Страницы: 1 2 |высотой 80 - | | | | | |350 мм, массой | | | | | |до 25 т | | | | | ------------------------------------------------------------------------ Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - габаритные размеры и масса сляба; - количество штук и общая масса по каждому размеру. Уточненные значения отдельных данных из указанных в таблице должны быть приведены в "Информации о грузе". 2.12.2. Слябы каждого яруса должны укладываться на деревянные прокладки толщиной не менее 30 мм. Прокладки под первый ярус слябов должны укладываться в плоскости элементов поперечного набора перекрытия. Межъярусные поперечные прокладки должны располагаться на расстоянии 1,5 - 2,0 м друг от друга в горизонтальной плоскости и строго одна над другой в вертикальной плоскости. 2.12.3. Если приведенные в "Информации о грузе" значения углов статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяют условиям безопасного плавания, то укладку и крепление слябов необходимо выполнять нижеследующим образом. 2.12.3.1. Слябы могут размещаться вдоль, поперек судна или комбинированно, в зависимости от кратности размеров слябов и грузовых помещений, а также с учетом удобства производства грузовых работ при погрузке и выгрузке. 2.12.3.2. При отношении ширины b продольно уложенных слябов к высоте штабеля Hшт: b --- < 0,84, Hшт что соответствует углу устойчивости менее 40Ь, должны быть приняты меры для повышения устойчивости штабеля. С этой целью в подповерхностном ярусе производится поперечная укладка слябов, увязывающая в единый штабель отдельные продольные стопки. Слябы поверхностного яруса вновь укладываются вдоль судна с максимальной возможной плотностью (см. рис. 2.11.2). 2.12.4. Если приведенные в "Информации о грузе" значения углов статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости не удовлетворяют условиям безопасного плавания, то это указывает на необходимость дополнительного крепления. При этом укладку и крепление необходимо выполнять нижеследующим образом (см. рис. 2.12.1). 2.12.4.1. Слябы должны укладываться вдоль судна. Допускается укладывать слябы поперек судна в районе ДП в месте, оставшемся после продольной укладки. 2.12.4.2. Между слябами и бортом должны быть устроены устойчивые деревянные подушки, рамы или клетки, распределяющие боковое давление слябов при качке на бортовой набор. Эти конструкции должны быть выполнены из брусьев сечением не менее 100 x 100 мм, скрепленных между собой гвоздями и строительными скобами. 2.12.4.3. По окончании укладки слябы верхнего яруса должны быть тщательно расклинены от бортов и между собой в поперечном направлении. 2.13. Стальные блюмы 2.13.1. Информация о грузе: ------------------------------------------------------------------------ |Форма, размеры,| Удельный |Удельная | Угол |Коэффициент | |масса грузового|погрузочный |распределенная|статической |проницаемости| | места |объем (УПО),|нагрузка |устойчивости|груза, | | |мю, куб. м/т|от одного | штабеля |k | | | |грузового | груза, хи, | | | | |места, | град. | | | | |qг, тс/кв. м | | | |---------------|------------|--------------|------------|-------------| |Удлиненный |0,2 - 0,3 |от 1,1 до |18Ь - блюм |0,3 | |параллелепипед | |3,5 |по блюму; | | |квадратного | |в зависимости |27Ь - блюм | | |сечения от | |от сечения |по дереву | | |140 x 140 мм | |блюма | | | |до 450 x 450 | | | | | |мм, длиной | | | | | |1000 - 6000 мм,| | | | | |массой до 9 т | | | | | ------------------------------------------------------------------------ Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - габаритные размеры и масса блюма; - количество штук и общая масса по каждому размеру. Уточненные значения отдельных данных из указанных в таблице должны быть приведены в "Информации о грузе". 2.13.2. Если приведенные в "Информации о грузе" значения углов статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяют условиям безопасного плавания, то укладку и крепление блюмов необходимо выполнять нижеследующим образом. 2.13.2.1. Блюмы должны размещаться вдоль судна на всю ширину грузового помещения плотными ярусами с поперечными межъярусными прокладками толщиной не менее 30 мм. Прокладки под первый ярус блюмов должны укладываться в плоскости элементов поперечного набора перекрытия. Межъярусные прокладки должны располагаться на расстоянии 1,5 - 2,0 м друг от друга в горизонтальной плоскости и строго одна над другой в вертикальной плоскости. 2.13.2.2. Смежные "подъемы" блюмов могут быть сдвинуты вдоль штабеля до 0,5 м относительно друг друга для удобства застропки при выгрузке. 2.13.2.3. В зависимости от длины блюмов допускается размещение нескольких штабелей по длине грузового помещения. 2.13.2.4. В штабелях, не имеющих опоры на борта, крайние блюмы каждого последующего яруса должны быть уложены с уступом от кромки нижележащего яруса к середине штабеля не менее чем на 1/2 и не более чем на 3/4 ширины блюмов. 2.13.3. Если приведенные в "Информации о грузе" значения углов статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости не удовлетворяют условиям безопасного плавания, то должно быть выполнено дополнительное крепление боковых и верхней поверхностей штабеля блюмов. 2.13.3.1. В грузовых помещениях со сходящимися обводами или скуловыми закруглениями между штабелем и бортом должны быть устроены устойчивые деревянные подушки, рамы или клетки. Эти конструкции должны быть выполнены из брусьев сечением не менее 100 x 100 мм, скрепленных между собой гвоздями и строительными скобами. 2.13.3.2. Для закрепления верхней поверхности штабеля блюмов должен использоваться один из способов, приведенных в Приложениях 5 и 7 настоящих Правил. 2.14. Стальные заготовки 2.14.1. Информация о грузе: ------------------------------------------------------------------------------ |Форма, размеры, | Удельный |Удельная | Угол |Коэффициент | |масса грузового |погрузочный |распределенная|статической |проницаемости| | места |объем (УПО),|нагрузка |устойчивости |груза, | | |мю, куб. м/т|от одного | штабеля |k | | | |грузового | груза, хи, | | | | |места, | град. | | | | |qг, тс/кв. м | | | |-----------------|------------|--------------|----------------|-------------| |Параллелепипед |0,2 - 0,3 |от 1,1 |24Ь - плоская |0,3 | |прямоугольного | |до 3,5 |заготовка | | |сечения шириной | |в зависимости |по заготовке | | |15 - 1200 мм, | |от высоты | | | |высотой 40 - | |заготовки | | | |600 мм, длиной | | | | | |до 2,8 м, | | | | | |массой до 17 т | | | | | |-----------------|------------|--------------|----------------|-------------| |или квадратного | | |34Ь - плоская | | |сечения от | | |заготовка | | |40 x 40 мм до | | |по дереву | | |250 x 250 мм, | | | | | |длиной 1000 - | | | | | |12000 мм, | | | | | |массой до 6 т | | | | | |-----------------|------------|--------------|----------------|-------------| |или округлого и | | |30Ь - округлая | | |многогранного | | |заготовка по | | |сечения диаметром| | |дереву | | |до 800 мм, | | | | | |массой до 27 т | | | | | ------------------------------------------------------------------------------ Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - габаритные размеры и масса заготовки; - количество штук и общая масса по каждому размеру. Уточненные значения отдельных данных из указанных в таблице, должны быть приведены в "Информации о грузе". 2.14.2. Заготовки прямоугольные шириной до 0,45 м и заготовки квадратного сечения должны укладываться и крепиться аналогично блюмам. 2.14.3. Допускается укладывать квадратные заготовки мелких сечений (до 100 x 100 мм) подъемами в ярусы высотой до 400 мм с межъярусными прокладками по п. 2.13.2.1. В этом случае крепление двух поверхностных ярусов должно выполняться по методике раздела 2 Приложения 5 настоящих Правил, при этом число блоков, на которое должна быть разделена петлями канатов поверхность штабеля между подъемами, должно быть не менее шести, а разрывная прочность канатов - не менее 25 тс (248 кН), что обеспечивает безопасное значение критерия несмещаемости. 2.14.4. Заготовки прямоугольные высотой более 450 мм должны укладываться и крепиться аналогично слябам. 2.14.5. Под заготовки округлого или многогранного сечения в первом ярусе необходимо с боков подбивать и фиксировать гвоздями клинья или опорные бруски высотой не менее 0,1 диаметра (высоты) заготовки. Заготовки последующего яруса, должны укладываться в углубления между заготовками предыдущего яруса. Заготовки округлого или многогранного сечения должны крепиться аналогично таким же слиткам (см. п. 2.11.3). 2.15. Изложницы 2.15.1. Информация о грузе: ------------------------------------------------------------------------ |Форма, размеры,| Удельный |Удельная | Угол |Коэффициент | |масса грузового|погрузочный |распределенная|статической |проницаемости| | места |объем (УПО),|нагрузка |устойчивости|груза, | | |мю, куб. м/т|от одного | штабеля |k | | | |грузового | груза, хи, | | | | |места, | град. | | | | |qг, тс/кв. м | | | |---------------|------------|--------------|------------|-------------| |Параллелепипед |0,3 - 0,6 |от 2,5 до |34Ь - |0,6 | |переменного | |11,1 |изложница по| | |поперечного | | |дереву | | |сечения | | | | | |от 400 x 400 мм| | | | | |до 3000 x 3000 | | | | | |мм, высотой | | | | | |660 - 4600 мм, | | | | | |массой от | | | | | |0,4 до 100 т | | | | | ------------------------------------------------------------------------ Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - габаритные размеры и масса изложницы; - количество штук и общая масса по каждому размеру; - наличие и размеры выступающих частей на поверхности изложниц; - наличие и прочность обухов и/или мест, за которые производится погрузка и крепление изложниц. Уточненные значения отдельных данных из указанных в таблице должны быть приведены в "Информации о грузе". 2.15.2. Изложницы могут перевозиться как в горизонтальном положении, уложенными вдоль судна на широкую грань, так и в вертикальном положении, установленными на торец большей площади, в один или несколько ярусов (см. п. 1.2). 2.15.3. Каждая изложница должна укладываться не менее чем на две деревянные прокладки, размещаемые на настиле в плоскости элементов поперечного набора. Толщина прокладок должна выбираться с учетом размеров выступающих частей изложниц (обухов, приливов и т.д.) с обеспечением вертикального зазора между настилом и изложницей не менее 50 мм и не менее 30 мм между изложницами. 2.15.4. Под изложницы округлого или многогранного сечения в первом ярусе необходимо с боков подбивать и фиксировать гвоздями клинья или опорные бруски высотой не менее 0,1 высоты (диаметра) изложницы. Изложницы последующего яруса должны укладываться в углубления между изложницами предыдущего яруса. 2.15.5. При размещении изложниц на всю ширину грузового помещения между штабелем и бортом должны быть установлены деревянные подушки, рамы и клетки из брусьев сечением не менее 100 x 100 мм. 2.15.6. Способы крепления изложниц приведены в Приложении 8 настоящих Правил. 2.16. Валы и оси 2.16.1. Информация о грузе: ------------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, | Удельный |Удельная | Угол |Коэффициент | |масса грузового |погрузочный |распределенная|статической |проницаемости| | места |объем (УПО),|нагрузка |устойчивости|груза, | | |мю, куб. м/т|от одного | штабеля |k | | | |грузового | груза, хи, | | | | |места, | град. | | | | |qг, тс/кв. м | | | |----------------|------------|--------------|------------|-------------| |Цилиндры |0,2 - 0,3 |от 0,1 до |30Ь - |0,3 | |постоянного или | |3,5 |цилиндр | | |переменного | |в зависимости |по дереву | | |сечения: | |от диаметра | | | |оси - диаметром | | | | | |135 - 350 мм, | | | | | |длиной до 2500 | | | | | |мм, массой до | | | | | |2 т; | | | | | |валы - диаметром| | | | | |до 800 мм, | | | | | |длиной до 6000 | | | | | |мм, массой до | | | | | |27 т | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - габаритные размеры и масса вала или оси; - количество штук и общая масса по каждому размеру; - наличие опорных прокладок. Уточненные значения отдельных данных из указанных в таблице должны быть приведены в "Информации о грузе". 2.16.2. Валы и оси необходимо укладывать и крепить подобно слиткам круглого сечения (см. п. 2.11.3), выбирая толщину деревянных прокладок под различными участками груза так, чтобы обеспечить зазор не менее 30 мм между настилом и грузом или между грузовыми местами в смежных ярусах. 2.16.3. При отсутствии закрепляемых на валах опорных прокладок в первом ярусе необходимо с боков валов и осей подбивать и фиксировать гвоздями клинья или опорные бруски высотой не менее 0,1 их диаметра. Валы и оси последующего яруса должны укладываться в углубления между грузом предыдущего яруса. 2.16.4. Отдельные тяжелые валы, удельная распределенная нагрузка от которых превышает допустимую, должны укладываться на специальные, разносящие нагрузку, опоры и крепиться, как показано на рис. 2.16.1. При этом прочность и число найтовов должны определяться расчетом по приложению 8 РД 31.11.21.16-96. 2.17. Бандажи и цельнокатаные колеса 2.17.1. Информация о грузе: ------------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, | Удельный |Удельная | Угол |Коэффициент | |масса грузового |погрузочный |распределенная|статической |проницаемости| | места |объем (УПО),|нагрузка |устойчивости|груза, | | |мю, куб. м/т|от одного | штабеля |k | | | |грузового | груза, хи, | | | | |места, | град. | | | | |qг, тс/кв. м | | | |----------------|------------|--------------|------------|-------------| |Стальные диски |0,2 - 0,3 |до 3,7 |10Ь |0,3 | |постоянного или | |в зависимости | | | |переменного | |от массы | | | |сечения толщиной| | | | | |до 135 мм, | | | | | |массой до 0,5 т | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - габаритные размеры и масса бандажей или колес; - количество штук и общая масса по каждому размеру. Уточненные значения отдельных данных из указанных в таблице должны быть приведены в "Информации о грузе". 2.17.2. Бандажи или колеса необходимо устанавливать на образующую под углом 60 - 80Ь к плоскости настила плотными поперечными полурядами, начиная от бортов, в один ярус. 2.17.3. Полуряды должны быть закреплены в исходном положении найтовами, пропускаемыми сквозь отверстия бандажей и охватывающими деревянную клетку для предотвращения ее выдавливания (рис. 2.17.1). 2.17.4. Каждый ряд бандажей должен быть с обеих сторон огражден упорами из брусков сечением не менее 80 x 100 мм. 2.17.5. Допускается укладка бандажей стопками по 4 штуки. Стопки должны располагаться с максимальной плотностью по всей площади грузового помещения. Со стороны борта над льяльными скосами должны быть устроены прочные клетки, обеспечивающие надежный упор стопок. 2.17.6. Под нижний ярус и между ярусами стопок необходимо укладывать доски толщиной не менее 25 мм, обеспечивающие плотность укладки стопок в очередном ярусе. 2.17.7. Верхний ярус стопок в штабеле должен быть надежно закреплен от смещения брусьями и канатом по типу "стропинг - метода" (см. Приложение 6 настоящих Правил). 2.18. Чугун в чушках 2.18.1. Общая информация о грузе - чугун в чушках (pig iron) Известно более 30 видов формы (удлиненные, плоские, пирамидальные, конические, полусферические, дробленые - бесформенные и т.д.) и размеров чугунных чушек, пять из которых показаны на рис. 2.18.1. Практически каждая форма и каждый размер чушек характеризуются различной склонностью к смещению в условиях морской перевозки от сравнительно безопасных чушек удлиненной формы до весьма опасных, смещающихся по типу зерна, мелких (массой до 15 кг) чушек пирамидальной формы. 2.18.2. Общие требования при перевозках чугуна в чушках 2.18.2.1. Допустимая высота штабеля чугуна в грузовом помещении должна определяться по формуле 4.1 РД 31.11.21.16-96. 2.18.2.2. Во избежание повреждений конструкций настилов грузовых помещений первоначальный слой груза высотой не менее 0,5 м создается за счет осторожного высыпания чушек из грузовых ковшей и т.п. на уровне настила. Сброс чушек после этого допускается с высоты не более 0,5 м. При погрузке многочелюстными грейферами верхняя палуба должна быть защищена бревнами, брусьями толщиной не менее 150 мм или другими подходящими материалами. 2.18.2.3. В процессе погрузки поверхность штабеля чугуна должна быть разровнена, при этом максимальная его высота нигде не должна превышать допустимую, а к окончанию погрузки минимальная высота опирания груза на борта, отсчитываемая от уровня горизонтального настила, должна быть не менее принятой при расчете критерия несмещаемости. 2.18.2.4. Доступ людей в закрытые грузовые помещения с чугуном запрещается, за исключением выполнения аварийных работ. В этих случаях спуск разрешается в ботинках с защитными подносками только в изолирующих дыхательных аппаратах или после проветривания при полном раскрытии люков с соблюдением требований "Правил техники безопасности на судах морского флота" (РД 31.81.10-91). 2.18.3. Ниже приводятся условия перевозки двух, достаточно изученных, видов чушек: удлиненной формы и дробленых ошлакованных. Условия перевозки любой другой формы и размеров чугунных чушек должны быть представлены грузоотправителем в виде "Информации о грузе" (см. приложение 1 РД 31.11.21.16-96), разработанной компетентной организацией. 2.18.4. Информация о грузе - чугун в чушках удлиненной формы: ---------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, масса | Удельный |Угол статической|Коэффициент | | грузового места |погрузочный | устойчивости |проницаемости | | |объем (УПО),| штабеля груза, | груза, | | |мю, куб. м/т| хи, град. | k | |----------------------|------------|----------------|---------------| |Чушки с отношением |0,31 |см. Приложение |0,59 | |длины к ширине больше | |9 настоящих | | |2, полуовальной или | |Правил | | |трапециевидной формы | |(в зависимости | | |поперечного сечения | |от высоты слоя | | |шириной до 200 мм, | |груза) | | |высотой до 100 мм, | | | | |длиной 300 - 550 мм, | | | | |массой до 55 кг | | | | ---------------------------------------------------------------------- 2.18.5. Информация о грузе - чугун дробленый ошлакованный МОД-1 и МОД-2 производства АК "Тулачермет" ---------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, масса | Удельный |Угол статической |Коэффициент | | грузового места |погрузочный | устойчивости |проницаемости| | |объем (УПО),| штабеля груза, |груза, | | |мю, куб. м/т| хи, град. | k | |----------------------|------------|------------------|-------------| |Дробленые обломки |0,45 |37Ь |0,5 | |сферического | |при высоте слоя | | |сегмента линейными | |груза >= 1,6 м или| | |размерами | |покрытии стального| | |от 300 до 800 мм, | |настила материалом| | |массой до 700 кг, | |с повышенным | | |с включениями до | |коэффициентом | | |10% доменного шлака | |трения | | ---------------------------------------------------------------------- 2.18.6. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - форма, габаритные размеры и масса одной чушки; - удельный погрузочный объем груза; - угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96. При отличии отдельных данных от указанных в таблицах они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем, и содержащей, в том числе, мероприятия по обеспечению несмещаемости при морской перевозке. 2.18.7. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля чугуна, соответствующее фактической высоте груза в грузовом помещении, при расчете критерия несмещаемости по Приложению 9 настоящих Правил удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется. 2.18.8. Если фактическая высота груза, характеристики которого приведены в п. п. 2.18.4 и 2.18.5, не обеспечивает необходимого значения угла статической устойчивости штабеля груза, то для его повышения до значения в 39Ь должно быть выполнено покрытие стальных настилов одним из материалов с повышенным коэффициентом трения, характеристики которых приведены в приложении 4 РД 31.11.21.16-96. 2.18.9. Покрытие стальных настилов грузовых помещений судов материалами с повышенным коэффициентом трения производится за счет грузоотправителя силами порта до начала погрузки чугуна путем раскатки рулонов полосами "встык" или укладки досок всплошную от борта до борта. 2.18.10. Высыпание чушек из первого ковша должно производиться без значительного (более 3 кв. м) сдвига или повреждения покрытия путем регулирования вылета стрелы крана. Последующие ковши должны устанавливаться на ранее погруженный груз. 2.18.11. Необходимое количество материалов для обеспечения отгрузки плановых объемов чугуна определяется в квадратных метрах делением объемов в тоннах на три. 2.18.12. Администрация судна должна осуществлять контроль за качеством укладки покрытий в грузовых помещениях судна и штивкой груза. По окончании погрузки должен быть выполнен осмотр поверхности штабелей с целью переукладки отдельных неустойчивых чушек или кусков дробленого чугуна для исключения их падения в условиях качки. 2.19. Стальные шары мелющие 2.19.1. Информация о грузе: -------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, масса | Удельный |Угол статической|Коэффициент | | грузового места |погрузочный | устойчивости |проницаемости| | |объем (УПО),| штабеля груза, |груза, | | |мю, куб. м/т| хи, град. | k | |----------------------|------------|----------------|-------------| |Кованые стальные |0,25 |21Ь |0,5 | |шары одним из | |при поверхности | | |диаметров: 125, 100, | |груза, полностью| | |75 или 50 мм с | |разровненной по | | |включениями до 1% | |всей площади | | |шаров других диаметров| |грузового | | | | |помещения | | -------------------------------------------------------------------- Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, информацией о диаметре шаров. При отличии отдельных данных от указанных в таблицах они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем. 2.19.2. Погрузку шаров мелющих допускается производить только в трюмы судов с большим раскрытием палуб или на просвете люка в пределах специального ограждения, препятствующего раскатыванию шаров. В качестве такого ограждения могут быть использованы прочные грузовые места (например, контейнеры), защищаемые дощатыми щитами от ударов падающих шаров. 2.19.3. Допустимая высота штабеля шаров в грузовом помещении должна определяться по формуле 4.1 РД 31.11.21.16-96. 2.19.4. Во избежание повреждений конструкций настилов грузовых помещений первоначальный слой груза высотой не менее 0,5 м создается за счет осторожного высыпания из грузовых ковшей и т.п. на уровне настила. После этого сброс груза допускается с высоты не более 0,5 м равномерными слоями по всей выделенной под него площади трюма. 2.19.5. К моменту окончания погрузки поверхность штабеля должна быть полностью разровнена. 2.19.6. Если указанное в таблице 2.19.1 значение угла устойчивости штабеля шаров при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется. 2.19.7. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля шаров не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то поверхность штабеля должна быть закреплена догрузкой сверху другого несмещающегося груза, масса которого должна быть не менее 0,1 массы закрепляемого штабеля. 2.19.8. Доступ людей в закрытые грузовые помещения со стальными шарами запрещается, за исключением выполнения аварийных работ. В этих случаях спуск разрешается в ботинках с защитными подносками только в изолирующих дыхательных аппаратах или после проветривания при полном раскрытии люков с соблюдением требований "Правил техники безопасности на судах морского флота" (РД 31.81.10-91). 2.20. Металлолом 2.20.1. Информация о грузе: ------------------------------------------------------------------------ |Форма, размеры, масса | Удельный |Угол статической|Коэффициент | | грузового места |погрузочный | устойчивости |проницаемости| | |объем (УПО),| штабеля груза, |груза, | | |мю, куб. м/т| хи, град. | k | |--------------------------|------------|----------------|-------------| |Лом черных металлов |1,2 - 1,6 |35Ь |0,8 | |в виде кусков с |средний - |при высоте слоя | | |линейными размерами |1,45 |груза у бортов в| | |от 150 до 1000 мм и более,| |трюмах более 1,0| | |массой от 0,2 до 700 | |м | | |кг и более | | | | ------------------------------------------------------------------------ Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - обозначение класса, категории и вида металлолома; - габаритные размеры и масса самых тяжелых кусков; - удельный погрузочный объем груза; - угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем. 2.20.2. Если принятое к учету значение угла устойчивости груза, соответствующее фактической высоте опирания на борта, при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется. 2.20.3. До начала погрузки следует уделить особое внимание защите судового оборудования и систем от возможных ударов кусками металла. 2.20.4. Загрузка судна металлоломом может быть начата только после получения администрацией судна от грузоотправителей сертификата, удостоверяющего его взрывобезопасность. 2.20.5. В начале погрузки разрешается высыпать металлолом с высоты не более 0,3 м от пайола и в дальнейшем - с высоты не более 2 м от поверхности груза. 2.20.6. Заполнение подпалубных пространств с помощью специальных штивующих лотков или листов должно начинаться при зазоре не менее 3 м между нижней кромкой комингса люка и поверхностью груза. Высота слоя груза в трюмах, опирающегося на борт, должна быть не менее 1 м. 2.20.7. Перед погрузкой металлолома на твиндеки металлические поверхности палуб должны быть застелены всплошную деревянными досками любой толщины и любого качества. Доски должны быть уложены поперек судна. Груз в твиндеках должен быть полностью разровнен и опираться на борта по всей высоте слоя. 2.20.8. Допускается производить совместную загрузку металлическим ломом трюма и твиндека при открытых люковых крышках твиндечной палубы (рис. 2.20.1). В этом случае можно отказаться от деревянной сепарации на твиндеках. 2.20.9. При погрузке металлолома необходимо требовать его равномерного распределения по площади грузового помещения, не допуская даже кратковременного превышения допустимых удельных нагрузок на перекрытия. 2.20.10. По окончании погрузки необходимо убедиться в отсутствии на поверхности груза неустойчивых тяжелых кусков металла, способных нанести повреждение корпусу при падении в условиях качки. 2.20.11. Запрещается производить погрузку металлолома на верхнюю палубу судов. Улучшения использования грузоподъемности судна следует добиваться повышением качества штивки. 2.20.12. Доступ людей в закрытые грузовые помещения запрещается, за исключением выполнения аварийных работ. Спуск людей во всех случаях допускается только в изолирующих приборах или шланговых противогазах с подачей воздуха или после предварительного проветривания при полностью раскрытых люковых крышках. 2.21. Цветные металлы и сплавы 2.21.1. Общая информация о грузе - цветные металлы и сплавы: 2.21.1.1. Известно большое число цветных металлов и сплавов (далее - цветные металлы), предъявляемых к перевозке в виде различной формы и размеров плит, слитков, отливок, блоков, сплошных и фасонных профилей, прутков, проволоки, проволоки - катанки, лент, полос, листов в пакетах и рулонах, катодов, чушек, чушек в пакетах, лома цветных металлов и т.д., примерный перечень которых приведен в Приложении 10 настоящих Правил. 2.21.1.2. Значительная часть видов цветных металлов предъявляется к перевозке в деревянных ящиках, их укладка и крепление должны выполняться соответственно. 2.21.1.3. Практически каждый неупакованный в деревянные ящики цветной металл, каждый вид и каждый размер грузовых мест характеризуются различной склонностью к смещению в условиях морской перевозки (от сравнительно безопасных алюминиевых плит до довольно опасных никелевых катодов в пакетах, смещающихся по типу стали в пачках). 2.21.1.4. В первом приближении цветные металлы допускается укладывать и крепить аналогично черным металлам соответствующей формы (кроме рулонов) и размеров грузовых мест. 2.21.2. Ниже приводятся условия перевозки трех, достаточно изученных, видов цветных металлов. Условия перевозки любой другой формы и размеров цветных металлов должны быть представлены грузоотправителем в виде "Информации о грузе" (см. приложение 1 РД 31.11.21.16-96), разработанной компетентной организацией. 2.22. Чушки цветных металлов в пакетах со скрепляющими обвязками 2.22.1. Информация о грузе - чушки цветных металлов в пакетах со скрепляющими обвязками: ---------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, масса | Удельный |Угол статической |Коэффициент | | грузового места |погрузочный | устойчивости |проницаемости| | |объем (УПО), | штабеля груза, |груза, k | | |мю, куб. м/т | хи, град. | | |----------------------|-------------|-----------------|-------------| |Чушки цветных |0,23 - 0,67 |>=27Ь |0,27 | |металлов в пакетах: |в зависимости|при установке на | | |со скрепляющими |от вида |деревянные | | |обвязками из |цветного |прокладки пакетов| | |алюминиевой проволоки,|металла и |с отношением | | |стальной ленты или |формы |высоты к длине | | |проволоки; |чушек и |(ширине) | | |длиной и шириной |пакетов |основания | | |до 800 мм, | |более 1 | | |высотой до 1200 мм, | | | | |массой до 1000 кг | | | | ---------------------------------------------------------------------- Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - наименование цветного металла или сплава; - форма, габаритные размеры и масса одной чушки; - форма, габаритные размеры и масса пакета чушек; - вид и характеристики (материал, сечение, разрывная прочность) скрепляющих обвязок; - коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина; - угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем и содержащей, в том числе, мероприятия по обеспечению несмещаемости пакетов при морской перевозке. 2.22.2. Пакеты каждого яруса устанавливают на деревянные прокладки толщиной не менее 25 мм, размещаемые в плоскости элементов поперечного набора судна. Пакеты устанавливают преимущественно длинной стороной поперек судна. Квадратные пакеты устанавливают таким образом, чтобы их обвязка была ориентирована поперек судна. Укладку следует начинать от бортов к середине и от поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в каждом ярусе. В грузовых помещениях, имеющих скосы, до начала погрузки следует соорудить клетки - упоры между бортом и рядом пакетов. Такие клетки будут служить "полками" для пакетов следующего яруса (рис. 2.22.1). 2.22.3. В остающихся свободными пространствах между пакетами верхнего яруса с отношением высоты к длине пакета более 1 необходимо размещать сепарацию, исключающую сцепление смежных пакетов между собой. 2.22.4. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля пакетов цветных металлов при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется. 2.22.5. Если устойчивость штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то между пакетами верхнего яруса и бортом следует устанавливать клетки - упоры. Неполный ряд после сепарирования заполняется до противоположного борта другим грузом, обеспечивающим несмещаемость яруса. При отсутствии подходящего груза неполные ряды пакетов следует прижать к корпусу судна, как показано на рис. 2.4.7 настоящих Правил. 2.23. Слитки черновой меди 2.23.1. Информация о грузе - слитки черновой меди: -------------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, | Удельный |Удельная | Угол |Коэффициент | |масса грузового |погрузочный |распределенная|статической |проницаемости| | места |объем (УПО),|нагрузка |устойчивости|груза, | | |мю, куб. м/т|от одного | штабеля |k | | | |грузового | груза, хи, | | | | |места, | град. | | | | |qг, тс/кв. м | | | |-----------------|------------|--------------|------------|-------------| |Усеченная |0,22 |1,81 |25Ь - |0,5 | |пирамида длиной | | |слиток по | | |оснований | | |деревянным | | |1000 (-50) и | | |прокладкам | | |760 (-10) мм, | | | | | |шириной оснований| | | | | |720 (-50) | | | | | |и 480 (-10) | | | | | |мм, высотой 365 | | | | | |(-45) мм, | | | | | |массой 1,3 т | | | | | -------------------------------------------------------------------------- Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - форма, габаритные размеры и масса одного слитка; - коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина; - угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем и содержащей, в том числе, мероприятия по обеспечению несмещаемости слитков при морской перевозке. 2.23.2. Подача слитков в трюм осуществляется с помощью специального захвата - кантователя. Формирование штабеля в грузовом помещении производится погрузчиком. Остающееся пространство на просвете люка заполняется с захвата - кантователя. 2.23.3. Слитки каждого яруса устанавливают поперечными рядами на деревянные прокладки толщиной не менее 25 мм, размещаемые над ребрами поперечного набора судна. Слитки преимущественно устанавливают длинной стороной поперек судна. Укладку следует начинать от бортов к середине и от поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в каждом ярусе. 2.23.4. Для повышения плотности укладки в ряду рекомендуется чередовать укладку слитков на большее и меньшее основание. При этом удельный погрузочный объем снижается до 0,16 куб. м/т, а удельная распределенная нагрузка от одного грузового места возрастает до 3,56 тс/кв. м. 2.23.5. При числе ярусов, определяемом по формуле 4.2 РД 31.11.21.16-96, более 3 в каждом третьем ярусе слитки должны устанавливаться длинной стороной вдоль судна для повышения устойчивости штабеля. 2.23.6. Если указанное в таблице 2.23.1 значение угла устойчивости штабеля слитков при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется. 2.23.7. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля слитков не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то при некратности размеров слитков размерам грузового помещения в остающихся зазорах между слитками необходимо устанавливать (от поперечного смещения) клетки из досок и бруса или поверхность штабеля должна быть закреплена догрузкой сверху другого несмещающегося груза, масса которого должна быть не менее массы поверхностного яруса закрепляемого штабеля. 2.23.8. Рекомендуемые схемы укладки слитков черновой меди в грузовых помещениях судов приводятся в приложении 11 <*> настоящих Правил. -------------------------------- <*> Не приводится. 2.24. Пакеты листовых катодов меди и никеля 2.24.1. Информация о грузе - пакеты листовых катодов меди и никеля конструкции комбината "Североникель": -------------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, | Удельный |Удельная | Угол |Коэффициент | |масса грузового |погрузочный |распределенная|статической |проницаемости| | места |объем (УПО),|нагрузка |устойчивости|груза, | | |мю, куб. м/т|от одного | штабеля |k | | | |грузового | груза, хи, | | | | |места, | град. | | | | |qг, тс/кв. м | | | |-----------------|------------|--------------|------------|-------------| |Пакеты листовых |0,30 - 0,45 |1,6 |18Ь - |0,5 | |(с прямоугольной | | |никель по | | |и ромбовидной | | |никелю; | | |формой верхнего | | |25Ь - | | |и нижнего | | |никель по | | |листов) катодов | | |деревянным | | |меди и никеля | | |прокладкам | | |длиной 985 | | | | | |(|/- 20) мм, | | | | | |шириной 885 | | | | | |(|/- 50) мм, | | | | | |высотой 500 | | | | | |(|/- 150) мм, | | | | | |массой до 1400 | | | | | |кг. Высота | | | | | |зазора под вилы | | | | | |погрузчика не | | | | | |менее 60 мм | | | | | -------------------------------------------------------------------------- Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - форма, габаритные размеры и масса одного пакета; - удельный погрузочный объем; - коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина; - угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем и содержащей, в том числе, мероприятия по обеспечению несмещаемости груза при морской перевозке. 2.24.2. Пакеты каждого яруса устанавливают на деревянные прокладки толщиной не менее 40 мм, размещаемые в плоскости элементов поперечного набора судна. Укладку следует начинать от бортов к середине и от поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное размещение пакетов для формирования от яруса к ярусу устойчивого, опирающегося на борта, штабеля. 2.24.3. Между пакетами в поперечных рядах должны прокладываться обрезки бруса необходимого сечения, предохраняющие кромки ромбовидных листов от смятия. 2.24.4. Если указанное в таблице 2.24.1 или в "Информации о грузе" значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется. 2.24.5. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то поверхность штабеля должна быть закреплена догрузкой сверху другого несмещающегося груза, масса которого должна быть не менее массы поверхностного яруса закрепляемого штабеля, или путем наложения на каждый поперечный ряд поверхностного яруса двух найтовов с талрепами с безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой (SWL) не менее 5,0 тс. 2.24.6. При использовании найтовов с большей SWL и при периоде качки судна более 10 секунд допускается соответствующее снижение количества найтовов. 2.24.7. Рекомендуемые схемы укладки и крепления пакетов катодов меди и никеля в грузовых помещениях судов приведены в приложении 12 <*> настоящих Правил. -------------------------------- <*> Не приводится. 2.25. Чушки первичного алюминия 2.25.1. Информация о грузе - крупногабаритные чушки первичного алюминия Т-образной формы производства "Братского алюминиевого завода": ----------------------------------------------------------------------- |Форма, размеры, масса | Удельный |Угол статической|Коэффициент | | грузового места |погрузочный | устойчивости |проницаемости| | |объем (УПО),| штабеля груза, |груза, k | | |мю, куб. м/т| хи, град. | | |-------------------------|------------|----------------|-------------| |Чушки первичного алюминия|0,49 |40Ь |0,54 | |Т-образной формы | | | | |с отношением ширины | | | | |"b" к высоте "h" более | | | | |1 (далее - Т - чушки | | | | |с b / h > 1). | | | | |Ширина (в нижней | | | | |плоскости) | | | | |"b" - 600 - 750 мм. | | | | |Ширина (в верхней | | | | |плоскости) - 750 - 870 | | | | |мм. | | | | |Высота чушки "h" - 360 | | | | |- 620 мм. | | | | |Длина чушки - 600 - | | | | |1100 мм. | | | | |Масса одной чушки - | | | | |550 - 708 кг | | | | ----------------------------------------------------------------------- Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией: - форма, габаритные размеры и средняя масса одной чушки; - угол статической устойчивости штабеля груза, определенный по методике приложения 1 РД 31.11.21.16-96. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем. 2.25.2. Перед погрузкой настилы палуб в грузовых помещениях должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов и следов жировых пятен. 2.25.3. Т-чушки с b / h > 1 следует устанавливать непосредственно на настил продольной осью чушки вдоль судна поперечными рядами вплотную от переборок к просвету люка и от борта до борта плотными ярусами высотой в одну - две чушки по всей площади грузового помещения. 2.25.4. При числе ярусов более 3 чушки в четвертом ярусе должны быть смещены к одному из бортов так, чтобы каждая из них опиралась на две чушки третьего яруса. 2.25.5. Допускается ориентация чушек во втором и любом из последующих ярусов как вдоль, так и поперек судна с целью формирования устойчивого штабеля. 2.25.6. В грузовых помещениях со сходящимися обводами корпуса судна для обеспечения плотности и устойчивости штабеля допускается укладка чушек на бок или на плоский торец в устойчивом положении, фиксируемом плотной укладкой очередных чушек в ярусе. 2.25.7. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется. 2.25.8. Если устойчивость штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то при неполном поверхностном ярусе число неполных поперечных рядов чушек не должно быть больше одного. В таком ряду половина чушек должна быть уложена вплотную к одному из бортов, вторая половина - к другому. При перевозке в Неограниченном районе плавания каждая из групп чушек в твиндеках при свободном пространстве между ними более 2 метров должна быть закреплена к борту найтовами с SWL не менее 5 тс. При расстоянии между ними менее 2 метров свободное пространство может быть заполнено прочной клеткой из бруса сечением не менее 100 x 100 мм. В твиндеках должны быть заполнены пустоты в поверхностных ярусах между чушками, не имеющими опоры в направлении поперек судна. Приложение 1 УДЕЛЬНЫЙ ПОГРУЗОЧНЫЙ ОБЪЕМ СТАЛЬНЫХ ТРУБ Определение удельного погрузочного объема мю, куб. м/т, стальных труб должно производиться по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | 2 | | | d | | | мю = 0,0356 ------------, | (П.1.1) | | (d - S) x S | | ---------------------------------------------------------------------- где: d - наружный диаметр трубы, м; S - толщина стенки трубы, м, или по графикам на рис. П.1.1. Приложение 2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ----------------------------------------------------------------------- | Термин | Определение | |-----------------------|---------------------------------------------| | 1. Укрупненное | Грузовое место, формируемое с целью | | грузовое место (УГМ) | механизации процесса погрузки - выгрузки из | | | отдельных грузовых единиц путем наложения | | | инвентарных стропов | |-----------------------|---------------------------------------------| | 2. Инвентарный | Средство для формирования УГМ, являющееся | | строп. Строп | принадлежностью транспортного средства | |-----------------------|---------------------------------------------| | 3. Штивующий строп | Строп, используемый для подачи УГМ в | | | подпалубные пространства | ----------------------------------------------------------------------- Приложение 4 МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ И НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА НАЙТОВОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КРЕПЛЕНИЯ Критерий несмещаемости груза (см. приложение 5 РД 31.11.21.16-96): ---------------------------------------------------------------------- | ТЭТАs | | | лямбда s = ------- >= 1,0, | (П.4.1) | | ТЭТАdin | | ---------------------------------------------------------------------- где: ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза, град, ТЭТАs = f(хи, T, района плавания); T - период бортовой качки судна с грузом, с; ТЭТАdin - угол динамического крена при бортовой качке судна без хода лагом к резонансному волнению, град, ТЭТАdin = f(h0, района плавания); h0 - начальная метацентрическая высота судна с грузом, м. Если приведенное в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости не удовлетворяет условиям безопасного плавания, то это указывает на необходимость дополнительного крепления, т.е. если критерий несмещаемости: ---------------------------------------------------------------------- | ТЭТАs | | лямбда s = ------- < 1,0, | | ТЭТАdin | ---------------------------------------------------------------------- то необходимо определить меры по дополнительному креплению груза. Прочность необходимого крепления определяется нагрузкой Q, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза, и рассчитывается по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | Q = n x p x (tg ТЭТАdin - tg ТЭТАs), | (П.4.2) | ---------------------------------------------------------------------- где, например: n = 11 - число рулонов в верхнем ярусе каждого ряда, не имеющих опоры на борт; p = 7,5 т - средняя масса рулона; ТЭТАdin = 31,3Ь; ТЭТАs = 20,9Ь. Количество рулонов N, нуждающихся в креплении, определяется безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой SWL используемых средств крепления. В случае выполнения крепления стальной лентой "TITAN" с SWL = 4,7 тс: ---------------------------------------------------------------------- | Q = 11 x 7,5 - (tg 31,3Ь - tg 20,9Ь) = 18,46 тс; | |--------------------------------------------------------------------| | Q 18,66 | | N = --- = ----- = 3,97 = 4 (рулона), | | SWL 4,7 | ---------------------------------------------------------------------- т.е. необходимо и достаточно закрепить 4 рулона из 11 (каждый третий) к нижележащим в каждом ряду, не имеющем опоры на борта. Критерий несмещаемости рулонов, имеющих опору на борта: ТЭТАs 38,1Ь лямбда s = ------- >= 1 = ----- = 1,2 > 1, ТЭТАdin 31,3Ь т.е. лямбда > 1, следовательно они в креплении не нуждаются. Приложение 5 СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ШТАБЕЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ДЛИННОМЕРНОГО ПРОКАТА 1. При перевозке плотных и жестких пакетов устойчивость штабеля должна обеспечиваться путем укладки на его поверхности поперек судна в 2 (или более) линии отдельных пакетов встык от борта до борта (рис. П.5.1). Вместо поперечных пакетов может применяться деревянный брус сечением не менее 100 x 100 мм. 1.1. Торцы поперечных пакетов должны отделяться от судового набора пакетами, уложенными вдоль судна. Число этих продольных пакетов должно обеспечивать надежный упор поперечным пакетам. 1.2. В соответствующих местах штабеля под продольные пакеты предпоследнего яруса в процессе их погрузки заводятся отрезки стального троса диаметром не менее 12 мм, стальной упаковочной ленты сечением не менее 32 x 1,7 мм или крепежной проволоки диаметром не менее 5 мм в 4 нитки. Концы их выводятся вверх для последующей укладки между ними продольных пакетов поверхностного яруса и поперечных пакетов (брусьев). 1.3. Поперечные пакеты или брусья охватываются выведенными вверх концами ленты, троса или проволоки. Обтяжка ленты и наложение замка производится специальной пакетоформирующей машинкой. Обтяжка увязочной проволоки производится с помощью ломика, а троса - талрепом. 1.4. Несмещаемость продольных пакетов, уложенных у бортов судна по п. 1.1 настоящего Приложения, обеспечивается охватывающими найтовами из стального троса с талрепами, закрепляемыми на судовом наборе. 2. При перевозке круглых, мягких и гибких связок проката для предотвращения смещения груза применяется способ, изображенный на рис. П.5.2, заключающийся в разделении двух поверхностных ярусов на несколько блоков и их обвязке тросом, выполняемый по нижеследующей технологии. 2.1. Перед погрузкой в штабель связок предпоследнего яруса между деревянными прокладками в местах, отстоящих от торцов штабеля на 1/4 его длины, поперек судна укладываются два троса. 2.2. Для закрепления тросов к корпусу судна используются специально приваренные рымы или отверстия в шпангоутах, расположенные на один диаметр связки ниже предполагаемого уровня поверхности штабеля. Концы тросов пропускаются сквозь рымы, выводятся вверх за комингс люка и закрепляются там до окончания укладки предпоследнего яруса. На поверхности штабеля оставляется средняя часть каждого троса. Длина этой средней части определяется расчетным путем. 2.3. Связки предпоследнего яруса укладываются, начиная от бортов, группами по 10 связок. Между группами на каждом тросе делается петля высотой 1,3 диаметра связок. Каждая петля удерживается в вертикальном положении с помощью отрезка деревянного бруска и прижимается по месту погрузкой связок следующий группы и так далее до окончания укладки предпоследнего яруса. Число связок в последней группе может быть меньше 10. 2.4. Поверх предпоследнего яруса укладываются деревянные прокладки и производится погрузка первых от бортов групп связок последнего яруса. 2.5. Концы тросов пропускаются сквозь первые петли и обтягиваются вручную, далее производится погрузка следующих групп связок, после чего концы тросов протягиваются втугую сквозь очередные петли и так далее до окончания погрузки верхнего последнего яруса. 2.6. Сквозь последнюю петлю (она должна быть около ДП) оба конца пропускаются навстречу друг другу, поочередно обтягиваются судовыми лебедками и крепятся с помощью тросовых зажимов, как показано на рис. П.5.2. 3. При перевозках различного длинномерного проката крупных сечений поштучно (шпунт, швеллер, зетовый профиль и т.п.) или пакетов прямоугольной формы, когда ожидается, что поверхностный ярус штабеля будет неполным, но займет не менее 1/3 ширины судна, допускается крепление штабеля способом, изображенным на рис. П.5.3. Способ заключается в скреплении блоков поверхностного яруса с нижележащим полным ярусом и выполняется по следующей технологии. 3.1. Перед погрузкой производится установка поперечных найтовов, изготовленных из стальных канатов диаметром не менее 18 мм, из расчета 1 найтов на 4 м длины штабеля. Коренные концы найтовов крепятся за рымы, обухи или отверстия в шпангоутах, расположенных на уровне палубы грузового помещения. Ходовые концы временно подвешиваются на бортовом наборе или выводятся вверх за комингс люка и там закрепляются. 3.2. Перед погрузкой последнего яруса найтовы укладываются на поверхность груза поперек судна. Укладка груза начинается от бортов. На предполагаемой границе поверхностных блоков ходовая часть каждого найтова переносится на поверхность только что уложенного груза. Заканчивается укладка полного яруса. 3.3. Ходовые концы найтовов переносятся к середине трюма. Погрузка неполного поверхностного яруса производится двумя равными блоками от бортов. Ходовые концы найтовов закрепляются за рымы на бортовом наборе в точках, расположенных не выше уровня поверхности груза, и обтягиваются талрепами. 4. Если ожидается, что неполный поверхностный ярус займет менее 1/3 ширины судна, должен быть применен способ по п. 2 настоящего Приложения, а блоки закреплены охватывающими найтовами к бортам судна. МЕТОДИКА РАСЧЕТА РАЗРЫВНОЙ ПРОЧНОСТИ СТАЛЬНОГО КАНАТА, ПРИМЕНЯЕМОГО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО ЯРУСА ШТАБЕЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ПРОКАТА Исходные данные и условные обозначения: R - разрывная прочность каната, кгс (кН); p - масса одной связки (пакета), кг; m - число связок в группе, шт. Разрывная прочность каната, применяемого для крепления поверхностного яруса, должна быть не менее определяемой по формуле: R >= 0,24 x m x p, (П.5.1) Число связок пакетов в группе допускается не более 10 шт., тогда при m = 10R = 2,4p. Минимальный диаметр каната, допустимого для производства крепления, определяется в зависимости от массы связки по следующей таблице. ------------------------------------------------------------------- | Масса |Разрывное усиление| Подходящее |Временное сопротивление| |связки,|каната по | разрывное | разрыву материала | | кг |формуле П.5.1, |усилие каната,| каната, МПа | | |кгс (кН) | кгс (кН) |-----------------------| | | | | 1400 | 1600 | | | | |-----------------------| | | | | диаметр каната, мм | |-------|------------------|--------------|-----------------------| |1000 |2400 (24) |2650 (26,5) | - |7,6 | |-------|------------------|--------------|-----------|-----------| |2000 |4800 (48) |5750 (57,5) | - |11,5 | |-------|------------------|--------------|-----------|-----------| |3000 |7200 (72) |8240 (82,4) | - |13,5 | |-------|------------------|--------------|-----------|-----------| |4000 |9600 (96) |9840 (98,4) |15,0 | - | |-------|------------------|--------------|-----------|-----------| |5000 |12000 (120) |12800 (128) |18,0 | - | ------------------------------------------------------------------- Если отсутствуют канаты необходимой прочности, то нужно уменьшить число связок в группе, определив его обратным расчетом от разрывной прочности имеющихся канатов по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | R | | | m = -----. | (П.5.2) | | 0,24p | | ---------------------------------------------------------------------- Приложение 6 УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УПРУГОДЕФОРМИРУЕМОГО ГРУЗА ПРОВОЛОКИ - КАТАНКИ В МОТКАХ, ПОГРУЖЕННОГО НАВАЛОМ 1. При перевозке на однопалубных судах применяется устройство (рис. П.6.1), содержащее покрытие в виде изготовленной из троса, с разрывным усилием не менее 5 тс, сетки (или набранной из отдельных грузовых пятитонных сеток), уложенной на свободную поверхность груза и закрепленной краями по периметру трюма, прижатой сверху через каждые 4 м поперечными найтовами из стального троса диаметром не менее 18 мм, прикрепленными к бортам судна. Найтов в двух точках по своей длине соединяется с днищем трюма вертикальными тягами, пропущенными сквозь массу груза. При ширине судна более 18 м должно быть 3 вертикальные тяги на каждом найтове. 1.1. Устройство может быть собрано следующим образом. До начала погрузки на днище трюма в намеченных точках устанавливают рымы (обухи) соответствующей прочности. В каждый рым заводят тягу в виде стального троса диаметром не менее 18 мм с огоном. Оба конца закрепляют на верхней палубе до окончания погрузки. По окончании погрузки поверхность груза покрывают сплетенной из троса сеткой, углы и края которой крепят к рымам (обухам) по периметру трюма. В процессе укладывания сетки тяги выводят сквозь соответствующие ячейки и оставляют на поверхности сетки. Затем поперечные найтовы пропускают сквозь огоны тяг и крепят к рымам (обухам) на бортах судна (рис. П.6.1, "а"). 1.2. Для приведения устройства в походное состояние с помощью судовых или береговых перегрузочных средств, тяги набивают втугую и тросовыми зажимами крепят к огонам самих тяг или к рымам (обухам) на бортах судна (рис. П.6.1, "б"). 2. При перевозках на двух-, трехпалубных судах с перекрытием твиндечных люков может применяться устройство по типу "стропинг - метода" (рис. П.6.2), выполняемое нижеследующим образом. 2.1. Перед погрузкой металлическая палуба грузового помещения выстилается достаточным количеством досок, исключающим возможность прямого контакта мотков катанки с палубой. 2.2. Погрузка мотков производится навалом с равномерным распределением груза по всей площади грузового помещения. 2.3. После окончания загрузки грузового помещения производится выравнивание поверхности штабеля путем укладки отдельных выпирающих мотков в пустоты. 2.4. На выровненную поверхность груза параллельно диаметральной плоскости судна укладываются доски толщиной не менее 25 мм с расстоянием между ними не более 1/3 диаметра мотка. 2.5. Поверх досок с шагом 2 м заводятся найтовы из стального каната диаметром не менее 18 мм. Для крепления их к бортам судна используются рымы или отверстия в шпангоутах, расположенные не менее чем на 1000 мм ниже предполагаемого уровня поверхности штабеля. Найтовы обтягивают втугую с помощью лебедок (через систему канифас - блоков) с последующим взятием ветвей найтовов в средней их части на винтовые талрепы. Приложение 7 СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ШТАБЕЛЕЙ СЛИТКОВ 1. При укладке первого яруса под слитки, расположенные на расстоянии 2,0 - 2,5 м друг от друга, следует уложить стропы из стального каната диаметром 15 - 16 мм; длина каждой ветки стропа должна быть на 2,0 м более высоты штабеля. Последующие ярусы укладывают поднимая концы стропов так, чтобы они проходили между двумя слитками; для защиты стропов между слитками необходимо устанавливать вертикальные деревянные прокладки; поверх последнего яруса поперек слитков уложить под стропами деревянные брусья сечением не менее 100 x 100 мм; плотно притянуть и закрепить брусья к штабелю, соединив между собой концы соседних стропов; слитки верхнего яруса расклинить от бортов, переборок и между собой (рис. П.7.1). 2. Если слитки размещаются на значительном расстоянии от бортов, например, в просвете люка (рис. П.7.2), их укладка должна производиться пирамидой со смещением слитков каждого яруса по отношению к предыдущему либо на половину ширины, либо на половину ширины и длины слитка. Крайние слитки по периметру каждого яруса и все слитки верхнего яруса должны скрепляться между собой приварными планками. Количество приварных планок сечением 10 x 50 x 100 мм должно быть не менее 2 шт., на каждые 5 т массы слитка. Весь штабель слитков должен быть закреплен к бортам найтовами, заведенными "в обхват" под слитки каждого яруса. Количество и диаметр найтовов определяются расчетом в соответствии с РД 31.11.21.16-96. Тяжелые слитки, удельное давление которых на перекрытие превышает допустимое, должны укладываться в 1 ярус на специальные деревянные настилы или подушки из толстых брусьев. Размеры настила или подушек должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на рамный (прочный) набор перекрытия. Для предотвращения смещения по бокам под слиток должны быть уложены и закреплены к настилу деревянные клинья или брусья, а сами слитки должны быть закреплены "в обхват" найтовами к прочному набору корпуса. Приложение 8 СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ИЗЛОЖНИЦ Изложницы, размещенные на всю ширину грузового помещения, крепятся деревянными брусьями, досками, клиньями от бортов, переборок и между собой. Изложницы массой свыше 5 т, укладка которых в подпалубные пространства затруднена, размещаются в горизонтальном (рис. П.8.1) или вертикальном (рис. П.8.2) положении в 1 ярус в просвете грузовых люков. Если давление изложниц на палубу превышает допустимое, то они должны ставиться или укладываться на специальные деревянные настилы и подушки из толстых брусьев. Размеры площади настилов и подушек, а также сечение брусьев должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на прочные связи перекрытия. Крепление изложниц может быть индивидуальным или групповым. При индивидуальном креплении каждая изложница крепится стальными канатами к прочному набору корпуса. При групповом креплении несколько изложниц скрепляются между собой стяжками и крепятся стальными канатами к прочному набору корпуса судна. Изложницы в группе должны быть установлены или уложены плотно друг к другу и тщательно закреплены деревянными клиньями, досками или брусьями. Прочные размеры найтовов и стяжек определяются расчетами в соответствии с общими требованиями РД 31.11.21.16-96. Приложение 9 МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ЧУГУНА В ЧУШКАХ УДЛИНЕННОЙ ФОРМЫ НАВАЛОМ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ НАСТИЛЕ 1. В соответствии с приложением 5 РД 31.11.21.16-96 безопасность перевозки структурообразующего груза, каким является чугун в чушках удлиненной формы, оценивается критерием несмещаемости в виде: ---------------------------------------------------------------------- | ТЭТАs | | | лямбда s = ------- >= 1, | (П.9.1) | | ТЭТАdin | | ---------------------------------------------------------------------- где: ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза, град; ТЭТАdin - амплитуда бортовой качки судна с грузом в трюмах, град, определяемая по п. 2.2.2 приложения 5 РД 31.11.21.16-96 в соответствии с районом предстоящего плавания. 2. При размещении чугуна в трюме судна, когда поверхность штабеля располагается ниже центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости ТЭТАs чугуна в чушках удлиненной формы зависит только от высоты опирания штабеля на борта судна H, м, и определяется по графику на рис. П.9.1. 3. При размещении чугуна в твиндеке судна или в трюме, когда поверхность штабеля располагается выше центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости чугуна зависит также от периода бортовой качки судна Tк, с, и возвышения поверхности груза над центром тяжести загруженного судна z, м, и определяется по одному из графиков на рис. П.9.2 ("а", "б", "в", "г") в зависимости от высоты опирания штабеля H, м, на борта судна. Приложение 10 ПЕРЕЧЕНЬ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ФОРМ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ 1. Алюминий и сплавы (плиты, Т-образные слитки, отливки, блоки, сплошные и фасонные профили, прутки, проволока, проволока - катанка, ленты, полосы, листы в пакетах и рулонах, катоды, чушки, чушки в пакетах). 2. Бабиты кольцевые (ящики). 3. Биметалл (сталь + томпак - ленты и полосы в рулонах и пакетах). 4. Бронза (чушки в пакетах, прутки, проволока, полосы и ленты в ящиках, пачках и рулонах). 5. Висмут (ящики). 6. Вольфрам (трубы, стержни, прутки, проволока, пластины, лента, фольга в пакетах, связках в ящиках, порошок). 7. Золото (аноды в полосах в ящиках). 8. Кадмий (листы и плиты в ящиках, анодные пластины, чушки, барабаны). 9. Кобальт (мешки, бочонки, деревянные контейнеры). 10. Латунь (плиты, чушки, полосы, прутки, трубы в ящиках, пучках, бухтах). 11. Магний (прутки, чушки в пакетах). 12. Марганец (куски в барабанах и ящиках). 13. Медь и сплавы (листы, плиты, полосы, профили, катоды, лента, отливки, слитки, слитки в пакетах, вайербарсы, трубы в пачках, бухтах, пакетах, проволока, провода на катушках, чушки, чушки в пакетах). 14. Мельхиор, Нейзильбер и Монель (лента в рулонах, трубы в ящиках). 15. Молибден (полосы в пачках, в пакетах, проволока). 16. Монель - металл (прутки в ящиках). 17. Натрий металлический (бочки). 18. Никель и сплавы (гранулы в спецконтейнерах, порошок в бочках, катоды, проволока, трубки в пучках в ящиках, листы и полосы в ящиках). 19. Олово и оловяно - свинцовые сплавы (чушки, слитки, в виде прутков, блоков). 20. Осмий (порошок в ампулах в ящиках). 21. Платина, палладий, иридий и родий и их сплавы (слитки, полосы в пакетах и ящиках, порошок). 22. Припои оловяно - свинцовые (чушки). 23. Ртуть (бидоны). 24. Свинец и сплавы (листы, чушки, чушки в пакетах, порошок в мешках или ящиках, трубы на барабанах, в бухтах, ящиках). 25. Силумин (отливки, Т-образные слитки, чушки, чушки в пакетах, отливки в пакетах). 26. Титан и сплавы (прутки, трубки, слитки). 27. Файнштейн (в слитках - в контейнерах СК-30-Д или в изложницах, колотый - в спецконтейнерах). 28. Хром (ящики). 29. Цинк и сплавы (чушки, чушки в пакетах, блоки, порошок в барабанах и флягах). 30. Лом и отходы цветных металлов (в пакетах, пачках, стопках, в бухтах, разделанный, без упаковки) размеры не должны превышать: пакетов 400 x 400 x 700 мм, связок, бухт 400 x 700 мм. Максимальные размеры отдельных кусков в одном из измерений - не более 1000 мм. Максимальные размеры отдельных кусков низкокачественного лома и прочих отходов - не более 1000 x 1000 x 2000 мм. NVGUU Страницы: 1 2 |