О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ СУММ ШТРАФОВ И ВЗЫСКИВАЕМОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ ОЦЕНКИ ИЗЪЯТЫХ ТОВАРОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 30.12.96 01-15/23306

             О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ СУММ ШТРАФОВ
       И ВЗЫСКИВАЕМОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
         А ТАКЖЕ ОЦЕНКИ ИЗЪЯТЫХ ТОВАРОВ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
                           И ИНЫХ ПРЕДМЕТОВ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          30 декабря 1996 г.
                            N 01-15/23306

                                 (Д)


     Анализ правоприменительной     практики    таможенных    органов,
рассмотрение постановлений  таможенных  органов  в  связи  с  жалобами
привлеченных к ответственности лиц,  протестами прокуроров,  а также в
порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов
законности  при производстве по делам о нарушениях таможенных правил и
их рассмотрении свидетельствует о нарушении в ряде случаев  требований
Таможенного  кодекса  Российской  Федерации  в  части  исчисления  при
наложении взысканий сумм штрафов и взыскиваемой  стоимости  товаров  и
транспортных  средств,  а  также оценки изъятых товаров,  транспортных
средств и иных предметов.
     В связи с  изложенным  разъясняю,  что  в  каждом  случае  должна
производиться обязательная оценка товаров, транспортных средств и иных
предметов.
     При этом необходимо исходить из следующего:
     а) Частью 2 ст.  243 и ст.  245 ТК РФ предусматривается,  что при
наложении взысканий в виде:
     - штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных
средств,
     - взыскания  стоимости  товаров  и  транспортных  средств  -  под
стоимостью  этих  предметов понимается их свободная (рыночная) цена на
день обнаружения правонарушения.
     Данное требование  закона  нарушается при наложении вышеназванных
взысканий в случаях,  когда имеет  место  оценка  товаров  таможенными
органами  на  основании  указанной  в  таможенной декларации фактурной
стоимости.
     Наиболее часто   это   требование   закона   не  соблюдается  при
применении мер взыскания по ст. 271 ТК РФ, когда с момента таможенного
оформления  товаров  с  указанием  в  ГТД  их  фактурной  стоимости  и
совершением (обнаружением) правонарушения прошел  определенный  период
времени  и  стоимость  товаров  могла  измениться  под  влиянием таких
предусмотренных ст.  68 ТК РФ факторов,  как естественный износ, убыль
при нормальных условиях транспортировки и хранения.
     Определение стоимости товаров  и  транспортных  средств  на  день
обнаружения   нарушения  таможенных  правил  в  таких  случаях  должно
производиться, как правило, на основании заключения экспертов.
     Проведение экспертизы   допускается  и  при  отсутствии  реальной
возможности предъявления товаров эксперту для их  оценки.  Определение
экспертом  стоимости  товаров  в  случае их отсутствия производится по
документам на  основании  анализа  условий  контракта,  нормативов  по
амортизации и естественной убыли и т.п.
     Применение при  исчислении  вышеназванного  штрафа  и   взыскания
стоимости  данных  о  фактурной  стоимости  товара  допустимо  лишь  в
ситуациях,  связанных,  например,  с выдачей товаров перевозчиком  без
разрешения таможенного органа (ч.  1 ст.  254 ТК РФ),  когда с момента
совершения правонарушения и до его обнаружения прошел период  времени,
не  дающий  основания  предполагать о существенном изменении за данный
временной промежуток стоимостных характеристик товара.
     В противном  случае  стоимостные  характеристики  товара  на день
обнаружения  с  учетом  объективных  факторов  (к  примеру,   процесса
инфляции) могут существенно отличаться от данных о фактурной стоимости
товара.
     б) Проведение оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных
предметов регламентируется ст. 339 ТК РФ.
     При этом  представляется,  что,  исходя из контекста статьи,  под
свободными  (рыночными)  ценами   следует   понимать   таковыми   цены
внутреннего российского рынка.
     Дополнительно к изложенному выше обращаем внимание  на  следующие
аспекты, связанные с применением мер взыскания за нарушения таможенных
правил.
     а) Обстоятельством,     предполагающим     безусловную     отмену
постановления  по  делу  о  нарушении  таможенных   правил,   является
неправильное    определение    непосредственного   объекта   нарушения
таможенных правил,  влекущее за собой  применение  не  предусмотренной
статьей санкции.
     Так, привлекая к ответственности по  ст.  273  ТК  РФ  российских
экспортеров  товаров  за  несоблюдение  требования  таможенного режима
экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в
уполномоченных  банках  всей  валютной  выручки  от  экспорта товаров,
некоторыми таможенными органами применяется взыскание в  виде  штрафа,
исчисляемого от суммы непоступившей валютной выручки.
     Между  тем, как  это разъяснялось в письме ГТК России от 24.11.95
N 01-13/16645  "О  применении  ст.  273 Таможенного кодекса Российской
Федерации  за   нарушения   валютного   законодательства,   являющиеся
одновременно   нарушениями   таможенных   правил",   "непосредственным
объектом нарушения таможенных правил являются  товары  и  транспортные
средства,   помещенные   под  таможенный  режим  экспорта  с  условием
исполнения  экспортером  требования  этого  режима   об   обязательном
зачислении  в  установленном  порядке на счета в уполномоченных банках
всей валютной выручки от их экспорта в установленные сроки".
     б) При  вынесении  постановлений  по делам о нарушении таможенных
правил начисление сумм штрафов  и  взыскиваемой  стоимости  товаров  и
транспортных средств следует указывать в валюте Российской Федерации.
     Прямое указание  на  данный  счет   в   Таможенном   кодексе   не
содержится.
     Однако это следует из раздела  1  "Порядка  бесспорного  списания
пеней и штрафов,  взимаемых таможенными органами Российской Федерации"
(утверждено Постановлением Правительства Российской  Федерации  от  12
июля 1996 г. N 801).
     Настоящее письмо направляется для руководства и исполнения.

Заместитель Председателя
ГТК России                                   В.А.Максимцев