ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 26.11.96 138-ФЗ


Страницы: 1  2  


26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

             ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ
                   В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                              


     Принят Государственной Думой        23 октября 1996 года

     Настоящий Федеральный   закон   устанавливает   правовые   нормы,
обеспечивающие  реализацию  конституционных  прав  граждан  Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного  самоуправления
в  субъектах  Российской  Федерации,  не осуществивших соответствующее
законодательное   регулирование,   в   соответствии   с   Конституцией
Российской   Федерации  и  Федеральным  законом  "Об  общих  принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации".

       Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

     1. Настоящий  Федеральный  закон   применяется   при   нарушениях
конституционных  прав  граждан  Российской  Федерации  избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:
     законодательным (представительным)  органом  субъекта  Российской
Федерации  не  принят  закон,   устанавливающий   порядок   проведения
муниципальных выборов;
     представительным органом местного самоуправления или  на  местном
референдуме не принят устав муниципального образования;
     в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный
орган местного самоуправления;
     полномочия органов   местного    самоуправления    осуществляются
должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
     законом субъекта  Российской  Федерации  не  установлен   порядок
образования,  объединения,  преобразования и упразднения муниципальных
образований;
     истекли установленные  сроки полномочий выборных органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

     2. Настоящий  Федеральный  закон  применяется  в   целях   защиты
конституционных  прав  граждан  Российской  Федерации  избирать и быть
избранными   в   органы   местного   самоуправления   в   части,    не
урегулированной  законами субъектов Российской Федерации и принятыми в
соответствии  с  уставами   муниципальных   образований   нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.

       Статья 2. Определение территорий местного самоуправления

     1. В  субъектах  Российской  Федерации,  не  установивших в своих
законах   норм,   регулирующих   порядок   образования,   объединения,
преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными
образованиями    являются    в     соответствии     с     существующим
административно-территориальным    делением    субъектов    Российской
Федерации районы,  города, районы в городах, имеющих районное деление,
поселки,  сельские  округа  (сельсоветы),  иные  населенные пункты или
территории,  в которых на день вступления в силу  Федерального  закона
"Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" местное  самоуправление  осуществлялось  в  соответствии  с
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     2. Представительные органы местного самоуправления,  избранные до
вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах  организации
местного   самоуправления  в  Российской  Федерации",  сохраняют  свои
полномочия  до  их  переизбрания  в   соответствии   с   вышеуказанным
Федеральным  законом  или  настоящим Федеральным законом.  Должностные
лица местного самоуправления,  назначенные или избранные до вступления
в  силу  Федерального  закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации",  сохраняют свои полномочия  до
их   переизбрания   или   упразднения   соответствующей   должности  в
соответствии  с  вышеуказанным  Федеральным  законом   или   настоящим
Федеральным законом.

      Статья 3. Установление сроков и порядка проведения выборов

     1. Выборы    депутатов    представительных    органов    местного
самоуправления и  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления
проводятся  в  соответствии  с  уставами  муниципальных  образований в
порядке,  установленном  законами  субъектов   Российской   Федерации,
принятыми  в  соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

     2. В субъектах Российской Федерации или  отдельных  муниципальных
образованиях,  в  которых  не  были  назначены даты проведения выборов
депутатов  представительных  органов   местного   самоуправления   или
выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления  за три месяца до
истечения срока,  указанного в пункте 1 статьи 58 Федерального  закона
"Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации",  выборы  проводятся  в  порядке,  установленном  настоящим
Федеральным законом.

     3. Если   законодательным   (представительным)  органом  субъекта
Российской  Федерации  не  приняты  законы,  устанавливающие   порядок
проведения   выборов   депутатов   представительных  органов  местного
самоуправления и выборных должностных лиц  местного  самоуправления  в
соответствии  со  статьей  23  Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", то выборы
депутатов  представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных  лиц  местного  самоуправления   проводятся   в   порядке,
устанавливаемом  временными положениями о проведении выборов депутатов
представительных   органов   местного   самоуправления   и    выборных
должностных      лиц     местного     самоуправления,     принимаемыми
представительными органами местного самоуправления  в  соответствии  с
настоящим Федеральным законом.

     4. В  муниципальных образованиях,  в которых на день вступления в
силу Федерального закона  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления   в   Российской  Федерации",  представительные  органы
местного  самоуправления   не   избирались,   выборы   были   признаны
недействительными,  несостоявшимися или было избрано недостаточное для
осуществления    полномочии    представительного    органа    местного
самоуправления  число  депутатов,  выборы  депутатов  представительных
органов местного самоуправления и выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления  проводятся  в  порядке,  установленном  прилагаемым  к
настоящему  Федеральному  закону  Временным  положением  о  проведении
выборов  депутатов  представительных органов местного самоуправления и
выборных  должностных  лиц   местного   самоуправления   в   субъектах
Российской Федерации,  не обеспечивших реализацию конституционных прав
граждан Российской Федерации  избирать  и  быть  избранными  в  органы
местного самоуправления.

     5. Временные   положения   действуют   до  принятия  в  субъектах
Российской Федерации соответствующих законов.

     6. В случае,  если в срок,  установленный в  пункте  2  настоящей
статьи,    выборы    депутатов   представительных   органов   местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного  самоуправления  не
назначены либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному
в  пункте  1  статьи  58  Федерального  закона  "Об  общих   принципах
организации  местного  самоуправления  в  Российской Федерации",  дату
выборов депутатов представительных органов местного  самоуправления  и
выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления  назначает суд по
заявлению прокурора, или жалобе гражданина, проживающего на территории
муниципального образования,  или жалобам общественных объединений либо
их региональных и местных отделений.

     7. Верховные суды республик,  краевые суды,  областные суды, суды
городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  суд  автономной  области и суды
автономных  округов  рассматривают  в   первой   инстанции   дела   об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления.  Участие прокурора
в деле обязательно.

     8. Дата  проведения  выборов  депутатов  представительных органов
местного  самоуправления  или  выборных   должностных   лиц   местного
самоуправления   назначается  судом  в  течение  десяти  дней  со  дня
получения заявления прокурора или жалобы.

     9. В решении  суда  указываются  основания  для  назначения  даты
проведения выборов,  дата проведения выборов, нормативный правовой акт
(в соответствии с пунктами 1,  3 и 4 настоящей статьи),  на  основании
которого  будут проводиться выборы,  а также указывается администрация
(исполнительный   орган)   местного   самоуправления    муниципального
образования,   а   в   случае   ее   отсутствия  исполнительный  орган
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  на  который
возлагается   исполнение   решения   суда.   Решение   суда   подлежит
немедленному исполнению.

     10. Если  срок  полномочий  депутатов  представительного   органа
местного  самоуправления  заканчивается  в  течение  трех  месяцев  до
истечения срока,  указанного в пункте 1 статьи 58 Федерального  закона
"Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации",  выборы  депутатов   представительных   органов   местного
самоуправления  и  выборных  должностных  лиц  местного самоуправления
проводятся одновременно.

     11. В случае совпадения даты выборов  депутатов  представительных
органов  местного самоуправления или выборных должностных лиц местного
самоуправления  с  датой  выборов  в  органы  государственной   власти
проведение  указанных  выборов может быть возложено на соответствующие
территориальные   избирательные   комиссии   по   выборам   в   органы
государственной  власти с использованием общих избирательных участков,
если иное не установлено  федеральным  законом  или  законом  субъекта
Российской Федерации.

     12. Срок  полномочий  депутатов представительных органов местного
самоуправления и выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления,
избираемых в соответствии с настоящим Федеральным законом,  составляет
два года.

               Статья 4. Обеспечение проведения выборов

     1. Если на день вынесения решения суда о назначении даты  выборов
депутатов  представительного  органа местного самоуправления не принят
устав муниципального образования,  в представительный  орган  местного
самоуправления   избирается   то  же  число  депутатов,  которое  было
установлено  для  представительного  органа  местного   самоуправления
прежнего созыва.

     2. Если  на день вынесения решения суда о назначении даты выборов
депутатов представительного органа местного самоуправления  не  принят
устав  муниципального  образования,  не  установлен  численный  состав
представительного органа местного самоуправления, а также если на день
вступления  в силу Федерального закона "Об общих принципах организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"   представительные
органы  местного  самоуправления  не избирались,  выборы были признаны
недействительными,  несостоявшимися или было избрано недостаточное для
осуществления    полномочий    представительного    органа    местного
самоуправления число депутатов,  то  представительный  орган  местного
самоуправления  избирается  в составе 50 депутатов - для муниципальных
образований, имеющих численность населения более 500 тысяч человек, 30
депутатов   -   для  муниципальных  образований,  имеющих  численность
населения от 200 тысяч до  500  тысяч  человек,  20  депутатов  -  для
муниципальных  образований,  имеющих численность населения от 50 тысяч
до 200 тысяч человек,  10 депутатов - для  муниципальных  образований,
имеющих  численность  населения  от  10  тысяч до 50 тысяч человек,  7
депутатов  -  для  муниципальных  образований,   имеющих   численность
населения менее 10 тысяч человек.

     3. Если  за  75  дней до даты выборов депутатов представительного
органа  местного  самоуправления  границы  избирательных  округов  для
выборов  депутатов представительного органа местного самоуправления по
одномандатным округам не будут  установлены  представительным  органом
местного  самоуправления,  а  в  случае  его  отсутствия избирательной
комиссией   муниципального   образования,    то    выборы    депутатов
представительного  органа  местного  самоуправления проводятся в одном
многомандатном избирательном  округе,  границы  которого  совпадают  с
границами муниципального образования (района, города, района в городе,
имеющем районное  деление,  поселка,  сельского  округа  (сельсовета),
иного населенного пункта или территории).

     4. Финансирование   выборов   в  органы  местного  самоуправления
осуществляется  за  счет  средств  местного  бюджета.  Если  на   день
вступления   в  силу  настоящего  Федерального  закона  финансирование
выборов в органы местного самоуправления не может быть  обеспечено  за
счет  средств местного бюджета,  финансирование осуществляется за счет
средств  бюджета  соответствующего  субъекта   Российской   Федерации.
Избирательная  комиссия  муниципального  образования по согласованию с
избирательной комиссией субъекта  Российской  Федерации  вправе  взять
кредит  на  финансирование  выборов в коммерческом банке на конкурсной
основе.  Выплаты кредита и процентов по нему  осуществляются  за  счет
средств  бюджета  субъекта Российской Федерации в течение календарного
года, следующего за годом проведения выборов.

    Статья 5. О Временном положении о проведении выборов депутатов
     представительных органов местного самоуправления и выборных
         должностных лиц местного самоуправления в субъектах
           Российской Федерации, не обеспечивших реализацию
     конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и
           быть избранными в органы местного самоуправления

     Утвердить Временное  положение  о  проведении  выборов  депутатов
представительных   органов   местного   самоуправления   и    выборных
должностных   лиц   местного  самоуправления  в  субъектах  Российской
Федерации,  не обеспечивших реализацию  конституционных  прав  граждан
Российской  Федерации  избирать  и  быть  избранными в органы местного
самоуправления (прилагается).

        Статья 6. Недопущение  воспрепятствования  проведению
              выборов депутатов представительных органов
                  местного самоуправления и выборных
               должностных лиц местного самоуправления

     Отсутствие закона   субъекта   Российской   Федерации  о  порядке
государственной   регистрации   уставов   муниципальных   образований,
принятых  в  соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об
общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации", а также мотивированный отказ в государственной регистрации
устава муниципального образования  не  могут  служить  основанием  для
признания  неправомочными  выборов  депутатов представительных органов
местного  самоуправления   и   выборных   должностных   лиц   местного
самоуправления,  если  выборы проводятся в соответствии с Конституцией
Российской  Федерации,  Федеральным  законом   "Об   общих   принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим
Федеральным законом,  законами субъекта Российской Федерации, уставом,
принятым     представительным    органом    местного    самоуправления
муниципального образования или населением  муниципального  образования
на местном референдуме.

          Статья 7. Ответственность должностных лиц органов
               государственной власти и должностных лиц
             органов местного самоуправления, нарушающих
               конституционные права граждан Российской
            Федерации избирать и быть избранными в органы
                       местного самоуправления

     Должностные лица органов государственной власти, должностные лица
органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской
Федерации   за   нарушение  конституционных  прав  граждан  Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

      Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

Президент Российской Федерации
                                                             Б. Ельцин
Москва, Кремль
26 ноября 1996 года
N 138-ФЗ


                                                            Приложение
                                                 к Федеральному закону
                                       "Об обеспечении конституционных
                                     прав граждан Российской Федерации
                                            избирать и быть избранными
                                     в органы местного самоуправления"


                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                    о проведении выборов депутатов
          представительных органов местного самоуправления и
          выборных должностных лиц местного самоуправления в
           субъектах Российской Федерации, не обеспечивших
          реализацию конституционных прав граждан Российской
            Федерации избирать и быть избранными в органы
                       местного самоуправления

     Настоящее Временное положение (далее -  Положение)  устанавливает
порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц  местного  самоуправления  в
соответствии  с  Федеральным  законом  "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным  законом
"Об  обеспечении  конституционных  прав  граждан  Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".


                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Принципы участия граждан Российской Федерации
             в выборах депутатов представительных органов
                  местного самоуправления и выборных
               должностных лиц местного самоуправления

     Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления
и  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления осуществляются
гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях
соответствующих муниципальных образований, на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании.

               Статья 2. Основные термины, используемые
                        в настоящем Положении

     Кандидат -  кандидат в депутаты представительного органа местного
самоуправления;  кандидат на  должность  выборного  должностного  лица
местного самоуправления.
     Избирательное объединение  -  местное  общественное  объединение,
которое  создано и зарегистрировано в установленном порядке не позднее
чем за три месяца до дня  выборов  и  устав  которого  предусматривает
участие в выборах посредством выдвижения кандидатов; местное отделение
общероссийского,  межрегионального  или  регионального   общественного
объединения,   которое  создано  и  зарегистрировано  в  установленном
порядке не позднее чем  за  шесть  месяцев  до  дня  выборов  и  устав
которого  предусматривает  участие  в  выборах  посредством выдвижения
кандидатов.
     Избирательный блок  -  добровольное  объединение  двух  или более
указанных выше общественных  объединений  для  совместного  участия  в
выборах.    Избирательный   блок   обладает   правами   избирательного
объединения.  Общественные объединения не могут входить в состав более
чем одного избирательного блока.

                Статья 3. Избирательные права граждан

     Право избирать   депутатов   представительных   органов  местного
самоуправления и  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления
принадлежит   каждому   гражданину   Российской  Федерации,  постоянно
проживающему на территории соответствующего муниципального образования
и достигшему на день выборов 18 лет.
     Депутатом представительного   органа   местного   самоуправления,
выборным  должностным  лицом местного самоуправления может быть избран
гражданин  Российской  Федерации,   достигший   21   года,   постоянно
проживающий на территории соответствующего муниципального образования.
     Не имеют   права   избирать   и   быть   избранными    депутатами
представительных   органов   местного   самоуправления   и   выборными
должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом
недееспособными,  или граждане,  содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.

                    Статья 4. Избирательные округа

     Депутаты представительных   органов    местного    самоуправления
избираются   по   одномандатным   избирательным  округам,  одному  или
нескольким  многомандатным  избирательным   округам,   образуемым   на
территории   муниципального   образования   на   основе  единой  нормы
представительства.
     Избрание выборных   должностных   лиц   местного   самоуправления
проводится по единому округу,  границы которого совпадают с  границами
муниципального образования.

                  Статья 5. Сроки проведения выборов

     Выборы проводятся  в  сроки,  устанавливаемые  в  соответствии  с
Федеральным  законом  "Об  обеспечении  конституционных  прав  граждан
Российской  Федерации  избирать  и  быть  избранными в органы местного
самоуправления".

                   Статья 6. Выдвижение кандидатов

     Право выдвижения     кандидатов     принадлежит     избирательным
объединениям и непосредственно избирателям.


            ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
                     УЧАСТКИ, СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

                    Статья 7. Избирательные округа

     Избирательные округа  охватывают  всю  территорию  муниципального
образования и должны отвечать следующим требованиям:
     равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым
отклонением до 10 процентов от среднего числа избирателей в округе,  а
в труднодоступных и отдаленных округах - не более 15 процентов;
     Избирательный округ образует единую  территорию:  не  допускается
образование   избирательного  округа  из  не  граничащих  между  собой
территорий.
     Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе
устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования  по
представлению    администрации    (исполнительного   органа   местного
самоуправления)    муниципального    образования    и     утверждаются
представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии
главой  администрации  муниципального   образования   (исполнительного
органа  местного  самоуправления)  не  позднее  чем  за 60 дней до дня
выборов.
     Списки избирательных   округов,   равно   как   и   сообщение  об
образовании одного многомандатного округа в соответствии со статьей  4
настоящего  Положения  с указанием их границ публикуются избирательной
комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней  с
момента образования избирательных округов.

                   Статья 8. Избирательные участки

     Для проведения   голосования  и  подсчета  голосов,  поданных  за
кандидатов,   на   территории   избирательных    округов    образуются
избирательные участии.
     Избирательные участии образуются не позднее чем за 45 дней до дня
выборов     администрацией     (исполнительным     органом    местного
самоуправления)   муниципального   образования   по   согласованию   с
соответствующими  избирательными  комиссиями  из расчета не более трех
тысяч избирателей на один участок с учетом местных  условий,  в  целях
создания максимальных удобств для избирателей.
     Списки избирательных участков с указанием их  границ,  адресов  и
номеров телефонов участковых избирательных комиссий, адресов помещений
для   голосования   публикуются   окружными   либо    территориальными
избирательными  комиссиями  в местной печати не позднее чем за 40 дней
до дня выборов и вывешиваются  на  информационных  стендах  в  течение
десяти  дней  после  принятия  решения  об  образовании  избирательных
участков.

                     Статья 9. Списки избирателей

     В список  избирателей  включается  каждый  гражданин   Российской
Федерации,  обладающий  избирательным  правом  в соответствии с частью
первой статьи 3 настоящего Положения.
     Список избирателей  составляет  участковая избирательная комиссия
на основании сведений,  представляемых администрацией  (исполнительным
органом  местного самоуправления) муниципального образования по форме,
установленной  избирательной  комиссией  муниципального   образования.
Уточнение  списков избирателей должно быть завершено не позднее чем за
20 дней до дня выборов.
     Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по
населенным пунктам,  улицам,  домам, на основе адресов избирателей). В
списке указываются фамилия,  имя, отчество, год и дата рождения, адрес
места жительства  избирателя.  Списки  подписываются  председателем  и
секретарем участковой избирательной комиссии.  Не менее чем за 20 дней
до  дня  выборов  участковые   избирательные   комиссии   обеспечивают
гражданам  возможность  беспрепятственного  ознакомления  со  списками
избирателей.
     Любой гражданин  Российской  Федерации,  имеющий  право  избирать
депутатов представительных органов местного самоуправления и  выборных
должностных  лиц местного самоуправления,  в любой день,  включая день
выборов,  может заявить в участковую избирательную  комиссию  о  любой
неточности в списке избирателей.  В течение 24 часов, а в день выборов
- в течение  двух  часов  участковая  избирательная  комиссия  обязана
проверить   заявление   гражданина  и  устранить  ошибку  либо  выдать
заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.


                  ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

              Статья 10. Система избирательных комиссий

     Для подготовки  и  проведения  выборов депутатов представительных
органов местного самоуправления и выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления  в  зависимости от численности населения муниципального
образования могут образовываться следующие избирательные комиссии:
     избирательная комиссия муниципального образования;
     окружные избирательные комиссии;
     территориальные избирательные комиссии;
     участковые избирательные комиссии.
     Образование избирательной   комиссии  муниципального  образования
обязательно.

       Статья 11. Принципы деятельности избирательных комиссий

     В решении всех вопросов,  связанных с подготовкой  и  проведением
выборов,    избирательные   комиссии   в   пределах   их   полномочий,
установленных  настоящим  Положением,  независимы  от  государственных
органов и органов местного самоуправления.
     Решения избирательных   комиссий,   принятые   в   пределах    их
полномочий,  обязательны  для  исполнительных  органов государственной
власти,  органов местного  самоуправления,  общественных  объединений,
предприятий,  учреждений,  организаций  и их должностных лиц,  а также
нижестоящих избирательных комиссий.
     Деятельность избирательных   комиссий  осуществляется  на  основе
коллегиальности.    Заседание    избирательной    комиссии    является
правомочным,  если  на  нем присутствует большинство членов комиссии с
правом решающего голоса.
     Подготовка и   проведение   выборов   избирательными   комиссиями
осуществляются открыто и гласно.
     Решения избирательных    комиссий   об   избрании   председателя,
заместителя  председателя  и  секретаря  избирательной   комиссии,   о
регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, о финансовом
обеспечении подготовки и проведения выборов,  об  установлении  итогов
голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными
принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством  голосов
от  установленного  числа  членов  комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным  вопросам  принимаются  простым
большинством  голосов  от  числа  присутствующих  членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
     Все решения    избирательных    комиссий    являются   открытыми.
Избирательные  комиссии  обеспечивают   всем   гражданам,   обладающим
избирательными правами,  возможность беспрепятственного ознакомления с
решениями, принятыми комиссиями.
     Решение избирательной   комиссии  подписывается  председателем  и
секретарем избирательной комиссии.  Члены избирательной  комиссии,  не
согласные  с  решением,  принятым  избирательной  комиссией,  вправе в
письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено
председателем   избирательной   комиссии   до   сведения   вышестоящей
избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня
до дня выборов и в день выборов - немедленно.
     Решение избирательной   комиссии,   противоречащее    федеральным
законам   либо   принятое   избирательной   комиссией   с  превышением
полномочий,  подлежит отмене вышестоящей избирательной  комиссией  или
судом.
     Заседания избирательной   комиссии   созываются   и    проводятся
председателем   или   по   его   поручению  заместителем  председателя
избирательной комиссии.  Заседания проводятся также по  требованию  не
менее двух членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
     На заседаниях  избирательных  комиссий  при  рассмотрении   жалоб
(заявлений)   вправе   присутствовать  представители  заинтересованных
сторон.
     Председатель и  секретарь  избирательной  комиссии муниципального
образования в  период  подготовки  и  проведения  выборов  работают  в
комиссии  на  постоянной  основе.  Иные  члены  избирательной комиссии
муниципального образования с правом решающего  голоса  могут  работать
постоянно или временно по решению комиссии.
     По решениям  избирательной  комиссии  муниципального  образования
председатель и отдельные члены окружной,  территориальной и участковой
избирательной комиссии с правом  решающего  голоса  могут  работать  в
комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.
     Оплата работы  членов  избирательных  комиссий   производится   в
пределах  средств,  выделенных  на проведение выборов в соответствии с
пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об обеспечении конституционных
прав  граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления".
     Администрация предприятий   и   учреждений   независимо  от  форм
собственности  обязана  предоставить  членам  избирательных   комиссий
неоплачиваемый   отпуск   на   время   исполнения   ими  обязанностей,
возложенных на них решениями избирательной комиссии в  соответствии  с
Кодексом законов о труде РСФСР.

            Статья 12. Статус члена избирательной комиссии

     Член избирательной  комиссии  с  правом  решающего  голоса обязан
присутствовать на всех заседаниях комиссии.
     В состав  избирательных  комиссий  не  могут  входить кандидаты в
депутаты,  их  доверенные  лица,  супруги   и   близкие   родственники
кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
     В состав избирательных комиссий могут входить члены избирательных
комиссий  с  правом  совещательного голоса,  направленные кандидатами,
избирателями,    избирательными    объединениями    и    общественными
объединениями.
     Члены избирательных  комиссий  с  правом  совещательного  голоса,
направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и
общественными     объединениями,     представляют      соответствующей
избирательной  комиссии  уведомление  произвольной  формы  за подписью
уполномоченного   представителя   общественного   или   избирательного
объединения   либо   кандидата,   подтверждающее   направление   члена
избирательной комиссии с правом  совещательного  голоса,  и  документ,
удостоверяющий   личность  общественного  наблюдателя.  Уведомление  о
направлении  члена  избирательной  комиссии  с  правом  совещательного
голоса  избирателями  подписывается  не  менее  чем пятью избирателями
соответствующего муниципального образования.
     Член избирательной  комиссии  как  с  правом  решающего,  так и с
правом совещательного голоса:
     заблаговременно извещается     о    заседаниях    соответствующей
избирательной комиссии;
     вправе выступать  на  заседании  избирательной комиссии,  вносить
предложения  по  вопросам,  входящим  в  компетенцию   соответствующей
избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
     вправе задавать   другим   участникам   заседания    вопросы    в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
     вправе знакомиться   с   любыми   документами    и    материалами
соответствующей   и  нижестоящих  избирательных  комиссий  и  получать
заверенные копии этих документов.
     При принятии  решения избирательной комиссией члены избирательной
комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
     Член избирательной  комиссии с правом решающего голоса может быть
освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии  до  истечения
срока полномочии по решению органа, его назначившего, в случаях:
     подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме
о сложении своих полномочий;
     утраты членом  избирательной  комиссии   гражданства   Российской
Федерации;
     вступления в  законную  силу  обвинительного  приговора  суда   в
отношении члена избирательной комиссии;
     признания члена избирательной комиссии решением суда,  вступившим
в законную силу,  недееспособным,  ограниченно дееспособным, безвестно
отсутствующим или умершим.
     Членам избирательной   комиссии   с   правом   решающего  голоса,
освобожденным в период подготовки и  проведения  выборов  от  основной
работы,  оплата  труда  производится  за  счет средств,  выделенных на
проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть
по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их
согласия переведены на другую работу.
     Члены избирательной  комиссии  о правом решающего голоса в период
проведения выборов не могут быть привлечены без согласия  прокурора  к
уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию,
налагаемому в судебном порядке.

                  Статья 13. Избирательная комиссия
                      муниципального образования

     Избирательная комиссия  муниципального  образования  в составе не
менее  семи  членов  утверждается  представительным  органом  местного
самоуправления муниципального образования, а при его отсутствии главой
администрации   (исполнительного   органа   местного   самоуправления)
муниципального  образования  по предложениям общественных объединений,
собраний избирателей по месту жительства,  работы, службы или учебы не
позднее чем за 75 дней до дня выборов.
     Председатель, заместитель председателя и секретарь  избирательной
комиссии муниципального образования избираются членами комиссии тайным
голосованием на первом заседании комиссии.
     Избирательная комиссия    муниципального   образования   является
юридическим лицом.
     Избирательная комиссия муниципального образования:
     регистрирует кандидатов,  выдвинутых избирательными объединениями
и избирателями по избирательному округу,  границы которого совпадают с
границами муниципального образования;
     регистрирует доверенных лиц кандидатов, выдвинутых избирательными
объединениями  и  избирателями  по  избирательному   округу,   границы
которого  совпадают с границами муниципального образования,  выдает им
удостоверения установленного образца;
     дает разъяснения  о  порядке  применения  настоящего  Положения и
обеспечивает его единообразное применение;
     рассматривает жалобы    (заявления)   на   решения   и   действия
(бездействие) окружных,  территориальных  и  участковых  избирательных
комиссий и принимает решения по жалобам (заявлениям);
     в случаях,   предусмотренных   настоящим    Положением,    издает
инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
     осуществляет контроль законности проведения выборов;
     устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей
и других избирательных  документов,  порядок  их  хранения  и  образцы
печатей избирательных комиссий;
     распределяет выделенные в  соответствии  с  пунктом  4  статьи  4
Федерального  закона  "Об  обеспечении  конституционных  прав  граждан
Российской Федерации избирать и  быть  избранными  в  органы  местного
самоуправления"   средства   на   финансовое   обеспечение  выборов  и
контролирует их целевое использование;
     рассматривает вопросы     материально-технического    обеспечения
подготовки и проведения голосования;
     устанавливает результаты  голосования  по  избирательному округу,
границы которого совпадают с границами муниципального  образования,  а
также  в  целом по муниципальному образованию и публикует их в печати,
обеспечивает  передачу  документации,  связанной   с   проведением   и
организацией выборов, в архив муниципального образования;
     составляет списки  лиц,  избранных  депутатами  представительного
органа   местного  самоуправления,  определяет  кандидата,  избранного
должностным лицом местного самоуправления;
     организует повторные  выборы  депутатов  представительных органов
местного самоуправления;
     осуществляет иные   полномочия   в   соответствии   с   настоящим
Положением.
     Срок полномочий     избирательной     комиссии     муниципального
образования,  образованной  в  соответствии  с  настоящим  Положением,
заканчивается  по  завершении  полномочии  депутатов представительного
органа местного самоуправления и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Положением.
     Решения избирательной  комиссии  муниципального   образования   в
пределах   ее   полномочий   являются   обязательными  для  исполнения
окружными, территориальными и участковыми избирательными комиссиями.

              Статья 14. Окружные избирательные комиссии

     Окружная избирательная комиссия образуется в каждом одномандатном
округе   по   выборам   депутатов  представительных  органов  местного
самоуправления,  если число избирателей в округе  превышает  10  тысяч
человек.
     При проведении выборов должностного лица местного самоуправления,
а  также  при образовании одного многомандатного округа для проведения
выборов депутатов представительного органа местного  самоуправления  в
соответствии  со статьей 4 настоящего Положения окружные избирательные
комиссии не создаются.
     Если окружные избирательные комиссии не образованы, их полномочия
осуществляет избирательная комиссия муниципального образования.
     Окружные избирательные    комиссии    формируются   избирательной
комиссией  муниципального  образования  из  числа  лиц,   предложенных
органами    местного    самоуправления   муниципального   образования,
общественными объединениями,  собраниями избирателей по месту  работы,
службы, учебы и жительства, не позднее чем за 50 дней до дня выборов в
составе не менее семи членов комиссии и утверждаются  представительным
органом местного самоуправления муниципального образования,  а при его
отсутствии  главой  администрации  (исполнительного  органа   местного
самоуправления) муниципального образования.
     Председатель, заместитель  председателя  и   секретарь   окружной
избирательной комиссии избираются членами комиссии тайным голосованием
на первом заседании комиссии.
     Окружные избирательные комиссии:
     осуществляют контроль   исполнения   настоящего   Положения    на
территории соответствующего избирательного округа;
     рассматривают жалобы   (заявления)   на   решения   и    действия
(бездействие)  территориальных  и  участковых избирательных комиссий и
принимают решения по жалобам и заявлениям;
     регистрируют кандидатов   по   соответствующему   округу   и   их
доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
     обеспечивают соблюдение  равных условий предвыборной деятельности
для всех кандидатов;
     распоряжаются денежными  и материальными средствами,  выделенными
избирательной комиссией муниципального  образования  на  подготовку  и
проведение выборов по избирательному округу;
     устанавливают результаты  выборов  по  избирательному  округу   и
передают  их  в  избирательную  комиссию  муниципального  образования,
обеспечивают  передачу  документации,  связанной   с   подготовкой   и
проведением выборов, в архив муниципального образования;
     утверждают текст бюллетеней  для  голосования  по  избирательному
округу,   обеспечивают   изготовление   бюллетеней   и  снабжение  ими
участковых комиссий;
     контролируют обеспечение    участковых    комиссий   помещениями,
транспортом,     связью     и     рассматривают      иные      вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
     организуют досрочное  голосование,  составляют  списки   досрочно
проголосовавших.
     Окружные избирательные комиссии организуют печатание  и  рассылку
всем    избирателям    брошюры,    содержащей    сведения    о    всех
зарегистрированных по данному округу кандидатах.  Информация о  каждом
кандидате  размещается  на  площади  не менее одного листа формата А4.
Соответствующие  сведения   предоставляются   окружным   избирательным
комиссиям  самими кандидатами.  Оплата изготовления и рассылки брошюры
производится за счет средств, выделяемых на организацию выборов.
     Окружные избирательные  комиссии  осуществляют  иные полномочия в
соответствии с настоящим Положением.
     Окружные избирательные  комиссии  действуют  до  истечения  срока
полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
     Решения окружной  избирательной комиссии в пределах ее полномочий
являются  обязательными  для  исполнения  участковыми   избирательными
комиссиями.

          Статья 15. Территориальные избирательные комиссии

     Территориальные избирательные  комиссии  образуются  при  выборах
должностных  лиц  местного  самоуправления  по  одному  одномандатному
округу,  а  также  при  образовании  одного многомандатного округа для
проведения  выборов  депутатов   представительного   органа   местного
самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Положения,  если
количество избирателей в округе превышает 100 тысяч человек.
     Если одновременно  проводятся  выборы  должностного лица местного
самоуправления   и   депутатов   представительного   органа   местного
самоуправления по одномандатным округам, территориальные избирательные
комиссии  не  образуются,   а   их   полномочия   выполняют   окружные
избирательные комиссии.
     Территориальные избирательные комиссии формируются  избирательной
комиссией   муниципального  образования  из  числа  лиц,  предложенных
органами   местного   самоуправления    муниципального    образования,
общественными  объединениями,  собраниями избирателей по месту работы,
службы, учебы и жительства, не позднее чем за 60 дней до дня выборов в
составе  не  менее семи членов и утверждаются представительным органом
местного  самоуправления  муниципального  образования,   а   при   его
отсутствии   главой  администрации  (исполнительного  органа  местного
самоуправления) муниципального образования.
     Председатель, заместитель      председателя      и      секретарь
территориальной избирательной комиссии избираются тайным  голосованием
на  ее  первом заседании из числа членов территориальной избирательной
комиссии.
     Территориальная избирательная комиссия:
     осуществляет контроль  подготовки   и   проведения   выборов   на
соответствующей  территории,  информирует  население  об  адресах  и о
номерах телефонов участковых избирательных комиссий;
     координирует деятельность  участковых  избирательных  комиссий на
соответствующей  территории,  рассматривает  жалобы   (заявления)   на
решения   и  действия  (бездействие)  этих  избирательных  комиссий  и
принимает решения по жалобам (заявлениям);
     распоряжается денежными  средствами,  выделенными на подготовку и
проведение выборов, и распределяет их между участковыми избирательными
комиссиями;
     обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной  деятельности
для всех кандидатов;
     организует доставку избирательных бюллетеней  и  иных  документов
участковым избирательным комиссиям;
     оказывает организационно-техническую      помощь       участковым
избирательным  комиссиям  в  проведении  голосования  на избирательных
участках;
     устанавливает итоги  голосования  при  выборах на соответствующей
территории,  сообщает их  средствам  массовой  информации  и  передает
протоколы  об  итогах  голосования  в  окружную избирательную комиссию
муниципального образования;
     обеспечивает передачу   документов,  связанных  с  подготовкой  и
проведением   выборов,   в   избирательную   комиссию   муниципального
образования;
     осуществляет иные   полномочия   в   соответствии   с   настоящим
Положением.
     Срок полномочий территориальной избирательной  комиссии  истекает
через 30 дней после официального опубликования общих итогов выборов.
     Решения территориальной  избирательной  комиссии  в  пределах  ее
полномочий   являются   обязательными   для   исполнения   участковыми
избирательными комиссиями.

             Статья 16. Участковые избирательные комиссии

     Участковые избирательные    комиссии    создаются    на    каждом
избирательном   участие,   образуемом   в   соответствии  с  настоящим
Положением.
     Участковые избирательные   комиссии   формируются   окружной  или
территориальной избирательной комиссией  из  числа  лиц,  предложенных
органами    местного    самоуправления   муниципального   образования,
общественными объединениями,  собраниями избирателей по месту  работы,
службы,  учебы и жительства,не позднее чем за 45 дней до дня выборов в
составе не менее семи членов.
     Председатель, заместитель  председателя  и  секретарь  участковой
избирательной комиссии избираются тайным  голосованием  на  ее  первом
заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.
     Участковая избирательная комиссия:
     организует составление   дополнительного  списка  избирателей  по
участку;
     проводит ознакомление   избирателей   со   списком   избирателей,
принимает и рассматривает заявления  об  ошибках  и  о  неточностях  в
списке  избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих
изменении;
     оповещает население о дне выборов и месте голосования;
     контролирует размещение предвыборных  агитационных  материалов  в
порядке и объемах, предусмотренных настоящим Положением;
     обеспечивает подготовку помещения для голосования,  избирательных
ящиков и другого избирательного оборудования;
     организует на своем  избирательном  участке  голосование  в  день
выборов;
     производит подсчет  голосов,  определяет  итоги  голосования   на
участке и обеспечивает передачу документации,  связанной с проведением
и  организацией  выборов,  в  избирательную  комиссию   муниципального
образования;
     рассматривает жалобы (заявления) по вопросам подготовки выборов и
организации голосования и принимает по ним решения;
     осуществляет иные   полномочия   в   соответствии   с   настоящим
Положением.
     Полномочия участковой избирательной комиссии заканчиваются  через
30 дней после официального опубликования общих итогов выборов.

       Статья 17. Обжалование решений и действий (бездействия)
                        избирательных комиссий

     Решения и   действия   (бездействие)    избирательной    комиссии
муниципального  образования в ходе выборов могут быть обжалованы в суд
в порядке,  установленном федеральными законами и  законами  субъектов
Российской Федерации.
     Решения и  действия  (бездействие)  окружных,  территориальных  и
участковых    избирательных   комиссий   могут   быть   обжалованы   в
избирательную комиссию муниципального образования или в суд.
     Избирательные комиссии  в пределах своих полномочий рассматривают
жалобы (заявления) на решения  и  действия  (бездействие)  нижестоящих
избирательных  комиссий  и  принимают  по ним решения не позднее чем в
трехдневный срок, а за три дня и менее до дня выборов и в день выборов
- немедленно.
     Суды рассматривают  жалобы  (заявления)  на  решения  и  действия
(бездействие) избирательных комиссий в ходе выборов и принимают по ним
решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня
выборов и в день выборов - немедленно.


           ГЛАВА IV. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПОДГОТОВКОЙ И
                         ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ

              Статья 18. Право на общественный контроль

     Кандидаты, доверенные лица кандидатов,  избиратели, избирательные
объединения и общественные объединения имеют  право  на  осуществление
общественного контроля за подготовкой и проведением выборов.
     Общественный контроль обеспечивается:
     правом кандидатов,   избирателей,   избирательных  объединений  и
общественных объединений направлять членов  избирательных  комиссий  с
правом   совещательного   голоса   и   общественных   наблюдателей   в
избирательные комиссии;
     правом кандидатов,   доверенных   лиц   кандидатов,  избирателей,
избирательных  объединений,  общественных  объединений,  а  также   их
уполномоченных  представителей  на  обращения в избирательные комиссии
всех уровней с жалобами (заявлениями) на нарушения законодательства  о
выборах;
     правом кандидатов,  доверенных   лиц   кандидатов,   избирателей,
избирательных   объединений,  общественных  объединений,  а  также  их
уполномоченных представителей на получение информации от избирательных
комиссий;
     правом кандидатов,  доверенных   лиц   кандидатов,   избирателей,
избирательных   объединений,  общественных  объединений,  а  также  их
уполномоченных представителей на  обжалование  действий  (бездействия)
избирательных   комиссий   и   их   должностных   лиц   в  вышестоящую
избирательную комиссию или в суд;
     обязанностью избирательных  комиссий  всех  уровней  обеспечивать
условия  для  присутствия  на  заседаниях  избирательных  комиссий   и
возможность   ознакомления   с   решениями   избирательных   комиссий,
поступившими  в  них  жалобами   (заявлениями),   а   также   с   иной
документацией  иностранным (международным) наблюдателям,  направленным
иностранными и международными  общественными  и  межправительственными
организациями и иными некоммерческими учреждениями.

                 Статья 19. Общественные наблюдатели

     При проведении  голосования  и установлении итогов голосования на
заседаниях избирательных комиссий всех уровней  вправе  присутствовать
общественные   наблюдатели,  направленные  кандидатами,  избирателями,
избирательными объединениями,  общественными  объединениями,  а  также
иностранные (международные) наблюдатели.
     Общественные наблюдатели   осуществляют   свою   деятельность   в
соответствии  с  федеральными законами,  законами субъектов Российской
Федерации,  настоящим  Положением,   нормативными   правовыми   актами
муниципальных образований.
     Общественные наблюдатели, направленные кандидатами, избирателями,
избирательными    объединениями    и    общественными   объединениями,
представляют  соответствующей   избирательной   комиссии   уведомление
произвольной   формы   за   подписью   уполномоченного   представителя
общественного   или   избирательного   объединения   либо   кандидата,
подтверждающее направление общественного наблюдателя для наблюдения за
работой избирательной комиссии,  и документ,  удостоверяющий  личность
общественного   наблюдателя.  Уведомление  о  направлении  наблюдателя
избирателями   подписывается   не   менее   чем   пятью   избирателями
соответствующего муниципального образования.
     Предварительное уведомление     избирательных     комиссий      о
предполагаемом присутствии общественных наблюдателей не требуется.
     Общественные наблюдатели   имеют   право:   находиться   в   день
голосования  на  избирательных  участках (в том числе на избирательных
участках,  находящихся в воинских частях, больницах, санаториях, домах
отдыха  и  закрытых  административно-территориальных образованиях),  в
помещении участковой избирательной комиссии  с  начала  ее  работы  до
подписания ее членами протокола об итогах голосования;  присутствовать
при проведении голосования в тех случаях,  когда  оно  проводится  вне
помещения   для  голосования;  знакомиться  с  итогами  голосования  и
получать в  избирательных  комиссиях  всех  уровней  заверенную  копию
протокола об итогах голосования.
     Общественные наблюдатели,    присутствующие     на     заседаниях
избирательных  комиссий и на участках для голосования,  не имеют права
вмешиваться в работу избирательных комиссий.


         ГЛАВА V. ПОРЯДОК ВЫДВИЖЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ

                Статья 20. Сроки выдвижения кандидатов

     Выдвижение кандидатов  начинается  за  60  дней  до дня выборов и
заканчивается за 30 дней до дня выборов.

           Статья 21. Сбор подписей в поддержку кандидатов

     Для регистрации кандидата  в  депутаты  представительного  органа
местного   самоуправления   по  одномандатному  избирательному  округу
необходимо  представить  собранные  в  поддержку   кандидата   подписи
избирателей  соответствующего  избирательного  округа,  составляющие в
сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа.
     Для регистрации  кандидата  в  депутаты  представительного органа
местного  самоуправления  по  многомандатному  избирательному   округу
необходимо   представить   собранные  в  поддержку  кандидата  подписи
избирателей соответствующего  избирательного  округа,  составляющие  в
сумме не менее 1 процента от числа избирателей округа,  поделенного на
число мандатов.
     Для регистрации  кандидата  на  должность  выборного должностного
лица местного самоуправления,  избирающегося по единому одномандатному
избирательному  округу,  необходимо  представить собранные в поддержку
кандидата  подписи  избирателей,  составляющие  в  сумме  не  менее  1
процента от числа избирателей муниципального образования.
     Подписные листы  изготавливаются  по   форме,   установленной   в
приложениях  1  и  2 к настоящему Положению.  В каждом подписном листе
указываются  фамилия,  имя,  отчество  кандидата,  год  рождения,  род
занятий, кем выдвинут (избирателями либо избирательным объединением).
     Избиратель, ставя подпись на подписном листе,  указывает фамилию,
имя,  отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и
месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего
его документа и дату внесения подписи.
     Дата внесения  подписи  и  сама  подпись  должны  быть  выполнены
избирателем собственноручно.

                  Статья 22. Регистрация кандидатов

     Для регистрации  кандидата  не  позднее  30 дней до дня выборов в
соответствующую избирательную комиссию представляются подписные  листы
в поддержку кандидата,  заявление кандидата о согласии баллотироваться
по данному избирательному округу,  данные о кандидате,  включающие его
фамилию,  имя,  отчество,  дату  рождения,  место  работы,  занимаемую
должность (род занятий), место жительства.
     Подписные листы   представляются   в   избирательную  комиссию  в
сброшюрованном и пронумерованном виде.
     Избирательная комиссия  проверяет соответствие порядка выдвижения
кандидата требованиям настоящего  Положения  и  в  течение  трех  дней
регистрирует  кандидата,  публикует  данные  о  нем,  перечисленные  в
подписном  листе,  в  средствах  массовой  информации  и  выдает   ему
удостоверение  о  регистрации  с  указанием  ее  даты  и  времени либо
отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах после
регистрации   сообщаются   всем  заинтересованным  средствам  массовой
информации.
     Кандидат может  быть зарегистрирован только в одном избирательном
округе  по  выборам  депутатов   представительного   органа   местного
самоуправления.
     Если в период после завершения регистрации кандидатов  и  до  дня
выборов  в  одномандатном  избирательном  округе  останется менее двух
кандидатов,  а  в  многомандатном   избирательном   округе   останется
кандидатов  меньше  установленного  числа  мандатов  либо равное этому
числу,  день выборов переносится  по  решению  избирательной  комиссии
муниципального  образования  на  срок  от четырех до восьми недель для
дополнительного  выдвижения  кандидатов  и  осуществления  последующих
действии в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении.

               Статья 23. Проверка подлинности подписей

     Подлинность подписей  в  поддержку  кандидатов  по  избирательным
округам   проверяется   соответствующими   окружными    избирательными
комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования.  По
решению избирательной комиссии муниципального образования  к  проверке
подлинности   подписей   могут   привлекаться   члены  территориальных
избирательных комиссий.
     Проверке подлежат подписи,  собранные в поддержку всех кандидатов
по избирательному округу.
     Проверке подлежит  не  менее  2  процентов  от  необходимого  для
регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписи
отбираются   произвольным   образом   на   заседании   соответствующей
избирательной комиссии.  Проверке подлежат все  подписи  на  подписных
листах, отобранных для проверки.
     О времени  проведения  проверки  подлинности  собранных  подписей
избирательная   комиссия  обязана  сообщить  кандидатам,  в  отношении
которых эта проверка проводится,  а также выдвинувшим их избирательным
объединениям.  Комиссия  не вправе отказать кандидатам,  избирательным
объединениям,   изъявившим   желание   направить   своих    доверенных
(уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке.
     Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить
опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах.
     Опрос проводится   не   менее   чем   тремя   членами    комиссии
непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.
     Недействительными считаются:
     недостоверные подписи,   а   именно   подписи   избирателей,   не
являющихся  избирателями  данного  округа,  и   подписи   избирателей,
указавших    в    подписном   листе   сведения,   не   соответствующие
действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки
органа внутренних дел;
     подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;
     фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых
установлено,   что   указанный   избиратель    не    расписывался    в
соответствующем подписном листе.
     Подпись признается      фальсифицированной      при       наличии
собственноручной подписи избирателя в протоколе,  устанавливающем факт
отказа избирателя от признания подписи в подписном листе  собственной.
Указанный   протокол   удостоверяется   не  менее  чем  тремя  членами
избирательной комиссии.
     фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием
для  признания  подписи  недействительной  в  ходе  проверки  или  при
подсчете     подписей    при    условии    отсутствия    доказательств
фальсифицированности подписи  или  принадлежности  ее  гражданину,  не
являющемуся избирателем данного округа.
     В случае обнаружения недействительных подписей в количестве более
10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная
проверка еще 2 процентов подписей в указанном выше порядке.  В  случае
обнаружения   при   дополнительной   проверке   более   10   процентов
недействительных подписей от числа проверенных  регистрация  кандидата
не производится.
     Регистрация кандидата не производится в том  случае,  если  число
представленных   подписей   избирателей  за  вычетом  числа  подписей,
признанных недействительными, недостаточно для регистрации.

                     Статья 24. Статус кандидатов

     Все кандидаты   обладают   равными   правами   и   несут   равные
обязанности.    Кандидаты,    находящиеся   на   государственной   или
муниципальной  службе,  а  также  работающие  в   средствах   массовой
информации,  со  дня  регистрации  и до дня официального опубликования
общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются  от
исполнения  служебных  обязанностей.  Продолжение исполнения служебных
обязанностей   кандидатом,   находящимся   на   государственной    или
муниципальной   службе,   а  также  работающим  в  средствах  массовой
информации во время участия в выборах,  влечет за собой отмену решения
о   его   регистрации   избирательной   комиссией,  зарегистрировавшей
кандидата,  по  инициативе   избирательной   комиссии,   по   протесту
прокурора,  по  решению  суда или по заявлению граждан,  избирательных
объединений.
     По заявлению   кандидата   администрация  (работодатель)  обязана
предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до
дня  официального опубликования общих итогов выборов.  В течение этого
срока средний месячный заработок,  исчисляемый за предшествующие  дате
регистрации  кандидата  три  месяца,  но  в размере,  не превышающем в
десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается
кандидату  зарегистрировавшей  его  избирательной  комиссией  за  счет
средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
     Кандидаты со  дня  регистрации  до дня официального опубликования
общих  итогов  выборов  включительно   имеют   право   на   территории
муниципального   образования   бесплатно   пользоваться   общественным
транспортом,  за исключением такси и заказных рейсов.  Соответствующие
расходы подлежат возмещению за счет средств муниципального бюджета.

Страницы: 1  2