КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 10 ИЮНЯ 1996 ГОДА) Принята 27 февраля 1994 г. Мы, многонациональный народ Республики Ингушетия, чтя память предков, завещавших нам идеалы добра, справедливости и любви к Отечеству, сознавая ответственность за исторические судьбы государственности Ингушетии, утверждая свободу, права и обязанности человека и гражданина, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Республики Ингушетия, принимаем Конституцию Республики Ингушетия и провозглашаем ее Основным Законом. Раздел Первый Глава первая Основы конституционного строя Статья 1. Республика Ингушетия - демократическое, правовое, светское государство, образованное на основе реализации народом Ингушетии своего неотъемлемого права на национально-государственное самоопределение. Отношения Республики Ингушетия и Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Ингушетия и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенной Республики Ингушетия в составе Российской Федерации. Наименования "Республика Ингушетия" и "Ингушетия" - равнозначны. Статья 2. Республика Ингушетия в пределах своих полномочий осуществляет всю полноту государственной власти и самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство. В Республике Ингушетия принята президентская форма правления. Статья 3. Обеспечение каждому человеку достойной жизни, гражданского мира и согласия в обществе, сохранение и защита исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности - высшая цель государства. Статья 4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Ингушетия является нее многонациональный народ. Народ Ингушетии осуществляет государственную власть непосредственно и через своих представителей. Никакая часть общества или отдельное лицо не вправе присвоить власть в республике. Узурпация государственной власти является преступлением. Статья 5. Республика Ингушетия осуществляет собственное правовое регулирование на всей своей территории, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Статья 6. Государственная власть в Республике Ингушетия осуществляется на основе разделения и взаимодействия законодательной, исполнительной, судебной властей, а также разграничения полномочий между республиканскими и местными органами власти. На территории Республики Ингушетия обеспечивается единство государственной власти. Статья 7. Конституция Республики Ингушетия имеет высшую юридическую силу, а ее нормы - прямое действие на всей территории Республики Ингушетия. Законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти и управления Российской Федерации правомерны на территории Республики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия. Все законы должны быть официально опубликованы. Неопубликованные в установленном порядке для всеобщего ознакомления законы не обязывают граждан республики к их исполнению. Статья 8. Органы государственной власти и управления, должностные лица, общественные объединения и граждане ответственны за соблюдение Конституции и законов Республики Ингушетия. Статья 9. Различные формы собственности - государственная, частная, муниципальная и иные формы - признаются и обеспечивается их равная правовая защита. Никто не может быть произвольно лишен своей собственности. Статья 10. Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Ингушетия являются ее собственностью. Земля, ее недра, другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Ингушетия как основа жизни и деятельности проживающих в ней народов. Земельные отношения в Ингушетии регулируются республиканским законодательством. Статья 11. Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства. Статья 12. Общественные, религиозные, политические объединения в Республике Ингушетия создаются на добровольных началах и действуют в рамках Конституции и законов республики. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Решения таких объединений не имеют обязующей силы для органов государственной власти и управления. Не допускается образование и деятельность общественных объединений и политических организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и подрыв безопасности республики, разжигание расовой, социальной, межнациональной и религиозной розни, пропаганду насилия, войны и терроризма. Статья 13. В Республике Ингушетия гарантируется свобода массовой информации. Монополизация средств массовой информации не допускается. Принудительное приостановление или прекращение деятельности средств массовой информации возможно только на основании закона. Статья 14. Государственными языками в Республике Ингушетия признаются ингушский и русский языки. Сохранение, защита и развитие ингушского языка является обязанностью государства. Статья 15. Положения данной главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Ингушетия, которые не могут быть изменены иначе как всенародным референдумом. Иные положения Конституции Республики Ингушетия, не могут противоречить основам конституционного строя Республики Ингушетия. Глава вторая Права, свободы и обязанности человека и гражданина Статья 16. Человек, его жизнь, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью в Республике Ингушетия. Статья 17. Основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Их признание, соблюдение и защита - главная обязанность государства. Статья 18. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. В Республике Ингушетия не могут издаваться законы, отменяющие или противоречащие положениям Всеобщей декларации прав человека, другим общепризнанным принципам и нормам международного права, а также настоящей Конституции. Статья 19. Все равны перед законом и судом. Каждый человек обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности независимо от расы, национальности, пола, языка, места жительства, убеждений, отношения к религии, сословного и имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Статья 20. Перечень прав и свобод, закрепленных данной Конституцией, не исчерпывает и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека могут быть ограничены только в интересах государственной и общественной безопасности, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и не иначе, как в соответствии с Конституцией и законом. Статья 21. Гражданином Республики Ингушетия может быть каждый, проживающий на ее территории. Все граждане Республики Ингушетия являются гражданами Российской Федерации, а граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Ингушетия, пользуются всеми правами ее граждан. Республика Ингушетия осуществляет защиту своих граждан за ее пределами. Гражданин Республики Ингушетия не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Статья 22. Каждый, кто законно находится на территории Республики Ингушетия, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Каждый имеет право свободно выезжать за пределы Республики Ингушетия и беспрепятственно возвращаться в Республику Ингушетия. Статья 23. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории республики, гарантируются права и свободы в соответствии с Конституцией и законами Республики Ингушетия. Статья 24. Каждый человек имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни, подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Статья 25. В Республике Ингушетия гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных законом. Статья 26. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки и переговоров. Статья 27. Каждый имеет право на свободный труд и выбор рода трудовой деятельности в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера, а также на защиту от необоснованного увольнения и на оказание помощи в случае безработицы. Статья 28. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, сокращенный рабочий день в соответствии с законодательством. Статья 29. Гражданам Республики Ингушетия принадлежит право на экономическую свободу, свободное использование своих физических и интеллектуальных способностей, имущества и иных средств для любой не запрещенной законом экономической деятельности. Статья 30. Каждый имеет право на охрану здоровья через различные формы оказания медицинских услуг - государственную, частную и иные формы. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения республики оказывается бесплатно. Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья и экологического благополучия граждан, развитию физической культуры и спорта. Статья 31. Гражданам Республики Ингушетия гарантируется социальное обеспечение за счет государства по старости, в случае болезни и инвалидности, потери кормильца. Государственные пенсии и социальные пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Статья 32. В Республике Ингушетия гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего общего и среднего профессионально-технического образования. Каждый вправе на конкурсной основе в государственных учебных заведениях бесплатно получить среднее специальное и высшее образование. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям. Статья 33. Каждый в Республике Ингушетия имеет право на участие в культурной жизни и на свободный доступ к культурным ценностям. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества охраняется законом. Статья 34. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения и воспитания. Государство поддерживает деятельность национальных обществ и национально-культурных центров, направленную на сохранение и развитие языков народов республики. Статья 35. В Общеобразовательных учреждениях Республики Ингушетия изучение государственных языков является обязательным. Гарантируется право на функционирование ингушского языка в государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях. Статья 36. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, право на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Статья 37. В Республике Ингушетия гарантируется свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности при условии соблюдения Конституции и закона. Государство создает условия для утверждения нравственных ценностей религии, способствует сохранению и развитию национальных традиций и обычаев народов Ингушетии. Статья 38. Граждане Республики Ингушетия имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статья 39. Гражданин Республики Ингушетия признается совершеннолетним и может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцатилетнего возраста, кроме случаев, установленных законом. Статья 40. Граждане Республики Ингушетия имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и забастовки. Условия и порядок осуществления этого права устанавливаются законом. Статья 41. Каждый человек и гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Статья 42. В Республике Ингушетия каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы. Статья 43. Защита Отечества является обязанностью граждан Республики Ингушетия. Условия и порядок прохождения воинской и иных форм службы гражданами Республики Ингушетия определяются законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия. Статья 44. Каждый человек имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями или бездействием государственных органов или их должностных лиц. Статья 45. Каждый имеет право на личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Статья 46. Каждый имеет право на рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Статья 47. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. В целях оказания юридической помощи действуют независимые коллегии адвокатов и иные добровольные объединения юристов, а также отдельные лица, имеющие право оказывать такую помощь. Глава третья Организация и система органов государственной власти и управления Статья 48. Систему органов государственной власти и управления образуют: глава государства (республики) - Президент Республики Ингушетия; законодательная власть - Народное Собрание (Парламент) Республики Ингушетия; исполнительная власть - Правительство Республики Ингушетия; судебная власть - суды и судьи всех уровней Республики Ингушетия; местная власть и управление. Органы государственной власти Республики Ингушетия могут передавать осуществление отдельных полномочий органам местной власти и управления. Президент Республики Ингушетия Статья 49. Президент Республики Ингушетия является главой государства и его высшим должностным лицом. Президент выступает гарантом Конституции, прав и свобод граждан, суверенитета и территориальной целостности Республики Ингушетия. Он представляет республику во внутренних и международных отношениях, принимает меры по согласованному функционированию государственных органов Республики Ингушетия, их взаимодействию с государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. Статья 50. Президентом Республики Ингушетия может быть избран любой гражданин в возрасте от 35 до 65 лет, владеющий государственными языками Республики Ингушетия и обладающий избирательным правом. Статья 51. Выборы Президента Республики Ингушетия осуществляются ее гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента Республики Ингушетия устанавливается республиканским законом. Статья 52. Совместно с Президентом Республики Ингушетия избирается Вице-президент Республики Ингушетия. Кандидатура Вице-президента выдвигается кандидатом на должность Президента Республики Ингушетия. Вице-президент осуществляет по поручению Президента отдельные его полномочия и замещает Президента в его отсутствие или при невозможности выполнения им своих обязанностей в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Ингушетия. Президент и Вице-президент Республики Ингушетия не могут занимать никакие другие должности, быть депутатами Парламента, осуществлять предпринимательскую деятельность. Президент и Вице-президент Республики Ингушетия обладают неприкосновенностью. В случае прекращения полномочий Вице-президента по состоянию здоровья, вследствие его отрешения от должности или отставки Парламент Республики Ингушетия по представлению Президента Республики Ингушетия утверждает большинством голосов членов Парламента нового Вице-президента на оставшийся до президентских выборов срок. Статья 53. Президент Республики Ингушетия вступает в должность с момента принесения им торжественной присяги: "Я,_________, вступая в должность Президента Республики Ингушетия, обязуюсь добросовестно исполнять возложенные на меня народом Ингушетии обязанности, соблюдать и защищать Конституцию Республики Ингушетия, уважать и охранять права и свободы ее граждан". Торжественная присяга приносится на заседании Парламента не позднее 14 дней после избрания Президента Республики Ингушетия. Статья 54. Президент Республики Ингушетия: 1) подписывает и обнародует республиканские законы; 2) издает указы и распоряжения, не противоречащие Конституции и законам Республики Ингушетия и обязательные для исполнения на всей ее территории; 3) руководит осуществлением внешней политики Республики Ингушетия, ведет переговоры и подписывает межреспубликанские и международные договоры и соглашения от имени Республики Ингушетия; 4) назначает и отзывает полномочных представителей Республики Ингушетия в Российской Федерации, других республиках и государствах; 5) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Ингушетия, принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности; 6) вводит чрезвычайное положение в отдельных регионах или на всей территории Республики Ингушетия в случае угрозы суверенитету и территориальной целостности Республики Ингушетия или для обеспечения безопасности ее граждан с незамедлительным сообщением об этом Парламенту Республики Ингушетия; 7) представляет Парламенту Республики Ингушетия для утверждения кандидатуру Председателя Правительства Республики Ингушетия; 8) представляет для утверждения в соответствии с законодательством кандидатуры на должности Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия, Председателя Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия, назначает и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов. В соответствии с законодательством представляет для назначения кандидатуру на должность Прокурора Республики Ингушетия; 9) формирует состав Правительства Республики Ингушетия и вправе решить вопрос о его отставке, назначает и освобождает от должности членов Правительства; 10) назначает и освобождает от должности руководителя Администрации Президента Республики Ингушетия; 11) назначает и освобождает от должности глав администраций районов и населенных пунктов Республики Ингушетия; 12) пользуется правом законодательной инициативы, вправе лично участвовать в работе Парламента Республики Ингушетия и вносить для безотлагательного обсуждения любой вопрос, входящий в компетенцию законодательного органа; 13) вправе приостанавливать вступление в действие законов и постановлений Парламента Республики Ингушетия до пересмотра в установленном порядке этих актов с учетом замечаний и предложений Президента (право "вето"); 14) может принять решение о роспуске Парламента и назначении в двухмесячный срок новых выборов в случае, если Верховный Суд даст заключение о нарушении законодательным органом основных положений Конституции Республики Ингушетия, а также если конфликт законодательной и исполнительной властей создает кризисную ситуацию, угрожающую государственной и общественной безопасности Республики Ингушетия; 15) представляет не реже одного раза в год доклад Парламенту о положении в республике, обращается с посланиями к Парламенту Республики Ингушетия и обращениями к народу; 16) отменяет постановления и распоряжения Правительства, решения местных органов власти в случае их противоречия Конституции, законам и интересам Республики Ингушетия; 17) принимает решение о проведении всенародного референдума; 18) входит с представлением к Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти на территории Республики Ингушетия в случае их противоречия Конституции и законам Республики Ингушетия; 19) принимает отставку Вице-президента и Правительства Республики Ингушетия; 20) награждает наградами республики, присваивает в соответствии с законами республики почетные и специальные звания Республики Ингушетия, представляет к воинским и специальным званиям (чинам) и государственным наградам Российской Федерации; 21) представляет кандидатуры на должности руководителей органов государственной власти и управления Республики Ингушетия, назначение которых находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Ингушетия; 22) устанавливает памятные даты и праздничные дни в Республике Ингушетия; 23) вправе председательствовать на заседаниях Правительства Республики Ингушетия; 24) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Ингушетия. Статья 55. Полномочия Президента Республики Ингушетия прекращаются в случае его отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия или его смерти. Новые выборы Президента и Вице-президента должны состояться не позднее 60 дней после наступления одного из указанных обстоятельств. Стойкая неспособность Президента Республики Ингушетия по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия устанавливается заключением Верховного Суда Республики Ингушетия по представлению Государственной медицинской комиссии, назначенной Парламентом Республики Ингушетия. Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Республики Ингушетия. Производство по делу об отрешении Президента от должности возбуждается Парламентом Республики Ингушетия по предложению не менее половины численного состава его депутатов. При наличии заключения Верховного суда о нарушении Президентом Конституции вопрос об отрешении его от должности выносится на всенародный референдум, если за это проголосовало не менее трех четвертей от списочного состава депутатов Парламента Республики Ингушетия. Президент Республики Ингушетия вправе подать в отставку, направив соответствующее заявление в Парламент Республики Ингушетия. Полномочия Президента прекращаются с указанной им в заявлении даты. При одновременной невозможности Президента и Вице-президента Республики Ингушетия осуществлять свои полномочия, их временное исполнение до президентских выборов переходит к Председателю Правительства Республики Ингушетия. Народное Собрание Республики Ингушетия Статья 56. Народное Собрание - Халкъа Гулам Парламент Республики Ингушетия является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом Республики Ингушетия. Статья 57. Парламент Республики Ингушетия состоит из 27 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Депутатом Парламента Республики Ингушетия может быть избран гражданин Республики Ингушетия, достигший 21 года и обладающий избирательным правом. Порядок выборов депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, их права и обязанности устанавливаются республиканским законом. Статья 58. Депутат Народного Собрания Республики Ингушетия обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Народным Собранием по представлению Прокурора Республики Ингушетия на основании заключения специально созданной парламентской комиссии. Статья 59. Руководство Парламентом Республики Ингушетия осуществляет его Председатель, избираемый Парламентом на срок полномочий данного законодательного органа. Из числа депутатов Парламента по представлению его Председателя избираются два его заместителя. Парламент образует в своем составе постоянно действующие комиссии для подготовки проектов законов и иных нормативно-правовых актов. Народное Собрание Республики Ингушетия принимает регламент и постановления по вопросам организации и процедуры своей деятельности. Статья 60. Парламент Республики Ингушетия: 1) принимает законы Республики Ингушетия и вносит в них изменения и дополнения; 2) вносит поправки в Конституцию Республики Ингушетия и принимает конституционные законы; 3) устанавливает порядок организации и деятельности органов местной власти и управления; 4) принимает решения по вопросам государственного и административно-территориального устройства Республики Ингушетия; 5) утверждает республиканский бюджет и отчет о его выполнении, заслушивает отчет Пенсионного фонда республики; 6) утверждает программы социально-экономического и культурного развития Республики Ингушетия; 7) утверждает по представлению Президента Республики Ингушетия Председателя Правительства Республики Ингушетия; 8) утверждает по представлению Президента Республики Ингушетия и в соответствии с законодательством Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия и Председателя Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия; 9) ратифицирует и денонсирует договоры и соглашения, заключенные от имени Республики Ингушетия; 10) отменяет решения органов местной власти и управления, противоречащие законодательству Республики Ингушетия; 11) подтверждает или отменяет акт Президента Республики Ингушетия о введении чрезвычайного положения в 3-дневный срок; 12) назначает выборы Президента и депутатов Парламента; 13) утверждает состав Центральной Избирательной комиссии Республики Ингушетия; 14) учреждает государственные награды, почетные и специальные звания Республики Ингушетия; 15) ратифицирует законы и акты Российской Федерации по вопросам, отнесенным к совместному ведению; 16) возбуждает производство по делу об отрешении от должности Президента Республики Ингушетия; 17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Ингушетия. Статья 61. Первое после выборов заседание Парламента Республики Ингушетия созывается не позже, чем через 10 дней после избрания. Его открывает Президент, ведет старейший по возрасту депутат, а после избрания Председателя и его заместителей заседания Парламента ведет Председатель или его заместители. Статья 62. По предметам своего ведения Парламент Республики Ингушетия принимает законы и постановления. Статья 63. Законы Республики Ингушетия публикуются на ингушском и русском языках. Статья 64. Парламент может быть распущен Президентом Республики Ингушетия в случаях, предусмотренных статьей 54. Не может быть распущен Парламент: в течение года после его избрания; с момента возбуждения им производства по делу об отрешении от должности Президента Республики Ингушетия до принятия соответствующего решения; в период действия военного и чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента. Если срок полномочий Парламента Республики Ингушетия истекает в период действия военного или чрезвычайного положения, то деятельность законодательного органа продлевается до конца данного периода. Статья 65. Право законодательной инициативы в Парламенте Республики Ингушетия принадлежит его депутатам, Президенту и Правительству республики, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду и Прокурору Республики Ингушетия. Статья 66. Законы Республики Ингушетия не позднее семи дней после их принятия Парламентом Республики Ингушетия направляются Президенту Республики Ингушетия, который подписывает и обнародует их в течение 10 дней со дня получения. До истечения этого срока Президент Республики Ингушетия может возвратить не подписанный им республиканский закон со своими замечаниями в Парламент Республики Ингушетия. Если при этом Парламент одобрит ранее принятый закон большинством в три четверти голосов участвующих в обсуждении депутатов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в течение трех дней после повторного получения. Правительство Республики Ингушетия Статья 67. Правительство Республики Ингушетия является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Ингушетия. Правительство Республики Ингушетия состоит из Председателя Правительства, его заместителей и членов Правительства. Статья 68. Председатель Правительства Республики Ингушетия утверждается Парламентом Республики Ингушетия по представлению Президента Республики Ингушетия. Заместители Председателя Правительства и члены Правительства назначаются Президентом Республики Ингушетия по представлению Председателя Правительства Республики Ингушетия. Статья 69. Правительство Республики Ингушетия ответственно перед Президентом и Парламентом Республики Ингушетия. Вновь образованное Правительство Республики Ингушетия представляет на рассмотрение Президента программу предстоящей деятельности и не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Парламентом Республики Ингушетия. Статья 70. Правительство Республики Ингушетия или его отдельные члены могут подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Республики Ингушетия. Парламент Республики Ингушетия по предложению большинства от общего числа депутатов Парламента вправе поставить вопрос о своем недоверии Правительству Республики Ингушетия. Постановление по этому вопросу принимается не менее, чем двумя третями голосов от установленного численного состава депутатов Парламента Республики Ингушетия. В этом случае Президент обязан принять решение в месячный срок. Статья 71. В пределах своих полномочий Правительство Республики Ингушетия: 1) осуществляет руководство органами государственного управления; 2) разрабатывает текущие и перспективные программы социально-экономического и культурного развития республики, вносит их для рассмотрения в Парламент и представляет ему отчеты об их выполнении; 3) разрабатывает и представляет на утверждение в Парламент Республики Ингушетия проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; 4) осуществляет управление экономическими процессами, принимает меры по развитию образования, науки и культуры, обеспечению интересов Республики Ингушетия и охране общественного порядка, защите и реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; 5) издает постановления и распоряжения, обязательные на всей территории Республики Ингушетия и проверяет их исполнение; 6) вправе отменять акты министерств, государственных комитетов, других подведомственных Правительству органов, а также распоряжения органов местной власти и управления; 7) взаимодействует с органами государственного управления Российской Федерации, обеспечивает вместе с ними согласованное исполнение законов и других актов по вопросам, отнесенным к совместному ведению Республики Ингушетия и Российской Федерации; 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Ингушетия. Статья 72. Компетенция, структура и порядок деятельности Правительства Республики Ингушетия определяется законодательством Республики Ингушетия. Судебная власть Статья 73. Судебная власть в Республике Ингушетия имеет своей целью защиту конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции Республики Ингушетия. Статья 74. Судебная власть в Республике Ингушетия осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Статья 75. Правосудие в Республике Ингушетия осуществляет Верховный Суд, районные и городские суды, Высший Арбитражный суд. Создание чрезвычайных судов в Республике Ингушетия не допускается. Статья 76. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется на его корреспонденцию, средства связи, документы, служебные и жилые помещения, используемый им транспорт и иное имущество. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за принятое решение, если вступившим в силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Статья 77. Судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда избираются сроком на 5 лет. Судьи районных и городских судов назначаются сроком на 5 лет. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законодательством Республики Ингушетия. Статья 78. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Республиканским законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям. Статья 79. Судья не может быть депутатом, быть членом общественно-политического объединения, заниматься предпринимательской деятельностью. Судье разрешается научная, литературная и преподавательская деятельность. Статья 80. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных действующим в Республике Ингушетия уголовно-процессуальным законодательством. Заочное разбирательство уголовных дел в судах допускается в случаях, предусмотренных законом. Судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. Статья 81. Средства на содержание судов и судей должны обеспечивать возможность для полного и независимого выполнения ими своих полномочий. Статья 82. Судопроизводство в Республике Ингушетия ведется на ингушском и русском языках. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участия в судебном разбирательстве с помощью переводчика, право выступать на родном языке. Статья 83. Верховный Суд Республики Ингушетия является высшим судебным органом республики в сфере конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Верховный Суд Республики Ингушетия состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и членов Верховного Суда. Председатель Верховного Суда Республики Ингушетия утверждается Парламентом Республики Ингушетия в соответствии с законодательством по представлению Президента Республики Ингушетия. Кандидатуры заместителей Председателя Верховного Суда и членов Верховного Суда Республики Ингушетия представляет для утверждения Председатель Верховного суда Республики Ингушетия. Статья 84. Верховный Суд Республики Ингушетия: 1) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей компетенции; 2) в установленном порядке дает общеобязательное толкование Конституции Республики Ингушетия; 3) разрешает дела о конституционности: а) законов Республики Ингушетия, Указов Президента, постановлений Парламента и Правительства Республики Ингушетия; б) межреспубликанских, межгосударственных и международных договоров и соглашений Республики Ингушетия; в) деятельности партий и иных общественных объединений; г) правоприменительной практики; 4) дает заключения: а) по представлению Государственной медицинской комиссии о наличии у Президента стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия; б) о наличии оснований для отрешения от должности Президента по обвинению в совершении преступления и о соблюдении порядка выдвижения такого обвинения. Статья 85. Республиканские законы, иные правовые акты, признанные Верховным Судом не соответствующими Конституции Республики Ингушетия, теряют свою силу со дня принятия постановления Верховного Суда. Порядок рассмотрения дел в Верховном Суде Республики Ингушетия определяется республиканским законодательством. Статья 86. Высший Арбитражный Суд Республики Ингушетия - орган судебной власти по разрешению экономических споров. Председатель Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия утверждается Парламентом в соответствии с законодательством по представлению Президента Республики Ингушетия. Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда и члены Высшего Арбитражного Суда Республики Ингушетия утверждаются Парламентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда. Статья 87. Судами общей компетенции Республики Ингушетия являются районные и городские суды. Судьи районных и городских судов назначаются Президентом Республики Ингушетия по представлению Председателя Верховного Суда с учетом заключения Министра Юстиции Республики Ингушетия. Полномочия и статус судей, а также порядок и организация деятельности судов Республики Ингушетия устанавливаются законодательными актами республики. Статья 88. В качестве символов судебной власти на здании суда устанавливаются государственные флаги Республики Ингушетия и Российской Федерации. Статья 89. Надзор за соблюдением законности на территории Республики Ингушетия осуществляется Прокурором Республики Ингушетия и подчиненными ему прокурорами. Прокурор Республики Ингушетия назначается на должность в соответствии с законодательством по представлению Президента Республики Ингушетия. Заместители Прокурора Республики Ингушетия, районные и городские прокуроры назначаются Президентом Республики Ингушетия по представлению Прокурора Республики Ингушетия. Срок полномочий Прокурора Республики Ингушетия и подчиненных ему прокуроров - пять лет. Компетенция, порядок организации и деятельность прокуратуры Республики Ингушетия устанавливаются законодательством Республики Ингушетия и Российской Федерации. Местная власть и управление Статья 90. Местную власть и управление в Республике Ингушетия образуют исполнительно-распорядительные органы - администрации районов, городов, сел, станиц, иных административно-территориальных единиц, призванные для решения социально-экономических, культурных, экологических и других вопросов с учетом интересов и особенностей населенных пунктов. Статья 91. Организация и деятельность органов местной власти и управления осуществляются на началах: - наделения местных органов экономической и финансовой самостоятельностью; - сочетания принципов назначаемости и выборности при формировании органов местной власти и управления; - разграничения полномочий между различными уровнями местной власти и управления; - сочетания местных и общереспубликанских интересов. Статья 92. Органы местной государственной власти и управления в соответствии с Конституцией и законом Республики Ингушетия самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают соблюдение и исполнение законодательства Республики Ингушетия, а также решают иные вопросы местного значения. Статья 93. Органы местной власти и управления на основании и во исполнение законов Республики Ингушетия, актов Президента и Правительства Республики Ингушетия принимают постановления и издают распоряжения. Нормативно-распорядительные акты нижестоящих местных органов власти и управления могут быть отменены вышестоящими органами или судом в соответствии с законодательством Республики Ингушетия. Статья 94. Порядок формирования, организация деятельности и полномочия органов местной власти и управления определяются республиканским законом. Статья 95. Граждане вправе обжаловать в судебном порядке решения и действия органов местной власти и управления и их должностных лиц, ущемляющие права и интересы граждан. Статья 96. В Республике Ингушетия признается и гарантируется местное самоуправление - деятельность граждан в форме прямого волеизъявления (собрания, сходы, референдумы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Глава четвертая Система национальной безопасности и правопорядка Статья 97. Состояние защищенности от внутренних и внешних угроз прав и свобод граждан, материальных и духовных ценностей народа, конституционного строя Республики Ингушетия, ее суверенитета и территориальной целостности обеспечиваются системой мер правового, политического, экономического, организационного и иного характера, реализуемых органами государственной власти, а также другими субъектами национальной безопасности и правопорядка в пределах полномочий, отведенных им законом. Статья 98. Государственным органом, осуществляющим подготовку решений по защите жизненно важных интересов человека, общества и государства является Совет национальной безопасности Республики Ингушетия, формируемый и возглавляемый Президентом Республики Ингушетия. Статья 99. Структуры и силы обеспечения национальной безопасности и правопорядка создаются и функционируют в Республике Ингушетия на основе Конституции и законов Республики Ингушетия и Российской Федерации. Порядок формирования, принципы деятельности, элементы и функции системы национальной безопасности Республики Ингушетия определяются законодательством. Статья 100. Использование сил национальной безопасности и правопорядка в целях насильственного изменения или устранения государственного и общественно-политического строя Республики Ингушетия, воспрепятствования или ограничения в этих же целях деятельности органов власти, незаконного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина является преступлением и преследуется по закону. Глава пятая Государственные символы и столица Республики Ингушетия Статья 101. Республика Ингушетия имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн. Государственный флаг, герб и гимн Республики Ингушетия, их описание и порядок официального использования устанавливаются республиканским конституционным законом. Должностные лица органов государственной власти и общественных организаций, а также граждане обязаны уважать государственные символы Республики Ингушетия. Статья 102. Административный центр Республики Ингушетия временно располагается в г.Назрань. Глава шестая Вступление в силу, порядок изменения и пересмотр Конституции Республики Ингушетия Статья 103. Конституция Республики Ингушетия вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Статья 104. Поправки в Конституцию Республики Ингушетия принимаются Парламентом республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа избранных депутатов и вступают в силу, если эти поправки одобряются Президентом. Статья 105. Предложения об изменении Конституции Республики Ингушетия могут вносить: а) Президент Республики Ингушетия; б) не менее одной трети депутатов Парламента; в) Верховный Суд Республики Ингушетия; г) совершеннолетние граждане Республики Ингушетия в количестве не менее 10 тысяч человек. Статья 106. В Конституцию Республики Ингушетия не могут быть внесены изменения и дополнения, ограничивающие права и свободы граждан или направленные против государственного единства и территориальной целостности Республики Ингушетия. Статья 107. Решение о принятии новой Конституции Республики Ингушетия принимается на основании всенародного референдума. Раздел второй ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Депутаты Народного Собрания первого созыва осуществляют свои полномочия на постоянной основе. 2. В связи с принятием Конституции Республики Ингушетия все руководители органов государственной власти и управления, назначение и избрание которых предусмотрено настоящим Законом, слагают свои полномочия. 3. Народное Собрание на свое первое заседание собирается на десятый день после избрания. Первое заседание Народного Собрания Республики Ингушетия открывает Президент Республики Ингушетия, а ведет старейший по возрасту депутат. |