О РАЗВИТИИ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В Г. МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 10 декабря 1996 г. N 966 (ТВ 97-4,5) В ходе экономических преобразований в Москве происходит процесс становления и развития ремесленничества как части малого предпринимательства. Наработан опыт в его самоорганизации. В соответствии с Соглашением о партнерских связях между Москвой и Дюссельдорфом в Москве с 1992 года реализуется проект содействия развитию малого предпринимательства, в рамках которого в 1993 году была образована Палата ремесел г.Москвы. В настоящее время Палата ремесел насчитывает 370 членов, объединенных в 10 профессиональных гильдий с общей численностью работающих более 3000 человек, и оказывает постоянное содействие в обучении и повышении квалификации ремесленников, организует курсы и семинары по различным видам ремесленной деятельности с привлечением в качестве преподавателей российских и немецких специалистов. С 1994 года Палатой ремесел совместно с Гильдией художественного ремесла было проведено 15 выставок-продаж работ ремесленников. Органами исполнительной власти Москвы осуществлен ряд мер по поддержке ремесленничества, в том числе в рамках комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства в г.Москве. Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства только за последние полтора года оказана финансовая поддержка 30 малым предприятиям ремесленного профиля на сумму более 4,8 млрд.рублей. Отмечая определенные успехи в возрождении и развитии ремесленничества и считая поддержку развития ремесленничества в Москве важнейшей задачей, способствующей решению проблем занятости населения, сохранения историко-бытовых традиций города, реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, направленной на создание благоприятных условий для развития производственной и предпринимательской деятельности, Правительство Москвы оценивает проводимую работу в данном направлении как недостаточную. В значительной степени сдерживает развитие ремесленничества отсутствие нормативно-правовой базы, необходимой финансовой поддержки со стороны Правительства Москвы, недостаток производственных и административных помещений. Рассматривая ремесленничество как специфический вид частного предпринимательства, преимущественно индивидуального, на основе единичного или мелкосерийного производства товаров и услуг, необходимо обобщить накопленный опыт, скоординировать усилия всех заинтересованных организаций на приоритетных направлениях поддержки ремесленничества, существенно активизировать эту работу. В целях возрождения и развития ремесленничества г.Москвы как составной части малого предпринимательства Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить, в основном, представленную Концепцию развития ремесленничества в г.Москве (приложение 1). 2. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства: 2.1. Совместно с Комитетом образования, Палатой ремесел и Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству доработать указанную концепцию и представить Правительству Москвы до 1 марта 1997 года. 2.2. Совместно с Комитетом труда и занятости, Палатой ремесел, Комитетом образования, Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству и другими заинтересованными организациями разработать проект закона о ремесленничестве в г.Москве до 1 мая 1997 года, предусмотрев в нем раздел "Профессиональное образование". 2.3. Создать постоянно действующую Комиссию по проблемам развития ремесленничества (приложение 2) для реализации следующих целей: - подготовка предложений по законодательному обеспечению поддержки и развития ремесленничества; - разработка и координация мер имущественной и финансовой поддержки, развития инфраструктуры ремесленничества; - содействие самоорганизации ремесленничества и деятельности общественных организаций, отражающих интересы ремесленников, а также координация сотрудничества с ремесленными предприятиями и объединениями других регионов и зарубежных стран; - оценка потребности различных секторов экономики Москвы в продукции и услугах ремесленников и разработка на этой основе предложений по подготовке кадров ремесленного профиля; - обеспечение мер по привлечению ремесленных предприятий и отдельных ремесленников к участию в городских программах. 2.4. Разработать и утвердить в установленном порядке положение о комиссии в месячный срок. 2.5. Предусмотреть выделение 10% средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства, на поддержку ремесленников. 2.6. Ввести в состав Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства вице-президента Палаты ремесел Кошелева Л.Н. 3. Согласиться с предложением Департамента поддержки и развития малого предпринимательства о создании общегородского Центра ремесел Москвы. Принять предложение префекта Северо-Западного административного округа и Российского научного центра "Курчатовский институт" о размещении Центра ремесел Москвы в районе Строгино по адресу: ул.Твардовского, д.8 на базе объекта незавершенного строительства комплекса зданий (учебно-производственный корпус и общежитие) ПТУ N 50. 4. Комитету по управлению имуществом Москвы выступить учредителем Центра ремесел Москвы от лица Правительства Москвы со взносом в уставный фонд в размере 50 млн.руб. 5. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства: - по доверенности Москомимущества осуществлять функции уполномоченного представителя Правительства Москвы по управлению деятельностью центра; - выделить Москомимуществу целевым назначением 50 млн.руб. в качестве учредительного взноса при создании центра из средств, предусмотренных на развитие и поддержку малого предпринимательства; - предусмотреть имущественно-финансовую поддержку центра в соответствии с установленным порядком и в объемах, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 1996 г. N 399 "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 1996-1997 гг. и об исполнении комплексной программы на 1994-1995 гг."; - привлечь к созданию и учреждению центра заинтересованные учреждения и структуры поддержки малого предпринимательства. 6. Московской регистрационной палате зарегистрировать Центр ремесел Москвы как некоммерческую организацию. 7. Комплексу по экономической политике и имущественно-земельным отношениям: - по согласованию с Государственным комитетом по управлению имуществом Российской Федерации решить вопрос о передаче в городскую собственность объекта незавершенного строительства (п.3), относящегося к федеральной собственности; - в месячный срок произвести оценку стоимости передаваемого РНЦ "Курчатовский институт" объекта незавершенного строительства (п.3); - решить вопрос о компенсации расходов РНЦ "Курчатовский институт" путем предоставления земельного участка в районе Куркино Северо-Западного административного округа. 8. Департаменту экономической политики и развития Москвы включить объект незавершенного строительства (п.3) после передачи его в собственность г.Москвы в городскую инвестиционную программу на 1997 год со сроком ввода объекта в 1997 году. Финансирование указанного объекта производить за счет расходов, предусмотренных в бюджете города на развитие малого предпринимательства. 9. Комитету по управлению имуществом Москвы по завершении строительства объектов, указанных в п.3 настоящего постановления, оформить в установленном порядке их передачу Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства в оперативное управление для размещения Центра ремесел Москвы. 10. Префектам административных округов совместно с Комитетом по управлению имуществом Москвы, Палатой ремесел и другими заинтересованными организациями до конца 1997 года учредить территориальные центры ремесел, предоставив для их размещения нежилую площадь в размере не менее 1000 кв. метров. 11. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства: 11.1. Совместно с Палатой ремесел в месячный срок разработать проект устава, бизнес-план и организационно-финансовую схему работы Центра ремесел. 11.2. Совместно с Московской лизинговой компанией обеспечить техническое оснащение общегородского и территориальных центров ремесел в соответствии с утвержденными бизнес-планами. 11.3. Обратиться в Госкомитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства с просьбой принять участие в финансировании пилотного проекта Центра ремесел Москвы. 11.4. Совместно с Комитетом образования и заинтересованными донорскими организациями проработать вопрос методического и технического обеспечения создаваемых центров. 12. Московскому фонду поддержки малого предпринимательства обеспечить целевое использование средств, выделяемых Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, на поддержку и развитие ремесленничества. 13. Комитету образования в срок до 1 марта 1997 года: 13.1. Совместно с Московской лицензионной палатой разработать предложения по лицензированию, аттестации и аккредитации кадров, занятых в обучающем процессе в ремесленных производствах. 13.2. Совместно с Палатой ремесел определить учебные профессионально-технические заведения по подготовке ремесленников различного профиля. 14. Комитету труда и занятости совместно с Палатой ремесел и Комитетом образования в срок до 1 марта 1997 года: 14.1. Разработать перечень ремесленных профессий для включения его в закон о ремесленничестве. 14.2. Включить в Программу содействия занятости населения на 1997 год организацию перепрофилирования устаревших и создание новых рабочих мест в мастерских профессиональных училищ. 14.3. Предусмотреть на 1997 год финансирование из Фонда занятости проектов центров ремесел под создание новых рабочих мест. 15. Префектуре Восточного административного округа, Москомархитектуре по заказу Палаты ремесел и ООО "Вернисаж в Измайлово" в течение первого полугодия 1997 года разработать архитектурный проект комплекса "Улица ремесел" в районе Измайлово с финансированием проекта за счет средств на развитие и поддержку ремесленничества. 16. Палате ремесел совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства в первом полугодии 1997 года разработать и представить на утверждение Комиссии по проблемам развития ремесленничества организационно-финансовую схему создания комплекса "Улица ремесел" в районе Измайлово. 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Егорова Е.В. За Премьера Правительства Москвы Б.В. Никольский Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 декабря 1996 г. N 966 КОНЦЕПЦИЯ развития ремесленничества в г.Москве Ремесленное дело является одним из важных секторов современной многоукладной социально-рыночной экономики. Широкая сеть мелких (ремесленных) предприятий, рост количества частных предпринимателей-ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке, а их гибкость и мобильность дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач - от более полного удовлетворения населения сравнительно дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного потребления до расширения занятости (в том числе людей с самыми различными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей, людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами). Развитие ремесленничества способствует социальному выравниванию, что создает предпосылки для стабильности внутри государства и непосредственно на территории Москвы. В России к началу ХХ века число ремесленников составляло более 4 миллионов человек. Число ремесленных профессий и промыслов было очень велико, город был насыщен товарами ремесленного производства, широко была развита сфера ремесленных услуг. В настоящее время ремесленничество утратило свои господствующие позиции как система производства , однако оно продолжает существовать во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку как часть малого предпринимательства либо как самостоятельная система производства. Сегодня этот положительный опыт должен быть изучен, обобщен и учтен, прежде всего в области ремесленничества и создания ремесленных общественных объединений, выражающих и защищающих интересы ремесленников в органах государственной власти и управления. В данный момент отсутствует законодательно утвержденный список ремесел и промыслов, нет и закона о ремеслах, который бы регулировал социально-правовые и экономические стороны этой деятельности. Таким образом, в современных условиях ремесленничество представляет собой важное с точки зрения экономической эффективности и социальной стабильности явление, развитие которого государство должно непременно взять под свою опеку, обеспечивая ему всемерную поддержку и рост. В силу ряда особенностей ремесленное предприятие в нашей стране имеет небольшие размеры и не превышает параметры, установленные законодательством Российской Федерации для малого предпринимательства. Таким образом, можно определить ремесленника как представителя малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило ручным способом, каких-либо изделий и (или) услуг при помощи собственных орудий труда. Ремесленничество - часть субъектов малого предпринимательства, для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление услуг в малом объеме или по индивидуальным заказам с высокой долей ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний, навыков и умений, как правило без функционального и производственного разделения труда внутри ремесленного предприятия, на основе собственности ремесленника (мастера) на средства производства. Такое определение позволяет распространить на ремесленничество нормативно-правовую базу поддержки малого предпринимательства. Для Москвы основа этой поддержки определена Законом города Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве", другими распорядительными документами. Для того чтобы выделить из всей совокупности малых предприятий ремесленные, в качестве основных критериев ремесленного производства нами предлагаются следующие: - принадлежность к отраслям обрабатывающей промышленности или сфере услуг; - высокая доля ручного труда в процессе производства; - незначительное разделение труда внутри ремесленного предприятия; - непосредственное участие собственника в процессе труда или в процессе производства; - мелкотоварный характер производства (малосерийность выпускаемой продукции). В Москве существует достаточно широкий слой хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к категории ремесленников. Большей своей частью эти предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование в условиях рынка и на равные конкурентные возможности по сравнению с иными формами предпринимательства, поскольку их существование осложняется рядом моментов, наиболее существенные из которых: 1. Неустойчивый спрос на продукцию и услуги ремесленничества, слишком большие для этого вида деятельности налоги, а также различные поборы. 2. Недостаточные инвестиционные возможности (отсутствие достаточных для развития собственного дела накоплений и необеспеченность кредитов). 3. Разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального характера труда и отсутствия объединений именно этой части производителей. 4. Отсутствие у ремесленников достаточных экономических, юридических и прочих знаний для участия в рыночных отношениях. Исключением могут служить традиционные для российского ремесленничества народные художественные промыслы (изготавливающие предметы декоративно-прикладного искусства и сувениры), которые стали самостоятельными производствами благодаря целенаправленной государственной поддержке и обширному потребительскому рынку. Сбыт их продукции является одним из источников поступления валюты, а также поднимает престиж города. Необходимость государственной поддержки ремесленничества, его возрождение и развитие обусловлено следующим: 1. Ремесленничество дает средства к существованию достаточно широкому слою населения, являясь одновременно одним из средств первоначального накопления капитала. 2. Ремесленное производство способствует насыщению рынка товарами и услугами и в ряде секторов производства способно конкурировать с крупными производителями. 3. Ремесленное производство имеет возможность более гибкого реагирования на изменения рынка, что обеспечивает его относительную устойчивость. 4. Развитие ремесленничества снижает уровень безработицы. 5. Ремесленничество сохраняет и развивает историко-бытовые традиции культуру, народа. 6. Вовлечение в ремесленное производство развивает самодеятельность населения, позволяет раскрыть личные качества человека, способствует его самореализации и вовлечению в рыночные отношения. 7. Слой ремесленников - часть среднего класса, существование которого обеспечивает стабильность общества. Государственная поддержка возрождения и развития ремесленничества должна быть направлена, в первую очередь, на создание благоприятных социально-экономических, правовых условий и содействие самоорганизации ремесленничества. В связи со спецификой ремесленного производства, ориентированного в большей степени на местный рынок, его государственная поддержка должна осуществляться, в первую очередь, на региональном и муниципальном уровне. Она включает в себя: 1. Создание благоприятной нормативно-правовой базы, в том числе закрепление в законах и нормативных актах правовой основы развития ремесленничества, предоставление ремесленничеству льгот (в первую очередь по аренде помещений и по налогам - исходя из принадлежности к малому предпринимательству и учитывая его специфический характер). 2. Оказание государственной поддержки в области обучения и подготовки кадров по ремесленным специальностям: - подготовка специалистов экономических специальностей; - организация стажировок по ремесленным специальностям. 3. Помощь в создании развитой инфраструктуры поддержки ремесленничества: 3.1. Организация системы информационно-консалтинговых услуг по следующим направлениям: - экспертиза и консультационная помощь в создании и функционировании ремесленных предприятий; - система информационного обеспечения о рынках сбыта товаров (в том числе и международных рынках), сырья и материалов. 3.2. Помощь в самоорганизации ремесленников и содействие их кооперации. 3.3. Организация рекламно-маркетинговой деятельности. 4. Имущественная поддержка: выделение на цели развития ремесленничества помещений, находящихся в муниципальной собственности. 5. Правовая поддержка: - защита авторского права ремесленников на созданный товар; - юридические консультации. 6. Формирование общественного мнения, благоприятного для развития ремесленничества, в том числе - через средства массовой информации. 7. Помощь в создании региональных программ поддержки и развития ремесленничества (на основе межрегиональных соглашений). Одним из первоочередных мероприятий, направленных на развитие ремесленничества, позволяющим решить целый комплекс проблем в его самоорганизации и развитии, является создание Центра ремесел в виде некоммерческой организации с участием Палаты ремесел Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и других заинтересованных организаций. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 10 декабря 1996 г. N 966 СОСТАВ Комиссии по проблемам развития ремесленничества Председатель комиссии Егоров Е.В. - министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Заместитель председателя Иоффе А.Д. - председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы Члены комиссии: Коротич А.А. - депутат Московской городской Думы Дудников С.В. - заместитель председателя Комитета труда и занятости Правительства Москвы Рузайкин А.А. - президент Палаты ремесел Лебедев М.Л. - генеральный директор Московского фонда развития малого предпринимательства Семичастнов Ю.И. - начальник управления профессионального образования Комитета образования Правительства Москвы Вакуров П.Б. - главный специалист отдела городских проектов и программ Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы Леонова И.Г. - заместитель руководителя отдела общественных организаций Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы |