ИНФОРМАЦИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАЛАТ И НОТАРИУСОВ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА 11 декабря 1996 г. N 905 (НОТ 97-1) Федеральная нотариальная палата направляет в качестве информации обобщение по вопросам, наиболее часто встречающимся в письмах региональных палат и нотариусов, а также разъяснения некоторых федеральных органов по проблемам, связанным с нотариальной деятельностью. 1. О наследовании имущества, находящегося на территории государств членов СНГ В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (часть V), подписанной в Минске 22 января 1993 года государствами-членами Содружества Независимых Государств, предусмотрено, что граждане каждой из Договаривающихся сторон могут наследовать на территориях других Договаривающихся Сторон имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, как и граждане данной Договаривающейся Стороны. При этом право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество, а право наследования иного имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства. Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти, а по делам о наследовании недвижимого имущества - учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество. 2. О наследовании имущества (фермерского) хозяйства (в случае смерти главы крестьянского хозяйства при наличии одного члена крестьянского хозяйства и наследников по закону) В случае смерти главы или другого члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном в пункте 3 статьи 15, статьей 27 Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также гражданским законодательством, исходя из общего правила, что средства производства разделу не подлежат, а часть имущества умершего (вклад, доля, пай) может быть компенсирована денежными средствами. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (см. статью 257 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доля члена крестьянского хозяйства определяется в соответствии со статьями 252, 254, 258 Гражданского кодекса Российской Федерации. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (см. статью 129 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статью 13 Федерального Закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства, а при отсутствии таковых - одному из наследников имущества умершего изъявившему желание вести крестьянское хозяйство при соблюдении требований, предъявляемых к лицам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство. При отсутствии таких наследников вопрос о передаче земельного участка решается в соответствии со статьями 61 и 62 Земельного кодекса РСФСР. Оценка земельного участка осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (см. статью 25 Закона Российской Федерации "О плате за землю", постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1204). При определении тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство следует руководствоваться пунктами 41, 42 Инструкции по применению Закона Российской Федерации "О Государственной пошлине", утвержденной Государственной налоговой службой Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 42. 3. О применении законодательства об образовании в решении вопроса о назначении на должность нотариуса Одним из условий назначения на должность нотариуса, согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, является наличие у гражданина Российской Федерации высшего юридического образования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 940 был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, которым предусмотрена многоуровневая структура высшего образования. Указанная структура высшего образования позже была закреплена в Федеральным законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом 22 августа 1996 года (статья 6), согласно которому в Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования. Первая ступень - со сроком обучения не менее четырех лет подтверждается присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "бакалавр"; вторая ступень высшего профессионального образования - со сроком обучения не менее чем пять лет с присвоением лицу квалификации "дипломированный специалист"; третья ступень - со сроком обучения не менее чем шесть лет с присвоением квалификации "магистр". Незаконченное высшее образование (не менее, чем за два года обучения - см. статью 6 указанного закона), с выдачей диплома установленного образца, предусмотрено для лиц не закончивших обучение, но успешно прошедших итоговую аттестацию. Лицам, завершившим обучение в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации, согласно форме, утвержденной постановлением Государственного комитета по высшему образованию России от 30.11.94 г. N 9 "Об утверждении образцов государственные документов о высшем профессиональном образовании". При решении указанного вопроса на практике рекомендуем руководствоваться инструктивным письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 4.03.96 г. N 12-96-04-96 "О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства об образовании". 4. О деятельности частнопрактикующего нотариуса В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае создания нотариусом, занимающимся частной практикой, нотариальной конторы, она регистрируется в реестре, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе нанимать и увольнять работников (статья 8 Основ о нотариате). Согласно статье 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и никакой иной деятельностью, кроме научной и преподавательской. Объединение нескольких нотариусов, занимающихся частной практикой, для ведения совместной нотариальной деятельности действующим законодательством не предусмотрено. В случае совместного использования для осуществления нотариальной деятельности несколькими нотариусами одного помещения или иного имущества, порядок и условия такого пользования оформляются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Личная печать нотариуса, даже если он имеет контору, должна отвечать требованиям и содержать атрибуты, закрепленные в статье 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. 5. Об оформлении трудовых отношений между нотариусом, занимающимся частной практикой, и его стажером или помощником В соответствии со статьей 19 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, права и обязанности стажера и помощника нотариуса определяются трудовым договором, более того, их должности включены в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367. Право нотариуса, занимающегося частной практикой, нанимать и увольнять работников, закреплено в статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В связи с изложенным, отношения между нотариусом и его стажером или помощником должны строиться на основании заключенного между ними трудового соглашения и действующего трудового законодательства, чем и необходимо руководствоваться при решении вопросов по найму и увольнению этих категорий служащих, а также при предоставлении им льгот и пособий. Кроме того, отношения нотариуса и стажера регулируются Положением о порядке стажировки в государственных нотариальных конторах или у нотариусов, занимающихся частной практикой, утвержденным инструктивным письмом Министерства юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой 7 июня 1994 года. 6. О возможности выдачи нотариусом распоряжения об оплате за счет наследственного имущества расходов на погребение В соответствии со статьей 69 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус по месту открытия наследства до принятия наследства наследниками, а если оно не принято, то до выдачи государству свидетельства о праве на наследство вправе дать распоряжение об оплате за счет наследственного имущества не только расходов на похороны наследодателя, но и на обустройство места захоронения. Федеральным Законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (статьи 9, 10) супругу, близким родственникам, иным родственникам или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению, либо выплачивается в установленном размере социальное пособие. По мнению Федеральной нотариальной палаты, в подтверждение упомянутых расходов нотариус истребует расходные документы по организации похорон и обустройства места захоронения. Представляется, что в этом случае расходы на погребение и обустройство места захоронения могут быть выплачены за счет наследственного имущества на основании документов, подтверждающих эти расходы, за вычетом полученной суммы социального пособия на погребение. Порядок выплаты указанного пособия регулируется "Временным порядком возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению региональными отделами Пенсионного фонда Российской Федерации и выплате социального пособия на погребение", утвержденным постановлением Правления пенсионного фонда Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 48 - в отношении неработающих на день смерти пенсионеров; в отношении умерших работающих граждан (в том числе пенсионеров) порядок выплаты пособия регулируется "Временным порядком обеспечения социальным пособием на погребение, возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели", утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 февраля 1996 г, N 16. 7. Об изготовлении удостоверения личности для нотариусов, занимающихся частной практикой Изготовление и выдача удостоверений для нотариусов, занимающихся частной практикой, а равно форма (образец) таких удостоверений действующим законодательством не предусмотрены. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1187, систему Министерства юстиции образуют его органы, учреждения и организации. Нотариальные палаты, членами которых являются частнопрактикующие нотариусы, относятся к некоммерческим организациям, организуют свою работу на принципах самоуправления и не входят в состав системы Министерства юстиции. В связи с чем представляется невозможным в настоящее время без законодательного урегулирования решить вопрос об изготовлении бланков удостоверений нотариусов, занимающихся частной практикой, среди прочих атрибутов которых было бы и указание на Министерство юстиции Российской Федерации или на его органы. Вместе с тем, учитывая, что учреждение и ликвидация должности нотариуса производятся органом юстиции совместно с нотариальной палатой, исходя из тенденции усиления государственного контроля в лице органов юстиции за деятельностью нотариусов, в проекте федерального закона "Об изменении Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", в подготовке которого принимают участие Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата, предусматривается изготовление органом юстиции субъекта Российской Федерации удостоверения нотариуса по единым образцам, установленным Министерством юстиции Российской Федерации. 8. Об ответственности частнопрактикующего нотариуса, а также лиц, выполняющих у него работу по гражданско-правовым договорам, за разглашение сведений, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий В соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, либо гражданин, возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Согласно статье 1081 указанного Кодекса лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. 9. О подтверждении нотариусами расходов, связанных с приобретением канцелярских товаров и порядке мелкорозничной торговли В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи. Реализация данным образом канцелярских товаров может производиться в порядке мелкорозничной торговли предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организациями и учреждениями, имеющими право осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (см. постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745). При этом оплата товара покупателем может быть подтверждена либо товарным чеком, либо приходным кассовым ордером, который является бланком строгой отчетности в соответствии с инструктивным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 1994 года N 16-30 "Об утверждении бланков строгой отчетности". Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (пункт 7), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 170, определены обязательные реквизиты названных выше документов и предусмотрено, что эти документы являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета. Исправления в приходных ордерах, не допускаются (см. пункт 4.4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР от 23 июля 1983 года N 105). Согласно инструктивному письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 21.10.93 г. N 03-3-10 "О порядке включения в состав расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, различных затрат" при решении вопроса о включении канцтоваров в состав расходов частнопрактикующего нотариуса следует исходить из отнесения данных товаров к малоценным предметам, стоимость которых включается в состав расходов того года, когда они были приобретены. Основанием для включения в состав расходов таких затрат является их документальное подтверждение нотариусом. В Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (пункты 45, 47) дано определение малоценных товаров, которые отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения или изготовления. 10. Гражданско-процессуальный порядок рассмотрения ходатайства о лишении полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой В соответствии со статьей 4 Гражданского процессуального кодекса РСФСР по делам искового производства подаются исковые заявления, по делам особого производства - жалобы и заявления. Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса РСФСР к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, дело об освобождении от полномочий нотариуса не отнесено. Таким образом, ходатайство об освобождении от должности частнопрактикующего нотариуса должно быть подано в форме искового заявления. При подаче искового заявления о лишении права нотариальной деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, нотариальная палата в соответствии с Федеральным Законом от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (пункт 5 статьи 4), уплачивает государственную пошлину в десятикратном размере минимального размера оплаты труда. При вынесении решения в пользу нотариальной палаты, понесенные ею судебные расходы подлежат взысканию с лица, лишенного права заниматься нотариальной деятельностью (статья 90 ГПК РСФСР). Федеральная нотариальная палата 11 декабря 1996 г. N 905 |