О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ С ТЕРРИТОРИИ СТРАН - БЫВШИХ СУБЪЕКТОВ СОЮЗА ССР. Указание. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 10.01.94 01-12/19

    О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ
        ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ
           С ТЕРРИТОРИИ СТРАН - БЫВШИХ СУБЪЕКТОВ СОЮЗА ССР

                               УКАЗАНИЕ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          10 ЯНВАРЯ 1994 г.

                              N 01-12/19

                              (РВ 94-21)


     В соответствии с двусторонними Соглашениями о свободной торговле,
заключенными  между  Российской  Федерацией и соответственно Азербайд-
жанской Республикой,  Республикой Армения,  Республикой Беларусь, Рес-
публикой Казахстан,  Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Рес-
публикой Таджикистан,  Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украи-
ной, товары, происходящие с территории указанных государств и ввозимые
на территорию Российской Федерации, не облагаются ввозными таможенными
пошлинами.
     В соответствии с законодательными актами Российской  Федерации  о
налоге на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Фе-
дерации товаров,  происходящих с территории государств - членов Содру-
жества  Независимых Государств (СНГ)1,  налог на добавленную стоимость
таможенными органами не взимается.
     В соответствии с Законом Российской Федерации от 06.08.93 N 5604-
1 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"  по-
дакцизные  товары,  происходящие с территории стран - членов СНГ,  при
ввозе на территорию Российской Федерации акцизами не облагаются.
     Исходя из положений Правил определения страны происхождения това-
ров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября
1993 года (Приложение I),  а также с целью усиления контроля за ввозом
подакцизных товаров,  происходящих с территории указанных  выше  госу-
дарств, с 15 февраля 1994 года
     ОБЯЗЫВАЮ:
     1. Льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные вышеназ-
ванными международными соглашениями и законодательными актами Российс-
кой Федерации, в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию
Российской Федерации,  предоставляются только при одновременном выпол-
нении следующих условий:
     а) предоставление таможенным органам  сертификатов  происхождения
товаров (далее сертификат) по форме, приведенной в Приложении 2 к нас-
тоящему Указанию;
     б) соблюдение  правила  непосредственной  закупки,  то есть товар
должен быть приобретен у предприятия или иного лица,  зарегистрирован-
ного в установленном порядке в стране происхождения товара;
     в) соблюдение правила прямой отгрузки,  то есть товар должен быть
отгружен непосредственно из страны его происхождения в Российскую  Фе-
дерацию.
     Правилу прямой отгрузки соответствуют также товары, транспортиру-
емые через территорию одной или нескольких стран вследствие  географи-
ческих,  транспортных,  технических или экономических причин,  а также
при временном их ввозе или складировании на территории  этих  стран  с
условием,  что  товары  все  время  находятся под таможенным контролем
стран транзита.
     2. Сертификат  должен  содержать следующие необходимые сведения о
товаре, на который он выдан:
     а) наименование  и адрес экспортера;
     б) наименование и адрес импортера;
     в) средства  транспортировки  и маршрут следования (насколько это
известно);
     г) количество  мест и вид упаковки,  описание товара,  содержащее
все необходимые для идентификации товара сведения;
     д) вес брутто и нетто 2;
     3. Сертификат о происхождении должен однозначно свидетельствовать
о том,  что данный товар происходит из соответствующей страны, то есть
он должен содержать:
     а) письменную декларацию экспортера о том, что товар удовлетворя-
ет соответствующему критерию происхождения;
     б) письменное удостоверение компетентного органа,  выдавшего сер-
тификат,  о том, что представленные экспортером в сертификате сведения
соответствуют действительности.
     Сертификат должен быть заверен печатью уполномоченного  централь-
ного органа государственного управления (министерство, государственный
комитет, комитет) или торгово-промышленной палаты страны происхождения
товаров.
     4. Сертификат представляется таможенным  органам  в  отпечатанном
виде, без исправлений, на русском языке.
     5. Сертификат представляется в таможенный орган
     Российской Федерации  вместе  с  грузовой таможенной декларацией,
другими документами,  необходимыми для производства таможенного оформ-
ления.
     6. В случае утраты сертификата принимается официально  заверенный
его дубликат.
     7. В удостоверение происхождения небольших партий товара (фактур-
ной  стоимостью  до  5000  долларов США) экспортер может декларировать
страну происхождения товара на счете-фактуре или других приложенных  к
товару сопроводительных документах.
     8. В графе 44 грузовой таможенной декларации (под цифрой 7)  ука-
зывается:
     - сокращенное наименование сертификата - СРТ "СТ-1";
     - номер сертификата;
     - дата выдачи;
     - краткое наименование органа, выдавшего сертификат.
     9. Товар не считается происходящим из данной страны до  тех  пор,
пока  не  будет  представлен надлежащим образом оформленный сертификат
или иные сведения,  подтверждающие выполнения  условий,  упомянутых  в
подпунктах "б", "в" пункта 1 настоящего Указания.
     В случае возникновения сомнений относительно безупречности серти-
фиката или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране про-
исхождения товара,  таможенные органы направляют указанные сертификаты
в  Таможенно-тарифное управление ГТК России для последующей их провер-
ки.  Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока
не будет получено подтверждение от ГТК России о достоверности сертифи-
ката или содержащихся в нем сведений.
     10. Товары, названные в п.9 настоящего Указания, при ввозе в Рос-
сийскую Федерацию подлежат обложению налогом на добавленную  стоимость
и акцизами.
     11. При невыполнении требований настоящего Указания,  но при воз-
можности определения страны происхождения товаров иным путем (по това-
росопроводительной документации,  спецификациям, сертификатам качества
завода-изготовителя, маркировки), такие товары, происходящие из стран,
с которыми действуют соглашения о свободной торговле, облагаются ввоз-
ными  таможенными пошлинами по ставкам,  применяемым в отношении това-
ров, происходящих из стран, пользующихся режимом наибольшего благопри-
ятствования (базовая ставка).
     Товары, происхождение которых на  момент  таможенного  оформления
достоверно  не установлено,  облагаются ввозными таможенными пошлинами
по ставкам,  применяемым в отношении товаров,  происходящих из  стран,
пользующихся   режимом  наибольшего  благоприятствования,  увеличенным
вдвое.
     12. К товарам, происхождение которых на момент таможенного оформ-
ления достоверно не установлено, может применяться (восстанавливаться)
режим  наибольшего  благоприятствования или преференциальный режим при
условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении.
     Максимальный срок, в течение которого декларант может представить
таможенным органам надлежащее удостоверение о происхождении товаров, -
один  год с даты принятия таможенным органом Российской Федерации гру-
зовой таможенной декларации.
     По истечении  указанного срока претензии по уплаченным и взыскан-
ным суммам таможенных платежей таможенными органами не принимаются.
     13. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен при-
нять меры к незамедлительному доведению положений настоящего  Указания
до заинтересованных лиц, расположенных в регионах их деятельности.
     ________________
     1 По состоянию на 15.12.93 следующие государства являются членами
СНГ:  Республика Армения,  Республика Беларусь,  Республика Казахстан,
Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республи-
ка Узбекистан, Украина.
     В  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от
29.11.93 N 2011 товары, происходящие с территории Республики Молдова и
ввозимые на территорию Российской Федерации,  не облагаются налогом на
добавленную стоимость и акцизами.
     2 Эти показатели могут быть заменены другими, такими, как, напри-
мер, количество единиц или объем, когда вес товара существенно меняет-
ся при транспортировке или когда эти едицины стандартно применяются  к
данному виду товара.


     Первый заместитель  Председателя Государственного
     таможенного комитета Российской Федерации          В.Ф.Кругликов

     Зарегистрировано в
     Министерстве юстиции
     Российской Федерации
     17 января 1994 г.
     Регистрационный N 460

                                                       Приложение N  1
                                                 к Указанию ГТК России
                                                от 10.01.94 N 01-12/19

                                                         Приложение
                                                   Утверждены Решением
                                              Совета глав правительств
                                    Содружества Независимых Государств
                                         о Правилах определения страны
                                                 происхождения товаров
                                              от 24 сентября 1993 года

               Правила определения страны происхождения
                               товаров

     Настоящие Правила действуют в отношении товаров,  происходящих из
государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и об-
ращающихся в торговле между этими государствами.
     Для целей настоящих Правил:
     а) под термином "государства - участники СНГ понимаются государс-
тва - участники Содружества Независимых Государств, подписавшие Согла-
шение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности  (15
мая 1992 года, Ташкент);
     б) термин "страна происхождения товаров" означает  государство  -
участник СНГ,  в котором товар был полностью произведен или подвергнут
достаточной переработке.  Для применения критерия достаточной  перера-
ботки  может  применяться кумулятивный принцип происхождения,  то есть
при последовательной переработке товара в  государствах  -  участниках
СНГ  эти государства рассматриваются для целей определения происхожде-
ния как одно целое;
     в) термин "критерий достаточной переработки" означает критерий, в
соответствии с которым товар,  в производстве которого участвуют две и
более стран,  считается происходящим из страны,  в которой он был под-
вергнут последней существенной переработке,  достаточной для  придания
товару его характерных свойств;
     г) термин "таможенный контроль" означает совокупность  мер,  осу-
ществляемых  национальными  таможенными  органами  в целях обеспечения
соблюдения национального законодательства в таможенном деле,  а  также
национального законодательства и международных договоров,  контроль за
исполнением которых возложен на таможенные органы;
     д) термин "товары" означает любое движимое имущество, в том числе
тепловую,  электрическую и иные виды энергии, перемещаемое через тамо-
женную границу;
     е) термин "товарная номенклатура" означает  применяемую  в  госу-
дарствах  -  участниках  СНГ Товарную номенклатуру внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и ко-
дирования товаров и комбинированной тарифностатистической номенклатуры
ЕС.
     Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на та-
моженную территорию государств - участников СНГ из третьих стран и вы-
возимых в третьи страны из этих государств регламентируется националь-
ным законодательством государств - участников СНГ.
     1. Страной происхождения товара считается государство,  где товар
был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
     2. Считаются  полностью  произведенными в данной стране следующие
товары:
     а) полезные ископаемые,  добытые на ее территории или в ее терри-
ториальных водах, на ее континентальном шельфе и в морских недрах, ес-
ли страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
     б) растительная продукция,  выращенная и собранная на ее террито-
рии;
     в) живые животные,  родившиеся и выращенные в ней;
     г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней живот-
ных;
     д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морс-
кого промысла;
     е) продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в Ми-
ровом океане судами данной страны либо судами,  арендованными (зафрах-
тованными) ею;
     ж) вторичное  сырье  и отходы,  являющиеся результатом производс-
твенных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
     з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на
космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
     и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продук-
ции, упомянутой в подпунктах "а"-"з" пункта 2.
     3. Когда в производстве товара участвуют две и более стран,  про-
исхождение товара определяется в соответствии с критерием "достаточной
переработки".
     4. Критерий "достаточной переработки" может выражаться:
     а) правилом, требующим изменения тарифной позиции соответствующей
товарной номенклатуры, со списком исключений*;
     б) перечнем производственных или технологических процессов,  дос-
таточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим
из той страны, где эти процессы имели место;
     в) правилом "адвалорной доли",  когда процентная  доля  стоимости
использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро-
ванного предела в цене франко-завод поставляемого товара.
     5. В случае,  когда в отношении конкретных товаров или конкретной
страны (стран) критерии происхождения товара особо  не  оговариваются,
применяется  общее  правило,  в соответствии с которым товар считается
подвергнутым достаточной переработке,  если произошло изменение товар-
ной  позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре
на уровне любого из первых четырех знаков.
     При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработ-
ки:
     а) операции по обеспечению сохранности товаров во время  хранения
или транспортировки;
     б) операции по подготовке товаров  к  продаже  и  транспортировке
(дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
     в) простые сборочные операции;
     г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной  про-
дукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляю-
щих;
     д) комбинация двух или большего числа указанных выше операций;
     е) убой скота.
     6. В случае, когда критерий "достаточной переработки" выражен че-
рез адвалорную долю, стоимостные показатели рассчитываются:
     а) для импортированных материалов - по таможенной  стоимости,  то
есть  стоимости,  подлежащей  таможенному обложению при ввозе (на базе
СИФ) или,  в случае, если их происхождение неизвестно - по установлен-
ной цене первой продажи на территории страны,  где осуществляется про-
изводство;
     б) для готовых товаров - по цене франко-завод или экспортной цене
продавца.
     7. Предметы в разобранном или несобранном виде, поставляемые нес-
колькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям
невозможна их отгрузка одной партией**, должны рассматриваться, по же-
ланию импортера,  как единый предмет с точки зрения определения проис-
хождения***.
     8. Для  целей определения происхождения товаров происхождение ис-
пользуемых для их производства тепловой и электрической  энергии,  ма-
шин, оборудования и инструментов не учитывается.
     9. Товар считается происходящим из страны экспорта только в  слу-
чае,  если этот товар не только соответствует установленным настоящими
Правилами критериям происхождения и прочим условиям,  но и  закупается
непосредственно у предприятия, фирмы, зарегистрированных в установлен-
ном порядке в стране экспорта,  и импортируется путем прямой  отгрузки
из этой страны в страну импорта.
     Требованию прямой отгрузки отвечают также товары,  транспортируе-
мые  через  территорию одной или нескольких стран вследствие географи-
ческих,  транспортных,  технических или экономических причин,  а также
при  временном  их  ввозе или складировании на территории этих стран с
условием,  что товары все время  находятся  под  таможенным  контролем
стран транзита.
     Кроме того, правилам прямой отгрузки отвечают товары, закупленные
импортером на выставках или ярмарках,  при условии,  что эти товары не
использовались для других,  кроме выставочных, целей после отправки на
выставку или ярмарку и оставались под таможенным контролем в ходе выс-
тавки или ярмарки.
     10. В  удостоверение  происхождение товара в данном государстве -
участнике СНГ необходимо предоставление таможенным органам страны вво-
за декларации-сертификата (далее - сертификат) о происхождении товара.
     11. При экспорте товаров из государств - участников СНГ  сертифи-
кат  о  происхождении выдается уполномоченными в соответствии с нацио-
нальным законодательством органам страны происхождения товара.
     Государства -  участники СНГ обмениваются образцами печатей орга-
нов и подписей лиц,  уполномоченных заверять сертификаты.  Без предос-
тавления  указанных образцов сертификаты считаются недействительными и
на товары не распространяются преференции, предусмотренные соглашения-
ми о режиме торговли.
     12. Сертификат должен содержать следующие необходимые сведения  о
товаре, на который он выдан:
     а) наименование и адрес экспортера;
     б) наименование и адрес импортера;
     в) средства транспортировки и маршрут следования  (насколько  это
известно);
     г) количество мест и вид упаковки,  описание  товара,  содержащее
все необходимые для идентификации товара сведения;
     д) вес брутто и нетто ****;
     13. Сертификат  о  происхождении должен однозначно свидетельство-
вать о том,  что данный товар происходит из соответствующей страны, то
есть он должен содержать:
     а) письменную декларацию экспортера о том, что товар удовлетворя-
ет соответствующему критерию происхождения;
     б) письменное удостоверение компетентного органа,  выдавшего сер-
тификат  о том,  что представленные экспортером в сертификате сведения
соответствуют действительности.
     14. Сертификат  о происхождении представляется таможенным органам
в отпечатанном виде, без исправлений, на русском языке.
     15. Сертификат  о  происхождении представляется вместе с грузовой
таможенной декларацией, другими документами, необходимыми при осущест-
влении таможенного оформления.
     16. В случае утраты сертификата о происхождении принимается  офи-
циально заверенный его дубликат (копия).
     17. В удостоверение происхождения небольших партий товаров (стои-
мостью до 5000 долларов США) экспортер может декларировать страну про-
исхождения товара на счете-фактуре или  других  приложенных  к  товару
сопроводительных документах.
     18. В случае возникновения  сомнений  относительно  безупречности
сертификата о происхождении или содержащихся в нем сведений таможенные
органы могут обратиться к уполномоченным на то организациям,  заверив-
шим сертификат,  или к другим компетентным органам страны, указанной в
качестве страны происхождения товаров, с мотивированной просьбой сооб-
щать дополнительные или уточняющие сведения.
     19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех  пор,
пока  не  будет  представлено надлежащее подтверждение о происхождении
или запрошенные сведения.
     20. Как  общее  правило,  непредставление  надлежаще оформленного
сертификата о происхождении или сведений о происхождении  не  является
основанием для непропуска груза.
     Таможней может быть отказано в пропуске лишь при  наличии  доста-
точных оснований полагать, что груз происходит из страны, товары кото-
рой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международны-
ми  соглашениями,  действующими для этого государства и/или его нацио-
нальным законодательством.
     С учетом положений абзаца второго настоящего пункта товары,  про-
исхождение которых достоверно не установлено,  пропускаются  в  страну
ввоза  с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного
тарифа страны ввоза.
     21. К товарам, указанным в абзаце третьем пункта 20, может приме-
няться (восстанавливаться) режим наибольшего  благоприятствования  или
преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения
об их происхождении не позднее чем через год после поставки  (выпуска)
товара.
     --------------------
     * Список иключений может содержать:
     а) перечень производственных или технологических операций,  кото-
рые, хотя и ведут к изменению тарифной позиции, не считаются признаком
достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении оп-
ределенных условий;
     б) перечень производственных или технологических операций,  кото-
рые, хотя и не ведут к изменению тарифной позиции, считаются признаком
достаточной переработки при соблюдении определенных условий.  Условия,
упомянутые в подпунктах "а" и "б",  могут относиться как к  операциям,
произведенным с товаром, так и к правилу "адвалорной доли".
     ** Это  правило применяется  также в  тех  случаях,  если  партия
разбита на несколько по ошибке или в силу неправильной  адресовки.
     *** Условиями применения этого правила являются:
     предварительное уведомление таможни ввоза о разбивке разобранного
или несобранного товара на несколько партий с указанием  причин  такой
разбивки, подробной спецификации каждой партии в привязке  к  ТН  ВЭД,
стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;
     поставка всех  партий  из одной страны,  одним экспортером;
     ввоз всех партий через одну таможню;
     поставка всех товарных партий в срок,  не превышающий 6 месяцев с
даты первой отгрузки.
     **** Эти  показатели могут  быть заменены  другими,  такими  как,
например, количество  единиц  или объем,  когда вес товара существенно
меняется при транспортировке или когда эти единицы стандартно применя-
ются к данному виду товара.

                                                        Приложение N 2
                                                 к Указанию ГТК России
                                                от 10.01.94 N 01-12/19
______________________________________________________________________
 1. Отправитель/               4. N
 экспортер                                  СЕРТИФИКАТ
 (наименование и                      о происхождении товара
 почтовый адрес)                           Форма СТ-1
 2. Получатель/ импортер       Выдан в
 (наименование и                               (наименование страны)
 почтовый адрес)               Для представления в
                                                (наименование страны)
______________________________________________________________________
 3. Средства транспорта                5. Для служебных отметок
 и маршрут следования
 (насколько это известно)
______________________________________________________________________
 6.    7. Количество           8. Описание   9. Вес      10. Номер
 N       мест и вид                товара     брутто/      и дата
          упаковки                            нетто (кг)  счета-фактуры
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
 11. Удостоверение                  12. Декларация заявителя
 Настоящим                    Нижеподписавшийся заявляет, что все выше-
 удостоверяется, что          приведенные сведения соответствуют дейст-
 декларация заявителя         вительности, что  все  товары  полностью
 соответствует                произведены  или подвергнуты  достаточной
 действительности             переработке в
                                             (наименование страны)
                              и что  все они отвечают требованиям про-
                              исхождения, установленным  в   отношении
                              таких товаров
_______________________________________________________________________
 Подпись         Дата          Печать       Подпись     Дата
 Печать