О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)", УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА МОРСКОГО ФЛОТА ОТ 29.12.89 N 118 ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 19 мая 1994 г. N 38 (НЦПИ) В целях дальнейшего совершенствования расследования и классификации аварийных случаев с судами, улучшения практики применения ПРАС-90 в целях предупреждения аварийности на морском транспорте приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие с 15 июня 1994 г. согласованные с Прокуратурой России, Минобороны России и Роскомрыболовством Изменения и дополнения к ПРАС-90 (Приложение). 2. Госморинспекции подготовить соответствующие изменения и дополнения в "Инструкцию по применению Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ИПРАС-92)", утвержденную инструктивным письмом Департамента морского транспорта от 31 декабря 1992 г. N СМ-37/2222. 3. Считать утратившими силу п. п. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Приказа Департамента морского транспорта от 30 марта 1992 г. N 15 о внесении изменений в ПРАС-90. 4. Возложить на Госморинспекцию контроль за применением ПРАС-90 с учетом вводимых изменений и дополнений. Директор Департамента морского транспорта Н.П. ЦАХ 19 мая 1994 г. N 38 Приложение к Приказу Директора Департамента морского транспорта Минтранса России от 19 мая 1994 года N 38 Согласованы письмом Генпрокуратуры РФ от 20 апреля 1994 года N 23д/12-94 письмом ВМФ МО РФ от 4 мая 1994 года N 703/142 письмом Роскомрыболовства от 20 апреля 1994 года N 14/3-215 ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)" 1. Пункт 1.2.1 изложить в редакции: "АС - событие с судном, приведшее его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физико - химических свойств в процессе морской перевозки, посадка судна на грунт, касание грунта, намотка троса и/или сетей на гребной винт или руль и другие случаи, повлекшие утрату мореходных качеств и препятствующие нормальной эксплуатации (плаванию) судна; повреждение судном другого судна (судов), средств навигационного оборудования (СНО), берегового сооружения, подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном буксируемого объекта". 2. В примечании к пункту 1.2.2 вместо указанного выражения внести предложение в редакции: "Суда, используемые для рыбного промысла, охраны рыбных запасов и иные, обслуживающие рыбопромысловый комплекс и зарегистрированные в морских рыбных портах, независимо от форм собственности". 3. В пункте 1.2.3 после слова "Правилами" указать слово "морского", выражение "СССР" исключить. Далее в тексте вместо выражения "Регистр СССР" читать "Морской Регистр". 4. Пункт 1.4.1 изложить в редакции: "на поднадзорные Морскому Регистру или другому классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам Российской Федерации, независимо от форм собственности и подчиненности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, АС с которыми произошел во время их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где навигационно - гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами речного транспорта". 5. Пункт 1.5.1 изложить в редакции: "на корабли и суда Военно - Морского Флота Российской Федерации, погранвойск МБ Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации". 6. Пункт 1.5.2 изложить в редакции: "на маломерные суда, не поднадзорные Морскому Регистру или другому признанному классификационному обществу (самоходные с мощностью СЭУ 55 кВт и менее, кроме пассажирских, наливных и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров; несамоходные с валовой вместимостью 80 рег. тонн и менее)". 7. В пункте 2.2 вместо указанного текста изложить "Кораблекрушением считается:". 8. Внести пункт 2.2.1 в редакции: "АС, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно". 9. Внести пункт 2.2.2 в редакции: "АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект". 10. Пункт 2.3.1 изложить в редакции: "АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения), повлекший гибель человека (людей)". В примечании к упомянутому пункту указать "Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в установленном порядке, независимо от проведения расследования АС". 11. Пункт 2.3.2 изложить в редакции: "АС с пассажирским судном, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений". 12. Пункты 2.3.3 - 2.3.5 исключить. 13. В пунктах 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4 выражение "с убытками от 50 до 500 тыс. р." исключить. 14. Пункт 2.4.3 изложить в редакции: "АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч и более, независимо от размера и характера полученных и/или нанесенных повреждений". 15. Внести пункт 2.4.5 в редакции: "АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна, создавшие препятствия в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений". 16. Пункт 2.5.1 изложить в редакции: "АС, в результате которого произошло повреждение судна или другого судна или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико - химических свойств, не подпадающие под признаки, указанные в п. п. 2.4.1, 2.4.4, 2.4.5 настоящего Положения". 17. В пунктах 2.5.2 - 2.5.4 выражение "размера причиненных убытков и" исключить. 18. Пункт 2.5.5 изложить в редакции: "АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации". 19. Пункт 2.5.6 изложить в редакции: "АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или перегрузочных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее под признаки, указанные в п. 2.4.1 настоящего Положения". 20. Пункт 2.5.7 изложить в редакции: "АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 ч и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений". 21. Пункт 2.5.8 изложить в редакции: "АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации". 22. Пункт 2.9 изложить в редакции: "После АС (п. п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Морского Регистра или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Морскому Регистру или, по его поручению, иностранному классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта". 23. Пункт 3.4 изложить в редакции: "АС, подпадающий под признаки, указанные в п. п. 2.2 - 2.4, а также в п. п. 3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта". 24. Пункт 3.5 исключить. 25. Пункт 3.6 изложить в редакции: "АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна; АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного судна". Примечание к указанному пункту изложить в редакции: "В Департаменте морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации органом, осуществляющим контроль за расследованием АС, является Главная государственная морская инспекция; в Комитете Российской Федерации по рыболовству - Управление безопасности мореплавания, портов и охраны труда". 26. В пункте 3.7 вместо выражения "СССР" указать "Российской Федерации", вместо "ММФ" указать "Департамент морского транспорта Минтранса России". 27. В пункте 3.9 вместо выражения "внутренних водных путей (ВВП)" указать "внутренних судоходных путей (ВСП)", вместо выражения "Минморфлота СССР, Минречфлота РСФСР, союзных республик" указать "Минтранса России". 28. Пункт 4.1 изложить в редакции: "Капитан (шкипер) судна о происшедшем АС обязан донести судовладельцу (по рыбопромысловым судам - также капитану порта регистрации). Если АС произошел на акватории российского порта, донесение направляется также и капитану данного порта". 29. Пункт 4.2 изложить в редакции: "Об АС, затрагивающем иностранные интересы, имевшем место в иностранных территориальных и внутренних водах, капитан судна обязан сообщить судовладельцу, представителю Департамента морского транспорта Минтранса России, торгпредству, консульству или посольству России и обратиться к ним за оказанием содействия и помощи, а капитаны рыбопромысловых судов должны действовать в соответствии с "Руководством по оформлению документов при происшествиях между рыбопромысловыми судами России и иностранными судами (фирмами)". О происшедшем случае также информируется представитель Ингосстраха или Клуба взаимного страхования по данному риску". 30. В пункте 4.3 вместо выражения "СССР" указать "Российской Федерации", вместо выражения "ММФ" указать "Департамента морского транспорта Минтранса России". После слова "внутреннего" указать "судоходного". 31. Пункт 4.4 изложить в редакции: "О всех кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, а также АС, затрагивающих иностранные интересы, и повреждениях судна, полученных при проведении аварийно - спасательных работ, во время плавания в ледовых условиях, а также при условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает соответствующему министерству (ведомству). Одновременно о кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях судовладелец сообщает транспортному прокурору независимо от тяжести последствий конкретного случая". 32. В пунктах 5.3, 5.6 вместо слова "советский" указать "российский". 33. Пункт 5.8 изложить в редакции: "После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан порта классифицирует АС. Если АС классифицируется как эксплуатационное повреждение, капитан порта возвращает материалы капитану судна, который проводит расследование в соответствии с условиями пункта 5.11 настоящего Положения". Примечание к указанному пункту исключить. 34. В пункте 5.11 выражение "или судовладельцем" исключить. 35. В пункте 5.13 последний абзац дополнить выражением "жизнь людей". 36. Пункт 5.19 изложить в редакции: "По итогам расследования АС судовладельцем заполняется аварийная карта, проформа которой прилагается. По АС с рыбопромысловыми судами аварийная карта заполняется органом расследования". 37. В пунктах 6.1 - 6.2: вместо выражения "СССР" указать "Российской Федерации", вместо выражения "советского" указать "российского". 38. В пункте 6.3 вместо слова "советским" указать "федеральным". 39. В пункте 7.5 выражение "расследованные им" исключить. 40. Пункт 7.6 изложить в редакции: "Министерство (ведомство) учитывает АС с подведомственными судами, расследованные капитаном порта. По рыбопромысловым судам - в соответствии с порядком, установленным Комитетом Российской Федерации по рыболовству". 41. В пункте 7.8 вместо выражения "СССР" указать "Российской Федерации", вместо выражения "Минрыбхозом СССР" указать "Комитетом Российской Федерации по рыболовству". 42. В приложении 1 к Положению: 42.1. Примечание к заглавию изложить в редакции: "По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству". 42.2. В позиции 2.5 вместо слова "тактики" указать "практики". 42.3. В позиции 3.6 вместо учетного индекса "ПД" указать "НО". 42.4. В позиции 5.3 исключить выражение "убытки от которых составляют". 42.5. Позиции 5.3.1, 5.3.2 исключить. 42.6. В позиции 5.5 после слова "Правилами" внести "Морского", выражение "СССР" исключить. 42.7. В позиции 5.6 выражение "суммы убытков и" исключить. 42.8. В позиции 5.6.1 вместо выражения "свыше 48 ч" указать "24 ч и более". 42.9. В позиции 5.6.2 вместо выражения "48 ч" указать "24 ч". 42.10. Позиции 5.6.3 и 5.6.4 исключить. 43. Примечание к заглавию приложения 2 к Положению изложить в редакции: "По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству". 44. В приложении 3 к Положению: 44.1. Примечание к заглавию изложить в редакции: "По рыбопромысловым судам классификационная таблица АС устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству". 44.2. Текст изложить в редакции: "О всех АС с судами, которые по предварительной оценке могут быть впоследствии классифицированы кораблекрушением, аварией или аварийным происшествием, независимо от объема имеющейся первичной информации, судовладельцы независимо от форм собственности и подчиненности обязаны немедленно передать имеющуюся информацию по следующим адресам: 1. Начальнику Государственного морского спасательно - информационного центра (позывной ГКЦ). 2. Начальнику Главной государственной морской инспекции позывной (ЦММ). 3. Начальнику отдела технической политики (позывной ЦУМ) (при техническом АС). 4. Начальнику отдела специализированной общестрелковой и пожарно - технической службы ВОХР морского транспорта (позывной ЦМПМ) (в случае пожара и/или взрыва). 5. Начальнику администрации Северного морского пути (позывной АСП) (в случае, происшедшем при плавании судна в ледовых условиях). Если АС произошел на акватории морского торгового порта России, то наряду с судовладельцем соответствующий капитан порта также должен немедленно информировать о происшедшем АС в указанное подразделение Департамента морского транспорта Минтранса России. После передачи первичной информации об АС следует выяснить и дополнительно сообщить следующие сведения: 1. Название судна, позывные, тип (серия), год и место постройки. При ледовом АС указать фактическую категорию ледовых усилений корпуса. 2. Дата, судовое и московское время. 3. Район (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние или территориальные воды, открытое море), координаты. 4. Откуда, куда следует. 5. В грузе или балласте, род груза (если наливное судно, то сведения о дегазации, системе инертных газов). 6. Гидрометеорологические условия (направление и сила ветра, волнение моря, зыбь, течение, видимость, характеристика ледяного покрова, прогноз погоды). 7. Присутствие на борту лоцмана, использование буксиров. 8. Обстоятельства АС. 8.1. При столкновении: курс, скорость, состав вахты, кто управлял судном, ситуация (обгон, следование встречным, пересекающимся курсом). 8.2. При посадке на мель: характер грунта, осадка (носом, кормой) до и после АС, потеря осадки, крен, курс, величина прилива, число тонн на 1 см осадки, размещение груза по трюмам, танкам, палубный груз, наличие и размер буксирного троса и троса для браги. 9. Название судов, вовлеченных в АС, их флаг, порт приписки, сведения о владельцах. 10. Потеря мореходных качеств судами, вывод причала (объекта) из эксплуатации. 11. Количество пострадавших людей с указанием фамилии, имени, отчества, должностей. 12. Загрязнение водной среды, объем, место, предполагаемая причина, вид и количество сброшенных с судна нефтепродуктов и других вредных веществ. 13. Принимаемые меры по оказанию помощи и спасанию людей, ликвидации повреждений и последствий загрязнения моря. Количество и тип спасательных средств, спущенных на воду. 14. Координаты действий по борьбе за живучесть, связь с судами и береговыми станциями. 15. Фамилия, имя, отчество капитана, год рождения, образование, стаж работы в должности капитана, время работы на данном судне. 16. Другие сведения, характеризующие и уточняющие обстоятельства АС и его последствий". Начальник Госморинспекции А.Н. БЫСТРОВ |