О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)", УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА МОРСКОГО ФЛОТА ОТ 29.12.89 N 118. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 19.05.94 38

       О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
       КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С
      СУДАМИ (ПРАС-90)", УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА МОРСКОГО
                       ФЛОТА ОТ 29.12.89 N 118

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                            19 мая 1994 г.
                                 N 38

                                (НЦПИ)


     В целях    дальнейшего    совершенствования    расследования    и
классификации  аварийных  случаев   с   судами,   улучшения   практики
применения  ПРАС-90  в  целях  предупреждения  аварийности  на морском
транспорте приказываю:
     1. Утвердить и ввести в действие с 15 июня 1994 г.  согласованные
с  Прокуратурой  России,  Минобороны   России   и   Роскомрыболовством
Изменения и дополнения к ПРАС-90 (Приложение).
     2. Госморинспекции  подготовить   соответствующие   изменения   и
дополнения   в   "Инструкцию   по   применению   Положения  о  порядке
классификации,  расследования  и  учета  аварийных  случаев  с  судами
(ИПРАС-92)",  утвержденную инструктивным письмом Департамента морского
транспорта от 31 декабря 1992 г. N СМ-37/2222.
     3. Считать утратившими силу п.  п.  1,  2,  3, 4, 5, 6, 7 Приказа
Департамента морского транспорта от 30 марта 1992 г.  N 15 о  внесении
изменений в ПРАС-90.
     4. Возложить на Госморинспекцию контроль за применением ПРАС-90 с
учетом вводимых изменений и дополнений.

Директор Департамента
морского транспорта
                                                              Н.П. ЦАХ
19 мая 1994 г.
N 38


                                                            Приложение
                                                             к Приказу
                                                Директора Департамента
                                                   морского транспорта
                                                      Минтранса России
                                                   от 19 мая 1994 года
                                                                  N 38

                                                           Согласованы
                                             письмом Генпрокуратуры РФ
                                                от 20 апреля 1994 года
                                                           N 23д/12-94

                                                     письмом ВМФ МО РФ
                                                    от 4 мая 1994 года
                                                             N 703/142

                                             письмом Роскомрыболовства
                                                от 20 апреля 1994 года
                                                            N 14/3-215

                        ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

         В "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ
            И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)"

     1. Пункт 1.2.1 изложить в редакции:
     "АС -  событие  с  судном,  приведшее его к бедствию в результате
воздействия непреодолимых стихийных явлений природы  или  экстремально
тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения
судна (корпуса,  устройств,  судовых  технических  средств),  смещение
перевозимого  груза  и/или изменение его физико - химических свойств в
процессе морской перевозки,  посадка судна на грунт,  касание  грунта,
намотка  троса  и/или  сетей на гребной винт или руль и другие случаи,
повлекшие  утрату  мореходных  качеств  и  препятствующие   нормальной
эксплуатации   (плаванию)  судна;  повреждение  судном  другого  судна
(судов),  средств  навигационного   оборудования   (СНО),   берегового
сооружения,  подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном
буксируемого объекта".
     2. В примечании к пункту 1.2.2 вместо указанного выражения внести
предложение в редакции:  "Суда,  используемые  для  рыбного  промысла,
охраны рыбных запасов и иные, обслуживающие рыбопромысловый комплекс и
зарегистрированные  в  морских  рыбных  портах,  независимо  от   форм
собственности".
     3. В  пункте  1.2.3  после  слова   "Правилами"   указать   слово
"морского",   выражение   "СССР"  исключить.  Далее  в  тексте  вместо
выражения "Регистр СССР" читать "Морской Регистр".
     4. Пункт 1.4.1 изложить в редакции:
     "на поднадзорные Морскому Регистру или другому классификационному
обществу  суда,  принадлежащие  судовладельцам  Российской  Федерации,
независимо  от  форм  собственности  и  подчиненности,  плавающих  под
Государственным  флагом Российской Федерации,  АС с которыми произошел
во  время  их  эксплуатации,  ремонта  или  отстоя   в   морском   или
приравненном  к  нему  районе  плавания,  исключая  участки внутренних
судоходных  путей   (ВСП),   где   навигационно   -   гидрографическое
обеспечение    плавания    судов   осуществляется   органами   речного
транспорта".
     5. Пункт 1.5.1 изложить в редакции:
     "на корабли и суда Военно - Морского Флота Российской  Федерации,
погранвойск  МБ  Российской  Федерации,  Министерства  внутренних  дел
Российской Федерации".
     6. Пункт 1.5.2 изложить в редакции:
     "на маломерные  суда,  не  поднадзорные  Морскому  Регистру   или
другому   признанному   классификационному   обществу   (самоходные  с
мощностью СЭУ 55 кВт и менее,  кроме пассажирских,  наливных и  судов,
предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также
буксиров; несамоходные с валовой вместимостью 80 рег. тонн и менее)".
     7. В   пункте   2.2    вместо    указанного    текста    изложить
"Кораблекрушением считается:".
     8. Внести пункт 2.2.1 в редакции:
     "АС, в  результате которого произошла гибель судна или его полное
конструктивное разрушение,  после чего  проведение  восстановительного
ремонта нецелесообразно".
     9. Внести пункт 2.2.2 в редакции:
     "АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект".
     10. Пункт 2.3.1 изложить в редакции:
     "АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения), повлекший гибель человека
(людей)".  В примечании к упомянутому пункту  указать  "Случай  гибели
и/или  травмирования  человека  (людей)  расследуется  в установленном
порядке, независимо от проведения расследования АС".
     11. Пункт 2.3.2 изложить в редакции:
     "АС с   пассажирским  судном,  в  результате  которого  произошло
повреждение судна,  приведшее к утрате хотя бы  одного  из  мореходных
качеств  и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в
связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений".
     12. Пункты 2.3.3 - 2.3.5 исключить.
     13. В пунктах 2.4.1,  2.4.2, 2.4.4 выражение "с убытками от 50 до
500 тыс. р." исключить.
     14. Пункт 2.4.3 изложить в редакции:
     "АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч и более,
независимо  от  размера  и  характера  полученных   и/или   нанесенных
повреждений".
     15. Внести пункт 2.4.5 в редакции:
     "АС, в  результате  которого произошла намотка тросов и/или сетей
на гребной винт или руль,  повреждение судном другого судна, создавшие
препятствия  в  производственной  деятельности судна (судов) в связи с
появлением каких-либо эксплуатационных ограничений".
     16. Пункт 2.5.1 изложить в редакции:
     "АС, в  результате  которого  произошло  повреждение  судна   или
другого  судна  или  смещение  перевозимого  груза и/или изменение его
физико - химических свойств,  не подпадающие под признаки, указанные в
п. п. 2.4.1, 2.4.4, 2.4.5 настоящего Положения".
     17. В  пунктах  2.5.2  -  2.5.4  выражение  "размера  причиненных
убытков и" исключить.
     18. Пункт 2.5.5 изложить в редакции:
     "АС, в  результате  которого судном нанесено повреждение СНО,  не
приведшее к выводу его из эксплуатации".
     19. Пункт 2.5.6 изложить в редакции:
     "АС, в  результате  которого  произошло  повреждение  судна   при
правомерных  действиях  экипажа  во  время проведения швартовных и/или
перегрузочных и/или бункеровочных операций в море,  не подпадающее под
признаки, указанные в п. 2.4.1 настоящего Положения".
     20. Пункт 2.5.7 изложить в редакции:
     "АС, в  результате которого судно находилось на мели менее 24 ч и
при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из
мореходных  качеств  и/или  создавших  препятствие  в производственной
деятельности  в  связи  с   появлением   каких-либо   эксплуатационных
ограничений".
     21. Пункт 2.5.8 изложить в редакции:
     "АС, связанный  с  незначительным  повреждением судном подводного
кабеля,  подводного трубопровода,  берегового сооружения, не приведшим
их к выводу из эксплуатации".
     22. Пункт 2.9 изложить в редакции:
     "После АС (п. п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2, 2.5.3,
2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию, международные
свидетельства,   классификационное   свидетельство  и  другие  судовые
документы Морского Регистра или  другого  классификационного  общества
утрачивают  силу,  в  связи  с чем для возобновления их действия судно
должно быть предъявлено к освидетельствованию Морскому  Регистру  или,
по  его  поручению,  иностранному  классификационному обществу с целью
определения технического состояния,  условий  дальнейшей  эксплуатации
и/или ремонта".
     23. Пункт 3.4 изложить в редакции:
     "АС, подпадающий под признаки,  указанные в п.  п.  2.2 - 2.4,  а
также в п.  п.  3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном
порта.   Надзор  за  расследованием  перечисленных  АС  осуществляется
министерством (ведомством) по подчиненности порта".
     24. Пункт 3.5 исключить.
     25. Пункт 3.6 изложить в редакции:
     "АС, связанный   со  столкновением  судов,  принадлежащих  разным
судовладельцам,  а  также  АС,  происшедший  на   акватории   морского
торгового порта Российской Федерации,  расследуется капитаном морского
торгового порта с  участием  представителей  судовладельца  аварийного
судна;  АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской
Федерации,  расследуется капитаном морского рыбного порта  с  участием
представителей судовладельца аварийного судна".
     Примечание к   указанному   пункту   изложить   в   редакции:  "В
Департаменте морского транспорта  Министерства  транспорта  Российской
Федерации  органом,  осуществляющим  контроль  за  расследованием  АС,
является  Главная  государственная  морская  инспекция;   в   Комитете
Российской   Федерации   по   рыболовству  -  Управление  безопасности
мореплавания, портов и охраны труда".
     26. В  пункте  3.7  вместо  выражения  "СССР" указать "Российской
Федерации",  вместо "ММФ"  указать  "Департамент  морского  транспорта
Минтранса России".
     27. В пункте 3.9 вместо выражения "внутренних водных путей (ВВП)"
указать  "внутренних  судоходных  путей   (ВСП)",   вместо   выражения
"Минморфлота  СССР,  Минречфлота  РСФСР,  союзных  республик"  указать
"Минтранса России".
     28. Пункт 4.1 изложить в редакции:
     "Капитан (шкипер)  судна  о   происшедшем   АС   обязан   донести
судовладельцу   (по  рыбопромысловым  судам  -  также  капитану  порта
регистрации).  Если  АС  произошел  на  акватории  российского  порта,
донесение направляется также и капитану данного порта".
     29. Пункт 4.2 изложить в редакции:
     "Об АС,  затрагивающем  иностранные  интересы,  имевшем  место  в
иностранных территориальных и внутренних водах,  капитан судна  обязан
сообщить судовладельцу, представителю Департамента морского транспорта
Минтранса России,  торгпредству,  консульству или посольству России  и
обратиться  к  ним  за  оказанием  содействия  и  помощи,  а  капитаны
рыбопромысловых   судов   должны   действовать   в   соответствии    с
"Руководством   по   оформлению  документов  при  происшествиях  между
рыбопромысловыми судами России и  иностранными  судами  (фирмами)".  О
происшедшем  случае  также информируется представитель Ингосстраха или
Клуба взаимного страхования по данному риску".
     30. В  пункте  4.3  вместо  выражения  "СССР" указать "Российской
Федерации",  вместо выражения  "ММФ"  указать  "Департамента  морского
транспорта   Минтранса  России".  После  слова  "внутреннего"  указать
"судоходного".
     31. Пункт 4.4 изложить в редакции:
     "О всех кораблекрушениях,  авариях и аварийных  происшествиях,  а
также  АС,  затрагивающих иностранные интересы,  и повреждениях судна,
полученных при проведении аварийно  -  спасательных  работ,  во  время
плавания   в   ледовых  условиях,  а  также  при  условиях,  когда  не
обеспечивается  навигационная  безопасность,   судовладелец   сообщает
соответствующему     министерству    (ведомству).    Одновременно    о
кораблекрушениях,  авариях  и  аварийных  происшествиях   судовладелец
сообщает  транспортному  прокурору  независимо  от тяжести последствий
конкретного случая".
     32. В   пунктах   5.3,   5.6  вместо  слова  "советский"  указать
"российский".
     33. Пункт 5.8 изложить в редакции:
     "После рассмотрения  представленных  капитаном  судна  документов
капитан   порта   классифицирует  АС.  Если  АС  классифицируется  как
эксплуатационное  повреждение,  капитан  порта  возвращает   материалы
капитану  судна,  который  проводит  расследование  в  соответствии  с
условиями пункта 5.11 настоящего Положения".  Примечание к  указанному
пункту исключить.
     34. В пункте 5.11 выражение "или судовладельцем" исключить.
     35. В  пункте  5.13  последний  абзац дополнить выражением "жизнь
людей".
     36. Пункт  5.19 изложить в редакции:  "По итогам расследования АС
судовладельцем   заполняется   аварийная   карта,   проформа   которой
прилагается.   По   АС   с  рыбопромысловыми  судами  аварийная  карта
заполняется органом расследования".
     37. В пунктах 6.1 - 6.2:
     вместо выражения "СССР" указать  "Российской  Федерации",  вместо
выражения "советского" указать "российского".
     38. В пункте 6.3 вместо слова "советским" указать "федеральным".
     39. В пункте 7.5 выражение "расследованные им" исключить.
     40. Пункт 7.6 изложить в редакции:
     "Министерство (ведомство)   учитывает   АС   с  подведомственными
судами,  расследованные капитаном порта.  По рыбопромысловым судам - в
соответствии с порядком,  установленным Комитетом Российской Федерации
по рыболовству".
     41. В  пункте  7.8  вместо  выражения  "СССР" указать "Российской
Федерации",  вместо выражения "Минрыбхозом  СССР"  указать  "Комитетом
Российской Федерации по рыболовству".
     42. В приложении 1 к Положению:
     42.1. Примечание к заглавию изложить в редакции:
     "По рыбопромысловым   судам    классификационная    таблица    АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
     42.2. В позиции 2.5 вместо слова "тактики" указать "практики".
     42.3. В позиции 3.6 вместо учетного индекса "ПД" указать "НО".
     42.4. В  позиции  5.3  исключить  выражение  "убытки  от  которых
составляют".
     42.5. Позиции 5.3.1, 5.3.2 исключить.
     42.6. В  позиции  5.5  после слова "Правилами" внести "Морского",
выражение "СССР" исключить.
     42.7. В позиции 5.6 выражение "суммы убытков и" исключить.
     42.8. В позиции 5.6.1 вместо выражения "свыше 48 ч" указать "24 ч
и более".
     42.9. В позиции 5.6.2 вместо выражения "48 ч" указать "24 ч".
     42.10. Позиции 5.6.3 и 5.6.4 исключить.
     43. Примечание к заглавию приложения 2  к  Положению  изложить  в
редакции:
     "По рыбопромысловым   судам    классификационная    таблица    АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
     44. В приложении 3 к Положению:
     44.1. Примечание к заглавию изложить в редакции:
     "По рыбопромысловым   судам    классификационная    таблица    АС
устанавливается Комитетом Российской Федерации по рыболовству".
     44.2. Текст изложить в редакции:
     "О всех АС с судами, которые по предварительной оценке могут быть
впоследствии классифицированы кораблекрушением,  аварией или аварийным
происшествием,  независимо  от  объема имеющейся первичной информации,
судовладельцы независимо от форм собственности и подчиненности обязаны
немедленно передать имеющуюся информацию по следующим адресам:
     1. Начальнику    Государственного    морского    спасательно    -
информационного центра (позывной ГКЦ).
     2. Начальнику Главной государственной морской инспекции  позывной
(ЦММ).
     3. Начальнику отдела технической  политики  (позывной  ЦУМ)  (при
техническом АС).
     4. Начальнику отдела специализированной общестрелковой и  пожарно
-  технической  службы  ВОХР  морского  транспорта  (позывной ЦМПМ) (в
случае пожара и/или взрыва).
     5. Начальнику  администрации  Северного  морского  пути (позывной
АСП) (в случае, происшедшем при плавании судна в ледовых условиях).
     Если АС произошел на акватории морского торгового  порта  России,
то  наряду с судовладельцем соответствующий капитан порта также должен
немедленно информировать о происшедшем АС  в  указанное  подразделение
Департамента морского транспорта Минтранса России.
     После передачи первичной информации  об  АС  следует  выяснить  и
дополнительно сообщить следующие сведения:
     1. Название судна,  позывные, тип (серия), год и место постройки.
При ледовом АС указать фактическую категорию ледовых усилений корпуса.
     2. Дата, судовое и московское время.
     3. Район  (порт,  причал,  пролив,  залив,  рейд,  внутренние или
территориальные воды, открытое море), координаты.
     4. Откуда, куда следует.
     5. В грузе или балласте,  род  груза  (если  наливное  судно,  то
сведения о дегазации, системе инертных газов).
     6. Гидрометеорологические  условия  (направление  и  сила  ветра,
волнение  моря,  зыбь,  течение,  видимость,  характеристика  ледяного
покрова, прогноз погоды).
     7. Присутствие на борту лоцмана, использование буксиров.
     8. Обстоятельства АС.
     8.1. При столкновении: курс, скорость, состав вахты, кто управлял
судном, ситуация (обгон, следование встречным, пересекающимся курсом).
     8.2. При посадке на мель: характер грунта, осадка (носом, кормой)
до и после АС, потеря осадки, крен, курс, величина прилива, число тонн
на  1 см осадки,  размещение груза по трюмам,  танкам,  палубный груз,
наличие и размер буксирного троса и троса для браги.
     9. Название  судов,  вовлеченных  в АС,  их флаг,  порт приписки,
сведения о владельцах.
     10. Потеря мореходных качеств судами,  вывод причала (объекта) из
эксплуатации.
     11. Количество  пострадавших  людей  с указанием фамилии,  имени,
отчества, должностей.
     12. Загрязнение   водной   среды,  объем,  место,  предполагаемая
причина,  вид и количество сброшенных с судна нефтепродуктов и  других
вредных веществ.
     13. Принимаемые  меры  по  оказанию  помощи  и  спасанию   людей,
ликвидации  повреждений  и последствий загрязнения моря.  Количество и
тип спасательных средств, спущенных на воду.
     14. Координаты действий по борьбе за живучесть,  связь с судами и
береговыми станциями.
     15. Фамилия,  имя,  отчество капитана, год рождения, образование,
стаж работы в должности капитана, время работы на данном судне.
     16. Другие сведения,  характеризующие и уточняющие обстоятельства
АС и его последствий".

Начальник Госморинспекции
                                                          А.Н. БЫСТРОВ