О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 07.06.94 58-М

           О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ
                   И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
                            7 июня 1994 г.
                                N 58-М

                                 (Д)


     В Министерство   образования   Российской   Федерации   поступают
многочисленные  обращения граждан,  свидетельствующие о нарушении прав
детей и их родителей (лиц,  их заменяющих) при приеме в  дошкольные  и
общеобразовательные учреждения.
     В соответствии  со  ст.  52  Закона  Российской   Федерации   "Об
образовании"  родителям  (лицам,  их  заменяющим)  предоставлено право
выбирать формы обучения и образовательные учреждения.
     Дошкольные образовательные    учреждения   не   в   полной   мере
обеспечивают принцип разных возможностей выбора родителями (лицами, их
заменяющими)  дошкольного  образовательного  учреждения.  Практикуется
отбор  детей  из   высокообеспеченных   семей,   нарастает   тенденция
зачисления их на основе тестирования.  В отдельных случаях допускается
отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные программы.
     В соответствии  с  Законом  Российской Федерации "Об образовании"
(ст.  32,  п.  2"о")  дошкольное  образовательное  учреждение   вправе
самостоятельно   формировать   контингент   воспитанников  в  пределах
оговоренной лицензией  квотой,  если  иное  не  предусмотрено  Типовым
положением о данном типе образовательного учреждения и Законом.
     Прием детей    в    дошкольные     образовательные     учреждения
осуществляется   в   установленном   порядке  на  основании  заявления
родителей (лиц,  их заменяющих). Дошкольное образовательное учреждение
обязано  обеспечить  присмотр,  уход,  воспитание  и  обучение детей с
учетом индивидуальных особенностей  каждого  ребенка.  Отбор  детей  в
дошкольное   образовательное   учреждение   и  их  отсев  из  него  не
допускаются.    С    согласия    родителей    и    по     рекомендации
психолого-медико-педагогической    консультации    дети   могут   быть
направлены в  дошкольные  образовательные  учреждения  компенсирующего
вида  или  в  другие  дошкольные  образовательные учреждения,  имеющие
условия для коррекционной работы с детьми.
     Органы управления   образованием   на   основе  банка  данных  об
очередности по устройству детей и наличии свободных мест в  дошкольных
образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих)
о  формах,  содержании   и   методах   работы   различных   дошкольных
образовательных  учреждений  и максимально обеспечивают удовлетворение
их образовательных потребностей, исходя из имеющихся условий.
     В последнее  время  увеличилось  количество  письменных  и устных
заявлений граждан о фактах грубых  нарушений  гарантированных  законом
прав  личности  на  образование,  связанных  с  приемом в I и X классы
общеобразовательных учреждений.
     В соответствии  с  п.  1  ст.  16 Закона Российской Федерации "Об
образовании" порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения в
части,   не   отрегулированной  Законом,  определяется  учредителем  и
закрепляется  в  уставе  общеобразовательного  учреждения.  При   этом
учредитель    устанавливает    порядок    приема    в    муниципальные
общеобразовательные  учреждения  на  ступени   начального   общего   и
основного  общего  образования,  обеспечивающий  прием  всех  граждан,
проживающих  на  данной  территории  и  имеющих  право  на   получение
обязательного основного общего образования.
     Учредители общеобразовательных  учреждений  и   органы   местного
самоуправления  несут  ответственность  за реализацию указанных статей
Закона и обязаны обеспечивать прием в первый класс всех детей, готовых
к  освоению общеобразовательных программ начального общего образования
и   прежде   всего   живущих   в    непосредственной    близости    от
общеобразовательного учреждения.
     Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" при  приеме
гражданина  общеобразовательное  учреждение  обязано  ознакомить его и
(или)   его    родителей    (лиц,    их    заменяющих)    с    уставом
общеобразовательного     учреждения     и     другими     документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса. Это положение
Закона   не   реализуется  на  практике,  что  приводит  к  негативным
последствиям.  В нарушение Закона при приеме детей в первый  класс  во
многих  общеобразовательных  учреждениях,  прежде  всего  в  школах  с
углубленным  изучением   предметов,   гимназиях,   лицеях   проводится
конкурсный   отбор   в   различных  формах  (экзамены,  собеседования,
тестирование).
     Проверками выявлено     немало     уставов    общеобразовательных
учреждений, игнорирующих п.  3  ст.  5  и  ст.  45  Закона  Российской
Федерации "Об образовании",  которые гарантируют получение бесплатного
основного общего образования.
     Ответственность за   реализацию   установленного   Законом  права
граждан на получение  начального  и  основного  общего  образования  и
сохранение    рациональной    сети   общеобразовательных   учреждений,
позволяющих максимально удовлетворить потребности детей и их родителей
(лиц,  их  заменяющих)  в  выборе форм обучения и общеобразовательного
учреждения, возложена на органы местного самоуправления.
     Государственным и  муниципальным  органам управления образованием
необходимо рассматривать обращения родителей (лиц,  их  заменяющих)  в
случае  конфликтной ситуации при приеме их детей в общеобразовательное
учреждение.
     В течение   последних   двух   лет   на  основе  решений  советов
(педагогических советов)  общеобразовательных  учреждений  допускаются
необоснованные отчисления обучающихся из VIII-IX классов, не достигших
14 лет.
     Несмотря на  то  что предусмотренный Законом Российской Федерации
"Об образовании"  (п.  7  ст.   9)   перечень   оснований   отчисления
обучающихся    из   общеобразовательных   учреждений   расширительному
толкованию не подлежит,  почти повсеместно уставы  вводят  надуманные,
противоречащие Закону   основания   отчисления,  в  том  числе  и  для
обучающихся 12-13-летнего возраста,  следующего характера:  отчисление
за   три   прогула,   за   курение,  за  отказ  от  работы  на  уроке,
неподготовленность к урокам и т.д. При этом в уставах не оговаривается
обязанность    общеобразовательного    учреждения   информировать   об
отчислении обучающегося орган местного самоуправления,  на  который  в
соответствии со  ст.  31  Закона Российской Федерации "Об образовании"
возложена ответственность за реализацию  права  граждан  на  получение
обязательного основного общего образования.
     Руководителям общеобразовательных  учреждений  следует  иметь   в
виду,    что    исключение    обучающихся   является   крайней   мерой
педагогического воздействия и применяется только в случаях  совершения
подростками противоправных действий,  грубых и неоднократных нарушений
устава общеобразовательного учреждения.
     Согласно п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании"
с учетом  потребностей  и  возможностей  личности  общеобразовательные
программы   могут   осваиваться   в   форме  семейного  образования  и
экстерната. Однако на практике право родителей (лиц, их заменяющих) на
выбор   формы   обучения   ребенка   реализуется  не  в  полной  мере.
Многочисленные обращения родителей (лиц, их заменяющих) в Министерство
свидетельствуют  о  том,  что  местные органы управления образованием,
руководители общеобразовательных учреждений не содействуют им в выборе
формы получения образования для детей.
     Органы управления   образованием    в    регионах    недостаточно
осуществляют  контроль  за реализацией Закона Российской Федерации "Об
образовании",  не располагают информацией  о  происходящих  негативных
процессах  при  приеме  граждан  в  дошкольные  и  общеобразовательные
учреждения  и  при  отчислении  из  них,  не  предпринимают  меры   по
оперативному пресечению выявленных нарушений.
     Органам управления  образованием,   образовательным   учреждениям
необходимо   принять   меры  к  устранению  нарушений  Закона  РФ  "Об
образовании" и  усилению  контроля  за  соблюдением  прав  и  законных
интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации на получение
образования.