О НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ 3 марта 1994 г. N 1-3 (Д) Конституция Российской Федерации предоставляет право каждому создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантирует свободу их деятельности. Изменившиеся социально-экономические и политико-правовые условия требуют расширить права членов профсоюзов, четко определить полномочия всех профсоюзных структур, по-новому установить компетенцию профсоюзных представителей. Нормативно - правовой характер должно приобрести коллективно-договорное регулирование трудовых отношений на различных уровнях социального партнерства профсоюзов и работодателей. Интересы членов профсоюзов должны быть своевременно представлены профсоюзными органами при разработке и принятии нормативных правовых актов органами представительной (законодательной) и исполнительной властей, а также учитываться международными организациями в области труда. Назрела необходимость в развертывании нормотворческой деятельности по созданию новых уставов и положений для различных профсоюзных структур, в обобщении опыта и выработке рекомендаций по коллективным договорам и соглашениям, определении профсоюзной политики по принятию правовых актов, обеспечивающих реализацию интересов, прав и свобод человека труда. Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР постановляет: 1. Рекомендовать членским организациям ФНПР принимать участие в разработке различных нормативных актов (профсоюзных, хозяйственных, социального партнерства, местного самоуправления, государственных, международных) с целью наиболее полного признания, соблюдения и защиты основных прав членов профсоюзов: - на свободу труда и экономической деятельности; - на содействие занятости, повышению квалификации и защите от безработицы; - на справедливые условия оплаты труда и повышение доходов; - на охрану труда и здоровья; - на бесплатную квалифицированную правовую помощь при трудовых спорах; - на использование профсоюзной собственности для удовлетворения социально-культурных потребностей членов профсоюзов; - на объединение и участие в управлении. 2. Для расширения прав членов профсоюзов и профсоюзных организаций, укрепления их нормативных гарантий Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по нормотворческой деятельности и защите прав профсоюзов, Правовому управлению аппарата ФНПР, членским организациям ФНПР: - принять участие в разработке Меморандума профсоюзных прав, призванного стать основной платформой ФНПР для изменения уставов профсоюзов, признания и защиты профсоюзных прав в коллективных договорах и соглашениях, подготовке нового законодательства о профсоюзах; - разработать и принять положения (общие положения) о профсоюзных организациях, являющихся юридическими лицами в составе профсоюзов, внести изменения и дополнения в уставы профсоюзов и территориальных профобъединений, предусмотрев в них четкое определение полномочий всех профсоюзных организаций и их органов, установление новой компетенции профсоюзных представителей и аппарата профсоюзных структур; - подготовить профсоюзные нормативные акты по вопросам содействия занятости, подготовки и повышения квалификации, охраны труда, страхования, санаторно-курортного, социально-культурного, физкультурно-оздоровительного, туристического и кредитно-банковского обслуживания членов профсоюзов; - привести учредительные документы предприятий, учреждений, организаций, созданных профсоюзами, в соответствие с законодательством, требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам, и уставной деятельностью профсоюзов; - принять участие в разработке нормативных актов по вопросам профсоюзной собственности, финансовой деятельности, учета и отчетности, деятельности работников аппарата профсоюзных структур; - осуществлять разработку и заключение гражданско-правовых, хозяйственных договоров предприятий, учреждений профсоюзов в интересах обеспечения уставной деятельности профсоюзов и защиты прав членов профсоюзов; - расширить практику заключения соглашений солидарности между профсоюзами, действующими на территории Российской Федерации, зарубежными профсоюзами и международными профобъединениями, создать нормативные основы по вопросам международной деятельности и международного сотрудничества профсоюзов. 3. В целях усиления договорного регулирования социальных процессов и трудовых отношений рекомендовать членским организациям ФНПР: - принять участие в разработке Декларации о политике в области труда и трудовых отношений - будущего основного программного документа ФНПР по реформированию трудовых отношений, изменению и дополнению законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений; - обеспечить нормативно-правовой характер договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях социального партнерства работников и работодателей (индивидуальных договоров о труде, коллективных договоров, региональных, отраслевых, генеральных соглашений); - распространить практику заключения новых видов соглашений: территориальных соглашений профсоюзных организаций, объединений работодателей и органов местного самоуправления; соглашений профсоюзных объединений с торгово-промышленными палатами, финансово-промышленными группами и транснациональными корпорациями; специальных соглашений по отдельным вопросам труда и социально-экономических отношений, не урегулированных законодательством; - проявлять инициативу по внесению профсоюзных предложений при разработке локальных нормативных актов (уставов предприятий, учреждений, организаций, положений об оплате труда, премировании, отпусках, социально-бытовом обслуживании, о комиссиях по трудовым спорам, правил внутреннего трудового распорядка и др.); - расширить практику разработки и повсеместного распространения типовых форм индивидуальных договоров о труде в качестве неотъемлемых приложений к коллективным договорам и соглашениям. 4. Рекомендовать постоянным комиссиям Генерального Совета ФНПР по нормотворческой деятельности и защите прав профсоюзов, по защите экономических прав трудящихся, по социальным гарантиям, по охране труда и экологии, по организационной работе и взаимодействию с общественными движениями, по финансовой работе совместно с соответствующими структурными подразделениями аппарата ФНПР принять участие в разработке следующих нормативных правовых актов, намечаемых к обсуждению Федеральным Собранием Российской Федерации: - законов о прожиточном минимуме, о регулировании оплаты труда, об изменении налогообложения, ценовой политике, жилищной политике, управлении Пенсионным фондом; - Закона о социальном страховании; - Гражданского кодекса, законов, регулирующих приватизацию, создание и деятельность различных видов предприятий, учреждений, организаций; - Трудового кодекса, федеральной программы занятости, законов о трудовых спорах, об изменениях и дополнениях Закона о коллективных договорах и соглашениях; - основных направлений молодежной политики, программы "Дети России", об изменении Закона об образовании, законов о курортах, туризме, о возмещении вреда здоровью от загрязнения окружающей среды; - Закона об общественных объединениях; - Закона о профсоюзах; - федеральных конституционных законов, законов по обеспечению основных прав человека, правопорядка, изменению административного и уголовного законодательства. Начать разработку проекта закона о социальной политике. 5. Для соблюдения и повышения роли общепризнанных принципов и норм международного права в регулировании социально-трудовых отношений и деятельности профсоюзов рекомендовать постоянным комиссиям по нормотворческой деятельности и защите прав профсоюзов, по защите экономических прав трудящихся, по социальным гарантиям, по охране труда и экологии совместно с соответствующими структурными подразделениями аппарата ФНПР: - подготовить предложения к ратификации конвенций Международной Организации Труда; - подготовить предложения о международно-правовых инициативах в области труда и социальной политики, об основных положениях разрабатываемых международно-правовых актов по вопросам трудовых контрактов, неполного рабочего времени, производства шахтных работ; - осуществлять подготовку предложений профсоюзов к международным договорам, заключаемым Российской Федерацией с другими странами по вопросам труда, занятости, миграции, социальной политики, правовой помощи. 6. В целях усиления взаимодействия профсоюзов с различными органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями и их объединениями рекомендовать профсоюзным органам осуществлять: - участие в совместной разработке проектов нормативных актов по социально-экономическим вопросам, принимаемых федеральными и территориальными государственными органами, органами местного самоуправления; - внесение предложений к проектам нормативных актов; - разработку предложений по изменению и дополнению действующего законодательства, других нормативных актов; - представление экспертных заключений профсоюзов к проектам нормативных актов; - подготовку информационно-аналитических материалов, социально-экономических и правовых обоснований о введении новых, изменениях и дополнениях действующих норм; - организовать широкое обсуждение в профсоюзных организациях готовящихся проектов нормативных актов. 7. Установить, что внесение в федеральные государственные органы и международные организации нормативно-правовых предложений ФНПР осуществляется после заключения Правового управления аппарата ФНПР. 8. Рекомендовать Академии труда и социальных отношений, Санкт-Петербургскому гуманитарному университету профсоюзов, Научному центру профсоюзов, учебно-методическим центрам профсоюзов совместно с другими научными и учебными учреждениями принять участие в разработке научно-практических рекомендаций по нормотворческой деятельности профсоюзов, в подготовке проектов нормативных актов, экспертных заключений и научных обоснований по изменению действующего законодательства, осуществлять конкурсные разработки проектов нормативных актов. 9. Признать целесообразным проведение совещаний - семинаров по вопросам нормотворческой деятельности, а также создание специализированных объединений специалистов, работающих в области регулирования социально-трудовых отношений и защиты прав членов профсоюзов. Провести 22-25 марта 1994 года в Академии труда и социальных отношений семинар-совещание руководителей правовых служб отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений "Нормотворческая деятельность и защита прав профсоюзов". Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России М.В.Шмаков |