КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ДО 2010 ГОДА СЕТЕЙ СУХОПУТНОЙ ПОДВИЖНОЙ РАДИОСВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (В ЧАСТИ СОТОВЫХ, РАДИАЛЬНО-ЗОНОВЫХ И РАДИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ). Решение. Государственный комитет РФ по связи и информатизации. 23.02.94 71

               КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ДО 2010 ГОДА
       СЕТЕЙ СУХОПУТНОЙ ПОДВИЖНОЙ РАДИОСВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
       (В ЧАСТИ СОТОВЫХ, РАДИАЛЬНО-ЗОНОВЫХ И РАДИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)

                               РЕШЕНИЕ

         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

                          23 февраля 1994 г.
                                 N 71

                                (НЦПИ)


                                         Одобрено решением ГКЭС России
                                               от 23 февраля 1994 года
                                                                  N 71

                               Введение

     Сети сухопутной подвижной радиосвязи  создавались  на  территории
России  на протяжении последнего тридцатилетия исходя из необходимости
организации  оперативной  связи,  в  основном,  для   высших   органов
государственной власти и управления.
     Переход к новым экономическим  условиям,  стимулирующим  развитие
деловой активности и предпринимательства, существенно повысил спрос на
услуги сухопутной подвижной радиосвязи  общего  пользования  (СПР-ОП).
Удовлетворить  его  возможно  только  путем  использования современных
технологий и выделения дополнительных полос радиочастот для  СПР-ОП  в
диапазонах,   определенных   регламентом   радиосвязи  для  сухопутной
подвижной службы.
     Развитие СПР-ОП  в России будет также способствовать комплексному
развитию сетей связи общего пользования.
     Целью настоящей    концепции    является   определение   основных
направлений и принципов создания сетей  СПР-ОП  в  реальных  условиях,
сложившихся  в Российской Федерации,  с учетом мирового опыта развития
подобных сетей.

                   1. Исходные положения концепции

     1.1. Под   сетями   сухопутной   подвижной   радиосвязи    общего
пользования     понимается     совокупность     технических    средств
(радиооборудование,  коммутационное оборудование, соединительные линии
и   сооружения),  с  помощью  которых  можно  предоставлять  подвижным
абонентам связь между собой и  с  абонентами  телефонной  сети  общего
пользования.  Вопросы  организации  сетей  персонального  радиовызова,
использования  радиоудлинителей   телефонных   линий   и   бесшнуровых
телефонов в настоящей концепции не рассматриваются <*>.
     1.2. Сети  СПР-ОП  в  Российской  Федерации  создаются  с   целью
максимального   удовлетворения  на  современном  мировом  уровне  и  в
наиболее короткие сроки потребностей в  услугах  подвижной  радиосвязи
всех категорий пользователей.
     1.3. Сети  СПР-ОП  являются  частью  взаимоувязанной  сети  связи
Российской Федерации (ВСС),  ее дополнением и расширением.  Они должны
взаимодействовать с телефонной сетью общего пользования (ТФОП).
     Создание ведомственных сотовых сетей целесообразно осуществлять в
рамках сотовых сетей общего пользования (на правах виртуальных сетей).
     1.4. Принципы    организации   сетей   СПР-ОП   основываются   на
действующих правилах государственного регулирования в отрасли "Связь",
снижении доли централизованного планирования и финансирования с учетом
расширения форм  собственности  и  законов  рыночных  отношений.  Сети
СПР-ОП  создаются,  в основном,  за счет привлечения негосударственных
финансовых средств.
     1.5. Основой  для  решения  вопросов по внедрению в России систем
СПР-ОП являются  решения  Государственной  комиссии  по  радиочастотам
России  (ГКРЧ  России),  определяющие условия использования частотного
спектра на территории страны.
     1.6. Подключение  сетей  СПР-ОП  к сетям связи общего пользования
должно осуществляться  по  техническим  требованиям,  согласованным  в
каждом конкретном случае с соответствующими предприятиями связи.
     При создании и эксплуатации сетей  СПР-ОП  должны  использоваться
нормативно-технические    документы,   определяющие   общие   принципы
организации сетей связи общего пользования,  нумерацию и сигнализацию.
Также  должны  выполняться  общие  требования  но предоставлению услуг
связи,  в  том  числе,  и  при   чрезвычайных   ситуациях,   а   также
эксплуатационно-технические    требования    к   средствам   и   сетям
электросвязи  по  обеспечению   оперативно-розыскных   мероприятий   в
соответствии  с  Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной
деятельности в Российской Федерации".
     1.7. Все  операторы  сетей  СПР-ОП  обязаны  принимать  участие в
развитии  и  модернизации  сетей  связи  общего  пользования,  степень
которого  определяется Министерством связи Российской Федерации (далее
- Министерство) при выдаче лицензий.

              2. Тенденции развития сетей СПР-ОП в мире

     Аналоговые радиальные  системы  положили  начало  развитию  сетей
СПР-ОП во всех странах мира.
     Освоение новых полос радиочастот и переход  на  создание  сотовых
систем  подвижной  радиосвязи общего пользования позволили значительно
увеличить емкость  сетей  СПР-ОП.  Таким  образом  большое  количество
подвижных    абонентов   получило   услуги   автоматической   местной,
междугородной и международной связи.
     Использование цифровой   технологии  сделало  оборудование  более
надежным   и   обеспечило   возможность   расширения   набора   услуг,
предоставляемых сетями СПР-ОП.
     Унификация оборудования сотовой связи на международном  уровне  и
принятие  многими  странами  единых стандартов позволили предоставлять
услуги  СПР-ОП  и  при  пересечении   подвижными   абонентами   границ
государств.
     В экономически развитых странах мира на 100 жителей приходится  в
среднем  3  радиотелефона,  а  в  странах  Скандинавии  - 8,  где зона
обслуживания сетей СПР-ОП охватывает практически всю  территорию  этих
стран  (около  98 процентов).  Тенденция дальнейшего мирового развития
сетей СПР-ОП состоит в создании единой сети СПР-ОП с  широким  набором
услуг для абонентов.

              3. Уровень обеспеченности населения России
                           услугами СПР-ОП

     По итогам 1993 года количество абонентов сетей  СПР-ОП  составило
около 38 000,  что соответствует приблизительно 0,025 радиотелефона на
100 жителей.
     Все эти   абоненты,   в   основном,  сосредоточены  в  городах  с
населением свыше 0,2 млн.  человек и с учетом исторически  сложившейся
ситуации,  как  правило,  являются  юридическими  лицами.  Большинство
абонентов сетей СПР-ОП пользуются  услугами  отечественной  радиальной
системы  радиотелефонной  связи  "Алтай".  Системы  сотовой  подвижной
радиосвязи действуют в Москве и Санкт-Петербурге.

                 4. Направления развития сетей СПР-ОП
               (федеральные и региональные сети СПР-ОП)

     Для преодоления имеющегося отставания в области СПР-ОП необходимо
построить сети, которые будут
     а). основываться на перспективных технологиях;
     б). предоставлять широкому кругу российских пользователей  услуги
местной,  междугородной и международной телефонной связи, других служб
электросвязи,  а также  автоматический  национальный  и  международный
роуминг,  то  есть  обслуживание блуждающего абонента,  приписанного к
другому центру коммутации  аналогичной  сети.  При  этом  качественные
показатели  предоставляемых  услуг должны соответствовать существующим
национальным и международным нормам;
     в). охватывать, в основном, всю территорию страны;
     г). обеспечивать предоставление экстренных услуг связи в условиях
возникновения на обслуживаемой территории чрезвычайных ситуаций;
     д). интегрироваться с сетями СПР-ОП многих государств.
     Сети, отвечающие  перечисленным  требованиям,  получили  название
федеральных сетей.
     Строительство федеральных  сетей  невозможно  без принятия единых
стандартов на используемое оборудование,  которое  также  должно  быть
совместимо с действующими на территории России радиосредствами и иметь
возможность взаимодействия с сетями связи общего пользования. С учетом
геополитической  ориентации  России целесообразно внедрять европейские
стандарты,  разработанные  Европейским  институтом  стандартов   связи
(ETSI).
     Так как оборудование  общеевропейского  цифрового  стандарта  GSM
отвечает самым современным требованиям, и этот стандарт принят многими
странами мира,  было решено на его основе строить федеральную цифровую
сеть СПР-ОП России.
     В связи с тем,  что состояние сетей связи  общего  пользования  и
имеющиеся  в настоящее время ограничения по использованию необходимого
частотного ресурса несколько сдерживают создание федеральной  сети  на
основе  стандарта  GSM (далее - федеральная сеть GSM),  предполагается
продолжить  строительство  аналоговой   федеральной   сети   на   базе
оборудования стандарта NMT-450 (далее - федеральная сеть NMT-450).
     В развитии этих  федеральных  сетей  СПР-ОП  можно  наметить  два
этапа,  сроки  которых  зависят  от  проведения  конверсии  частотного
спектра,  цифровизации ТФОП,  внедрения системы  сигнализации  ОКС  N7
МККТТ:
     первый этап  -  создание  федеральной  аналоговой  сети   NMT-450
(1994-2000  гг.)  с  полным  набором услуг (в том числе национальный и
международный "роуминг") с одновременным созданием фрагментов цифровой
федеральной сети GSM при возможных ограничениях по набору услуг;
     второй этап - создание федеральной цифровой  сети  GSM  с  полным
(2001-2010 гг.) набором услуг.
     Взаимодействие между абонентами федеральных сетей GSM  и  NMT-450
будет  осуществляться  через  ТФОП,  либо по каналам,  непосредственно
соединяющим коммутационное оборудование этих сетей.
     Предполагается, что  к  2010 году эти две федеральные сети смогут
полностью  удовлетворить  потребность   российских   пользователей   в
современных  услугах  СПР-ОП.  При  этом ожидается,  что к 2010 году в
России процент охвата населения  услугами  сетей  СПР-ОП  составит  не
менее 2 процентов (то есть 2 радиотелефона на 100 жителей).
     Создание федеральных сетей GSM и NMT-450 определено  как  главное
направление  развития  сетей  СПР-ОП  России  до 2010 года,  и на этом
направлении следует  максимально  концентрировать  усилия  операторов,
инвесторов и отечественных производителей оборудования связи.
     Создание федеральных   сетей   на   основе   других    технологий
целесообразно   в  случаях,  когда  федеральные  сети  NMT-450  и  GSM
исчерпают свои технические возможности по набору и качеству  услуг,  а
также увеличению числа абонентов и охвату территории.
     Так как в настоящее время практически  отсутствует  отечественное
оборудование,  соответствующее  требованиям  стандартов GSM и NMT-450,
создание федеральных сетей требует валютных инвестиций.
     С целью   скорейшего  насыщения  российского  рынка  электросвязи
услугами  СПР-ОП  допускается  создание  региональных  сетей,  которые
прежде всего должны базироваться на отечественном оборудовании.
     Региональные сети могут предоставлять абонентам  меньший,  чем  в
федеральных   сетях   СПР-ОП,  набор  услуг  и  зона  их  обслуживания
ограничивается  территорией  региона   (территорией,   совпадающей   с
междугородной зоной нумерации) или даже отдельного населенного пункта.
Для  их  создания  разрешается  использовать  любой  тип  оборудования
СПР-ОП, кроме оборудования стандартов GSM и NMT-450.
     Региональные сети  могут  работать  в  традиционном  для   России
диапазоне 330 МГц (радиальные системы типа "Алтай",  радиально-зоновые
и др.) и в диапазоне 800 мГц, где для этих целей имеются согласованные
полосы  частот.  Они могут создаваться также с использованием и других
диапазонов,  если  на  это  имеются  соответствующие  разрешения  ГКРЧ
России.
     Каждая региональная сеть обслуживает только закрепленных  за  ней
абонентов.
     Условия организации  региональных   сетей   СПР-ОП   определяются
Министерством  при  выдаче  лицензий  с  учетом  состояния  и развития
федеральных сетей СПР-ОП,  возможностей  использования  отечественного
оборудования  СПР-ОП  и  желаний  администраций  регионов  (на  уровне
субъектов Федерации).
     Региональные сети могут также использоваться для решения вопросов
телефонизации труднодоступных районов и территорий с низкой  полностью
населения.

      5. Условия, обеспечивающие развитие сетей СПР-ОП в России
         (федеральные и региональные операторы. Национальные
                      координационные комитеты)

     Принципы организаций    сетей    СПР-ОП    соответствуют    новым
экономическим подходам  к  отрасли  "Связь",  то  есть  снижению  доли
централизованного   планирования   и   финансирования,   использованию
различных форм собственности.
     Повышенная заинтересованность отечественных коммерческих структур
и зарубежных фирм во вложении своих финансовых  средств  в  конкретные
проекты  по  организации  сетей  СПР-ОП позволяет считать коммерческую
основу вполне оправданной.  Любые юридические лица, зарегистрированные
в  соответствии с законодательством Российской Федерации,  могут стать
операторами  сетей  СПР-ОП,  если  они  берут  на  себя  обязательства
создавать эти сети в соответствии с существующими нормами и правилами,
выполнять все требования Министерства, изложенные в лицензиях на право
предоставления услуг связи.
     Все операторы   сетей   СПР-ОП   должны   принимать   участие   в
модернизации  и  развитии  ТФОП,  а  также  в   других   мероприятиях,
способствующих развитию сетей СПР-ОП.
     Операторы делятся на федеральных и региональных.
     Федеральными считаются те операторы, которые участвуют в создании
федеральных  сетей  СПР-ОП   Российской   Федерации,   имея   на   это
соответствующие лицензии.
     Федеральные операторы обязаны предоставлять услуги всем абонентам
федеральной  сети  соответствующего  стандарта,  независимо  от  места
регистрации этих абонентов.
     Целесообразно объединение федеральных операторов сети GSM и  сети
NMT-450  в  два национальных координационных комитета соответственно с
целью  разработки  технических  и  административных   мероприятий   по
обеспечению   национального  и  международного  роуминга,  определения
условий использования федеральных сетей  при  чрезвычайных  ситуациях,
согласования вопросов участия федеральных операторов в мероприятиях по
модернизации  и  развитию  ТФОП,  проведение  которых  необходимо  для
реализации проектов.
     Национальные координационные комитеты не вмешиваются в финансовую
деятельность федеральных операторов.  Они имеют статус юридических лиц
и  работают  на  принципах  самофинансирования  за   счет   отчислений
финансовых  средств  входящими  в  их состав федеральными операторами.
Основными их задачами являются:
     - разработка   единых  правил  предоставления  услуг  федеральных
сетей;
     - решение общих технических задач по выполнению условий лицензий;
     - согласование вопросов взаимоплатежей федеральных  операторов  и
порядка расчетов с другими операторами сетей связи общего пользования.
     Министерство оказывает содействие работе этих комитетов.
     В сферу   деятельности   Национальных  координационных  комитетов
входит взаимодействие с  международными  организациями,  занимающимися
вопросами   интеграции   и   развития   зарубежных  сетей  аналогичных
стандартов (международные комитеты GSM и NMT-450),  а также контакты с
Европейским    институтом    стандартов   связи   (ETSI)   и   другими
международными организациями.
     Региональными считаются  те операторы,  которые,  исходя из своих
коммерческих интересов,  организуют сети СПР-ОП на  базе  оборудования
нефедеральных  стандартов  на  условиях,  изложенных  в полученных ими
лицензиях Министерства.
     С целью  выработки  единых  подходов  к  организации региональных
сетей СПР-ОП возможно создание координационных комитетов  региональных
операторов.

             6. Вопросы использования частотного спектра

     Если частотный диапазон 330 МГц является для России традиционным,
и  электромагнитная  обстановка  здесь  для  сетей  СПР-ОП  достаточно
благоприятная,  то  в  диапазонах  450,  800 и 900 МГц ситуация весьма
сложная,  так как  в  них  работают  радиоэлектронные  средства  (РЭС)
другого назначения.
     Радиочастоты для создания федеральных сетей СПР-ОП NMT-450 и  GSM
в диапазоне 450 МГц и 900 МГц соответственно, а также для региональных
сетей в  диапазоне  800  МГц  разрешено  использовать  на  совмещенной
основе.  Это означает, что частоты для этих сетей могут использоваться
только при условии обеспечения в конкретных регионах  электромагнитной
совместимости  РЭС (ЭМС РЭС) СПР-ОП с РЭС другого назначения,  которые
работают в совмещенных или смежных полосах частот  и  имеют  приоритет
перед средствами СПР-ОП.
     Для федеральных  сетей  GSM  положение  может  улучшиться   после
завершения  перевооружения  летательных  аппаратов и аэродромов новой,
более совершенной аппаратурой ближней радионавигации и посадки. Однако
этот  процесс  будет  зависеть  от  возможности  выделения необходимых
средств.
     Для некоторых  территорий  может  оказаться невозможным выделение
достаточного количества частот и в диапазоне 800 МГц,  и  в  диапазоне
900  МГц.  В  этих  случаях  предпочтение будет отдаваться операторам,
участвующий в создании федеральной сети GSM.
     Конкретные участки  полос радиочастот и номиналы радиоканалов для
сетей СПР-ОП в  соответствующих  регионах  определяются  установленным
порядком   на  этапе  их  проектирования  по  результатам  специальных
расчетов   обеспечения   ЭМС,   проводимых   с   использованием   норм
частотно-территориального разноса (ЧТР), утвержденных ГКРЧ России (для
диапазона 450 МГц и 900 МГц), или норм ЧТР, согласованных с Минобороны
России (для диапазона 800 МГц).
     Учитывая, что  в  диапазоне  800   МГц   допускается   применение
оборудования    различных   типов,   для   каждого   из   них   должны
разрабатываться свои нормы ЧТР с  РЭС,  использующими  эти  же  полосы
радиочастот.  Разработка  норм  ЧТР  обеспечивается  заинтересованными
юридическими лицами, планирующими применение оборудования, работающего
в диапазоне 800 МГц.
     Вопросы, связанные с использованием новых диапазонов  радиочастот
для  создания сетей СПР-ОП решаются через ГКРЧ России и Госсвязьнадзор
Российской Федерации в установленном порядке.

                 7. Принципы построения сетей СПР-ОП

     Руководствуясь существующими    нормами    и     правилами     но
проектированию   и   строительству,   а  также  требованиями  принятых
стандартов,  операторы сетей СПР-ОП вправе сами определять проектные и
технические   решения,  которые  обеспечивали  бы  выполнение  условий
лицензий. В то же время их техническая политика должна соответствовать
общим подходам к построению сетей СПР-ОП.
     7.1. Взаимодействие с ТФОП
     Современное оборудование  СПР-ОП  обеспечивает  взаимодействие  с
ТФОП  на  любом  иерархическом  уровне  -  местном,  внутризоновом   и
междугородном.  Однако взаимодействие региональных и федеральных сетей
СПР-ОП с ТФОП осуществляется по-разному.
     Региональные сети  СПР-ОП ориентированы на обслуживание подвижных
и фиксированных абонентов внутри границ регионов (междугородных зон) и
являются  дополнением  и  расширением  местных телефонных сетей общего
пользования.  Поэтому подключение этих  сетей  к  ТФОП  определено  на
местном уровне.
     Федеральные сети СПР-ОП ориентированы на обслуживание  абонентов,
перемещающихся  на  большие  расстояния  (то  есть  и за пределы своей
междугородной зоны).  В связи с этим их подключение к ТФОП  определено
на внутризоновом и междугородном уровнях.
     Внутризоновый уровень подключения  к  ТФОП  означает  подключение
центров  коммутации  подвижных  абонентов  (ЦКП) к АМТС зоны на правах
вновь организованной местной телефонной сети с закреплением  за  сетью
СПР-ОП индекса ab. Для обслуживания местного трафика при необходимости
возможна организация соединения с другими местными сетями.
     Для создания федеральных сетей,  полностью отвечающих требованиям
принятых  стандартов  NMT-450 и GSM,  на ТФОП должна быть организована
сеть сигнализации по ОКС N7. Предполагается, что сеть ОКС N7 на ТФОП в
первую  очередь будет организована на междугородной сети,  обеспечивая
сигнализацию  на  участках  АМТС-АМТС,  АМТС  -  узел   автоматической
коммутации  (УАК),  УАК-УАК.  Поэтому  вариант подключения федеральных
сетей на внутризоновом и  междугороднем  уровне  ускоряет  организацию
национального и международного роуминга.
     До появления  сети  сигнализации по ОКС N7 национальный роуминг в
федеральной сети  GSM  может  обеспечиваться  операторами  посредством
административно-технических   мероприятий   на   основе  соглашений  о
временной регистрации и предоставлении услуг визитным абонентам.
     Для расширения   обслуживаемой  территории  возможно  подключение
базовых станций (БС),  расположенных  на  территории  зоны  телефонной
нумерации,  не имеющей ЦКП федеральной сети GSM, к существующему ЦКП в
другой зоне.  Однако после создания в таких зонах собственного ЦКП, БС
этой зоны должны быть подключены к нему.
     Федеральная сеть  NMT-450  с  полным  набором  услуг  может  быть
построена  с  использованием  системы  сигнализации  ОКС  N7  или  R2.
Конкретные технические решения по построению федеральных сетей  должны
быть  определены  в  Схеме  развития  Федеральной  сети СПР-ОП каждого
стандарта,  в которой должны  быть  учтены  перспективы  цифровизации,
развития и модернизации ТФОП, а также разработан план нумерации.
     7.2. Принципы нумерации
     Нумерация подвижных абонентов должна проводиться в соответствии с
требованиями рекомендаций Е.212 и Е.213 МККТТ.
     В федеральных    сетях    СПР-ОП   нумерация   абонентов   должна
одновременно  удовлетворять   и   требованиям   международных   планов
нумерации   сетей  стандартов  GSM  и  NMT-450,  и  в  соответствии  с
Руководящим документом  по  ОГСТфС  требованиям  национальной  системы
нумерации.
     В пределах национальной сети  номер  подвижного  абонента  должен
иметь  вид  АВС-abххххх,  где АВС - это код зоны,  к которой приписана
данная подвижная станция.  Внутризоновый код ab должен быть  определен
для  каждого  стандарта  в  соответствующей Схеме развития федеральной
сети СПР-ОП.
     В связи  с тем,  что региональные сети СПР-ОП подключаются к ТФОП
на местном уровне, их абоненты имеют нумерацию соответствующих местных
сетей.

          8. Формы и способы государственного регулирования

     Государственное регулирование  в  отрасли  "Связь" осуществляется
через  лицензирование  вида   деятельности,   выдачу   разрешений   на
использование     полос    (номиналов)    радиочастот,    сертификацию
оборудования.
     Лицензии Министерства   устанавливают  требования  к  создаваемым
сетям СПР-ОП и определяют условия операторской деятельности.
     Одними из   основных   условий  лицензий  являются  монтированная
емкость   создаваемых   сетей,   территория    обслуживания,    начало
предоставления  услуг  СПР-ОП,  выполнение эксплуатационно-технических
требований  к  средствам   и   сетям   электросвязи   по   обеспечению
оперативно-розыскных мероприятий.
     Условия введения лицензий являются неотъемлемой частью лицензий и
определяют  для  каждого  из  операторов  сетей СПР-ОП размер,  срок и
порядок   передачи    безвозмездного    и    безвозвратного    взноса,
предназначаемого  прежде  всего на развитие и модернизацию сетей связи
общего пользования.
     Лицензии не  могут  быть  переданы  их владельцами (лицензиатами)
другим юридическим лицам.
     С учетом  возможностей  по  использованию радиочастотного спектра
Министерством принято  решение,  что  до  2004  года  включительно  на
конкретной  территории  может  работать  по одному оператору каждой из
федеральных сетей GSM и NMT-450, и соответственно может быть выдано по
одной  лицензии.  Определение операторов осуществляется,  как правило,
через проводимые Министерством  конкурсные  рассмотрения.  Необходимые
сведения  о  порядке  и  условиях  конкурсных  рассмотрений сообщаются
Министерством  через  средства  массовой  информации,  а  также  через
специальные   приглашения,   направляемые   коммерческим   структурам,
положительно проявившим себя в области создания сетей СПР-ОП в России.
     При создании  региональных  сетей  СПР-ОП  с  радиально-зоновой и
сотовой  структурами   заявки   на   выдачу   лицензий   должны   быть
предварительно согласованы с администрациями соответствующих субъектов
Федерации.
     Министерством определено, что в связи с особенностями работающего
в диапазоне 800 МГц оборудования в каждом регионе  может  быть  только
один оператор, использующий данный диапазон.
     Лицензии являются  основанием  для  получения   в   установленном
порядке   (в   ГКРЧ   России,  Госсвязьнадзоре  Российской  Федерации)
разрешений на использование полос и номиналов  радиочастот  средствами
подвижной   радиосвязи   для   создания  на  базе  этого  оборудования
конкретных сетей СПР-ОП.  Без указанных разрешений лицензии  не  могут
быть реализованы.
     Обязательным условием  лицензий  является  то,  что  используемое
операторами   оборудование   должно   иметь   сертификат  соответствия
Министерства.
     Сертификации подлежит   как   отечественное,   так   и  импортное
оборудование.
     Перечень оборудования  связи,  сертифицированного  Министерством,
публикуется   в   бюллетене   Центра   научно-технической   информации
"Информсвязь" Министерства.
     Контроль за выполнением условий лицензий,  за наличием разрешений
на  использование  частот  и  сертификатов  соответствия  возложен  на
Госсвязьнадзор Российской Федерации.

             9. Рекомендации по производству и разработке
                     в России оборудования СПР-ОП

     Использование существующих  стандартов NMT-450 и GSM для создания
федеральных сетей СПР-ОП позволяет применять зарубежное  оборудование,
уже  разработанное  и апробированное странами Европейского сообщества.
Отечественной промышленности целесообразно принять меры по  скорейшему
выпуску  оборудования,  соответствующего  требованиям стандартов GSM и
NMT-450,  и подготовке технологической базы для перехода в  дальнейшем
на выпуск средств подвижной радиосвязи третьего поколения.
     Усилия отечественной науки  необходимо  направить  на  разработку
перспективных стандартов международного уровня.