О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ (ЧАСТЬ 2). Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 26.11.96 391

                 О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ
             ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ
                    И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
                              (ЧАСТЬ 2)

                                ПРИКАЗ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          26 ноября 1996 г.
                                N 391

                                 (Д)
     
     
                                                          Приложение 3
                                                к Приказу Минздрава РФ
                                            от 26 ноября 1996 г. N 391

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

              РАБОТА ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА И МЕДИЦИНСКОГО
           ПСИХОЛОГА В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БРИГАДЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
              В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ
                    И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

     Вопрос о взаимодействии врачей,  медицинских психологов и  других
специалистов  является  в настоящее время одним из наиболее важных при
организации работы   учреждений,   оказывающих    психиатрическую    и
психотерапевтическую   помощь.   С   одной   стороны,  это  связано  с
осложнением  современных  медицинских  технологий  в  области   охраны
психического  здоровья,  а  с другой - с дифференциацией медицинских и
иных  специальностей.  В  медицинских  учреждениях  увеличилось  число
специалистов  немедицинского  профиля,  работающих  непосредственно  с
пациентами. Помимо врачей различных специальностей в лечебном процессе
участвуют  медицинские  психологи,  специалисты  по социальной работе,
социальные работники, дефектологи, логопеды и др.
     Существенные изменения  в  отечественной психиатрии в направлении
более активного использования современных  биопсихосоциальных  моделей
психических   расстройств   приводят,   соответственно,  к  расширению
психотерапевтической  и  социальной  помощи  больным.  Акцентирование,
наряду   с   биологическими,  психологических  и  социальных  аспектов
нервно-психических расстройств     обусловило     возрастание     роли
врача-психотерапевта   и   медицинского   психолога   в  психиатрии  и
необходимость введения специальности социального работника.
     При условии   работы   в   терапевтической  бригаде,  руководимой
психиатром,  а  также  при  условии   последипломной   подготовки   по
психотерапии  в соответствии с основными требованиями к дополнительной
подготовке по медицинской психологии  последний  может  участвовать  в
процессе  психотерапии  психически больных.  Содержание последипломной
подготовки  медицинских  психологов  по  психотерапии,   в   основном,
совпадает с таковым у психиатров.
     В целом,  подготовка медицинского психолога в области психиатрии,
опыт  работы  с  больными  дают  ему  необходимые знания,  позволяющие
оценивать состояние больного и,  в  случае  необходимости,  оперативно
адресовать  больного  к  психиатру,  возглавляющему  бригадное ведение
больного.
     Существует убедительный  опыт  отечественных и зарубежных клиник,
свидетельствующий    о    значительном     повышении     эффективности
лечебно-реабилитационных    мероприятий   при   установлении   истинно
партнерских взаимоотношений между врачом и психологом.
     Более активная       роль      медицинского      психолога      в
лечебно-реабилитационном    процессе     соответствует     современным
представлениям  о биопсихической сущности болезни и лечения.  Усиление
роли медицинской психологии в психиатрической  и  психотерапевтической
практике диктует холистический (целостный) подход в медицине,  который
предполагает сотрудничество разных специалистов в  единой  бригаде  на
этапах    лечебно-диагностических    мероприятий    и    реабилитации,
направленных  на  восстановление  личностного  и  социального  статуса
больного.
     При бригадной форме врач,  медицинский  психолог,  специалист  по
социальной работе и др.  рассматривают клинико-терапевтические явления
под различным углом зрения с  позиции  своих  специальностей,  взаимно
дополняя друг друга.
     В связи  с  задачами  терапии  и  реабилитации  повышается   роль
современной  многосетевой (многомерной) диагностики,  поскольку только
клинический  подход  не  учитывает  все  возможные  биопсихосоциальные
факторы болезни. Комплексная оценка состояния больного при многоосевой
диагностике    включает    в    себя    анализ    следующих    данных:
клинико-функциональных  (нозологический и синдромологический диагноз с
использованием  существующих  классификаций   и   критериев,   ведущий
синдром,   актуальное   психологическое  состояние  во  взаимосвязи  с
приводимой терапией,  отражающие степень  ремиссии  или  компенсации),
профессионально-трудовых (степень      трудоспособности,      трудовая
занятость,  уровень инвалидизации и др.),  социально-бытовых  (степень
адаптации  и  актуальная  ситуация  в  семейной  и  несемейной  сферах
общения), психологических ( наличие и степень выраженности акцентуаций
характера    и   патохарактерологических   особенностей,   особенности
внутренней картины болезни,  наличие и характер мотивации к участию  в
лечебно-реабилитационных    мероприятиях   и   др.).   Это   позволяет
сформулировать конкретный для  каждого  больного  индивидуальный  план
лечения,    включая    весь    необходимый    комплекс    медико-    и
социореабилитационных мероприятий (индивидуальная, семейная, групповая
психотерапия,  социотерапия,  терапия средой и др.),  в конечном счете
имеющий своей целью возвращение больного в общество.
     Указанный комплекс   мероприятий   может  быть  обеспечен  только
содружественной  работой   психиатра,   психотерапевта,   медицинского
психолога,    специалиста    по    социальной    работе    и   юриста.
Синдромально-нозологический диагноз и  индивидуальная  терапевтическая
программа определяется  врачом  психиатром  и  врачом-психотерапевтом.
Психосоциальный     аспект      лечебно-реабилитацинной      программы
разрабатывается  совместно с медицинским психологом и специалистами по
социальной работе с учетом клинических данных, предоставляемых лечащим
врачом, несущим ответственность за лечение больного в целом.
     В связи   с   усилением  внимания  психиатрических  учреждений  к
пограничным контингентам больных,  число которых возрастает,  меняется
стиль работы с ними основных структурных подразделений психиатрической
службы.  Закон  Российской  Федерации  "О  психиатрической  помощи   и
гарантиях  прав  граждан при ее оказании" возлагает на психиатрические
учреждения (подразделения) ответственность за социальную  реабилитацию
и  ресоциализацию различных контингентов больных.  Меняется содержание
психиатрической и психотерапевтической помощи,  все большее внимание в
которых   уделяется   социопсихотерапевтическим   формам  воздействия,
направленным на гуманизацию этих видов  помощи.  В  этом  особая  роль
принадлежит  специалистам  по  социальной работе,  которые приходят на
смену средним медработникам, участвующим в оказании социальной помощи.
Возрастает  значимость  социальной  помощи,  необходимость  разработки
стратегии, тактики и новых технологий ее оказания.
     Ниже представлен  примерный  перечень  основных  характеристик  и
функциональных   обязанностей   специалистов,   взаимодействующих  при
оказании  помощи  больным  в  психиатрических  и  психотерапевтических
учреждениях  (см.  также  приложения 1 - 12 к Приказу Минздравмедпрома
России от 30.10.95 N 294).

                            Врач-психиатр

     Образование высшее медицинское.
     Контингенты обслуживания:     лица,    страдающие    психическими
расстройствами  и  нуждающиеся  в  стационарной  или  полустационарной
помощи, консультативно-лечебной помощи или диспансерном наблюдении.
     К основным особенностям  относится  организация  терапевтического
процесса   и   взаимодействия  специалистов,  участвующих  в  оказании
психиатрической помощи.

                          Врач-психотерапевт

     Образование высшее медицинское. Специализация по психиатрии. Стаж
практической работы в качестве врача-психиатра не менее 3 лет.
     Контингенты обслуживания: больные неврозами, другими пограничными
психическими    и   психосоматическими   расстройствами.   Больные   с
психическими заболеваниями в стадии ремиссии, вне обострения. Больные,
нуждающиеся  в  консультативной лечебной помощи.  Основные обязанности
при  самостоятельной   работе   в   качестве   ведущего   специалиста,
работающего  во взаимодействии с медицинским психологом,  специалистом
по социальной работе и др.
     Определяет план  ведения  и  обследования пациента.  Осуществляет
консультативную работу по  оценке  неотложных  состояний  при  разборе
сложных  случаев  для  диагностики  и  терапии.  Внедряет  в  практику
современные психотерапевтические методы лечения,  психопрофилактики  и
психогигиены.

                         Медицинский психолог

     Образование высшее  психологическое.  Подготовка  по  медицинской
психологии.
     Контингенты обслуживания:  все контингенты больных,  требующие по
направлению врача психодиагностических исследований и  психологической
коррекции.   Основные   обязанности:  по  направлению  врача  проводит
психодиагностические   исследования   и    длящиеся    диагностические
наблюдения  за  пациентами,  уделяя  особое внимание лицам с факторами
риска   психических    расстройств,    в    основе    которых    лежат
патопсихологические и патогенные поведенческие стереотипы. Совместно с
врачом разрабатывает  развивающие  и  психокоррекционные  программы  с
учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов, выполняет работу
по  профориентации  пациентов  с  учетом  их   ценностных   установок,
способностей,   ситуационных  возможностей  и  актуальных  планов.  По
направлению  врача  осуществляет  мероприятия  по   психопрофилактике,
психокоррекции,  психологическому консультированию при оказании помощи
пациентам,  их  родственникам  и  медицинскому  персоналу  в   решении
личностных,   профессиональных   и  бытовых  психологических  проблем.
Проводит  работу  по  обучению  медицинского   персонала   в   области
медицинской,  социальной психологии и деонтологии.  Совместно с врачом
оценивает  эффективность  проводимых   психологических,   лечебных   и
профилактических  мероприятий.  Оформляет  документацию установленного
образца.  Внедряет в практику  современные  методы  психопрофилактики,
психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования.

                   Специалист по социальной работе

     Образование высшее по специальности.
     Контингенты обслуживания:  все  контингенты  больных,   требующие
социальной помощи.
     Основные обязанности:    по    направлению    врача    организует
индивидуальную  и  групповую  работу  с  пациентами,  направленную  на
улучшение их социальной адаптации,  тренинг  коммуникативных  навыков,
проведение   мероприятий   по   социально-правовой  защите  пациентов,
взаимодействие учреждения  с  организациями,  оказывающими  социальную
помощь.
     Совместно с врачом разрабатывает индивидуальные планы  социальной
реабилитации пациентов.  Совместно с врачом,  медицинским психологом и
социальным работником создает терапевтическую  среду,  терапевтические
сообщества пациентов,   группы   по  интересам,  осуществляет  клубную
работу.  По направлению врача занимается повышением уровня  социальной
адаптации  пациентов,  формированием  у  них  ответственности  за свое
социальное поведение,  разрабатывает и организует  мероприятия  по  их
социальной  защите  и  поддержке,  их трудовому и бытовому устройству.
Определяет формы работы социальных работников по улучшению социального
функционирования  пациентов  в  семье,  школе,  неформальных  группах,
производственных   коллективах   и   др.   Организует   взаимодействие
учреждения  со  средствами  массовой  информации  и населением с целью
формирования адекватного отношения к  лицам,  страдающим  психическими
расстройствами.  Организует  учебу  и  осуществляет  консультативную и
организационно-методическую помощь социальным  работникам  учреждения.
Оформляет  документацию  установленного  образца.  Внедряет в практику
современные методы социальной работы.

            Основные принципы взаимодействия специалистов
              в учреждениях, оказывающих психиатрическую
                    и психотерапевтическую помощь

     1) Взаимодействие специалистов  при  оказании  психиатрической  и
психотерапевтической  помощи  осуществляется,  как  правило,  в рамках
лечебно-реабилитационной  бригады,  в  которую,  кроме   перечисленных
основных   специалистов,  могут  входить  юрист,  средний  медицинский
персонал,  социальный  работник,   работник   лечебно-производственных
(трудовых)     мастерских,    лечебно-производственных    предприятий,
специальных цехов и участков и др.
     2) Общее   руководство   всеми   диагностическими,   лечебными  и
реабилитационными мероприятиями осуществляется руководителем бригады -
лечащим врачом.
     3) Комплекс  мероприятий,  проводимый  бригадой  по  отношению  к
пациенту,   осуществляется  на  основании  индивидуальной  лечебной  и
реабилитационной программы,  которая разрабатывается с  участием  всех
основных  специалистов  (врач,  медицинский  психолог,  специалист  по
социальной работе),  входящих в  бригаду,  приобщается  к  медицинской
документации пациента вместе с отчетами о проведенных мероприятиях.
     4) Индивидуальная   лечебная   и    реабилитационная    программа
определяется с использованием многоосевой (многомерной) диагностики.
     5) При  реализации  индивидуальной  лечебной  и  реабилитационной
программы специалисты действуют в пределах своей компетенции с  учетом
стандартов  оказания  психиатрической  и психотерапевтической помощи и
медицинских технологий.
     6) При  реализации  индивидуальной  лечебной  и  реабилитационной
программы  каждый  специалист  непосредственно  отвечает  за  качество
проводимых им лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в
пределах своей компетенции.
     7) В зависимости от конкретного  диагноза  и  состояния  больного
меняется  основная  нагрузка и степень участия указанных специалистов.
На стадии доминирования психопатологической симптоматики ведущая  роль
принадлежит врачу-психиатру, на стадии становления ремиссии возрастает
роль врача-психотерапевта и медицинского  психолога,  при  последующем
решении   социореабилитационных  задач  -  специалиста  по  социальной
работе.  Медицинский психолог участвует на всех  стадиях  лечебного  и
реабилитационного    процесса    в    зависимости    от    возникающих
психодиагностических и психокоррекционных задач.
     8) Для работы с детьми и подростками комплектуются бригады из тех
же  специалистов,   прошедших   подготовку   для   работы   с   данным
контингентом.
     9) Взаимодействие    различных    специалистов    при    оказании
психиатрической и психотерапевтической помощи  населению  предполагает
организацию  и  проведение  совместных мероприятий,  частота и способы
реализации которых определяются особенностями деятельности конкретного
лечебно-профилактического учреждения,  конкретным содержанием лечебной
и реабилитационной программы.  Обязательными элементами взаимодействия
является  ведение единой медицинской документации пациента,  в которую
включаются отчеты о проведении всех мероприятий, результаты совместных
периодических   обсуждений   программы.  Разработанная  и  принятая  в
установленном  порядке,  последняя  имеет  специальные   разделы   для
протоколирования   всего   объема   данных.  Медицинская  документация
хранится в соответствии с принятыми нормативами. К ней имеют свободный
доступ все основные участники процесса лечения и реабилитации.
     10) Рабочие   встречи   всех  участников  бригады  проводятся  по
графику, определенному руководителем бригады. Содержанием таких встреч
являются  обсуждения  актуального  состояния пациента и его динамики в
процессе   реализации   лечебной   или   реабилитационной   программы,
особенностей  участия  пациента в мероприятиях,  проводимых различными
специалистами, а также планов дальнейшего ведения пациента.
     Отчеты специалистов  перед руководителем бригады имеют цель более
глубокого  анализа  различных  аспектов  состояния  пациента,  влияния
конкретных мероприятий на эффективность его лечения и реабилитации.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению                               А.А.КАРПЕЕВ

     
                                                          Приложение 4
                                                к Приказу Минздрава РФ
                                            от 26 ноября 1996 г. N 391

                              ПОЛОЖЕНИЕ
       О ФЕДЕРАЛЬНОМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ЦЕНТРЕ ПО ПСИХОТЕРАПИИ
                       И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

                          1. Общие положения

     1.1. Функции   Федерального   научно-методического   центра    по
психотерапии  и  медицинской  психологии  (далее  именуется  -  Центр)
осуществляет       отделение       неврозов       и       психотерапии
научно-исследовательского  психоневрологического  института  им.  В.М.
Бехтерева   (Санкт-Петербург)   в   сотрудничестве   с    лабораторией
клинической психологии того же института.
     1.2. Руководство Центром возлагается  на  руководителя  отделения
неврозов        и        психотерапии        научно-исследовательского
психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
     1.3. В  своей  работе Центр непосредственно подчиняется директору
научно-исследовательского  психоневрологического  института  им.  В.М.
Бехтерева.
     1.4. Клинические   базы   Центра    определяются    в    пределах
научно-исследовательского  психоневрологического  института  им.  В.М.
Бехтерева   приказом   его   директора,   а   в    структуре    других
лечебно-профилактических    учреждений    -    по    согласованию    с
соответствующими органами здравоохранения.
     1.5. Планы   научно-исследовательских   работ   Центра   являются
разделом  плана  НИР  научно-исследовательского  психоневрологического
института    им.    В.М.    Бехтерева,   утвержденного   Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
     1.6. Центр    проводит    свою   работу   во   взаимодействии   с
подразделениями   научно-исследовательских    учреждений,    кафедрами
медицинских    вузов    и    институтов   усовершенствования   врачей,
разрабатывающими проблемы психотерапии  и  медицинской  психологии,  с
органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
     1.7. Центр   осуществляет  свою  деятельность  на  функциональной
основе. Плановая научно-исследовательская, организационно-методическая
и    консультативная    работа   Центра   финансируется   из   бюджета
научно-исследовательского  психоневрологического  института  им.  В.М.
Бехтерева,   выделяемого   Министерством   здравоохранения  Российской
Федерации в уставном порядке.

                         2. Функции и задачи

     2.1. Разработка        рекомендаций        по        планированию
научно-исследовательских работ по вопросам психотерапии и  медицинской
психологии    в    научно-исследовательских   учреждениях   Российской
Федерации.
     2.2. Разработка     предложений     по    дальнейшему    развитию
законодательства в  области  психиатрии,  психотерапии  и  медицинской
психологии    и    организационно-методическая   помощь   практическим
учреждениям здравоохранения в реализации законодательства.
     2.3. Организационно-методическая  помощь  органам здравоохранения
субъектов  Российской  Федерации  в  создании   региональных   центров
(филиалов)   по   проблемам  психотерапии  и  медицинской  психологии,
координация их научной и практической деятельности.
     2.4. Разработка   предложений   по  дифференцированным  принципам
экономического  регулирования  деятельности  учреждений,   оказывающих
специализированную   психотерапевтическую   и   медико-психологическую
помощь, в условиях развития страховой медицины.
     2.5. Подготовка     информационных,     инструктивно-методических
материалов по проблемам психотерапии и медицинской психологии.
     2.6. При  наличии соответствующей лицензии организация обучения и
повышения квалификации врачей и специалистов по проблемам психотерапии
и медицинской психологии,  разработка соответствующих проектов учебных
программ.
     2.7. Подготовка   и   проведение  по  утвержденным  Министерством
здравоохранения Российской Федерации планам Всероссийских  симпозиумов
и   научно-практических  конференций  по  проблемам  совершенствования
психотерапевтической и медико-психологической помощи населению.
     2.8. Оказание  лечебно-профилактическим  учреждениям   Российской
Федерации   консультативной   помощи   по   вопросам   психотерапии  и
медицинской психологии.

                     3. Хозрасчетная деятельность

     3.1. Выполнение проблемных научных исследований по заказам других
ведомств и органов здравоохранения субъектов Российской Федерации.
     3.2. Осуществление    на    договорной    основе   совместных   с
научно-исследовательскими       учреждениями       других        стран
научно-методических разработок.
     3.3. Стажировка  специалистов  по  психотерапии   и   медицинской
психологии.
     3.4. Оказание    лечебно-консультативной    помощи     гражданам,
обращающимся   без   направлений  лечебно-профилактических  учреждений
Российской Федерации, а также гражданам других стран.
     3.5. Проведение  организуемых  по  инициативе  (заказам)  органов
здравоохранения   субъектов   Российской   Федерации    семинаров    и
научно-практических   конференций   по   психотерапии   и  медицинской
психологии.
     3.6. Издание рекламной и научно-популярной литературы, подготовка
видео- и телепрограмм.

Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению                               А.А.КАРПЕЕВ