О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ СУММ ШТРАФОВ И ВЗЫСКИВАЕМОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ ОЦЕНКИ ИЗЪЯТЫХ ТОВАРОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 30 декабря 1996 г. N 01-15/23306 (Д) Анализ правоприменительной практики таможенных органов, рассмотрение постановлений таможенных органов в связи с жалобами привлеченных к ответственности лиц, протестами прокуроров, а также в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при производстве по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрении свидетельствует о нарушении в ряде случаев требований Таможенного кодекса Российской Федерации в части исчисления при наложении взысканий сумм штрафов и взыскиваемой стоимости товаров и транспортных средств, а также оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов. В связи с изложенным разъясняю, что в каждом случае должна производиться обязательная оценка товаров, транспортных средств и иных предметов. При этом необходимо исходить из следующего: а) Частью 2 ст. 243 и ст. 245 ТК РФ предусматривается, что при наложении взысканий в виде: - штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных средств, - взыскания стоимости товаров и транспортных средств - под стоимостью этих предметов понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения. Данное требование закона нарушается при наложении вышеназванных взысканий в случаях, когда имеет место оценка товаров таможенными органами на основании указанной в таможенной декларации фактурной стоимости. Наиболее часто это требование закона не соблюдается при применении мер взыскания по ст. 271 ТК РФ, когда с момента таможенного оформления товаров с указанием в ГТД их фактурной стоимости и совершением (обнаружением) правонарушения прошел определенный период времени и стоимость товаров могла измениться под влиянием таких предусмотренных ст. 68 ТК РФ факторов, как естественный износ, убыль при нормальных условиях транспортировки и хранения. Определение стоимости товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения таможенных правил в таких случаях должно производиться, как правило, на основании заключения экспертов. Проведение экспертизы допускается и при отсутствии реальной возможности предъявления товаров эксперту для их оценки. Определение экспертом стоимости товаров в случае их отсутствия производится по документам на основании анализа условий контракта, нормативов по амортизации и естественной убыли и т.п. Применение при исчислении вышеназванного штрафа и взыскания стоимости данных о фактурной стоимости товара допустимо лишь в ситуациях, связанных, например, с выдачей товаров перевозчиком без разрешения таможенного органа (ч. 1 ст. 254 ТК РФ), когда с момента совершения правонарушения и до его обнаружения прошел период времени, не дающий основания предполагать о существенном изменении за данный временной промежуток стоимостных характеристик товара. В противном случае стоимостные характеристики товара на день обнаружения с учетом объективных факторов (к примеру, процесса инфляции) могут существенно отличаться от данных о фактурной стоимости товара. б) Проведение оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов регламентируется ст. 339 ТК РФ. При этом представляется, что, исходя из контекста статьи, под свободными (рыночными) ценами следует понимать таковыми цены внутреннего российского рынка. Дополнительно к изложенному выше обращаем внимание на следующие аспекты, связанные с применением мер взыскания за нарушения таможенных правил. а) Обстоятельством, предполагающим безусловную отмену постановления по делу о нарушении таможенных правил, является неправильное определение непосредственного объекта нарушения таможенных правил, влекущее за собой применение не предусмотренной статьей санкции. Так, привлекая к ответственности по ст. 273 ТК РФ российских экспортеров товаров за несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров, некоторыми таможенными органами применяется взыскание в виде штрафа, исчисляемого от суммы непоступившей валютной выручки. Между тем, как это разъяснялось в письме ГТК России от 24.11.95 N 01-13/16645 "О применении ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил", "непосредственным объектом нарушения таможенных правил являются товары и транспортные средства, помещенные под таможенный режим экспорта с условием исполнения экспортером требования этого режима об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от их экспорта в установленные сроки". б) При вынесении постановлений по делам о нарушении таможенных правил начисление сумм штрафов и взыскиваемой стоимости товаров и транспортных средств следует указывать в валюте Российской Федерации. Прямое указание на данный счет в Таможенном кодексе не содержится. Однако это следует из раздела 1 "Порядка бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 801). Настоящее письмо направляется для руководства и исполнения. Заместитель Председателя ГТК России В.А.Максимцев |