ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА РЫБНЫЕ ЗАПАСЫ, О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛОВ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ И НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 20 декабря 1996 г. N 7/4-1-1318-96 (ФПС) Представлен Федеральной пограничной службой РФ по договору с агентством INTRALEX Прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, военным, природоохранным и другим специализированным прокурорам Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД краев, областей, гг. Москвы и Санкт Петербурга, автономной области, автономных округов Командующим пограничными округами, группами войск Федеральной пограничной службы России Начальникам бассейновых управлений Роскомрыболовства Материалы прокурорских проверок и расследования уголовных дел, данные государственных природоохранных контролирующих органов свидетельствуют о многочисленных нарушениях физическими и юридическим лицами действующих правил рыболовства, охраны рыбных запасов и злостном браконьерстве. В России ежегодно регистрируется только нарушений правил занятия водными добывающими промыслами около 150 тыс., при этом количество выявленных органами рыбоохраны нарушений ежегодно возрастает. На Каспийском и Азовских морях, Нижней Волге, Севере, Дальнее Востоке и ряде других мест рыбное браконьерство приняло промышленным размах. Особую тревогу вызывает хищническое истребление осетровых рыб, широкое применение в этих целях различного рода запрещенных орудий лова. Органы прокуратуры, внутренних дел и рыбоохраны, органы и войска ФПС России проделали определенную работу по борьбе со злостным браконьерством на важнейших рыбохозяйственных водоемах страны. За последние три года увеличилось число материалов о браконьерстве, рассмотренных прокуратурой и органами милиции. Почти вдвое больше возбуждено уголовных дел и привлечено виновных лиц к ответственности. В тоже время необходимо отметить, что правоохранительные и контролирующие органы еще не обеспечили надлежащей борьбы с нарушениями правил рыболовства, злостным браконьерством, не в полной мере используют предоставленные законом полномочия. Количество возбужденных уголовных и административных дел явно не соответствует числу реально совершаемых правонарушений и отражает неадекватность реакции этих органов на ситуацию в сфере рыбоохраны. Инспекции рыбоохраны не всегда дают принципиальную оценку установленным фактам нарушений, привлекая к административной ответственности лиц, виновных в совершении преступных нарушений правил рыболовства. Нередко первоначальные проверочные действия проводятся инспекторами рыбоохраны поверхностно. Допускаются всякого рода отступления от установленных правил изъятия, учета, хранения незаконной добычи, орудий лова, плавучих средств, что наряду с трудностями доказывания вины браконьеров создает условия для хищений и злоупотреблений. Материалы о фактах браконьерства, причинивших значительный ущерб, направляются несвоевременно или вовсе не направляются в правоохранительные органы, а виновные уходят от установленной законом ответственности. Следственный аппарат органов прокуратуры и внутренних дел, органы дознания также не в полной мере используют имеющиеся возможности в искоренении, пресечении, оперативном и квалифицированном расследовании фактов браконьерства. Отмечается слабое взаимодействие правоохранительных органов и инспекций рыбоохраны, допускается волокита при принятии окончательного правового решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР. Все это вызывает безотлагательную необходимость укрепления законности в сфере рыболовства и охраны рыбных запасов, установления четкого взаимодействия и координации органов прокуратуры, внутренних дел, подразделений органов и войск ФПС России и территориальных органов рыбоохраны при проведении соответствующих проверок и передаче материалов о нарушениях правил рыболовства с признаками уголовно наказуемых деяний. В целях регламентации передачи материалов органов рыбоохраны и войск ФПС России в органы прокуратуры и внутренних дел установить следующий порядок: 1. Инспекциям рыбоохраны, командирам подразделений Федеральной пограничной службы России в обязательном порядке незамедлительно, в 3-дневный срок дня установления факта нарушения либо возвращения из рейда направлять материалы (1), содержащие признаки уголовно наказуемых деяний, в органы прокуратуры и внутренних дел для правовой оценки и принятия по ним процессуального решения в соответствии с федеральным законодательством. В случае неустановления местонахождения предприятия или его руководителей, граждан, допустивших либо совершивших правонарушение, материалы, содержащие признаки уголовно-наказуемого деяния, направляются в органы внутренних дел для организации, проведения оперативно-розыскных мероприятий и принятия процессуального решения. 2. Материалы, направляемые в правоохранительные органы должны содержать: - сопроводительное письмо с изложением данных о нарушителе, существа нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов, расчета и обоснования суммы причиненного ущерба, ходатайства о признании инспекции рыбоохраны или подразделений ФПС России гражданским истцом по уголовному делу (при наличии ущерба), доверенность на лицо. представляющее в суде интересы рыбинспекции, перечень прилагаемых документов и вещественных доказательств; - протокол о нарушении правил рыболовства и охраны рыбных запасов, содержащий исчерпывающие сведения: о месте, времени, характере загрязнения и видах загрязняющих веществ, орудиях, способах незаконного промысла; о нарушителе; о количестве рыбопродуктов с описанием их видов, состояния, веса; о транспортных средствах, используемых браконьерами (корабль, катер, лодка, автомашина и т. д.); следах браконьерства и загрязнения на местности; об одежде браконьеров, изъятых орудиях лова и плавсредствах; о свидетелях, а также о нарушенных правилах; - акт осмотра орудий лова с подробным отражением: их внешних признаков (размеры, индивидуальные особенности, пригодности к применению, оснащение грузилами, подборами и т. п.); состояния (сухие, мокрые), наличия и характеристики сопутствующих орудий (куканов, садков, подкотовок - "кошек" и т. п.), остатков водной растительности, грунта, рыбьей чешуи и пр., а при промысле с помощью электрического устройства - сведений об источнике питания, а также вещественных доказательств (с приложением, по возможности, фотографий и негативов); - акт осмотра транспортных средств: вид, марка, госномер, отличительные признаки, указывающие на причастность к незаконному промыслу; нахождение на судах лиц, не включенных в судовую роль или без документов; сверхнормативное содержание маломерных плавсредств, наличие запрещенных орудий лова; - акт осмотра отдельных особей рыбы и морепродуктов с описанием вида, пола, состояния (живая, снулая, потрошеная, соленая, разрезанная на куски, икряная, холостая), наличие характерных повреждений, полученных в процессе добычи (2); - накладную о сдаче рыбы и рыбопродуктов на промперерабатывающие предприятия, предприятия общественного питания или торговли, определенные решением местной исполнительной власти. В случаях, когда рыба испорчена либо невозможно обеспечить ее сохранность или сдачу, составляется акт об уничтожении; - накладную (справку) о сдаче на хранение органу рыбоохраны или милиции изъятых орудий промысла, плавсрелств, руль-моторов; - схему места совершения правонарушения с привязкой на местности; - банковские и другие денежные документы, свидетельствующие о возмещения ущерба; - постановление руководителя органа рыбоохраны о предъявлении нарушителю иска о возмещении ущерба, причиненного рыбным запасам; - письменное объяснение нарушителя, свидетелей по существу совершенных действий, если оно отсутствует в протоколе о нарушении правил рыболовства и охраны рыбных запасов; - письменное объяснение лиц, принимавших участие во вскрытии нарушения, с изложением обстоятельств выявленного или пресеченного правонарушения. 3. Все документы, направляемые госрыбинспекциями в органы прокуратуры и внутренних дел, должны быть оформлены с соблюдением требований Инструкции "О порядке производства в органах рыбоохраны по делам с нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов" от 05.08.88 N 213, а также настоящего Указания. 4. Органы прокуратуры и внутренних дел при наличии в поступивших материалах признаков преступлений, предусмотренных ст.ст. 250, 252, 253, 256, 257 УК РФ в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР обязаны принять по ним решение (о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела) в срок не более 3 суток со дня получения документов из территориальных органов рыбоохраны, а в исключительных случаях - в срок не более 10 суток. В случае истребования прокурором или следователем дополнительных материалов должностные лица рыбоохраны или подразделений ФПС России обязаны обеспечить их представление, дать информацию по вопросам, входящим в их компетенцию. О принятом по материалам процессуальном решении прокурор, следователь, дознаватель в 10-дневный срок уведомляет руководство территориальных органов рыбоохраны. В целях обеспечения законности при принятии процессуальных решений по материалам о нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов, содержащим признаки уголовно наказуемых деяний. ПРЕДЛАГАЕМ: - прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, военным, природоохранным и другим специализированно прокурорам принять действенные мер к улучшению координации и взаимодействия с органами внутренних дел, рыбоохраны, пограничной службой по усилению борьбы со злостным браконьерством на рыбохозяйственных водоемах Российской Федерации; - органам прокуратуры обеспечить надлежащий надзор за соблюдением законодательства, регламентирующего правила рыболовства и охраны рыбных запасов, законностью принимаемых по материалам решений, всесторонностью, полнотой и объективностью расследования уголовных дел данной категории. Особое внимание уделять надзору за рассмотрением материалов об оказании сопротивления, о посягательстве на жизнь и здоровье государственных и общественных инспекторов рыбоохраны, сотрудников милиции или военнослужащих пограничной службы при проведении рыбоохранной работы; - прокурорам систематически проводить занятия с госинспекторами рыбоохраны и соответствующими должностными лицами органов и войск ФПС России по качественному оформлению материалов по фактам совершения уголовно наказуемых деяний и соблюдению ими требований природоохранительного законодательства; - министрам и начальникам УВД, ГУВД субъектов федерации, начальникам горрайлинорганов, спецподразделений по охране рыбных запасов разработать конкретные меры по улучшению координации и взаимодействия с правоохранительными и природоохранными органами, подразделениями ФПС России по усилению борьбы со злостным браконьерством; - правоохранительным органам при отказе в возбуждении либо при прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя административного правонарушения, в 3-дневный срок направлять материалы в инспекции рыбоохраны для привлечения виновных к административной ответственности; - руководителям правоохранительных органов и бассейновых управлений с учетом местных условий, рыбохозяйственного значения водоемов, расположенных на подконтрольной территории, ценности обитаемых в них видов рыб, других водных животных и растений разработать и утвердить критерии оценки деяний нарушителей правил рыболовства и охраны рыбных запасов в качестве оснований для решения вопроса о направлении материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности, руководствуясь при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.94 N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов"; - правоохранительным органам, территориальным органам рыбоохраны, органам и войскам ФПС России ежеквартально проводить сверку переданных и поступивших материалов, а также принятых по ним решений; - руководителям территориальных органов рыбоохраны надлежащим образом организовывать своевременное разрешение и передачу материалов о нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов с признаками уголовно наказуемых деяний в правоохранительные органы. В инспекциях рыбоохраны ежегодно проводить занятия с инспекторами по изучению Инструкции "О порядке производства в органах рыбоохраны по делам о нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов". Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, государственный советник юстиции 2 класса В. И. Давыдов 19 декабря 1996 г. N 7/4-1-1318 Первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник милиции В.И. Колесников 27 ноября 1996 г. N 1/19597 Первый заместитель председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству А.В. Родин 4 декабря 1996 г. N 12-02-04/687 Первый заместитель директора - начальник Главного штаба пограничных войск Федеральной пограничной службы России, генерал-полковник А.И. Тымко 25 ноября 1996 г. N 11/Ш/3156 ------------------------------- 1. Материалы, содержащие признаки преступления, предусмотренного ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.97, направляются в органы внутренних дел для производства дознания с одновременным уведомлением органов прокуратуры. Материалы, содержащие признаки иных уголовно наказуемых деяний - в органы прокуратуры. 2. Последние три акта составляются в случае, если предусмотренные ими сведения не отражены или недостаточно зафиксированы в протоколе о нарушении правил рыболовства и охраны рыбных запасов. |