Страницы: 1 2 могут участвовать слушатели и курсанты одной или разных специальностей. Для руководства комплексной дипломной работой (проектом, задачей) один из руководителей назначается старшим. В тех случаях, когда дипломная работа (проект, задача) выполняется в воинской части (учреждении, на предприятии, в организации Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств), руководителем может назначаться специалист из соответствующей воинской части (учреждения, предприятия, организации). На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенная дипломная работа (проект, задача) с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в Государственную аттестационную комиссию для защиты. 74. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым слушателем на завершающем этапе обучения в магистратуре под руководством научного руководителя. Разработка магистерской диссертации организуется в порядке, установленном Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации. В. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов 75. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый. Текущий (промежуточный) контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой, а также при проведении контрольных работ (занятий), летучек и других контрольных мероприятий, предусмотренных учебной программой (тематическим планом). Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по дисциплине (группе дисциплин, учебному курсу) или ее разделам и проводится в ходе зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач) и в ходе итоговой государственной аттестации. Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом. 76. Зачеты служат формой проверки выполнения слушателями и курсантами лабораторных и расчетно - графических работ, курсовых работ (проектов, задач), усвоения материала практических занятий, выполнения программы стажировки (практики). В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться по дисциплине в целом или ее разделам. Количество зачетов не должно превышать шести за семестр, не считая зачетов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической подготовке. Зачеты принимаются преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачетов проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующих дисциплин. Зачеты с оценками могут приниматься в период экзаменационных сессий с выделением не менее одного дня на подготовку. 77. Экзамены (семестровые и курсовые) имеют целью проверить и оценить учебную работу слушателей и курсантов, уровень полученных ими знаний и умение применять их к решению практических задач, овладение практическими навыками и умениями в объеме требований учебных программ. Изучение каждой учебной дисциплины должно заканчиваться экзаменом, по дисциплинам объемом 100 и менее часов в качестве итогового контроля может предусматриваться зачет (зачет с оценкой). По сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, может предусматриваться два и более экзамена. Общее количество экзаменов в семестре должно быть не более пяти, не считая экзаменов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической подготовке. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий; допускается их проведение в течение семестра по окончании изучения дисциплины. Расписание экзаменов утверждается начальником вуза (начальником учебного отдела) и доводится до преподавателей, слушателей и курсантов не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Расписанием должно предусматриваться на подготовку к каждому экзамену не менее трех дней; на подготовку к экзаменам по общевоинским уставам, на право вождения автомобиля (танка, тягача), по физической подготовке свободные дни могут не выделяться. К экзамену допускаются слушатели и курсанты, выполнившие все требования учебной программы и сдавшие зачет (зачеты) по данной дисциплине, предусмотренной в текущем семестре. Начальник кафедры может освобождать от сдачи экзамена слушателей и курсантов, показавших отличные знания по результатам текущего контроля, с выставлением им оценки "отлично". Экзамен принимается лектором данного потока, в помощь основному экзаменатору решением начальника кафедры назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. Форма проведения экзамена определяется начальником вуза (факультета) по представлению кафедры. 78. Результаты контроля успеваемости определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено". Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено") заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Оценка "неудовлетворительно" или "не зачтено" проставляется только в экзаменационную ведомость. В учебные карточки слушателей и курсантов вносятся из экзаменационной ведомости все полученные ими оценки. Экзаменационная ведомость подписывается начальником учебного отдела (факультета) и после проведения экзамена (зачета) хранится как документ строгой отчетности. Оценка объявляется слушателю (курсанту) сразу же по окончании им ответа на экзамене (зачете). 79. Итоговая государственная аттестация слушателей и курсантов проводится после успешного завершения ими программ обучения, выполнения всех требований учебного плана. При проведении итоговой государственной аттестации проверяется соответствие уровня и качества подготовки слушателей и курсантов квалификационным требованиям, степень усвоения ими программ обучения, при этом проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускников в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. Для оканчивающих высшие военно - учебные заведения могут предусматриваться следующие виды итоговой государственной аттестации: государственные выпускные экзамены по отдельным учебным дисциплинам, группам профилирующих дисциплин (комплексные государственные экзамены) или по направлениям подготовки; государственный квалификационный экзамен по специальности, в том числе в форме выполнения комплексного квалификационного задания; государственная защита выпускной квалификационной работы - дипломной работы (проекта, задачи) или магистерской диссертации. Виды итоговой государственной аттестации по каждой специальности устанавливаются учебным планом. В тех случаях, когда учебным планом предусматривается государственный квалификационный экзамен по специальности или государственная защита выпускной квалификационной работы, государственные экзамены по отдельным дисциплинам (группам дисциплин), как правило, не проводятся. Программы комплексных и квалификационных государственных экзаменов разрабатываются кафедрами, обсуждаются на ученом совете вуза (факультета), утверждаются начальником вуза (факультета) и доводятся до слушателей и курсантов не позднее чем за семестр до начала итоговой государственной аттестации. Для подготовки и сдачи государственных экзаменов выделяется время из расчета 5 - 6 дней на каждый экзамен. Порядок сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных работ (проектов, задач) определяется Положением об итоговой государственной аттестации слушателей и курсантов военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Г. Заочное обучение 80. Заочное обучение офицеров осуществляется в высших военно - учебных заведениях на факультетах (отделениях) заочного обучения <*> и проводится по рабочим учебным планам, разработанным вузом на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам, единым для очного и заочного обучения. Сроки заочного обучения, как правило, на один год больше сроков очного обучения. -------------------------------- <*> В последующих статьях настоящего Положения факультеты (отделения) заочного обучения для краткости будут именоваться факультетами заочного обучения. Заочное обучение осуществляется путем проведения учебных сборов в высшем военно - учебном заведении и самостоятельной работы слушателей факультетов заочного обучения <*> в периоды между сборами. Продолжительность сборов - два месяца в году, сроки их проведения определяются рабочими учебными планами. По представлению начальника вуза решением начальника, которому подчинен вуз, продолжительность учебных сборов в году может быть изменена в пределах общего времени, отводимого на сборы за весь период обучения. Учебная работа на сборах регламентируется расписанием занятий, при этом учебная загрузка слушателей - заочников всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю на всех курсах. Со слушателями - заочниками, зачисленными на первый курс, учебный сбор проводится непосредственно после окончания вступительных экзаменов. -------------------------------- <*> В последующих статьях настоящего Положения слушатели факультетов заочного обучения вузов для краткости будут именоваться слушателями - заочниками. Сдача курсовых экзаменов, зачетов и выполнение лабораторных работ, предусмотренных рабочим учебным планом, проводится только в высшем военно - учебном заведении, где обучается слушатель - заочник. В период учебных сборов слушателям - заочникам разрешается по мере их готовности сдавать экзамены и зачеты по любой дисциплине, изучаемой на соответствующем курсе. В конце последнего учебного года проводится итогово - выпускной сбор. На его проведение дополнительно ко времени, установленному на учебный сбор, выделяется от 8 до 16 недель на разработку дипломной работы (проекта, задачи), если она предусмотрена учебным планом, а также время для подготовки и сдачи государственных экзаменов (из расчета 5 - 6 дней на каждый экзамен) и защиты дипломных работ (проектов, задач). 81. Учебная работа на факультете заочного обучения проводится преподавателями, которые закрепляются ежегодно за факультетом приказом начальника вуза. Слушатели - заочники учебной группы (отделения) по каждой дисциплине прикрепляются к преподавателю, который ведет с ними все виды учебной работы на сборах и в период между ними до завершения обучения по данной дисциплине. Высшее военно - учебное заведение обеспечивает слушателей - заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно - методическими материалами. Кафедры вуза в соответствии с учебными программами разрабатывают и выдают слушателям - заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические указания по их выполнению. Комплектование учебных групп, определение содержания учебных заданий и тематики дипломных работ (проектов, задач) производится с учетом служебной деятельности слушателей - заочников. Задания на дипломные работы (проекты, задачи) выдаются не позднее чем в период предпоследнего учебного сбора. Высшее военно - учебное заведение предоставляет слушателям - заочникам возможность в свободное от службы время и в период отпуска получать консультации, пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать зачеты и экзамены. Для получения консультаций слушатели - заочники по разрешению начальника факультета заочного обучения могут прикрепляться к другим высшим военно - учебным заведениям по согласованию с ними. 82. Учебные задания слушателям - заочникам планируются на весь период обучения из расчета не более трех заданий в месяц. Все письменные работы представляются в вуз для рецензирования и предварительной оценки, срок их рецензирования на кафедрах не более семи дней. Заочно учебные задания не засчитываются, окончательная оценка выставляется только после собеседования преподавателя со слушателем - заочником по выполненному заданию. Курсовые работы (проекты, задачи) предварительно оцениваются словами: "допускается к защите" или "не допускается к защите". Защита производится на кафедре в установленном порядке. Работы, признанные рецензентом неудовлетворительными, возвращаются для доработки и повторного представления в вуз или выдаются новые учебные задания с указанием срока их выполнения. Пересылка учебных заданий и других учебно - методических материалов для слушателей - заочников оплачивается вузом за счет денежных средств, выделяемых на учебные расходы. Материалы высылаются по месту службы слушателей - заочников в адрес командиров воинских частей, начальников учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Пересылка выполненных слушателями - заочниками учебных заданий в адрес вуза производится: закрытых материалов - воинской частью, учреждением, военно - учебным заведением, предприятием, организацией Министерства обороны Российской Федерации по месту службы слушателей - заочников в установленном порядке; не содержащих секретные сведения - за счет средств слушателей - заочников. 83. На учебный сбор вызываются слушатели - заочники, выполнившие ко дню отправления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный курс. Разрешается вызывать на сборы слушателей - заочников, выполнивших учебные задания только по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае они обязаны выполнить остальные задания в период учебного сбора до начала экзаменационной сессии. О времени прибытия на учебный сбор слушатели - заочники извещаются за один месяц до его начала. Вызов направляется на имя командира воинской части, начальника учреждения, военно - учебного заведения, предприятия, организации Министерства обороны Российской Федерации и в копии - слушателям - заочникам. 84. Слушатели - заочники, прошедшие учебные сборы, сдавшие все зачеты и экзамены, приказом начальника вуза переводятся на следующий курс. Досрочный перевод на следующий курс, перевод на обучение по индивидуальному плану и сокращение общего срока обучения допускаются только в отношении отлично и хорошо успевающих слушателей - заочников по решению ученого совета вуза. Слушатели - заочники, не сдавшие экзамены по одной или двум дисциплинам, должны ликвидировать учебную задолженность в сроки, установленные начальником факультета заочного обучения, но не позднее очередного учебного сбора. Пересдача экзамена может быть разрешена в период данного сбора. Слушатели - заочники, систематически не выполняющие учебные задания, не сдавшие в период учебного сбора экзамены по трем и более дисциплинам или не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, отчисляются из высшего военно - учебного заведения. Слушатели - заочники, не выполнившие задания или не сдавшие зачеты и экзамены по уважительным причинам, ликвидируют учебную задолженность в сроки, устанавливаемые начальником факультета заочного обучения. Решением начальника вуза они могут быть оставлены на повторное обучение на данном курсе, но не более двух раз в течение всего срока обучения, с освобождением от повторного выполнения учебных заданий и повторной сдачи экзаменов и зачетов по тем дисциплинам, по которым получены положительные оценки. 85. Офицеры, обучавшиеся на факультетах заочного обучения и выбывшие по уважительным причинам, по представлению их прямых начальников могут быть решением начальника вуза восстановлены на заочное обучение, если с момента их отчисления прошло не более трех лет. 86. Командиры воинских частей, начальники учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации в целях создания необходимых условий для успешной самостоятельной работы подчиненных им слушателей - заочников обязаны: объявлять своим приказом о поступлении офицеров на заочное обучение в вуз и о переводе их с курса на курс; слушателей - заочников ежегодно освобождать приказом от плановой командирской подготовки, предоставлять им три свободных дня в месяц, кроме выходных и праздничных дней, а также два вечера в неделю для самостоятельной работы. Предоставлять возможность для работы с секретной литературой в вечернее время и в дни, отведенные для самостоятельной работы. Направлять в служебные командировки и на другие мероприятия с учетом их учебной загрузки и сроков проведения учебных сборов в вузах; утверждать план самостоятельной работы слушателей - заочников на очередной учебный год, контролировать его выполнение и своевременно по вызову вуза командировать их на учебные сборы. Назначать для слушателей - заочников консультантов из числа наиболее подготовленных и опытных офицеров; направлять начальнику высшего военно - учебного заведения сведения об изменениях по службе, о случаях вынужденного перерыва в учебе, причинах неявки слушателей - заочников на учебные сборы. Высылать служебные характеристики и служебные карточки на слушателей - заочников при убытии их на итогово - выпускной сбор; возбуждать ходатайство перед начальником вуза о прекращении - заочного обучения подчиненных офицеров, если они не могут совмещать выполнение служебных обязанностей с учебой или допускают грубые нарушения воинской дисциплины. Раздел V ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА 87. Воспитательная работа со слушателями и курсантами является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности высших военно - учебных заведений. Главными задачами воспитательной работы являются формирование и развитие у слушателей и курсантов: любви к Отечеству, моральной и психологической готовности к его защите, верности конституционному и воинскому долгу, уважения к народам и народностям Российской Федерации, их традициям, истории и культуре; гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации и их офицерскому корпусу, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной профессией; офицерской чести и достоинства, воли и мужества, других необходимых офицеру морально - боевых и нравственных качеств; высокого правосознания, дисциплинированности, готовности к безусловному выполнению требований законов, уставов и приказов командиров и начальников; педагогической культуры и организаторских качеств, умения обучать и воспитывать подчиненных, управлять социальными процессами в воинских коллективах, укреплять в них воинскую дисциплину и организованность, поддерживать постоянную боевую готовность; общей культуры, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни. 88. Воспитание слушателей и курсантов в вузах базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, героической истории и традициях российской армии и флота. Оно организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом главные воспитательные задачи реализуются в процессе воинской службы, повседневной жизни воинских коллективов, в совместной учебной, научной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов. Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в вузе образцового внутреннего порядка и высокой организацией службы войск, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта слушателей и курсантов, всесторонним информационным обеспечением и культурно - досуговым обслуживанием обучающихся, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым слушателем и курсантом. 89. Планирование воспитательной работы со слушателями и курсантами осуществляется: в масштабе вуза - на весь период обучения, на учебный год и на месяц; на факультетах, в батальонах (дивизионах) - на учебный год и на месяц; в ротах (батареях) и на курсах - на месяц. Непосредственно организует воспитательную работу и отвечает за эффективность и качество ее проведения заместитель начальника высшего военно - учебного заведения. Раздел VI МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 90. Методическая работа в высшем военно - учебном заведении является одним из основных видов деятельности руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений слушателей и курсантов. Главными ее задачами являются: совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава, совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса. Центром методической работы является кафедра. 91. Основными формами методической работы в высшем военно - учебном заведении являются: учебно - методические (методические) сборы и совещания, научно - методические конференции и семинары; заседания ученых советов вуза и факультетов, заседания кафедр и предметно - методических комиссий с рассмотрением вопросов методики обучения и воспитания; методические занятия: инструкторско - методические, показные, открытые и пробные, а также лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии; разработка и совершенствование учебно - методических материалов, совершенствование материально - технического обеспечения образовательного процесса; проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, изучение и внедрение передового педагогического опыта и опыта боевой подготовки войск; проведение контроля учебных занятий и другие. 92. Для рассмотрения рекомендаций и предложений по наиболее важным проблемам содержания и методики обучения, повышения эффективности и качества образовательного процесса создается Экспертный совет по проблемам военного образования при Управлении военного образования Министерства обороны Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Приказ министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 193. Для выработки рекомендаций по совершенствованию содержания и методики преподавания учебных дисциплин или групп дисциплин, общих для большинства военно - учебных заведений, и распространения передового педагогического опыта при Управлении военного образования Министерства обороны Российской Федерации создаются научно - методические комиссии. 93. Учебно - методические (методические) сборы в вузе (на факультете) проводятся перед началом или в начале учебного года (семестра). На сборах подводятся итоги работы за период обучения, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся инструктивно - методические, показные и другие занятия, организуется чтение лекций, даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск. Содержание, продолжительность, сроки проведения и состав участников сборов определяются начальником вуза (факультета). Межвузовские сборы руководящего состава военно - учебных заведений, начальников кафедр и преподавателей по отдельным учебным дисциплинам (группам дисциплин, курсам), командиров подразделений слушателей и курсантов могут проводиться по планам начальников, которым подчинены вузы, и планам Управления военного образования Министерства обороны Российской Федерации. 94. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов образовательного процесса: методики проведения учений, комплексных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других. Они организуются и проводятся на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуются и проводятся начальником вуза, его заместителями, начальником учебного отдела, начальником факультета или начальником одной из кафедр. 95. Научно - методические конференции и семинары проводятся в вузах, на факультетах и кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемам военного образования, пути дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросы внедрения новых технологий, методов и средств обучения и другие. По наиболее важным методическим вопросам по планам начальников, которым подчинены вузы, могут проводиться межвузовские научно - методические конференции и семинары. Научно - методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились. 96. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально - технического обеспечения учебных занятий, подготовки научно - педагогических и научных кадров и повышения квалификации личного состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, другие вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником (заведующим) кафедры. 97. На кафедре (на факультете, в вузе) по отдельным учебным дисциплинам (группам дисциплин, курсам) создаются предметно - методические комиссии. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим дисциплинам, курсам, могут включаться преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза, а по общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений слушателей и курсантов. Председатель предметно - методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается начальником кафедры (факультета, вуза). На заседаниях предметно - методических комиссий обсуждаются учебно - методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно - методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем. 98. Методические занятия проводятся по планам вуза, факультета, кафедры и батальона (дивизиона) курсантов. Инструкторско - методические занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы, особенно по занятиям, проводимым двумя и более преподавателями или с привлечением к их проведению командиров подразделений слушателей и курсантов. Они проводятся в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения наиболее эффективных методических приемов. Инструкторско - методические занятия проводятся начальником вуза и его заместителями, начальниками факультетов и кафедр, профессорами, доцентами, старшими преподавателями, командирами подразделений слушателей и курсантов. Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, методы эффективного использования технических средств обучения, вооружения и военной техники, других элементов учебно - материальной базы. Показные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий, на них привлекаются преподаватели и командиры подразделений слушателей и курсантов. Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий с целью обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей и курсантов в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий со слушателями и курсантами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения при проведении занятий. Пробные занятия проводятся без слушателей и курсантов, только перед преподавательским составом. Показные, открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры, предметно - методической комиссии или того коллектива преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов, который присутствовал на занятии. Анализ проведенного открытого занятия и его оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий. 99. Педагогические (методические) эксперименты организуются в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области военного образования, достижений педагогической науки и предложений педагогов - новаторов. Результаты экспериментов обсуждаются на кафедре или ученом совете вуза (факультета). 100. Контроль учебных занятий проводится начальниками вуза, учебного отдела, факультетов, кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами, старшими преподавателями, а по общевоенным дисциплинам - также командирами батальонов (дивизионов) курсантов в целях определения и оценки методического уровня проведения занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Контроль может быть плановым и внезапным. Анализ проверенного занятия и его оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавательского состава кафедры или командиров подразделений слушателей и курсантов. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых каждым лицом преподавательского состава и командиром подразделения слушателей и курсантов, не реже, как правило, одного раза в семестре. 101. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта в обучении и воспитании слушателей и курсантов, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогической квалификации в высших военно - учебных заведениях создаются методические кабинеты. Методический кабинет организует лекции, доклады, научные сообщения и консультации по вопросам обучения и воспитания, обеспечивает накопление научно - методических материалов, ведет библиографию, организует выпуск методических сборников (бюллетеней) и выставки педагогической и методической литературы. 102. Методическую работу в вузе организует учебный отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы на учебный год включаются в план - календарь основных мероприятий вуза на месяц. Методическая работа на факультетах, кафедрах и в батальонах (дивизионах) курсантов включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц. Раздел VII НАУЧНАЯ РАБОТА 103. Научная работа является одним из основных видов деятельности высших военно - учебных заведений и служебной обязанностью руководящего, преподавательского и научного состава вузов. Она организуется и проводится в соответствии с действующими руководящими документами. 104. Научная работа в высших военно - учебных заведениях включает: фундаментальные и поисковые исследования, ориентированные на перспективу строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, решение проблем их подготовки и применения, развитие военной теории и практики, повышение боеготовности и боеспособности войск и сил флота; научное обоснование перспектив развития и совершенствования вооружения и военной техники, разработку способов их боевого применения, эксплуатации и ремонта; исследование проблем морально - психологического обеспечения деятельности войск (сил), обучения и воспитания личного состава; исследование вопросов военной педагогики и психологии, организации и методики образовательного процесса в военно - учебных заведениях. Направленность тематики научной работы должна соответствовать профилю высшего военно - учебного заведения, его факультетов и кафедр и отражать практические потребности войск (сил флота) и военно - учебных заведений. 105. Основными формами научной работы в высших военно - учебных заведениях являются: выполнение научно - исследовательских работ (фундаментальных, поисковых, прикладных); разработка диссертаций, учебников, учебных пособий, военно - теоретических трудов, монографий, статей, докладов, научных отчетов и сообщений, рецензий и заключений; разработка или участие в разработке проектов уставов, наставлений, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов; участие в исследованиях на учениях и других мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск и сил флота, органов военного управления. Экспериментальная проверка теоретических положений, обобщение результатов исследований и выработка рекомендаций; проведение военно - технического анализа и экспертизы работ предприятий оборонных отраслей промышленности по разработке и созданию вооружения и военной техники, участие в государственных испытаниях ее новых образцов; подготовка, проведение и обобщение результатов научных конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий; рационализаторская и изобретательская работа. 106. Научная работа в высшем военно - учебном заведении организуется и проводится в соответствии с перспективным и годовым планами. Перспективным планом определяются основные направления научной работы вуза. В годовой план, разрабатываемый на календарный год на основе перспективного, включаются темы, заданные генеральным заказчиком (заказчиками), инициативные темы вуза, а также научные исследования, выполняемые на договорной основе с другими министерствами, ведомствами и организациями. Первоочередному выполнению подлежат работы, заданные генеральным заказчиком. Научная работа, проводимая на кафедрах и в научных подразделениях, планируется на календарный год на основе годового плана научной работы высшего военно - учебного заведения. Заказы на дополнительную к плану научно - техническую продукцию направляются генеральным заказчиком непосредственно в вуз - исполнитель по согласованию с вузом и начальником, которому подчинен вуз. 107. По результатам исследований разрабатываются и представляются итоговые, промежуточные (частные) отчеты или рабочие материалы по отдельным этапам работы. Научные выводы и предложения, помещенные в отчеты, и рабочие материалы рассматриваются на заседаниях кафедр, научных семинарах и совещаниях, а по наиболее важным комплексным темам - на заседаниях ученого совета вуза (факультета). Заказывающие организации или головные исполнители в месячный срок после получения отчетов рассматривают результаты научной работы и направляют вузам - исполнителям заключения о приеме и качестве выполненных исследований. Результаты научных работ, выполненных высшими военно - учебными заведениями, считаются реализованными, если они: использованы при решении актуальных вопросов военной науки, включены в уставы, наставления, руководства, инструкции и другие руководящие документы; использованы при создании новых и модернизации состоящих на вооружении образцов вооружения и военной техники, их эксплуатации, восстановлении и ремонте, а также при проектировании, строительстве и эксплуатации специальных сооружений и объектов; использованы в разработке проблем и практике воинского воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации; внедрены в образовательный процесс военно - учебных заведений и войск (сил флота), использованы при написании учебников, учебных пособий, военно - теоретических трудов и монографий. Ответственность за полную и своевременную реализацию результатов научных работ возлагается на заказчиков, а по инициативным работам - на высшие военно - учебные заведения. 108. Изобретательская, рационализаторская и патентно - лицензионная работа в вузах организуется и проводится в соответствии с Положением об изобретательской, рационализаторской и патентно - лицензионной работе в Министерстве обороны Российской Федерации. 109. Научная работа слушателей и курсантов организуется в тесной связи с образовательным процессом, научной, рационализаторской и изобретательской работой вузов и проводится в соответствии с Положением о военно - научной работе слушателей и курсантов высших военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (Приложение N 2 к настоящему Положению). 110. Высшие военно - учебные заведения участвуют в конкурсах на лучшие научные работы в соответствии с Руководством по участию слушателей и курсантов высших военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в конкурсе на лучшую научную работу <*> и Положением о проведении конкурса на лучшие научные работы, выполненные в военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации <**>. -------------------------------- <*> Введено в действие Приказом министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 217. <**> Введено в действие Приказом министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 402. Научные работы слушателей и курсантов, получившие поощрения по итогам конкурса, решением начальника кафедры могут быть зачтены в качестве курсовых работ (проектов, задач), а их авторы, кроме того, могут быть освобождены от сдачи экзамена (зачета) по соответствующей учебной дисциплине. По решению приемной комиссии вуза научные работы слушателей и курсантов - лауреатов конкурса на лучшую научную работу могут засчитываться при их поступлении в адъюнктуру непосредственно после окончания вуза в качестве научного реферата по избранной специальности. Раздел VIII УЧЕБНО - МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА 111. Учебно - материальная база высшего военно - учебного заведения - это комплекс материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки слушателей и курсантов по установленным специальностям в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также для выполнения научных исследований и подготовки научно - педагогических и научных кадров. Основные элементы учебно - материальной базы: вооружение и военная техника, состоящие на вооружении вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, службы и подлежащие изучению (освоению) или используемые в процессе обучения; учебно - лабораторная база: здания (корпуса) и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), специализированными классами, кабинетами, лабораториями, учебными библиотеками, читальными залами, залами для курсового и дипломного проектирования, другими учебными и учебно - вспомогательными помещениями, оснащенными средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, другим оборудованием и наглядными пособиями; тренажерная база: учебно - тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и учебные пункты управления, оснащенные тренажерами, учебными вооружением и военной техникой, другими тренировочными средствами. Приказарменная тренажерная база; полевая учебная база (база для воздушной, морской выучки): полигоны, аэродромы, акватории, учебные центры, учебные корабли, лагеря с размещенными на них объектами (комплексами) боевой подготовки и обеспеченные вооружением и военной техникой, тренажерами, оснащенные полигонным и другими видами оборудования, средствами связи, управления и контроля; база для выполнения научных исследований: специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемых научных работ; база для общевоенной подготовки: строевые плацы, караульные комплексы (городки), тиры и другие объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями общевоинских уставов, а также спортивные комплексы и сооружения; средства информационного обеспечения: учебники, учебные пособия и учебно - методические материалы, научная и справочная литература, уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения, другие нормативные документы. Компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы; объекты обеспечения учебного процесса: учебно - опытные заводы, учебно - производственные мастерские, типографии, склады и другие объекты. Высшие военно - учебные заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию и охране природных ресурсов. 112. Высшие военно - учебные заведения обеспечиваются: денежными средствами - по смете Министерства обороны Российской Федерации; вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием (в том числе полиграфическим), приборами, техническими средствами обучения, запасными частями, ремонтными комплектами и другим военно - техническим имуществом - в соответствии со штатами, табелями к штатам и нормами снабжения по заявкам вузов через соответствующие довольствующие органы, службы в первую очередь. Новые образцы вооружения, военной техники и учебно - тренировочных средств, узлы (детали, агрегаты) машин и систем, принятые на вооружение, поставляются вузам в первую очередь из первых серийных образцов. Нормы снабжения пересматриваются начальниками, имеющими в подчинении вузы, через каждые пять лет, а также при перепрофилировании вуза или переходе к обучению по новым учебным планам и программам. Уточнение норм производится ежегодно к 1 июля; учебниками и учебными пособиями - из расчета по одному экземпляру (независимо от наличия грифа) на каждого слушателя и курсанта, одновременно изучающих дисциплину, а также на слушателей - заочников и преподавателей. Уставами, наставлениями, руководствами - заказывающими (довольствующими) органами по заявкам вузов. Заводской, технической, эксплуатационной и ремонтной документацией по новым образцам вооружения и военной техники - заказывающими (довольствующими) органами одновременно с поставкой образцов; учебными кино- и видеофильмами - в соответствии с нормативными документами, регламентирующими производство и прокат кинофильмов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Количество и площадь аудиторий (лекционных залов), специализированных классов, кабинетов, лабораторий и других учебных и учебно - вспомогательных помещений должны соответствовать Нормам расквартирования воинских частей, учреждений и военно - учебных заведений <*>. -------------------------------- <*> Введены в действие Приказом министра обороны 1988 г. N 35. Перечень и емкость спортивных сооружений и мест для проведения занятий по физической подготовке и спортивно - массовой работы со слушателями и курсантами определяются в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. 113. В высшем военно - учебном заведении разрабатывается перспективный план развития и совершенствования учебно - материальной базы, который согласовывается с соответствующими заказывающими (довольствующими) органами, службами (генеральными заказчиками) и утверждается начальником, которому подчинен вуз. На основе перспективного плана вузом на каждый календарный год разрабатывается план развития и совершенствования учебно - материальной базы, также утверждаемый начальником, которому подчинен вуз. Раздел IX УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ВОЕННО - УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ 114. Управление высшим военно - учебным заведением осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, требований приказов и директив министра обороны Российской Федерации и настоящего Положени Начальник высшего военно - учебного заведения непосредственно организует и осуществляет управление высшим военно - учебным заведением и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Заместители начальника высшего военно - учебного заведения осуществляют руководство конкретными направлениями деятельности вуза в соответствии со своими функциональными обязанностями, утвержденными в установленном порядке, и указаниями начальника вуза. 115. Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего военно - учебного заведения создается выборный представительный орган - ученый совет высшего военно - учебного заведения под председательством начальника вуза. В состав ученого совета входят члены ученого совета, избираемые из числа руководящего, преподавательского, научного и других категорий постоянного состава вуза и обучающихся (не менее 50 процентов численности совета), и члены ученого совета, входящие в его состав по должности: начальник вуза, его заместители, начальники учебного и научно - исследовательского отделов, начальники факультетов, начальники (заведующие) ведущих (по решению ученого совета) кафедр и командиры батальонов (дивизионов) курсантов. Выборы членов ученого совета производятся на общем собрании (конференции) руководящего, преподавательского, научного состава, представителей других категорий постоянного состава вуза и обучающихся. Порядок избрания делегатов на конференцию определяется действующим ученым советом. Общее собрание (конференция) по представлению действующего ученого совета (или по представлению начальника вуза при выборах первого ученого совета после создания нового вуза) определяет численность ученого совета, нормы представительства в его составе и порядок проведения выборов в ученый совет. Состав ученого совета по результатам выборов объявляется приказом начальника вуза. Ученый совет из числа его членов избирает одного - двух заместителей председателя совета и ученого секретаря совета. Срок полномочий ученого совета 3 года. Довыборы в состав ученого совета взамен выбывших его членов проводятся в установленном порядке до начала (в начале) учебного года, изменения в составе ученого совета объявляются приказом начальника вуза. Досрочные перевыборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов. При рассмотрении социальных вопросов в работе ученого совета должны принимать участие с правом совещательного голоса представители всех категорий постоянного состава и обучающихся, численность и порядок делегирования которых определяет ученый совет. 116. План работы ученого совета вуза разрабатывается на учебный год, рассматривается ученым советом и утверждается начальником вуза. Заседания ученого совета и его решения оформляются протоколом, который подписывается председателем (заместителем председателя) и ученым секретарем совета. Решения совета по вопросам присвоения ученых званий и избрания на должности руководящего, преподавательского и научного состава принимаются тайным голосованием в установленном порядке. Порядок принятия решений по другим вопросам (открытым или тайным голосованием) определяется ученым советом. Решение ученого совета правомочно, если на заседании присутствовало не менее 2/3 его членов и за решение проголосовало более 50 процентов присутствующих, что должно подтверждаться явочным листом с подписями членов совета. Председатель ученого совета организует систематическую проверку исполнения решений совета и информирует его членов о выполнении принятых решений. 117. На ученый совет высшего военно - учебного заведения возлагается рассмотрение и обсуждение: учебных планов, учебных программ и планов мероприятий по основным направлениям деятельности вуза; состояния учебной, воспитательной, методической работы и воинской дисциплины. Организации и итогов приема на учебу слушателей, курсантов, адъюнктов, докторантов и выпуска офицеров из вуза; результатов научной работы, педагогических исследований и экспериментов. Состояния подготовки и аттестации научно - педагогических и научных кадров; вопросов редакционно - издательской деятельности; состояния и перспектив развития учебно - материальной базы и других вопросов, связанных с деятельностью вуза. 118. Ученый совет вуза принимает решения по следующим вопросам: о зачислении офицеров в докторантуру, переводе преподавателей на должности старших научных сотрудников для завершения работы над докторскими диссертациями, предоставлении творческих отпусков соискателям ученой степени для завершения диссертаций. Рекомендует кандидатов в адъюнктуру из числа офицеров - выпускников текущего года. Утверждает темы докторских и кандидатских диссертаций и индивидуальные планы работы докторантов. Присваивает выпускникам адъюнктуры квалификационное звание "исследователь"; о представлении в установленном порядке преподавательского и научного состава к присвоению ученых званий. Присваивает звания почетного профессора, ученые звания старшего научного сотрудника и утверждает результаты экспертизы ходатайств о присвоении ученых званий, рассматриваемых по поручению Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. Выдвигает кандидатов в академии наук, для присвоения государственных почетных званий, на соискание государственных премий, премий министра обороны Российской Федерации, а также для назначения именных и других персональных стипендий. Определяет состав конкурсной (аттестационной) комиссии по отбору кандидатов для замещения должностей руководящего, преподавательского и научного состава. 119. В филиале высшего военно - учебного заведения, имеющем в своем составе кафедры, а также на факультетах, имеющих в своем составе кафедры, для рассмотрения основных вопросов их деятельности создаются ученые советы филиала вуза (факультетов) под председательством начальника филиала вуза (начальников факультетов). В состав ученого совета филиала вуза (факультета) членами совета по должности входят: начальник филиала вуза (факультета), его заместители, начальники (заведующие) кафедр, входящих в состав филиала вуза (факультета). Выборы остальных членов ученого совета (не менее 50 процентов его численности) и организация его работы осуществляются в порядке, установленном статьями 115 и 116 настоящего Положения для ученого совета вуза. На ученый совет филиала вуза (факультета) возлагается рассмотрение вопросов и принятие решений, предусмотренных статьями 117 и 118 настоящего Положения для ученого совета вуза в объеме применительно к задачам, решаемым филиалом вуза (факультетом). Вопрос о делегировании конкретных полномочий ученому совету филиала вуза (факультета) решает ученый совет высшего военно - учебного заведения. 120. В высшем военно - учебном заведении наряду с учеными советами могут создаваться другие советы по различным направлениям деятельности. 121. Учебный отдел высшего военно - учебного заведения осуществляет организацию и контроль учебной и методической работы и вузе. На учебный отдел возлагаются: разработка совместно с факультетами и кафедрами проектов учебных планов (рабочих учебных планов), учебных программ, расписаний учебных занятий, расписаний экзаменов и других документов по планированию образовательного процесса. Планирование использования аудиторий, учебных классов, лабораторий и других объектов учебно - материальной базы; учет и анализ успеваемости обучающихся, анализ опыта службы выпускников вуза в войсках (на флотах). Организация и анализ контроля учебных занятий. Организация изучения передового педагогического опыта в своем вузе и других высших учебных заведениях. Разработка на этой основе предложений по совершенствованию обучения и качества подготовки офицеров; организация профессионального отбора кандидатов, проведения вступительных экзаменов и приема на учебу. Организация итоговой государственной аттестации выпускников, подготовка выпускной документации и учет ее выдачи; организация и обеспечение учебной работы слушателей - заочников (в вузах, где нет факультета заочного обучения); организация методической работы в масштабе вуза и руководство работой методического кабинета. Организация научной работы (в вузах, где нет научно - исследовательского отдела); организация и контроль за проведением командирской подготовки офицеров вуза, мероприятий по повышению квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского состава; участие в разработке перспективных и годовых планов развития и совершенствования учебно - материальной базы вуза. Организация обеспечения образовательного процесса учебниками, учебными пособиями и служебной документацией. Руководство работой учебных библиотек; разработка предложений по распределению денежных средств, выделяемых на учебные расходы. Контроль за их использованием. 122. Научно - исследовательский отдел высшего военно - учебного заведения осуществляет организацию и контроль научной работы, подготовки научно - педагогических и научных кадров в вузе. На него возлагается: разработка совместно с факультетами, кафедрами и научными подразделениями планов научной работы и планов подготовки научно - педагогических и научных кадров. Контроль за их исполнением и учет внедрения результатов научных исследований; организация подготовки научно - педагогических и научных кадров в докторантуре, адъюнктуре и путем соискательства. Анализ опыта подготовки и разработка предложений по ее совершенствованию; осуществление связей с научными учреждениями, другими вузами, войсками и промышленными предприятиями. Организация и проведение межвузовских и в масштабе вуза конференций и семинаров по научной тематике; подготовка предложений по развитию базы для выполнения научных исследований; обеспечение деятельности военно - научных обществ слушателей и курсантов. Организация изобретательской и рационализаторской работы в вузе; подготовка предложений по распределению средств, выделяемых на научную работу, подготовку научно - педагогических и научных кадров. Контроль за их использованием; организация выпуска учебников, учебных пособий, учебно - методических и других материалов на имеющейся в вузе полиграфической базе. Редактирование и контроль прохождения изданий (в вузах, где нет редакционно - издательского отдела). В высших военно - учебных заведениях, где нет научно - исследовательского отдела, его функции выполняются учебным отделом применительно к задачам, решаемым вузом. 123. Начальник филиала высшего военно - учебного заведения непосредственно организует и осуществляет управление филиалом и несет ответственность за его состояние и деятельность. На начальника филиала вуза возлагаются обязанности и ему предоставляются права, определенные для начальника вуза в объеме применительно к задачам, решаемым филиалом вуза. 124. Начальник факультета высшего военно - учебного заведения назначается в установленном порядке из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание. Он отвечает за подготовку слушателей и курсантов по специальностям, установленным для факультета, за состояние воинской дисциплины, организованности и внутреннего порядка на факультете. Начальник факультета: руководит учебной и методической работой кафедр, входящих в состав факультета. Совместно с учебным отделом и кафедрами разрабатывает учебные планы (рабочие учебные планы) и учебные программы, расписания занятий и обеспечивает полное и качественное их выполнение. Совместно с учебным отделом координирует работу кафедр, обеспечивающих подготовку слушателей и курсантов по специальностям факультета; организует научную работу, подготовку научно - педагогических и научных кадров на кафедрах факультета. Руководит командирской подготовкой офицеров факультета, организует и осуществляет контроль за повышением квалификации преподавательского и научного состава факультета; руководит работой по военно - профессиональному отбору и приему кандидатов на учебу, воспитательной работой со слушателями и курсантами, организует спортивно - массовую работу на факультете; руководит работой по развитию учебно - материальной базы кафедр и научных подразделений факультета. На начальника факультета, не имеющего в своем составе кафедр и выполняющего роль подразделения слушателей и курсантов, возлагаются указанные выше обязанности в объеме применительно к задачам, решаемым факультетом. Начальник факультета (отделения) заочного обучения: организует разработку учебных графиков для каждого курса, специальности и доведение их до слушателей - заочников. Обеспечивает учебными материалами слушателей - заочников через библиотеку вуза. Организует учебный процесс в период сборов и контроль за работой слушателей - заочников в периоды между сборами; извещает командиров и начальников по месту прохождения службы слушателями - заочниками о зачислении офицеров на учебу, о переводе с курса на курс, а также вызывает слушателей - заочников на учебные и итогово - выпускной сборы. 125. Начальник (заведующий) кафедры в зависимости от структуры высшего военно - учебного заведения подчиняется начальнику вуза, одному из его заместителей или начальнику факультета, в состав которого входит кафедра. Он отвечает за обучение слушателей и курсантов по дисциплинам кафедры, выполнение научной работы и подготовку на кафедре научно - педагогических и научных кадров, состояние воинской, трудовой дисциплины и внутреннего порядка, состояние и сохранность учебно - материальной базы кафедры. Начальник (заведующий) кафедры: руководит учебной и методической работой на кафедре: разработкой учебных программ, тематических планов, учебников, учебных пособий и других учебно - методических материалов по дисциплинам кафедры. Организует оперативную корректировку учебно - методических материалов. Лично проводит со слушателями и курсантами учебные занятия, прежде всего лекционные, контролирует подготовку преподавателей к занятиям и качество их проведения. Всесторонне обеспечивает самостоятельную работу слушателей и курсантов, в том числе обучающихся по индивидуальным планам, руководство разработкой дипломных работ (проектов, задач) и магистерских диссертаций. Совместно с учебным отделом организует проведение и обеспечивает руководство практикой и стажировкой; руководит и лично участвует в научной работе кафедры, контролирует выполнение планов научных работ. Организует подготовку на кафедре и лично руководит работой адъюнктов, докторантов и соискателей ученых степеней, а также повышением квалификации преподавательского и научного состава кафедры. Руководит научной работой слушателей и курсантов, изобретательской и рационализаторской работой на кафедре; организует проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения. Руководит работой по развитию и совершенствованию учебно - материальной базы кафедры. 126. В высших военно - учебных заведениях могут создаваться профсоюзные и другие общественные организации (советы курсантских коллективов, молодых ученых; общества изобретателей, рационализаторов, научно - технического творчества молодежи; женские общественные организации и другие), деятельность которых допускается в Вооруженных Силах Российской Федерации законодательством Российской Федерации. Заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал - полковник В. МИРОНОВ Приложение N 1 к ст. 56 Положения, введенного в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 1994 года N 110 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТУ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ ВОЕННО - УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ I. В учебном отделе 1. Квалификационные требования (квалификационные характеристики), учебные планы и учебные программы по специальностям (специализациям) вуза. 2. Расписания учебных занятий и экзаменов. 3. Планы - календари основных мероприятий вуза на учебный год и на месяц. 4. График - календарь учебного процесса вуза на учебный год. 5. План методической работы вуза на учебный год. 6. План контроля учебных занятий руководящим составом вуза. 7. План, программы командирской подготовки офицеров вуза на учебный год и расписания занятий. 8. Отчет о работе вуза за учебный год. 9. Сводные данные о результатах экзаменационных сессий. 10. Отчет о результатах итоговой государственной аттестации и выпуске слушателей и курсантов. 11. Книга окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов. 12. Книга регистрации выдаваемых академических справок. 13. Материалы научно - методических конференций и сборов вуза. 14. Перспективный и годовой (на учебный год) планы повышения квалификации преподавателей. 15. План работы ученого совета вуза на учебный год и протоколы заседаний совета <*>. 16. Экзаменационные ведомости <**>. 17. Зачетные книжки и учебные карточки слушателей и курсантов <**>. 18. Журналы учета учебных занятий на каждую учебную группу (отделение) слушателей и курсантов <**>. 19. Индивидуальные планы обучения слушателей и курсантов <*>. 20. Редакционно - издательский план вуза на календарный год <**>. -------------------------------- <*> В вузах, где лет НИО (НИРИО). <**> В вузах, где нет факультетов. II. На факультете 1. Квалификационные требования (квалификационные характеристики), учебные планы и учебные программы по специальностям факультета. 2. Расписания учебных занятий и экзаменов. 3. Планы работы факультета на учебный год и на месяц. 4. План работы ученого совета факультета на учебный год и протоколы заседаний совета. 5. План, программы командирской подготовки офицеров факультета на учебный год, расписания занятий и журнал учета занятий. 6. Экзаменационные ведомости. 7. Зачетные книжки и учебные карточки слушателей и курсантов. 8. Журналы учета учебных занятий на каждую учебную группу (отделение) слушателей и курсантов. 9. Индивидуальные планы обучения слушателей и курсантов. 10. Учебные графики на каждый курс по специальностям заочного обучения <*>. 11. Журналы учета выполнения и рецензирования контрольных заданий (по учебным группам, отделениям) <*>. 12. Книга учета прикрепления слушателей - заочников для консультаций к другим вузам <*>. 13. Алфавитные книги учета слушателей - заочников с их служебными и домашними адресами <*>. -------------------------------- <*> Только для факультетов (отделений) заочного обучения. III. На кафедре 1. Учебные программы и тематические планы по дисциплинам кафедры. 2. Планы работы кафедры на учебный год и на месяц. 3. Индивидуальные планы работы преподавателей на учебный год. 4. Журнал контроля учебных занятий. 5. Книга протоколов заседаний кафедры и журналы работы предметно - методических комиссий. 6. Журнал учета рецензирования контрольных работ слушателей - заочников. 7. План, программы командирской подготовки офицеров кафедры, расписания занятий и журнал учета занятий. IV. В батальоне (дивизионе) курсантов 1. Планы работы батальона (дивизиона) на учебный год и на месяц. 2. Учебные программы и тематические планы по общевоенным дисциплинам. 3. Журнал контроля учебных занятий. 4. План, программы командирской подготовки офицеров батальона (дивизиона), расписания занятий и журнал учета занятий. Начальник Управления военного образования Министерства обороны Российской Федерации, генерал - лейтенант Г. РАДИОНОВ Приложение N 2 к ст. 109 Положения, введенного в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 1994 года N 110 ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО - НАУЧНОЙ РАБОТЕ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Военно - научная работа слушателей и курсантов высших военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в общей системе научной работы высшего военно - учебного заведения и должна быть тесно увязана с образовательным процессом вуза. Основными ее задачами являются: воспитание у слушателей и курсантов интереса к военно - научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно - технических задач и навыкам работы в научных коллективах; развитие у слушателей и курсантов творческого мышления, самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний; выявление наиболее одаренных и талантливых слушателей и курсантов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки. 2. Основными формами военно - научной работы слушателей и курсантов являются: участие в выполнении плановых научных работ вуза, в том числе по хозяйственным договорам; моделирование физических, социальных, познавательных процессов и боевых действий; выполнение заданий исследовательского характера в период войсковой (флотской) стажировки и практики; разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам военной науки, военной проблематике гуманитарных, естественных и технических наук и выступление с ними на заседаниях кружков, научных семинарах и конференциях; подготовка научных статей, а также рецензий и аннотаций на изданную литературу по различным аспектам военной науки; участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработка и создание технических средств обучения, действующих стендов и макетов; участие в конкурсах на лучшие научные работы, выполненные в вузах <*>. -------------------------------- <*> Конкурсы организуются в соответствии с Приказами министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 217 и 1993 г. N 402 . 3. Военно - научная работа слушателей и курсантов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. В учебное время военно - научная работа проводится, как правило, слушателями и курсантами, успешно обучающимися по индивидуальным планам. Она может предусматривать также выполнение лабораторных работ, курсовых и дипломных работ (проектов, задач), других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время, установленное распорядком дня вуза, военно - научная работа организуется самостоятельно или путем участия слушателей и курсантов в работе военно - научных кружков, конструкторских, проектных, информационных, экономических и переводческих бюро, семинаров, студий и других творческих коллективов слушателей и курсантов <*>. -------------------------------- <*> Далее в настоящем Положении военно - научные кружки, конструкторские, проектные, информационные, экономические и переводческие бюро, семинары, студии и другие творческие коллективы слушателей и курсантов для краткости будут именоваться военно - научными кружками или кружками. 4. Военно - научная работа слушателей и курсантов организуется непосредственно на кафедрах и в научных подразделениях вуза, для чего при них создаются военно - научные кружки, количество которых определяется решением начальника кафедры или научного подразделения. Членом военно - научного кружка слушателей может стать любой слушатель или курсант, успешно осваивающий учебную программу и изъявивший желание участвовать в военно - научной работе. Для выполнения организационной работы и учета деятельности военно - научного кружка на общем собрании его членов из числа слушателей и курсантов избирается сроком на один год председатель кружка, который осуществляет непосредственную связь с кафедрой или научным подразделением и своевременно информирует членов кружка о мероприятиях, проводимых по вопросам военно - научной работы. 5. Общее руководство военно - научной работой слушателей и курсантов возлагается на заместителя начальника вуза по учебной (учебной и научной) работе и осуществляется им через научно - исследовательский (учебный) отдел и начальников соответствующих факультетов, кафедр и научных подразделений. Научно - исследовательский (учебный) отдел контролирует состояние военно - научной работы слушателей и курсантов, осуществляет руководство подготовкой научных семинаров, конференций и других мероприятий, проводимых в масштабе вуза, организует изучение, обобщение и распространение положительного опыта этой работы. Для непосредственного руководства работой военно - научных кружков на кафедрах и в научных подразделениях назначаются научные руководители из числа преподавательского и научного составов этих подразделений. Научные руководители осуществляют работу с членами кружков с учетом их интересов, индивидуальных способностей и склонностей. Научному руководителю из числа преподавателей выделяется на руководство кружком до 50 часов из годового бюджета рабочего времени, отводимого на научную работу. 6. План военно - научной работы слушателей и курсантов вуза разрабатывается в научно - исследовательском (учебном) отделе. В нем отражаются тематика и сроки проведения научных семинаров, конференций, лекций и докладов, а также основные направления военно - научной работы на кафедрах и в научных подразделениях. На кафедрах и в научных подразделениях составляются планы работы и ведутся журналы учета работы военно - научных кружков. В журнал заносится список членов кружка и сведения о проведенных мероприятиях, представленных на конкурсы научных работах, поданных заявках на изобретения и рационализаторских предложениях. Члены военно - научных кружков составляют личные планы работы, в которых определяются тематика, объем работы, порядок и сроки ее выполнения. Личные планы утверждаются научным руководителем кружка. 7. Расходы на военно - научную работу слушателей и курсантов финансируются за счет средств, выделяемых по смете Министерства обороны Российской Федерации на учебные расходы военно - учебных заведений. 8. Результаты военно - научной работы слушателей и курсантов освещаются в ежегодных отчетах кафедр и научных подразделений по научно - исследовательской работе, а основные достижения - в годовом отчете вуза. Опыт работы слушателей и курсантов, имеющих высокие достижения в научной, изобретательской и рационализаторской деятельности, популяризируется во внутривузовских и других средствах информации. Результаты исследований слушателей и курсантов при выполнении плановых научно - исследовательских работ (НИР) вуза помещаются в отчеты по НИР, они включаются в список исполнителей НИР и на них распространяются все авторские права, в том числе право на вознаграждение. 9. Слушатели и курсанты, добившиеся высоких результатов в военно - научной работе, поощряются в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, их активное участие в творческой деятельности отмечается в служебных аттестациях (характеристиках). Решением начальника кафедры отдельные работы слушателей и курсантов могут быть зачтены им в качестве курсовых работ (проектов, задач), а их авторы, кроме того, могут в установленном порядке освобождаться от сдачи экзамена (зачета) по соответствующей учебной дисциплине с выставлением оценки "отлично" ("зачтено"). Выпускники военно - учебных заведений, выполнившие за период учебы ряд научных работ, включенных в отчеты по НИР, опубликованных в печати или получивших высокую оценку на конкурсах, пользуются преимуществом при отборе кандидатов для зачисления в адъюнктуру непосредственно после выпуска или могут назначаться для прохождения службы в научно - исследовательские организации Министерства обороны Российской Федерации. Научные работы лауреатов конкурса на лучшую научную работу слушателей и курсантов высших военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по военной науке и технике могут быть приняты в качестве рефератов при поступлении в адъюнктуру. Начальник Управления военного образования Министерства обороны Российской Федерации, генерал - лейтенант Г. РАДИОНОВ Начальник Военно - научного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал - майор А. ЦАРЕВ Приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 1994 года N 110 ПЕРЕЧЕНЬ ПРИКАЗОВ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТСЯ НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ министра обороны СССР 1975 г. N 238. Приказ министра обороны СССР 1987 г. N 0300. Приложение N 2 к Приказу министра обороны СССР 1988 г. N 0291. Пункт 4 раздела I приложения N 2 к Приказу министра обороны СССР 1989 г. N 80. Приложение N 3 к Приказу министра обороны СССР 1989 г. N 0136. Приказ министра обороны СССР 1989 г. N 0138. Приказ министра обороны СССР 1989 г. N 0191. Приказ министра обороны СССР 1989 г. N 350. Пункты 2 и 3 приложения к Приказу министра обороны СССР 1989 г. N 487. Приказ министра обороны СССР 1990 г. N 0173. Пункты 2 и 9 раздела I приложения N 2 к Приказу министра обороны СССР 1990 г. N 200. Пункт 6 раздела II приложения к Приказу министра обороны СССР 1990 г. N 224. Раздел II приложения N 2 к Приказу министра обороны СССР 1990 г. N 225. Пункт 3 раздела I приложения N 2 и пункт 6 раздела II приложения N 2 к Приказу министра обороны СССР 1990 г. N 250. Приказ министра обороны СССР 1991 г. N 040. Приказ министра обороны СССР 1991 г. N 483. Пункт 78 раздела I приложения к Приказу министра обороны СССР 1991 г. N 578. Пункт 3 раздела I приложения к Приказу Главнокомандующего Вооруженными Силами СНГ 1992 г. N 30. Начальник Управления военного образования Министерства обороны Российской Федерации, генерал - лейтенант Г. РАДИОНОВ Страницы: 1 2 |