О НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗОВ. Постановление. Федерация независимых профсоюзов РСФСР. 03.03.94 1-3

               О НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ
                     ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

                           3 марта 1994 г.
                                N 1-3

                                 (Д)


     Конституция Российской  Федерации  предоставляет  право   каждому
создавать   профессиональные   союзы  для  защиты  своих  интересов  и
гарантирует свободу их деятельности.
     Изменившиеся социально-экономические  и политико-правовые условия
требуют расширить права членов профсоюзов, четко определить полномочия
всех    профсоюзных   структур,   по-новому   установить   компетенцию
профсоюзных представителей.  Нормативно  -  правовой  характер  должно
приобрести  коллективно-договорное регулирование трудовых отношений на
различных уровнях социального партнерства профсоюзов и  работодателей.
Интересы  членов  профсоюзов  должны  быть  своевременно  представлены
профсоюзными органами при разработке и принятии  нормативных  правовых
актов  органами  представительной  (законодательной)  и исполнительной
властей,  а также учитываться международными организациями  в  области
труда.
     Назрела необходимость     в     развертывании     нормотворческой
деятельности  по  созданию  новых  уставов  и  положений для различных
профсоюзных структур,  в обобщении опыта и выработке  рекомендаций  по
коллективным договорам и соглашениям, определении профсоюзной политики
по принятию правовых актов,  обеспечивающих реализацию интересов, прав
и свобод человека труда.
     Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР постановляет:
     1. Рекомендовать  членским  организациям ФНПР принимать участие в
разработке различных нормативных  актов  (профсоюзных,  хозяйственных,
социального  партнерства,  местного  самоуправления,  государственных,
международных) с целью наиболее полного признания, соблюдения и защиты
основных прав членов профсоюзов:
     - на свободу труда и экономической деятельности;
     - на  содействие  занятости,  повышению  квалификации и защите от
безработицы;
     - на справедливые условия оплаты труда и повышение доходов;
     - на охрану труда и здоровья;
     - на  бесплатную  квалифицированную  правовую помощь при трудовых
спорах;
     - на  использование  профсоюзной собственности для удовлетворения
социально-культурных потребностей членов профсоюзов;
     - на объединение и участие в управлении.
     2. Для  расширения   прав   членов   профсоюзов   и   профсоюзных
организаций,  укрепления  их  нормативных гарантий Постоянной комиссии
Генерального Совета ФНПР по нормотворческой деятельности и защите прав
профсоюзов,  Правовому управлению аппарата ФНПР, членским организациям
ФНПР:
     - принять  участие  в  разработке  Меморандума  профсоюзных прав,
призванного стать  основной  платформой  ФНПР  для  изменения  уставов
профсоюзов,   признания  и  защиты  профсоюзных  прав  в  коллективных
договорах  и  соглашениях,  подготовке   нового   законодательства   о
профсоюзах;
     - разработать и принять положения (общие положения) о профсоюзных
организациях,  являющихся  юридическими  лицами  в составе профсоюзов,
внести изменения и дополнения в уставы  профсоюзов  и  территориальных
профобъединений, предусмотрев в них четкое определение полномочий всех
профсоюзных организаций и их органов,  установление новой  компетенции
профсоюзных представителей и аппарата профсоюзных структур;
     - подготовить профсоюзные нормативные акты по вопросам содействия
занятости,   подготовки   и   повышения  квалификации,  охраны  труда,
страхования,       санаторно-курортного,        социально-культурного,
физкультурно-оздоровительного,  туристического  и кредитно-банковского
обслуживания членов профсоюзов;
     - привести   учредительные   документы  предприятий,  учреждений,
организаций,    созданных    профсоюзами,     в     соответствие     с
законодательством, требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам, и
уставной деятельностью профсоюзов;
     - принять  участие  в  разработке  нормативных  актов по вопросам
профсоюзной   собственности,   финансовой   деятельности,   учета    и
отчетности, деятельности работников аппарата профсоюзных структур;
     - осуществлять  разработку  и   заключение   гражданско-правовых,
хозяйственных договоров предприятий, учреждений профсоюзов в интересах
обеспечения уставной деятельности  профсоюзов  и  защиты  прав  членов
профсоюзов;
     - расширить  практику  заключения  соглашений  солидарности между
профсоюзами,  действующими   на   территории   Российской   Федерации,
зарубежными  профсоюзами  и международными профобъединениями,  создать
нормативные  основы   по   вопросам   международной   деятельности   и
международного сотрудничества профсоюзов.
     3. В   целях   усиления   договорного   регулирования  социальных
процессов и трудовых  отношений  рекомендовать  членским  организациям
ФНПР:
     - принять участие в разработке Декларации о  политике  в  области
труда и трудовых отношений - будущего основного программного документа
ФНПР по реформированию  трудовых  отношений,  изменению  и  дополнению
законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений;
     - обеспечить     нормативно-правовой     характер     договорного
регулирования  трудовых  отношений  на  различных  уровнях социального
партнерства работников и  работодателей  (индивидуальных  договоров  о
труде,  коллективных договоров,  региональных, отраслевых, генеральных
соглашений);
     - распространить  практику  заключения  новых  видов  соглашений:
территориальных  соглашений   профсоюзных   организаций,   объединений
работодателей    и   органов   местного   самоуправления;   соглашений
профсоюзных    объединений    с    торгово-промышленными     палатами,
финансово-промышленными  группами  и  транснациональными корпорациями;
специальных    соглашений    по    отдельным    вопросам    труда    и
социально-экономических       отношений,       не      урегулированных
законодательством;
     - проявлять  инициативу  по  внесению профсоюзных предложений при
разработке   локальных   нормативных   актов   (уставов   предприятий,
учреждений,  организаций,  положений  об  оплате труда,  премировании,
отпусках,  социально-бытовом обслуживании,  о  комиссиях  по  трудовым
спорам, правил внутреннего трудового распорядка и др.);
     - расширить практику разработки и  повсеместного  распространения
типовых  форм индивидуальных договоров о труде в качестве неотъемлемых
приложений к коллективным договорам и соглашениям.
     4. Рекомендовать постоянным комиссиям Генерального Совета ФНПР по
нормотворческой деятельности  и  защите  прав  профсоюзов,  по  защите
экономических  прав  трудящихся,  по  социальным гарантиям,  по охране
труда  и  экологии,  по  организационной  работе  и  взаимодействию  с
общественными   движениями,   по   финансовой   работе   совместно   с
соответствующими структурными подразделениями  аппарата  ФНПР  принять
участие в разработке следующих нормативных правовых актов,  намечаемых
к обсуждению Федеральным Собранием Российской Федерации:
     - законов  о прожиточном минимуме,  о регулировании оплаты труда,
об изменении налогообложения,  ценовой  политике,  жилищной  политике,
управлении Пенсионным фондом;
     - Закона о социальном страховании;
     - Гражданского   кодекса,   законов,  регулирующих  приватизацию,
создание  и  деятельность  различных  видов  предприятий,  учреждений,
организаций;
     - Трудового кодекса,  федеральной программы занятости,  законов о
трудовых  спорах,  об  изменениях  и дополнениях Закона о коллективных
договорах и соглашениях;
     - основных   направлений  молодежной  политики,  программы  "Дети
России",  об изменении Закона  об  образовании,  законов  о  курортах,
туризме, о возмещении вреда здоровью от загрязнения окружающей среды;
     - Закона об общественных объединениях;
     - Закона о профсоюзах;
     - федеральных конституционных  законов,  законов  по  обеспечению
основных  прав человека,  правопорядка,  изменению административного и
уголовного законодательства.
     Начать разработку проекта закона о социальной политике.
     5. Для соблюдения и повышения  роли  общепризнанных  принципов  и
норм международного права в регулировании социально-трудовых отношений
и  деятельности  профсоюзов  рекомендовать  постоянным  комиссиям   по
нормотворческой  деятельности  и  защите  прав  профсоюзов,  по защите
экономических прав трудящихся,  по  социальным  гарантиям,  по  охране
труда   и   экологии   совместно   с   соответствующими   структурными
подразделениями аппарата ФНПР:
     - подготовить  предложения  к ратификации конвенций Международной
Организации Труда;
     - подготовить  предложения  о международно-правовых инициативах в
области  труда  и  социальной   политики,   об   основных   положениях
разрабатываемых   международно-правовых  актов  по  вопросам  трудовых
контрактов, неполного рабочего времени, производства шахтных работ;
     - осуществлять  подготовку предложений профсоюзов к международным
договорам,  заключаемым Российской Федерацией с  другими  странами  по
вопросам труда,  занятости,  миграции,  социальной политики,  правовой
помощи.
     6. В   целях  усиления  взаимодействия  профсоюзов  с  различными
органами   государственной   власти   и    местного    самоуправления,
работодателями  и  их  объединениями рекомендовать профсоюзным органам
осуществлять:
     - участие  в  совместной разработке проектов нормативных актов по
социально-экономическим   вопросам,   принимаемых    федеральными    и
территориальными    государственными   органами,   органами   местного
самоуправления;
     - внесение предложений к проектам нормативных актов;
     - разработку предложений по изменению и  дополнению  действующего
законодательства, других нормативных актов;
     - представление  экспертных  заключений  профсоюзов  к   проектам
нормативных актов;
     - подготовку       информационно-аналитических        материалов,
социально-экономических  и  правовых  обоснований  о  введении  новых,
изменениях и дополнениях действующих норм;
     - организовать  широкое  обсуждение  в  профсоюзных  организациях
готовящихся проектов нормативных актов.
     7. Установить,  что внесение в федеральные государственные органы
и  международные  организации  нормативно-правовых  предложений   ФНПР
осуществляется после заключения Правового управления аппарата ФНПР.
     8. Рекомендовать   Академии   труда   и   социальных   отношений,
Санкт-Петербургскому  гуманитарному университету профсоюзов,  Научному
центру профсоюзов,  учебно-методическим центрам профсоюзов совместно с
другими  научными и учебными учреждениями принять участие в разработке
научно-практических  рекомендаций  по   нормотворческой   деятельности
профсоюзов,   в  подготовке  проектов  нормативных  актов,  экспертных
заключений   и   научных   обоснований   по   изменению   действующего
законодательства,    осуществлять   конкурсные   разработки   проектов
нормативных актов.
     9. Признать  целесообразным  проведение  совещаний - семинаров по
вопросам    нормотворческой    деятельности,    а    также    создание
специализированных  объединений  специалистов,  работающих  в  области
регулирования  социально-трудовых  отношений  и  защиты  прав   членов
профсоюзов.
     Провести 22-25 марта 1994 года  в  Академии  труда  и  социальных
отношений  семинар-совещание  руководителей  правовых служб отраслевых
профсоюзов   и   территориальных   профобъединений    "Нормотворческая
деятельность и защита прав профсоюзов".

Председатель Федерации
Независимых Профсоюзов России                  М.В.Шмаков