О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УСТАНОВОК, МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ, ГАЗА И ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ "ШЕЛЬФ". Постановление. Правительство РФ. 07.12.96 1469

     О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ
      УСТАНОВОК, МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МОРСКОЙ ДОБЫЧИ НЕФТИ,
             ГАЗА И ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
              НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ АРКТИКИ "ШЕЛЬФ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          7 декабря 1996 г.
                                N 1469

                             (РГ 96-249)


     Во исполнение Указа Президента Российской  Федерации  от  23  мая
1996 г.   N  765  "О  создании  промышленно-производственной  базы  по
освоению углеводородных  месторождений   на   континентальном   шельфе
Арктики" (Собрание законодательства Российской Федерации,  1996, N 22,
ст. 2664) Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую  федеральную целевую программу создания
высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи
нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном
шельфе Арктики  "Шельфе"  (далее  именуется  -  Программа),  внесенную
Министерством экономики Российской Федерации совместно с Министерством
оборонной промышленности    Российской    Федерации,     Министерством
промышленности Российской    Федерации,    Министерством   топлива   и
энергетики Российской  Федерации,  Министерством  финансов  Российской
Федерации и Российским акционерным обществом "Газпром".
     2. Утвердить  Министерство  оборонной  промышленности  Российской
Федерации государственным заказчиком Программы.
     3. Министерству  экономики  Российской  Федерации,   Министерству
оборонной промышленности  Российской Федерации и Министерству финансов
Российской Федерации при окончательной доработке проекта  федерального
бюджета на  1997  год  и  разработке  проектов федерального бюджета на
последующие годы предусматривать необходимые  средства  на  реализацию
Программы в  пределах ассигнований,  выделяемых на конверсию оборонной
промышленности.
     4. Министерству  оборонной  промышленности  Российской  Федерации
ежегодно уточнять  объемы  работ   по   созданию   высокотехнологичных
установок, машин  и  оборудования  для  морской  добычи нефти,  газа и
освоения углеводородных  месторождений   на   континентальном   шельфе
Арктики с учетом хода реализации Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации                           В.ЧЕРНОМЫРДИН
--------------------
     Сноска 1. Публикуется с сокращениями


      Федеральная целевая программа создания высокотехнологичных
      установок, машин и оборудования для морской добычи нефти,
           газа и освоения углеводородных месторождений на
                континентальном шельфе Арктики "Шельф"

     Федеральная целевая   программа   создания    высокотехнологичных
установок, машин  и  оборудования  для  морской  добычи нефти,  газа и
освоения углеводородных  месторождений   на   континентальном   шельфе
Арктики "Шельф"   (далее   именуется   -   Программа)  разработана  во
исполнение  Указа  Президента  Российской Федерации от 23 мая 1996  г.
N 765   "О  создании  промышленно-производственной  базы  по  освоению
углеводородных месторождений  на  континентальном  шельфе  Арктики"  и
направлена на  решение  комплекса  вопросов,  определяющих  дальнейшее
развитие России как передовой промышленной страны мира.
     
            Содержание проблемы и необходимость ее решения
                        программными методами
     
     На 1 января 1993 г. разведанные балансовые запасы углеводородов в
недрах шельфа арктических морей России составляют 3175 млн. тонн нефти
и конденсата,  а также 3871 млрд.  куб.  метров газа.  Континентальный
шельф России,  площадь которого составляет 3,9  млн.  кв.  километров,
высокоперспективен в   отношении   запасов   нефти  и  газа.  На  него
приходится свыше  100  млрд.  тонн  начальных  потенциальных  ресурсов
углеводородов.
     По нефтегазовому  потенциалу  недра   Баренцева,   Печорского   и
Карского   морей   содержат   81,5   процента  потенциальных  ресурсов
углеводородов (около 87 млрд. условных тонн).
     Освоение и   вовлечение   в   хозяйственный  оборот  нефтегазовых
месторождений арктического шельфа связано в первую очередь  с  высокой
потребностью в   газовом   и   жидком   топливе  промышленно  развитых
Мурманской, Ленинградской,  Архангельской областей  и  нефтехимическом
сырье России в целом.
     Наиболее подготовленными  к   промышленному   освоению   являются
Приразломное нефтяное  и штокмановское газоконденсатное месторождения.
Запасы газа по Штокмановскому месторождению составляют свыше 2,8 трлн.
куб. метров, извлекаемые за двадцать лет запасы нефти по Приразломному
месторождению - не менее 80 млн. тонн.
     В то  же  время  добыча  углеводородов  в  зоне арктических морей
требует создания комплекса сложных,  уникальных инженерных сооружений,
включающих средства     добычи,    транспортировки    и    переработки
углеводородного сырья,  а также  технических  и  обслуживающих  судов,
способных к  длительной  высоконадежной  работе  в  условиях полярного
морского климата.  К этим  средствами  относятся  морские  ледостойкие
стационарные платформы,  масса  каждой  из которых составляет от 90 до
300 тыс.  тонн.  Сложность  конструкции  этих  платформ   определяется
тяжелыми ледовыми  условиями,  многократно  превышающими  нагрузки  на
средства морской  добычи,  работающие   на   континентальных   шельфах
незамерзающих морей.
     В течение 20-25 лет  эксплуатации  буровые  платформы  на  шельфе
Арктики   испытывают   статические   и   динамические  воздействия  от
ветроволновых нагрузок и ледовых полей.  Давление наступающих  паковых
льдов  толщиной до 4 метров может вызывать огромные сжимающие нагрузки
на сварные конструкции платформ.  Продолжительные низкие температуры в
арктических   районах  способствуют  возникновению  усталости  свойств
конструкционных  материалов  и  их  сварных   соединений.   Контактное
воздействие   льда  на  корпус  конструкции  приводит  к  интенсивному
абразивному износу последнего (до 10 мм в год).
     В мировой практике нет аналогов подобных сооружений. Единственный
опыт, который  имеется,  -  это  российский   опыт   строительства   и
эксплуатации арктических ледоколов, где наша страна имеет приоритет.
     Надежность морских   ледостойких   стационарных   платформ    при
эксплуатации в  сложных  геологических  и  метеорологических  условиях
определяется конструктивными решениями, материалами и технологическими
процессами, используемыми  при их строительстве.  Окончательный монтаж
платформ и их эксплуатация производятся на шельфе северных морей,  при
низких температурах (до минус 40-50 градусов), при высокой влажности и
сильных ветровых нагрузках.
     В результате   сокращения   программы   военного  кораблестроения
высвободились производственные   мощности    предприятий    оборонного
комплекса г.   Северодвинска,   включая   мощности   производственного
объединения "Северное         машиностроительное         предприятия",
государственного машиностроительного      предприятия     "Звездочка",
северного производственного объединения "Арктика" и  завода  "Полярная
звезда". Благодаря    особенностям   географического   положения   (по
отношению к  перспективным  месторождениям   углеводородов),   наличию
крупных судостроительных   сооружений,  современного  технологического
оборудования и квалифицированных кадров г.  Северодвинска,  этот район
является наилучшим   местом   для   размещения  строительства  морских
ледостойких стационарных  платформ.  Перечисленные  условия  позволили
определить Государственный  российский  центр  атомного судостроения в
качестве генерального подрядчика морских технических  средств.  Однако
узкая специализация предприятий, ориентированных на постройку и ремонт
атомных подводных  лодок,   требует   реконструкции   и   технического
перевооружения производств.   С   этой   целью  заказчики  платформ  -
российское акционерное  общество  "Газпром"  и  акционерное   общество
"Росшельф" вложили  в  техническое  перевооружение заводов 107,7 млрд.
рублей. Судостроительная   промышленность   в   силу    присущих    ей
особенностей (большая фондоемкость, длительные циклы постройки заказов
и окупаемости      капитальных      вложений,      большее       число
поставщиков-контрагентов) не  может  развиваться  без  государственной
поддержки. С  целью   перехода   на   выпуск   гражданской   продукции
Государственный российских   центр  атомного  судостроения  разработал
конверсионные программы предприятий,  финансируемые  за  счет  средств
федерального бюджета.  Учитывая,  что  проблема  строительства морских
ледостойких стационарных  платформ  носит   комплексный   характер   и
охватывает технологическую  подготовку,  реконструкцию  и  техническое
перевооружение производств,         научно-исследовательские         и
опытно-конструкторские работы,   ее  решение  целесообразно  выполнять
программными методами,  при этом средства из внебюджетных источников и
федерального бюджета  будут  сконцентрированы  на конечную гражданскую
продукцию - морские ледостойкие стационарные платформы.
     В связи   с   этим   необходимо  иметь  долговременную  программу
поддержки и развития производственного и научного потенциала  отрасли,
основанную на  мировом  опыте и учитывающую особенности отечественного
судостроения в современных условиях,  а также  потребности  добывающих
отраслей промышленности.
     
                       Цели и задачи Программы
     
     Основными целями и задачами Программы являются:
     создание высокотехнологичных установок,  машин и оборудования для
морской добычи  нефти,  газа  и  рентабельное  освоение углеводородных
месторождений на континентальному шельфе Арктики на основе  сохранения
и приоритетного   развития  научного  и  производственного  потенциала
предприятий Министерства    оборонной    промышленности     Российской
Федерации;
     организация конкурентоспособной    промышленности   строительства
морских технических   средств   с  адаптацией  существующих  мощностей
предприятий оборонного комплекса г.  Северодвинска к новым условиям на
базе применения   передовых   технологий   и  современной  организации
производства;
     обеспечение к  2010 году добычи до 10 млн.  тонн нефти и 40 млрд.
куб. метров   газа   и   удовлетворение    потребностей    Мурманской,
Архангельской и  Ленинградской  областей  в газовом и жидком топливе и
нефтехимическом сырье,  а также получение значительных доходов за счет
экспорта продукции;
     сохранение и  развитие  судостроительной  техники  и   уникальных
технологий, в  области  которых  Россия  имеет  приоритет или занимает
ведущее положение в мире.
     В результате   реализации   указанных   задач  укрепятся  позиции
российского судостроения на мировом рынке.
     
         Основные пути решения поставленных Программой задач
     
     Программа -   это   комплекс    научно-технических,    проектных,
производственно-технологических, организационных      и     финансовых
мероприятий,  обеспечивающих  создание  и  развитие  новой  российской
топливно-энергетической  базы  добычи  нефти и газа,  способной к 2010
году удовлетворить потребности Северного  и  Северо-Западного  районов
страны в  энергоносителях  и дать значительные доходы за счет экспорта
продукции, обеспечить конверсию оборонных предприятий г. Северодвинска
и создать новую высокоэффективную отрасль отечественной промышленности.
     Программой предусмотрено  строительство  не   менее   4   морских
ледостойких стационарных платформ и одной разведочной установки силами
производственного объединения       "Северное       машиностроительное
предприятие" и    государственного    машиностроительного  предприятия
"Звездочка". Прогнозируемые объемы строительства  морских  технических
средств на 1997-2010 годы, которые включают строительства платформ для
Приразломного, Штокмановского,     Варандей-моря     и      Медынского
месторождений, приведены   в  приложении  N  1.  Реализация  Программы
обеспечит после   2010   года   создание    еще    5    платформ    на
Северо-Долгинском, Южно-Долгинском,     Алексеевском,    Полярном    и
Паханчевском месторождениях.   При   этом   затраты   на    подготовку
производства и   проведение   необходимых  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских работ  будут  значительно  снижены  (на   50-60
процентов) за  счет  имеющегося научно-технического задела.  Указанные
морские ледостойкие  стационарные   платформы   позволят   значительно
увеличить освоение шельфа арктических морей.
     Выбор и   постановку    комплектующего    оборудования    морских
ледостойких  стационарных   платформ   предусмотрено  осуществлять  на
конкурсной основе.
     Мероприятия по   реконструкции   и   техническому  перевооружению
предприятий оборонного комплекса г.  Северодвинска в 1997-1999  годах,
приведенные в приложении N 2, обеспечивают решение задач по увеличению
выпуска конструкций  платформ  за  счет  внедрения  высокоэффективного
оборудования и технологий.
     Создание ледостойких стационарных платформ - принципиально  новой
продукции для       производственного       объединения      "Северное
машиностроительное предприятие" и государственного машиностроительного
предприятия "Звездочка"  будет  осуществляться на основе максимального
сохранения организационно-технологических   схем,    действующих    на
указанных предприятиях   в   настоящее   время.   Реконструкция  будет
проведена в     соответствии     с     программами     конверсии     в
корпусообрабатывающем, сборочно-сварочном      и      корпусомонтажном
(стапельном) производствах.  В  цехах  необходима  организация   новых
сертифицированных технологических  процессов,  связанных с применением
единых методов в изготовлении конструкций, бескрановой сборки изделий,
превышающих по характеристикам производственные возможности стапельных
мест заводов.
     Программа предусматривает    значительное    увеличение   объемов
производства отечественного комплектующего оборудования и  материалов,
что позволит    снизить    зависимость   российской   судостроительной
промышленности от поставок импортного оборудования и материалов.
     Программой предусмотрено проведение ряда научно-исследовательских
и опытно-конструкторских   работ   с   целью   создания    современных
конкурентоспособных установок,  машин  и  оборудования  для  добычи  и
переработки углеводородов, а также сокращения сроков их проектирования
и строительства.
     Этот комплекс работ включает следующие подпрограммы:
     подпрограмма "Норматив";
     подпрограмма "Арктические материалы и технологии";
     подпрограмма "Сертификация";
     подпрограмма "Добыча".
     Основные направления этих работ приведены в приложении N 3.
     Выполнение задач,  поставленных Программой,  будет способствовать
замещению импортного   оборудования   и   использованию  отечественных
высокотехнологичных установок   и   оборудования   для    нефтегазовых
месторождений. а также созданию предпосылок для экспорта.
     
             Источники и объемы финансирования Программы
     
     Финансовое обеспечение  Программы  предполагается осуществлять за
счет следующих источников:
     инвестиции под будущую продукцию;
     внебюджетные средства на строительство платформ  и  реконструкцию
производства;
     кредиты коммерческих банков,  предоставляемые  в  соответствии  с
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 765;
     средства, выделяемые  из  федерального   бюджета   на   конверсию
производств, в объеме утвержденных конверсионных программ предприятий;
     коммерческие кредиты      специализированных      банков      под
государственные гарантии   на  проведение  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских работ.
     Объемы финансирования Программы представлены в приложении N 4.
     Бюджетная заявка на  ассигнования  из  федерального  бюджета  для
финансирования мероприятий,  предусмотренных  Программой,  приведена в
приложении N 5.
     
                    Механизм реализации Программы
     
     Государственное управление Программой и контроль  за  эффективным
использованием бюджетных  ассигнований  производит дирекция Программы,
назначаемая заказчиком,  -  Министерством   оборонной   промышленности
Российской Федерации    с    участием    представителей    Российского
акционерного общества "Газпром" и акционерного общества "Росшельф".
     
                    Оценка эффективности Программы
     
     Реализация поставленных Программой задач позволит:
     создать и  развить  новую базу нефтегазодобычи,  способную к 2010
году обеспечить добычу нефти до 10 млн.  тонн и газа до 40 млрд.  куб.
метров в   год,   что   дает   возможность  удовлетворить  потребности
Мурманской, Архангельской и Ленинградской областей в  энергоносителях,
а также обеспечить значительный доход за счет экспорта продукции;
     обеспечит конверсию  оборонных  предприятий  г.  Северодвинска  с
сохранением и   развитием   научно-технического   и  производственного
потенциала судостроительного комплекса Северо-Западного района  России
и созданием для обеспечения добычи нефти и газа на арктическом шельфе;
     сохранить численность работающих;
     расширить номенклатура    и    увеличить    объемы   производства
отечественного комплектующего оборудования и материалов,  что позволит
снизит зависимость   российской   судостроительной  промышленности  от
поставок импортного оборудования и материалов.
     Реализация мероприятий Программы позволяет:
     сохранить рабочие   места   и   увеличит    объем    производства
судостроительных предприятий г. Северодвинска;
     создать новые перспективные  виды  оборудования  и  материалов  с
последующим сокращением закупок оборудования и материалов за рубежом;
     сократить объемы поставок нефти и  газа  из  Восточной  Сибири  в
Северо-Западный район России;
     увеличить объем валютных поступлений за  счет  экспорта  нефти  и
газа.
     
                  Организация управления Программой
                  и контроль за ходом ее реализации
     
     Дирекция Программы  обеспечивает  контроль  за  ходом  реализации
Программы, включая:
     мониторинг (систематическое   и   плановое  наблюдение  за  всеми
процессами выполнения Программы);
     выявление отклонений  от  целей Программы,  которые фиксируются в
плановых, финансовых и нормативных документах и др.;
     анализ оперативной   информации   и  прогнозирование  последствий
складывающейся ситуации;
     обоснование необходимости принятия корректировки;
     доведение до  государственного  заказчика  Программы  необходимой
информации с целью обеспечения принятия обоснованных решений.
     Состав мероприятий,  объемы и источники  финансирования  подлежат
ежегодному уточнению с учетом фактического выполнения Программы.