О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 7 июня 1994 г. N 58-М (Д) В Министерство образования Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан, свидетельствующие о нарушении прав детей и их родителей (лиц, их заменяющих) при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения. В соответствии со ст. 52 Закона Российской Федерации "Об образовании" родителям (лицам, их заменяющим) предоставлено право выбирать формы обучения и образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают принцип разных возможностей выбора родителями (лицами, их заменяющими) дошкольного образовательного учреждения. Практикуется отбор детей из высокообеспеченных семей, нарастает тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные программы. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32, п. 2"о") дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квотой, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и Законом. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих). Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей, исходя из имеющихся условий. В последнее время увеличилось количество письменных и устных заявлений граждан о фактах грубых нарушений гарантированных законом прав личности на образование, связанных с приемом в I и X классы общеобразовательных учреждений. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения в части, не отрегулированной Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе общеобразовательного учреждения. При этом учредитель устанавливает порядок приема в муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего и основного общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение обязательного основного общего образования. Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию указанных статей Закона и обязаны обеспечивать прием в первый класс всех детей, готовых к освоению общеобразовательных программ начального общего образования и прежде всего живущих в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" при приеме гражданина общеобразовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей (лиц, их заменяющих) с уставом общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Это положение Закона не реализуется на практике, что приводит к негативным последствиям. В нарушение Закона при приеме детей в первый класс во многих общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школах с углубленным изучением предметов, гимназиях, лицеях проводится конкурсный отбор в различных формах (экзамены, собеседования, тестирование). Проверками выявлено немало уставов общеобразовательных учреждений, игнорирующих п. 3 ст. 5 и ст. 45 Закона Российской Федерации "Об образовании", которые гарантируют получение бесплатного основного общего образования. Ответственность за реализацию установленного Законом права граждан на получение начального и основного общего образования и сохранение рациональной сети общеобразовательных учреждений, позволяющих максимально удовлетворить потребности детей и их родителей (лиц, их заменяющих) в выборе форм обучения и общеобразовательного учреждения, возложена на органы местного самоуправления. Государственным и муниципальным органам управления образованием необходимо рассматривать обращения родителей (лиц, их заменяющих) в случае конфликтной ситуации при приеме их детей в общеобразовательное учреждение. В течение последних двух лет на основе решений советов (педагогических советов) общеобразовательных учреждений допускаются необоснованные отчисления обучающихся из VIII-IX классов, не достигших 14 лет. Несмотря на то что предусмотренный Законом Российской Федерации "Об образовании" (п. 7 ст. 9) перечень оснований отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений расширительному толкованию не подлежит, почти повсеместно уставы вводят надуманные, противоречащие Закону основания отчисления, в том числе и для обучающихся 12-13-летнего возраста, следующего характера: отчисление за три прогула, за курение, за отказ от работы на уроке, неподготовленность к урокам и т.д. При этом в уставах не оговаривается обязанность общеобразовательного учреждения информировать об отчислении обучающегося орган местного самоуправления, на который в соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" возложена ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования. Руководителям общеобразовательных учреждений следует иметь в виду, что исключение обучающихся является крайней мерой педагогического воздействия и применяется только в случаях совершения подростками противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений устава общеобразовательного учреждения. Согласно п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об образовании" с учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования и экстерната. Однако на практике право родителей (лиц, их заменяющих) на выбор формы обучения ребенка реализуется не в полной мере. Многочисленные обращения родителей (лиц, их заменяющих) в Министерство свидетельствуют о том, что местные органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений не содействуют им в выборе формы получения образования для детей. Органы управления образованием в регионах недостаточно осуществляют контроль за реализацией Закона Российской Федерации "Об образовании", не располагают информацией о происходящих негативных процессах при приеме граждан в дошкольные и общеобразовательные учреждения и при отчислении из них, не предпринимают меры по оперативному пресечению выявленных нарушений. Органам управления образованием, образовательным учреждениям необходимо принять меры к устранению нарушений Закона РФ "Об образовании" и усилению контроля за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации на получение образования. |