ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМИССИЯХ ПО ЗАПАСАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГЕОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР; ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГЕОЛОГИ. Приказ. Комитет РФ по геологии и использованию недр (Роскомнедра). 03.03.94 41

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  ПОЛОЖЕНИЯ  О  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ  КОМИССИЯХ  ПО   ЗАПАСАМ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ   КОМИТЕТА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  ПО  ГЕОЛОГИИ  И
                         ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР;
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ   ИНСТРУКЦИИ   О   ПОРЯДКЕ  ПРОВЕДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ  МАТЕРИАЛОВ  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ  КОМИССИЯМИ  ПО
                     ЗАПАСАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

                                ПРИКАЗ

             КОМИТЕТ РФ ПО ГЕОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР
                            3 марта 1994 г.
                                 N 41

                                 (Д)

     В целях выполнения возложенных на комитет Российской Федерации по
геологии и использованию  недр  и  его  территориальные  подразделения
функций по   государственной  экспертизе  геологической  информации  о
запасах полезных ископаемых и иных  свойствах  недр,  определяющих  их
ценность, а  также  обеспечение  условий  для эффективной деятельности
территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ)
ПРИКАЗЫВАЮ:
     1. Утвердить Положение о  территориальных  комиссиях  по  запасам
полезных ископаемых   Комитета  Российской  Федерации  по  геологии  и
использованию недр (приложение 1).
     2. Утвердить  Инструкцию  о  порядке  проведения  государственной
экспертизы геологический  материалов  территориальными  комиссиями  по
запасам полезных ископаемых (приложение 2).
     3. Установить, что рассмотрению ТКЗ подлежат материалы по:
     общераспространенным полезным   ископаемым   и  подземным  водам,
имеющим местное значение;
     участкам недр,  используемым с целью строительства и эксплуатации
подземных сооружений  местного  значения,  не  связанных   с   добычей
полезный ископаемых.
     месторождениям полезных  ископаемых,  попадающих  под   перечень,
утвержденный письмом  Роскомнедр  от 14.04.93 N ВО-61/904,  а также по
иным месторождениям, перечень которых согласовывается с Роскомнедрами.
     4. Руководителям территориальных подразделений Роскомнедр принять
необходимые меры   по   организационному   обеспечению    деятельности
территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ).
     5. ГП "Геолэкспертиза" (Бежанову) разработать и  предоставить  на
утверждение в  срок  до  15 апреля 1994 г.  нормы и расценки по оплате
труда специалистов,  привлекаемых   для   проведения   государственной
геологической экспертизы  информации  о  запасах полезных ископаемых и
иных свойствах недр.
     6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Председателя                           В.П.Щербаков

                                                           Приложение 1

                              ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальных комиссиях по запасам  полезных  ископаемых  Комитета
        Российской Федерации по геологии и использованию недр

     1. Территориальные комиссии по запасам (ТКЗ) образуются в составе
соответствующих территориальных  подразделений   Комитета   Российской
Федерации по   геологии   и  использованию  недр  с  целью  исполнения
возложенных на Комитет и его территориальные подразделения функций  по
государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных
ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность.
     2. Основной  задачей территориальных комиссий по запасам полезных
ископаемых является оценка достоверности информации о запасах полезных
ископаемых и  иных  свойствах  недр  и  возможности использования этой
информации в намеченных целях.
     3. В  соответствии с основной задачей территориальные комиссии по
запасам:
     - организуют  и  проводят в пределах своей компетенции экспертизу
геологической информации  о  запасах  полезных   ископаемых   и   иных
свойствах недр,  включая технико-экономические показатели их освоения,
и дают заключение о возможности  использования  указанных  объектов  в
хозяйственных и иных целях;
     - утверждают кондиции (технические условия) для подсчета  запасов
полезных ископаемых   в   недрах   и   участков  недр,  пригодных  для
использования в целях,  не связанных с добычей полезных ископаемых,  и
их учета в государственных балансах;
     - рассматривают при необходимости результаты  оперативного  учета
запасов полезных    ископаемых,    осуществляемого   в   процессе   их
геологического изучения или добычи,  и дают заключение  о  возможности
использования этих данных;
     - рассматривают по заявкам  юридических  лиц  материалы  подсчета
запасов полезных  ископаемых  и  оценки  участков недр,  пригодных для
использования в целях,  не связанных м  добычей  полезных  ископаемых,
независимо от степени их изученности и дают соответствующие заключения
по поставленным перед ними вопросам;
     - выполняют   экспертизу   геологической   информации  о  запасах
полезных ископаемых и иных свойствах недр в связи с их переоценкой  по
результатам эксплуатационных работ и необходимостью пересмотра условий
пользования;
     - обобщают   результаты   экспертизы  и  готовят  предложения  по
совершенствованию геологического изучения, охраны и использования недр
и их ресурсов;
     - анализируют  данные  государственного  и   оперативного   учета
месторождений полезных   ископаемых   и  участков  недр  промышленного
назначения, готовят предложения  по  совершенствованию  учета  запасов
полезных ископаемых   и   участков  недр,  используемых  в  целях,  не
связанных с  добычей  полезных  ископаемых,  пересмотру  подсчетных  и
оценочных кондиций;
     - проводят  государственную  политику   в   вопросах   экспертизы
геологической информации о запасах, оценки и учета полезных ископаемых
и иных свойствах недр;
     - обеспечивают  участие  заинтересованных  органов  управления  в
рассмотрении результатов  экспертизы  информации  о  запасах  и   иных
свойствах недр.
     4. В  своей  деятельности  территориальные  комиссии  по  запасам
полезных ископаемых  руководствуются  законами  Российской  Федерации,
указами Президента    Российской    Федерации,    постановлениями    и
распоряжениями Правительства  Российской  Федерации,  распоряжениями и
указаниями Роскомнедр,  другими  нормативными   актами   и   настоящим
Положением. Они  несут  ответственность  за  обоснованность экспертных
оценок информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр,
лицензионных материалов по предоставлению недр в пользование,  а также
за нарушение прав собственности на  информацию,  представленную  им  в
процессе экспертизы, в том числе за нарушение ее конфиденциальности.
     5. Территориальным  комиссиям  по  запасам  полезных   ископаемых
предоставляется право:
     - привлекать к проведению государственной экспертизы информации о
запасах полезных  ископаемых  и  иных  свойствах недр научные или иные
организации, временные   творческие   коллективы,   отечественных    и
иностранных специалистов на договорной или контрактной основе;
     - требовать от организаций,  предприятий и учреждений  соблюдения
установленного порядка   представления   и   оформления  геологической
информации о  запасах  полезных  ископаемых  и  иных  свойствах  недр,
определяющих их ценность;
     - заключать   договора   с   организациями,    предприятиями    и
учреждениями, представляющими    в    комиссию   технико-экономические
обоснования (расчеты) и геологические материалы,  на выполнение  работ
по экспертизе и апробации указанных материалов;
     - получать в установленном порядке всю необходимую информацию  об
объектах экспертизы  независимо от ведомственной принадлежности и прав
пользования;
     - предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую для
проведения экспертизы  информацию  с  соблюдение  существующих  правил
пользования этой информацией;
     - отклонять или направлять на  доработку  экспертные  заключения,
выполненные с  нарушениями  законодательных  норм,  порядка проведения
государственной экспертизы и требований настоящего Положения;
     - рассматривать  спорные  вопросы  по  организации  и  проведению
экспертизы, а также участвовать в обсуждении  возникающих  разногласий
при их рассмотрении вышестоящими органами управления;
     - заключать  в  установленном  порядке  хозрасчетные  договора  с
организациями, учреждениями   и   предприятиями   независимо   от   их
ведомственной принадлежности  и  форм  собственности   на   проведение
обследований и консультаций по вопросам экспертизы;
     - по  согласованию  с  Роскомнедрами   и   его   территориальными
подразделениями:
     - осуществлять  проведение  научно-методических   разработок   по
совершенствованию государственной  геологической экспертизы информации
о запасах и иных свойствах недр, созданию и ведению автоматизированной
системы учета   ее   результатов,   проводить  совещания,  семинары  и
публиковать в  печати  информацию  по  вопросам,   отнесенным   к   их
компетенции;
     - устанавливать деловые контакты с  зарубежными  специалистами  и
учреждениями по   вопросам   организации   и   проведения   экспертизы
информации о недрах.
     6. Принятые   территориальными  комиссиями  по  запасам  полезных
ископаемых решения по вопросам,  отнесенным к их компетенции, являются
обязательными для организаций, предприятий и учреждений, независимо от
их ведомственной подчиненности и форм организации (собственности).
     7. Численный  состав  и  структура  территориальной  комиссии  по
запасам полезных    ископаемых    утверждаются    Роскомнедрами     по
представлению соответствующего территориального подразделения.
     8. Территориальную  комиссию  по  запасам   полезных   ископаемых
возглавляет Председатель   комиссии.   Председатель   комиссии  и  его
заместители назначаются на  должности  и  освобождаются  от  должности
приказами Роскомнедр.
     9. Персональный состав членов территориальных комиссий по запасам
полезных ископаемых    и    экспертов   утверждается   территориальным
подразделение Роскомнедр по представлению Председателя комиссии.
     10. Решения   территориальной   комиссии   по   запасам  полезных
ископаемых принимаются   большинством   голосов    членов    комиссии,
участвующих в  заседании  по  рассмотрению  результатов экспертизы при
условии, что в заседании принимает участие не  менее  двух  третей  от
общего числа ее членов.
     11. Территориальные  комиссии  по  запасам  полезных   ископаемых
ежегодно, в    сроки,    установленные   Роскомнедрами,   представляют
заинтересованным организациям (по  списку)  информацию  о  результатах
своей деятельности и предложения по повышению качества и эффективности
геологического изучения, охраны и использования недр.
     12. Содержание, оформление и порядок предоставления на экспертизу
геологических материалов  о  запасах  полезных   ископаемых   и   иных
свойствах недр  устанавливаются  нормативными  документами Роскомнедр,
настоящим Положение  и  Инструкцией  по   государственной   экспертизе
геологической информации о запасах ископаемых и иных свойствах недр.
     13. Предоставленные на экспертизу материалы  о  запасах  полезных
ископаемых и участках недр, предназначенных для использования в целях,
не связанных    с    разработкой    месторождений,     рассматриваются
территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых не позднее,
чем в  трехмесячный  срок  со  дня  их  поступления,  если   иное   не
предусмотрено условиями договора по экспертизе.
     14. Для проведения экспертизы материалов по  конкретным  объектам
территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых:
     - формируются на временной основе экспертные группы,  численный и
квалификационный состав  которых  определяется  исходя  из  состава  и
назначения представленных материалов и задач экспертизы;
     - назначается,  по  согласованию  с  привлекаемыми специалистами,
руководитель экспертной   группы   и   устанавливается   распределение
обязанностей между ее членами.
     15. Достижение  согласованности  действий  экспертов  в  процессе
проведения экспертизы,   а   также   подготовка   сводного  заключения
экспертной группы, учитывающего результаты работы отдельных экспертов,
возлагается на руководителя экспертной группы.
     16. Решения  территориальных   комиссий   по   запасам   полезных
ископаемых оформляются протоколами, копии которых вместе с материалами
экспертизы направляются  в  организацию,   предоставившую   материалы,
федеральный и  территориальные  геологические фонды и в местные органы
исполнительной власти.
     17. Финансирование   деятельности   территориальных  комиссий  по
запасам полезных   ископаемых   осуществляется   за    счет    средств
республиканского бюджета   Российской   Федерации,  а  также  средств,
полученных по договорам от организаций - заказчиков экспертизы.
     18. Средства,  выделяемые на проведение экспертизы,  используются
на оплату  труда  штатных  сотрудников  и  экспертов,  расходы  по  их
командировкам и    оформление    экспертных    материалов,   а   также
организационное и информационное обеспечение экспертных работ,  с  том
числе учет  и  анализ  результатов  экспертизы средствами компьютерной
техники, и другие нужды по обеспечению государственной экспертизы.
     19. Оплата экспертов, привлекаемых для проведения государственной
геологической экспертизы,  производится   по   нормам   и   расценкам,
установленными Роскомнедрами.

                                                          Приложение 2

                              ИНСТРУКЦИЯ
  о порядке  проведения  государственной  экспертизы  геологических
материалов территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых

     Настоящая Инструкция   вводится   в  действие  в  соответствии  с
Положение о Комитете Российской Федерации по геологии и  использованию
недр, утвержденному  постановлением Правительства Российской Федерации
от 25.12.92  N  1017.  Инструкция  определяет  основные  требования  к
государственной экспертизе геологической информации о запасах полезных
ископаемых и  иных  свойствах  недр  территориальными  комиссиями   по
запасам полезных  ископаемых  (ТКЗ)  Комитета  Российской Федерации по
геологии и использованию недр.

                          1._ Общие положения

     1.1. Государственная экспертиза геологической информации о запасах
полезных ископаемых  и  иных  свойств недра,  (далее - государственная
геологическая экспертиза) проводится  в  целях  создания  условий  для
эффективного управления государственным фондом недр,  их рационального
и комплексного использования,  а также  определения  платы  и  условий
пользования недрами.
     Государственная геологическая  экспертиза  предшествует  принятию
хозяйственных и  иных  решений  по  геологическому изучению,  охране и
использованию недр  или  проводится  с   целью   контроля   и   оценки
эффективности либо точности исполнения ранее принятых решений.
     1.2. Предоставление  участков  недр  в  пользование  для   добычи
полезных ископаемых,  строительства  и  эксплуатации  подземных,  а  в
отдельных случаях  и  наземных  сооружений  разрешается  только  после
проведения государственной   геологической   экспертизы  информации  о
природных свойствах этих участков.
     Про одновременном предоставлении недр для геологического изучения
и добычи  полезных  ископаемых  разработка  месторождения  может  быть
начата до  проведения  государственной  геологической  экспертизы  при
условии, что это предусмотрено лицензионным соглашением.
     Указанная норма  применяется  для  небольших  и  сложных по своим
природным свойствам  месторождений  (россыпные  месторождения  золота,
олова, месторождения оптического и камнесамоцветного сырья и подземных
вод) и других,  добычные работы на которых экономически  целесообразно
проводить одновременно   с   геологическим  изучением,  либо  для  тех
объектов, оценка запасов которых в силу их природный  свойств  требует
проведения опытно-эксплуатационных работ.
     1.3. Государственная  геологическая   экспертиза   информации   о
запасах полезных  ископаемых  и иных свойств недр проводится в связи с
рассмотрением:
     состояния и    перспективы   развития   работ   по   формированию
минерально-сырьевой базы и использования недр в целях,  не связанных с
добычей полезный ископаемых;
     технико-экономических обоснований    (расчетов)    и     проектов
строительства (реконструкции)  горнодобывающих предприятий,  подземных
сооружений для захоронения промышленных отходов,  нефтегазохранилищ  и
других объектов,    а    также   ответственных   наземных   сооружений
промышленного и гражданского назначения (ГЭС, АЭС, каналов и др.);
     проектов лицензионных  соглашений и условий предоставления недр в
пользование, а  также  в   случае   необходимости   пересмотра   ранее
определенных показателей,   вследствие   установленного   в   процессе
геологического доизучения и эксплуатации объектов несоответствия  этих
показателей проектным или лицензионным;
     проектов комплексных  схем  использования  и   охраны   природных
ресурсов в  части,  относящейся  к использованию и охране недр,  в том
числе проектов   использования    вторичного    техногенного    сырья,
накопленного в    отвалах    горнодобывающего    и   перерабатывающего
производств;
     вопросов формирования федерального резервного фонда месторождений
полезных ископаемых  и  включения  запасов  полезных   ископаемых   по
отдельным месторождениям в этот фонд;
     состояния и  эффективности  использования  запасов   минерального
сырья и  участков  недр,  предназначенных  для  целей,  не связанных с
разработкой месторождений полезных ископаемых;
     материалов о  денежных  вознаграждениях за открытие месторождений
полезных ископаемых и участков недр,  пригодных  для  использований  в
целях, не связанных с добычей полезный ископаемых;
     споров и разногласий по вопросам геологического изучения,  охраны
и использования  ресурсов  недр,  а  также  по  вопросам использования
информации о недрах.
     1.4. Основной  задачей  государственной  геологической экспертизы
является анализ  и  оценка   соответствия   геологических   и   других
материалов, содержащих информацию о запасах полезных ископаемых и иных
свойствах недр,   установленным   стандартам    (правилам,    нормам),
современному уровню   научно-технического   прогресса   и  возможности
использования этих материалов в намеченных целях;
     1.5. В    соответствии   с   основной   задачей   государственная
геологическая экспертиза оценивает:
     достоверность данных    о    количестве,    качестве,    составе,
технологических и иных свойствах запасов полезных ископаемых,  а также
свойствах недр,  определяющих возможность их использования в целях, не
связанных с добычей полезных ископаемых;
     полноту и  достоверность  географо-экономических,  геологических,
горно-технических, гидрогеологических,        инженерно-геологических,
экологических и   иных   условий   освоения   месторождений   полезных
ископаемых и участков недр,  пригодных для использования в  целях,  не
связанных с добычей минерального сырья;
     обоснованность выводов  и  предложений  по   оценке,   охране   и
использованию недр,    в   том   числе   выводов   и   предложений   о
целесообразности и   направлениях   развития   работ   по   расширению
минерально-сырьевой базы,  степени подготовленности запасов и участков
недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей, для
последующего геологического  изучения  или  промышленного освоения,  а
также предложений по представлению недр в пользование;
     результаты и  качество  поисковых,  разведочных  и  иных работ по
геологическому изучению и  оценке  недр,  эффективность  использования
государственных иных    средств,   направляемых   на   воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
     последствия, в  том  числе  связанные  с  воздействием  работ  на
окружающую среду,   и   условия   реализации    программ,    проектов,
технико-экономических обоснований   и   других  документов,  явившихся
обоснованием для производства работ по геологическому изучению, охране
и использованию недр;
     эффективность использования    разведанных    запасов    полезных
ископаемых и участков недр,  предназначенных для целей, не связанных с
добычей полезных ископаемых,  а также эффективность мер по ограничению
вредного воздействия работ на недра и окружающую природную среду.
     1.6. Объектами государственной геологической экспертизы  являются
все виды  геологических  и  иных  материалов,  содержащих информацию о
запасах полезных   ископаемых   и   участках   недр,   пригодных   для
использования в целях, не связанных с разработкой месторождений, в том
числе:
     отчеты о   результатах  геолого-съемочных,  поисково-разведочных,
гидрогеологических и                          инженерно-геологических,
научно-исследовательских, включая изыскания под строительство объектов
промышленного и гражданского  назначения,  и  других  видов  работ  по
геологическому изучению недр;
     геологическая и горно-технологическая документация,  полученная в
процессе геологического изучения и использования недр,  включая данные
по эксплуатации месторождений полезных ископаемых и участков недр;
     технико-экономические обоснования   и   проекты   горнодобывающих
предприятий и  других   объектов,   сооружение   которых   связано   с
использованием недр;
     проекты лицензионных  соглашений   на   предоставление   недр   в
пользование;
     программы, (схемы) и проекты  развития  и  проведения  поисковых,
разведочных, горнодобычных   и   иных   видов   работ,  относящихся  к
геологическому изучению, охране и использованию недр.
     1.7. Государственная геологическая экспертиза проводится с учетом
назначения экспертизы,  состава,  полноты и детальности представляемых
на экспертизу   материалов,   технической   политики,   осуществляемой
органами государственной власти и управления в вопросах  использования
недр, существующей  конъюнктуры  на  минеральное  сырье  и  достижений
научно-технического прогресса.
     1.8. Государственная  геологическая  экспертиза может проводиться
на любой стадии  геологического  изучения  и  использования  недр  при
условии, что  представленные  на  экспертизу  материалы позволяют дать
объективную оценку основных  параметров  и  экономического  потенциала
запасов полезных  ископаемых или других свойств недр,  соответствующую
стадии их изучения.

  2._ Основные требования к информации о запасах полезных ископаемых
                         _и иных свойств недр

     Информация о   запасах   полезных  ископаемых  и  участках  недр,
используемых в целях,  не  связанных  с  добычей  минерального  сырья,
представляемая на  государственную  геологическую  экспертизу,  должна
содержать все необходимые данные  для  оценки  промышленного  значения
последствий, которые  могут  быть получены в результате хозяйственного
освоения этих запасов и участков, в том числе:
     2.1. Информация о разведанных запасах должна содержать:
     сведения о   географо-экономическом   положении    месторождения,
климате, рельефе, гидрографической сети, транспортных и энергетических
коммуникациях, населении  и   населенных   пунктах,   промышленном   и
сельскохозяйственном производстве,  возможности  использования местных
ресурсов в процессе освоения и разработки месторождения (запасов);
     данные о  возможных  потребителях  основной и побочной продукции,
которая может быть получена при вскрытии и разработке запасов полезных
ископаемых, и  возможном  экономическом  эффекте  с  учетом  ожидаемых
отрицательных последствий добычи и переработки на окружающую  среду  и
затрат на выполнение природоохранных мероприятий;
     данные о проведенных поисковых, разведочных, гидрогеологических и
других работах,     в    том    числе    научно-исследовательских    и
проектно-изыскательских, состоянии      геологической      изученности
месторождения и  района,  основных  результатах этих работ и уровне их
использования для оценки запасов и условий разработки месторождения;
     сведения о   геологическом   строении   месторождения,   составе,
возрасте, фациальной и формационной принадлежности вмещающих пород, их
распространении, мощностях     и    условиях    залегания,    основных
геологических структурах (складчатых и разрывных) и  других  элементах
геологического строения,  оказывающих влияние на морфологию,  состав и
пространственное размещение запасов полезных ископаемых и  условия  их
разработки;
     сведения о         горно-технических,         гидрогеологических,
инженерно-геологических и  иных  условиях  эксплуатации  месторождений
полезный ископаемых,  в там числе физико-механических свойствах пород,
их устойчивости,   возможности  проявления  суффузионных  процессов  и
динамических ударов, газо- и взрывоопасности, динамике подземных вод и
вероятных притоках в горные выработки,  возможности использования этих
вод для целей водоснабжения  и  о  мерах  по  предотвращению  развития
процессов, которые   могут   осложнить   отработку   запасов  полезных
ископаемых;
     данные о  количестве,  качестве  и  условиях  залегания  полезных
ископаемых, в  том  числе  сведения  о  составе  и  других   свойствах
полезного ископаемого,  определяющих  направления  его  использования,
количестве, форме и размерах залежей,  содержании основных и  попутных
компонентов, наличии и характере распределения вредных примесей;
     данные опробования  и  результаты  химических  и   других   видов
анализов пород  и полезного ископаемого,  включая данные внутреннего и
внешнего контроля анализов;
     сведения о наличии в пределах месторождения других видов полезных
ископаемых и ценных компонентов,  которые могут извлекаться попутно  с
основным полезным  ископаемым и найти применение,  а также о вмещающих
породах, извлекаемых  в  процессе  разработки  месторождения,   и   их
пригодности для     промышленного     использования     (в    качестве
стройматериалов и др.)
     сведения о  технологической  изученности  полезного  ископаемого,
соответствии научно-методического   уровня   оценки    технологических
свойств полезного    ископаемого   современному   уровню   переработки
аналогичного минерального сырья и принятым показателям, учтенным в ТЭО
кондиций, степени   учета   комплексного  характера  руд,  изученности
возможности использования отходов и  воздействии  принятой  технологии
переработки полезного ископаемого на окружающую среду;
     для разрабатываемых месторождений -  результаты  эксплуатационной
деятельности, включая  данные эксплуатационной (промысловой) разведки,
в том числе о количестве  и  качестве  извлекаемых  запасов,  потерях,
разубоживании, извлечении основных и попутных компонентов при добыче и
переработке, о соответствии подсчетным и  проектным  или  лицензионным
показателям, а  также  по использованию отходов добычи и переработки и
экономические показатели добычи и переработки (себестоимость,  прибыль
и др.);
     при значительном несоответствии фактических показателей добычи  и
переработки подсчетным  и  проектным или лицензионным,  подтвержденном
результатами эксплуатационной  разведки,  добычи  и   переработки,   -
сведения о  размерах  неподтверждения  и причинах,  следствием которых
явилось это неподтверждение;
     сведения о  кондициях  для  подсчета запасов,  включая основной и
альтернативные варианты, влиянии каждого из вариантов на экономические
показатели освоения месторождения;
     данные подсчета запасов основных и попутно  извлекаемых  полезных
ископаемых, а также вскрышных пород, раздельно по залежам и категориям
запасов, типам  и  сортам,  с  приведением  выполненных   расчетов   и
определений всех параметров запасов (содержаний, мощностей, объемов, и
количества поправочных коэффициентов и др.);
     сведения об  источниках  информации  с  указанием  вида материала
(документа) года публикации (составления) и принадлежности (авторство,
организация), включая перечень первичной документации, а в необходимых
случаях и саму документацию горных выработок,  скважин  и  иных  видов
геологоразведочных, добычных  и  иных  работ,  связанных  с  изучение,
оценкой, подготовкой к эксплуатации и собственно отработкой  полезного
ископаемого;
     сведения о природоохранных и ресурсосберегающих мероприятиях,  их
назначении (задачах),  способах  организации  и исполнения,  ожидаемых
затратах и эффективности.
     2.2. Информация  о  прогнозных запасах полезных ископаемых должна
включать:
     сведения о    месторождении,    его    расположении,    состоянии
изученности, геологическом строении,  составе,  морфологии и  условиях
размещения залежей полезного ископаемого в геологических структурах;
     данные о структуре разведанных запасов,  если таковые имеются, их
количестве, качестве и технико-экономических показателях освоения;
     результаты проведенных поисковых,  геофизических, геохимических и
других работ,   на   основании  которых  выполнена  оценка  прогнозных
ресурсов, включая цифровые и  аналоговые  экстраполяции  геологических
данных, использованных для обоснования прогнозных построений, площадей
и глубин распространения полезных ископаемых;
     оценку прогнозных запасов (принципы оценки,  обоснования контуров
распространения, мощностей, содержаний и других подсчетных параметров);
     общие сведения     и     соображения    о    горно-геологических,
гидрогеологических, инженерно-геологических   и    других    природных
особенностях нахождения прогнозных запасов;
     соображения о  возможности   и   целесообразности   промышленного
освоения прогнозных запасов и дальнейшего их геологического доизучения.
     2.2.2. Для  прогнозных   запасов   вне   месторождений   полезных
ископаемых (негеометризованные запасы);
     сведения о  территориальном  размещении  благоприятных   формаций
(рудоносных и иных), их распространенности и положении в геологических
структурах, глубинах  и  формах  залегания,  особенностях  состава   и
строения, стратиграфически, литологических и иных признаках выделения,
характер отображения этих формаций  в  геофизических  и  геохимических
полях;
     сведения о   предполагаемых   формах    концентрации    полезного
ископаемого и  геологических  обстановках,  наиболее благоприятных для
обнаружения запасов     полезного     ископаемого,     литологических,
петрографических, структурных и других факторах контроля оруденения;
     соображения об ожидаемых типах и размерах месторождений,  составе
руд, принципы и методы определения этих параметров;
     сведения о  работах,  на  основе  которых  выполнены   прогнозные
оценки, и   соображения   о  целесообразных  направлениях  дальнейшего
геологического изучения прогнозируемых объектов.
     2.3. Информация  об участках недр,  пригодных для строительства и
эксплуатации сооружений,  не  связанных  с  разработкой  месторождений
полезных ископаемых,  в  том числе наземных зданий и сооружений должна
содержать:
     сведения о  географо-экономическом  положении и условиях освоения
(эксплуатации) участка;
     характеристику сооружения,  размещаемого  на  данном участке недр
(его назначение,  основные  параметры,  намечаемые   сроки   ввода   и
эксплуатации, технико-экономические и стоимостные показатели), и кроме
того, для участков недр,  предназначенных для размещения  продукции  и
отходов, - сведения о конструкции приемных скважин и емкостей;
     сведения о геологическом строении участка,  составе,  возрасте  и
условиях залегания горных пород, в зависимости от технических условий,
определяемых назначением и  свойствами  сооружения,  а  также  наличии
полезных ископаемых,  в том числе тех, которые могут быть использованы
при сооружении объекта;
     сведения о         горно-геологических,        горно-технических,
гидрогеологических, инженерно-геологических    и     иных     условиях
эксплуатации сооружения,  суффозионных  и гидродинамических процессах,
проявлениях внутреннего и поверхностного карста,  динамике и возможных
водопритоках и  других  процессах,  которые могут оказывать влияние на
показатели и условия эксплуатации сооружений;
     результаты исследований  физико-механических  свойств  пород,  их
химического состава  и  иных  свойств  в  зависимости  от  технических
условий, определяемых назначение и свойствами сооружения.  По участкам
недр, предназначенным для захоронения радиоактивных и  высокотоксичных
отходов, не  поддающихся  очистке,  кроме  того  -  результаты  оценки
надежности водоупорных   пород,   используемых   непосредственно   для
захоронения твердых   отходов   или  изолирующих  в  плане  и  разрезе
геологические образования,  выбранные  в  качестве   коллекторов   для
размещения стоков,   а   также   совместимости   вмещающих   пород   и
закачиваемых (складируемых)  отходов   -   приемистости   коллекторов,
скорости распространения и безопасности ореола закачиваемых стоков;
     технико-экономическое обоснование целесообразности  использования
данного участка недр для строительства проектируемого сооружения;
     данные о влиянии работ по эксплуатации  сооружения  и  собственно
сооружения на  состояние  недр  и окружающей природной среды,  а также
мерах по предотвращению ущерба,  оказываемого сооружением на  недра  и
эту среду.
     Полнота и   детальность    сведений,    предоставление    которых
предусмотрено настоящим  Положение,  зависят от назначения экспертизы,
сложности (природных свойств) объекта,  характера и цели  (назначения)
работ, значения  этих  сведений  для  оценки объекта и обоснования его
геолого-экономических и других показателей освоения и эксплуатации.
     Содержащиеся в  информации данные должны обеспечивать возможность
проверки выводов и расчетов без личного участия авторов.
     Текстовые, графические    и   табличные   материалы,   содержащие
информацию о   запасах   полезных   ископаемых   и   участках    недр,
предназначенных для  использования  в  целях,  не  связанных с добычей
полезных ископаемых,  должны   быть   оформлены   в   соответствии   с
требованиями инструкций  Комитета  Российской  Федерации по геологии и
использованию недр,  Государственной комиссии Российской Федерации  по
запасам полезных ископаемых и правил ведения делопроизводства.

  3._ Основные  требования  к оформлению результатов государственной
                       _геологической экспертизы

    3.1. Результаты    государственной    геологической     экспертизы
оформляются в   виде   заключения,   в   котором  отражаются  основные
особенности объекта,  информация по которому подлежит  государственной
экспертизе, и дается оценка:
     соответствия представленных материалов требованиям, установленным
настоящей Инструкцией и другими нормативными актами;
     полноты использования  и  достоверности  результатов  проведенных
работ, а  также  достаточности последних для обоснования предлагаемого
вида хозяйственной деятельности;
     соответствия примененной  или  предлагаемой методики и технологии
ведения работ природным особенностям и условиям нахождения объекта;
     обоснованности содержащихся     в    представленных    материалах
построений, расчетов, оценок, выводов и заключений;
     целесообразности и    возможности   применения   информации   для
обоснования предлагаемого вида ее хозяйственного использования;
     эффективности предлагаемых    (или    реализуемых)   технических,
инженерных, экономических,  природоохранных  и  и  иных   решений   по
геологическому изучению,   оценке  и  промышленному  освоению  запасов
полезных ископаемых и участков недр,  пригодных  для  использования  в
целях, не связанных с добычей минерального сырья.
     3.2. Детальность  освещения   отдельных   вопросов   в   процессе
экспертизы определяется   ее  назначением,  спецификой  представленных
материалов и  природных   свойств   объекта,   а   также   исходя   из
необходимости обеспечить   обоснованные   предложения   по  намеченным
(предлагаемым) видам деятельности.
     3.3. Заключение   по  экспертизе  рассматривается  на  заседаниях
территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых с привлечением
заинтересованных организаций    и    лиц.    Результаты   рассмотрения
оформляются протоколом,   который    является    неотъемлемой    часть
заключения.
     3.4. Разногласия,  возникающие между организацией,  представившей
материалы на   экспертизу   и  территориальной  комиссией  по  запасам
полезных ископаемых по оценке  результатов  экспертизы  оформляются  в
виде приложения к протоколу заседания комиссии.
     3.5. Заключение  по  экспертизе  вместе  с  протоколом  заседания
территориальной комиссии   по   запасам  направляется  в  организацию,
предоставившую материалы на экспертизу,  федеральный и территориальный
геологические фонды и в местные органы исполнительной власти.
     3.6. В случае выявившегося в процессе  экспертизы  несоответствия
материалов установленным   требованиям   территориальная  комиссий  по
запасам полезных ископаемых возвращает эти материалы  организации,  их
представившей, с   мотивированным   изложением   причин,   послуживших
основанием для их возврата.
     3.7. При    несогласии   с   выводами   экспертизы   организация,
представившая материалы, вправе поставить вопрос перед территориальной
комиссией по   запасам   или   Роскомнедрами  о  проведении  повторной
экспертизы.
     3.8. При   необходимости  Роскомнедра  вправе  отменить  решения,
принятые территориальными  комиссиями  по   вопросам   государственной
экспертизы, информации  о  запасах  и  иных  свойств  недр и назначить
повторную экспертизу.