О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 18.12.96 1499

               О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
                  КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
                   И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          18 декабря 1996 г.
                                N 1499

                              (РГ 97-1)

     В целях  создания  организационных,  экономических  и  социальных
условий для  устойчивого  функционирования  крестьянских  (фермерских)
хозяйств и  кооперативов  и  в  соответствии   с   Указом   Президента
Российской Федерации   от  16  апреля  1996  г.  N  565  "О  мерах  по
стабилизации экономического   положения   и    развитию    реформ    в
агропромышленном комплексе"   (Собрание   законодательства  Российской
Федерации, 1996,  N 17,  ст.1956) Правительство  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую  программу  развития
крестьянских (фермерских)  хозяйств  и  кооперативов на 1996-2000 годы
(далее именуется -  Программа)* (сноска *. Публикуется с сокращениями).
     2. Утвердить  государственным  заказчиком  Программы Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
     Финансовое обеспечение   Программы  осуществляется  Министерством
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
     3. Министерству  экономики  Российской  Федерации  и Министерству
финансов Российской Федерации предусматривать  выделение  Министерству
сельского хозяйства  и  продовольствия  Российской  Федерации  целевым
назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
     4. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации  предусматривать  выделение  в  1996-2000   годах
средств из   соответствующих   бюджетов   на  реализацию  региональных
программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.

     Председатель Правительства РФ                    В.Черномырдин


                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
             РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
                   И КООПЕРАТИВОВ НА 1996-2000 ГОДЫ

                             I. Введение

     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (далее именуется -Программа)
разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
16 апреля 1996 г.  N 565  и  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от   21  июня  1996  г.  N  723  "О  мерах  по  стабилизации
экономического положения  и   развитию   реформ   в   агропромышленном
комплексе".
     Программа является дополнением и развитием положений о фермерском
секторе, содержащихся  в  Федеральной целевой программе стабилизации и
развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996
-2000 годы.
     Программа основывается   на   положениях   Гражданского   кодекса
Российской Федерации,   Закона   РСФСР  "О  крестьянском  (фермерском)
хозяйстве", федеральных законов "О  сельскохозяйственной  кооперации",
"О закупках   и  поставках  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и
продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке
малого предпринимательства",  Указа Президента Российской Федерации от
7 марта 1996 г.  N 337 "О реализации конституционных прав  граждан  на
землю", других  нормативно-правовых  актов,  регулирующих деятельность
крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
     Фермерский сектор  в сельском хозяйстве начал складываться с 1990
года, и к началу 1996 года насчитывалось более 280  тыс.  крестьянских
(фермерских) хозяйств  (далее именуются - крестьянские хозяйства). Они
располагают 11 млн.  га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни
- 8,1  млн.  га,  или  6,1  процента  ее  общей  площади.  в 1995 году
крестьянскими хозяйствами    произведено    зерна    4,7     процента,
подсолнечника - 12,3, сахарной свеклы - 3,5, картофеля - 0,9, овощей -
1,3, мяса (в убойном весе) - 1,6, молока - 1,5 и шерсти - 4,5 процента
от объема   производства   этих   видов  продукции  всеми  категориями
хозяйств.
     Крестьянские хозяйства,  образовавшиеся  в  первые годы реформы и
получившие стартовую   финансовую   поддержку,   добиваются    высокой
экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и
кооперативы по  использованию  техники,  совместной  обработке  земли,
переработке и  сбыту  продукции.  Развиваются  другие  организационные
формы малого предпринимательства.
     Однако в  1994-1995  годах  рост количества крестьянских хозяйств
резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось
96 распавшихся,  а  в ряде регионов количество хозяйств,  прекративших
свою деятельность, стало превышать число вновь созданных.
     Низкие показатели  развития  крестьянских хозяйств и кооперативов
во многом обусловлены общими кризисными процессами,  характерными  для
экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией,
диспаритетом цен на  промышленную  и  сельскохозяйственную  продукцию,
неэффективной финансово-кредитной  и  налоговой  политикой,  снижением
платежеспособного спроса,   неполным   и   несвоевременным   бюджетным
финансированием). Не  решены многие организационно-правовые, земельные
материально-технические, социальные  и  другие  вопросы   деятельности
крестьянских хозяйств.
     На развитии крестьянских хозяйств отрицательно  сказалось  резкое
снижение государственной   поддержки  на  федеральном  и  региональном
уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет  многим хозяйствам
эффективно использовать  земельные угодья,  своевременно и качественно
проводить комплекс  сельскохозяйственных  работ,  повышать  плодородие
почв, увеличивать    поголовье    продуктивного    скота,   наращивать
производство продукции.  В особо  сложном  положении  оказались  вновь
образованные крестьянские  хозяйства,  многие  из  которых  не  смогли
начать производственную деятельность.  В течение 1994-1995 годов резко
сократилось число желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются
невостребованными земли фонда  перераспределения.  Увеличивается  доля
малоземельных фермеров (38 процентов хозяйств имеют менее 10 га земли).
     Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного
решения вопросов     развития    крестьянских    хозяйств,    усиления
государственной поддержки этого сектора.

                       II. Цель, задачи и этапы
                         реализации Программы

     Цель Программы  -  обеспечение  устойчивого  развития и повышения
эффективности фермерского сектора,  социальная защита  крестьянства  в
условиях рыночных отношений.
     Задачами Программы являются:
     создание организационных,  экономических,  финансовых, правовых и
социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;
     совершенствование механизма государственной поддержки фермерского
сектора;
     развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений
и обеспечение защиты прав граждан на  землю,  расширение  крестьянских
землевладений;
     формирование рыночной  и  социальной  инфраструктуры  на   основе
кооперации и интеграции;
     развитие фермерского самоуправления.
     Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
     На первом  этапе  (1996-1998   годы)   осуществляются   меры   по
совершенствованию нормативно-правовой  базы  крестьянских  хозяйств  и
кооперативов. Проводится   выдача   правоустанавливающих    документов
собственникам земельных  участков  и  долей.  Крестьянские хозяйства и
кооперативы оснащаются сельскохозяйственной  техникой,  оборудованием,
транспортными средствами,  другими  материально-техническими ресурсами
в количествах,  обеспечивающих своевременное и качественное выполнение
основных хозяйственных работ.  Осуществляются мероприятия по повышению
плодородия земель и рациональному их использованию.
     Государственная поддержка  крестьянским хозяйствам и кооперативам
будет оказываться в зависимости  от  эффективности  хозяйствования  на
земле и      ведения      производства     в     условиях     рыночных
отношений. Совершенствуется   система    налогообложения.    Создаются
благоприятные организационные и экономические условия для деятельности
кооперативов по  переработке,  хранению,  сбыту   сельскохозяйственной
продукции и  агросервису.  Начнется  формирование  системы кредитной и
страховой кооперации,   информационно-консультативного    обслуживания
сельских товаропроизводителей.  Будет  продолжено  обучение фермеров и
работников кооперативов.
     На втором  этапе (1999-2000) по мере завершения институциональных
преобразований и усиления государственной  поддержки  возрастут  число
крестьянских хозяйств и площади земельных наделов,  ускорятся процессы
специализации хозяйств.    Формируется    рыночная    и     социальная
инфраструктура на  основе  кооперации и интеграции,  создается система
кредитной кооперации и страхования,  укрепится материально-техническая
база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения
эффективных ресурсосберегающих   технологий,   достижений   науки    и
передовой практики.   Увеличится   производство   сельскохозяйственной
продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств.

                   III. Совершенствование правовой
                      базы крестьянских хозяйств
                            и кооперативов

     Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в существенном
обновлении и будет направлено на создание условий для его эффективного
функционирования и дальнейшего развития.
     Будут разработаны  и  внесены  в  Федеральное Собрание Российской
Федерации проекты федеральных  законов  "О  крестьянском  (фермерском)
хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О
сельских страховых кооперативах",  внесены дополнения  и  изменения  в
законодательные акты,  регулирующие деятельность крестьянских хозяйств
и кооперативов, подготовлены другие нормативно-правовые документы.
     Уточнятся положения  Гражданского  кодекса Российской Федерации в
части юридического      статуса      крестьянских      хозяйств      и
сельскохозяйственных кооперативов,     вводится    Земельный    кодекс
Российской Федерации (в новой редакции)  с  соответствующими  нормами,
касающимися крестьянских  хозяйств  и кооперативов.  Будут упорядочены
имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах.
     Предусматривается совершенствование налогового законодательства в
отношении крестьянских хозяйств и кооперативов  по  сокращению
количества налогов,   снижению  налоговых  ставок  в  целях  повышения
заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.
     Предусматривается совершенствование      законодательной     базы
социального обеспечения и социального страхования  членов крестьянских
хозяйств и кооперативов,  порядка внесения платежей  в Пенсионный фонд
Российской Федерации,   Фонд   социального   страхования    Российской
Федерации, Государственный   фонд   занятости   населения   Российской
Федерации, фонды  обязательного  медицинского  страхования  (с  учетом
сезонности и  других  особенностей  формирования  доходов крестьянских
хозяйств и кооперативов).

                       IV. Земельные отношения.
                     совершенствование механизма
                     крестьянского землевладения
                          и землепользования

     Совершенствование земельных   отношений   будет   направлено   на
реализацию конституционных  прав  граждан   на   землю,   формирование
механизма рыночного оборота земли,  создание и укрепление крестьянских
хозяйств путем  объединения  земельных  долей  членов  этих  хозяйств,
аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.
     Завершится переоформление  в  собственность  фермерам   земельных
участков, полученных   ими   в   пожизненное  наследуемое  владение  и
бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных
участков, находящихся   в   собственности,  без  ограничения  размеров
арендуемых земель.
     Предусматривается разработать  и внедрить механизм залога земель,
усовершенствовать порядок   купли-продажи   земельных    участков    и
предоставления владельцам  личных  подсобных  хозяйств  дополнительных
земельных участков (сверх установленных размеров)  за  счет  земельных
долей и фонда перераспределения земель.
     В целях формирования крестьянских хозяйств  рациональных размеров
им будут  предоставляться  кредиты на приобретение земли,  установлено
первоочередное право соседей-землевладельцев  на  покупку  или  аренду
высвобождающихся земельных     участков.     Осуществится     комплекс
землеустроительных работ   по    консолидации    земельных    участков
крестьянских хозяйств  и  сельскохозяйственных  кооперативов  с учетом
региональных природно-экономических     особенностей,      компактного
размещения земельных     участков,     обеспечивающих     рациональную
организацию, инженерное  обустройство  и   эффективное   использование
земель и  создание  условий  для  кооперирования  сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
     Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению
крестьянскими хозяйствами и кооперативами.
     Ожидается, что  к  2000 году площадь сельскохозяйственных угодий,
находящихся в  распоряжении  крестьянских  хозяйств  и   кооперативов,
составит 15-16 млн.  га,  в том числе 11-11,5 млн. га пашни, или 8,5-9
процентов ее    общей    площади.    При    этом    средний     размер
сельскохозяйственных угодий  в  расчете на одно хозяйство возрастет до
45-46 га, в том числе пашни - до 32-33 га.

                        V. Развитие кооперации
                        крестьянских хозяйств

     Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств
на современном этапе являются:
     совместное использование   техники  и  обработка  земли,  ведение
животноводства;
     переработка, хранение и сбыт продукции;
     материально-техническое обеспечение;
     инженерно-технологическое обслуживание;
     кредитование и страхование.
     Ускорится создание   фермерских   кооперативов   по   совместному
использованию техники  и  обработке  земли  на  основе   добровольного
объединения хозяйств, прежде всего мелких, расположенных в достаточной
близости друг    от    друга.    Будут    создаваться    кооперативные
машинно-технологические станции    и    пункты   проката   сложной   и
специализированной техники.
     На основе   кооперации   усилится   взаимодействие   коллективных
хозяйств с  крестьянскими  хозяйствами  по  совместному  использованию
имеющихся производственных   мощностей   по   обслуживанию  и  ремонту
сельскохозяйственной техники,        оборудования,         обеспечения
горюче-смазочными материалами,    семенами,    хранению,   переработке
продукции и другим направлениям хозяйственной деятельности.
     Будут созданы кооперативы по материально-техническому обеспечению
и агросервисному  обслуживанию  крестьянских   хозяйств,   совместному
использованию объектов производственной инфраструктуры.
     Продолжится процесс  преобразования  предприятий  по  переработке
сельскохозяйственной продукции  и  агросервису  в сельскохозяйственные
потребительские кооперативы.   Одновременно    начнется    активизация
процессов кооперирования по переработке сельскохозяйственной продукции
в районах, удаленных  от действующих   перерабатывающих   предприятий,
объединение первичных   кооперативов  в  ассоциации  и  союзы  как  по
отраслевому, так и по территориальному  принципам.
     В 1998-2000  годах  будет сформирована система сельских кредитных
кооперативов, ориентированных         на          сельскохозяйственных
товаропроизводителей и граждан,  проживающих на данной территории. Они
станут источником     первоначального     капитала     для      малого
предпринимательства на  селе.  Для  этого  будут разработаны и приняты
нормативные документы,  обеспечивающие правовые и экономические основы
создания и деятельности сельских кредитных кооперативов и их союзов.
     Первоначально создаются  кредитные   кооперативы   как   общества
взаимного кредитования  на  основе  объединения средств их членов.  По
мере налаживания их деятельности они перейдут  к  привлечению  средств
населения и  других  инвесторов  и  превратятся в ссудо-сберегательные
кооперативы.
     Кредитные кооперативы     совместно    с    сельскохозяйственными
производственными и       сельскохозяйственными       потребительскими
кооперативами при       участии       других      сельскохозяйственных
товаропроизводителей могут создавать сельские кооперативные банки.
     Начнется работа    по   созданию   сельских   обществ   взаимного
страхования и   их   союзов,   которым   будет    оказана    стартовая
государственная поддержка.

                       VI. Финансово-кредитная
                      и инвестиционная поддержка
                        крестьянских хозяйств
                            и кооперативов

     Система финансово-кредитного   и   инвестиционного    обеспечения
крестьянских хозяйств  и  кооперативов  направлена на создание условий
для развития   и   укрепления   их    материально-технической    базы,
производственной и социальной инфраструктуры,  повышение эффективности
и доходности производства.
     В отношении  крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все
меры государственной   поддержки,   оказываемой   сельскохозяйственным
товаропроизводителям в  соответствии  с Федеральной целевой программой
стабилизации и развития агропромышленного  производства  в  Российской
Федерации на  1996-2000  годы,  а  также установленные постановлениями
Правительства Российской Федерации и органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и иных источников.
     Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
     финансирование государственных     мероприятий    по    повышению
плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
     дотирование продукции    элитного   семеноводства,   льноводства,
племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;ё
     компенсация затрат   товаропризводителям,  специализирующимся  на
размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых  корнеплодов;
     дотации на шерсть,  поставляемую в государственные ресурсы, сырье
льна и конопли;
     дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;
     поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды
(лизинга);
     компенсация части           затрат           сельскохозяйственных
товаропроизводителей на  приобретение  минеральных удобрений,  средств
защиты растений,   комбикормов   -   животноводческими    комплексами,
энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;
     финансирование землеустроительных     работ,     связанных      с
упорядочением существующих  землепользований и организацией устройства
их территории;
     компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной
документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
     оказание стартовой  помощи  крестьянским хозяйствам в первые пять
лет, включая   гарантии   получения   кредитов   вновь    создающимися
хозяйствами, поддержку  формирования  производственной  инфраструктуры
(строительство подъездных  путей,   мостов,   линий   электропередачи,
газификация, связь,   водоснабжение,   мелиорация   земель,   закладка
многолетних насаждений);
     кредитование приобретения земли;
     возмещение начинающим  хозяйствам  первоначального   взноса   при
приобретении сельскохозяйственной  техники  на  условиях  лизинга  или
соответствующей части затрат при приобретении техники;
     содействие  в  создании  системы  кредитной кооперации в аграрном
секторе путем  оказания  помощи  в  формировании   паевых   фондов   и
предоставления кредитных ресурсов;
     формирование системы страхования в  аграрном  секторе  с  долевым
участием федерального бюджета;
     льготное кредитование  сельскохозяйственных товаропроизводителей,
в том числе на сезонные затраты;
     финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса,
издание специальной литературы для фермеров;
     компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
     развитие межфермерской  кооперации  по  совместному использованию
сельскохозяйственной техники,    обработке     земли,     производству
сельскохозяйственной продукции,  ее  переработке,  хранению  и  сбыту,
агросервису;
     компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и
реконструкцию животноводческих помещений,  рыбоводных  прудов,  других
производственных объектов;
     выплата пособий семьям,  переселившимся в сельскую местность  для
создания крестьянских хозяйств;
     льготное кредитование строительства жилья;
     оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой
помощи на возвратной и безвозвратной основе.
     Укрепление производственной   базы   и   инженерное  обустройство
крестьянских хозяйств и кооперативов  будет  осуществляться  в  рамках
федеральных и   региональных   целевых   программ   развития  отраслей
сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и
водоснабжению села,  строительству  дорог,  развитию  средств  связи в
сельской местности.
     Осуществится переход   от  уравнительного  распределения  средств
государственной поддержки крестьянским  хозяйствам  и  кооперативам  к
адресному, преимущественно   на  конкурсной  основе.  Приоритет  будет
отдаваться тем,  кто  обеспечивает  устойчивую   работу,   целевое   и
эффективное использование выделенных средств.
     Из федерального  бюджета  направляются  средства  на  обеспечение
материально-техническими ресурсами,  в том числе на поставку техники и
приобретение племенного   скота   на   условиях   лизинга,    развитие
кооперации, проведение     землеустроительных    работ,     разработку
документации по  улучшению  и  охране  земель,   издание   специальной
литературы, информационно-консультативное  обслуживание, строительство
жилья для фермеров в размерах не менее доли  крестьянских  хозяйств  в
площади используемых  земель  или  в производстве продукции и с учетом
расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.
     Из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (на
возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются  на  инженерное
обустройство, развитие производственной инфраструктуры, строительство,
расширение и   реконструкцию   животноводческих   помещений,    других
производственных объектов   сельскохозяйственного  назначения,  жилья,
приобретение техники,  развитие кооперации,  пособия  по  переселению,
помощь начинающим   фермерам   и   сельским  семейным  детским  домам,
проведение землеустроительных  работ,   разработку   документации   по
улучшению и  охране  земель,  дотации  на  отдельные  виды продукции и
другие цели.
     На капитальные  затраты  по  приобретению техники,  строительству
производственных объектов,   жилья,   объектов   производственной    и
социальной инфраструктуры  крестьянским  хозяйствам  и кооперативам из
бюджетов субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов  будет
выделяться не менее 15 процентов средств, предусмотренных на эти цели.
     За счет федерального  бюджета  и  бюджетов  субъектов  Российской
Федерации оказывается  поддержка в финансировании строительства других
(кроме животноводческих)          производственных           объектов
сельскохозяйственного назначения,    кредитование   затрат   сезонного
характера в размере не менее  доли  крестьянских  хозяйств  в  площади
используемых земель или в производстве продукции.
     Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств  и кооперативов
из специального   фонда   кредитования  организаций  агропромышленного
комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов
учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
     Финансовые средства    государственной     поддержки     ежегодно
предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской
Федерации и местных бюджетах  при  их  формировании  по  представлению
органов государственного  управления  агропромышленным  комплексом  на
основании заявок органов фермерского самоуправления в  пределах  сумм,
предусмотренных на    реализацию    Федеральной    целевой   программы
стабилизации и развития агропромышленного  производства  в  Российской
Федерации на 1996-2000 годы и региональных программ.

                         VII. Информационно-
                     консультативное обслуживание
                        и научное обеспечение
                        крестьянских хозяйств
                       и кооперативов. Обучение
                  и повышение квалификации фермеров

     Для обеспечения потребностей крестьянских  хозяйств, кооперативов
и других  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  в  информации  и
консультационных услугах      создается       единая       федеральная
информационно-консультативная служба, включающая  в себя  отраслевые и
региональные центры  с  сетью  участковых   консультантов,   а   также
соответствующие подразделения  в  органах  государственного управления
агропромышленным комплексом.   Информационно-консультативная    служба
будет оказывать   помощь   в  освоении  достижений  науки  и  техники,
прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики
кооперации, социальной и юридической защиты.
     Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения расширят
исследования экономических,  правовых,  технологических  и  социальных
проблем ведения крестьянских хозяйств и  развития сельскохозяйственной
кооперации. Будут разработаны оптимальные модели крестьянских хозяйств
и кооперативов различной специализации производства с учетом природно-
экономических зон России.
     Увеличится выпуск  учебно-методических   пособий,   рекомендаций,
справочно-нормативной литературы    для    крестьянских   хозяйств   и
кооперативов.
     В соответствии с Государственной программой подготовки фермеров в
Российской Федерации     расширятся     подготовка     и     повышение
профессиональной квалификации   фермеров  и  работников  кооперативов,
включая кредитные страховые,  В учебные программы сельскохозяйственных
учебных заведений    вводится    специальный    курс    по   проблемам
сельскохозяйственной кооперации.   Продолжится   практика   стажировки
фермеров и  преподавателей  сельскохозяйственных  учебных  заведений в
лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах,а также за
рубежом.
     Предусматривается ежегодно проводить федеральный  и  региональные
смотры-конкурсы крестьянских       хозяйств       и      кооперативов,
выставки-ярмарки, научно-практические  конференции   и   семинары   по
вопросам фермерского и кооперативного движения.

                      VIII. Развитие фермерского
                            самоуправления

     Развитие фермерского   самоуправления   будет   проходить   путем
объединения крестьянских хозяйств в кооперативы,  ассоциации и союзы в
целях  координации   их   хозяйственной    деятельности,    а    также
представительства и   защиты   экономических,  социальных  и  правовых
интересов в органах государственной власти  всех  уровней  и  местного
самоуправления, органах          хозяйственного         самоуправления
товаропроизводителей  агропромышленного   комплекса,   профсоюзных   и
других организациях.
     Органы фермерского    самоуправления    привлекаются     органами
государственной власти и органами местного самоуправления к разработке
и реализации   федеральных,   региональных    и    местных    программ
социально-экономического развития     агропромышленного     комплекса,
совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной,
рыночной и     социальной    инфраструктуры,    систем    финансового,
технологического, агросервисного   и   информационно-консультационного
обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     Органы государственной  власти и органы  местного  самоуправления
взаимодействуют с  фермерскими  организациями  на  основе соглашений и
договоров о совместной деятельности в сфере  производства, переработки
и сбыта продукции, кооперации, социального развития села.

                     IX. Социально-экономические
                   результаты реализации Программы

     Реализация Программы  позволит обеспечить  развитие  крестьянских
хозяйств и  кооперативов,  повышение  их  экономической эффективности.
Укрепится организационно-правовое и социальное  положение крестьянских
хозяйств, их       материально-техническая       база,       возрастет
производительность труда;   повысится   профессиональный   уровень   и
благосостояние фермеров;  возрастет  рыночная  ориентация крестьянских
хозяйств; расширится  сфера  занятости  на  селе;  получат  дальнейшее
развитие фермерское  самоуправление,  кооперативные  и  интеграционные
связи фермеров  между  собой   и   с   другими   товаропроизводителями
агропромышленного комплекса   в   производстве,  переработке  и  сбыте
продукции, агросервисном  обслуживании,  кредитовании,  страховании  и
социальном обустройстве села.
     Увеличится объем производства  сельскохозяйственной  продукции  и
изменится производственная  структура  фермерского сектора.  Углубится
специализация хозяйств,  более  быстрыми  темпами  будет   развиваться
животноводство. Объем  производства  сельскохозяйственной  продукции в
2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 2,6 раза, в том числе
в земледелии - в 2,5 раза и животноводстве - в 2,7 раза.  По отдельным
видам продукции (зерно,  подсолнечник) доля фермеров возрастет до 9-10
и более процентов, по продуктам животноводства - до 4,5-7 процентов.
     В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения
числа хозяйств  и  общей  площади земель,  более полного использования
предоставленных им земельных  участков,  а  также  за  счет  повышения
культуры производства.
     Увеличение  производства   животноводческой    продукции    будет
достигнуто за  счет  увеличения  поголовья  крупного  рогатого скота и
свиней, создания   более   крупных   товарных   ферм    и    повышения
продуктивности животных. удельный вес продукции животноводства в общем
объеме производства превысит 30 процентов.
     В лесостепной    и   степной   зонах   сохранится   специализация
крестьянских хозяйств  по  выращиванию  зерна,   сахарной   свеклы   и
подсолнечника, в   животноводстве   -  по  выращиванию  овец,  получит
значительное развитие  свиноводство.  В  Нечерноземной  зоне,   многих
регионах Сибири  и Дальнего Востока быстрыми темпами будет развиваться
молочное и мясное скотоводство,  свиноводство,  выращивание картофеля.
Расширится производство  овощей,  плодов  и  ягод в регионах Поволжья,
Северного Кавказа,  Центрально-Черноземной зоны, а также в пригородных
районах промышленных центров.
     Фермерский сектор  займет  более  прочное  положение  в   системе
агропромышленного производства,    станет    конкурентоспособным    на
продовольственном рынке.  Доля  фермерского  сектора  в  общем  объеме
валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 5,5-6 процентов.

                 X. Организация управления Программой
                     и контроль за ее реализацией

     Государственным заказчиком   Программы   является    Министерство
сельского хозяйства  и продовольствия Российской Федерации. Управление
Программой осуществляется  государственным   заказчиком   и   органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице их органов
государственного управления агропромышленным комплексом.
     Для осуществления      взаимодействия     федеральных     органов
исполнительной власти  и  органов  исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации  в  лице  их  органов государственного управления
агропромышленным комплексом.
     Для осуществления      взаимодействия     федеральных     органов
исполнительной власти  и  органов  исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации    при    государственном   заказчике   создается
межведомственный координационный  совет,  в  состав  которого   войдут
специалисты Министерства    сельского   хозяйства   и   продовольствия
Российской Федерации,  Министерства  экономики  Российской  Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации,  Государственного комитета
Российской Федерации по земельным ресурсам и  землеустройству,  других
заинтересованных федеральных  органов  исполнительной власти,  а также
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств  и  сельскохозяйственных
кооперативов России,    органов    исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации, представители финансовых, научных и общественных
организаций.
     На основании показателей  Программы  и  анализа  хода  выполнения
программных мероприятий      государственный     заказчик     ежегодно
подготавливает бюджетные  заявки  на  ассигнования   из   федерального
бюджета для  финансирования  Программы  и направляет их в Министерство
экономики Российской  Федерации  и  Министерство  финансов  Российской
Федерации.
     Министерство сельского  хозяйства  и  продовольствия   Российской
Федерации, Министерство  экономики Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской  Федерации  регулярно  организуют  проверки  хода
выполнения программных  мероприятий  и   использования   по   целевому
назначению средств,   выделяемых  из  федерального  бюджета  и  других
источников, и ежегодно, не позднее 1 марта, представляют Правительству
Российской Федерации  доклад  о  ходе реализации Программы за отчетный
год.

                                                        Приложение N 1

       ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
                          НА 1996-2000 годы

---------------------------------------------------------------------------
                                  | 1994 г.   1995 г.  1996 г.    2000 г.  |
                                  | (отчет)   (отчет)  (расчет)  (прогноз) |
----------------------------------|----------------------------------------|
  Число крестьянских (фермерских) |  279,2    280,1    270-280     350     |
  хозяйств (на конец года,        |                                        |
  тыс. единиц)                    |                                        |
                                  |                                        |
  Площадь сельскохозяйственных    |  10,9      11,1      11,2       16     |
  угодий - всего (млн. га) на     |  39        40        41         46     |
  1 хозяйство (га)                |                                        |
                                  |                                        |
  Площадь пашни - всего (млн. га) |  7,9        8         8         11,4   |
  на 1 хозяйство (га)             |  28        29        29         33     |
                                  |                                        |
  Удельный вес крестьянских       |  6,1       6,1       6,1        8,7    |
  (фермерских) хозяйств в общей   |                                        |
  площади пашни (в процентах)     |                                        |
                                  |                                        |
---------------------------------------------------------------------------

                                                        Приложение N 2

                     ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
                      СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КРЕСТЬЯНСКИХ
                            (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
                                                               (тыс.тонн)
-----------------------------------------------------------------------------
                              | 1995 г. |  1996 г. | 2000 г. (прогноз)       |
                              | (отчет) |  (отчет) | ------------------------|
                              |         |          |  всего  |  в процентах  |
                              |         |          |         |  ко всем      |
                              |         |          |         |  категориям   |
                              |         |          |         |  хозяйств     |
---------------------------------------------------------------------------- |
  Зерно (в весе после                                                        |                 |
  доработки)                     3001       4296      8918        9,4        |
                                                                             |
  Сахарная свекла (фабричная)     669        720      1680        6,2        |
                                                                             |
  Подсолнечник                    519        450       660       18,8        |
                                                                             |
  Картофель                       363        360       780        2,1        |
                                                                             |
  Овощи                           144        185       440        4,1        |
                                                                             |
  Реализация скота и птицы                                                   |
  на убой в живой массе           147        156       350        3,2        |
                                                                             |
  Молоко                          576        645      1950        4,4        |
                                                                             |
  Шерсть (тонн)                  4226       4000      6800        7,1        |
-----------------------------------------------------------------------------

                                                              Приложение N 3

         ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ НА РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ
        (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ (ПО РАСЧЕТАМ МИНИСТЕРСТВА
           СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                И АССОЦИАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
                  И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ РОССИИ)
                                                (млрд.рублей, в ценах 1995 г.)
-------------------------------------------------------------------------------
                               1991 г.  1992 г.  1995 г.  1996 г.  2000 г.     |
                               (отчет)  (отчет)  (отчет)  (расчет) (прогноз)   |
-------------------------------------------------------------------------------|
  Общий объем капитальных                                                      |
  вложений (за счет всех                                                       |
  источников финансирования)    6547     11828    1164,9   2200     9362,4     |
                                                                               |
  в том числе:                                                                 |
  собственные и привлеченные                                                   |
  средства крестьянских                                                        |
  хозяйств и кооперативов       3156      6552     844,8   1400     5929,2     |
                                                                               |
  бюджетные средства всех                                                      |
  уровней (включая                                                             |
  бюджетные ссуды)              3391      5276     320,1    800     3433,2     |
-------------------------------------------------------------------------------