О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 18 декабря 1996 г. N 1499 (РГ 97-1) В целях создания организационных, экономических и социальных условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1956) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа)* (сноска *. Публикуется с сокращениями). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать выделение Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение в 1996-2000 годах средств из соответствующих бюджетов на реализацию региональных программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов. Председатель Правительства РФ В.Черномырдин ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ I. Введение ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (далее именуется -Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе". Программа является дополнением и развитием положений о фермерском секторе, содержащихся в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 -2000 годы. Программа основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О сельскохозяйственной кооперации", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов. Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года, и к началу 1996 года насчитывалось более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются - крестьянские хозяйства). Они располагают 11 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 8,1 млн. га, или 6,1 процента ее общей площади. в 1995 году крестьянскими хозяйствами произведено зерна 4,7 процента, подсолнечника - 12,3, сахарной свеклы - 3,5, картофеля - 0,9, овощей - 1,3, мяса (в убойном весе) - 1,6, молока - 1,5 и шерсти - 4,5 процента от объема производства этих видов продукции всеми категориями хозяйств. Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются высокой экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие организационные формы малого предпринимательства. Однако в 1994-1995 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 96 распавшихся, а в ряде регионов количество хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь созданных. Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные материально-технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств. На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья, своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные крестьянские хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную деятельность. В течение 1994-1995 годов резко сократилось число желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается доля малоземельных фермеров (38 процентов хозяйств имеют менее 10 га земли). Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора. II. Цель, задачи и этапы реализации Программы Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений. Задачами Программы являются: создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов; совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора; развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений; формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции; развитие фермерского самоуправления. Решать указанные задачи предусматривается в два этапа. На первом этапе (1996-1998 годы) осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию. Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Совершенствуется система налогообложения. Создаются благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется формирование системы кредитной и страховой кооперации, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и работников кооперативов. На втором этапе (1999-2000) по мере завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств. Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличится производство сельскохозяйственной продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств. III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в существенном обновлении и будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития. Будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", внесены дополнения и изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность крестьянских хозяйств и кооперативов, подготовлены другие нормативно-правовые документы. Уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах. Предусматривается совершенствование налогового законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов по сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства. Предусматривается совершенствование законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов, порядка внесения платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования (с учетом сезонности и других особенностей формирования доходов крестьянских хозяйств и кооперативов). IV. Земельные отношения. совершенствование механизма крестьянского землевладения и землепользования Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрепление крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков. Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель. Предусматривается разработать и внедрить механизм залога земель, усовершенствовать порядок купли-продажи земельных участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков (сверх установленных размеров) за счет земельных долей и фонда перераспределения земель. В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли, установлено первоочередное право соседей-землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков. Осуществится комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами. Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств и кооперативов, составит 15-16 млн. га, в том числе 11-11,5 млн. га пашни, или 8,5-9 процентов ее общей площади. При этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство возрастет до 45-46 га, в том числе пашни - до 32-33 га. V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на современном этапе являются: совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства; переработка, хранение и сбыт продукции; материально-техническое обеспечение; инженерно-технологическое обслуживание; кредитование и страхование. Ускорится создание фермерских кооперативов по совместному использованию техники и обработке земли на основе добровольного объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга. Будут создаваться кооперативные машинно-технологические станции и пункты проката сложной и специализированной техники. На основе кооперации усилится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечения горюче-смазочными материалами, семенами, хранению, переработке продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности. Будут созданы кооперативы по материально-техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры. Продолжится процесс преобразования предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и агросервису в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Одновременно начнется активизация процессов кооперирования по переработке сельскохозяйственной продукции в районах, удаленных от действующих перерабатывающих предприятий, объединение первичных кооперативов в ассоциации и союзы как по отраслевому, так и по территориальному принципам. В 1998-2000 годах будет сформирована система сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории. Они станут источником первоначального капитала для малого предпринимательства на селе. Для этого будут разработаны и приняты нормативные документы, обеспечивающие правовые и экономические основы создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и их союзов. Первоначально создаются кредитные кооперативы как общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. По мере налаживания их деятельности они перейдут к привлечению средств населения и других инвесторов и превратятся в ссудо-сберегательные кооперативы. Кредитные кооперативы совместно с сельскохозяйственными производственными и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами при участии других сельскохозяйственных товаропроизводителей могут создавать сельские кооперативные банки. Начнется работа по созданию сельских обществ взаимного страхования и их союзов, которым будет оказана стартовая государственная поддержка. VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства. В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников. Средства государственной поддержки направляются на следующие цели: финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию; дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;ё компенсация затрат товаропризводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых корнеплодов; дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы, сырье льна и конопли; дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке; поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга); компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами; финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории; компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель; оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений); кредитование приобретения земли; возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники; содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов; формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета; льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты; финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров; компенсация части страховых платежей при страховании урожая; развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису; компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов; выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств; льготное кредитование строительства жилья; оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе. Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности. Осуществится переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств. Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции и с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов. Из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются на инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры, строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотации на отдельные виды продукции и другие цели. На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет выделяться не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели. За счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается поддержка в финансировании строительства других (кроме животноводческих) производственных объектов сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции. Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах при их формировании по представлению органов государственного управления агропромышленным комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы и региональных программ. VII. Информационно- консультативное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. Обучение и повышение квалификации фермеров Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств, кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в информации и консультационных услугах создается единая федеральная информационно-консультативная служба, включающая в себя отраслевые и региональные центры с сетью участковых консультантов, а также соответствующие подразделения в органах государственного управления агропромышленным комплексом. Информационно-консультативная служба будет оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и юридической защиты. Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения расширят исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации. Будут разработаны оптимальные модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства с учетом природно- экономических зон России. Увеличится выпуск учебно-методических пособий, рекомендаций, справочно-нормативной литературы для крестьянских хозяйств и кооперативов. В соответствии с Государственной программой подготовки фермеров в Российской Федерации расширятся подготовка и повышение профессиональной квалификации фермеров и работников кооперативов, включая кредитные страховые, В учебные программы сельскохозяйственных учебных заведений вводится специальный курс по проблемам сельскохозяйственной кооперации. Продолжится практика стажировки фермеров и преподавателей сельскохозяйственных учебных заведений в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах,а также за рубежом. Предусматривается ежегодно проводить федеральный и региональные смотры-конкурсы крестьянских хозяйств и кооперативов, выставки-ярмарки, научно-практические конференции и семинары по вопросам фермерского и кооперативного движения. VIII. Развитие фермерского самоуправления Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях. Органы фермерского самоуправления привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений и договоров о совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития села. IX. Социально-экономические результаты реализации Программы Реализация Программы позволит обеспечить развитие крестьянских хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности. Укрепится организационно-правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально-техническая база, возрастет производительность труда; повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров; возрастет рыночная ориентация крестьянских хозяйств; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села. Увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции и изменится производственная структура фермерского сектора. Углубится специализация хозяйств, более быстрыми темпами будет развиваться животноводство. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 2,6 раза, в том числе в земледелии - в 2,5 раза и животноводстве - в 2,7 раза. По отдельным видам продукции (зерно, подсолнечник) доля фермеров возрастет до 9-10 и более процентов, по продуктам животноводства - до 4,5-7 процентов. В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения числа хозяйств и общей площади земель, более полного использования предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры производства. Увеличение производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота и свиней, создания более крупных товарных ферм и повышения продуктивности животных. удельный вес продукции животноводства в общем объеме производства превысит 30 процентов. В лесостепной и степной зонах сохранится специализация крестьянских хозяйств по выращиванию зерна, сахарной свеклы и подсолнечника, в животноводстве - по выращиванию овец, получит значительное развитие свиноводство. В Нечерноземной зоне, многих регионах Сибири и Дальнего Востока быстрыми темпами будет развиваться молочное и мясное скотоводство, свиноводство, выращивание картофеля. Расширится производство овощей, плодов и ягод в регионах Поволжья, Северного Кавказа, Центрально-Черноземной зоны, а также в пригородных районах промышленных центров. Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства, станет конкурентоспособным на продовольственном рынке. Доля фермерского сектора в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 5,5-6 процентов. X. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Управление Программой осуществляется государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице их органов государственного управления агропромышленным комплексом. Для осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице их органов государственного управления агропромышленным комплексом. Для осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при государственном заказчике создается межведомственный координационный совет, в состав которого войдут специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители финансовых, научных и общественных организаций. На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы и направляет их в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулярно организуют проверки хода выполнения программных мероприятий и использования по целевому назначению средств, выделяемых из федерального бюджета и других источников, и ежегодно, не позднее 1 марта, представляют Правительству Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы за отчетный год. Приложение N 1 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА 1996-2000 годы --------------------------------------------------------------------------- | 1994 г. 1995 г. 1996 г. 2000 г. | | (отчет) (отчет) (расчет) (прогноз) | ----------------------------------|----------------------------------------| Число крестьянских (фермерских) | 279,2 280,1 270-280 350 | хозяйств (на конец года, | | тыс. единиц) | | | | Площадь сельскохозяйственных | 10,9 11,1 11,2 16 | угодий - всего (млн. га) на | 39 40 41 46 | 1 хозяйство (га) | | | | Площадь пашни - всего (млн. га) | 7,9 8 8 11,4 | на 1 хозяйство (га) | 28 29 29 33 | | | Удельный вес крестьянских | 6,1 6,1 6,1 8,7 | (фермерских) хозяйств в общей | | площади пашни (в процентах) | | | | --------------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ (тыс.тонн) ----------------------------------------------------------------------------- | 1995 г. | 1996 г. | 2000 г. (прогноз) | | (отчет) | (отчет) | ------------------------| | | | всего | в процентах | | | | | ко всем | | | | | категориям | | | | | хозяйств | ---------------------------------------------------------------------------- | Зерно (в весе после | | доработки) 3001 4296 8918 9,4 | | Сахарная свекла (фабричная) 669 720 1680 6,2 | | Подсолнечник 519 450 660 18,8 | | Картофель 363 360 780 2,1 | | Овощи 144 185 440 4,1 | | Реализация скота и птицы | на убой в живой массе 147 156 350 3,2 | | Молоко 576 645 1950 4,4 | | Шерсть (тонн) 4226 4000 6800 7,1 | ----------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ НА РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ (ПО РАСЧЕТАМ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АССОЦИАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ РОССИИ) (млрд.рублей, в ценах 1995 г.) ------------------------------------------------------------------------------- 1991 г. 1992 г. 1995 г. 1996 г. 2000 г. | (отчет) (отчет) (отчет) (расчет) (прогноз) | -------------------------------------------------------------------------------| Общий объем капитальных | вложений (за счет всех | источников финансирования) 6547 11828 1164,9 2200 9362,4 | | в том числе: | собственные и привлеченные | средства крестьянских | хозяйств и кооперативов 3156 6552 844,8 1400 5929,2 | | бюджетные средства всех | уровней (включая | бюджетные ссуды) 3391 5276 320,1 800 3433,2 | ------------------------------------------------------------------------------- |