О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 31.03.94 315/11

                 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
                  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           31 марта 1994 г.
                               N 315/11

                                 (Д)


     В разработанном в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании" базисном  учебном  плане  общеобразовательных  учреждений
иностранный язык представлен на федеральном уровне как одна из учебных
дисциплин образовательной области "Языки и литература" и  изучается  в
основной  школе  (5-9  классы).  В школах ,  где русский язык является
языком обучения,  на иностранный язык используются  часы  инвариантной
части  базисного  учебного плана.  Если в учебном плане школы наряду с
русским языком как государственным языком  страны  представлен  родной
язык  или  русский  выступает  как  язык обучения и одновременно с ним
изучается язык и литература республики /края/,  то на иностранный язык
предлагается   использовать   как   часы  инвариантной  части,  так  и
необходимое количество часов  вариативной  части  базисного  плана.При
определении  учебной  нагрузки  необходимо  исходить из того,  что для
овладения  базовым  уровнем  обученности  по   предмету,   методически
целесообразно отводить на иностранный язык не менее 3-х часов в неделю
в каждом классе.  Цели и содержание базового уровня в системе языковой
подготовки   школьников   будут  определены  в  "Российском  стандарте
образования по  иностранным  языкам",  один  из  проектов  которого  в
настоящее   время  опубликован  /Российский  стандарт  образования  по
иностранному языку.  - МО РФ  и  Институт  общеобразовательной  школы,
Москва,  1993 г.; см. журнал "Иностранные языки в школе", 1993 г. N 5,
6/.
     С 1992/93  учебного  года  основная  школа переходит на работу по
новым   УМК   по   иностранным   языкам,   разработанным    авторскими
коллективами,  в состав которых входят носители языка.  В них отражены
современные направления в методике обучения предмету, язык представлен
и  как  средство  коммуникации и как средство познания культуры страны
изучаемого языка.  В 1992 г.  издательством "Просвещение" издан  новый
учебник   "   Счастливый   английский"   для   5-6   классов  /авторы:
Т.Б.Клементьева и Б.  Монк/,  для 7 класса в 1994  выйдет  "Счастливый
английский  2"/  авторы:  В.П.Кузовлев  и др./ Для учащихся 5 классов,
изучающих  французский  язык,  в  1993  г.  вышел  новый  УМК   "Синяя
птица" /авторы: Э.М. Береговская и М. Туссен/.
     Продолжается работа по совершенствованию и обновлению  содержания
действующих  учебных  пособий по немецкому языку.  В 1992/93 г.  школа
получила новые учебники для 7,  8- 9 классов /авторы И.Л.Бим и др./; в
1994 г.  выйдет новый УМК для 5 класса.В 1993 г.  издан переработанный
УМК по испанскому языку для 5 кл.  и новый УМК для 8 кл. /авторы: В.А.
Белоусова и др./.
     Ведется работа по  созданию  альтернативных  УМК  по  иностранным
языкам.  В  1993 г.  в издательстве "Просвещение" вышел пробный УМК по
английскому языку для 5 класса  /автор  В.Н.Филиппов/,  основанный  на
интенсивной методике обучения , а также пробный УМК по немецкому языку
для 5 класса /авторы: Е.И.Пассов и др./ В своей работе с учащимися 5-9
классов   учителя   могут   использовать  и  другие  учебные  пособия,
справочную литературу,  книги для чтения,  издаваемые  в  издательстве
"Просвещение" /см.  список выпускаемых книг,  опубликованный в журнале
"Иностранные языки в школе", 1993 г. N 4 /.
     Если позволяют  условия  /наличие  квалифицированных  учительских
кадров,  желание родителей и др./,  то школа может вводить иностранный
язык  в  начальных  классах,  используя в этих целях часы обязательной
вариативной части базисного учебного плана  /не  менее  2-3х  часов  в
неделю/.   Начальная   школа,   максимально   используя  благоприятные
возможности  младшего  школьного  возраста  для  изучения  иностранных
языков,  должна  создать  у  учащихся  исходную  базу  для дальнейшего
освоения предмета.  Рекомендуется использовать  в  работе  с  младшими
школьниками  изданные  в  1992  г.  в издательстве "Просвещение" для 1
класса пробные УМК  по  английскому  языку/авторы  :Е.И.Негневицкая  и
др./,  по немецкому языку/авторы:Г.В.Яцковская и др.,"Французский язык
для самых маленьких" /автор Э.М.Береговская/.Помимо этого на начальном
этапе  могут найти применение выпускаемые в издательстве "Просвещение"
в 1993 г.  комплект пособий "Немецкий язык для самых маленьких"/авторы
:   Н.Д.Гальскова   и   др./   и   пособие   "Мой  первый  французский
букварь"/автор   Н.М.   Касаткина/.   Учащиеся,   закончив    изучение
иностранных языков в начальной школе,  на последующей ступени обучения
могут перейти на работу по учебникам для  средней  общеобразовательной
школы  или  использовать  учебники  для  школ  с углубленным изучением
иностранных языков.
     Для учащихся,  интересующихся  иностранным языком,  рекомендуется
включить  в  учебный  план  старших  классов   /10-11   кл./   предмет
"Иностранные  языки",  на  изучение  которого  можно использовать часы
вариативной части. Изучение иностранного языка в старших классах может
быть  нацелено:  на  поддержание  сформированных в 5-9 классах знаний,
умений  и  навыков;  на  более  углубленное  изучение   предмета;   на
профилирование  с  учетом  интересов  учащихся.  Предлагаемые учащимся
курсы могут быть построены на традиционной основе и на основе методики
интенсивного  обучения.  В  старших классах рекомендуется использовать
следующие учебные пособия,  изданные "Просвещением":  "Английский язык
за  два  года"  /авторы Г.В.Рогова и др./,  1993 г.;  Б.С.  Островский
"Английский язык.  Факультативный курс", 1992 г.; "Английский язык как
снежный ком" Интенсивный курс для 10 класса,  /авторы:  Л.Г.Денисова и
др./ 1993 г.;  " Немецкий язык для 10-11 кл." /авторы:  И.Л.Бим и др./
1992  г.;  "Немецкий  язык.  Факультативный  курс  10-11  кл." /авторы
Е.И.Пассов и др./ 1992 г.;  Л.Н.Яковлева "Немецкая литература - читаем
вместе".   1993   г.;   Французский   язык.  С.П.Золотницкая  "Спутник
старшеклассника". 1993.
     Наряду с  первым  иностранным  языком на разных этапах обучения в
школах,  где позволяют условия,  может быть введен второй  иностранный
язык за счет часов вариативной части.
     В 1994  г.  выйдут  новые   программы   для   общеобразовательных
учреждений  1-11  кл.,  по  раннему  обучению 1-4 кл.,  по профильному
обучению 10-11 кл.
     В переходный  период  до введения государственных образовательных
стандартов при отборе содержания можно  ориентироваться  на  следующие
базовые   компоненты   содержания   учебной   дисциплины  "Иностранные
языки": коммуникативные умения, языковые знания, лингвострановедческие
и страноведческие знания.
     В области  обучения  чтению  учащиеся  должны  овладеть  умениями
читать, понимать и осмысливать содержание текстов с различной глубиной
и  точностью  проникновения  в  содержащуюся  в   них   информацию   в
зависимости от задач чтения:  1) с извлечением основной информации; 2)
с извлечением полной информации;  3)  с  извлечением  необходимой  или
интересующей информации (в процессе поискового чтения).
     Учащиеся должны  уметь общаться со своим зарубежным сверстником в
наиболее  типичных  ситуациях  общения  в  рамках  примерно  следующей
тематики.
     Социально-бытовая сфера: Семья. Дом. Семейные традиции. Помощь по
дому. Домашние животные в нашей жизни. Покупки. Еда. Я и мои друзья.
     Учебно-трудовая сфера:  Школа и любимые предметы.  Досуг.  Спорт.
Планы на будущее.
     Социально-культурная сфера:  Города  и  их достопримечательности.
Путешествия. Транспорт. Праздники. Природа и экология.
     В области  аудирования  ученик  должен  воспринимать  на  слух  и
понимать высказывания  в  стандартных  ситуациях  общения  и  понимать
основное содержание несложных текстов в рамках заданной тематики.
     В области   письма   ученик   должен   уметь   написать   письмо,
поздравительную открытку, заполнить формуляр, анкету.
     Для овладения речевыми умениями ученик должен  усвоить  следующие
языковые знания:
     Произношение, интонация, графика.
     Лексический минимум.  Знание 1800 слов для рецептивного усвоения.
Из них 800 слов предназначается для продуктивного усвоения.
     Грамматический минимум.
     Морфология. Имя   существительное.   Артикль.   Местоимение.  Имя
прилагательное. Наречие. Глагол. Предлог. Союз. Числительные.
     Знание словообразовательных средств языка.
     Синтаксис. Простые,    сложносочиненные    и    сложноподчиненные
предложения. Понятие согласования времен. Косвенная речь.
   Лингвострановедческие и страноведческие знания.
     Общие сведения  о  государственном  устройстве  страны изучаемого
языка,о  национальной  культуре  и  ее  вкладе  в  мировую   культуру,
особенности   речевого   поведения   и   этикета,  общие  сведения  об
образовательных учреждениях, организация быта и досуга.
     Данные компоненты  входят  в  обязательные  требования  к  уровню
обученности школьников по иностранному языку.
     Рекомендации по  работе  учителя  иностранного  языка с основными
компонентами будут опубликованы в журнале "Иностранные языки в школе"
     Институтам повышения     квалификации     учителей     необходимо
организовать  переподготовку  учителей  для работы по раннему обучению
иностранным   языкам,   по   методике   интенсивного   обучения,    по
лингвострановедению.

Начальник Главного управления
развития общего среднего образования           М.Р.Леонтьева