ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ИЗ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ УКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 (Д) В связи с принятием Советом глав правительств Содружества Независимых Государств Решения "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года и с целью упорядочения нормативных актов ГТК России установить: 1. Для определения происхождения товаров из государств-участников СНГ применять Правила определения страны происхождения товаров, приведенные в приложении 1 к настоящему указанию. 2. Для подтверждения происхождения товаров из государств-участников СНГ декларант должен представить в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией декларацию-сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 (далее - сертификат происхождения). В отношении товаров, не являющихся подакцизными и не включенных в перечень, приведенный в приложении 2 к настоящему указанию, в качестве сертификата происхождения могут быть использованы грузовые, транспортные и иные товаросопроводительные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара. При наличии у должностных лиц таможенного органа сомнений в достоверности сведений относительно страны происхождения товара, содержащихся в этих документах, страна происхождения товара должна быть подтверждена сертификатом происхождения товара по форме СТ-1. 3. В случае возникновения у таможенного органа обоснованных сомнений относительно безупречности сертификата происхождения или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенный орган направляет такие сертификаты происхождения в Таможенно-тарифное управление ГТК России для последующей их проверки. Таможенно-тарифное управление ГТК России направляет обращения к уполномоченным на то организациям, заверившим сертификат происхождения, или к другим компетентным органам страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. При получении запрашиваемых сведений Таможенно-тарифное управление ГТК России принимает решение о достоверности сертификата происхождения или сведений, указанных в нем, и доводит это решение до таможенного органа. Товар не считается происходящим из заявленной в сертификате происхождения страны до тех пор, пока не будут представлены надлежащие подтверждения о происхождении или запрашиваемые сведения и принято соответствующее решение. 4. При отсутствии сертификата происхождения на момент таможенного оформления подакцизных товаров и товаров, указанных в приложении 2 к настоящему указанию, налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются в общем порядке. Ввозная таможенная пошлина в отношении товаров, упомянутых в первом абзаце данного пункта, взимается по ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, при возможности определения таможенным органом происхождения таких товаров из государства-участника СНГ по товаросопроводительной документации, спецификациям, сертификатам предприятия-изготовителя, маркировке и т.п. 5. Товары, страна происхождения которых на момент таможенного оформления считается неустановленной, облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, увеличенным вдвое, налогом на добавленную стоимость и акцизами. 6. К товарам, упомянутым в п.4 настоящего указания, или товарам, происхождение которых на момент таможенного оформления не установлено, может применяться (восстанавливаться) преференциальный режим или режим наибольшего благоприятствования при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении. Максимальный срок, в течение которого декларант может представить таможенным органам надлежащее удостоверение о происхождении товаров - один год с даты принятия таможенным органом Российской Федерации грузовой таможенной декларации. По истечении указанного срока претензии по уплаченным и взысканным суммам таможенных платежей таможенными органами не принимаются. 7. Признать утратившими силу: - указание ГТК России от 10.01.94 N 01-12/19 "О временном порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, происходящих с территории стран - бывших субъектов Союза ССР"; - указание ГТК России от 21.07.94 N 01-12/754 "О внесении изменений в Указание ГТК России от 10.01.94 N 01-12/19"; - указание ГТК России от 01.10.96 N 01-14/1105 "О предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении отдельных товаров, происходящих с территории государств-участников СНГ". 8. Пресс-службе ГТК России (А.П.Евстигнеева) обеспечить освещение положений настоящего указания в средствах массовой информации. 9. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить доведение положений настоящего указания до сведения всех заинтересованных лиц. 10. Настоящее указание вступает в силу по истечении тридцати дней после официального опубликования. 11. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой. Заместитель Председателя В.И. Мещеряков Приложение N 1 к указанию ГТК России от 30.12.96 N 01-14/1465 УТВЕРЖДЕНЫ Решением Совета глав правительств Содружества Не зависимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года ПРАВИЛА определения страны происхождения товаров Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и обращающихся в торговле между этими государствами. Для целей настоящих Правил: а) под термином "государства-участники СНГ понимаются государства-участники Содружества Независимых Государств, подписавшие Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности (15 мая 1992 года, Ташкент); б) термин "страна происхождения товаров" означает государство-участник СНГ, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Для применения критерия достаточной переработки может применяться кумулятивный принцип происхождения, то есть при последовательной переработке товара в государствах-участниках СНГ эти государства рассматриваются для целей определения происхождения как одно целое; в) термин "критерий достаточной переработки" означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две и более стран, считается происходящим из страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств; г) термин "таможенный контроль" означает совокупность мер, осуществляемых национальными таможенными органами в целях обеспечения соблюдения национального законодательства в таможенном деле, а также национального законодательства и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы; д) термин "товары" означает любое движимое имущество, в том числе тепловую, электрическую и иные виды энергии, перемещаемое через таможенную границу; е) термин "товарная номенклатура" означает применяемую в государствах-участниках СНГ Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕС. Порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию государств-участников СНГ из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств регламентируется национальным законодательством государств-участников СНГ. 1. Страной происхождения товара считается государство, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. 2. Считаются полностью произведенными в данной стране следующие товары: а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр; б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории; в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней; г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных; д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла; е) продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею; ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране; з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею; и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, упомянутой в подпунктах "а" - "з" пункта 2. 3. Когда в производстве товара участвуют две и более стран, происхождение товара определяется в соответствии с критерием "достаточной переработки". 4. Критерий "достаточной переработки" может выражаться: а) правилом, требующим изменения тарифной позиции соответствующей товарной номенклатуры, со списком исключений" (Сноска 1); -------------------- Сноска 1. Список исключений может содержать: а) перечень производственных или технологических операций, которые, хотя и ведут к изменению тарифной позиции, не считаются признаком достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении определенных условий; б) перечень производственных или технологических операций, которые, хотя и не ведут к изменению тарифной позиции, считаются признаком достаточной переработки при соблюдении определенных условий, Условия, упомянутые в подпунктах "а" и "б", могут относиться как к операциям, произведенным с товаров, так и к правилу "адвалорной доли". б) перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место; в) правилом "адвалорной доли", когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного предела в цене франко-завод поставляемого товара. 5. В случае, когда в отношении конкретных товаров или конкретной страны (стран) критерии происхождения товара особо не оговариваются, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков. При этом считается не отвечающими критерию достаточной переработки: а) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки; б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); в) простые сборочные операции; г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих; д) комбинация двух или большего числа указанных выше операций; е) убой скота. 6. В случае, когда критерий "достаточной переработки" выражен через адвалорную долю, стоимостные показатели рассчитываются: а) для импортированных материалов - по таможенной стоимости, то есть стоимости, подлежащей таможенному обложению при ввозе (на базе СИФ) или, в случае, если их происхождение неизвестно - по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство; б) для готовых товаров - по цене франко-завод или экспортной цене продавца. 7. Предметы в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией (Сноска 1), должны рассматриваться, по желанию импортера, как единый предмет с точки зрения определения происхождения (Сноска 2). -------------------- Сноска 1. Это правило применяется также в тех случаях, если партия разбита на несколько по ошибке или в силу неправильной адресовки. Сноска 2. Условиями применения этого правила являются: предварительное уведомление таможни ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификации каждой партии в привязке к ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию; поставка всех партий из одной страны, одним экспортером; ввоз всех партий через одну таможню; поставка всех товарных партий в срок, не превышающий 6 месяцев с даты первой отгрузки. 8. Для целей определения происхождения товаров происхождение используемых для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается. 9. Товар считается происходящим из таможенной территории государства-участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (Сноска 1), если он соответствует установленным настоящими Правилами критериям происхождения, экспортируется резидентом одного из государств-участников данного Соглашения и ввозится резидентом государства-участника данного Соглашения с таможенной территории другого государства-участника Соглашения. При этом под резидентом понимается организация, созданная на территории этого государства, либо физическое лицо, постоянно проживающее на территории этого государства. -------------------- Сноска 1. Договаривающимися Сторонами Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. 10. В удостоверение происхождения товара с таможенной территории государства-участника Соглашения о создании зоны свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам государства ввоза декларации-сертификата о происхождении товара (форма СТ-1 прилагается), выданной уполномоченным органом страны происхождения-участницы Соглашения о создании зоны свободной торговли. 11. При экспорте товаров из государств-участников СНГ сертификат о происхождении выдается уполномоченными в соответствии с национальным законодательным органом страны происхождения товаров. Государства-участники СНГ обмениваются образцами печатей органов и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты. Без предоставления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные соглашениями о режиме торговли. 12. Сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан: а) наименование и адрес экспортера; б) наименование и адрес импортера; в) средства транспортировки и маршрут следования (насколько это известно); г) количество мест и вид упаковки, описание товара, содержащее все необходимые для идентификации товара сведения; д) вес брутто и нетто (Сноска 1); -------------------- Сноска 1. Эти показатели могут быть заменены другими, такими как, например, количество единиц или объем, когда вес товара существенно меняется при транспортировке или когда эти единицы стандартно применяются к данному виду товара. 13. Сертификат о происхождении должен однозначно свидетельствовать о том, что данный товар происходит из соответствующей страны, то есть он должен содержать: а) письменную декларацию экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения; б) письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат о том, что представленные экспортером в сертификате сведения соответствуют действительности. 14. Сертификат о происхождении представляется таможенным органам в отпечатанном виде, без исправлений, на русском языке. 15. Сертификат о происхождении представляется вместе с грузовой таможенной декларацией, другими документами, необходимыми при осуществлении таможенного оформления. 16. В случае утраты сертификата о происхождении принимается официально заверенный его дубликат (копия). 17. В удостоверение происхождения небольших партий товаров (стоимостью до 5000 долларов США) экспортер может декларировать страну происхождения товара на счете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документах. 18. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата о происхождении или содержащихся в нем сведений таможенные органы могут обратиться к уполномоченным на то организациям, заверившим сертификат, или к другим компетентным органам страны, указанной в качестве страны происхождения товаров, с мотивированной просьбой сообщать дополнительные или уточняющие сведения. 19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены надлежащее подтверждение о происхождении или запрошенные сведения. 20. Как общее правило, непредставление надлежаще оформленного сертификата о происхождении или сведений о происхождении не является основанием для непропуска груза. Таможней может быть отказано в пропуске лишь при наличии достаточных оснований полагать, что груз происходит из страны, товары которой не подлежат пропуску в страну ввоза в соответствии с международными соглашениями, действующими для этого государства и/или его национальным законодательством. С учетом положений абзаца второго настоящего пункта товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа страны ввоза. 21. К товарам, указанным в абзаце третьем пункта 20, может применяться (восстанавливаться) режим наибольшего благоприятствования или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год после поставки (выпуска) товара. Приложение к приложению 1 указания ГТК России от 30.12.96 N 01-14/1465 ---------------------------------------------------------------------------- | 1. Экспортер (наименование | 4. N________________________________ | | и почтовый адрес) | | | | СЕРТИФИКАТ | |-----------------------------| О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА | | 2. Грузополучатель | Форма СТ-1 | | (наименование и почтовый | Выдан в_____________________________ | | АДРЕС) | (наименование страны) | | | | | | Для предоставления в________________ | | | (наименование страны) | |-----------------------------|--------------------------------------------| | 3. Средства транспорта | 5. Для служебных отметок | | и маршрут следования | | | (насколько известно) | | |--------------------------------------------------------------------------| | 6. N | 7. Количество | 8. Описание | 9. Вес брутто/ | 10. Номер и дата | | п/п | мест и вид | товара | нетто (кг) | счета-фактуры | | | упаковки | | | | |-------|---------------|-------------|----------------|-------------------| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------| | 11. Удостоверение | 12. Декларация заявителя | | | | | Настоящим удостоверяется, | Нижеподписавшийся заявляет, что | | что декларация заявителя | вышеприведенные сведения соответствуют | | соответствует | действительности; что все товары полностью | | действительности | произведены или подвергнуты достаточной | | | переработке в | | | ______________________________________ | | | (наименование страны) | | | | | | и что они отвечают требованиям | | | происхождения, установленным в отношении | | | таких товаров | | | | | Подпись Дата Печать | Подпись Дата Печать | ---------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к указанию ГТК России от 30.12.96 N 01-14/1465 ------------------------------------------------------------------------ | Код товара | Краткое наименование | | по ТН ВЭД | товара | ------------------------------------------------------------------------ 8418 10-8418 40 Холодильники и морозильники (Сноска 1) -------------------- Сноска 1. Кроме холодильников и морозильников торговых марок "Днепр", "Донбасс", "Гиочел", "Чирик", "Памир" 8450 (Сноска 1) Стиральные машины ---------------- Сноска 1. Кроме стиральных машин торговых марок "Везелица", "Юла", "Аурика", "Айша", "Алма-Ата" 8471 Машины для автоматической обработки информации и их блоки 8473 30 000 Части и принадлежности к машинам, указанным в товарной позиции 8471 8509 10 Пылесосы 8516 50 000 Печи микроволновые 8519 Устройства электропроигрывающие, проигрыватели грампластинок 8520 Магнитофоны и другая звукозаписывающая аппаратура 8521 Видеозаписывающая или видеовоспроизводящая аппаратура 8522 Части и принадлежности к оборудованию, классифицируемому в товарных позициях с 8519 по 8521 8525 30 910 Камеры телевизионные с видеозаписывающей или видеовоспроизводящей аппаратурой в том же корпусе 8528 (Сноска 1) Приемники телевизионные ------------------ Сноска 1. Кроме телевизионных приемников торговых марок "Витязь", "Электрон", "Электроника", "Березка", "Фотон", "Крым", "Терфон", "Меганом", "Альфа", "Тебас", "Славутич" 8529 Части, предназначенные исключительно или в основном для аппаратуры, классифицируемой в товарных позициях с 8525 по 8528 9009 Фотокопировальные машины 8703 (Сноска 1) Легковые автомобили ---------------- Сноска 1. Кроме легковых автомобилей марок "Запорожец", "Таврия" |