ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 8 июня 1994 г. N 09-12/75-94 (НОТ 96-2) Направляются для использования в практической деятельности положения: о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью, об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью; о порядке проведения конкурса на замещение должностей нотариусов. Приложение на 12 листах. Утверждено Министром юстиции Российской Федерации 7 июня 1994 г. Президентом Федеральной нотариальной палаты 6 июня 1994 г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой (С дополнениями, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 1995 г. и Президентом Федеральной нотариальной палаты от 14 сентября 1995 г.) 1. В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на должность нотариуса может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. 2. Назначение на должность стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции. Стажеры для прохождения стажировки могут назначаться на вакантную должность государственного нотариуса, помощника нотариуса, консультанта на основании трудового договора (контракта). Оплата труда стажеров производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 17 мая 1993 года N 107. Стажер пользуется в отношении условий труда, стажа работы, рабочего времени, отпуска и пособий по социальному страхованию всеми правами, установленными для нотариусов. На стажеров распространяются правила внутреннего трудового распорядка. 3. Стажировка у нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется на основании заключения трудового договора (контракта) между нотариусом и лицом, желающим пройти стажировку. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором (контрактом). 4. Непосредственное руководство работой стажеров в государственной нотариальной конторе осуществляется нотариусом, на которого приказом органа юстиции возложены эти функции. За осуществление этих функций нотариусу может быть установлена органом юстиции надбавка к должностному окладу. 5. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе или занимающийся частной практикой, может одновременно осуществлять руководство работой не более двух стажеров. 6. В обязанности стажеров входит: подготовка проектов нотариальных документов, прием посетителей, правовая оценка представленных документов, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий, подготовка проектов методик и рекомендаций по совершению нотариальных действий, ведение работы по учету законодательства, подготовка ответов на письменные запросы юридического характера, формирование банка данных о характере и количестве конкретных нотариальных действий, анализ статистической отчетности, ведение архивного производства. Стажер участвует в обобщениях нотариальной практики и готовит предложения по их реализации. 7. За время стажировки стажер должен освоить: законодательство Российской Федерации о нотариате, основные нормативные акты законодательной и исполнительной властей, приказы и инструктивные указания Министерства юстиции Российской Федерации, регламентирующие деятельность нотариата; нотариальную практику и правила совершения нотариальных действий, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства; этические нормы производственных взаимоотношений в коллективе и с клиентурой. 8. По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение о ее итогах, в котором отражаются степень общей подготовки стажера, полученные им в ходе стажировки практические навыки и знания, а также готовность стажера к самостоятельной работе. Один экземпляр заключения остается на хранении соответственно в органе юстиции или в нотариальной палате, другой выдается лицу, проходившему стажировку. 9. Заключение об итогах стажировки прикладывается к заявлению о сдаче квалификационных экзаменов. К экзамену допускаются все лица прошедшие стажировку, независимо от оценки руководителя стажировки. 10. Работникам органов юстиции и нотариальных палат (руководителям и специалистам), имеющим высшее юридическое образование, желающим получить лицензию на право нотариальной деятельности, время работы в этих органах юстиции и нотариальных палатах на должностях, связанных с осуществлением функций руководства нотариальной деятельностью, засчитывается в срок стажировки. Эти лица допускаются к сдаче квалификационного экзамена при наличии стажа работы в должностях, связанных с осуществлением указанных функций, не менее одного года. Руководители и специалисты органов юстиции и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности, сдают экзамен квалификационным комиссиям, образованным при органах юстиции. ДОПОЛНЕНИЕ Положения о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой Утверждено Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой 18 и 14 сентября 1995 г. Дополнить Положение о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, пунктом 10 следующего содержания: "10. Работникам органов юстиции и нотариальных палат (руководителям и специалистам), имеющим высшее юридическое образование, желающим получить лицензию на право нотариальной деятельности, время работы в этих органах юстиции и нотариальных палатах на должностях, связанных с осуществлением функций руководства нотариальной деятельностью, засчитывается в срок стажировки. Эти лица допускаются к сдаче квалификационного экзамена при наличии стажа работы в должностях, связанных с осуществлением указанных функций, не менее одного года. Руководители и специалисты органов юстиции и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности, сдают экзамен квалификационным комиссиям, образованным при органах юстиции других субъектов Российской Федерации". Утверждено Министром юстиции Российской Федерации 7 июня 1994 г. Президентом Федеральной нотариальной палаты 6 июня 1994 г. ПОЛОЖЕНИЕ о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью 1. Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью (далее - квалификационная комиссия), образуется при органах юстиции субъектов Российской Федерации из числа наиболее опытных нотариусов, ученых-юристов. В состав квалификационной комиссии по должности входит руководитель соответствующего органа юстиции, а также президент региональной нотариальной палаты или другой ее представитель. 2. Численный состав квалификационной комиссии определяется соответствующим органом юстиции в количестве от 7 до 15 человек. 3. Персональный состав квалификационной комиссии утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по предложению соответствующего органа юстиции сроком на три года. 4. Председателем квалификационной комиссии является руководитель органа юстиции. Из членов комиссии избираются два его заместителя, один из которых является членом правления нотариальной палаты. 5. Из числа работников соответствующего органа юстиции назначается секретарь квалификационной комиссии. 6. Периодичность заседаний комиссии определяется соответствующим органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой, исходя из реальной необходимости. 7. Заявление о сдаче квалификационного экзамена может быть принято от гражданина Российской Федерации, имеющего высшее юридическое образование и прошедшего стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. 8. Заявления о сдаче квалификационного экзамена подаются лицами, претендующими на право занятия нотариальной деятельностью, в соответствующий орган юстиции по месту жительства. 9. К заявлению прилагаются: - копия диплома; - документ, подтверждающий прохождение стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; - копия трудовой книжки; - фотографическая карточка (размер 3 х 4 см). При подаче заявления должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя. 10. Поданное заявление регистрируется. О дате экзамена заявителю сообщается не позднее чем за 10 дней до его проведения. Прием и регистрацию заявлений, подготовку документов для сдачи экзамена осуществляет секретарь квалификационной комиссии. 11. В день сдачи экзамена лицу, подавшему заявление, выдается экзаменационный лист с вклеенной фотографической карточкой заявителя. 12. Экзамен проводится письменно. На все вопросы, содержащиеся в билете, даются полные, развернутые ответы. При подготовке к ответу на экзаменах экзаменующийся имеет право пользоваться нормативным материалом. Секретарем квалификационной комиссии ведется протокол, в который вносятся все вопросы членов квалификационной комиссии и ответы экзаменуемого. Протокол подписывается секретарем квалификационной комиссии и экзаменуемым. 13. Квалификационная комиссия по результатам проведения экзамена принимает решение о профессиональной подготовленности данного лица для осуществления им нотариальной деятельности. Решение комиссии подписывается всеми присутствующими на экзамене членами комиссии и остается на хранении в соответствующем органе юстиции. Копия решения выдается заявителю в день сдачи экзамена. 14. Квалификационная комиссия правомочна принимать решение, если на ее заседании присутствует не менее двух третей ее членов. 15. Решение квалификационной комиссии считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа присутствующих членов квалификационной комиссии. Голосование проводится открыто. 16. По предложению апелляционной комиссии принятое решение может быть пересмотрено квалификационной комиссией на внеочередном заседании в двухнедельный срок со дня заседания апелляционной комиссии. Лицо, подавшее жалобу в апелляционную комиссию, вправе присутствовать на заседании квалификационной комиссии и давать необходимые пояснения. О принятом квалификационной комиссией решении заявителю, апелляционной комиссии сообщается в письменной форме в трехдневный срок со дня пересмотра первоначального решения. При оставлении первоначального решения без изменения в сообщении должны быть изложены причины, по которым нельзя признать профессиональную подготовку данного лица соответствующей для осуществления им нотариальной деятельности. 17. Секретарем комиссии при выдаче копии решения квалификационной комиссии разъясняется порядок получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью либо порядок обжалования решения. 18. Лицо, не сдавшее квалификационного экзамена, может обжаловать решение квалификационной комиссии в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения ему копии указанного решения. 19. По просьбе лица, не сдавшего квалификационного экзамена, по истечении месяца со дня вручения копии решения комиссии ему могут быть возвращены все документы, приложенные к заявлению. Невостребованные документы хранятся в делах соответствующего органа юстиции в течение года со дня принятия решения квалификационной комиссией. 20. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией. Утверждено Министром юстиции Российской Федерации 7 июня 1994 г. Президентом Федеральной нотариальной палаты 6 июня 1994 г. ПОЛОЖЕНИЕ об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью 1. Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью (далее - апелляционная комиссия), образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах из числа опытных нотариусов, высококвалифицированных специалистов других юридических профессий, а также ученых-юристов. 2. Персональный состав апелляционной комиссии определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Федеральной нотариальной палатой в количестве семи человек сроком на 3 года и утверждается Министром юстиции Российской Федерации. 3. Деятельностью апелляционной комиссии руководят два сопредседателя. Сопредседателями апелляционной комиссии назначаются заместитель Министра юстиции Российской Федерации по должности и президент или вице-президент Федеральной нотариальной палаты. 4. Из числа специалистов управления Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющего организационно-правовое обеспечение деятельности нотариата, назначается секретарь апелляционной комиссии. 5. Заседания апелляционной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. 6. Жалоба на решение квалификационной комиссии подается в апелляционную комиссию лицом, не выдержавшим экзамен, в месячный срок со дня получения копии решения квалификационной комиссии. Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует у квалификационной комиссии копию решения этой комиссии; протокол проведения экзамена и письменный ответ по билету; копию диплома заявителя; документ, подтверждающий прохождение стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. В необходимых случаях апелляционной комиссией могут быть истребованы дополнительные сведения. 7. Поданное заявление в апелляционную комиссию регистрируется. О дне рассмотрения жалобы заявителю сообщается не позднее чем за 10 дней до заседания комиссии. 8. Апелляционная комиссия по результатам рассмотрения материалов, поступивших из квалификационной комиссии, принимает решение: - об утверждении решения квалификационной комиссии и об отклонении жалобы; - о возвращении поступивших материалов в квалификационную комиссию для пересмотра решения; - об отмене решения квалификационной комиссии. Лицо, подавшее жалобу на решение квалификационной комиссии, вправе присутствовать на заседании апелляционной комиссии и давать необходимые пояснения. 9. Апелляционная комиссия правомочна принимать решение, если на заседании присутствует не менее двух третей ее членов. Решение подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. 10. Решение апелляционной комиссии считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа присутствующих членов комиссии. Голосование проводится открыто. О принятом апелляционной комиссией решении объявляется заинтересованным лицам по окончании заседания комиссии. 11. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения. 12. В случае утверждения решения квалификационной комиссии об отказе в праве заниматься нотариальной деятельностью заявителю разъясняется, что к повторной сдаче экзамена он может быть допущен не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией. 13. Решение о возвращении материалов в квалификационную комиссию может быть принято в случаях, если в жалобе содержатся сведения о допущенных нарушениях требований положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью. При принятии решения о возвращении материалов в квалификационную комиссию для пересмотра решения квалификационная комиссия собирается на внеочередное заседание для повторного рассмотрения вопроса о профессиональной подготовленности заявителя. О принятом квалификационной комиссией решении заявителю и апелляционной комиссии сообщается в письменной форме в трехдневный срок со дня пересмотра. В случае оставления первоначального решения квалификационной комиссии без изменения в сообщении должны быть изложены причины, по которым нельзя признать профессиональную подготовку данного лица соответствующей для осуществления им нотариальной деятельности. В этом случае заинтересованное лицо вправе вновь обжаловать решение квалификационной комиссии в апелляционную комиссию, которая на основании оценки приведенных доводов квалификационной комиссии и с учетом рассмотрения всех материалов принимает решение об утверждении или об отмене решения квалификационной комиссии без участия заявителя. 14. Если апелляционной комиссией отменяется решение квалификационной комиссии, то лицензия выдается Министерством юстиции Российской Федерации на основании предоставленных документов в течение десяти дней со дня заседания апелляционной комиссии. 15. Решение апелляционной комиссии остается на хранение в Министерстве юстиции Российской Федерации. 16. Пропуск срока, в течение которого может быть обжаловано решение квалификационной комиссии, не является основанием для отказа в приеме жалобы. Признав причины пропуска уважительными, апелляционная комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть жалобу по существу. Утверждено Министром юстиции Российской Федерации 7 июня 1994 г. Президентом Федеральной нотариальной палаты 6 июня 1994 г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения конкурса на замещение должностей нотариусов 1. В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерства юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее достойных лиц, имеющих глубокие профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту охраняемых действующим законодательством имущественных интересов граждан и юридических лиц. 2. Орган юстиции совместно с нотариальной палатой объявляет конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов в случае учреждения дополнительных должностей нотариусов или освобождения имеющихся. 3. К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лица, получившие лицензию более трех лет назад, могут быть допущены к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает. 4. Выборы по конкурсу проводятся правлением нотариальной палаты. В работе правления по проведению конкурса принимает участие руководитель соответствующего органа юстиции или его заместитель с правом решающего голоса. По каждой кандидатуре на заседании нотариальной палаты дается краткая справка о трудовой деятельности, заключение по итогам прохождения стажировки (или отзыв нотариуса о профессиональных качествах претендента в период его работы в качестве помощника нотариуса), а также информация о результатах голосования членов квалификационной комиссии. 5. Фамилии всех участников конкурса вносятся в бюллетень для тайного голосования. Согласие или несогласие с кандидатурой выражается соответственно оставлением или вычеркиванием фамилий кандидатов в бюллетене. Если голосующий не вычеркнул из бюллетеня ни одной из фамилий, то каждый кандидат получает положительный голос. Для подсчета голосов правление нотариальной палаты избирает счетную комиссию в составе не менее трех членов правления нотариальной палаты. Счетная комиссия оглашает результаты голосования по каждой кандидатуре. Протокол счетной комиссии утверждается правлением нотариальной палаты и приобщается к материалам конкурса. Решение правления нотариальной палаты о рекомендации по назначению на должность при проведении конкурса является действительным, если в голосовании участвовало не менее 2/3 членов правления нотариальной палаты. Избранным считается кандидат, получивший большинство, но не менее 50 процентов голосов присутствовавших членов правления нотариальной палаты. Если при проведении конкурса голоса разделились поровну, проводится повторное голосование на этом же заседании нотариальной палаты. Решение правления нотариальной палаты утверждается президентом нотариальной палаты. 6. Лица, участвующие в конкурсе, вправе присутствовать на заседании правления нотариальной палаты. 7. Решение правления нотариальной палаты является основанием для назначения Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции лица, прошедшего по конкурсу, на должность нотариуса. Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявления на имя президента нотариальной палаты. К заявлению прилагаются: выписка из трудовой книжки, заключение по итогам прохождения стажировки или отзыв нотариуса о деятельности претендента, копии решения квалификационной (апелляционной) комиссии и лицензии на право занятия нотариальной деятельностью. По желанию претендента к заявлению могут быть приложены дипломы о присвоении ученой степени, список научных трудов, а также публикаций и др. 9. О результатах конкурса сообщается лицам, участвующим в нем, в письменной форме в трехдневный срок со дня вынесения решения. 10. Решение правления нотариальной палаты по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения. |