ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ 8 июня 1994 г. N 03-08/7410 (Д) Государственная налоговая инспекция по г. Москве на основании письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.05.94 N 01-3-10 сообщает следующее. Предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, Законом Российской Федерации от 27.08.93 N 5672-1 "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" полностью освобождены от налогообложения прибыли с 1 октября 1993 года (ст. 2 Закона). До 1 октября 1993 года действовала норма, установленная Законом о налоге на прибыль от 27.12.91 N 2116-1, с учетом изменений, внесенных Законом Российской Федерации от 16.07.92 N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", в соответствии с которой не подлежала налогообложению прибыль предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, в части, направленной на уставную деятельность этих организаций или (с 1 июля 1992 года) расходуемой самостоятельно в соответствии с уставной деятельностью общественной организации инвалидов, в собственности которой они находятся. В связи с этим при определении налога на прибыль в 1992 году и за 9 месяцев 1993 года предприятия должны составлять расчеты налога от фактической прибыли по форме, приложенной к Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом внесенных изменений и дополнений). При этом по строке расчета "Льготы по налогу на прибыль" наряду с общеустановленными льготами для предприятий любых организационно - правовых форм следовало указывать размер прибыли, которая фактически перечислена предприятиями общественных организаций для выполнения их уставной деятельности и фактически израсходована самостоятельно в соответствии с уставной деятельностью общественных организаций. Поскольку предприятия не освобождались полностью от уплаты в бюджет налога на прибыль, сумма превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной подлежала исчислению и налогообложению в общеустановленном порядке. Следовательно, за 1992 год и 9 месяцев 1993 года с предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, подлежал взысканию в бюджет налог от фактически полученной ими прибыли с учетом льгот и налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной; в IV квартале 1993 года эти предприятия не являлись плательщиками данных налогов. Порядок определения налога на прибыль до 1 октября 1993 года разъяснен письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17.09.93 N НП-4-01/146н/04-02-01 "О порядке налогообложения прибыли предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов" (зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 1993 года, регистрационный номер 353). При определении налогооблагаемой прибыли с 1 июля 1992 года по 1 октября 1993 года из валовой прибыли при фактически произведенных в эти периоды затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, следовало исключить часть прибыли, которая израсходована предприятием самостоятельно по направлениям уставной деятельности общественной организации инвалидов, в собственности которой они находятся, в том числе на финансирование мероприятий по социальной и экономической защите инвалидов независимо от того, являются ли они работниками данных предприятий, на развитие собственной производственной базы (в том числе переоснащение и реконструкцию производственных мощностей) и на строительство и реконструкцию принадлежащих им объектов социальной инфраструктуры. Перечень расходов, относящихся к удовлетворению социальных нужд инвалидов, приведен в пункте 26 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Премии, а также материальная помощь за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, выплачиваются работникам предприятий (как являющихся, так и не являющихся инвалидами) постольку, поскольку они находятся в трудовых отношениях с предприятием и их выплаты производятся в зависимости от количества и качества их труда как работникам данного предприятия. В связи с этим указанные выплаты не значатся в перечне социальных нужд инвалидов и на эти суммы не подлежит уменьшению налогооблагаемая прибыль в расчете налога в бюджет от фактической прибыли. Что касается 1994 года, то на основании пункта 33 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" сохранена льгота, предоставленная Законом Российской Федерации от 27 августа 1993 года N 5672-1 "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которой не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий, в том числе учебно - производственных предприятий и объединений. Налог на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, согласно пункту 3 данного Указа уплачивается всеми плательщиками независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в том числе освобождения от налога на прибыль). Следовательно, предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, в 1994 году являются плательщиками налога на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину. Учитывая изложенное, Государственная налоговая инспекция по г. Москве предлагает провести проверку предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной за 1992 год и 9 месяцев 1993 года. Заместитель начальника налоговой инспекции - Государственный советник налоговой службы III ранга М.А.Донская 8 июня 1994 г. N 03-08/7410 |