на подготовительный факультет
и план распределения окончивших подготовительный факультет по  учебным
заведениям Российской  Федерации согласовывается с Комитетом и партне-
рами по компенсационной подготовке специалистов.
     4. Руководство  работой подготовительного факультета осуществляет
декан.
     Декан подготовительного факультета избирается или, при отсутствии
кафедр, назначается на должность ректором высшего учебного заведения.
     Заместители декана назначаются ректором вуза по представлению де-
кана из числа  лиц  профессорско-преподавательского  состава,  имеющих
опыт работы с иностранными учащимися.
     5. На подготовительном факультете  под  председательством  декана
организуется Совет факультета.
     6. Подготовительный факультет имеет  кафедры,  учебные  кабинеты,
лаборатории, студии,  библиотеку, необходимые для обеспечения учебного
процесса и научно-исследовательские работы.
     7. Срок обучения на подготовительном факультете 1 год, начало за-
нятий с 1 сентября.
     Для групп учащихся, прибывших по объективным причинам с опоздани-
ем, декан факультета устанавливает индивидуальный график учебного про-
цесса с сокращением сроков каникул и изменением даты окончания учебно-
го года.
     8. Изменение  специальности может быть осуществлено только в иск-
лючительных случаях по согласованию с Управлением подготовки иностран-
ных специалистов Комитета (в отношении иностранных учащихся,  принятых
на обучение по государственной линии), а также по согласованию с орга-
низациями-, фирмами-партнерами  отдельными иностранными гражданами при
обучении на компенсационной основе.
     9. Академический отпуск по состоянию здоровья учащимся подготови-
тельного факультета, как правило, не предоставляется.
     Для иностранных учащихся, принятых по государственной линии, пов-
торное обучение на подготовительном факультете может быть разрешено  в
исключительных случаях  по  решению  Управления подготовки иностранных
специалистов Комитета.
     Иностранным гражданам,  обучающимся  на  компенсационной  основе,
повторное обучение может быть  предоставлено  при  полной  компенсации
расходов за повторное обучение за счет направившей организации,  фирмы
или личных средств иностранных учащихся.
     10. В  конце  учебного года на подготовительном факультете прово-
дятся выпускные экзамены, которые одновременно являются вступительными
экзаменами в   высшие   и   средние  специальные  учебные заведения  в
Российской Федерации.
     Иностранные учащиеся, успешно окончившие подготовительный факуль-
тет, получают свидетельство установленного образца.
     Учащиеся, не сдавшие выпускные экзамены, отчисляются с подготови-
тельного факультета и возвращаются на родину.  Оплата проезда осущест-
вляется за  счет  посольства зарубежной страны, направившей  организа-
ции, фирмы или из личных средств иностранного учащегося.
     11. Декан подготовительного факультета несет ответственность за:
     11.1. Выполнение заданий Государственного комитета Российской Фе-
дерации по высшему образованию по обучению иностранных граждан, приня-
тых в соответствии с межправительственными соглашениями Российской Фе-
дерации с  зарубежными странами,  соглашениями,  протоколами,  планами
сотрудничества Комитета с зарубежными партнерами и  договорных  обяза-
тельств перед партнером по обучению на компенсационной основе.
     11.2. Реализацию плана приема и  распределения  иностранных  уча-
щихся.
     11.3. Организацию учебной и научно-методической работы на факуль-
тете.
     11.4. Реализацию учебных планов и  программ.  Разработку  графика
учебного процесса, расписания занятий и контроль за их исполнением.
     11.5. Организацию контроля за самостоятельными учебными занятиями
учащихся, проведением консультацией, дополнительных занятий, зачетов и
экзаменов.
     11.6. Организацию повышения квалификации  профессорско-преподава-
тельского состава факультета.
     11.7. Обеспечение   подготовки  учебников  и  учебно-методических
пособий для иностранных учащихся.
     11.8. Достоверность   представляемой   информации  о  контингенте
иностранных учащихся.
     11.9. Организацию  своевременного  выезда иностранных  учащихся к
месту дальнейшей учебы.

       О деятельности подразделения образовательного учреждения
                 при работе с иностранными учащимися
     1. Подразделение по работе с иностранными учащимися создается  по
решению ученого совета при обучении в образовательном учреждении,  как
правило, свыше 20 иностранных учащихся.
     2. Руководитель  подразделения  и  его заместители назначаются из
числа профессорско-преподавательского состава образовательного  учреж-
дения. При  установлении должностных окладов и надбавок к ним учитыва-
ется специфика их деятельности и владение иностранными языками.
     3. На  подразделение  по работе с иностранными учащимися возлага-
ется:
     3.1. Организация  совместно  с  другими подразделениями образова-
тельного учреждения подготовки специалистов из числа иностранных граж-
дан.
     3.2. Обеспечение приема иностранных граждан,  прибывающих в обра-
зовательные учреждениям  в  соответствии с международными соглашениями
Российской Федерации,  соглашениями, протоколами, плана сотрудничества
Государственного комитета  Российской Федерации по высшему образованию
с органами управления образованием зарубежных стран и другими  органи-
зациями, а также иностранных граждан, принятых на обучение на  компен-
сационной основе.
     3.3. Подготовка  индивидуальных  договоров  (контрактов)  по ком-
пенсационной подготовке иностранных специалистов в образовательном уч-
реждении.
     3.4. Разъяснение  иностранным   учащимся   порядка   обучения   в
Российской Федерации граждан зарубежных стран, правил проживания, вну-
треннего распорядка и передвижения иностранных  граждан  по территории
Российской Федерации, контроль за их соблюдением.
     Организация, в случае необходимости,  тестирования вновь  прибыв-
ших иностранных  учащихся  в целях определения степени их подготовлен-
ности для обучения по избранной специальности.
     3.5. Оформление  документов  и  подготовка  приказов о зачислении
учащихся, размещение вновь прибывающих иностранных учащихся в  общежи-
тиях.
     3.6. Контроль за текущей успеваемостью иностранных учащихся, про-
хождением производственной  практики и своевременным выполнением инди-
видуальных планов работы иностранными аспирантами и стажерами.
     3.7. Взаимодействие с землячеством по вопросам,  связанным с обу-
чением, бытовыми условиями и безопасностью иностранных учащихся.
     3.8. Содействие  ознакомлению  иностранных учащихся с культурой и
традициями народов Российской Федерации.
     3.9. Организация  совместно  с  соответствующими  подразделениями
диспансеризации и медицинского обслуживания иностранных учащихся.
     3.10. Содействие в организации  каникулярного  отдыха иностранных
учащихся.
     3.11. Организация  работы по связям с иностранными выпускниками и
содействие в повышении их квалификации.
     3.12. Учет всего контингента иностранных учащихся, в том числе по
индивидуальным договорам (контрактам), и представление соответствующей
информации в централизованный банк данных (ВЦ МЭИ).
     3.13. Осуществление совместно с подразделениями  образовательного
учреждения  органами  охраны  правопорядка мер по защите личной и иму-
щественной безопасности иностранных учащихся.
     3.14. Организация  выезда  на родину в установленные сроки иност-
ранных учащихся,  успешно закончивших  образовательное  учреждение,  а
также решение  вопросов по отправке иностранных учащихся,  отчисленных
из образовательного учреждения.
     3.15. Подготовка и представление в местные органы внутренних дел,
в необходимых случаях, документов по депортации иностранных учащихся.
     4. Руководитель подразделения,  в необходимых случаях, направляет
ректору представление о наложении взысканий на  иностранных  учащихся,
нарушающих учебную дисциплину,  правила проживания в общежитии,  уста-
новленного порядка  пребывания  иностранных  граждан   на   территории
Российской Федерации, об отчислении и выдворении.
     5. Руководитель подразделения по работе с иностранными  учащимися
несет ответственность за:
     - выполнение заданий Государственного комитета Российской Федера-
ции по высшему образованию по подготовке специалистов в соответствии с
межправительственными соглашениями Российской Федерации с  зарубежными
странами, соглашениями и протоколами, подписанными Государственным ко-
митетом Российской Федерации  по  высшему  образованию  с  зарубежными
партнерами;
     - уровень подготовки отобранных кандидатов на обучение в  образо-
вательное учреждение  на компенсационной основе,  в т.ч.  по состоянию
здоровья;
     - формирование личных дел,  контроль за соблюдением паспортно-ви-
зового режима иностранными учащимися;
     - разработку  совместно с деканами основных факультетов мероприя-
тий по совершенствованию учебного процесса;
     - достоверность  представляемой информации об иностранном контин-
генте;
     - организацию своевременного выезда выпускников на родину.